«Понимая, что в обществе нет большого запроса на хорошую архитектуру, мы сами пытаемся создать его»

Интервью с основателями ереванского архитектурного бюро «Тарберак» Арменом Акопяном и Кареном Берберяном.

mainImg
Два года назад в Ереване архитекторами Арменом Акопяном и Кареном Берберяном было основано бюро «Тарберак». За этот недолгий период оно успело заявить о себе многочисленными смелыми и инициативными проектами. Мне стало интересно поговорить с ними об их работе. Интервью прошло по Skype в июле 2020-го.

– Ребята, несмотря на то, что мы знакомы очень давно, мне мало известно о вашем бюро. Расскажите, как появилась идея основать его?

– Несколько лет мы вместе работали у Тима Флина (Tim Flynn Architects, британская архитектурная мастерская, ереванский филиал которой занимался, в частности, проектированием международной школы в Дилижане – примечание Т. А.). Потом Карен выиграл грант на учебу в США и уехал, Армен же остался работать в бюро и параллельно занимался небольшими частными заказами. После возвращения Карена в Ереван создать свое бюро предложил Армен.
Нашей первой работой стал проект многоэтажного жилого дома. К новому 2019-му году сделали эскиз и выступили с альтернативным предложением заказчику. К счастью для нас, проект пошел дальше, сейчас уже идет стройка. С этого момента в принципе можно и говорить об основании нашего бюро, хотя на тот момент у нас не было юридического статуса и, соответственно, названия.
Отметим, что в армянской действительности есть два основных пути для основания архитектурного бюро: конкурсы, которые здесь проводятся очень редко, либо интерьерные проекты, рынок которых гораздо либеральнее, но, соответственно, с большой конкуренцией. Мы не хотели, чтобы интерьеры стали нашей специализацией, поэтому выбрали иной, альтернативный путь для становления.
«Понимая, что в обществе нет большого запроса на хорошую архитектуру, мы сами пытаемся создать его»

– Почему «Тарберак», что в переводе с армянского значит «Вариант»? Есть ли в этом смысл, отражающий специфику вашей работы?

– И да, и нет. Про название думали примерно год. Изначально не хотели, чтобы в наименовании бюро фигурировали наши имена, поскольку они ни о чем не говорят. Но после долгого обсуждения всех возможных вариантов остановились на варианте «Вариант».

– Какой именно «вариант»? В чем заключается ваш подход?

– За 30 лет (имеется в виду период независимости республики – примечание Т. А.) в плане общественных пространств в Ереване образовался некий вакуум. До этого ими занималась советское государство, после основной акцент был сделан на коммерческие проекты. Таким образом образовался большой пласт новых для города проблем. Мы видим их, нам они небезразличны. Однако эти вопросы поднимают только городские власти и журналисты. Получается, что архитектор не участник этого процесса, ему просто отведена роль исполнителя. Вот мы и стремимся переломить такой формат и вывести на первый план эти проблемы посредством нашей архитектурной деятельности.
«Мы не претенциозны, для нас главное – начать дискуссию»

– То есть приоритетным для вас является профессиональное освещение городских проблем?

– Наши инициативы, естественно, нацелены в будущее. В юридическом, финансовом и прочих аспектах они довольно сложны в плане реализации, поэтому не факт, что они сразу же приобретут статус заказа, и мы прекрасно осознаем это. А вот начать процесс обсуждения этих проблем уже сегодня – считаем необходимым для развития города, и мы тут стараемся выступить как связующее звено.

  • zooming
    1 / 11
    Станция метро «Петак»
    © TarberAK Architectural Studio
  • zooming
    2 / 11
    Станция метро «Петак»
    © TarberAK Architectural Studio
  • zooming
    3 / 11
    Станция метро «Петак»
    © TarberAK Architectural Studio
  • zooming
    4 / 11
    Станция метро «Петак»
    © TarberAK Architectural Studio
  • zooming
    5 / 11
    Станция метро «Петак»
    © TarberAK Architectural Studio
  • zooming
    6 / 11
    Станция метро «Петак»
    © TarberAK Architectural Studio
  • zooming
    7 / 11
    Станция метро «Петак»
    © TarberAK Architectural Studio
  • zooming
    8 / 11
    Станция метро «Петак»
    © TarberAK Architectural Studio
  • zooming
    9 / 11
    Станция метро «Петак»
    © TarberAK Architectural Studio
  • zooming
    10 / 11
    Станция метро «Петак»
    © TarberAK Architectural Studio
  • zooming
    11 / 11
    Станция метро «Петак»
    © TarberAK Architectural Studio

Проект посвящен оптимизации сети метро в Ереване. Станция «Петак» на перегоне между «Сасунци Давид» и «Зоравар Андраник» не потребует крупных инвестиций, однако значительно облегчит доступ горожан к торговым комплексам «Петак» и «Сурмалу», а местным жителям и предпринимателям – к метрополитену. Станция уменьшит транспортную загруженность и повысит привлекательность района.

