English version

Алексей Курков: «Суть навигации – в диалоге с пространством и проявлении того, что оно хочет сказать»

Одна из специализаций бюро «Народный архитектор» – навигационные системы в общественных пространствах. Алексей Курков рассказал о том, почему это направление – серьезная архитектурная задача, решение которой позволяет не только сделать место понятным и комфортным, но и сохранить его память или добавить новую ценность.

mainImg
show_relations = 1 orgsLink = Array misc_22 = 0 content_flow_id = 6 record_thematic_status = 0 t_news_block_1_publish =
Архи.ру:
Когда и как «Народный архитектор» начал заниматься навигацией?

Алексей Курков:
Навигацией мы занимаемся с 2015 года, сейчас у нас пять реализованных проектов. Началось с того, что мы оформляли выставки в Музее архитектуры – инсталляцию «Коридор времени», которая временно заменяла основную экспозицию, а также выставки про Казанский вокзал, Сухаревскую башню и музейных реставраторов. Параллельно мы разработали для музея навигацию, которая не затрагивала здание-памятник: это были фанерные модули с фрезерованными надписями, без креплений к стенам, но достаточно тяжелые, чтобы быть устойчивыми, и с резиновыми подкладками, чтобы не скользили. Монтаж занимал две минуты, такие конструкции сложно задеть, они не падают. В Руине мы установили окрашенные черные модули, а в Анфиладе – белые. 
  • zooming
    1 / 4
    Интерьерная навигация в Музее архитектуры
    Фотография © Арсений Россихин / предоставлена Архитектурное бюро «Народный архитектор»
  • zooming
    2 / 4
    Интерьерная навигация в Музее архитектуры
    Фотография © Арсений Россихин / предоставлена Архитектурное бюро «Народный архитектор»
  • zooming
    3 / 4
    Интерьерная навигация в Музее архитектуры
    Фотография © Арсений Россихин / предоставлена Архитектурное бюро «Народный архитектор»
  • zooming
    4 / 4
    Интерьерная навигация в Музее архитектуры
    Фотография © Арсений Россихин / предоставлена Архитектурное бюро «Народный архитектор»


Как вы подходите к задаче сделать навигацию? Наверняка необходимо уплотнить информацию и встроить ее в пространство, но какие еще есть принципы?

Навигация всегда получается разная – на это влияют параметры площадки, исторический контекст, потоки людей. Каждое пространство хочет коммуницировать с посетителями, но каждое – по-своему. Мы стараемся уловить это настроение и найти подходящий язык. Где-то важно не добавить визуального мусора, а где-то необходимо создать акценты, привлечь внимание с помощью арт-объекта.

Не всегда навигация – это указатели. Можно использовать музыку или свет. В парке Веретьево Бродского, например, едва ли хочется видеть таблички и указатели, поэтому у них навигация – это книжка, путеводитель. 
Система навигации в Воронцовском парке, 2022
Фотография © Арсений Россихин / предоставлена Архитектурное бюро «Народный архитектор»

Второй момент – необходимо добиться достаточности информационных носителей, чтобы их было не много, но и не мало. Не нужно надоедливо выполнять функцию, к тому же каждый модуль стоит денег. 
Правила поведения и навигация на площадке «Салют» в парке Горького, 2018
Фотография © Арсений Россихин / предоставлена Архитектурное бюро «Народный архитектор»

Вашей навигации часто сопутствует дополнительная информационная «нагрузка» – это персональный подход, заказ или тренд?

Я бы сказал, это наш подход, который соответствует тому, к чему все идет. С учетом развития картографических сервисов человек скорее проложит маршрут в смартфоне, чем будет пользоваться указателями. Поэтому когда есть оформленное пространство, а человек уже осмыслил и понял его границы – у навигации может появиться дополнительная функция, которую иногда нужно изобретать. С девелоперами, например, мы делаем навигацию во дворах кварталов. Здесь люди находятся каждый день и быстро начинают ориентироваться, поэтому мы «зашили» в навигацию историю места, рассказали о флоре и фауне, которая здесь существует. 

Городом пользуется огромное количество людей, там навигация должна быть простой и понятной широкому кругу пользователей, не должно быть двойных смыслов. А в небольшом парке позволительно делать навигацию, приближенную к арт-объектам, но в то же время не захламлять пространство и помогать самостоятельным туристам получить максимум информации. Гибриды и мультифункциональность сейчас повсюду, в том числе и в навигации. 
Система навигации в Воронцовском парке, 2022
Фотография © Арсений Россихин / предоставлена Архитектурное бюро «Народный архитектор»

Заметно, что в ваших проектах навигации нет предпочитаемой стилистики...

