Когда и как «Народный архитектор» начал заниматься навигацией?
Алексей Курков:
Навигацией мы занимаемся с 2015 года, сейчас у нас пять реализованных проектов. Началось с того, что мы оформляли выставки в Музее архитектуры – инсталляцию «Коридор времени», которая временно заменяла основную экспозицию, а также выставки про Казанский вокзал, Сухаревскую башню и музейных реставраторов. Параллельно мы разработали для музея навигацию, которая не затрагивала здание-памятник: это были фанерные модули с фрезерованными надписями, без креплений к стенам, но достаточно тяжелые, чтобы быть устойчивыми, и с резиновыми подкладками, чтобы не скользили. Монтаж занимал две минуты, такие конструкции сложно задеть, они не падают. В Руине мы установили окрашенные черные модули, а в Анфиладе – белые.
Как вы подходите к задаче сделать навигацию? Наверняка необходимо уплотнить информацию и встроить ее в пространство, но какие еще есть принципы?
Навигация всегда получается разная – на это влияют параметры площадки, исторический контекст, потоки людей. Каждое пространство хочет коммуницировать с посетителями, но каждое – по-своему. Мы стараемся уловить это настроение и найти подходящий язык. Где-то важно не добавить визуального мусора, а где-то необходимо создать акценты, привлечь внимание с помощью арт-объекта.
Не всегда навигация – это указатели. Можно использовать музыку или свет. В парке Веретьево Бродского, например, едва ли хочется видеть таблички и указатели, поэтому у них навигация – это книжка, путеводитель.
Второй момент – необходимо добиться достаточности информационных носителей, чтобы их было не много, но и не мало. Не нужно надоедливо выполнять функцию, к тому же каждый модуль стоит денег.
Вашей навигации часто сопутствует дополнительная информационная «нагрузка» – это персональный подход, заказ или тренд?
Я бы сказал, это наш подход, который соответствует тому, к чему все идет. С учетом развития картографических сервисов человек скорее проложит маршрут в смартфоне, чем будет пользоваться указателями. Поэтому когда есть оформленное пространство, а человек уже осмыслил и понял его границы – у навигации может появиться дополнительная функция, которую иногда нужно изобретать. С девелоперами, например, мы делаем навигацию во дворах кварталов. Здесь люди находятся каждый день и быстро начинают ориентироваться, поэтому мы «зашили» в навигацию историю места, рассказали о флоре и фауне, которая здесь существует.
Городом пользуется огромное количество людей, там навигация должна быть простой и понятной широкому кругу пользователей, не должно быть двойных смыслов. А в небольшом парке позволительно делать навигацию, приближенную к арт-объектам, но в то же время не захламлять пространство и помогать самостоятельным туристам получить максимум информации. Гибриды и мультифункциональность сейчас повсюду, в том числе и в навигации.
Заметно, что в ваших проектах навигации нет предпочитаемой стилистики...
Мы стараемся помнить, что навигация – это не наше заявление. Это общение парка, музея, района. Важно найти стилистику этого общения. Если бы нам казалось, что Воронцовский парк должен разговаривать неоновыми вывесками – мы шли бы в этом направлении. Но в Воронцовском парке информационные щиты сделаны в виде деликатных рам, историческая информация написана шрифтом с засечками, а инфраструктурная – обычным, спокойным. Классика в современном прочтении.
Если мы работаем с архитекторами, то встраиваемся в их архитектурный язык. В благоустройстве уже заложены некие правила и принципы, выбрана плитка, лавочки и фонари, а мы в навигации ищем возможность для пересечения по материалам, цветам и фактурам. Если архитекторы выбирают дерево, то и мы обратимся к дереву, если у них есть полированый металл, то и мы его используем.
Не кажется ли вам, что вы как архитектор размениваетесь на мелкие задачи, работая с навигацией? Что вам как архитектору дает эта группа проектов?
Не соглашусь, что это мелкая история. Навигация для общественного пространства – завершающий штрих, который говорит о том, что пространство оформлено, пространство понимает, что оно хочет сообщить и готово раскрыть карты и направления. Эта задача в той же степени архитектурная, как и дизайнерская. Интерес состоит в том, что работа одних обогащается работой других. Архитектор понимает потоки посетителей, взгляды и акценты, дизайнер видит своим взглядом.
Можно ли сказать, что работа с навигацией стала одной из ваших специализаций?
