Памяти Юрия Волчка

Вчера, 6 июля, умер Юрий Волчок, историк архитектуры, ученый, хорошо известный всем, кто хоть сколько-нибудь интересуется советским модернизмом. Слово – его коллегам и ученикам.

Юрий Павлович Волчок (28.02.1943 – 06.07.2020), профессор МАРХИ, академик МААМ, руководитель отдела Истории отечественной архитектуры и градостроительства Новейшего времени НИИТИАГа, вице-президент СМА, почётный строитель Москвы. Но главное – талантливый, вдохновенный исследователь, любимый многими учитель и дружелюбный, энергичный и увлеченный человек. На наш призыв вспомнить о Юрии Волчке откликнулись быстро и многие. Если вы были знакомы и тоже хотите вспомнить Юрия Павловича, пишите в комментариях, развернутые высказывания перенесем в текст.
zooming
Юрий Павлович Волчок, 1943–2020
Светлая память.


Карен Бальян, 
архитектор, член-корреспондент МААМ:

«Юрий Павлович – мой старший друг по времени моей аспирантуры в ЦНИИТИА конца семидесятых годов. Очень трудно поверить, что его нет больше с нами, и трудно сейчас правильно оценить масштаб его фигуры – он был кандидатом наук, но воспитал стольких кандидатов, стольким помог продвинуться в науке и стольких выучил, что я бы сказал, он был как академик-«тяжеловес». Могучая фигура, ученый, исследователь, разносторонний, я бы сказал, ренессансный человек.

Одну из наших совместных поездок Юрий Павлович любил вспоминать: после землетрясения в Армении я как архитектор занимался сбором проектов восстановления, их тогда присылали во множестве. Он приехал в Ленинакан, просил встретить – в какой-то момент мы не очень понимали как, там было пепелище, ни дорог, ни адресов. Но он добрался, мы всё объехали. В итоге Юрий Павлович собрал фантастический архив проектов, в девяностые мы подумывали об их публикации, но как-то не получилось. Думаю, архив Юрия Павловича заслуживает детального исследования. С другой стороны, предположу, что должна появиться конференция в его честь, может быть, даже ежегодная».


Андрей Баталов,
доктор искусствоведения, профессор, заместитель генерального директора Музеев Московского Кремля по научной работе:

«Юрий Павлович принадлежал к яркой плеяде удивительнейших людей, которые работали в институте Теории и истории архитектуры в семидесятые и восьмидесятые годы. Я очень ценю нашу дружбу, сложившуюся в то время.

Он принадлежал к кругу ученых, уверенных в том, что их деятельность способна изменить, в числе прочего, и современные им архитектурные процессы. Сейчас всем этим людям должно было быть около 80 лет. Они верили в то, что их слово может трансформировать мышление тех, от кого зависит развитие архитектуры. В этом – одна из главных черт характера и Юрия Павловича Волчка, и его близкого друга Маргариты Иосифовны Длугач, и Вячеслава Леонидовича Глазычева, и других их коллег и друзей. Они занимали активную позицию и были уверены в способности человеческого разума изменить что-то в системе, в рамках который мы все тогда жили.

Он обладал острым концептуальным умом и, много занимаясь в числе прочего историей советской архитектуры, возвышался над преобладавшей в то время тенденцией хвалебно-фактологического описания процессов, – а исследовал современность с позиций академической науки. И ставил очень важные теоретические вопросы по отношению к тому материалу, который, казалось бы, сам по себе не провоцировал такой проблематики.

Юрий Павлович был удивительно открытым и доброжелательным человеком. Доброта к любому, кто приходил в науку, в значительной мере отличала его от очень и очень многих коллег. Думаю именно поэтому во ВНИИТАГе Юрию Павловичу удалось создать удивительную общность молодых единомышленников, с которыми он собирался перевернуть мир».


Игорь Бондаренко, 
доктор архитектуры, профессор, директор НИИТИАГ до 2018 года: 

«Юрий Павлович Волчок оставил по себе светлую память. Он был интеллигентным, обаятельным и дружелюбным человеком, всегда готовым поддержать товарища и коллегу, как старого, так и совсем молодого, найти в его работе что-то интересное, новое и достойное похвалы. Он был чрезвычайно предан своей любимой профессии, жил ей, не делая перерывов, не уходя в отпуска, не отвлекаясь на что-либо другое. Он постоянно познавал, всматривался, вдумывался, искал ответы на самые сложные вопросы и никогда не удовлетворялся трафаретными суждениями. Избрав путь историка и теоретика архитектуры, он сосредоточился не только на доскональном изучении фактов истории, прежде всего, советской, но и на целенаправленном и безграничном расширении своего общекультурного и общенаучного кругозора, что позволяло ему выстраивать оригинальные философские умозаключения, порой трудные для восприятия, но всегда подкупающие своей содержательной многозначительностью.