Мы стараемся помнить, что навигация – это не наше заявление. Это общение парка, музея, района. Важно найти стилистику этого общения. Если бы нам казалось, что Воронцовский парк должен разговаривать неоновыми вывесками – мы шли бы в этом направлении. Но в Воронцовском парке информационные щиты сделаны в виде деликатных рам, историческая информация написана шрифтом с засечками, а инфраструктурная – обычным, спокойным. Классика в современном прочтении. 
Система навигации в Воронцовском парке, 2022
Фотография © Арсений Россихин / предоставлена Архитектурное бюро «Народный архитектор»

Если мы работаем с архитекторами, то встраиваемся в их архитектурный язык. В благоустройстве уже заложены некие правила и принципы, выбрана плитка, лавочки и фонари, а мы в навигации ищем возможность для пересечения по материалам, цветам и фактурам. Если архитекторы выбирают дерево, то и мы обратимся к дереву, если у них есть полированый металл, то и мы его используем. 
Правила поведения и навигация на площадке «Салют» в парке Горького, 2018
Фотография © Арсений Россихин / предоставлена Архитектурное бюро «Народный архитектор»


Не кажется ли вам, что вы как архитектор размениваетесь на мелкие задачи, работая с навигацией? Что вам как архитектору дает эта группа проектов?

Не соглашусь, что это мелкая история. Навигация для общественного пространства – завершающий штрих, который говорит о том, что пространство оформлено, пространство понимает, что оно хочет сообщить и готово раскрыть карты и направления. Эта задача в той же степени архитектурная, как и дизайнерская. Интерес состоит в том, что работа одних обогащается работой других. Архитектор понимает потоки посетителей, взгляды и акценты, дизайнер видит своим взглядом.
Система навигации и концепция интерьера в Юсуповском дворце на Мойке, 2018
© Архитектурное бюро «Народный архитектор»
 

Можно ли сказать, что работа с навигацией стала одной из ваших специализаций? 

Да, мы планируем развивать это направление и дальше, больше работать с девелоперами, которые начинают понимать, что навигация – такое же рыночное преимущество, как благоустройство и средовые проекты. Дворы, внутриквартальные бульвары и парки становятся все сложнее и разнообразнее, а девелоперам необходимо транслировать свой подход. Навигация в этом помогает. 

Мы работаем с разными типами пространств, умеем сочетать навигацию с образовательно-информационной функцией, всегда стараемся обогатить пространства. Нам уже доверяют, есть репутация и понимание, что наш подход – не типовой. Каждый раз разворачивается индивидуальная история. 
 

***

Система навигации в Дарвиновском музее
Фотография © Арсений Россихин / предоставлена Архитектурное бюро «Народный архитектор»

Система навигации в Дарвиновском музее

Автор
Алексей Курков
Дмитрий Селивохин
Мастерская
Архитектурное бюро «Народный архитектор»
Авторский
коллектив
Алексей Курков, Дмитрий Селивохин, Тамара Куркова, Родион Китаев
Где
Россия, Москва. ул. Вавилова, 57
Даты
— 2013 / — 2014
Функция
Культурный / Музей
Когда мы пришли в Дарвиновский музей, то поняли, что он слишком живой. Если основное здание 1980-х годов построено именно как музей, то пристроенная к нему в 1990-х башня предназначалась для хранения и администрации, но в результате на каждом из ее семи этажей что-то происходит, при этом войти можно только через подвал. У музея сложная структура, два гардероба и две кассы – нам нужно было все привести к общему знаменателю. 

Основная экспозиция занимает три этажа и семь залов, каждый из которых рассказывает свою историю – зарождение жизни, микроэволюция, макроэволюция. Для идентификации этих пространств иллюстратор Родион Китаев придумал композиции, выполненные в разных техниках – от стилизации под детские рисунки до cut out и ксилографии.