Да, мы планируем развивать это направление и дальше, больше работать с девелоперами, которые начинают понимать, что навигация – такое же рыночное преимущество, как благоустройство и средовые проекты. Дворы, внутриквартальные бульвары и парки становятся все сложнее и разнообразнее, а девелоперам необходимо транслировать свой подход. Навигация в этом помогает.
Мы работаем с разными типами пространств, умеем сочетать навигацию с образовательно-информационной функцией, всегда стараемся обогатить пространства. Нам уже доверяют, есть репутация и понимание, что наш подход – не типовой. Каждый раз разворачивается индивидуальная история.
***
Система навигации в Дарвиновском музее
Автор
Алексей КурковДмитрий Селивохин
Мастерская
Архитектурное бюро «Народный архитектор»
Авторский
коллектив
коллектив
Алексей Курков, Дмитрий Селивохин, Тамара Куркова, Родион Китаев
Где
Россия, Москва. ул. Вавилова, 57
Даты
— 2013 / — 2014
Функция
Культурный / Музей
Когда мы пришли в Дарвиновский музей, то поняли, что он слишком живой. Если основное здание 1980-х годов построено именно как музей, то пристроенная к нему в 1990-х башня предназначалась для хранения и администрации, но в результате на каждом из ее семи этажей что-то происходит, при этом войти можно только через подвал. У музея сложная структура, два гардероба и две кассы – нам нужно было все привести к общему знаменателю.
Основная экспозиция занимает три этажа и семь залов, каждый из которых рассказывает свою историю – зарождение жизни, микроэволюция, макроэволюция. Для идентификации этих пространств иллюстратор Родион Китаев придумал композиции, выполненные в разных техниках – от стилизации под детские рисунки до cut out и ксилографии.
Навигационные модули мы сделали строгими, потому что в музее много ярких экспонатов. Планы этажей напоминают взрыв-схему и наглядно показывают, как соединяются залы. Разные корпуса мы маркировали цветом: оранжевый использовали для основного здания, а синий – для пристройки. Там, где нужно что-то подчеркнуть, мы позволили себе крупные яркие объекты, в остальном же придерживались минимализма.
Основная экспозиция занимает три этажа и семь залов, каждый из которых рассказывает свою историю – зарождение жизни, микроэволюция, макроэволюция. Для идентификации этих пространств иллюстратор Родион Китаев придумал композиции, выполненные в разных техниках – от стилизации под детские рисунки до cut out и ксилографии.
Навигационные модули мы сделали строгими, потому что в музее много ярких экспонатов. Планы этажей напоминают взрыв-схему и наглядно показывают, как соединяются залы. Разные корпуса мы маркировали цветом: оранжевый использовали для основного здания, а синий – для пристройки. Там, где нужно что-то подчеркнуть, мы позволили себе крупные яркие объекты, в остальном же придерживались минимализма.
Система навигации и концепция интерьера в Юсуповском дворце на Мойке
Автор
Алексей Курков
Мастерская
Архитектурное бюро «Народный архитектор»
Авторский
коллектив
коллектив
Алексей Курков, Екатерина Жилманова, Денис Агафонов
Где
Россия, Санкт-Петербург. наб. реки Мойки, 94
Даты
2015 — 2016 / 2017 — 2018
Функция
Культурный / Музей
Юсуповский дворец сначала поставил нам задачу по новому зонированию подвальных помещений, где сосредоточена инфраструктура – буфет, туалеты, магазин, и только потом – по навигации во всем музее, а также в саду.
Поскольку историческую планировку цокольного этажа поменять нельзя, мы придумали новые назначения помещений и способы движения. Для интуитивной навигации в этом пространстве мы предложили акцентировать два коридора – один, со сводами, очистить от штукатурки, а второй, с окнами, выкрасить в желтый цвет, на стенах разместить планшеты с историей дворца. Не все было реализовано, но получилось главное – перенести гардероб и кассу, организовать круговое движение, добавить вход с улицы Декабристов, развести потоки групп и самостоятельных посетителей.
Для этажей с историческими интерьерами и основной экспозиции мы выбрали более сдержанное решение: золотистые подставки, «дворцовый» стиль в рисунке пиктограмм. Каждый зал уникален, модули навигации тоже получились уникальные. В саду навигация минимально достаточная, поскольку парк – памятник, да и объектов в нем не так много, чтобы на них указывать.