Мы потеряли замечательного человека и соратника, активнейшего участника всей нашей многогранной научно-творческой деятельности, истинного патриота НИИТИАГа, непреклонного борца за понимание непреходящей ценности архитектурного наследия, видного ученого, мыслителя, педагога и, конечно же, хорошего близкого друга.

Пусть земля ему будет пухом! Спи спокойно, дорогой Юра!».


Анна Броновицкая,
кандидат искусствоведения, историк архитектуры: 

«В Юрии Павловиче меня всегда восхищала поэтичность его исследовательского взгляда и смелость настаивать на значимости неочевидного. Кто еще мог прийти на конференцию по архитектуре модернизма и сделать доклад о прорыве в изучении античности, достигнутом в 1960-х годах? У него было стереоскопическое видение эпохи модернизма, свидетелем и исследователем которой он был одновременно, и он щедро делился с коллегами своими знаниями и прозрениями. Его будет очень не хватать».


Анна Васильева, 
старший научный сотрудник НИИТИАГ: 

«Впервые Юрия Павловича я увидела кафедре Советской и современной зарубежной архитектуры МАРХИ. С момента своего появления в аудитории он сразу приковывал к себе внимание, погружал в мир архитектуры во всей ее многогранности, сложности, взаимосвязанности. Позже, регулярно присутствуя на его выступлениях на конференциях и на заседаниях Ученого совета НИИТИАГ, я опять и опять при каждом выступлении Юрия Павловича окуналась в этот интересный и удивительный мир, который он раскрывал перед слушателями. Глубина и парадоксальность его мышления, потрясающая эрудиция, раскрывали многие процессы и явления с новой и неожиданной стороны. При этом многие каждодневные ситуации, которые казались сложными и неразрешимыми, при даже беглом обсуждении с Юрием Павловичем становись простыми и ясными. Это удивительное свойство показывать одновременно простоту и сложность совершенно разных вещей и явлений, увлекая при этом любую аудиторию, будет всю жизнь для меня уроком и недостижимым примером».


Алексей Воробьев,
кандидат архитектуры, архитектор, градостроитель:

«Юрий Павлович всегда был невероятно современен, и в профессии, и в жизни. Наверное, поэтому многих к нему так тянуло, и начинающих студентов, и маститых профи. Иногда казалось,что он смотрит на мир как-то по-особенному, и при каждой встрече обыденность превращалась в увлекательный процесс, как будто из-за тучек появлялось солнышко, и ты с новым дыханием, силами и настроением бежал работать дальше. У Юрия Павловича было особое, глубокое понимание архитектуры.
Педагог по призванию, он всегда очень чутко относился к своим студентам и аспирантам, тем самым «облекая» их в свою веру в профессию. Он всегда был этичен, скромен и, несмотря на колоссальный интеллект, прост в общении. Все мы в миг осиротели. Нам, его ученикам, будет очень не хватать учителя. Светлая память!».


Игорь Грищинский,
архитектор, Израиль:

«Коллеги, долго вас не задержу. Несколько слов. На фоне творящегося вокруг хаоса и непредсказуемости важно их не забыть сказать. Что будет завтра, как и на ком отыграется эта напасть неизвестно. Сейчас страшный жребий выпал Юре. Умер хороший человек. Мне повезло познакомиться с ним и провести вместе несколько дней в 2014 году. Юра и его жена Люда, мой замечательный друг и однокурсница, гостили в Израиле. Что вам сказать, коллеги. Это было счастье. Посреди тягомотины рутинной проектной жизни вдруг праздник – разговоры обо всём, что нравится, о чём интересно поговорить нашему брату архитектору, поспорить даже, хоть и понимаешь несоответствие весовых категорий. Но чего не сделаешь под хорошую выпивку и средиземноморскую еду. Только сейчас, когда Юры не стало, я узнал от Люды, что он был на 12 лет старше нас! А ведь мальчишеская любознательность и озорной взгляд не измеряются годами. Нам было легко и комфортно. Мимолётное знакомство и память на всю жизнь. Им, Юре и Люде, повезло друг с другом. Гармония иногда случается как выяснилось. Теперь она нарушена. Люд, друг мой, мне нечего тебе сказать. Тебе придётся жить без Юры».