Навигационные модули мы сделали строгими, потому что в музее много ярких экспонатов. Планы этажей напоминают взрыв-схему и наглядно показывают, как соединяются залы. Разные корпуса мы маркировали цветом: оранжевый использовали для основного здания, а синий – для пристройки. Там, где нужно что-то подчеркнуть, мы позволили себе крупные яркие объекты, в остальном же придерживались минимализма.   
  • zooming
    1 / 6
    Система навигации в Дарвиновском музее
    Фотография © Арсений Россихин / предоставлена Архитектурное бюро «Народный архитектор»
  • zooming
    2 / 6
    Система навигации в Дарвиновском музее
    Фотография © Арсений Россихин / предоставлена Архитектурное бюро «Народный архитектор»
  • zooming
    3 / 6
    Система навигации в Дарвиновском музее
    Фотография © Арсений Россихин / предоставлена Архитектурное бюро «Народный архитектор»
  • zooming
    4 / 6
    Система навигации в Дарвиновском музее
    Фотография © Арсений Россихин / предоставлена Архитектурное бюро «Народный архитектор»
  • zooming
    5 / 6
    Система навигации в Дарвиновском музее
    Фотография © Арсений Россихин / предоставлена Архитектурное бюро «Народный архитектор»
  • zooming
    6 / 6
    Система навигации в Дарвиновском музее
    Фотография © Арсений Россихин / предоставлена Архитектурное бюро «Народный архитектор»
Система навигации и концепция интерьера в Юсуповском дворце на Мойке, 2018
© Архитектурное бюро «Народный архитектор»

Система навигации и концепция интерьера в Юсуповском дворце на Мойке

Автор
Алексей Курков
Мастерская
Архитектурное бюро «Народный архитектор»
Авторский
коллектив
Алексей Курков, Екатерина Жилманова, Денис Агафонов
Где
Россия, Санкт-Петербург. наб. реки Мойки, 94
Даты
2015 — 2016 / 2017 — 2018
Функция
Культурный / Музей
Юсуповский дворец сначала поставил нам задачу по новому зонированию подвальных помещений, где сосредоточена инфраструктура – буфет, туалеты, магазин, и только потом – по навигации во всем музее, а также в саду.

Поскольку историческую планировку цокольного этажа поменять нельзя, мы придумали новые назначения помещений и способы движения. Для интуитивной навигации в этом пространстве мы предложили акцентировать два коридора – один, со сводами, очистить от штукатурки, а второй, с окнами, выкрасить в желтый цвет, на стенах разместить планшеты с историей дворца. Не все было реализовано, но получилось главное – перенести гардероб и кассу, организовать круговое движение, добавить вход с улицы Декабристов, развести потоки групп и самостоятельных посетителей. 

Для этажей с историческими интерьерами и основной экспозиции мы выбрали более сдержанное решение: золотистые подставки, «дворцовый» стиль в рисунке пиктограмм. Каждый зал уникален, модули навигации тоже получились уникальные. В саду навигация минимально достаточная, поскольку парк – памятник, да и объектов в нем не так много, чтобы на них указывать. 
  • zooming
    1 / 7
    Система навигации и концепция интерьера в Юсуповском дворце на Мойке
    © Архитектурное бюро «Народный архитектор»
  • zooming
    2 / 7
    Система навигации и концепция интерьера в Юсуповском дворце на Мойке
    © Архитектурное бюро «Народный архитектор»
  • zooming
    3 / 7
    Система навигации и концепция интерьера в Юсуповском дворце на Мойке
    © Архитектурное бюро «Народный архитектор»
  • zooming
    4 / 7
    Система навигации и концепция интерьера в Юсуповском дворце на Мойке
    © Архитектурное бюро «Народный архитектор»
  • zooming
    5 / 7
    Система навигации и концепция интерьера в Юсуповском дворце на Мойке
    © Архитектурное бюро «Народный архитектор»
  • zooming
    6 / 7
    Система навигации и концепция интерьера в Юсуповском дворце на Мойке
    © Архитектурное бюро «Народный архитектор»
  • zooming
    7 / 7
    Система навигации и концепция интерьера в Юсуповском дворце на Мойке
    © Архитектурное бюро «Народный архитектор»
Ссылки
Правила поведения и навигация на площадке «Салют» в парке Горького, 2018
Фотография © Арсений Россихин / предоставлена Архитектурное бюро «Народный архитектор»

Правила поведения и навигация на площадке «Салют» в парке Горького

Автор
Алексей Курков
Мастерская
Архитектурное бюро «Народный архитектор»
Авторский
коллектив
Алексей Курков, Екатерина Жилманова
Где
Россия, Москва. ЦПКиО им.М.Горького
Даты
2017 — 2018 / — 2018
Функция
Ландшафт / Парк
В Парке Горького нам заказали навигацию для детской площадки. Мы исходили из концепции архитекторов AFA, что дети здесь – исследователи, им не нужно сообщать, что ждет за поворотом тропинки. Поэтому мы сосредоточились на двух элементах – карте, которая позволяет охватить сразу все, и на правилах поведения, которые разрабатывались совместно с психологами.

