Архитекторы и искусствоведы составили открытое письмо в защиту дома Мельникова

На портале Colta.ru опубликовано открытое письмо в защиту дома Мельникова, подписанное представителями архитектурного и музейного сообщества России. В письме эксперты, среди которых Евгений Асс, Александр Бродский, Юрий Григорян, Олег Карлсон, Наталья Душкина, Анна Броновицкая, Григорий Ревзин и другие, обращаются к министру культуры Владимиру Мединскому и советнику президента по культуре Владимиру Толстому. Специалисты выражают обеспокоенность действиями Музея архитектуры им. А.В. Щусева, «сотрудники которого 13 августа 2014 года вторглись в дом-мастерскую всемирно известного русского архитектора Константина Мельникова». По мнению экспертов, музею следовало дождаться окончательного исполнения судебного решения о полном переходе дома в собственность государства для создания на его базе филиала Музея архитектуры, а не предпринимать поспешные сомнительные действия со сменой замков в доме, установкой охраны и др.

В связи с тем, что «руководство музея оказалось неспособным к мирному завершению сложного наследственного дела и ведению переговоров», специалисты считают необходимым:
  1. Приостановить любые действия в доме Мельникова, за исключением неотложных мер по консервации памятника; убрать охрану дома. Оценить с правовой точки зрения действия Музея архитектуры им. А.В. Щусева и всех участников конфликта, вынести соответствующие кадровые решения.
  2. Собрать согласительную комиссию с участием юристов, представляющих стороны конфликта, и музейных экспертов для выработки компромиссного поэтапного плана создания Музея К.С. и В.К. Мельниковых.
  3. Создать экспертный совет, куда должны войти специалисты по архитектуре ХХ века, реставраторы, музейные эксперты и проектировщики, которые оценят концепцию музея и смогут внести в нее коррективы исходя из сложившейся ситуации.
Все желающие могут поставить свою подпись под открытым письмом, оставив «пост» в группе Facebook Дом Мельникова | Открытое письмо.

Для полноты картины публикуем полный текст письма (источник – Colta.ru). 
***
Министру культуры Российской Федерации
В.Р. Мединскому

Советнику президента РФ по культуре
В.И. Толстому

Москва, 15 сентября 2014 г.

Уважаемый Владимир Ростиславович!
Уважаемый Владимир Ильич!

Мы, члены профессионального архитектурного и музейного сообщества России, искусствоведы и историки архитектуры, считаем несовместимыми со статусом и миссией учреждения культуры действия Музея архитектуры им. А.В. Щусева, сотрудники которого 13 августа 2014 года вторглись в дом-мастерскую всемирно известного русского архитектора Константина Мельникова, памятник архитектуры федерального значения. Не дожидаясь окончательного исполнения судебного решения о полном переходе дома в собственность государства для создания на его базе филиала Музея архитектуры, вывода дома из жилфонда, разрешения конфликтной ситуации с наследниками архитектора, сотрудники музея проникли в дом, воспользовавшись отсутствием законно проживающей там Е.В. Каринской – внучки великого архитектора, исполнительницы завещания В.К. Мельникова, тем самым нарушив принцип неприкосновенности жилища. Дальнейшие действия Музея архитектуры – смену замков на доме, установку круглосуточной охраны дома ЧОО (частной охранной организацией) с собаками, регулярные обходы помещений, запрет на посещение Е.В. Каринской родными и ограничение доступа к ней даже врачей, принудительное проведение описи мемориальных предметов вперемешку с личными вещами – мы считаем недопустимыми.

Считаем, что на базе Дома Мельникова должен открыться государственный музей согласно завещанию В.К. Мельникова, однако, вне всякого сомнения, ни один музей не может создаваться на основании сомнительных в правовом отношении действий, прямого насилия, а также спешки. В планах Музея архитектуры им. А.В. Щусева значится скорейшее открытие дома для посетителей (в ноябре 2014 г.), хотя это нельзя делать до проведения научной реставрации. Без реставрации дом может погибнуть в короткие сроки; такая позиция ГМА им. Щусева противоречит основной цели создания Музея Мельниковых – сохранению уникального здания.

