Фото © Андрей Карагодин
Андрей Васильевич Карагодин – историк и преподаватель истфака МГУ, давно увлеченный культурным наследием Крыма, автор многочисленных статей и известного блога о его памятниках; он также посвятил этой теме свою докторскую диссертацию. Новая книга стала – надеюсь, промежуточным – итогом этого увлечения. Повествование удачно сочетает легкую увлекательность травелога с основательностью научного исследования. Хотя об архитектуре пишет историк, текст, несомненно, будет интересен архитекторам и архитектуроведам.
Впрочем, текст оказывается в некоторой тени блестящего иллюстративного ряда. На страницах книги ценители увидят крупно и качественно воспроизведенные архитектурные чертежи, которые охватывают эпоху от Карла Фридриха Шинкеля и Ивана Фомина до Анатолия Полянского, архивные фотографии, а также монументальную черно-белую съемку Михаила Розанова, ведущего архитектурного фотографа страны.
Фото © Андрей Карагодин
В аннотации на задней обложке, а также в появившихся анонсах, книга отнесена к жанру путеводителей. С этим трудно однозначно согласиться. В связи со своим весьма внушительным размером и весом издание с трудом пригодно к этой функции. Оно является по сути качественным краеведческим исследованием – с одной стороны, и впечатляющим фотоальбомом – с другой. Несомненно, собранный в книге материал должен стать основой увлекательного путеводителя – книжки соответствующего формата, снабженной необходимыми схемами и туристической информацией.
Стержневой концепцией автора является идея Крыма как «новоэллинской утопии»: это отсылка к «Греческому проекту» Екатерины Великой и к окутывающему Тавриду облаку античных мифов и исторических воспоминаний – от Гомера и Геродота до Максимилиана Волошина.
«Там киммериян печальная область, покрытая вечно
Влажным туманом и мглой облаков; никогда не являет
Оку людей там лица лучезарного Гелиос, землю ль
Он покидает, всходя на звездами обильное небо,
С неба ль, звездами обильного, сходит, к земле обращаясь;
Ночь безотрадная там искони окружает живущих.»
(Гомер, «Одиссея», 11 песнь, перевод Василия Жуковского)
Единственная часть античного мира, оказавшаяся в составе России, самим грекам, как о том свидетельствуют приведенные строки Гомера, виделась холодным и бесприютным краем света, подходящим местом для общения с душами усопших. При римлянах же Крым стал наиболее суровым из мест ссылки.
Тысячелетиями позднее, в восприятии жителей России, самой северной из крупных стран, Крым стал местом мечты о культурном и климатическом «рае», как полуостров называла уже Екатерина II в письмах светлейшему князю Григорию Потемкину-Таврическому.
Не удивительно, что климат и культурно-мифологическая аура неизменно провоцировали как высокопоставленных, так и частных заказчиков на романтические замыслы. Наиболее грандиозные из них так и остались в сфере архитектурных утопий – например, шинкелевский проект дворца-акрополя в Ореанде, по сей день будоражащий воображение и амбиции застройщиков и архитекторов.
Фото © Андрей Карагодин
Уделяя основное внимание наследию последних двух с половиной столетий, автор, тем не менее, начинает повествование с античных памятников Керчи-Пантикапея. Возможно, здесь следовало бы проявить последовательность и либо отказаться от всего, выходящего за обозначенные временные рамки, либо также упомянуть памятники византийского, генуэзского и татарского Средневековья. Вероятно, мы увидим это в «N-м, переработанном и улучшенном издании» книги.
Автор последовательно проводит читателя через стилистические эпохи русской архитектуры с начала XIX века по конец советского периода. Великолепный дворец Воронцова в Алупке, редкий в России памятник «англо-индийского стиля», императорские и великокняжеские резиденции эпохи эклектики XIX – начала XX века, неоампирные проекты Ивана Фомина, проекты реконструкции Ялты Ивана Леонидова и Андрея Бурова, роскошные сталинские санатории первого послевоенного десятилетия, едва ли не впервые показанные столь подробно, убедительно иллюстрируют авторскую «эллинско-утопическую» концепцию.
Фото © Андрей Карагодин
Шокирующим контрастом к этому двухсотлетнему последовательному воплощению антично-курортной мечты выглядит последний раздел книги – позднесоветский модернизм 1960-1980-х гг., невольно возбуждая вопросы о его уместности и, за исключением немногих выдающихся образцов, дальнейшей судьбе.
В заключении необходимо отметить высокое качество полиграфического исполнения, исключив из него, однако, книжный дизайн, мало соответствующий качественному уровню, содержанию и общему настроению книги. Надеемся, оформление также станет предметом «переработки и улучшения» в следующих изданиях этого, несомненно, впечатляющего труда.