– А почему вы не ограничиваетесь только исследованием?

– Мы пытаемся синтезировать исследование с проектированием. Сначала у нас идет процесс многостороннего изучения вопроса. Но «голое» исследование вряд ли станет предметом дискуссии. В форме проекта вопросы становятся более доступными, и именно с проекта начинается обсуждение! Как в случае с проектом для «Каскада», после которого возник определенный ажиотаж в соцсетях, и даже в курсовых проектах на архитектурном факультете стали затрагивать эту тему. Одна из газет начала доставать из архивов старые проекты «Каскада» и т.д. В общем, мы добились своей цели.

  • zooming
    1 / 11
    Расширение комплекса «Каскад»
    © TarberAK Architectural Studio
  • zooming
    2 / 11
    Расширение комплекса «Каскад»
    © TarberAK Architectural Studio
  • zooming
    3 / 11
    Расширение комплекса «Каскад»
    © TarberAK Architectural Studio
  • zooming
    4 / 11
    Расширение комплекса «Каскад»
    © TarberAK Architectural Studio
  • zooming
    5 / 11
    Расширение комплекса «Каскад»
    © TarberAK Architectural Studio
  • zooming
    6 / 11
    Расширение комплекса «Каскад»
    © TarberAK Architectural Studio
  • zooming
    7 / 11
    Расширение комплекса «Каскад»
    © TarberAK Architectural Studio
  • zooming
    8 / 11
    Расширение комплекса «Каскад»
    © TarberAK Architectural Studio
  • zooming
    9 / 11
    Расширение комплекса «Каскад»
    © TarberAK Architectural Studio
  • zooming
    10 / 11
    Расширение комплекса «Каскад»
    © TarberAK Architectural Studio
  • zooming
    11 / 11
    Расширение комплекса «Каскад»
    © TarberAK Architectural Studio

Проект посвящен завершению «Каскада», 300-метрового многофункционального комплекса-лестницы, и полной реализации его потенциала как культурного центра и общественного пространства. Также предусмотрено решение важных инфраструктурных проблем и удовлетворение существующего спроса на центр исполнительских искусств и музей.
Ключевая идея проекта – диверсификация растущей пешеходной нагрузки на «Каскад» с помощью новых панорамных точек и поперечных пологих пандусов как альтернативы лестнице по главной оси.



– Небольшое отступление. Карен, почему ты решил вернуться домой из Нью-Йорка? Вроде бы это и есть мечта любого молодого архитектора: учеба в Колумбийском университете, работа у «звезды»...

– Согласен, но как бы странно ни прозвучало, именно там я почувствовал опасность застоя. Насколько долго остался бы там, настолько было бы сложно вернуться. А у меня было желание вернуться. Год отучился и полтора года работал в офисе Бернара Чуми.

– Если не секрет, расскажи немного о нем, о его бюро.

– Это не «корпоративный» офис, но в то же время он дает свободу сотрудникам. Он очень открытый, свободномыслящий человек. Он «маньяк контроля», если можно так выразиться, контролирует все до мелочей.
Очень любит варианты. Мы могли разработать 20–30 вариантов для одного проекта. Потом из них выбирали десять, потом «ответвлялись», и оставалось где-то пять. Ну и в конце остается наименее противоречивое.

– Работа у Чуми повлияла на твои взгляды?

– Со временем, в частности, в процессе работы чувствую, что его влияние велико. Не хотелось бы вдаваться в подробности, но именно там ты должен почувствовать его методологию проектирования, поверь, это очень захватывающе! Но, в то же время, я не сторонник механического внедрения его метода.

– Ну а на свой вопрос: «Как ты попал к Чуми?», естественно, я получил ответ – «Совершенно случайно!» (смеемся)
Вы стремитесь вложить определенное видение в ваши проекты?

