«Понимая, что в обществе нет большого запроса на хорошую архитектуру, мы сами пытаемся создать его»

Интервью с основателями ереванского архитектурного бюро «Тарберак» Арменом Акопяном и Кареном Берберяном.

mainImg
Два года назад в Ереване архитекторами Арменом Акопяном и Кареном Берберяном было основано бюро «Тарберак». За этот недолгий период оно успело заявить о себе многочисленными смелыми и инициативными проектами. Мне стало интересно поговорить с ними об их работе. Интервью прошло по Skype в июле 2020-го.

– Ребята, несмотря на то, что мы знакомы очень давно, мне мало известно о вашем бюро. Расскажите, как появилась идея основать его?

– Несколько лет мы вместе работали у Тима Флина (Tim Flynn Architects, британская архитектурная мастерская, ереванский филиал которой занимался, в частности, проектированием международной школы в Дилижане – примечание Т. А.). Потом Карен выиграл грант на учебу в США и уехал, Армен же остался работать в бюро и параллельно занимался небольшими частными заказами. После возвращения Карена в Ереван создать свое бюро предложил Армен.
Нашей первой работой стал проект многоэтажного жилого дома. К новому 2019-му году сделали эскиз и выступили с альтернативным предложением заказчику. К счастью для нас, проект пошел дальше, сейчас уже идет стройка. С этого момента в принципе можно и говорить об основании нашего бюро, хотя на тот момент у нас не было юридического статуса и, соответственно, названия.
Отметим, что в армянской действительности есть два основных пути для основания архитектурного бюро: конкурсы, которые здесь проводятся очень редко, либо интерьерные проекты, рынок которых гораздо либеральнее, но, соответственно, с большой конкуренцией. Мы не хотели, чтобы интерьеры стали нашей специализацией, поэтому выбрали иной, альтернативный путь для становления.
«Понимая, что в обществе нет большого запроса на хорошую архитектуру, мы сами пытаемся создать его»

– Почему «Тарберак», что в переводе с армянского значит «Вариант»? Есть ли в этом смысл, отражающий специфику вашей работы?

– И да, и нет. Про название думали примерно год. Изначально не хотели, чтобы в наименовании бюро фигурировали наши имена, поскольку они ни о чем не говорят. Но после долгого обсуждения всех возможных вариантов остановились на варианте «Вариант».

– Какой именно «вариант»? В чем заключается ваш подход?

– За 30 лет (имеется в виду период независимости республики – примечание Т. А.) в плане общественных пространств в Ереване образовался некий вакуум. До этого ими занималась советское государство, после основной акцент был сделан на коммерческие проекты. Таким образом образовался большой пласт новых для города проблем. Мы видим их, нам они небезразличны. Однако эти вопросы поднимают только городские власти и журналисты. Получается, что архитектор не участник этого процесса, ему просто отведена роль исполнителя. Вот мы и стремимся переломить такой формат и вывести на первый план эти проблемы посредством нашей архитектурной деятельности.
«Мы не претенциозны, для нас главное – начать дискуссию»

– То есть приоритетным для вас является профессиональное освещение городских проблем?

– Наши инициативы, естественно, нацелены в будущее. В юридическом, финансовом и прочих аспектах они довольно сложны в плане реализации, поэтому не факт, что они сразу же приобретут статус заказа, и мы прекрасно осознаем это. А вот начать процесс обсуждения этих проблем уже сегодня – считаем необходимым для развития города, и мы тут стараемся выступить как связующее звено.