Ольга Казакова, 
кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник НИИТИАГ, директор Института Модернизма:
 
«Ужасно тяжело писать этот текст. Невозможно писать в прошедшем времени о Юрии Павловиче – еще слишком рано, и больно, и не справедливо.
 
Невозможно поверить, что ему нельзя больше позвонить, что не будет встреч, и знаешь что да – не будет. Это тяжело и больно.
 
Юрий Павлович Волчок – человек, который в моей жизни сыграл очень большую и важную роль. Он был моим научным руководителем на дипломе, и согласился им быть, почти меня не зная, просто поверив. Из-за него я пошла в аспирантуру – тоже потому, что он в меня поверил – и этим сделал для меня возможным научный путь. Конечно, он был научным руководителем диссертации, которая без него никогда бы не состоялась – и таких диссертаций, защищенным благодаря Юрий Павловичу, наверняка не один десяток. Я была одной из многих его студенток и аспиранток – он ко всем нам относился с подлинной добротой, уважением, индивидуальным и чутким интересом. Он поражал широтой знаний и души, и при этом всегда был совершенно спокоен, с абсолютно своим «волчковским» стилем. Каждым разговором он умел вдохновить, убедить, подарить новые мысли, приподнять над собой и над серостью. Перед защитой диплома я звонила ему в 2 часа ночи, потому что он перед этим сказал – звони мне в Любое (с нажимом) время – и он ответил так, как будто за окном был белый день. И все его ученики его любили, и продолжают любить.
 
Он был удивительный во всем. Удивительно мудрый, тонкий, остро и парадоксально мыслящий, ярко одаренный, умевший находить нужные и точные слова и в науке, и в жизни. Удивительно красивый человек. И удивительно щедрый – легко даривший свои идеи, время, внимание.
 
Именно с подарка и с легкой руки Юрия Павловича – собранного им большого и уникального архива фотографий советских зданий и проектов – начался Институт модернизма. Институт, который теперь осиротел, как и все мы – его ученики, коллеги, близкие и дальние знакомые. Нам всем уже сейчас, когда еще трудно трудно поверить случившееся и не пришло еще осознание этой утраты – ужасно и остро его не хватает».


Сергей Кавтарадзе,
историк архитектуры, старший преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ: 

«Очень больно, потому что неожиданно. Юрий Павлович умел не стареть, сколько знаю его, был бодр, полон планов, остроумен и непредсказуем в риторике (излагаемой голосом, который мы вряд ли забудем).

Наверное, нельзя стать историком архитектуры, если на жизненном пути не повстречается такой учитель – любящий свое дело и заражающий этой любовью, открывающий неофиту незримые смыслы языка объемов, пространств и декора. Мне повезло. В 1979 или в 1980 году к нам в МГУ преподавать спецкурс пришел Юрий Павлович Волчок – завсектором ЦНИИТИА. И моя учеба у него, разумеется, никак не умещалась в рамки положенной по расписанию академической пары. Свою концепцию тектоники, отличную от привычной, он растолковывал мне и после занятий, и пешей дорогой от нашей «стекляшки» к метро «Университет», и потом еще (и долго) – на платформе, где мы стояли, не в силах закончить беседу, пропуская десятки поездов. И так раз за разом. Мы говорили об архитектуре, и это было прекрасно.

Эти счастливые времена продолжались и позже, когда после окончания вуза он взял меня к себе в сектор. Именно Юрий Павлович тогда, когда «борьба с излишествами» была еще актуальна в начальственных кабинетах, начал изучение советской архитектуры 30-х – 50-х годов, той самой, «с колоннами». Тогда мы прикрывались темой «Послевоенное восстановление городов». Множество роскошных изданий с советской классикой, лежащие сейчас на книжных полках – это во многом его личная заслуга.

Он был отличным научным стратегом, планировавшим на много ходов вперед, и лидером, умевшим мобилизовать на решение практических задач. Он толкал вперед свою команду, продвигал карьеры молодых, знакомил, рекомендовал и помогал, помогал, помогал…

Ушел невероятно хороший, умный и добрый человек».