– Не думаем, что хорошим интерьером или даже зданием мы создадим видение будущего. И неважно, будешь ли ты [архитектурным] чиновником или получишь большой заказ, чтобы сформировать это видение. В то же время, ты можешь сделать маленький проект и охватить при этом широкий спектр вопросов: истории, наследия, экономики, коммуникаций и т.д.
Если попытаться сформулировать нашу позицию, то она, скорее, – движение от проблемы. Мы не адаптируем заранее заявленный манифест или идеологию к конкретному месту. Скорее, наоборот. Стараемся концентрироваться на конкретных локальных аспектах: искать и констатировать проблемы данного места и предлагать наше видение их решения.
К примеру, в проекте «Каскада» мы увидели проблему в движении. В проекте «За стеной» мы видели проблему в существовании стены-ограждения, и если ее снять, то очень много задач ставится. Но справедливости ради надо отметить, что архитектура – настолько медленный процесс, что пока реализуешь проект, изначально поставленная задача может исчезнуть.

  • zooming
    1 / 21
    «За стеной». Совместно с TL Bureau
    © TarberAK Architectural Studio & TL Bureau
  • zooming
    2 / 21
    «За стеной». Совместно с TL Bureau
    © TarberAK Architectural Studio & TL Bureau
  • zooming
    3 / 21
    «За стеной». Совместно с TL Bureau
    © TarberAK Architectural Studio & TL Bureau
  • zooming
    4 / 21
    «За стеной». Совместно с TL Bureau
    © TarberAK Architectural Studio & TL Bureau
  • zooming
    5 / 21
    «За стеной». Совместно с TL Bureau
    © TarberAK Architectural Studio & TL Bureau
  • zooming
    6 / 21
    «За стеной». Совместно с TL Bureau
    © TarberAK Architectural Studio & TL Bureau
  • zooming
    7 / 21
    «За стеной». Совместно с TL Bureau
    © TarberAK Architectural Studio & TL Bureau
  • zooming
    8 / 21
    «За стеной». Совместно с TL Bureau
    © TarberAK Architectural Studio & TL Bureau
  • zooming
    9 / 21
    «За стеной». Совместно с TL Bureau
    © TarberAK Architectural Studio & TL Bureau
  • zooming
    10 / 21
    «За стеной». Совместно с TL Bureau
    © TarberAK Architectural Studio & TL Bureau
  • zooming
    11 / 21
    «За стеной». Совместно с TL Bureau
    © TarberAK Architectural Studio & TL Bureau
  • zooming
    12 / 21
    «За стеной». Совместно с TL Bureau
    © TarberAK Architectural Studio & TL Bureau
  • zooming
    13 / 21
    «За стеной». Совместно с TL Bureau
    © TarberAK Architectural Studio & TL Bureau
  • zooming
    14 / 21
    «За стеной». Совместно с TL Bureau
    © TarberAK Architectural Studio & TL Bureau
  • zooming
    15 / 21
    «За стеной». Совместно с TL Bureau
    © TarberAK Architectural Studio & TL Bureau
  • zooming
    16 / 21
    «За стеной». Совместно с TL Bureau
    © TarberAK Architectural Studio & TL Bureau
  • zooming
    17 / 21
    «За стеной». Совместно с TL Bureau
    © TarberAK Architectural Studio & TL Bureau
  • zooming
    18 / 21
    «За стеной». Совместно с TL Bureau
    © TarberAK Architectural Studio & TL Bureau
  • zooming
    19 / 21
    «За стеной». Совместно с TL Bureau
    © TarberAK Architectural Studio & TL Bureau
  • zooming
    20 / 21
    «За стеной». Совместно с TL Bureau
    © TarberAK Architectural Studio & TL Bureau
  • zooming
    21 / 21
    «За стеной». Совместно с TL Bureau
    © TarberAK Architectural Studio & TL Bureau

Разработанный совместно с TL Bureau проект призван восстановить горизонтальные городские связи, которые из-за появления «Каскада» остановились в своем развитии. Речь идет конкретно о территории бывшей резиденции президента Армении (ныне Государственный комитет по контролю) – запертой ЗА СТЕНОЙ зеленой зоне, которая может послужить общественным пространством: площадкой для проведения лекций и открытых кинопоказов, прогулочной зоной для жителей центра и туристов, информационным центром для музеев (где может быть единая музейная касса), творческим парком для студентов Академии. Своим проектом архитекторы предлагают убрать стену, вернуть зеленую зону городу, создать там новый общественный центр.
«Даже самое маленькое бюро самым маленьким проектом может выразить свой месседж»

– Часто стремление молодых архитекторов и бюро к оригинальности сводиться исключительно к формальным изысканиям. Каков ваш язык самовыражения?