  • zooming
    1 / 11
    Станция метро «Петак»
    © TarberAK Architectural Studio
  • zooming
    2 / 11
    Станция метро «Петак»
    © TarberAK Architectural Studio
  • zooming
    3 / 11
    Станция метро «Петак»
    © TarberAK Architectural Studio
  • zooming
    4 / 11
    Станция метро «Петак»
    © TarberAK Architectural Studio
  • zooming
    5 / 11
    Станция метро «Петак»
    © TarberAK Architectural Studio
  • zooming
    6 / 11
    Станция метро «Петак»
    © TarberAK Architectural Studio
  • zooming
    7 / 11
    Станция метро «Петак»
    © TarberAK Architectural Studio
  • zooming
    8 / 11
    Станция метро «Петак»
    © TarberAK Architectural Studio
  • zooming
    9 / 11
    Станция метро «Петак»
    © TarberAK Architectural Studio
  • zooming
    10 / 11
    Станция метро «Петак»
    © TarberAK Architectural Studio
  • zooming
    11 / 11
    Станция метро «Петак»
    © TarberAK Architectural Studio

Проект посвящен оптимизации сети метро в Ереване. Станция «Петак» на перегоне между «Сасунци Давид» и «Зоравар Андраник» не потребует крупных инвестиций, однако значительно облегчит доступ горожан к торговым комплексам «Петак» и «Сурмалу», а местным жителям и предпринимателям – к метрополитену. Станция уменьшит транспортную загруженность и повысит привлекательность района.

– А почему вы не ограничиваетесь только исследованием?

– Мы пытаемся синтезировать исследование с проектированием. Сначала у нас идет процесс многостороннего изучения вопроса. Но «голое» исследование вряд ли станет предметом дискуссии. В форме проекта вопросы становятся более доступными, и именно с проекта начинается обсуждение! Как в случае с проектом для «Каскада», после которого возник определенный ажиотаж в соцсетях, и даже в курсовых проектах на архитектурном факультете стали затрагивать эту тему. Одна из газет начала доставать из архивов старые проекты «Каскада» и т.д. В общем, мы добились своей цели.

  • zooming
    1 / 11
    Расширение комплекса «Каскад»
    © TarberAK Architectural Studio
  • zooming
    2 / 11
    Расширение комплекса «Каскад»
    © TarberAK Architectural Studio
  • zooming
    3 / 11
    Расширение комплекса «Каскад»
    © TarberAK Architectural Studio
  • zooming
    4 / 11
    Расширение комплекса «Каскад»
    © TarberAK Architectural Studio
  • zooming
    5 / 11
    Расширение комплекса «Каскад»
    © TarberAK Architectural Studio
  • zooming
    6 / 11
    Расширение комплекса «Каскад»
    © TarberAK Architectural Studio
  • zooming
    7 / 11
    Расширение комплекса «Каскад»
    © TarberAK Architectural Studio
  • zooming
    8 / 11
    Расширение комплекса «Каскад»
    © TarberAK Architectural Studio
  • zooming
    9 / 11
    Расширение комплекса «Каскад»
    © TarberAK Architectural Studio
  • zooming
    10 / 11
    Расширение комплекса «Каскад»
    © TarberAK Architectural Studio
  • zooming
    11 / 11
    Расширение комплекса «Каскад»
    © TarberAK Architectural Studio

Проект посвящен завершению «Каскада», 300-метрового многофункционального комплекса-лестницы, и полной реализации его потенциала как культурного центра и общественного пространства. Также предусмотрено решение важных инфраструктурных проблем и удовлетворение существующего спроса на центр исполнительских искусств и музей.
Ключевая идея проекта – диверсификация растущей пешеходной нагрузки на «Каскад» с помощью новых панорамных точек и поперечных пологих пандусов как альтернативы лестнице по главной оси.



– Небольшое отступление. Карен, почему ты решил вернуться домой из Нью-Йорка? Вроде бы это и есть мечта любого молодого архитектора: учеба в Колумбийском университете, работа у «звезды»...

– Согласен, но как бы странно ни прозвучало, именно там я почувствовал опасность застоя. Насколько долго остался бы там, настолько было бы сложно вернуться. А у меня было желание вернуться. Год отучился и полтора года работал в офисе Бернара Чуми.

– Если не секрет, расскажи немного о нем, о его бюро.

– Это не «корпоративный» офис, но в то же время он дает свободу сотрудникам. Он очень открытый, свободномыслящий человек. Он «маньяк контроля», если можно так выразиться, контролирует все до мелочей.
Очень любит варианты. Мы могли разработать 20–30 вариантов для одного проекта. Потом из них выбирали десять, потом «ответвлялись», и оставалось где-то пять. Ну и в конце остается наименее противоречивое.