Армен Казарян, 
доктор искусствоведения, директор НИИТАГ:

«Юрий Павлович Волчок – редчайший на сегодняшний день ученый, исследующий сущность архитектурных и художественных явлений, способный взглянуть на них с необычного ракурса – ракурса творца и философа. Обладая многосторонними знаниями, острым аналитическим мышлением, он не только генерировал идеи, но и умел привлекать к их воплощению круг своих сподвижников и учеников, призывая каждого из них раскрыть в общем замысле свои собственные мысли и достоинства.
Юрий Павлович был учителем по призванию, и учил он, прежде всего, мыслить и чувствовать структуру, конструкцию, образ произведения – качествам, крайне необходимым историку архитектуры. За последние десятилетия из его магистрантов и аспирантов сформировалась целая плеяда талантливых ученых и организаторов науки.

Для НИИТИАГ, где Юрий Павлович многие годы возглавлял Отдел истории архитектуры и градостроительства Новейшего времени, организовывал яркие проблемные конференции, круглые столы и сборники научных статей, его уход – невосполнимая потеря. Во многом и потому, что он был большим другом, приходящим на помощь и приободряющим в трудную минуту, способным дать оригинальный и в то же время основанный на жизненном опыте совет, поддержать разумную инициативу. Юрия Павловича никогда не покидали большие планы, он никогда не терял оптимизма и особого чувства юмора, свойственного его колоссальному интеллекту. Нам будем очень не хватать общения с ним».


Андрей Кафтанов, 
архитектор, старший научный сотрудник НИИТИАГ, вице-президент Союза архитекторов России:

«Уход от нас Юрия Павловича Волчка, масштаб его личности и его вклад в Архитектуру и Культуру нам только предстоит осознать. Но для меня, проработавшего под его началом почти сорок лет, это не только глубокая личная трагедия, но и понимание того, что весь наш архитектурный цех лишился выдающегося, я бы сказал – «ключевого» носителя архитектурной культуры. И здесь речь прежде всего идёт не об огромном научном вкладе- десятки монографий и сотни статей с собственным взглядом на новую и новейшую истории архитектуры, не о яркой многолетней педагогической деятельности с десятками защитившихся аспирантов и сотнями студентов, по праву считающих себя его учениками.

Кроме этого высокого профессионализма в традициях академической науки, энциклопедических знаний, Юрий Павлович обладал удивительным чувством времени и понимания меняющихся с его нелинейным движением смыслов архитектурной деятельности. Это редкое качество давало ему уникальную возможность предвидеть будущие вызовы и интересы, как в науке, так и в практике. Он всегда был новатором. В 1983 году, мы вместе с Лешей Тархановым и Серёжей Кавтарадзе, трое молодых сотрудников, только что пришедших в ЦНИИТИА, вошли в рабочую группу под руководством Юрия Павловича по разработке методологии реконструкции и реабилитации «пятиэтажек», как домов так и районов, которые затем легли в основу первых двух всесоюзных конкурсов. Затем работа над книгой «40 лет Победы. Архитектура», в то время первое предъявление, а фактически – реабилитация Архитектуры военных лет и послевоенного десятилетия. Следующая – двухтомная книга «Год Архитектуры» и «Новое в Архитектуре», в которой удалось зафиксировать как процессы «перестройки» в архитектуре в конце 1980-х, так и предъявить возможные пути исправления ситуации. Последовавшие 1990-е подтвердили выявленные тогда проблемы социалистического градостроительства. Тогда, в эти самые тяжелее годы нашей новейшей истории, когда целенаправленно стиралась память о советском прошлом вместе со сносом памятников архитектуры того времени, под руководством Юрия Павловича мы работали над международным изданием лучшего в наследии XX века, под редакцией Кеннета Фремтона. Отдельная книга, вошедшая в знаменитое десятитомное издание, предъявленное на Конгрессе Международного союза архитекторов в Пекине в 1999 году, было посвящено 100 лучшим произведениям архитектуры на постсоветском пространстве. Во многом благодаря этой работе удалось сохранить для будущих поколений знаковые объекты прошедшего столетия...». Полный текст на сайте САР. 


Диана Кейпен-Вардиц, 
кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник НИИТИАГ, ученый секретарь НИИ РАХ:

«Да, он такой был – как «сто сорок солнц», эмоционально и психологически чрезвычайно мощным. Удивительный человек! Его присутствие всегда ощущалось, даже когда он молча присутствовал в комнате. А когда начинал говорить глубоким, хорошо поставленным голосом – размеренно, неизменно доброжелательно, ясно и четко – все вообще преображалось, а слушатели не могли не подпасть под его обаяние».


