Архитекторы и искусствоведы составили открытое письмо в защиту дома Мельникова

На портале Colta.ru опубликовано открытое письмо в защиту дома Мельникова, подписанное представителями архитектурного и музейного сообщества России. В письме эксперты, среди которых Евгений Асс, Александр Бродский, Юрий Григорян, Олег Карлсон, Наталья Душкина, Анна Броновицкая, Григорий Ревзин и другие, обращаются к министру культуры Владимиру Мединскому и советнику президента по культуре Владимиру Толстому. Специалисты выражают обеспокоенность действиями Музея архитектуры им. А.В. Щусева, «сотрудники которого 13 августа 2014 года вторглись в дом-мастерскую всемирно известного русского архитектора Константина Мельникова». По мнению экспертов, музею следовало дождаться окончательного исполнения судебного решения о полном переходе дома в собственность государства для создания на его базе филиала Музея архитектуры, а не предпринимать поспешные сомнительные действия со сменой замков в доме, установкой охраны и др.

В связи с тем, что «руководство музея оказалось неспособным к мирному завершению сложного наследственного дела и ведению переговоров», специалисты считают необходимым:
  1. Приостановить любые действия в доме Мельникова, за исключением неотложных мер по консервации памятника; убрать охрану дома. Оценить с правовой точки зрения действия Музея архитектуры им. А.В. Щусева и всех участников конфликта, вынести соответствующие кадровые решения.
  2. Собрать согласительную комиссию с участием юристов, представляющих стороны конфликта, и музейных экспертов для выработки компромиссного поэтапного плана создания Музея К.С. и В.К. Мельниковых.
  3. Создать экспертный совет, куда должны войти специалисты по архитектуре ХХ века, реставраторы, музейные эксперты и проектировщики, которые оценят концепцию музея и смогут внести в нее коррективы исходя из сложившейся ситуации.
Все желающие могут поставить свою подпись под открытым письмом, оставив «пост» в группе Facebook Дом Мельникова | Открытое письмо.

Для полноты картины публикуем полный текст письма (источник – Colta.ru). 
***
Министру культуры Российской Федерации
В.Р. Мединскому

Советнику президента РФ по культуре
В.И. Толстому

Москва, 15 сентября 2014 г.

Уважаемый Владимир Ростиславович!
Уважаемый Владимир Ильич!

Мы, члены профессионального архитектурного и музейного сообщества России, искусствоведы и историки архитектуры, считаем несовместимыми со статусом и миссией учреждения культуры действия Музея архитектуры им. А.В. Щусева, сотрудники которого 13 августа 2014 года вторглись в дом-мастерскую всемирно известного русского архитектора Константина Мельникова, памятник архитектуры федерального значения. Не дожидаясь окончательного исполнения судебного решения о полном переходе дома в собственность государства для создания на его базе филиала Музея архитектуры, вывода дома из жилфонда, разрешения конфликтной ситуации с наследниками архитектора, сотрудники музея проникли в дом, воспользовавшись отсутствием законно проживающей там Е.В. Каринской – внучки великого архитектора, исполнительницы завещания В.К. Мельникова, тем самым нарушив принцип неприкосновенности жилища. Дальнейшие действия Музея архитектуры – смену замков на доме, установку круглосуточной охраны дома ЧОО (частной охранной организацией) с собаками, регулярные обходы помещений, запрет на посещение Е.В. Каринской родными и ограничение доступа к ней даже врачей, принудительное проведение описи мемориальных предметов вперемешку с личными вещами – мы считаем недопустимыми.

Считаем, что на базе Дома Мельникова должен открыться государственный музей согласно завещанию В.К. Мельникова, однако, вне всякого сомнения, ни один музей не может создаваться на основании сомнительных в правовом отношении действий, прямого насилия, а также спешки. В планах Музея архитектуры им. А.В. Щусева значится скорейшее открытие дома для посетителей (в ноябре 2014 г.), хотя это нельзя делать до проведения научной реставрации. Без реставрации дом может погибнуть в короткие сроки; такая позиция ГМА им. Щусева противоречит основной цели создания Музея Мельниковых – сохранению уникального здания.

