Дом – музею

Основатель фонда «Русский авангард» Сергей Гордеев передал в дар Музею архитектуры им. Щусева выкупленную им в 2006 году половину дома архитектора Константина Мельникова. В истории великого памятника авангарда закончился частный период, и начался государственный.

mainImg
Директор Музея архитектуры Ирина Коробьина объявила об этом на вчерашнем вручении премии «Инновация» в Центре Современной культуры «Гараж». В течение месяца дарственная будет проходить государственную регистрацию. Затем музей планирует начать переговоры с дочерью художника Виктора Мельникова Еленой, которая продолжает оспаривать свои права на вторую половину дома в суде. Директор музея также рассчитывает на поддержку замминистра культуры Андрея Бусыгина. Обо всем этом сегодня сообщило агентство «РИА Новости».

Дом Константина Мельникова – собственный дом-мастерская архитектора в виде двух цилиндров с ромбовидными окнами, построенный в конце 1920-х годов на Арбате, среди коммуналок, клубов и домов коммун социалистической Москвы. Совершенно уникальный дом-эксперимент, но не над общественной (как тогда было принято), а над частной жизнью.

Всемирно известный шедевр после смерти его автора и владельца стал предметом имущественных споров. Константин Мельников умер в 1974 году. Свой дом он разделил между двумя детьми, Виктором и Людмилой. Виктор Мельников жил в доме до своей смерти, занимался поддержанием дома, показывал его архитекторам и искусствоведам. Сестру он в дом не пустил, но в 1988-м ей удалось отсудить право владения своей половиной без права там жить.

Имущественные споры обострились после смерти художника, в начале 2006 года. Виктор Мельников завещал свою половину дома в обход обеих дочерей – государству с условием создать в доме музей отца (Констанина) и сына (Виктора) Мельниковых. Одна из его дочерей, Екатерина Каринская, сейчас живет в доме и ратует за передачу всего дома государству и за точное исполнение воли отца. Ее сестра Елена Мельникова сразу же попыталась оспорить решение отца в суде, однако на первом же заседании заявила, что поддерживает идею создания дома-музея. Но судебный процесс до сих пор не завершен.

Тогда же, в марте 2006 года Сергей Гордеев купил вторую половину дома у сына дочери архитектора Людмилы, Алексея Ильганаева. Ходили разговоры о том, что Гордеев передаст свою часть дома музею, но до этого не дошло. Самый молодой сенатор страны, Сергей Гордеев стремительно и энергично начал коллекционировать произведения авангарда, в основном архитектурного. Затем Гордеев основал фонд «Русский авангард», который за четыре года издал много книг об архитекторах 1920-х годов, в основном написанных главным специалистом по этой теме Селимом Хан-Магомедовым. До недавнего времени именно Фонд был владельцем половины Людмилы Мельниковой.

В 2007 году рядом с домом снесли несколько зданий XIX века, был выкопан котлован и началось строительство. Дом Мельникова дал трещину и начал сползать в сторону котлована. Специалисты по геологии тогда говорили о ненадежных, пропитанных водой грунтах, которые необходимо заморозить для того, чтобы дом сохранился. Этого не сделали, дом покрывается трещинами, у него обсыпается штукатурка, но дом стоит.

В том же году Сергей Гордеев сформировал Международный попечительский совет по созданию музея «дом Мельникова». Совет собрался один раз, но не сошелся во мнениях с сенатором и через некоторое время после опубликовал письмо, в котором его члены заявили: что они поддерживают идею передачи всего дома государству для создания государственного музея двух Мельниковых, и не поддерживают идею Гордеева создать частный музей архитектора Мельникова. Это письмо появилось в 2010 году, и заканчивалось упоминанием о том, что в этом году Константину Мельникову исполняется 120 лет.

Таким образом, к 2010 году конфликты перешли в следующую стадию: из спора между родственниками они превратились в идейный спор. Екатерина Каринская и движение «Архнадзор» отстаивали идею исключительно государственного музея. Сергей Гордеев же собирался создать государственно-частный музей (противники этой идеи подозревали его в том, что он хочет сделать музей полностью частным).