Вследствие того что Музей архитектуры им. А.В. Щусева несет сейчас серьезные репутационные потери и тем самым уничтожает репутацию будущего Музея К.С. и В.К. Мельниковых, а также из-за того, что руководство музея оказалось неспособным к мирному завершению сложного наследственного дела и ведению переговоров (для чего было многое сделано в предыдущие годы прежним директором Музея архитектуры Д.А. Саркисяном и архитектурным сообществом), считаем необходимым в кратчайшие сроки:
1) Приостановить любые действия в Доме Мельникова, за исключением неотложных мер по консервации памятника; убрать ЧОО. Оценить с правовой точки зрения действия Музея архитектуры им. А.В. Щусева и всех участников конфликта, вынести соответствующие кадровые решения.

2) Собрать согласительную комиссию с участием юристов, представляющих стороны конфликта, и музейных экспертов для выработки компромиссного поэтапного плана создания Музея К.С. и В.К. Мельниковых.

3) Создать Экспертный совет, куда должны войти специалисты по архитектуре ХХ века, реставраторы, музейные эксперты и проектировщики, которые оценят концепцию музея и смогут внести в нее коррективы исходя из сложившейся ситуации.

Дом Мельникова – всемирное достояние; за ситуацией вокруг памятника с тревогой и изумлением сейчас наблюдает все архитектурное сообщество. Просим вас проследить за мирным урегулированием конфликта, сохранив тем самым культурное наследие страны и репутацию учреждений культуры и архитектурного сообщества в России.

С уважением,

Евгений Асс, архитектор, художник, ректор архитектурной школы МАРШ

Андрей Баталов, доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств РФ, член президиума научно-методического совета по культурному наследию при Министерстве культуры РФ

Александр Бродский, архитектор, художник

Юрий Григорян, архитектор

Наталья Душкина, профессор МАРХИ, член-основатель Международного научного комитета ICOMOS по наследию ХХ века

Борис Пастернак, аттестованный эксперт Министерства культуры РФ, заместитель председателя научно-методического совета по культурному наследию при Мосгорнаследии, главный архитектор Центра градостроительных исследований

Владимир Седов, доктор искусствоведения, профессор, член-корреспондент РАН

Григорий Ревзин, искусствовед, архитектурный критик, профессор Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ

Наталья Толстая, старший научный сотрудник Московского центра музейного развития, член президиума ICOM России

Наталия Алексеева, историк искусства, журналист

Вера Аносова, искусствовед, член Творческого Союза художников России

Владимир Березин, архитектор

Ксения Бессараб, архитектор-дизайнер

Дарья Бочарникова, историк архитектуры, Harvard University

Анна Броновицкая, кандидат искусствоведения, доцент МАРХИ, член секции по наследию советского периода Федерального научно-методического совета по наследию

Николай Васильев, искусствовед, генеральный секретарь Docomomo-Россия

Анна Вареца, архитектор

Алиса Варкова, дизайнер

Елизавета Величко, координатор выставочных программ Гете-института

Наталия Волкова, архитектор

Анна Вяземцева, историк искусства и архитектуры

Глеб Галкин, архитектор

Павел Герасименко, искусствовед, обозреватель портала ART1

Анна Герасимова, архитектор

Евгения Гершкович, искусствовед, журналист

Анна Гершович, искусствовед

Ирина Горячева, дизайнер

Елена Гонсалес архитектурный критик, куратор

Евгения Губкина, архитектор

Мария Гулида, архитектор

Екатерина Гиршина, куратор

Григорий Гурьянов, архитектор

Майя Гыбина, архитектор, кандидат архитектуры, старший преподаватель МАРХИ

Александра Данилова, искусствовед, куратор, заместитель заведующего отделом искусства XIX–XX веков ГМИИ имени А.С. Пушкина

Валентин Дьяконов, критик, куратор, обозреватель ИД «Коммерсантъ»

Егор Егорычев, архитектор

Татьяна Зайцева, преподаватель истории искусств, художник

Юлия Зинкевич, генеральный директор агентства «Правила общения»