Вследствие того что Музей архитектуры им. А.В. Щусева несет сейчас серьезные репутационные потери и тем самым уничтожает репутацию будущего Музея К.С. и В.К. Мельниковых, а также из-за того, что руководство музея оказалось неспособным к мирному завершению сложного наследственного дела и ведению переговоров (для чего было многое сделано в предыдущие годы прежним директором Музея архитектуры Д.А. Саркисяном и архитектурным сообществом), считаем необходимым в кратчайшие сроки:
1) Приостановить любые действия в Доме Мельникова, за исключением неотложных мер по консервации памятника; убрать ЧОО. Оценить с правовой точки зрения действия Музея архитектуры им. А.В. Щусева и всех участников конфликта, вынести соответствующие кадровые решения.

2) Собрать согласительную комиссию с участием юристов, представляющих стороны конфликта, и музейных экспертов для выработки компромиссного поэтапного плана создания Музея К.С. и В.К. Мельниковых.

3) Создать Экспертный совет, куда должны войти специалисты по архитектуре ХХ века, реставраторы, музейные эксперты и проектировщики, которые оценят концепцию музея и смогут внести в нее коррективы исходя из сложившейся ситуации.

Дом Мельникова – всемирное достояние; за ситуацией вокруг памятника с тревогой и изумлением сейчас наблюдает все архитектурное сообщество. Просим вас проследить за мирным урегулированием конфликта, сохранив тем самым культурное наследие страны и репутацию учреждений культуры и архитектурного сообщества в России.

С уважением,

Евгений Асс, архитектор, художник, ректор архитектурной школы МАРШ

Андрей Баталов, доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств РФ, член президиума научно-методического совета по культурному наследию при Министерстве культуры РФ

Александр Бродский, архитектор, художник

Юрий Григорян, архитектор

Наталья Душкина, профессор МАРХИ, член-основатель Международного научного комитета ICOMOS по наследию ХХ века

Борис Пастернак, аттестованный эксперт Министерства культуры РФ, заместитель председателя научно-методического совета по культурному наследию при Мосгорнаследии, главный архитектор Центра градостроительных исследований

Владимир Седов, доктор искусствоведения, профессор, член-корреспондент РАН

Григорий Ревзин, искусствовед, архитектурный критик, профессор Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ

Наталья Толстая, старший научный сотрудник Московского центра музейного развития, член президиума ICOM России

Наталия Алексеева, историк искусства, журналист

Вера Аносова, искусствовед, член Творческого Союза художников России

Владимир Березин, архитектор

Ксения Бессараб, архитектор-дизайнер

Дарья Бочарникова, историк архитектуры, Harvard University

Анна Броновицкая, кандидат искусствоведения, доцент МАРХИ, член секции по наследию советского периода Федерального научно-методического совета по наследию

Николай Васильев, искусствовед, генеральный секретарь Docomomo-Россия

Анна Вареца, архитектор

Алиса Варкова, дизайнер

Елизавета Величко, координатор выставочных программ Гете-института

Наталия Волкова, архитектор

Анна Вяземцева, историк искусства и архитектуры

Глеб Галкин, архитектор

Павел Герасименко, искусствовед, обозреватель портала ART1

Анна Герасимова, архитектор

Евгения Гершкович, искусствовед, журналист

Анна Гершович, искусствовед

Ирина Горячева, дизайнер

Елена Гонсалес архитектурный критик, куратор

Евгения Губкина, архитектор

Мария Гулида, архитектор

Екатерина Гиршина, куратор

Григорий Гурьянов, архитектор

Майя Гыбина, архитектор, кандидат архитектуры, старший преподаватель МАРХИ

Александра Данилова, искусствовед, куратор, заместитель заведующего отделом искусства XIX–XX веков ГМИИ имени А.С. Пушкина

Валентин Дьяконов, критик, куратор, обозреватель ИД «Коммерсантъ»

Егор Егорычев, архитектор

Татьяна Зайцева, преподаватель истории искусств, художник

Юлия Зинкевич, генеральный директор агентства «Правила общения»

Александр Зиновьев, архитектор

Антон Иванов, архитектор

Анастасия Измакова, архитектор

Юлия Ионова, архитектор

Ольга Казакова, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства

Антон Кальгаев, культуролог

Полина Каринская, архитектор

Олег Карлсон, архитектор «АСБ Карлсон и К»

Анна Карнеева, архитектор

Юлия Карпова, историк искусства

Зоя Каташинская, историк искусства, музей современного искусства «Гараж»

Мария Качалова, архитектор

Евгения Кикодзе, искусствовед, куратор Музея Москвы

Ольга Козлова, архитектор

Наталья Копелянская, музеолог, эксперт творческой группы «Музейные решения»

Михаил Коробко, историк архитектуры, лауреат Макарьевской премии

Олег Корпачев, архитектор

Ольга Косырева, дизайн-критик, сооснователь Дизайн-лектория

Мария Кравцова, историк искусства

Полина Киреева, архитектор

Александра Клюкина, искусствовед, сотрудник сектора Свода памятников архитектуры и монументального искусства (Государственный институт искусствознания).