– У тебя однозначно есть один определенный язык. Но мы стремимся, чтоб в наших проектах восприятие формального «языка» не ощущалось. Мы отказываемся от клише и искусственных рамок для самовыражения.
Для каждой определенной задачи выбираешь соответствующий язык и вариант решения – разными средствами. От проекта к проекту язык формируется. В процессе работы как раз рождается форма, и если она решила задачу, значит, она получилась.

– В современной архитектуре язык становится все более универсальным и размываются границы идентичности. В Армении молодые архитекторы тоже вливаются в этот «поток».

– Согласны. Информационная блокада благодаря интернету исчезла. Основными его пользователями (имеется в виду начало нулевых, когда и выросло это поколение архитекторов – прим. Т. А.) была тогдашняя молодежь. По нашему мнению, именно с этим и можно связать изменение языка архитектуры в нашей стране и не только. Умножились и изменились также и инструменты выражения. Это тоже подтолкнуло молодых архитекторов к новому мышлению. Кстати, в самом профессиональном языке появилось множество новых слов: movement, event, public space и т.д.

  • zooming
    1 / 17
    «Между стенами». Совместно с TL Bureau
    © TarberAK Architectural Studio & TL Bureau
  • zooming
    2 / 17
    «Между стенами». Совместно с TL Bureau
    © TarberAK Architectural Studio & TL Bureau
  • zooming
    3 / 17
    «Между стенами». Совместно с TL Bureau
    © TarberAK Architectural Studio & TL Bureau
  • zooming
    4 / 17
    «Между стенами». Совместно с TL Bureau
    © TarberAK Architectural Studio & TL Bureau
  • zooming
    5 / 17
    «Между стенами». Совместно с TL Bureau
    © TarberAK Architectural Studio & TL Bureau
  • zooming
    6 / 17
    «Между стенами». Совместно с TL Bureau
    © TarberAK Architectural Studio & TL Bureau
  • zooming
    7 / 17
    «Между стенами». Совместно с TL Bureau
    © TarberAK Architectural Studio & TL Bureau
  • zooming
    8 / 17
    «Между стенами». Совместно с TL Bureau
    © TarberAK Architectural Studio & TL Bureau
  • zooming
    9 / 17
    «Между стенами». Совместно с TL Bureau
    © TarberAK Architectural Studio & TL Bureau
  • zooming
    10 / 17
    «Между стенами». Совместно с TL Bureau
    © TarberAK Architectural Studio & TL Bureau
  • zooming
    11 / 17
    «Между стенами». Совместно с TL Bureau
    © TarberAK Architectural Studio & TL Bureau
  • zooming
    12 / 17
    «Между стенами». Совместно с TL Bureau
    © TarberAK Architectural Studio & TL Bureau
  • zooming
    13 / 17
    «Между стенами». Совместно с TL Bureau
    © TarberAK Architectural Studio & TL Bureau
  • zooming
    14 / 17
    «Между стенами». Совместно с TL Bureau
    © TarberAK Architectural Studio & TL Bureau
  • zooming
    15 / 17
    «Между стенами». Совместно с TL Bureau
    © TarberAK Architectural Studio & TL Bureau
  • zooming
    16 / 17
    «Между стенами». Совместно с TL Bureau
    © TarberAK Architectural Studio & TL Bureau
  • zooming
    17 / 17
    «Между стенами». Совместно с TL Bureau
    © TarberAK Architectural Studio & TL Bureau


Разработанный вместе с TL Bureau проект расширения библиотеки им. Исаакяна на территории между 3-м правительственным зданием и вестибюлем станции метро «Площадь Республики» («Анрапетуцян Храпарак»). Проведенное авторами исследование показало, что там чувствуется нехватка качественных общественных пространств, особенно – из-за современных требований к библиотекам, разнообразия медиа и т.д. Интересно, что эти две зоны расположены на одном уровне и разделены «ямой». Библиотека будет расширена в пространство этой «ямы» и соединена с «Площадью Республики» через подземные фонтаны. Новый объем благодаря ступенчатой форме кровли обеспечит не только горизонтальную, но и вертикальную связь: фонтанная площадь, три уровня библиотеки, верхняя, зеленая зона станции.
«Архитектура не заказ, а то, что генерирует идеи, сценарии, вопросы»

– Фактор наследия в ваших проектах: как вы работаете с ним?

– Мы не выделяем наследие как отдельную субстанцию в нашей работе. В первую очередь мы фиксируем проблемы в среде. Отнюдь не обязательно, чтобы сооружение входило в список охраны памятников, чтобы считаться наследием. Оно может быть самым неожиданным. Для нас наследие – работа с дошедшими до нас проблемами прошлого. Мы стремимся к такому подходу, который поспособствует решению сегодняшних проблем и не помешает прошлым.

