Верх деликатности

Музей архитектуры объявил о планах по реставрации дома Мельникова. Проектом реставрации займется Наринэ Тютчева и АБ «Рождественка», Группа ЛСР финансирует работу как меценат, не вмешиваясь в процесс. Похоже, в Москве, где недавно отреставрирован дом Наркомфина, намечается еще один образцовый пример работы с памятником авангарда. Рассматриваем подробности и вспоминаем историю.

mainImg
Презентация старта проектных работ состоялась 4 марта, в четверг, а за день до этого Музей архитектуры заключил соглашение с Группой ЛСР, которая взяла на себя финансирование как разработки проекта реставрации в 2021 году, так и его реализации, которую планируется осуществить в последующие 3 года, 2022–2024. Генпроектировщик реставрации – АБ «Рождественка» Наринэ Тютчевой, будет руководить международным коллективом, который уже был задействован в подготовительных исследованиях дома Мельникова. 
Наринэ Тютчева, глава и основатель АБ Рождественка, генпроектировщик проекта реставрации дома Мельникова
Фотография: Архи.ру

Планируется укрепление межэтажных деревянных перекрытий – кессонных мембран, придуманных Мельниковым для своего дома как экономный вариант с малым весом и пострадавших по время войны, реставрация рам шестигранных окон и витража над входом, исследование и сохранение авторских цветовых решений в интерьере. Планируется установить леса и «вычистить» штукатурку фасадов, убрав поздний цемент и законсервировав остатки первоначального покрытия. Еще один сюжет – восстановление системы воздушного отопления: «консервация «тепловых аккумуляторов» – заполнений, заложенных в ходе строительства 57 шестиугольных проемов во внешних кирпичных стенах» и переход от неконтролируемой подачи тепла в калориферную систему к регулируемой его подаче. Реставрация отмостки вокруг дома должна помочь отвести воду подальше от стен. 
Павел Кузнецов, директор Музея Константина и Виктора Мельниковых
Фотография: Архи.ру

Также планируется завершить воссоздание исторического сада (его площадь 840 м2). Сад был открыт для посещения в 2015 году и с тех пор последовательно восстанавливается по архивным документам, фотографиям, картинам и воспоминаниям. Восстановлен забор и скамейки, а также сарай, сооруженный Мельниковым в 1940-е годы – сарай построен Александром Бродским при участии Наринэ Тютчевой и служит теперь музейным киоском. Бюро Бродского также спроектировало и реализовало в 2018 году домик охраны и шкаф, которые теперь находятся в саду. 
  • zooming
    1 / 12
    Восстановление сада и сарай-киоск. Выдержка из пресс-релиза, 04.03.2021
    Предоставлено Музеем архитектуры
  • zooming
    2 / 12
    История дома. Видны, в числе прочего, мембраны межэтажных перекрытий. Выдержка из пресс-релиза, 04.03.2021
    Предоставлено Музеем архитектуры
  • zooming
    3 / 12
    Дорожная карта работы над реставрацией дома Мельникова стр. 1. Выдержка из пресс-релиза, 04.03.2021
    Предоставлено Музеем архитектуры
  • zooming
    4 / 12
    Дорожная карта работы над реставрацией дома Мельникова / стр. 2. Выдержка из пресс-релиза, 04.03.2021
    Предоставлено Музеем архитектуры
  • zooming
    5 / 12
    Дом Мельникова. Вид сверху с северо-востока
    Фотография © Денис Есаков. Предоставлено Музеем архитектуры
  • zooming
    6 / 12
    Дом Мельникова. Мастерская на 3 этаже
    Фотография © Денис Есаков. Предоставлено Музеем архитектуры
  • zooming
    7 / 12
    Дом Мельникова. Гостиная на 2 этаже
    Фотография © Денис Есаков. Предоставлено Музеем архитектуры
  • zooming
    8 / 12
    Дом Мельникова. Спальня на 2 этаже
    Фотография © Денис Есаков. Предоставлено Музеем архитектуры
  • zooming
    9 / 12
    Дом Мельникова. Вид на дворовый (северный) фасад
    Фотография © Денис Есаков. Предоставлено Музеем архитектуры
  • zooming
    10 / 12
    Дом Мельникова. Вид на уличный (южный) фасад
    Фотография © Денис Есаков. Предоставлено Музеем архитектуры
  • zooming
    11 / 12
    Архитектор К.С. Мельниковой с женой у строящегося дома. 1927
    © Музей архитектуры им. А.В. Щусева
  • zooming
    12 / 12
    Дом Мельникова. Вид на уличный (южный) фасад. 1930
    © Музей архитектуры им. А.В. Щусева