Нина Коновалова, 
кандидат искусствоведения, заместитель директора НИИТАГ по научной работе:
 
«Юрий Павлович всегда был очень требователен к употреблению слова, мастерски владел этим искусством. Часто сокрушался, что большинство людей привыкло говорить и мыслить штампами, а вникнуть в смысл слов могут лишь немногие. Он настаивал на том, что необходимо научиться чувствовать нюансы, оттенки смыслов, подбирать точные слова. По его словам, «предъявить масштаб проблемы», «запараллелить смыслы», «показать сквозное действие», должен уметь каждый, даже начинающий ученый. Лучше многих он умел это делать сам и добивался того же от учеников. Но сейчас слов просто не хватает…».


Петр Кудрявцев,
урбанист, социолог, партнер бюро Citymakers:

«Юрий Павлович, милый, умный, добрый и чрезвычайно уютный человек. Благодарен ему за каждую встречу – просто потому, что всегда становилось легко на душе. И очень ему признателен за его лекцию об истории кинотеатра «Ударник» – одно из самых ярких воспоминаний с нашей Первой архитектурной недели в далеком 2006 году».

Светлана Левошко,
кандидат архитектуры, доцент, ведущий научный сотрудник НИИТИАГ: 

«Юрий Павлович к казалось бы хорошо известному мог подойти неординарно. Его мысли не были простыми, не были понятными сходу, но он ухитрялся внедрять их в наши головы. И его идеи тоже становились «общепринятыми». Он обладал прекрасным чувством юмора. Хохотал над названием« 100 шедевров архитектуры». Казалось бы, что тут смешного? Но он видел абсурд в примелькавшемся и обыденном. ПРЕКРАСНЫЙ УМНЫЙ И ТОНКИЙ ЧЕЛОВЕК ПОКИНУЛ НАС. МЫ ОСИРОТЕЛИ».


Марианна Маевская, 
старший научный сотрудник НИИТИАГ: 

«Юрия Павловича Волчка отличала удивительная доброта и душевность по отношению к коллегам и студентам. Он умел вдохновить и направить ученика, подчеркивая индивидуальность каждого. Обладая энциклопедическими знаниями и невероятной широтой профессионального кругозора, Юрий Павлович приглашал коллег к равноправному диалогу, увлекая своими идеями и суждениями. Благодаря его страстной уверенности в ценности наследия архитектуры советского модернизма в профессиональном и общественном сознании произошла существенная переоценка важности этого периода в отечественной архитектурной науке».


Дмитрий Михейкин, 
архитектор, старший научный сотрудник НИИТИАГ, профессор МААМ, основатель «НЛО бюро»:

«Юрий Павлович – мой любимый учитель, руководитель, наставник во всех смыслах. В уже далеком 2004 во время тяжелой сдачи диплома в МАРХИ какими-то неисповедимыми путями меня направил к нему мой отец, физик, как к будущему руководителю диссертации. Конечно, они были вообще не знакомы и никогда не видели друг друга. Оба дети войны, шестидесятники, со схожими привычками. И уже тогда с первого дня знакомства я почувствовал от Юрия Павловича поддержку фантастической силы.

Доброта его была безгранична. Дорогой Юрий Павлович всегда помогал добрым словом и делом, словно он всегда был близким человеком, а это так и было на самом деле. Сколько он отдал времени мне, равно как и всем своим подопечным – а это долгие годы, в моем случае в течение 16 лет, сколько в нем было терпения ко мне, сколько он передал знания и мудрости, потому как по-другому Юрий Павлович просто не мог поступать – он одарял всех. И дело его продолжается и будет продолжено.

Сейчас я окончательно начинаю осознавать, что Юрий Павлович был для меня гораздо больше, чем любимый учитель, он отчасти заменил мне отца, который ушел сильно раньше.

Как странно больше не услышать его голос, не увидеть его больше».


Константин Хрупин, 
научный сотрудник НИИТИАГ: 

«Трудно свыкнуться с мыслью, что нет больше Юрия Павловича Волчка. Ушел из жизни замечательный человек – ученый, педагог, инженер-строитель, искусствовед. Всегда спокойный, доброжелательный, отзывчивый, мудрый – он пользовался уважением, как среди коллег, так и учеников. Он навсегда останется в нашей памяти».