– Работа у Чуми повлияла на твои взгляды?

– Со временем, в частности, в процессе работы чувствую, что его влияние велико. Не хотелось бы вдаваться в подробности, но именно там ты должен почувствовать его методологию проектирования, поверь, это очень захватывающе! Но, в то же время, я не сторонник механического внедрения его метода.

– Ну а на свой вопрос: «Как ты попал к Чуми?», естественно, я получил ответ – «Совершенно случайно!» (смеемся)
Вы стремитесь вложить определенное видение в ваши проекты?

– Не думаем, что хорошим интерьером или даже зданием мы создадим видение будущего. И неважно, будешь ли ты [архитектурным] чиновником или получишь большой заказ, чтобы сформировать это видение. В то же время, ты можешь сделать маленький проект и охватить при этом широкий спектр вопросов: истории, наследия, экономики, коммуникаций и т.д.
Если попытаться сформулировать нашу позицию, то она, скорее, – движение от проблемы. Мы не адаптируем заранее заявленный манифест или идеологию к конкретному месту. Скорее, наоборот. Стараемся концентрироваться на конкретных локальных аспектах: искать и констатировать проблемы данного места и предлагать наше видение их решения.
К примеру, в проекте «Каскада» мы увидели проблему в движении. В проекте «За стеной» мы видели проблему в существовании стены-ограждения, и если ее снять, то очень много задач ставится. Но справедливости ради надо отметить, что архитектура – настолько медленный процесс, что пока реализуешь проект, изначально поставленная задача может исчезнуть.

  • zooming
    1 / 21
    «За стеной». Совместно с TL Bureau
    © TarberAK Architectural Studio & TL Bureau
  • zooming
    2 / 21
    «За стеной». Совместно с TL Bureau
    © TarberAK Architectural Studio & TL Bureau
  • zooming
    3 / 21
    «За стеной». Совместно с TL Bureau
    © TarberAK Architectural Studio & TL Bureau
  • zooming
    4 / 21
    «За стеной». Совместно с TL Bureau
    © TarberAK Architectural Studio & TL Bureau
  • zooming
    5 / 21
    «За стеной». Совместно с TL Bureau
    © TarberAK Architectural Studio & TL Bureau
  • zooming
    6 / 21
    «За стеной». Совместно с TL Bureau
    © TarberAK Architectural Studio & TL Bureau
  • zooming
    7 / 21
    «За стеной». Совместно с TL Bureau
    © TarberAK Architectural Studio & TL Bureau
  • zooming
    8 / 21
    «За стеной». Совместно с TL Bureau
    © TarberAK Architectural Studio & TL Bureau
  • zooming
    9 / 21
    «За стеной». Совместно с TL Bureau
    © TarberAK Architectural Studio & TL Bureau
  • zooming
    10 / 21
    «За стеной». Совместно с TL Bureau
    © TarberAK Architectural Studio & TL Bureau
  • zooming
    11 / 21
    «За стеной». Совместно с TL Bureau
    © TarberAK Architectural Studio & TL Bureau
  • zooming
    12 / 21
    «За стеной». Совместно с TL Bureau
    © TarberAK Architectural Studio & TL Bureau
  • zooming
    13 / 21
    «За стеной». Совместно с TL Bureau
    © TarberAK Architectural Studio & TL Bureau
  • zooming
    14 / 21
    «За стеной». Совместно с TL Bureau
    © TarberAK Architectural Studio & TL Bureau
  • zooming
    15 / 21
    «За стеной». Совместно с TL Bureau
    © TarberAK Architectural Studio & TL Bureau
  • zooming
    16 / 21
    «За стеной». Совместно с TL Bureau
    © TarberAK Architectural Studio & TL Bureau
  • zooming
    17 / 21
    «За стеной». Совместно с TL Bureau
    © TarberAK Architectural Studio & TL Bureau
  • zooming
    18 / 21
    «За стеной». Совместно с TL Bureau
    © TarberAK Architectural Studio & TL Bureau
  • zooming
    19 / 21
    «За стеной». Совместно с TL Bureau
    © TarberAK Architectural Studio & TL Bureau
  • zooming
    20 / 21
    «За стеной». Совместно с TL Bureau
    © TarberAK Architectural Studio & TL Bureau
  • zooming
    21 / 21
    «За стеной». Совместно с TL Bureau
    © TarberAK Architectural Studio & TL Bureau

