Арт-депо

Офисное здание на набережной Обводного канала в Санкт-Петербурге по проекту архитектора Артема Никифорова – это тонкая вариация на тему кирпичной промышленной архитектуры XIX и ХХ века с рядом художественных изобретений, хорошим строительным и ремесленным качеством.

mainImg
Архитектор:
Артём Никифоров
Проект:
БЦ Депо №1
Россия, Санкт-Петербург, Митрофаньевское ш., 2

Авторский коллектив:
Авторский коллектив: Артём Никифоров, Михаил Воинов, Анастасия Лысенко, Ксения Татаринова
 
Рабочая документация: 
Руководитель проекта: Никита Базжин 
ГАП: Татьяна Панькова


5.2015 — 11.2018 / 9.2015 — 11.2019

Заказчик: Лариса Карабань 
Бизнес-центр «Депо № 1» расположен в глубине от красной линии Обводного канала, хотя и виден со стороны набережной. Формально это реконструкция. Два корпуса офисного центра были спроектированы в границах старых двухэтажных кирпичных построек XIX века, исторически принадлежавших ведомству железной дороги. Они не имели статуса памятников, многократно переделывались, искажались и пришли в почти полное разрушение за более чем полтора века. На соседнем участке расположен как раз памятник – Круглое депо Николаевской железной дороги (арх. Р. Желязевич, 1847) – одно из первых в России. В честь него и назвали офисный центр. Поскольку использовать в новом здании старые двухэтажные корпуса с арочными окнами было невозможно из-за плохой сохранности, Артем Никифоров нашел художественное решение для увековечивания памяти о прошлом. Всё, что было старыми постройками, обозначено узорчатыми чугунными панелями, обрамляющими арочные окна первого и второго этажей, причем во втором этаже – это окна мелкого, старинного, масштаба. А «новые», третий и четвертый, верхние этажи решены в стиле «лофт», с огромными квадратными окнами. И это выглядит естественно, потому что есть и другая структура, более традиционная, и одна через другую просвечивают. Но об этом позже.
  • zooming
    1 / 5
    БЦ Депо №1
    Предоставлено Артёмом Никифоровым
  • zooming
    2 / 5
    БЦ Депо №1
    Предоставлено Артёмом Никифоровым
  • zooming
    3 / 5
    БЦ Депо №1
    Предоставлено Артёмом Никифоровым
  • zooming
    4 / 5
    БЦ Депо №1
    Предоставлено Артём Никифоров
  • zooming
    5 / 5
    БЦ Депо №1
    Предоставлено Артёмом Никифоровым

Между параллельными историческими корпусами была пустота, и там появился третий корпус, который и функционально, и по стилю отличается от регулярных офисов со строгим ритмом окон. Там поместились парадное фойе-атриум и конференц-зал (зал вообще-то задумывался концертным). Там Артем Никифоров позволил себе больше свободы и вышел за рамки промышленного стиля и реконструкционной логики: спроектировал изогнутую «стену-кулису» высотой в четыре этажа, привлекающую внимание красивой фактурой (кирпич, переливающийся множеством оттенков, уложен под 45 градусов). Стена-кулиса задумана для драматического эффекта: это как бы театральный занавес, который расступается в нижней части главным входом, и человек попадает в светлое высокое пространство атриума со стеклянной крышей и сверкающим белым полом. Отчасти это прием брутализма – надавить тектоникой сплошной стены без окон, чтобы воспринимающий почувствовал тяжесть материала, но Артем отрицает этот источник вдохновения.
  • zooming
    1 / 9
    БЦ Депо №1
    Предоставлено Артёмом Никифоровым
  • zooming
    2 / 9
    БЦ Депо №1
    Предоставлено Артёмом Никифоровым
  • zooming
    3 / 9
    БЦ Депо №1
    Предоставлено Артёмом Никифоровым
  • zooming
    4 / 9
    БЦ Депо №1
    Предоставлено Артёмом Никифоровым
  • zooming
    5 / 9
    БЦ Депо №1
    Предоставлено Артёмом Никифоровым
  • zooming
    6 / 9
    БЦ Депо №1
    Предоставлено Артёмом Никифоровым
  • zooming
    7 / 9
    БЦ Депо №1
    Предоставлено Артёмом Никифоровым
  • zooming
    8 / 9
    БЦ Депо №1
    Предоставлено Артёмом Никифоровым
  • zooming
    9 / 9
    БЦ Депо №1
    Предоставлено Артёмом Никифоровым