Некролог на сайте НИИТИАГ.
Некролог на сайте МАРХИ.

Лекция Юрия Волчка на канале «Россия»:  

07 Июля 2020

Похожие статьи
Памяти Леона Крие
Ушел из жизни Леон Крие – выдающийся люксембургский архитектор, градостроитель и мыслитель (7 апреля 1946 – 17 июня 2025).
Памяти Александра Раппапорта
Человек, «глубоко мыслящий и всесторонне одаренный»; «ренессансный гений – уникальный эрудит, мудрый философ, тончайший поэт, виртуозный музыкант и проницательный художник»; «один из последних архитекторов, входивших в интеллектуальную элиту»... С нами больше нет Александра Раппапорта.
Памяти Алексея Розенберга
Сегодня в 13:00 в церкви Нерукотворного Образа в Клязьме состоится отпевание Алексея Розенберга. Вспоминаем его архитектуру. Она была свободной, разнообразной, тонкой и узнаваемой.
Памяти Марии Зубовой
Мария Зубова преподавала историю искусства и архитектуры нескольким поколениям студентов МАРХИ. Художник, иконописец, искусствовед, автор учебников, книги о графике Матисса, инициатор переиздания книг Василия Зубова по истории и теории архитектуры, реставрации и христианской философии.
Не-стирание. Памяти Николая Лызлова
Николай Лызлов умер три дня назад, 7 июня. Вспоминаем его архитектуру, старые и новые проекты, построенное и не построенное, принципы и метод, отношение к среде и контексту. Светлая память. Прощание завтра в ЦДА.
Памяти Юрия Земцова
Петербургский архитектор, которого помнят как безусловного профессионала, опытного мастера работы с историческим контекстом и обаятельного преподавателя.
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Памяти Юрия Гнедовского
В этом году Юрию Петровичу исполнилось бы 94 года. Он – архитектор, автор книг, глава Союза архитекторов и инициатор главной архитектурной премии страны.
Памяти Анатолия Столярчука
Автор многих зданий современного Петербурга, преподаватель Академии художеств, Член Градостроительного совета и человек, всегда готовый поддержать.
Памяти Жана-Луи Коэна
Марина Хрусталева – о Жане-Луи Коэне (20.07.1949-7.08.2023), историке архитектуры авангарда, преподавателе, авторе многих изданий и выставочных проектов.
Памяти Сергея Ткаченко
На прошедшей неделе, 6 августа, ушел из жизни Сергей Ткаченко, – одна из самых символических фигур постсоветской архитектуры и московского градостроительства.
Умер Майкл Хопкинс
В возрасте 88 лет скончался Майкл Хопкинс, один из главных архитекторов хай-тека, расширивший свой репертуар за счет традиционных материалов и рифм с историей.
Памяти Александра Некрасова
Он известен как автор нескольких реализованных станций метро, многие – с заметной, яркой, запоминающейся архитектурой. Одним из последних проектов Некрасова стала станция Физтех.
Собиратель
Умер Игорь Киселев. Реставратор и автор многих книг – справочников по архитектурным деталям и элементам зданий, очень полезных и хорошо известных специалистам.
Умер Рафаэль Виньоли
Скончался американский архитектор Рафаэль Виньоли, автор лондонских и нью-йоркских небоскребов, токийского «Форума» и многих других построек по всему миру.
Умер Балкришна Доши
В возрасте 95 лет скончался индийский архитектор Балкришна Доши, лауреат Притцкеровской премии, сотрудник Ле Корбюзье и Луиса Кана.
Памяти Виктора Быкова
Ушел из жизни Виктор Филиппович Быков – яркий представитель Нижегородской архитектурной школы, лучшего ее периода. Заслуженный архитектор Российской Федерации, лауреат престижных международных конкурсов и премий Нижнего Новгорода. Талантливый и эмоциональный человек, остро откликавшийся на вызовы времени.
Памяти Сергея Эстрина
Три дня назад умер Сергей Эстрин – архитектор и художник, автор синагоги на Бронной и множества общественных и частных интерьеров, всегда ярких и эффектных, а также красивых тонких графических работ.
Памяти Феликса Новикова
Ушел из жизни Феликс Новиков, архитектор, автор Дворца пионеров на Ленинских горах и Зеленограда, историк архитектуры модернизма и увлеченный публицист.
Слово о друге
В память о Феликсе Новикове публикуем его эссе, посвященное Джиму Торосяну и написанное в 2019 году для книги, которую сейчас готовит в издательстве Tatlin архитектор Карен Бальян. С разрешения автора и издательства.
Умер Рикардо Бофилл
Безусловная звезда современной архитектуры, автор, сменивший несколько направлений и тем самым примиривший в своем творчестве постмодернизм, национальные мотивы, неоклассику и интернациональный стиль, умер в возрасте 82 лет от последствий ковида в больнице Барселоны.