Лина Краснянская, исполнительный директор Государственной галереи на Солянке, руководитель проекта Best of Russia (Центр современного искусства ВИНЗАВОД)

Любовь Крутенко, архитектор

Виктория Кудрявцева, архитектор

Наталья Кузьмина, архитектор

Сергей Куликов, историк архитектуры

Александр Купцов, архитектор

Мария Куркова, архитектор

Иван Курячий, архитектор

Ольга Лебедева, ведущий архитектор «Ваухауса»

Элина Лобацкая, искусствовед, журналист

Ирина Мак, искусствовед, журналист

Людмила Малкис, творческий директор ARCHiPEOPLE, генеральный директор ООО «Коммуникативное бюро Малкис»

Анастасия Маслова, архитектор

Анна Медлева, архитектор, член Союза архитекторов России, лауреат и дипломант российских и международных конкурсов

Юлия Мезенцева, журналист, главный редактор проекта «Москва, которой нет»

Наталья Меликова, фотограф, автор проекта The Constructivist Project

Анна Муравина, декоратор, дизайн-бюро MUGU Interiors, исполнительный директор ОДИ (Объединения декораторов интерьера)

Ярослав Мисонжников, предметный дизайнер

Глеб Напреенко, художественный критик, историк искусства

Сергей Неботов, архитектор

Сергей Никитин, доцент факультета культурологии НИУ ВШЭ, руководитель Москультпрога

Надежда Нилина, урбанист-планировщик, преподаватель архитектурной школы МАРШ

Ольга Новикова, архитектор

Андрей Новичков, журналист, градозащитник

Елена Ольшанская, кинематографист, журналист

Игорь Пальмин, фотограф

Юрий Пальмин, архитектурный фотограф, преподаватель МАРШ и Британской высшей школы дизайна

Мария Панова, архитектор

Даша Парамонова, архитектор

Алексей Петухов, искусствовед, старший научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина

Надя Плунгян, кандидат искусствоведения, ст. науч. сотр. Государственного института искусствознания

Мария Подъяпольская, историк архитектуры, экскурсовод

Александра Полидовец, архитектор

Попельнух Алексей. Инженер-конструктор

Анна Прошкуратова, архитектор

Анна Ратафьева, дизайнер

Евгений Решетов, архитектор

Анна Родионова, архитектор

Михаил Розанов, фотограф, преподаватель Британской высшей школы дизайна

Евгений Романов, архитектор

Татьяна Романова, архитектор

Денис Ромодин, краевед, секретарь Московского отделения Docomomo-Россия

Эдуард Русенко, ГАП ООО «Ваухаус», художник

Антон Савельев, архитектор

Наталья Самовер, историк

Сафронова Яна, преподаватель, участник общественного движения «Архнадзор»

Александра Селиванова, с.н.с. НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства, куратор Лектория Музея Москвы

Евгения Сидорова, архитектор

Савелий Синягин, архитектор

Татьяна Скибо, архитектор

Ольга Солдатова, архитектор, художник, дизайнер

Юлия Старостенко, кандидат архитектуры, заместитель заведующего Научной библиотекой МАРХИ, старший научный сотрудник НИИТИАГ

Анна Старостина. Историк искусства, искусствовед, редактор

Евгения Стаханова, культуролог, соавтор проекта «Узнай Москву»

Юлия Тавризян, искусствовед, директор Пермской государственной художественной галереи

Юлия Тарабарина, историк искусства, журналист

Анастасия Тарасова, историк искусства

Никита Токарев, член правления Союза московских архитекторов, директор МАРШ

Наталья Троскина, искусствовед, член Московского отделения ICOMOS

Мария Трошина, искусствовед, главный редактор журнала «Проект International»

Михаил Туканов, архитектор

Светлана Тэйлор, руководитель факультета фотографии Британской высшей школы дизайна

Илья Уткин, архитектор

Валентина Федотова, архитектор-реставратор

Елизавета Филиппова, архитектор

Белла Филатова, архитектор

Анна Филодор, архитектор, художник

Фомина Анастасия, архитектор

Ефим Фрейдин, архитектор

Нина Фролова, историк искусства

Хестанова Екатерина, архитектор

Ольга Хохлова, архитектор

Марина Хрусталева, историк архитектуры, член координационного совета Общественного движения «Архнадзор»