Александр Зиновьев, архитектор

Антон Иванов, архитектор

Анастасия Измакова, архитектор

Юлия Ионова, архитектор

Ольга Казакова, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства

Антон Кальгаев, культуролог

Полина Каринская, архитектор

Олег Карлсон, архитектор «АСБ Карлсон и К»

Анна Карнеева, архитектор

Юлия Карпова, историк искусства

Зоя Каташинская, историк искусства, музей современного искусства «Гараж»

Мария Качалова, архитектор

Евгения Кикодзе, искусствовед, куратор Музея Москвы

Ольга Козлова, архитектор

Наталья Копелянская, музеолог, эксперт творческой группы «Музейные решения»

Михаил Коробко, историк архитектуры, лауреат Макарьевской премии

Олег Корпачев, архитектор

Ольга Косырева, дизайн-критик, сооснователь Дизайн-лектория

Мария Кравцова, историк искусства

Полина Киреева, архитектор

Александра Клюкина, искусствовед, сотрудник сектора Свода памятников архитектуры и монументального искусства (Государственный институт искусствознания).

Лина Краснянская, исполнительный директор Государственной галереи на Солянке, руководитель проекта Best of Russia (Центр современного искусства ВИНЗАВОД)

Любовь Крутенко, архитектор

Виктория Кудрявцева, архитектор

Наталья Кузьмина, архитектор

Сергей Куликов, историк архитектуры

Александр Купцов, архитектор

Мария Куркова, архитектор

Иван Курячий, архитектор

Ольга Лебедева, ведущий архитектор «Ваухауса»

Элина Лобацкая, искусствовед, журналист

Ирина Мак, искусствовед, журналист

Людмила Малкис, творческий директор ARCHiPEOPLE, генеральный директор ООО «Коммуникативное бюро Малкис»

Анастасия Маслова, архитектор

Анна Медлева, архитектор, член Союза архитекторов России, лауреат и дипломант российских и международных конкурсов

Юлия Мезенцева, журналист, главный редактор проекта «Москва, которой нет»

Наталья Меликова, фотограф, автор проекта The Constructivist Project

Анна Муравина, декоратор, дизайн-бюро MUGU Interiors, исполнительный директор ОДИ (Объединения декораторов интерьера)

Ярослав Мисонжников, предметный дизайнер

Глеб Напреенко, художественный критик, историк искусства

Сергей Неботов, архитектор

Сергей Никитин, доцент факультета культурологии НИУ ВШЭ, руководитель Москультпрога

Надежда Нилина, урбанист-планировщик, преподаватель архитектурной школы МАРШ

Ольга Новикова, архитектор

Андрей Новичков, журналист, градозащитник

Елена Ольшанская, кинематографист, журналист

Игорь Пальмин, фотограф

Юрий Пальмин, архитектурный фотограф, преподаватель МАРШ и Британской высшей школы дизайна

Мария Панова, архитектор

Даша Парамонова, архитектор

Алексей Петухов, искусствовед, старший научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина

Надя Плунгян, кандидат искусствоведения, ст. науч. сотр. Государственного института искусствознания

Мария Подъяпольская, историк архитектуры, экскурсовод

Александра Полидовец, архитектор

Попельнух Алексей. Инженер-конструктор

Анна Прошкуратова, архитектор

Анна Ратафьева, дизайнер

Евгений Решетов, архитектор

Анна Родионова, архитектор

Михаил Розанов, фотограф, преподаватель Британской высшей школы дизайна

Евгений Романов, архитектор

Татьяна Романова, архитектор

Денис Ромодин, краевед, секретарь Московского отделения Docomomo-Россия

Эдуард Русенко, ГАП ООО «Ваухаус», художник

Антон Савельев, архитектор

Наталья Самовер, историк

Сафронова Яна, преподаватель, участник общественного движения «Архнадзор»

Александра Селиванова, с.н.с. НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства, куратор Лектория Музея Москвы

Евгения Сидорова, архитектор

Савелий Синягин, архитектор

Татьяна Скибо, архитектор

Ольга Солдатова, архитектор, художник, дизайнер

Юлия Старостенко, кандидат архитектуры, заместитель заведующего Научной библиотекой МАРХИ, старший научный сотрудник НИИТИАГ