Приемы традиционной архитектуры Артем Никифоров применяет деликатно и без «нажатой педали». Он их не боится, но и не абсолютизирует. Например, в первых эскизах архитектор нарисовал скатные крыши, и весь образ был ближе к прому ХIХ века. Но потом, из-за возникшей в задании вертолетной площадки, кровли стали плоскими, а стиль тоже сдвинулся к более индустриальному, лофтообразному.
  • zooming
    1 / 3
    БЦ Депо №1
    Предоставлено Артём Никифоров
  • zooming
    2 / 3
    БЦ Депо №1
    Предоставлено Артём Никифоров
  • zooming
    3 / 3
    БЦ Депо №1
    Предоставлено Артём Никифоров

Кирпичные стены представляют собой богато деталированные, многослойные поверхности, построенные на сочетании двух оттенков кирпича и чугунных барельефов. Самый глубокий слой стены – черная чугунная подложка, своеобразное «белье», следующий – как бы базовая «одежда» здания из темного кирпича, а поверх него – парадный красный кирпич. В атриуме идея слоев продолжена. Он планировался более сложным, с кирпичными аркадами, но то, что построили, автор одобрил. Работа со слоями, свойственная Артему Никифорову и в других произведениях, ненавязчиво обозначает, что это архитектура XXI века.
  • zooming
    1 / 6
    БЦ Депо №1
    Предоставлено Артёмом Никифоровым
  • zooming
    2 / 6
    БЦ Депо №1
    Предоставлено Артёмом Никифоровым
  • zooming
    3 / 6
    БЦ Депо №1
    Предоставлено Артёмом Никифоровым
  • zooming
    4 / 6
    БЦ Депо №1
    Предоставлено Артём Никифоров
  • zooming
    5 / 6
    БЦ Депо №1
    Предоставлено Артёмом Никифоровым
  • zooming
    6 / 6
    БЦ Депо №1
    Предоставлено Артёмом Никифоровым

Чугунные барельефы, обрамляющие арочные окна первого и второго этажа, созданы по эскизам Артема Никифорова и вдохновлены орнаментами Луиса Салливена. Технические мотивы вроде шестеренок и пружинок смешаны с природными – листьями чертополоха. В ранних эскизах к этому проекту тема развивалась подробнее: металлические ограждения лестниц в атриуме тоже варьировали мотивы шестеренок, а панно на стене являло колеса паровоза и хрупкие лилии: энергию техники и хрупкость красоты.
  • zooming
    БЦ Депо №1
    Предоставлено Артём Никифоров
  • zooming
    БЦ Депо №1
    Предоставлено Артём Никифоров

По сравнению с Салливеном, у которого орнамент в знаменитом Гаранти-билдинг ползет по фасаду, разрушая форму и выползая по карнизам на крышу, у Артема Никифорова орнамент занимает более традиционное место в структуре фасада. Салливен был ницшеанцем, его орнамент, перелезая через карниз, воплощает волю к власти. У Артема Никифорова орнамент тектоничен, соответствует членениям арок, отмечает их тимпаны и пяты. В то же время это такая внимательная рефлексия на тему того, что нам дорого в промышленной архитектуре, что в ней красиво.
  • zooming
    1 / 7
    БЦ Депо №1
    Предоставлено Артёмом Никифоровым
  • zooming
    2 / 7
    БЦ Депо №1
    Предоставлено Артёмом Никифоровым
  • zooming
    3 / 7
    БЦ Депо №1
    Предоставлено Артём Никифоров
  • zooming
    4 / 7
    БЦ Депо №1
    Предоставлено Артём Никифоров
  • zooming
    5 / 7
    БЦ Депо №1
    Предоставлено Артём Никифоров
  • zooming
    6 / 7
    БЦ Депо №1
    Предоставлено Артём Никифоров
  • zooming
    7 / 7
    БЦ Депо №1
    Предоставлено Артём Никифоров

