Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

05.02.2020

Арт-депо

Лара Копылова
Объект:
БЦ Депо №1
Адрес:
Россия, Санкт-Петербург. Митрофаньевское ш., 2
Авторский коллектив:
Авторский коллектив: Артём Никифоров, Михаил Воинов, Анастасия Лысенко, Ксения Татаринова
 
Рабочая документация: 
Руководитель проекта: Никита Базжин 
ГАП: Татьяна Панькова

Офисное здание на набережной Обводного канала в Санкт-Петербурге по проекту архитектора Артема Никифорова – это тонкая вариация на тему кирпичной промышленной архитектуры XIX и ХХ века с рядом художественных изобретений, хорошим строительным и ремесленным качеством.

Бизнес-центр «Депо № 1» расположен в глубине от красной линии Обводного канала, хотя и виден со стороны набережной. Формально это реконструкция. Два корпуса офисного центра были спроектированы в границах старых двухэтажных кирпичных построек XIX века, исторически принадлежавших ведомству железной дороги. Они не имели статуса памятников, многократно переделывались, искажались и пришли в почти полное разрушение за более чем полтора века. На соседнем участке расположен как раз памятник – Круглое депо Николаевской железной дороги (арх. Р. Желязевич, 1847) – одно из первых в России. В честь него и назвали офисный центр. Поскольку использовать в новом здании старые двухэтажные корпуса с арочными окнами было невозможно из-за плохой сохранности, Артем Никифоров нашел художественное решение для увековечивания памяти о прошлом. Всё, что было старыми постройками, обозначено узорчатыми чугунными панелями, обрамляющими арочные окна первого и второго этажей, причем во втором этаже – это окна мелкого, старинного, масштаба. А «новые», третий и четвертый, верхние этажи решены в стиле «лофт», с огромными квадратными окнами. И это выглядит естественно, потому что есть и другая структура, более традиционная, и одна через другую просвечивают. Но об этом позже.

БЦ Депо №1 Предоставлено Артёмом Никифоровым
БЦ Депо №1
Предоставлено Артёмом Никифоровым
БЦ Депо №1 Предоставлено Артёмом Никифоровым
БЦ Депо №1
Предоставлено Артёмом Никифоровым
БЦ Депо №1 Предоставлено Артёмом Никифоровым
БЦ Депо №1
Предоставлено Артёмом Никифоровым
БЦ Депо №1 Предоставлено Артём Никифоров
БЦ Депо №1
Предоставлено Артём Никифоров
БЦ Депо №1 Предоставлено Артёмом Никифоровым
БЦ Депо №1
Предоставлено Артёмом Никифоровым

Между параллельными историческими корпусами была пустота, и там появился третий корпус, который и функционально, и по стилю отличается от регулярных офисов со строгим ритмом окон. Там поместились парадное фойе-атриум и конференц-зал (зал вообще-то задумывался концертным). Там Артем Никифоров позволил себе больше свободы и вышел за рамки промышленного стиля и реконструкционной логики: спроектировал изогнутую «стену-кулису» высотой в четыре этажа, привлекающую внимание красивой фактурой (кирпич, переливающийся множеством оттенков, уложен под 45 градусов). Стена-кулиса задумана для драматического эффекта: это как бы театральный занавес, который расступается в нижней части главным входом, и человек попадает в светлое высокое пространство атриума со стеклянной крышей и сверкающим белым полом. Отчасти это прием брутализма – надавить тектоникой сплошной стены без окон, чтобы воспринимающий почувствовал тяжесть материала, но Артем отрицает этот источник вдохновения.
БЦ Депо №1 Предоставлено Артёмом Никифоровым
БЦ Депо №1
Предоставлено Артёмом Никифоровым
БЦ Депо №1 Предоставлено Артёмом Никифоровым
БЦ Депо №1
Предоставлено Артёмом Никифоровым
БЦ Депо №1 Предоставлено Артёмом Никифоровым
БЦ Депо №1
Предоставлено Артёмом Никифоровым
БЦ Депо №1 Предоставлено Артёмом Никифоровым
БЦ Депо №1
Предоставлено Артёмом Никифоровым
БЦ Депо №1 Предоставлено Артёмом Никифоровым
БЦ Депо №1
Предоставлено Артёмом Никифоровым
БЦ Депо №1 Предоставлено Артёмом Никифоровым
БЦ Депо №1
Предоставлено Артёмом Никифоровым
БЦ Депо №1 Предоставлено Артёмом Никифоровым
БЦ Депо №1
Предоставлено Артёмом Никифоровым
БЦ Депо №1 Предоставлено Артёмом Никифоровым
БЦ Депо №1
Предоставлено Артёмом Никифоровым
БЦ Депо №1 Предоставлено Артёмом Никифоровым
БЦ Депо №1
Предоставлено Артёмом Никифоровым