Анна Старостина. Историк искусства, искусствовед, редактор

Евгения Стаханова, культуролог, соавтор проекта «Узнай Москву»

Юлия Тавризян, искусствовед, директор Пермской государственной художественной галереи

Юлия Тарабарина, историк искусства, журналист

Анастасия Тарасова, историк искусства

Никита Токарев, член правления Союза московских архитекторов, директор МАРШ

Наталья Троскина, искусствовед, член Московского отделения ICOMOS

Мария Трошина, искусствовед, главный редактор журнала «Проект International»

Михаил Туканов, архитектор

Светлана Тэйлор, руководитель факультета фотографии Британской высшей школы дизайна

Илья Уткин, архитектор

Валентина Федотова, архитектор-реставратор

Елизавета Филиппова, архитектор

Белла Филатова, архитектор

Анна Филодор, архитектор, художник

Фомина Анастасия, архитектор

Ефим Фрейдин, архитектор

Нина Фролова, историк искусства

Хестанова Екатерина, архитектор

Ольга Хохлова, архитектор

Марина Хрусталева, историк архитектуры, член координационного совета Общественного движения «Архнадзор»

Александра Черткова, архитектор

Ольга Чумичёва, архитектор

Тимур Шабаев, архитектор

Ольга Шакина, критик, журналист

Любовь Шакс, продюсер, галерист

Екатерина Шапурова, архитектор

Екатерина Шаркова, реставратор ВХНРЦ им. ак. И.Э. Грабаря

Юлия Шмидт, архитектор

Татьяна Эфрусси, искусствовед, научный сотрудник Музея МАРХИ

Александр Якут, художник, куратор, галерист, архитектор

Марина Ярмаркина, архитектор

Мария Андрианова, журналист

Алексей Артамонов, журналист

Бурлакова Дарья, журналист

Ляля Ваганова, художник-иллюстратор

Ирина Волкова, почвовед

Марина Гавриловская, гражданка России

Анна Гостюшина, журналист

Рада Иванова, фотограф, инженер-строитель

Алексей Иорш, художник

Ольга Карпова, журналист

Мариам Коберидзе, журналист

Анна Красильщик, журналист

Таисия Круговых, видеохудожник

Владимир Кузнецов, юрист

Федор Лаврентьев, режиссер

Дарья Лаврентьева, художник

Марина Маркелова. Журналист, юрист

Михаил Молочников, художник

Татьяна Мосалева, сотрудник детской экологической школы Парка Горького

Муравлев Максим, москвич

Всеволод Лисовский, телепродюсер, сценарист, режиссер, генеральный продюсер интернет-телевидения «ТВ-Клик»

Евгения Недосекина, музыкант

Мария Нестеренко – филолог

Наталья Петрова, Международное общество «Мемориал»

Валерий Полиенко. режиссер, художественный руководитель кинокомпании «КосмосфильМ»

Алёна Полунина, режиссёр

Николай Пророков, художник, музыкант

Ульяна Ряполова, журналист

Сергей Сергеев, ресторатор

Ксения Сорокина, художник

Федор Софронов, композитор

Старикова Елена, PR-менеджер

Юлия Тризна, PR-менеджер издательства «Мелик-Пашаев»

Наталья Удонова, журналист, редактор

Марина Федоровская, журналист, редактор журнала Numero

Ксения Чудинова, журналист, директор по внешним связям проекта «Сноб»

Екатерина Шапошникова, журналист

Марианна Эльзессер, журналист

Егор Ягунов, художник

Яснова Ксения, сотрудник музея МХАТ

Константин Гудков, фестиваль «Дни архитектуры в Вологде»