Александра Черткова, архитектор

Ольга Чумичёва, архитектор

Тимур Шабаев, архитектор

Ольга Шакина, критик, журналист

Любовь Шакс, продюсер, галерист

Екатерина Шапурова, архитектор

Екатерина Шаркова, реставратор ВХНРЦ им. ак. И.Э. Грабаря

Юлия Шмидт, архитектор

Татьяна Эфрусси, искусствовед, научный сотрудник Музея МАРХИ

Александр Якут, художник, куратор, галерист, архитектор

Марина Ярмаркина, архитектор

Мария Андрианова, журналист

Алексей Артамонов, журналист

Бурлакова Дарья, журналист

Ляля Ваганова, художник-иллюстратор

Ирина Волкова, почвовед

Марина Гавриловская, гражданка России

Анна Гостюшина, журналист

Рада Иванова, фотограф, инженер-строитель

Алексей Иорш, художник

Ольга Карпова, журналист

Мариам Коберидзе, журналист

Анна Красильщик, журналист

Таисия Круговых, видеохудожник

Владимир Кузнецов, юрист

Федор Лаврентьев, режиссер

Дарья Лаврентьева, художник

Марина Маркелова. Журналист, юрист

Михаил Молочников, художник

Татьяна Мосалева, сотрудник детской экологической школы Парка Горького

Муравлев Максим, москвич

Всеволод Лисовский, телепродюсер, сценарист, режиссер, генеральный продюсер интернет-телевидения «ТВ-Клик»

Евгения Недосекина, музыкант

Мария Нестеренко – филолог

Наталья Петрова, Международное общество «Мемориал»

Валерий Полиенко. режиссер, художественный руководитель кинокомпании «КосмосфильМ»

Алёна Полунина, режиссёр

Николай Пророков, художник, музыкант

Ульяна Ряполова, журналист

Сергей Сергеев, ресторатор

Ксения Сорокина, художник

Федор Софронов, композитор

Старикова Елена, PR-менеджер

Юлия Тризна, PR-менеджер издательства «Мелик-Пашаев»

Наталья Удонова, журналист, редактор

Марина Федоровская, журналист, редактор журнала Numero

Ксения Чудинова, журналист, директор по внешним связям проекта «Сноб»

Екатерина Шапошникова, журналист

Марианна Эльзессер, журналист

Егор Ягунов, художник

Яснова Ксения, сотрудник музея МХАТ

Константин Гудков, фестиваль «Дни архитектуры в Вологде»