Ремесленное и строительное качество поражает. Заказчица, Лариса Карабань, выступившая одновременно девелопером и подрядчиком, была кровно заинтересована в качестве. Так что архитектору повезло. Это касается и многообразных способов кирпичной кладки, и барельефов, отлитых в чугуне по специально изготовленным моделям идеально близко к эскизам автора. Союз архитектуры с искусством придает зданию уникальность. Синтез архитектора и художника в лице Артема Никифорова, выпускника Художественно-промышленной Академии им. Штиглица, тоже радует (кстати, и Салливен учился рисовать в парижской Ecole de Beaux-Arts).
  • zooming
    1 / 4
    БЦ Депо №1
    Предоставлено Артёмом Никифоровым
  • zooming
    2 / 4
    БЦ Депо №1
    Предоставлено Артёмом Никифоровым
  • zooming
    3 / 4
    БЦ Депо №1
    Предоставлено Артёмом Никифоровым
  • zooming
    4 / 4
    БЦ Депо №1
    Предоставлено Артёмом Никифоровым

Кроме красоты и ремесленного качества, важная структурная роль чугунных панелей состоит в том, что они вместе с черными оконными обрамлениями, объединяют второй, «старинный», и третий, «индустриальный», этажи, создавая общую основу для условного бельэтажа. Это разделение поддержано и кирпичной окантовкой. Верхний же этаж содержит в себе полускрытую-полупроявленную галерею: утопленные в стену полуколонны, фланкирующие окна. Такой прием сообщает фасаду традиционную трехчастную структуру: низ, середина и верх, – которая скрепляет ярусы с разнохарактерным ритмом.

Центры большинства фасадов выделены – в форме есть мягкая, но иерархия. По центру одного из фасадов на четвертом этаже устроена терраса с металлической черной колоннадой и выходом на эксплуатируемую крышу. Центр фасада, смотрящего на набережную Обводного канала, тоже отмечен черным панно из металлических трубок, прямо за ним находится конференц-зал, панно ему соответствует. В другом офисном корпусе фасад по центру увенчан круглыми часами в квадратном окне, – роза готического собора, да и только. И, может быть, благодаря этому, площадь – уютная, европейская, камерная – тоже начинает казаться соборной. Линии диагонального мощения ведут прямо ко входу в «стену-кулису». Которая расположена, естественно, по центру фасада.
  • zooming
    1 / 4
    БЦ Депо №1
    Предоставлено Артёмом Никифоровым
  • zooming
    2 / 4
    БЦ Депо №1
    Предоставлено Артёмом Никифоровым
  • zooming
    3 / 4
    БЦ Депо №1
    Предоставлено Артём Никифоров
  • zooming
    4 / 4
    БЦ Депо №1
    Предоставлено Артём Никифоров