Важной частью работ должно стать продолжение всестороннего исследования здания, начатого в 2017 году на грант фонда Getty ($120 000). Предреставрационным исследованием 2017–2019 годов руководил директор «Музея Константина и Виктора Мельниковых» Павел Кузнецов, а также эксперт-реставратор Тапани Мустонен / Tapani Mustonen из Финляндии и российский архивист Татьяна Царева. Оно показало, в частности, устойчивость конструкций дома и достаточно хорошую гидрологию, несмотря на строительство 1990-х – 2000-х годов по соседству – подчеркнул на презентации проекта Павел Кузнецов. Единственным аварийным объектом в доме признан нижний брус витражного окна, в остальном же, при соблюдении температурно-влажностного режима, продолжении наблюдений гидрологии и ограничении числа посетителей дом пригоден для работы в качестве музея. Вероятно, он продолжит работать как музей в течение всего периода реставрации, – заметил Павел Кузнецов. Работы будут проходить под наблюдением международного наблюдательного комитета, которым руководит хорошо известный историк авангарда Жан-Луи Коэн (комитет был создан в 2017 году, тогда же, когда музей получил грант Гетти). 
Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры
Фотография: Архи.ру

Участники проекта всячески подчеркивают, что работа будет исключительно консервационной, вмешательства – минимально необходимыми, планируется использовать строительные технологии столетней давности и привлекать специалистов, которые ими владеют. 

С этого начала свое выступление Наринэ Тютчева: речь не о реставрации, а о сохранении, и главное слово в этом проекте – сохранение. От себя замечу, что определение понятия «реставрация» в нашем сознании до сих пор расплывчато: под реставрацией понимают то консервацию, то воссоздание в прежних формах, хотя она, строго говоря, включает то и другое, и еще исследование памятника. Так вот, в данном случае для сада применяется воссоздание, для дома – исследование и консервация. Предполагается также реставрация интерьеров и предметов хранения, фонда Константина и Виктора Мельникова, с целью создания/поддержания экспозиции аутентичного интерьера дома. Заметим, что идея приоритета консервации была заявлена еще на музейном конкурсе 2013 года, где кто только не участвовал, а победили Citizenstudio и Нина Федорова с проектом «Тапки», основанном на мысли, что в доме ничего не надо менять, только сохранять. 
Наринэ Тютчева, глава и основатель АБ Рождественка, генпроектировщик проекта реставрации дома Мельникова
Фотография: Архи.ру

Тютчева также заметила, несколько разойдясь в этом с позицией руководства музея – маловероятно, что по результатам работ можно будет «написать учебник» по реставрации авангарда (эту надежду озвучила директор музея Елизавета Лихачева, в пресс-релизе также дважды говорится, что проект станет полигоном для разработки методики обследования и консервации памятников авангарда в целом). По словам Наринэ Тютчевой, «скорее это будет увлекательный роман».