Технологии и материалы
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Сейчас на главной
Храм тенниса
Павильон теннисного клуба в Праге по проекту Pavel Hnilička Architects+Planners напоминает маленький античный храм с деревянной конструкцией.
Пикник теоретиков-градостроителей на обочине
Руководитель бюро Empate Марина Егорова собрала теоретиков-градостроителей – преемников Алексея Гутнова и Вячеслава Глазычева – чтобы возродить содержательность и фундаментальность профессиональной дискуссии. На первой встрече успели обсудить многое: вспомнили базу, сверили ценности, рассмотрели передовой пример Казанской агломерации и закончили непостижимостью российского межевания. Предлагаем тезисы всех выступлений.
Вопрос сорока процентов: изучаем рейтинг от «Движение.ру»
Рейтингование архитектурных бюро – явление достаточно частое, когда-то Григорий Ревзин писал, что у архитекторов премий едва ли не больше, чем у любой другой творческой специальности. И вот, вышел рейтинг, который рассматривает деловые качества генпроектных компаний. Топ-50 генпроектировщиков многоквартирного жилья по РФ. С оценкой финансов и стабильности. Полезный рыночный инструмент, крепкая работа. Но есть одна загвоздка: не следует ему использовать слово «архитектура» в своем описании. Мы поговорили с автором методики, проанализировали положение о рейтинге и даже советы кое-какие даем... А как же, интересно.
Перспективный вид
Бюро CNTR спроектировало для нового района Екатеринбурга деловой центр, который способен снизить маятниковую миграцию и сделать среду жилых массивов более разнообразной. Архитектурные решения в равной степени направлены на гибкость пространства, комфортные рабочие условия и запоминающийся образ, который позволит претендовать зданию на звание пространственной доминанты района.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть II
Еще шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, отмеченных государственной экзаменационной комиссией: объекты транcпортной инфраструктуры, спортивные и рекреационные комплексы, а также ревитализация архитектурного наследия.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Малевич и бани, природа и хайтек
Комплекс «Бани Малевича» планируется открыть осенью 2025 года на Рублёво-Успенском шоссе. Проект, разработанный DBA-GROUP под руководством Владислава Андреева – пример нетипичного подхода к образу СПА вообще и бань в частности. Намеренно уклонившись от всех видов аллюзий авторы отдали предпочтение характерным для стримлайна угловым скруглениям, сочетанию дерева с моллированным стеклом – сдержанным современным формам. Как внутри, так и снаружи. Изучаем проект.
Скорее скатерть и бокал!
Спустя много лет заброшенное Конюшенное ведомство в Петербурге наконец дождалось своего часа: по проекту «Студии 44» в этом году должны начаться первые мероприятия по восстановлению и приспособлению здания. И функция, и общий план работ предполагают минимальное изменение комплекса, который сохранил следы трехвековой истории. Все решения обратимы и направлены прежде всего на то, чтобы открыть памятник городу и погрузить его в кипучую светскую жизнь – для этого выбран сценарий культурного центра с выраженной гастрономической составляющей.
Материализация воздушных потоков
Международный аэропорт имени Николая Камова в Томске открылся в конце августа прошлого года. О проекте мы уже рассказывали – теперь рассматриваем реализованное здание. Функциональность усилена в нем символическим подтекстом: архитекторы бюро ASADOV стремились по максимуму отразить в архитектуре местную идентичность.
Смех за портьерой
В Москве открылся театр современной клоунады и стендапа, интерьеры для которого разработало бюро AQ. Сочетание необычного здания и необычной функции трансформировалось в оригинальное дизайнерское решение, главную роль в котором играют фиолетовые драпировки, создающие особую театральную атмосферу.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть I
Представляем шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, посвященных крупным культурным центрам и научным комплексам. Все работы основаны на предпроектных исследованиях, которые проводились в рамках преддипломной практики. Два объекта спроектированы для Болгарии и Албании, еще четыре – для Палеха, Махачкалы, Москвы и Краснодара.
Внутренние ценности