Приемы традиционной архитектуры Артем Никифоров применяет деликатно и без «нажатой педали». Он их не боится, но и не абсолютизирует. Например, в первых эскизах архитектор нарисовал скатные крыши, и весь образ был ближе к прому ХIХ века. Но потом, из-за возникшей в задании вертолетной площадки, кровли стали плоскими, а стиль тоже сдвинулся к более индустриальному, лофтообразному.
БЦ Депо №1 Предоставлено Артём Никифоров
БЦ Депо №1
Предоставлено Артём Никифоров
БЦ Депо №1 Предоставлено Артём Никифоров
БЦ Депо №1
Предоставлено Артём Никифоров
БЦ Депо №1 Предоставлено Артём Никифоров
БЦ Депо №1
Предоставлено Артём Никифоров

Кирпичные стены представляют собой богато деталированные, многослойные поверхности, построенные на сочетании двух оттенков кирпича и чугунных барельефов. Самый глубокий слой стены – черная чугунная подложка, своеобразное «белье», следующий – как бы базовая «одежда» здания из темного кирпича, а поверх него – парадный красный кирпич. В атриуме идея слоев продолжена. Он планировался более сложным, с кирпичными аркадами, но то, что построили, автор одобрил. Работа со слоями, свойственная Артему Никифорову и в других произведениях, ненавязчиво обозначает, что это архитектура XXI века.
БЦ Депо №1 Предоставлено Артёмом Никифоровым
БЦ Депо №1
Предоставлено Артёмом Никифоровым
БЦ Депо №1 Предоставлено Артёмом Никифоровым
БЦ Депо №1
Предоставлено Артёмом Никифоровым
БЦ Депо №1 Предоставлено Артёмом Никифоровым
БЦ Депо №1
Предоставлено Артёмом Никифоровым
БЦ Депо №1 Предоставлено Артём Никифоров
БЦ Депо №1
Предоставлено Артём Никифоров
БЦ Депо №1 Предоставлено Артёмом Никифоровым
БЦ Депо №1
Предоставлено Артёмом Никифоровым
БЦ Депо №1 Предоставлено Артёмом Никифоровым
БЦ Депо №1
Предоставлено Артёмом Никифоровым

Чугунные барельефы, обрамляющие арочные окна первого и второго этажа, созданы по эскизам Артема Никифорова и вдохновлены орнаментами Луиса Салливена. Технические мотивы вроде шестеренок и пружинок смешаны с природными – листьями чертополоха. В ранних эскизах к этому проекту тема развивалась подробнее: металлические ограждения лестниц в атриуме тоже варьировали мотивы шестеренок, а панно на стене являло колеса паровоза и хрупкие лилии: энергию техники и хрупкость красоты.
БЦ Депо №1 Предоставлено Артём Никифоров
БЦ Депо №1
Предоставлено Артём Никифоров
БЦ Депо №1 Предоставлено Артём Никифоров
БЦ Депо №1
Предоставлено Артём Никифоров

По сравнению с Салливеном, у которого орнамент в знаменитом Гаранти-билдинг ползет по фасаду, разрушая форму и выползая по карнизам на крышу, у Артема Никифорова орнамент занимает более традиционное место в структуре фасада. Салливен был ницшеанцем, его орнамент, перелезая через карниз, воплощает волю к власти. У Артема Никифорова орнамент тектоничен, соответствует членениям арок, отмечает их тимпаны и пяты. В то же время это такая внимательная рефлексия на тему того, что нам дорого в промышленной архитектуре, что в ней красиво.
БЦ Депо №1 Предоставлено Артёмом Никифоровым
БЦ Депо №1
Предоставлено Артёмом Никифоровым
БЦ Депо №1 Предоставлено Артёмом Никифоровым
БЦ Депо №1
Предоставлено Артёмом Никифоровым
БЦ Депо №1 Предоставлено Артём Никифоров
БЦ Депо №1
Предоставлено Артём Никифоров
БЦ Депо №1 Предоставлено Артём Никифоров
БЦ Депо №1
Предоставлено Артём Никифоров
БЦ Депо №1 Предоставлено Артём Никифоров
БЦ Депо №1
Предоставлено Артём Никифоров
БЦ Депо №1 Предоставлено Артём Никифоров
БЦ Депо №1
Предоставлено Артём Никифоров
БЦ Депо №1 Предоставлено Артём Никифоров
БЦ Депо №1
Предоставлено Артём Никифоров