Стиль industrial может быть очень восприимчивым и к прошлому, и к настоящему, и он, безусловно, уместен в историческом городе. Дело происходит в историческом Петербурге, где строить новое нелегко. В данном случае Артем Никифоров воспроизвел масштаб окружающей застройки и ритм исторического здания в оконных членениях и абрисе. Создал богатую светотеневую поверхность фасада, равнодостойную исторической. Старое и новое в здании отмечены, но это не контрастное сопоставление, как того требует Венецианская хартия (когда старый ордерный фасад – одно, а стекляшка – другое), а деликатное продолжение или наложение. Дистанция по отношению к прошлому есть, но не ироническая, а уважительная. Форма в целом воспринимается органичной, она вся состоит из одного «вещества», кирпич сообщает ей рукотворность. Благодаря ордеру и традиционной структуре форма удобна для восприятия человека. Стоило бы учесть этот опыт и, возможно, продолжить его.
Архитектор:
Артём Никифоров
Проект:
БЦ Депо №1
Россия, Санкт-Петербург, Митрофаньевское ш., 2

Авторский коллектив:
Авторский коллектив: Артём Никифоров, Михаил Воинов, Анастасия Лысенко, Ксения Татаринова
 
Рабочая документация: 
Руководитель проекта: Никита Базжин 
ГАП: Татьяна Панькова