Для трансляции правил мы придумали комиксы с персонажами, которые «живут» в бетонных домиках – навигационных модулях с шестью рабочими сторонами. У каждого домика свой размер и дизайн: у малышей домики пониже, у старших – повыше. Всего получилось восемь домиков и две карты. 

Табличка, которая сообщает, что можно и чего нельзя делать, – это некая обязательная часть таких площадок, и нередко она выглядит чужеродно. Но здесь, как нам кажется, домики отлично вписались.
  • zooming
    1 / 6
    Правила поведения и навигация на площадке «Салют» в парке Горького
    Фотография © Арсений Россихин / предоставлена Архитектурное бюро «Народный архитектор»
  • zooming
    2 / 6
    Правила поведения и навигация на площадке «Салют» в парке Горького
    Фотография © Арсений Россихин / предоставлена Архитектурное бюро «Народный архитектор»
  • zooming
    3 / 6
    Правила поведения и навигация на площадке «Салют» в парке Горького
    Фотография © Арсений Россихин / предоставлена Архитектурное бюро «Народный архитектор»
  • zooming
    4 / 6
    Правила поведения и навигация на площадке «Салют» в парке Горького
    Фотография © Арсений Россихин / предоставлена Архитектурное бюро «Народный архитектор»
  • zooming
    5 / 6
    Правила поведения и навигация на площадке «Салют» в парке Горького, 2018
    Фотография © Арсений Россихин / предоставлена Архитектурное бюро «Народный архитектор»
  • zooming
    6 / 6
    Правила поведения и навигация на площадке «Салют» в парке Горького
    © Архитектурное бюро «Народный архитектор»
Система навигации в Воронцовском парке
Фотография © Арсений Россихин / предоставлена Архитектурное бюро «Народный архитектор»

Система навигации в Воронцовском парке

Автор
Алексей Курков
Антон Ладыгин
Мастерская
Архитектурное бюро «Народный архитектор»
Авторский
коллектив
Алексей Курков, Антон Ладыгин, Дарья Смирнова, Анастасия Аникеева
Где
Россия, Москва. Воронцовский парк, дом 3
Даты
2020 — 2021 / — 2022
Функция
Ландшафт / Парк
Усадебный парк – это ансамбль, поэтому нам хотелось сделать деликатную навигацию, но в то же время акцентировать исторические объекты. Мы придумали два формата навигационных модулей: для существующих и утраченных исторических объектов – рамы-картины, а для инфраструктурных – стелы из дерева и металла.

Рамы из лиственницы с матовыми «холстами» не закрывают виды, но при этом насыщены информацией – картами, схемами, текстами и визуальными реконструкциями. Они рассказывают истории, углубляющие опыт пребывания в парке, – о главном усадебном доме, который не сохранился, о дубраве, которой больше ста лет, о дачах начала XX века и приземлении дирижабля, описанного в «Войне и мире». Прозрачное наложение дает эффект дополненной реальности.

Вся информация продублирована шрифтом Брайля, есть рельефные карты размером в две ладони – нам кажется, что так слабовидящие могут получить сразу весь образ места, после чего им будет легче сориентироваться. 
  • zooming
    1 / 7
    Система навигации в Воронцовском парке, 2022
    Фотография © Арсений Россихин / предоставлена Архитектурное бюро «Народный архитектор»
  • zooming
    2 / 7
    Система навигации в Воронцовском парке, 2022
    Фотография © Арсений Россихин / предоставлена Архитектурное бюро «Народный архитектор»
  • zooming
    3 / 7
    Система навигации в Воронцовском парке, 2022
    Фотография © Арсений Россихин / предоставлена Архитектурное бюро «Народный архитектор»
  • zooming
    4 / 7
    Система навигации в Воронцовском парке
    Фотография © Арсений Россихин / предоставлена Архитектурное бюро «Народный архитектор»
  • zooming
    5 / 7
    Система навигации в Воронцовском парке
    Фотография © Арсений Россихин / предоставлена Архитектурное бюро «Народный архитектор»
  • zooming
    6 / 7
    Система навигации в Воронцовском парке, 2022
    Фотография © Арсений Россихин / предоставлена Архитектурное бюро «Народный архитектор»
  • zooming
    7 / 7
    Система навигации в Воронцовском парке
    Фотография © Арсений Россихин / предоставлена Архитектурное бюро «Народный архитектор»

12 Сентября 2022

Похожие статьи
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.