И с архитектором можно согласиться – дом Мельникова очень уникальная постройка во многих отношениях, недаром он никогда не был положен в основу типового строительства, ни одного даже поселочка на его основе не получилось, а если бы получилось, неизвестно, было бы это хорошо или нет. В нем многое уникально, попытки его буквально цитировать как правило выглядят не более чем забавно. Да и ключевые памятники авангарда – яркие авторские произведения – надо думать, требуют не универсального, а индивидуального подхода. 
Иван Романов, заместитель генерального директора ЛСР
Фотография: Архи.ру

Возвращаясь к консервации дома Мельникова – ее планируется провести на деньги Группы ЛСР, девелопера и производителя стройматериалов. Причем компания – это подчеркнула Елизавета Лихачева, с этим согласился представитель компании – выступает в роли именно мецената, а следовательно, дает деньги и получает полный отчет об использовании, но не вмешивается в работу профессионалов ни на каком уровне. По словам замгендиректора ЛСР Ивана Романова, у компании уже есть опыт такого рода работы с восстановлением исторических зданий, в том числе с применением старых строительных технологий: к примеру, в Архангельском, <...> или в Петербурге на Невском проспекте, 1, или с восстановлением Преображенских казарм. На исследование и проектирование компания выделила 16 с чем-то млн рублей, дальнейшие расходы будут уточнены результатами работ 2021 года. 

Определенно, позиция мецената в данном случае – наилучшая и стремящаяся к идеалу, будет интересно наблюдать за развитием этих отношений. 

Надо сказать, что и выбор Наринэ Тютчевой в качестве проектировщика относится к ряду вариантов, стремящихся к идеалу. Сама презентация проходила во флигеле-Руине, лучшем примере из портфолио «Рождественки» в части реставрации и реконструкции: в 2015–2017 годах романтичная, но холодная Руина, превращенная в экспозиционное пространство Давидом Саркисяном, по проекту Тютчевой стала комфортным местом, не утратив своего полуразрушенного шарма. 

Все в целом говорит о том, что планируется показательная работа с идеальными ингредиентами, да и работа по консервации – очень благородная, поскольку практически исключает самовыражение, в том числе архитектора. Если все это получится с хорошим исследованием, без вторжений, то надо согласиться с Елизаветой Лихачевой, консервация дома Мельникова имеет шансы стать своего рода идеальным примером сохранения памятника авангарда, как уже стала таким примером недавно завершенная реставрация дома Наркомфина (эта работа – еще один претендент на то, чтобы стать основой для методики сохранения памятников авангарда).

Только в доме Наркомфина функция сохранена с добавлением небольшого музея, а тут нет, поскольку здание полностью музеефицировано. Что, к слову, представляет собой достаточно сложный и спорный пункт в деле сохранения наследия – какую роль в сохранении здания играет сохранение его функции? «Убивает» ли само пребывание в музее предмет, хранящийся в нем? Или способствует лучшему изучению и сохранению? Строго говоря ответа на этот вопрос нет, точнее, надо думать, ответ двоякий: и убивает, и помогает изучить, сохранить ценную оболочку в новом статусе. 

В этой связи, думаю, необходимо вспомнить травматичную историю передачи дома-памятника в собственность государства и под управление музея. Половину дочери Константина Мельникова государству передал Сергей Гордеев, а тяжбы вокруг второй половины, наследства сына архитектора, художника Виктора Мельникова, длились в активной фазе около 10 лет. Кульминацией стало насильственное выселение внучки Мельникова Екатерины Каринской, которое СМИ сравнивали с рейдерским захватом. Статей на этот счет очень много, подробности хорошо описаны, в частности, «Афишей» или в статье Марины Хрусталевой, нашу подборку прессы по теме можно найти здесь. Собирали подписи под открытым письмом. История была долгой и неприятной, и в ней, конечно, есть две правды: и дом надо реставрировать и музеефицировать, но и выбрасывать живого человека, наследника дома, на улицу тоже как-то неловко. Осадок остался. Сейчас в свете прогрессивных мероприятий стало не принято об этом вспоминать: во-первых, победителей не судят, во-вторых, музей после того, как получил здание, работает с памятником очень последовательно и аккуратно, привлекает Бродского и Тютчеву, открыл и восстанавливает сад, организует экскурсии, сделал собственную опись архива (из множества статей, связанных с тяжбой, известно, что какая-то опись и раньше была). В 2017 году музей издал книгу о доме. В 2015 году дом вошел в список уникальных жилых домов Iconic Houses, в 2016 стал «побратимом» виллы Савой Ле Корбюзье, в 2017 на вилле прошла выставка «Мельников / Ле Корбюзье». Музей реставрирует предметы обстановки, стол, лампы, ковры, шезлонг Мельникова. Музей отдает много сил и внимания мемориальному дому. Ну то есть делается все, чтобы та болезненная история оказалась не зря; и все же забывать о ней, думаю, будет неправильно. 