5.2015 — 11.2018 / 9.2015 — 11.2019

Заказчик: Лариса Карабань 

05 Февраля 2020

Похожие статьи
Серебряный пёс Петербург
Павильон, представлявший на Зодчестве 2025 город Санкт-Петербург, вчера отметили золотым знаком фестиваля, и совершенно справедливо. Его авторы – Сергей Падалко и архитекторы бюро «Витрувий и сыновья».
​Фехтовальный жест
Белая кираса и защитная маска из перфорированного металла – в проекте Центра фехтования в Уфе эти метафоры воплотились в особенностях фасадной оболочки. Но, чтобы сосем развеять сомнения, что внутри, авторы поставили главный козырек на две перекрещенные шпаги.
Между землей и водой
На берегу озера Тосканка в Нижегородской области появился Центр экологического туризма – место, где современная архитектура и природа заключили прочный союз, обойдясь без дорогих спецэффектов.
Дикие травы
Для дома в Тверской области Easybureau спроектировало так называемый малоуходный сад: неприхотливые растения-«бунтари» осваивают пространство с некоторой долей непредсказуемости и создают живописный ландшафт, не требуя частого вмешательства человека. Посадки дополняют две лужайки, огород из бетонных колец-грядок, костровище, а также уголок нетронутого леса с подберезовиками.
Следы на камне
ZROBIM architects создало интерьер кафе-пекарни «Синяя птица» в центре Минска, соединив минимализм с эко- и этноэлементами, благодаря которым компактный зал кажется древним святилищем, посвященным культу хлеба.
Прием у сыроделов
Студия Makedesign разработала концепцию комплекса для проживания сотрудников и гостей завода по производству свежих сыров, расположенного в Брянской области. Комплекс объединяет квартиры и блокированные дома, а также общие пространства для отдыха, открывающие виды на долину. Ресторан с дегустационным залом и выходом на террасу стал ядром центра гостеприимства.
От общего к частному
Бюро KRUG, работающее в смешанном стиле современного урбанромантизма, подарило Владикавказу замечательный интерьер ресторана DAN, способного конкурировать даже с модными местами двух столиц.
Импульсный ритм
Жилой комплекс «Импульс» в Екатеринбурге – интересен выразительной формой, которая выдает нетривиальный способ мышления авторов, DIALECT Architects. Глядя на проект, можно подумать, что его идея принадлежит иностранцам, точнее даже голландцам – тут и прагматизм, и выверенность, и соответствующая эстетика.
Ладожский ковчег
Деревянный ковчег посреди полей – так SLOI Architects увидели новое фондохранилище для Староладожского музея-заповедника. Диалог с историей здесь ведется на языке современного деревянного зодчества, где технологичность идет рука об руку с аутентичным образом.
Вариация фахверка
Конструкция дома, построенного в Ленинградской области по проекту бюро SOLOarch, представляет собой силовой каркас из клееной древесины. Акцентом выступила остекленная наклонная стена, которая открывает из двусветной гостиной панорамный обзор на лес. Динамику этого элемента продолжает обратный уклон кровли, а рейки разного сечения на фасадах связывают разные корпуса в единый комплекс.
Лечение природой, лечение искусством
Бывшая поликлиника, запланированная, но не реализованная из-за Второй мировой как большая больница с потенциалом «лечения природой» – в проекте Александра Деринга и ТМ «Классика» становится арт-кластером. Нередкое для наших времен превращение. Редким, пожалуй, стоит назвать то внимание, с которым архитекторы подошли к истории зданий и местности. Даже название проекту дали – «Дети Бурлакова». В честь автора приспособляемых строений.
Архитектура здоровья
Бюро archCLOUD подготовило проект реставрации фасадов и обновления интерьеров оздоровительного комплекса «Сосны». Ансамбль на Николиной горе у Москвы-реки включает здания 1930-х и 1960-х годов, а также вышку лифта со смотровой площадкой. Подгоняя корпуса под требования современных норм, архитекторы постарались сохранить черты нескольких советских эпох.
Три башни под одной крышей
В панораме Заречной части Нижнего Новгорода появился свой горизонтальный небоскреб. «ГОРПРО» накрыли три корпуса ЖК «КМ Ривер Парк» – четвертым: получилась эффектная «горизонтальная балка», ставшая логичным продолжением экспериментов нижегородского застройщика с железобетонными панелями в поисках нового архитектурного языка.
Сад знаний
Бюро UNK architects и UNK design создали интерьеры кампуса «Летово. Джуниор» при участии NF studio, которая отвечала за образовательную технологию, учитывающую потребности и восприятие детей младшего и среднего школьного возраста.
Мост и модуль