Поскольку историческую планировку цокольного этажа поменять нельзя, мы придумали новые назначения помещений и способы движения. Для интуитивной навигации в этом пространстве мы предложили акцентировать два коридора – один, со сводами, очистить от штукатурки, а второй, с окнами, выкрасить в желтый цвет, на стенах разместить планшеты с историей дворца. Не все было реализовано, но получилось главное – перенести гардероб и кассу, организовать круговое движение, добавить вход с улицы Декабристов, развести потоки групп и самостоятельных посетителей.
Для этажей с историческими интерьерами и основной экспозиции мы выбрали более сдержанное решение: золотистые подставки, «дворцовый» стиль в рисунке пиктограмм. Каждый зал уникален, модули навигации тоже получились уникальные. В саду навигация минимально достаточная, поскольку парк – памятник, да и объектов в нем не так много, чтобы на них указывать.
Ссылки
Правила поведения и навигация на площадке «Салют» в парке Горького
Автор
Алексей Курков
Мастерская
Архитектурное бюро «Народный архитектор»
Авторский
коллектив
коллектив
Алексей Курков, Екатерина Жилманова
Где
Россия, Москва. ЦПКиО им.М.Горького
Даты
2017 — 2018 / — 2018
Функция
Ландшафт / Парк
В Парке Горького нам заказали навигацию для детской площадки. Мы исходили из концепции архитекторов AFA, что дети здесь – исследователи, им не нужно сообщать, что ждет за поворотом тропинки. Поэтому мы сосредоточились на двух элементах – карте, которая позволяет охватить сразу все, и на правилах поведения, которые разрабатывались совместно с психологами.
Для трансляции правил мы придумали комиксы с персонажами, которые «живут» в бетонных домиках – навигационных модулях с шестью рабочими сторонами. У каждого домика свой размер и дизайн: у малышей домики пониже, у старших – повыше. Всего получилось восемь домиков и две карты.
Табличка, которая сообщает, что можно и чего нельзя делать, – это некая обязательная часть таких площадок, и нередко она выглядит чужеродно. Но здесь, как нам кажется, домики отлично вписались.
Для трансляции правил мы придумали комиксы с персонажами, которые «живут» в бетонных домиках – навигационных модулях с шестью рабочими сторонами. У каждого домика свой размер и дизайн: у малышей домики пониже, у старших – повыше. Всего получилось восемь домиков и две карты.
Табличка, которая сообщает, что можно и чего нельзя делать, – это некая обязательная часть таких площадок, и нередко она выглядит чужеродно. Но здесь, как нам кажется, домики отлично вписались.
Система навигации в Воронцовском парке
Автор
Алексей КурковАнтон Ладыгин
Мастерская
Архитектурное бюро «Народный архитектор»
Авторский
коллектив
коллектив
Алексей Курков, Антон Ладыгин, Дарья Смирнова, Анастасия Аникеева
Где
Россия, Москва. Воронцовский парк, дом 3
Даты
2020 — 2021 / — 2022
Функция
Ландшафт / Парк
Усадебный парк – это ансамбль, поэтому нам хотелось сделать деликатную навигацию, но в то же время акцентировать исторические объекты. Мы придумали два формата навигационных модулей: для существующих и утраченных исторических объектов – рамы-картины, а для инфраструктурных – стелы из дерева и металла.
Рамы из лиственницы с матовыми «холстами» не закрывают виды, но при этом насыщены информацией – картами, схемами, текстами и визуальными реконструкциями. Они рассказывают истории, углубляющие опыт пребывания в парке, – о главном усадебном доме, который не сохранился, о дубраве, которой больше ста лет, о дачах начала XX века и приземлении дирижабля, описанного в «Войне и мире». Прозрачное наложение дает эффект дополненной реальности.
Вся информация продублирована шрифтом Брайля, есть рельефные карты размером в две ладони – нам кажется, что так слабовидящие могут получить сразу весь образ места, после чего им будет легче сориентироваться.
Рамы из лиственницы с матовыми «холстами» не закрывают виды, но при этом насыщены информацией – картами, схемами, текстами и визуальными реконструкциями. Они рассказывают истории, углубляющие опыт пребывания в парке, – о главном усадебном доме, который не сохранился, о дубраве, которой больше ста лет, о дачах начала XX века и приземлении дирижабля, описанного в «Войне и мире». Прозрачное наложение дает эффект дополненной реальности.
Вся информация продублирована шрифтом Брайля, есть рельефные карты размером в две ладони – нам кажется, что так слабовидящие могут получить сразу весь образ места, после чего им будет легче сориентироваться.