Разработанный совместно с TL Bureau проект призван восстановить горизонтальные городские связи, которые из-за появления «Каскада» остановились в своем развитии. Речь идет конкретно о территории бывшей резиденции президента Армении (ныне Государственный комитет по контролю) – запертой ЗА СТЕНОЙ зеленой зоне, которая может послужить общественным пространством: площадкой для проведения лекций и открытых кинопоказов, прогулочной зоной для жителей центра и туристов, информационным центром для музеев (где может быть единая музейная касса), творческим парком для студентов Академии. Своим проектом архитекторы предлагают убрать стену, вернуть зеленую зону городу, создать там новый общественный центр.
«Даже самое маленькое бюро самым маленьким проектом может выразить свой месседж»

– Часто стремление молодых архитекторов и бюро к оригинальности сводиться исключительно к формальным изысканиям. Каков ваш язык самовыражения?

– У тебя однозначно есть один определенный язык. Но мы стремимся, чтоб в наших проектах восприятие формального «языка» не ощущалось. Мы отказываемся от клише и искусственных рамок для самовыражения.
Для каждой определенной задачи выбираешь соответствующий язык и вариант решения – разными средствами. От проекта к проекту язык формируется. В процессе работы как раз рождается форма, и если она решила задачу, значит, она получилась.

– В современной архитектуре язык становится все более универсальным и размываются границы идентичности. В Армении молодые архитекторы тоже вливаются в этот «поток».

– Согласны. Информационная блокада благодаря интернету исчезла. Основными его пользователями (имеется в виду начало нулевых, когда и выросло это поколение архитекторов – прим. Т. А.) была тогдашняя молодежь. По нашему мнению, именно с этим и можно связать изменение языка архитектуры в нашей стране и не только. Умножились и изменились также и инструменты выражения. Это тоже подтолкнуло молодых архитекторов к новому мышлению. Кстати, в самом профессиональном языке появилось множество новых слов: movement, event, public space и т.д.

  • zooming
    1 / 17
    «Между стенами». Совместно с TL Bureau
    © TarberAK Architectural Studio & TL Bureau
  • zooming
    2 / 17
    «Между стенами». Совместно с TL Bureau
    © TarberAK Architectural Studio & TL Bureau
  • zooming
    3 / 17
    «Между стенами». Совместно с TL Bureau
    © TarberAK Architectural Studio & TL Bureau
  • zooming
    4 / 17
    «Между стенами». Совместно с TL Bureau
    © TarberAK Architectural Studio & TL Bureau
  • zooming
    5 / 17
    «Между стенами». Совместно с TL Bureau
    © TarberAK Architectural Studio & TL Bureau
  • zooming
    6 / 17
    «Между стенами». Совместно с TL Bureau
    © TarberAK Architectural Studio & TL Bureau
  • zooming
    7 / 17
    «Между стенами». Совместно с TL Bureau
    © TarberAK Architectural Studio & TL Bureau
  • zooming
    8 / 17
    «Между стенами». Совместно с TL Bureau
    © TarberAK Architectural Studio & TL Bureau
  • zooming
    9 / 17
    «Между стенами». Совместно с TL Bureau
    © TarberAK Architectural Studio & TL Bureau
  • zooming
    10 / 17
    «Между стенами». Совместно с TL Bureau
    © TarberAK Architectural Studio & TL Bureau
  • zooming
    11 / 17
    «Между стенами». Совместно с TL Bureau
    © TarberAK Architectural Studio & TL Bureau
  • zooming
    12 / 17
    «Между стенами». Совместно с TL Bureau
    © TarberAK Architectural Studio & TL Bureau
  • zooming
    13 / 17
    «Между стенами». Совместно с TL Bureau
    © TarberAK Architectural Studio & TL Bureau
  • zooming
    14 / 17
    «Между стенами». Совместно с TL Bureau
    © TarberAK Architectural Studio & TL Bureau
  • zooming
    15 / 17
    «Между стенами». Совместно с TL Bureau
    © TarberAK Architectural Studio & TL Bureau
  • zooming
    16 / 17
    «Между стенами». Совместно с TL Bureau
    © TarberAK Architectural Studio & TL Bureau
  • zooming
    17 / 17
    «Между стенами». Совместно с TL Bureau
    © TarberAK Architectural Studio & TL Bureau