По проекту Parallel architects проведена частичная реновация зданий Международного аграрного университета в Ташкенте. Точечное обновление трех разрозненных блоков сформировало современный облик университетского кампуса, которому очень идет модернизм. Лаконичный мост-переход, динамичный фасад из натурального кирпича и новый входной портал создают среду, по уровню и эстетике сравнимую с международными университетскими центрами.
Острова и ножки
Главный архитектор группы RBI Александр Зюзин разработал концепцию общественно-делового кластера для территории у нового морского порта Санкт-Петербурга. Традиционная палитра и отсылки к советскому авангарду сочетаются с зелеными «островами» и бионическими формами. Помимо офисов здание включает музей, спортивный блок, учебный и досуговый центры.
Крылья Маяковского
Проект реконструкции главного входа в парк Маяковского в Екатеринбурге, который подготовил Алексей Гуров совместно с Уральским центром реставрации и проектирования, возвращает арке исторический облик и градостроительное значение. Помимо реставрационных работ предусмотрена особая подсветка, цветник, приспособление боковых павильонов, а также восстановление утраченных чугунных торшеров и афишных стен.
Перекресток культур
Бюро MAST, вдохновляясь атмосферой Тбилиси, превратило интерьер грузинского ресторана NENE в диалог культур, которым, на самом деле, и является этот прекрасный город.
Русский Север и Арктика: четыре проекта
В Архангельской, Вологодской, Мурманской областях и Республике Карелия утверждена Туристическая межрегиональная схема территориального планирования. Ее цель – превратить сложный для путешествий регион в связанное и доступное направление. Ключевой инструмент – создание четырех межрегиональных «коридоров», которые укрепят горизонтальные связи между точками притяжения. В рамках стратегии разработаны пилотные проекты, которые и показываем.
Рай с видом на Кремль
Остров Балчуг постепенно утрачивает последние черты промышленного кластера, которым он был на протяжении полутора веков. На месте дореволюционных заводов и советских вычислительных центров сегодня вырастают современные жилые комплексы, предлагающие формат загородной жизни, тишину и приватность буквально у стен Кремля. Один из них – ЖК «Садовническая 69», новый ориентир в панораме Водоотводного канала.
Архитектура дипломатии
В историческом центре Риги, на месте бывшего советского вычислительного центра, открылось новое здание посольство Эстонии. Проект бюро Архип (United Riga Architects) бережно сохраняет память о модернистском прошлом, сочетая ее с современными архитектурными решениями и технологиями.
Живопись и графика
Недавно построенный в Москве музей «Коллекция» интересен не только своей концепцией, архитектурой от бюро СПИЧ и впечатляющей программой выставок, но и интерьером офиса, созданного бюро .dpt, вдохновлявшегося произведениями искусства.
Зеленая гостиная
Дом в Переделкино, построенный по проекту мастерской АРХИВУД, представляет собой вариацию на тему современной дачи. Лаконичное по архитектуре здание вписано в пространство между соснами, соответствует классу энергоэффективности «А» и предназначено как для уединения, так и совместного досуга большой семьи.
Катализатор дизайна
Новый магазин известного бренда ТРИО Интерьер, созданный бюро SINITSA, – это особое пространство, которое изначально должно было соответствовать высочайшему уровню стиля, ведь это дизайнерский магазин с дизайнерской мебелью для дизайнеров.
Собери конструктор
В старинном городе Сысерть Свердловской области строится жилой комплекс, в котором с удовольствием поселились бы и жители мегаполисов. Его особенность – сложно скомпонованная малоэтажность.
Туркомплекс на месте колонии
Бюро MAD FOX architects разработало мастер-план туристско-рекреационного комплекса в селе Выдрино на Байкале. Проект займет более 25 гектаров на южном берегу озера, в том числе территорию бывшей исправительной колонии №4.
Фабрика Матти
Креативные кластеры добрались до Выборга – бюро KLAUZURA подготовило проект ревитализации бывшей мебельной фабрики Матти Пиетинена, который предполагает восстановление исторического облика корпусов на 1916 год, а также включение новых выразительных элементов: металлической арки входа, объемной кладки на месте утрат, опоясывающей двор террасы.
Истина в муке
Бюро Mast разработало интерьер кафе для сети кафе-пекарен «Лицей», как будто исследуя выразительные возможности самых простых, самых сдержанных дизайнерских средств, чтобы у посетителей была возможность насладиться ароматом свежеиспеченной сдобы и хлеба.
Формула воды