Новая стадия развития этой истории началась в декабре 2010 года, когда Сергей Гордеев передал Музею архитектуры свою коллекцию архитектурной графики из более чем 3000 предметов. Незадолго до этого пресса сообщила, что Гордеев ушел из Совета Федерации и продал свой бизнес. Очевидно, что Гордеев сворачивает свою деятельность, и раздача коллекций музею архитектуры только часть этого процесса. В собственности Фонда пока остается клуб «Буревестник», тоже построенный Мельниковым, – Фонд планировал создать там Международный центр архитектуры.

Итак, теперь, надо полагать, музей в доме Мельникова будет государственным. То есть идеи первой группы, желавшей все отдать государству, – победили. Получится ли из этого музей Мельникова, сколько в нем будет Мельниковых и, главное, насколько быстро он получится – сказать сложно. Сейчас музей не похож на организацию, способную взять на себя заботу об очень важном и очень аварийном памятнике. Его здание само нуждается в «сложной» реконструкции, двадцать лет у музея нет постоянной экспозиции (Ирина Коробьина пообещала открыть ее в 2011 году, а осенью на «Зодчестве» презентовала общественности концепцию развития музея, разработанную Юрием Григоряном). Непонятно, кто и на какие средства будет реконструировать музей, и в череду туманных планов теперь добавился дом Мельникова, шедевр в аварийном состоянии.

Надо признать, что существование дома Мельникова под крылом Музея архитектуры вполне логично. Можно пойти дальше и представить себе целую сеть отреставрированных шедевров авангарда, или даже просто шедевров архитектуры, принадлежащих одному музею. Реставраторы изучают особенности камышита и других технологий, создают уникальную русскую школу восстановления шедевров нищей, но гордой архитектуры 1920-х. Правда, все это больше похоже на жизнестроительную утопию, чем на реальность.

В 2006-м, когда бывший рейдер Сергей Гордеев купил половину дома, а Елена Мельникова заявляла прессе, что хочет отсудить свою часть для того, чтобы продать ему же, все испугались, что Гордеев снесет дом, или испортит, воспользуется им как-нибудь коммерчески, и звали на помощь государство, как абстрактную величину для защиты от опасного рейдера. У этих страхов были основания – неприятно это признавать, но целью создания сразу нескольких московских культурных центров и галерей было пропиарить статус площадки, чтобы потом выгнать оттуда все культурное и построить площади подороже, желательно класса А+. Самый показательный пример, где эта затея осуществилась почти целиком – Арт-Плей на улице Тимура Фрунзе. Так вот, сенатора опасались как агрессивного собственника народного добра. И сейчас, в ответ на передачу его доли в музей, в прессе чувствуется неявное, но ощутимое довольство состоявшейся национализацией.

Однако Гордеев основал фонд, созвал совет, издавал книги, коллекционировал графику. Что, если он и правда собирался создать частный музей авангарда? Или несколько музеев – центров изучения наследия 1920-х? Все это коллекционирование, конечно, могло быть лишь прикрытием коварных планов – а вдруг оно таковым не было и уважаемые эксперты ошиблись, оказав столь ожесточенное сопротивление планам сенатора. Чисто теоретически, в задуманных центрах Гордеев мог бы вырастить одного-двух будущих последователей Хан-Магомедова, дав им возможность заниматься только исследованиями, а не интригами и не зарабатыванием на жизнь. Чисто теоретически – ведь могло такое быть. Но мы уже никогда не узнаем, правда ли это. Потому что эта линия оборвалась, никто больше не хочет создавать в Москве частных музеев авангарда и собирать коллекции неопрятных, но драгоценных листочков. Вместо двух возможностей, государственной и частной, осталась только одна, государственная, а ее планы более чем неопределенны. Остается наблюдать за развитием событий.
zooming
фото: mosday.ru
zooming
Фото Глеба Шульпякова
zooming
Фото Глеба Шульпякова
zooming
Фото Глеба Шульпякова
zooming
Фото Глеба Шульпякова
zooming