Василий Богатов, режиссер

Ерош Виктория, студентка

Александр Артёмов, архитектор

***
Дом архитектора Мельникова. Фотография: zyalt.livejournal.com

17 Сентября 2014

ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
Сохранить окна ТАСС!
Проблема в том, что фасады ТАСС 1977 года могут отремонтировать, сохранив в целом рисунок, но в других материалах – так, что оно перестанет быть похожим на себя и потеряет оригинальный, то есть подлинный, облик. Собираем подписи за присвоение зданию статуса объекта наследия и охрану его исторического облика.
Авангард на льду
Бюро Coop Himmelb(l)au выиграло конкурс на концепцию хоккейного стадиона «СКА Арена» в Санкт-Петербурге. Он заменит собой снесенный СКК и обещает учесть проект компании «Горка», недавно утвержденный градсоветом для этого места.
Другой Вхутемас
В московском Музее архитектуры имени А. В. Щусева открыта выставка к столетию Вхутемаса: кураторы предлагают посмотреть на его архитектурный факультет как на собрание педагогов разнообразных взглядов, не ограничиваясь только авангардными направлениями.
Верх деликатности
Музей архитектуры объявил о планах по реставрации дома Мельникова. Проектом реставрации займется Наринэ Тютчева и АБ «Рождественка», Группа ЛСР финансирует работу как меценат, не вмешиваясь в процесс. Похоже, в Москве, где недавно отреставрирован дом Наркомфина, намечается еще один образцовый пример работы с памятником авангарда. Рассматриваем подробности и вспоминаем историю.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Неизвестный проект Ивана Леонидова: Институт статистики,...
Публикуем исследование архитектора Петра Завадовского, обнаружившего неизвестную работу Ивана Леонидова в коллекции парижского Центра Помпиду: проект Института статистики существенно дополняет представления о творческой эволюции Леонидова.
«Если проанализировать их сходство, становится ясно:...
Кураторы выставки о Джузеппе Терраньи и Илье Голосове в московском Музее архитектуры Анна Вяземцева и Алессандро Де Маджистрис – о том, как миф о копировании домом «Новокомум» в Комо композиции клуба имени Зуева скрывает под собой важные сюжеты об архитектуре, политике, обмене идеями в довоенной и даже послевоенной Европе.
Технологии и материалы
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Сейчас на главной
Рай с видом на Кремль
Остров Балчуг постепенно утрачивает последние черты промышленного кластера, которым он был на протяжении полутора веков. На месте дореволюционных заводов и советских вычислительных центров сегодня вырастают современные жилые комплексы, предлагающие формат загородной жизни, тишину и приватность буквально у стен Кремля. Один из них – ЖК «Садовническая 69», новый ориентир в панораме Водоотводного канала.
Живопись и графика
Недавно построенный в Москве музей «Коллекция» интересен не только своей концепцией, архитектурой от бюро СПИЧ и впечатляющей программой выставок, но и интерьером офиса, созданного бюро .dpt, вдохновлявшегося произведениями искусства.
Осмысление фьорда
Дипломная работа Арины Андросовой, бакалавра кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, создавалась под влиянием проекта «Национальные туристические дороги», благодаря которому в Норвегии появились знаковые объкты от ведущих архитекторов мира. Диплом отмечен руководителем за анализ скандинавской архитектуры и эстетическую привлекательность комплекса, который включает гостевые дома, пеший маршрут, спа и музей.
Архитектура дипломатии
В историческом центре Риги, на месте бывшего советского вычислительного центра, открылось новое здание посольство Эстонии. Проект бюро Архип (United Riga Architects) бережно сохраняет память о модернистском прошлом, сочетая ее с современными архитектурными решениями и технологиями.
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Зеленая гостиная
Дом в Переделкино, построенный по проекту мастерской АРХИВУД, представляет собой вариацию на тему современной дачи. Лаконичное по архитектуре здание вписано в пространство между соснами, соответствует классу энергоэффективности «А» и предназначено как для уединения, так и совместного досуга большой семьи.
Отзовись, Атлантида!
Платформа IDOARCH, специализирующаяся на конкурсах архитектурных идей, подвела итоги соревнования «Переосмыслить Эльбскую филармонию». На почетном втором месте – студентки МАРХИ. Показываем работы всех трех победителей