По проекту ‘nefa’architects’ в центре Йошкар-Олы благоустраивается так называемая набережная Брюгге: променад между рекой Малая Кокшага и сплошным фронтом «бельгийских» домиков, построенных в начале 2000-х. Изучив опыт Амстердама и Брюгге, архитекторы закольцевали сухопутный пешеходный маршрут с помощью водного, проходящего по понтонной системе. Потенциал участка у воды раскрывает сцена с амфитеатром на воде, безопасный бассейн для купания, а также плавучие сады. Марийский образ в архитектуре и дизайне
Новый образ Искры
ТП-РП 2820 или «Искра» – новое небольшое кафе на нижегородской Стрелке, по силе обаяния и привлекательности достойно конкурирующее с более статусными объектами. Этот осколок постконструктивизма – епархиальное кафе. Весной этот небольшой объект признан лучшим в номинации «Реконструкция и приспособление» на Мосбилд-2025.
Технологии и материалы
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
Сейчас на главной
Приземляемся везде
Landing Everywhere – воркшоп под руководством бюро Archinform и sintez.space – получил высшую оценку жюри Открытого города 2025. Он посвящен изменению взгляда на мобильность и меняет его достаточно радикально, обращаясь к роботам-доставщикам и цифровым технологиям самых новых поколений. Показываем проекты с комментариями кураторов.
Защитный «паркипелаг»
Бюро BIG создает на набережной Ист-Ривер в Нью-Йорке систему парков и спортивных площадок, которые одновременно защищают манхэттенский район Нижний Ист-Сайд от наводнений.
Нейронка архитектора
Кто только не говорит об искусственном интеллекте. Наконец-то он вошел в нашу жизнь, и уже год, или два как архбюро используют возможности ИИ. Иначе отстанешь. И обсуждают его, обсуждают. Публикуем небольшой отчет от круглом столе, посвященном ИИ. Он был организован на фестивале Зодчество архитекторами KPLN.
Исцеление красотой
«Рецепты для разбитых сердец» – так называется первая Международная биеннале современного искусства в Бухаре, которая проходит прямо сейчас. Она длилась 10 недель и завершится 23 ноября. Если у вас есть возможность сесть в самолет и провести пару дней в красивейшем городе, атмосфера которого дополнена художественными интервенциями – успевайте. Совершенно целительная история. Из Москвы и Санкт-Петербурга – прямые рейсы.
Игра реальности и воображения
Фестиваль «Открытый город» устоялся в своих форматах и приобрел черты повторяемости. Но изучить там есть что, да и для образования он, надо думать, полезен. Не фестиваль ли стал «драйвером» для многочисленных студенческих летних практикумов, все более распространенных? Показываем, как оформлены результаты воркшопов.
На тему клуба
В МАРХИ состоялась защита проектов студентов лаборатории Kleinewelt – на тему небольшого общественного здания клуба. Задача была максимально погрузиться в деталь, чтобы через нее осмыслить городское пространство. Так появились клуб-скалодром, клуб-труба, граффити-лабиринт и другие свежие идеи для Басманного района.
Архитектурный рисунок в эпоху ИИ
Объявлены победители The Architecture Drawing Prize 2025. Это 15 авторов, чьи работы отражают главные векторы развития архитектурной мысли сегодня: память места, экологическую ответственность и критику цифровой культуры.
Бетонный мяч
MVRDV выиграли конкурс на проект спортивной арены с жильем и гостиницей для Тираны в форме сферы с диаметром более 100 м.
Шорт-лист WAF Interiors: Retail
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Retail, в которой развернулась битва между огромным моллом и небольшими магазинами, высокотехнологичными и уютными пространствами, где сам процесс покупки должен быть в радость.
Летний мираж
В этом году петербургский музыкальный фестиваль и поп-ап проект К-30 устраивал вечеринки на бывшей ткацкой фабрике на Синопской набережной. Временный павильон спроектировало бюро ХВОЯ: четыре грузовых контейнера вместили необходимые функции и излишества вроде сада камней, а за атмосферу отвечала невесомая консольная крыша, которая меняла настроение пространства за счет подсветки.
Белые ступени
Бюро .dpt спроектировало для Юрьевца лестницу с функцией смотровой площадки. Она соединяет верхнюю и нижнюю части города, открывает вид на Волгу и Богоявленскую церковь, не разрушая сложившийся контекст: марши следуют рельефу и огибают деревья, а сквозь металлическую решетку прорастает трава.
Пики Осетии
В Северной Осетии с нуля строится новый всесезонный туристско-рекреационный кластер «Мамисон» – уже запущен первый отрезок канатной дороги и горнолыжных трасс. Проект комплексного развития этой территории подготовил Институт Генплана Москвы: в будущем здесь появятся две туристические деревни, разнообразные по сложности трассы, санаторные комплексы, а также маршруты, которые позволят лучше узнать историко-культурное наследие региона.
