Публикуем рецензию на вышедшую в этом январе книгу Андрея Карагодина «Новая Эллада. Два века архитектурной утопии на южном берегу Крыма».
Книга Андрея Карагодина «Новая Эллада. Два века архитектурной утопии на южном берегу Крыма», вышедшая из печати в первые недели нового 2023 года, вероятно, является наиболее полным и масштабным на сегодняшний день исследованием архитектурного наследия южного берега Крыма.
Андрей Васильевич Карагодин – историк и преподаватель истфака МГУ, давно увлеченный культурным наследием Крыма, автор многочисленных статей и известного блога о его памятниках; он также посвятил этой теме свою докторскую диссертацию. Новая книга стала – надеюсь, промежуточным – итогом этого увлечения. Повествование удачно сочетает легкую увлекательность травелога с основательностью научного исследования. Хотя об архитектуре пишет историк, текст, несомненно, будет интересен архитекторам и архитектуроведам.
Впрочем, текст оказывается в некоторой тени блестящего иллюстративного ряда. На страницах книги ценители увидят крупно и качественно воспроизведенные архитектурные чертежи, которые охватывают эпоху от Карла Фридриха Шинкеля и Ивана Фомина до Анатолия Полянского, архивные фотографии, а также монументальную черно-белую съемку Михаила Розанова, ведущего архитектурного фотографа страны.
В аннотации на задней обложке, а также в появившихся анонсах, книга отнесена к жанру путеводителей. С этим трудно однозначно согласиться. В связи со своим весьма внушительным размером и весом издание с трудом пригодно к этой функции. Оно является по сути качественным краеведческим исследованием – с одной стороны, и впечатляющим фотоальбомом – с другой. Несомненно, собранный в книге материал должен стать основой увлекательного путеводителя – книжки соответствующего формата, снабженной необходимыми схемами и туристической информацией.
Стержневой концепцией автора является идея Крыма как «новоэллинской утопии»: это отсылка к «Греческому проекту» Екатерины Великой и к окутывающему Тавриду облаку античных мифов и исторических воспоминаний – от Гомера и Геродота до Максимилиана Волошина.
«Там киммериян печальная область, покрытая вечно Влажным туманом и мглой облаков; никогда не являет Оку людей там лица лучезарного Гелиос, землю ль Он покидает, всходя на звездами обильное небо, С неба ль, звездами обильного, сходит, к земле обращаясь; Ночь безотрадная там искони окружает живущих.» (Гомер, «Одиссея», 11 песнь, перевод Василия Жуковского)
Единственная часть античного мира, оказавшаяся в составе России, самим грекам, как о том свидетельствуют приведенные строки Гомера, виделась холодным и бесприютным краем света, подходящим местом для общения с душами усопших. При римлянах же Крым стал наиболее суровым из мест ссылки. Тысячелетиями позднее, в восприятии жителей России, самой северной из крупных стран, Крым стал местом мечты о культурном и климатическом «рае», как полуостров называла уже Екатерина II в письмах светлейшему князю Григорию Потемкину-Таврическому.
Не удивительно, что климат и культурно-мифологическая аура неизменно провоцировали как высокопоставленных, так и частных заказчиков на романтические замыслы. Наиболее грандиозные из них так и остались в сфере архитектурных утопий – например, шинкелевский проект дворца-акрополя в Ореанде, по сей день будоражащий воображение и амбиции застройщиков и архитекторов.
Уделяя основное внимание наследию последних двух с половиной столетий, автор, тем не менее, начинает повествование с античных памятников Керчи-Пантикапея. Возможно, здесь следовало бы проявить последовательность и либо отказаться от всего, выходящего за обозначенные временные рамки, либо также упомянуть памятники византийского, генуэзского и татарского Средневековья. Вероятно, мы увидим это в «N-м, переработанном и улучшенном издании» книги.
Автор последовательно проводит читателя через стилистические эпохи русской архитектуры с начала XIX века по конец советского периода. Великолепный дворец Воронцова в Алупке, редкий в России памятник «англо-индийского стиля», императорские и великокняжеские резиденции эпохи эклектики XIX – начала XX века, неоампирные проекты Ивана Фомина, проекты реконструкции Ялты Ивана Леонидова и Андрея Бурова, роскошные сталинские санатории первого послевоенного десятилетия, едва ли не впервые показанные столь подробно, убедительно иллюстрируют авторскую «эллинско-утопическую» концепцию.
Шокирующим контрастом к этому двухсотлетнему последовательному воплощению антично-курортной мечты выглядит последний раздел книги – позднесоветский модернизм 1960-1980-х гг., невольно возбуждая вопросы о его уместности и, за исключением немногих выдающихся образцов, дальнейшей судьбе.
В заключении необходимо отметить высокое качество полиграфического исполнения, исключив из него, однако, книжный дизайн, мало соответствующий качественному уровню, содержанию и общему настроению книги. Надеемся, оформление также станет предметом «переработки и улучшения» в следующих изданиях этого, несомненно, впечатляющего труда.