– В этом контексте проект в Дилижане для меня – самый интересный.

– В Дилижане мы увидели потенциал наследия в существующих руинах (бетонные конструкции недостроенной церкви – примечание Т. А.). Эти конструкции были освящены. Люди знали, что там должна строиться церковь, они приходили сюда, ставили свечи и таким образом сформировали вокруг некую ауру. Это было нечто, что еще не «достигло» своей функции.
Мы постарались посредством архитектуры в заброшенном месте создать магнит, который даст импульс окружению, организует пространство и подчеркнет это «незавершенное наследие», внедряя в него вторую мысль.

  • zooming
    1 / 9
    Дилижан: «Павильон благословенных стен» (постоянная экспозиция). «Слово Нарекаци» (инсталляция)
    © TarberAK Architectural Studio
  • zooming
    2 / 9
    Дилижан: «Павильон благословенных стен» (постоянная экспозиция). «Слово Нарекаци» (инсталляция)
    © TarberAK Architectural Studio
  • zooming
    3 / 9
    Дилижан: «Павильон благословенных стен» (постоянная экспозиция). «Слово Нарекаци» (инсталляция)
    © TarberAK Architectural Studio
  • zooming
    4 / 9
    Дилижан: «Павильон благословенных стен» (постоянная экспозиция). «Слово Нарекаци» (инсталляция)
    © TarberAK Architectural Studio
  • zooming
    5 / 9
    Дилижан: «Павильон благословенных стен» (постоянная экспозиция). «Слово Нарекаци» (инсталляция)
    © TarberAK Architectural Studio
  • zooming
    6 / 9
    Дилижан: «Павильон благословенных стен» (постоянная экспозиция). «Слово Нарекаци» (инсталляция)
    © TarberAK Architectural Studio
  • zooming
    7 / 9
    Дилижан: «Павильон благословенных стен» (постоянная экспозиция). «Слово Нарекаци» (инсталляция)
    © TarberAK Architectural Studio
  • zooming
    8 / 9
    Дилижан: «Павильон благословенных стен» (постоянная экспозиция). «Слово Нарекаци» (инсталляция)
    © TarberAK Architectural Studio
  • zooming
    9 / 9
    Дилижан: «Павильон благословенных стен» (постоянная экспозиция). «Слово Нарекаци» (инсталляция)
    © TarberAK Architectural Studio


Руинированное сооружение в центре Дилижана, задуманное десятилетия назад как церковь, но так и не достроенное, предлагается превратить в арт-пространство на открытом воздухе. Первой инсталляцией там должна стать выставка «Слово Нарекаци», посвященная наследию Григора Нарекаци.
Чтобы усилить духовный характер павильона, в его центре возведут куб из полированной нержавеющей стали размером 6 м х 6 м, «бескорыстно» отражающий окружающее пространство. Внутри можно экспонировать наиболее ценные произведения искусства. Стены самого павильона планируется использовать для крепления экранов, баннеров и других выставочных материалов.
«Архитектуре необязательно иметь функцию, чтобы быть интересной»

– Как вы видите свое будущее? Ведь «Тарберак» все-таки подразумевает некое промежуточное состояние, состояние варианта.

– Понятно, что невозможно долго сохранять этот энтузиазм, и мы осознаем, что наша мотивация может угасать. Хотя одна из наших инициатив стала реальностью, и мы поняли, что наш энтузиазм может превратиться в заказ. Это дает нам мотивацию для того, чтобы продолжать свой курс. Надеемся, что он эволюционирует и не погаснет.
Мы свободны, мы хотим распространять нашу позицию. Нам также интересно – и у нас есть такой опыт – делать проекты в сотрудничестве с другими бюро.

15 Февраля 2021

Похожие статьи
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.
Технологии и материалы
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
Сейчас на главной
Память о работе
Крупную нефтебазу 1960-х, расположенную в Ханчжоу прямо на берегу Великого канала, Кэнго Кума превратил в современный индустриальный парк Сяохэ.
Жить в золоте
Многоквартирный дом Cœur Atlantis в южном пригороде Парижа по проекту роттердамского бюро KCAP.
Плач, затмение и городище
Якорный объект экопарка «Каялов бор» в городе Россошь – маршрут длиной в 3,5 километров, который знакомит посетителей с событиями, описанными в «Слове о полку Игореве». Архитекторы воронежского бюро TOU ARCHITECTS дополняют тематические объекты, которые обеспечивают разнообразный досуг, спортивными трассами и событийной площадью.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXIII фестиваля.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.