Разработанный вместе с TL Bureau проект расширения библиотеки им. Исаакяна на территории между 3-м правительственным зданием и вестибюлем станции метро «Площадь Республики» («Анрапетуцян Храпарак»). Проведенное авторами исследование показало, что там чувствуется нехватка качественных общественных пространств, особенно – из-за современных требований к библиотекам, разнообразия медиа и т.д. Интересно, что эти две зоны расположены на одном уровне и разделены «ямой». Библиотека будет расширена в пространство этой «ямы» и соединена с «Площадью Республики» через подземные фонтаны. Новый объем благодаря ступенчатой форме кровли обеспечит не только горизонтальную, но и вертикальную связь: фонтанная площадь, три уровня библиотеки, верхняя, зеленая зона станции.
«Архитектура не заказ, а то, что генерирует идеи, сценарии, вопросы»

– Фактор наследия в ваших проектах: как вы работаете с ним?

– Мы не выделяем наследие как отдельную субстанцию в нашей работе. В первую очередь мы фиксируем проблемы в среде. Отнюдь не обязательно, чтобы сооружение входило в список охраны памятников, чтобы считаться наследием. Оно может быть самым неожиданным. Для нас наследие – работа с дошедшими до нас проблемами прошлого. Мы стремимся к такому подходу, который поспособствует решению сегодняшних проблем и не помешает прошлым.

– В этом контексте проект в Дилижане для меня – самый интересный.

– В Дилижане мы увидели потенциал наследия в существующих руинах (бетонные конструкции недостроенной церкви – примечание Т. А.). Эти конструкции были освящены. Люди знали, что там должна строиться церковь, они приходили сюда, ставили свечи и таким образом сформировали вокруг некую ауру. Это было нечто, что еще не «достигло» своей функции.
Мы постарались посредством архитектуры в заброшенном месте создать магнит, который даст импульс окружению, организует пространство и подчеркнет это «незавершенное наследие», внедряя в него вторую мысль.

  • zooming
    1 / 9
    Дилижан: «Павильон благословенных стен» (постоянная экспозиция). «Слово Нарекаци» (инсталляция)
    © TarberAK Architectural Studio
  • zooming
    2 / 9
    Дилижан: «Павильон благословенных стен» (постоянная экспозиция). «Слово Нарекаци» (инсталляция)
    © TarberAK Architectural Studio
  • zooming
    3 / 9
    Дилижан: «Павильон благословенных стен» (постоянная экспозиция). «Слово Нарекаци» (инсталляция)
    © TarberAK Architectural Studio
  • zooming
    4 / 9
    Дилижан: «Павильон благословенных стен» (постоянная экспозиция). «Слово Нарекаци» (инсталляция)
    © TarberAK Architectural Studio
  • zooming
    5 / 9
    Дилижан: «Павильон благословенных стен» (постоянная экспозиция). «Слово Нарекаци» (инсталляция)
    © TarberAK Architectural Studio
  • zooming
    6 / 9
    Дилижан: «Павильон благословенных стен» (постоянная экспозиция). «Слово Нарекаци» (инсталляция)
    © TarberAK Architectural Studio
  • zooming
    7 / 9
    Дилижан: «Павильон благословенных стен» (постоянная экспозиция). «Слово Нарекаци» (инсталляция)
    © TarberAK Architectural Studio
  • zooming
    8 / 9
    Дилижан: «Павильон благословенных стен» (постоянная экспозиция). «Слово Нарекаци» (инсталляция)
    © TarberAK Architectural Studio
  • zooming
    9 / 9
    Дилижан: «Павильон благословенных стен» (постоянная экспозиция). «Слово Нарекаци» (инсталляция)
    © TarberAK Architectural Studio