Василий Богатов, режиссер

Ерош Виктория, студентка

Александр Артёмов, архитектор

***
Дом архитектора Мельникова. Фотография: zyalt.livejournal.com

17 Сентября 2014

ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
Сохранить окна ТАСС!
Проблема в том, что фасады ТАСС 1977 года могут отремонтировать, сохранив в целом рисунок, но в других материалах – так, что оно перестанет быть похожим на себя и потеряет оригинальный, то есть подлинный, облик. Собираем подписи за присвоение зданию статуса объекта наследия и охрану его исторического облика.
Авангард на льду
Бюро Coop Himmelb(l)au выиграло конкурс на концепцию хоккейного стадиона «СКА Арена» в Санкт-Петербурге. Он заменит собой снесенный СКК и обещает учесть проект компании «Горка», недавно утвержденный градсоветом для этого места.
Другой Вхутемас
В московском Музее архитектуры имени А. В. Щусева открыта выставка к столетию Вхутемаса: кураторы предлагают посмотреть на его архитектурный факультет как на собрание педагогов разнообразных взглядов, не ограничиваясь только авангардными направлениями.
Верх деликатности
Музей архитектуры объявил о планах по реставрации дома Мельникова. Проектом реставрации займется Наринэ Тютчева и АБ «Рождественка», Группа ЛСР финансирует работу как меценат, не вмешиваясь в процесс. Похоже, в Москве, где недавно отреставрирован дом Наркомфина, намечается еще один образцовый пример работы с памятником авангарда. Рассматриваем подробности и вспоминаем историю.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Неизвестный проект Ивана Леонидова: Институт статистики,...
Публикуем исследование архитектора Петра Завадовского, обнаружившего неизвестную работу Ивана Леонидова в коллекции парижского Центра Помпиду: проект Института статистики существенно дополняет представления о творческой эволюции Леонидова.
«Если проанализировать их сходство, становится ясно:...
Кураторы выставки о Джузеппе Терраньи и Илье Голосове в московском Музее архитектуры Анна Вяземцева и Алессандро Де Маджистрис – о том, как миф о копировании домом «Новокомум» в Комо композиции клуба имени Зуева скрывает под собой важные сюжеты об архитектуре, политике, обмене идеями в довоенной и даже послевоенной Европе.
Технологии и материалы
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Сейчас на главной
Образ малой формы
Начинаем собирать коллекцию современных скамеек – с идеей, «месседжем», архитектурной составляющей. И, главное – либо уникальных, реализованных один раз, либо запущенных в серию, но обязательно по авторскому проекту. Из предложенных проектов редакция отберет лучшие, а из победителей этого мини-конкурса сделаем публикацию, покажем всем ваши скамейки.
А пока что...
Вино из одуванчиков
Работая над интерьером кафе в Казани, архитектурное бюро «Дюплекс» постаралось воссоздать настроение, присущее безмятежному летнему дню. Для этого авторы использовали не только теплую зеленую палитру и декор в виде растений, но и достаточно неожиданные текстуры камня и текстиля, а также световой дизайн.
Растворенный в джунглях
В проекте Canopy House Марсиу Коган и его Studio MK27 предложили человечный вариант модернистского по духу дома, сливающегося с буйной тропической природой на востоке Бразилии.
Миражи наших дней
Если вы читали книгу Даши Парамоновой «Грибы, мутанты и другие: архитектура эры Лужкова», то проект торгового центра в Казани покажется знакомым. Бюро Blank называет свой подход «миражом»: кирпичные фасады снесенного артиллерийского училища возвели заново и интегрировали в объем нового здания.
Парящая вершина
Центр продаж по проекту бюро Wutopia Lab в дельте Жемчужной реки напоминает о горных вершинах – как местных, тропической провинции Гуандун, так и тяньшаньских.
Лекарство и не только
В нижегородском баре «Травник» бюро INT2architecture создало атмосферу мастерской зельевара: пучки трав-ингредиентов свисают с потолка, штукатурка имитирует землебитные стены, а самая эффектная часть – потолок с кратерами, напоминающими гнездо птицы ремез.
Наедине с лесом
Архитектор Станислав Зыков спроектировал для небольшого лесного участка, свободного от деревьев, башню с бассейном на крыше: плавая в нем, можно рассматривать верхушки елей. Все наружные стены дома стеклянные и даже водосток находится внутри, чтобы гости могли лучше слышать шум дождя.
Любовь не горит
Последняя выставка петербургской Анненкирхе перед закрытием на реставрацию вспоминает все, что происходило в здании на протяжении трех столетий: от венчания Карла Брюллова до киносеансов Иосифа Бродского, рок-концерты и выставки экспериментального искусства, наконец – пожар, после которого приход расцвел с новой силой. Успейте запечатлеть образ одного из самых необычных мест Петербурга.
Путь в три шага
Бюро HENN и C.F. Møller выиграли конкурс на проект нового больничного комплекса Ганноверского медицинского института.
Архитектура впечатлений
Бюро Planet9 выпустило книгу «Архитектура впечатлений», посвященную значению экспозиционного дизайна в современном культурном пространстве. В ней собраны размышления о ключевых принципах выставочной архитектуры, реальные кейсы и закулисные истории масштабных проектов. Предлагаем познакомиться с фрагментом книги, где речь идет о нескольких биеннале – венецианских и уральской.
Дом хорошего самочувствия