Ремесленное и строительное качество поражает. Заказчица, Лариса Карабань, выступившая одновременно девелопером и подрядчиком, была кровно заинтересована в качестве. Так что архитектору повезло. Это касается и многообразных способов кирпичной кладки, и барельефов, отлитых в чугуне по специально изготовленным моделям идеально близко к эскизам автора. Союз архитектуры с искусством придает зданию уникальность. Синтез архитектора и художника в лице Артема Никифорова, выпускника Художественно-промышленной Академии им. Штиглица, тоже радует (кстати, и Салливен учился рисовать в парижской Ecole de Beaux-Arts).
БЦ Депо №1 Предоставлено Артёмом Никифоровым
БЦ Депо №1
Предоставлено Артёмом Никифоровым
БЦ Депо №1 Предоставлено Артёмом Никифоровым
БЦ Депо №1
Предоставлено Артёмом Никифоровым
БЦ Депо №1 Предоставлено Артёмом Никифоровым
БЦ Депо №1
Предоставлено Артёмом Никифоровым
БЦ Депо №1 Предоставлено Артёмом Никифоровым
БЦ Депо №1
Предоставлено Артёмом Никифоровым

Кроме красоты и ремесленного качества, важная структурная роль чугунных панелей состоит в том, что они вместе с черными оконными обрамлениями, объединяют второй, «старинный», и третий, «индустриальный», этажи, создавая общую основу для условного бельэтажа. Это разделение поддержано и кирпичной окантовкой. Верхний же этаж содержит в себе полускрытую-полупроявленную галерею: утопленные в стену полуколонны, фланкирующие окна. Такой прием сообщает фасаду традиционную трехчастную структуру: низ, середина и верх, – которая скрепляет ярусы с разнохарактерным ритмом.

Центры большинства фасадов выделены – в форме есть мягкая, но иерархия. По центру одного из фасадов на четвертом этаже устроена терраса с металлической черной колоннадой и выходом на эксплуатируемую крышу. Центр фасада, смотрящего на набережную Обводного канала, тоже отмечен черным панно из металлических трубок, прямо за ним находится конференц-зал, панно ему соответствует. В другом офисном корпусе фасад по центру увенчан круглыми часами в квадратном окне, – роза готического собора, да и только. И, может быть, благодаря этому, площадь – уютная, европейская, камерная – тоже начинает казаться соборной. Линии диагонального мощения ведут прямо ко входу в «стену-кулису». Которая расположена, естественно, по центру фасада.
БЦ Депо №1 Предоставлено Артёмом Никифоровым
БЦ Депо №1
Предоставлено Артёмом Никифоровым
БЦ Депо №1 Предоставлено Артёмом Никифоровым
БЦ Депо №1
Предоставлено Артёмом Никифоровым
БЦ Депо №1 Предоставлено Артём Никифоров
БЦ Депо №1
Предоставлено Артём Никифоров
БЦ Депо №1 Предоставлено Артём Никифоров
БЦ Депо №1
Предоставлено Артём Никифоров

Стиль industrial может быть очень восприимчивым и к прошлому, и к настоящему, и он, безусловно, уместен в историческом городе. Дело происходит в историческом Петербурге, где строить новое нелегко. В данном случае Артем Никифоров воспроизвел масштаб окружающей застройки и ритм исторического здания в оконных членениях и абрисе. Создал богатую светотеневую поверхность фасада, равнодостойную исторической. Старое и новое в здании отмечены, но это не контрастное сопоставление, как того требует Венецианская хартия (когда старый ордерный фасад – одно, а стекляшка – другое), а деликатное продолжение или наложение. Дистанция по отношению к прошлому есть, но не ироническая, а уважительная. Форма в целом воспринимается органичной, она вся состоит из одного «вещества», кирпич сообщает ей рукотворность. Благодаря ордеру и традиционной структуре форма удобна для восприятия человека. Стоило бы учесть этот опыт и, возможно, продолжить его.