В 2019 ИКОМОС-Россия поддержал идею включения дома Мельникова вместе с садом и архивом в список ЮНЕСКО «Память мира» – оно станет возможным после завершения реставрации. В декабре 2021 года запланирована выставка в честь 130-летия Константина Мельникова и каталог с публикацией его архива, причем авторами будущего каталога названы три зарубежных исследователя творчества архитектора: Фред Старр, Жан-Луи Коэн, Хинес Гарридо. Позднее музей предполагает выставочный проект и в честь сына Мельникова Виктора. В 2022-2024 планируется выложить оцифрованный архив Мельникова в открытый доступ. 

09 Марта 2021

Дом – музею
Основатель фонда «Русский авангард» Сергей Гордеев передал в дар Музею архитектуры им. Щусева выкупленную им в 2006 году половину дома архитектора Константина Мельникова. В истории великого памятника авангарда закончился частный период, и начался государственный.
Технологии и материалы
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
Сейчас на главной
Архитектура дипломатии
В историческом центре Риги, на месте бывшего советского вычислительного центра, открылось новое здание – Посольство Эстонии. Проект бюро United Riga Architects бережно сохраняет память о модернистском прошлом, сочетая её с современными архитектурными решениями и технологиями.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Арктика вместо Мороженого
Rokot Studio предложили концепцию воссоздания исторического павильона «Мороженое» на ВДНХ по проекту 1950 года. Здание сохраняет форму ледяной глыбы, но внутри вместо кафе-мороженого размещается экспозиция павильона «Арктика».
Футляр для наследия
Национальный центр Виктора Астафьева построен по проекту бюро А2 в родном селе писателя Овсянка. Три «оболочки» здания – деревянная, оштукатуренная и стеклянная – связывают его с контекстом, а расположение между двумя главными улицами формирует общественные площади. Несущий каркас, хорошо просматриваемый через витражи, отсылает к образам железной дороги. Здание построено рядом с домом-музеем писателя и напоминает большое «облако», в котором хранится память об Астафьеве и его наследии.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Какого цвета нефть?
Для компании, чья миссия – работать на завтрашний день, крайне важно уже сегодня закладывать основу будущих успехов. Поэтому в штаб-квартире компании «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг», спроектированной бюро «АРХИСТРА», целый этаж занимает многофункциональный образовательный центр.
Парковка за ширмой
Бюро S4S Architects спроектировало для московского жилого комплекса «Эко Бунино» паркинг, который успешно маскирует свою утилитарность за фасадом из перфорированных панелей. В комбинации с ламелями скрывают жесткую сетку ярусов и выравнивают пропорции, одновременно обеспечивая пространства естественным светом, вентиляцией и, как ни странно, видами на лесистую территорию. Первый этаж занимают коммерческие помещения, благодаря которым здание используют не только автомобилисты.
Пресса: Примеры из практики: 100 проектов Юрия Аввакумова
В книге «Примеры. Экспозиция искусства или искусство экспозиции», выпущенной издательством музея «Гараж», известный архитектор поведал о десятилетиях работы на поприще проектирования художественных выставок
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Море фантазии
Студия EgoDesign разработала для сети частных детских садов KIDO в Ижевске дизайн-концепцию, которая должна способствовать творческому развитию детей за счет тематических игровых компонентов и оформления, индивидуального для каждой группы.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Гнезда, мосты, штиль и балтийская колючка в Филинской...
Ключевым событием завершившегося на днях фестиваля «ЭкоБерег» стало объявление победителей конкурса на разработку проекта туристической инфраструктуры на побережье Балтики в Филинской бухте. Победителем стал проект эко-парка «Гнезда» компании «Пауэр Технолоджис». Показываем все награжденные проекты.
Падел на взморье