Руинированное сооружение в центре Дилижана, задуманное десятилетия назад как церковь, но так и не достроенное, предлагается превратить в арт-пространство на открытом воздухе. Первой инсталляцией там должна стать выставка «Слово Нарекаци», посвященная наследию Григора Нарекаци.
Чтобы усилить духовный характер павильона, в его центре возведут куб из полированной нержавеющей стали размером 6 м х 6 м, «бескорыстно» отражающий окружающее пространство. Внутри можно экспонировать наиболее ценные произведения искусства. Стены самого павильона планируется использовать для крепления экранов, баннеров и других выставочных материалов.
«Архитектуре необязательно иметь функцию, чтобы быть интересной»

– Как вы видите свое будущее? Ведь «Тарберак» все-таки подразумевает некое промежуточное состояние, состояние варианта.

– Понятно, что невозможно долго сохранять этот энтузиазм, и мы осознаем, что наша мотивация может угасать. Хотя одна из наших инициатив стала реальностью, и мы поняли, что наш энтузиазм может превратиться в заказ. Это дает нам мотивацию для того, чтобы продолжать свой курс. Надеемся, что он эволюционирует и не погаснет.
Мы свободны, мы хотим распространять нашу позицию. Нам также интересно – и у нас есть такой опыт – делать проекты в сотрудничестве с другими бюро.