Бюро Triptyque и Architects Office создали первый в Бразилии многоквартирный дом для здоровой жизни: их башня AGE360 в самом центре вмещает спортивные и спа-объекты.
Блеск дерзновенный
Изучаем «Новый взгляд», первую школу, построенную за последние 25 лет в Хамовниках. У здания три основные особенности: оно рассчитано на универсалии современного образования, обучение через общение и прочее; второе – фасады сочетают структурное моллированное стекло и металлизированно-поливную керамику, они дороги и технологичны. Третье – это школа «Садовых кварталов», последнее по времени приобретение знаменитого квартала Хамовников. И дорогое, и, по-своему, дерзкое приобретение: есть некий молодой задор в этом высказывании. Разбираемся, как устроена школа и где здесь контраст.
Перья на ветру
Павильон по проекту шанхайского бюро GN Architects, подчеркивая красоту пейзажа, служит для привлечения туристов на островок Чайшань в Восточно-Китайском море.
Поворот ядра
Остроумное и емкое пластическое решение – поворот каждого этажа на N градусов – дал ансамбль «танцующих» башен, подобных друг другу, но разных; простых, но сложных. Авторы тщательно продумали один узел и немало повозились с конструкцией колонн, все остальное «было просто». Да, еще стены ядра на каждом этаже развернули – для максимальной эффективности офисных пространств.
Зеленый и чистый
Водно-ландшафтный парк в Екатеринбурге, созданный компанией Urban Green для проведения фестиваля ландшафтного искусства «Атмофест», включает семь «зеленых» технологий – от посевных цветников до датчиков замера качества воздуха и очищающего воду биоплато.
Пресса: Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который...
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет.
Дом из весенней материи
За этим домом мы наблюдаем уже пару лет: вроде бы простой, не очень сложный, но как удачно вписался в микрорайонный контекст после развязок МСД. Здорово запоминается этот дом всем, кто хотя бы время о времени ездит по шоссе. На наш взгляд, тут Сергею Никешкину, миксуя популярные приемы и подходы архитектуры 2010-х, удалось простое, вроде бы, здание превратить в высказывание «на тему дома как такового». Разбираемся, как так вышло.
Что я несу?
До апреля в зале ожидания московского Северного речного вокзала можно посмотреть инсталляцию, посвященную истории грузоперевозок по Москве-реке. Используя эстетику контейнеров и кранов бюро .dpt создает скульптурный павильон, который заставляет по-новому взглянуть на пышные интерьеры вокзала, а также узнать, как менялась роль реки.
Слои и синергия
Концепция «Студии 44» для конкурса редевелопмента Ижевского оружейного завода основана на выявлении и сохранении всех исторических слоев главного корпуса, который получает функцию культурно-инновационного центра. «Программа» здания помогает соединить профессионалов из разных сфер, а эспланада, набережная Ижа и «заводской» сад – провоцировать дальнейшее изменение прилегающих территорий.
Выросший из своего окружения
Объявлены результаты конкурса по концепции Большого московского цирка, и теперь можно более полно показывать конкурсные проекты. Здесь – проект Маркс Инжиниринг, вызвавший наибольший интерес и одобрение у нашей аудитории.
Райский птичий лай
Вилла Casa Seriema, построенная в окрестностях Белу-Оризонти по проекту бюро Tetro, своими общественными пространствами обращена на горы, а частными комнатами – на густой лес.
Вода и ветер точат камень
По проекту бюро Asadov в районе Дубая, где сосредоточена инфраструктура для кино- и телепроизводства, будет построен жилой комплекс Arisha. Чтобы создать затененные пространства и интригующий силуэт, архитекторы выбрали воронкообразную композицию, а также заимствованные у природы пластические приемы – выветривания и осыпания. Пространства кровли, стилобата и подземного этажа расширяют возможности для досуга в контуре рукотворного «оазиса».
Цирк в Мневниках: сравнение разрезов
Показываем все шесть конкурсных проектов нового Большого цирка, перенесенного в Мневниковскую пойму. Как стало известно сегодня, победителем по итогам общественного голосования на «Активном гражданине» стал всё тот же проект, показанный нам, в качестве победившего, в январе. Но теперь можно посмотреть на разрезы, виды сверху... Некоторые проекты новый ракурс очень освежает.
Комментарии экспертов. Цирк
Объявлены результаты голосования: москвичи (29%) и дети (42%) проголосовали за первоначально победившее в конкурсе здание цирка в виде разноцветного шатра. Мы же собрали по разным изданиям комментарии экспертов архитектурно-строительной среды, включая авторов конкурсных проектов. Получилась внушительная подборка. Эксперты, в основном, приветствуют идею переноса в Мневники, далее – приветствуют обращение к общественному голосованию, и, наконец, кто-то отмечает уместность эксцентричной архитектуры победившего проекта для типологии цирка. Читайте мнения лучших людей отрасли.
Мосты и лестницы
Дом на берегу Волги в Саратовской области архитекторы бюро SNOU снабдили большим количеством террас, которые соединяются воздушными мостами – этот элемент присутствует также и в интерьере. Простым объемам и линейной компоновке противопоставлена скульптурная винтовая лестница, которая позволяет спуститься из спальни или кабинета в сад.