Катализатор дизайна
Новый магазин известного бренда ТРИО Интерьер, созданный бюро SINITSA, – это особое пространство, которое изначально должно было соответствовать высочайшему уровню стиля, ведь это дизайнерский магазин с дизайнерской мебелью для дизайнеров.
Собери конструктор
В старинном городе Сысерть Свердловской области строится жилой комплекс, в котором с удовольствием поселились бы и жители мегаполисов. Его особенность – сложно скомпонованная малоэтажность.
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Туркомплекс на месте колонии
Бюро MAD FOX architects разработало мастер-план туристско-рекреационного комплекса в селе Выдрино на Байкале. Проект займет более 25 гектаров на южном берегу озера, в том числе территорию бывшей исправительной колонии №4.
Курорт на Каме
Архитектурное бюро Wowhaus разработало проект реконструкции санатория «Корабельная роща» – оздоровительного комплекса на берегу реки Кама.
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Снос Энтузиаста
В Москве снесли кинотеатр «Энтузиаст». Хороший авторский модернизм, отмеченный игрой в контраст пластического равновесия, непринужденно парящими консолями, и чем-то даже похожий на ГТГ. С ним планировали разобраться где-то с 2013 года, и вот наконец. Но поражает даже не сам снос – а то, что приходит на смену объекту, отмеченному советской госпремией.
Истина в муке
Бюро Mast разработало интерьер кафе для сети кафе-пекарен «Лицей», как будто исследуя выразительные возможности самых простых, самых сдержанных дизайнерских средств, чтобы у посетителей была возможность насладиться ароматом свежеиспеченной сдобы и хлеба.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
Фабрика Матти
Креативные кластеры добрались до Выборга – бюро KLAUZURA подготовило проект ревитализации бывшей мебельной фабрики Матти Пиетинена, который предполагает восстановление исторического облика корпусов на 1916 год, а также включение новых выразительных элементов: металлической арки входа, объемной кладки на месте утрат, опоясывающей двор террасы.
Руины. Второе дыхание
Международное архитектурное бюро Alvisi Kirimoto представило новый выставочный маршрут в базилике Максенция в Археологическом парке Колизея в Риме.
Новый образ Искры
ТП-РП 2820 или «Искра» – новое небольшое кафе на нижегородской Стрелке, по силе обаяния и привлекательности достойно конкурирующее с более статусными объектами. Этот осколок постконструктивизма – епархиальное кафе. Весной этот небольшой объект признан лучшим в номинации «Реконструкция и приспособление» на Мосбилд-2025.
Формула воды
По проекту ‘nefa’architects’ в центре Йошкар-Олы благоустраивается так называемая набережная Брюгге: променад между рекой Малая Кокшага и сплошным фронтом «бельгийских» домиков, построенных в начале 2000-х. Изучив опыт Амстердама и Брюгге, архитекторы закольцевали сухопутный пешеходный маршрут с помощью водного, проходящего по понтонной системе. Потенциал участка у воды раскрывает сцена с амфитеатром на воде, безопасный бассейн для купания, а также плавучие сады. Марийский образ в архитектуре и дизайне
Себя показать…
Видовой ресторан «Пижоны», расположенный на 14-м этаже башни в центре Ижевска, быстро стал популярен – и во многом благодаря не столько открывающимся видам, сколько дизайну интерьера от бюро Egodesign.studio, в котором средиземноморские мотивы причудливо переплелись с удмуртскими.
Время архитектора: премия имени Сергея Ткаченко-2025
Учрежденная Институтом Генплана Москвы и Архитектурным центром Сергея Ткаченко премия подвела итоги. Из 160 студенческих выпускных квалификационных работ экспертное жюри выбрало три: медицинский центр для больных сахарным диабетом, морской технопарк и проект градостроительной организации периферийных зон на примере Волгограда.
Главный экспонат
Написалось содержательное алаверды с картинками к тексту о выставке в центре «Зотов», посвященной архитектурным макетам. Очень плотно на ней собран материал, кажется, настолько плотно, что перестает «слушаться» куратора, создавая собственные смыслы и завихрения. Давно столько раритетов нового и старого времени из области макета не было собрано в одном месте. Пробуем разобраться, как все устроено и кто тут главный.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.