15 Февраля 2021

Похожие статьи
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.
Архитектор в метаверс
Поговорили с участниками фестиваля креативных индустрий G8 о том, почему метавселенные – наша завтрашняя повседневность, и каким образом архитекторы могут влиять на нее уже сейчас.
Арсений Афонин: «Полученные знания лучше сразу применять...
Яндекс Кью проводит бесплатную онлайн-конференцию «Архитектура, город, люди». Мы поговорили с авторами докладов, которые могут быть интересны архитекторам. Первое интервью – с руководителем Софт Культуры. Вебинар о лайфхаках по самообразованию, в котором он участвует – в среду.
Устойчивость метода
ТПО «Резерв» в честь 35-летия покажет на Арх Москве совершенно неизвестные проекты. Задали несколько вопросов Владимиру Плоткину и показываем несколько картинок. Пока – без названий.
Сергей Надточий: «В своем исследовании мы формулируем,...
Недавно АБ ATRIUM анонсировало почти завершенное исследование, посвященное форматам проектирования современных образовательных пространств. Говорим с руководителем проекта Сергеем Надточим о целях, задачах, специфике и структуре будущей книги, в которой порядка 300 страниц.
Технологии и материалы
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Жилой комплекс «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Сейчас на главной
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Диалог культур на острове
Этим летом стартует бронирование номеров в спроектированной BIG гостинице сети NOT A HOTEL на острове Сагисима во Внутреннем Японском море. Строительство отеля должно начаться чуть позже.
Место под солнцем
Две виллы в Сочи по проекту бюро ArchiNOVA: одна «средиземноморская» со ставнями и черепицей для заказчиков из Санкт-Петербурга, вторая – минималистичная с панорамным обзором на горы и море.
Новая жизнь гиганта
Zaha Hadid Architects выиграли конкурс на разработку проекта нового паромного терминала в Риге. Под него реконструируют старый портовый склад.
Три глыбы
Конкурс на проект музеев современного искусства и естественной истории, а также Парка искусства и культуры в Подгорице выиграла команда во главе с бюро a-fact.
Переплетение учебы и жизни
Кампус Китайской академии искусства в Лянчжу по проекту пекинского бюро FCJZ рассчитан на творческое взаимодействие студентов с архитектурой.
Улица как смысл
В рамках воркшопа, который Do buro проводило совместно с Обществом Архитекторов в центре «Зотов», участники переосмысляли одну из улиц Осташкова, формируя новые центры притяжения. Все они тесно связаны с традициями места: чайный домик, бани, оранжереи, а также кожевенная мастерская, место для чистки рыбы и полоскания белья.
Ледяная пикселизация
Конкурсный проект омского аэропорта от Nefa Architects восходит к предложению тех же авторов, выигравшему конкурс 2018 года. В его лаконичных решениях присутствует оммаж омскому модернизму, но этот, вполне серьезный, пластический посыл соседствует с актуальным для нашего времени игровым: архитекторы сопоставляют предложенную ими форму со снежной или ледяной крепостью.
Ивановский протон
В Рабочем поселке Иваново по соседству с университетским кампусом планируют открыть общественно-деловой центр, спроектированный мастерской p.m. (personal message). В основе концепции – идея стыковки космических аппаратов.
Памяти Юрия Земцова
Петербургский архитектор, которого помнят как безусловного профессионала, опытного мастера работы с историческим контекстом и обаятельного преподавателя.
Тайный британец
Дом называется «Маленькая Франция». Его композиция – петербургская, с дворцовым парадным двором. Декор на грани египетских лотосов, акротериев неогрек и шестеренок тридцатых годов; уступчатые простенки готические, силуэт центральной части британский. Довольно интересно рассматривать его детали, делая попытки понять, какому направлению они все же принадлежат. Но в контекст 20 линии Васильевского острова дом вписался «как влитой», его протяженные крылья неплохо держат фасадный фронт.
Сама скромность
Общественный центр коммуны Бейн, построенный недалеко от Парижа по проекту бюро Graal Architecture, вынесен за пределы города и идеально вписан в окружающий холмистый ландшафт.
Озерная история
Для конкурса на омский аэропорт в Фёдоровке нижегородское бюро ГОРА предложило, кажется, самую оригинальную мотивацию контекста: архитекторы сравнивают свой вариант терминала с «пятым озером» из легенды – тем «потаенным», которое открывается не всякому. В данном случае, если бы аэропорт так и построили, «озеро» можно было бы увидеть из окна самолета как блеск зеркальной кровли, отражающей небо. Очень романтично.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Бетон, проволока и калька
Можно ли стать художником, получив образование и опыт работы архитектора? Узнали у Даниила Пирогова, окончившего Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет.
Семейное сходство
Бюро CoBe Architecture et Paysage разработало планировку сектора E Олимпийской деревни — 2024 в пригороде Парижа и в качестве визуального и конструктивного ориентиров для партнеров построило три жилых корпуса.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Сверток
Конкурсный проект, предложенный бюро Treivas для первого, 2021 года, конкурса для EXPO 2025, завершает нашу серию публикаций проектов павильона, которого не будет. Предложение отличается детальностью объяснений и экологической ответственностью: и фасады, и экспозиция в нем предполагали использование переработанных материалов.
Деревянная струна
Конкурсный проект омского аэропорта от ЦЛП, при всей кажущейся традиционности предложенной технологии клееной древесины – авангарден до эпатажного. Терминал они вытягивают вдоль летного поля, упаковывая все функции в объем 400 х 30 х 23 метра. Так нигде и никогда не делают, но все, вероятно, бывает в первый раз. И это не первый аэропорт-манифест ЦЛП, авторы как будто «накапливают смелость» в рамках этой ответственной функции. На что похож и не похож – читайте в нашем материале.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Среди дюн и кораллов
Курортный комплекс Ummahat 9-3 построен на одноименном острове в Красном море по проекту Кэнго Кумы. Его виллы мимикрируют под местные песчаные дюны и коралловые рифы.
Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Дом книги
Бюро ludi_architects перезапустило библиотеку в Ташкенте: фасады исторического здания подновили, а интерьеры сделали привлекательными для разных поколений читателей. Теперь здесь на несколько часов можно занять детей, записать подкаст или послушать концерт. Пространство для чтения в одноэтажном особняке расширили за счет антресолей, а также площадок на открытом воздухе: амфитеатра и перголы.
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.