Шорт-лист WAF Interiors: Education
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Education, каждый из которых демонстрирует различные подходы к образовательным пространствам для детей и взрослых.
Шорт-лист WAF Interiors: Public Buildings
В преддверии фестиваля WAF начинаем публикацию серии обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и предлагаем читателям ARCHI.RU попробовать свои силы в оценке мировых интерьерных тенденций и выбрать своего победителя в каждой номинации, чтобы потом сравнить результаты с оценкой жюри.
Глубокие корни архитектурного авангарда
Выставка «...Веснины. Начало» в Музее архитектуры дает совершенно нетривиальный взгляд на историю трех братьев-авангардистов. Стартуя от города Юрьевца, где они родились, выставка показывает, преимущественно, первую, раннюю часть их работ. О которой многие не знают, а кто-то не думает. Поэтому интересно.
Кода для кода
В Стэнфордском университете в Калифорнии открылся СоDa – новый корпус вычислительных технологий и обработки данных. Проект разработан бюро LMN Architects.
​Фехтовальный жест
Белая кираса и защитная маска из перфорированного металла – в проекте Центра фехтования в Уфе эти метафоры воплотились в особенностях фасадной оболочки. Но, чтобы сосем развеять сомнения, что внутри, авторы поставили главный козырек на две перекрещенные шпаги.
Хай-Лайн деревянщика
Проект бюро Totan и Saga предполагает превращение московского монорельса – а один километр из пяти, ближе к улице Эйзенштейна, там уже разбирают – в парк на высоте 6 метров с панорамными видами и разнообразными павильонами, которые используют и сохраняют конструкции станций.
Серебряный пёс Петербург
Павильон, представлявший на Зодчестве 2025 город Санкт-Петербург, вчера отметили золотым знаком фестиваля, и совершенно справедливо. Его авторы – Сергей Падалко и архитекторы бюро «Витрувий и сыновья».
Поговорим об истине и красоте
В этом материале – калейдоскоп впечатлений одного дня, проведенного на деловой программе Архитектона. Тезисно зафиксировали содержание дискуссий о возможностях архитектурной фотографии и графики, феномене инсталляций и будущем, которое придет на смену постмодернизму. А еще – на прогулке с Сергеем Мишиным тренировали «метафизическое зрение», которое позволяет увидеть параллельный Петербург.
Между землей и водой
На берегу озера Тосканка в Нижегородской области появился Центр экологического туризма – место, где современная архитектура и природа заключили прочный союз, обойдясь без дорогих спецэффектов.
Вопрос «Каскада»
Правительство Армении одобрило инвестиционную программу, подразумевающую завершение «Каскада», ключевой постройки Еревана 1980-х, согласно новому проекту Wilmotte & Associés. О судьбе, значении и возможном будущем «Каскада» рассказали Архи.ру историки архитектуры Карен Бальян и Анна Броновицкая.
Коридор между мирами
Зодчество 2025 ярко и разнообразно. До того, что создается впечатление пребывания разных аудиторий в разных «слоях»: они соседствуют, не особенно пересекаясь. И слава Богу. Кстати, о божественном: если смотреть на экспозицию в целом, кажется, впервые за историю фестиваля религиозная архитектура занимает на нем какое-то исключительное, фантастически объемное место. Смотрите и читайте наш фоторепортаж с фестиваля.
Приручение фламинго
Стенд МКА на Зодчестве 2025 посвящен муралам и объектам паблик-арта, сделанным за 8 лет в рамках программы ведомства «НетСТЕН». Где кого приручили, зачем и почему – читайте в нашей заметке.
Несколько причин прийти на «Зодчество»
В Гостином дворе открылся 33 фестиваль «Зодчество». Одновременно с ним на одной площадке пройдут еще два фестиваля: «Наша школа» и «Лучший интерьер». У каждого фестиваля есть своя деловая, выставочная и конкурсная программы. Мы посмотрели анонсы и сделали небольшую подборку событий из всех трех фестивальных программ.
Дикие травы
Для дома в Тверской области Easybureau спроектировало так называемый малоуходный сад: неприхотливые растения-«бунтари» осваивают пространство с некоторой долей непредсказуемости и создают живописный ландшафт, не требуя частого вмешательства человека. Посадки дополняют две лужайки, огород из бетонных колец-грядок, костровище, а также уголок нетронутого леса с подберезовиками.
Следы на камне
ZROBIM architects создало интерьер кафе-пекарни «Синяя птица» в центре Минска, соединив минимализм с эко- и этноэлементами, благодаря которым компактный зал кажется древним святилищем, посвященным культу хлеба.