Что думают о развитии интерьерного дизайна в России самые успешные и именитые архитекторы и дизайнеры? Чем они гордятся, чем восхищаются, к чему стремятся? Как выстраивают работу и как оценивают путь, проделанный отраслью за прошедшие годы? Представляем ответы 14 архитекторов из 13 бюро, и пусть вас не смущает «несчастливое» число :)
Интерьер как архитектурная задача
Запускаем новый специализированный раздел – Интерьер. Он будет служить площадкой для публикаций общественных интерьеров, включая офисы – преимущественно реализованных. А также местом для обмена мнениями, экспертизой и информацией о новых технологических решениях. Читайте анонс раздела, ищите кнопку Интерьер – она скоро появится в меню сайта.
Всё по плану
Международная премия THE PLAN Award объявила короткие списки финалистов. В пяти различных номинациях присутствуют реализованные проекты российских бюро – сейчас за них можно проголосовать, чтобы увеличить шансы на получение приза зрительских симпатий. Некоторые, как музей «Коллекция» бюро СПИЧ уже успели отметиться в других серьезных премиях, другие менее известны – предлагаем познакомиться.
Развитие и благоустройство глазами участников Летней...
В июле завершилась Летняя архитектурная школа 2.0 Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В этом году она проводилась уже во второй раз и включала четыре проекта по развитию и благоустройству территорий деревни Низино. Знакомим с работами победителей.
Сжатие для развития
Мастер-план Воркуты, разработанный под руководством архитектурного бюро RTDA, стал ответом на резкое сокращение населения и упадок городской среды. Проект опирается на «регулируемое сжатие» – уплотнение структуры города с акцентом на благоустройство, экологию и вовлечение местных жителей.
Ностальгия – наше все
Совсем недавно московский бомонд обрел новую точку притяжения – возрожденный Дом творчества Переделкино. И вот уже популярная культурная институция начала обрастать необходимой инфраструктурой, в том числе коворкингом, чей интерьер cпроектирован бюро Blockstudio с большим уважением к памяти места.
Константин Трофимов: «Нас отсеяли по формальному...
В финал конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2» вышло 10 проектов, 2 самостоятельно снялись с дистанции, а еще 11 не прошли конкурс портфолио, который отсекал участие молодых или иногородних бюро. Один из таких участников – «Архитектурная мастерская Трофимовых», главный архитектор которой четыре года работал над проектом Высокоскоростной железнодорожной магистрали, но не получил шанса побороться за вестибюль станции метро. О своем опыте и концепции рассказал руководитель мастерской Константин Трофимов.
Мерцающий дизайн
Как добиться максимального впечатления, используя минимум выразительных средств? Над этой задачей трудятся многие поколения архитекторов и дизайнеров-минималистов. Но студия SERDYUK пошла своим путем, создав компактную кофейню, облик которой собирается из самого простого набора элементов, но воспринимается как волшебная шкатулка.
Чикагские лауреаты 2025
Премия International Architecture Award подвела итоги: в этом году отмечено рекордное количество проектов от российских архитекторов. Коротко рассказываем о победителях номинаций и работах, удостоенных почетного упоминания.
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Изначальная материя
В интерьерах лобби жилого комплекса FØRST бюро WALL смогло развернуть общую концепцию в неожиданном направлении: через соединение брутальных ортогональных форм с природными материалами, создав ассоциации с северной природой, скалами и сосновым лесом.
Тайга во дворе
В тюменском жилом комплексе «Сердце Сибири» по проекту АБ «Вещь!» благоустроены дворы «Южная тайга» и «Северная тайга», а также бульвар «Тропа Сибири». Малые архитектурные формы отсылают к Тунгусскому метеориту и медвежьей берлоге, активная геопластика помогает усложнить пространство и маршруты.
Пресса: В Петербурге выбрали облик вестибюля станции метро...
В конце июля в Петербурге подвели итоги архитектурного конкурса на концепцию административного корпуса вестибюля новой станции метро «Лиговский проспект — 2». Первое место заняла работа «Студии 17», второе — архитектурного бюро SLOI Architects, третье — «А.Лен». Многие петербуржцы на решение жюри отреагировали неоднозначно и требуют пересмотра результатов. Собака.ru собрала мнения экспертов о проектах участников.