09 Апреля 2011

Верх деликатности
Музей архитектуры объявил о планах по реставрации дома Мельникова. Проектом реставрации займется Наринэ Тютчева и АБ «Рождественка», Группа ЛСР финансирует работу как меценат, не вмешиваясь в процесс. Похоже, в Москве, где недавно отреставрирован дом Наркомфина, намечается еще один образцовый пример работы с памятником авангарда. Рассматриваем подробности и вспоминаем историю.
Технологии и материалы
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Сейчас на главной
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Изначальная материя
В интерьерах лобби жилого комплекса FØRST бюро WALL смогло развернуть общую концепцию в неожиданном направлении: через соединение брутальных ортогональных форм с природными материалами, создав ассоциации с северной природой, скалами и сосновым лесом.
Тайга во дворе
В тюменском жилом комплексе «Сердце Сибири» по проекту АБ «Вещь!» благоустроены дворы «Южная тайга» и «Северная тайга», а также бульвар «Тропа Сибири». Малые архитектурные формы отсылают к Тунгусскому метеориту и медвежьей берлоге, активная геопластика помогает усложнить пространство и маршруты.
Пресса: В Петербурге выбрали облик вестибюля станции метро...
В конце июля в Петербурге подвели итоги архитектурного конкурса на концепцию административного корпуса вестибюля новой станции метро «Лиговский проспект — 2». Первое место заняла работа «Студии 17», второе — архитектурного бюро SLOI Architects, третье — «А.Лен». Многие петербуржцы на решение жюри отреагировали неоднозначно и требуют пересмотра результатов. Собака.ru собрала мнения экспертов о проектах участников.
Леса, санки и трансформации
В Новосибирске наградили победителей городского молодежного фестиваля «АРХ-РЕАЛИЗАЦИЯ. От идеи до результата». Идеи объектов предлагали студенты вузов города, пять победивших проектов реализовали в дереве на территории кампуса НГАСУ. Один объект установят в одном из жилых комплексов нового микрорайона «Клюквенный».
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Магия закулисья
Интерьер ресторана «Сайар» от бюро Merilo Design, расположенного в здании театра имени Галиасгара Камала, поражает воображение феерическим разнообразием и качеством реализации различных элементов, тем и приемов, перефразирующих на современный лад мотивы татарской культуры и образы театра.
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
Развитие ландшафта
ЖК «Альпен» спроектирован TOBE architects для вытянутого участка, выходящего к реке Охта. Архитекторы предложили террасированную форму, несколько серых оттенков, а также выступающие за плоскость стены эркеры и балконы – по замыслу все это отыгрывает образ горного массива, который естественным образом сочетается с рекой.
Времени действительно нет?
С 22 июля по 5 октября 2025 года в Аптекарском приказе в Музее архитектуры работает выставка «Времени нет» – совместный проект МУАР и сообщества ЦЕХ, куда входят архитектурные бюро Saga, ХОРА и NOWADAYS office. ЦЕХ собрал двадцать одного участника, предложил им изучить цифровой каталог Музея архитектуры, выбрать оттуда документы или произведения искусства и на основе или в диалоге с ними создать оригинальные работы.
Вожу с собой
Дом Voyager, сделанный Lab House из морского контейнера и поставленный на шасси, можно прицепить к грузовому автомобилю и увезти в красивое место. Дом автономен, а внутри есть все, необходимое для комфортной жизни. Площадь значительно расширяет складная терраса.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Лес вместо ленты
Studio Rostovskii разработала концепцию загородного комплекса, в котором гостям предлагают отключиться от городской суеты в буквальном смысле: мобильная связь блокируется почти на всей территории и перестает отвлекать от общения и созерцания. Коттеджи и другие постройки с отделкой из термолиственницы и кортеновской стали учитывают рельеф и ландшафт и также помогают разглядеть красоту вокруг.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.