Бюро 3 BY THREE разработало для Калининградской области концепцию падел-центра с фасадами из поликарбоната, которые за счет своей полупрозрачности делают спорт частью городской жизни. Объем с пятью кортами и балконом для зрителей дополняет блок лобби с эксплуатируемой кровлей.
Эндорфиновый всплеск
По проекту дизайн-студии TONKO на набережной Волги в Самаре появилась яркая площадка для тренировок на открытом воздухе. Уличная спортивная мебель произведена по чертежам архитекторов, а для зонирования активно используется цвет. Можно заниматься йогой, боксом, паркуром, настольным теннисом или же просто отдыхать в шезлонге.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
МАРШ: Уместность II
Магистранты студии «Уместность II», которую в 2024-2025 учебном году курировали Евгения Репина и Сергей Малахов, работали над мастер-планами исторических центров трех малых городов: Бирска, Зарайска и Камышина. Индивидуальная часть включила средовые проекты реконструкции и опиралась на авторский метод под названием «спонтанный ордер».
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Свет и камень
DA bureau разработало для обувной сети Ekonika новую концепцию оформления магазинов, первым из которых стал флагманский шоу-рум в «Афимолле». На смену респектабельности пришла актуальная женственность, воздушность и легкая ирония.
Выбирая лучшее
Очередная книга Александра Змеула о московском метро посвящена конкурсам на проекты станций со середины 1950-х до 1991 года. Издание выпущено Музеем современного искусства «Гараж».
Гламур без излишеств
Форма идеального минимального жилища волнует архитекторов не одно десятилетие, начиная от крошечного «Кабанона» Ле Корбюзье, построенного на Лазурном берегу в 1952 году, до «Жилища первой необходимости» Нормана Фостера, показанного на 18-й Венецианской биеннале, и современных модульных кабин Nokken. Каждая эпоха по-своему отвечает на вопрос, как мало пространства человеку действительно нужно для жизни. «Хижина», спроектированная бюро Arhbro, продолжает эту традицию.
Современная изба
Современная изба – это оксюморон, потому что сама суть избы заключена в ее архаичности, простоте и резистентности к изменениям. Она была утилитарным жилищем, построенным по веками выверенным канонам, где каждая деталь имела функцию и символику. Попытка придать ей современность часто приводит к стилизации под народный стиль с декоративными излишествами. Создание современной избы в рамках архитектурных приличий – редкость. Но иногда, как в случае с проектом AI-architects, это удается.
Концептуальные музеи
Показываем проекты бакалавров 4 курса кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, выполненные под руководством Оскара Мамлеева и Ивана Колманка. Все посвящены музеям, а для публикации преподаватели выбрали работы самых увлеченных авторов. Все музеи, правда, более чем не обычны.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
В лесах и на горах
В удивительных по красоте природных локациях по проектам «Генпро» строятся сразу два масштабных туристических кластера: один в Заполярье, в окрестностях Салехарда, другой – на Камчатке, у подножия вулкана Вилючинская Сопка.
Следующий уровень
Руководители Центрального университета поставили во главу угла новаторство как в методике обучения по системе STEM, так и в уникальности интерьеров, разработанных командой ABD Architects.
Точки роста
Дипломные проекты выпускников кафедры советской и современной зарубежной архитектуры МАРХИ традиционно охватывают широкий спектр тем. В этом году среди них – исследование ансамблей набережных в Москве, творчество авангардиста Виктора Калмыкова, анализ послевоенного социального жилья в Лондоне и феномен цифровых плоскостей в городе.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Огонь в скале
В конкурс на проект здания Национального музея архитектуры и дизайна в Хельсинки было подано 624 заявки. Принять участие удалось и российскому бюро Rhizome: команда предложила «оболочку» в виде скального массива, общественное пространство на кровле и конструктивную схему, которая сочетает железобетон и клееную древесину.