Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

02.12.2019

Под сенью Папы Римского

Лара Копылова
Объект:
Мастерская З.К. Церетели
Адрес:
Россия, Москва. ул. Пятницкая, д. 24, стр. 4
Архитектор:
Илья Машков
Александра Кузьмина
Мастерская:
Мезонпроект
Авторский коллектив:
А.В. Колпиков, А.А. Кузьмина, И.К. Машков

Архбюро Мезонпроект построило мастерскую для Зураба Церетели во дворе дома на Пятницкой, напротив церкви Климента Папы Римского. Мягкий экомодернизм соединился с чертами ар деко.

Это очень редкая типология для центра Москвы. Камерное трехэтажное здание художественной мастерской (общая площадь около 300 м2, высота 12 м) поставлено во дворе бывшей городской усадьбы на Пятницкой улице. Заказчик владеет небольшим участком под домом, а двор принадлежит городу. Мастерская открывается в просвете между домами со стороны Климентовского переулка выразительным трехэтажным витражом. Присутствие огромного храма петербургского качества, спроектированным, по некоторым данным, самим Трезини, очень чувствуется. Наличие Папы Римского в московской топонимике и церковной традиции воспринимается неожиданно и неоднозначно, но симптоматично и напоминает о спорности крупных фигур. Не знаю, стоит ли считать Зураба Константиновича Папой Римским московского скульптуростроения, но почему бы и нет. Мастерская, даром что маленькая, выглядит как деревянная шкатулка, дорогая игрушка, отличная от окружения стилем, цветом и пластикой. Стены облицованы композитным материалом под ореховое дерево, а металлические витражи имеют бронзовую окраску.

Мастерская З.К. Церетели
Мастерская З.К. Церетели
Фотография: Архи.ру, 2019

На месте участка была когда-то деревянная пристройка к невзрачному дому, от которой к моменту начала работы архитекторов над проектом оставался лишь фундамент. Однако тема дерева стала для архитекторов бюро «Мезонпроект» отправной точкой в поиске образа. Остановились на варианте мягкого модернизма, который деликатно контрастирует со средовой исторической застройкой вокруг.
Мастерская З.К. Церетели
Мастерская З.К. Церетели
Фотография: Архи.ру, 2019

От Зураба Церетели, учитывая его творчество, естественно было бы ожидать более консервативного образа и стиля в собственной мастерской. Но в данном случае, по словам партнера «Мезонпроекта» Ильи Машкова, было достигнуто соглашение о невмешательстве в дела архитекторов. Заказчик не влиял на выбор стиля и легко согласовал внешний вид здания. Строительство впрочем по разным причинам растянулось на пять лет.

Особняк представляет собой в плане букву «Г», а в объеме – два соединенных параллелепипеда, побольше и поменьше. В одном поместилась собственно двусветная мастерская, занимающая всё пространство второго и третьего этажей. Просторный зал освещен с помощью огромного витража, а также через верхний фонарь. На первом этаже под ним устроен рассчитанный на 25 человек зал для мастер-классов (так как хозяин дома – президент Российской Академии художеств, функция здания – не только творческий труд, но и обучение). В оставшейся части расположены вестибюль, лифт, лестница и санузлы. Меньший параллелепипед занимает эвакуационная лестница.
Фотография: Архи.ру, 2019
Фотография: Архи.ру, 2019
Фотография: Архи.ру, 2019

Весь главный фасад – это витраж с подчеркнуто объемным узором переплетов. Главный вход устроен в угловой части между двумя объемами. Это позволило освободить пространство для мастерской и ориентировать ее на витраж. Дополнительный вход расположен справа от главного фасада под козырьком. Чтобы уравновесить этот элемент, на главном фасаде на уровне второго этажа выступает эркер. Второй объем с запасной лестницей смотрит во двор также стеклянным витражом.
Мастерская З.К. Церетели
Мастерская З.К. Церетели
Фотография: Архи.ру, 2019

Мастерская в отдельном здании – довольно необычная типология. Как ни странно, здесь вспоминается дом Мельникова в Кривоарбатском переулке. Дворовое расположение, подчеркнутый контраст с окружающими зданиями, два слитых друг с другом вертикальных объема, витраж в три этажа на фронтальной части, второй и третий этажи, отданные под мастерскую – в общем много общего, хотя архитекторы не имели в виду ничего подобного. Вообще же дом архитектора (художника) часто не похож на его творчество: дом Мельникова не похож на остальное творчество Мельникова, дом Шехтеля на Садовой не похож на творчество Шехтеля, мастерская Церетели не похожа на творчество Церетели. И все эти постройки – как маленькие шкатулки с секретом, контрастные окружению. Пожалуй, главное в этой, довольно-таки локальной типологии – большие окна и двусветные пространства.
Мастерская З.К. Церетели
Мастерская З.К. Церетели
Фотография: Архи.ру, 2019

Трехэтажный витраж мастерской Церетели с выраженным вертикальным рисунком похож на деку музыкального инструмента либо на церковный орган, и деревянная облицовка стен довершает сходство. Витраж воспроизводит некую этажную структуру с разной частотой условных «окон» и с намеком на обобщенный карниз – черта ар-деко, которая, однако, здесь скрещивается с деревянным модернизмом. Окна боковых фасадов распределены по поверхности асимметрично, некоторые из них угловые, что есть явный признак авангарда, хотя углы – внутренние.
Мастерская З.К. Церетели Фотография: Архи.ру, 2019
Мастерская З.К. Церетели
Фотография: Архи.ру, 2019
Мастерская З.К. Церетели Фотография: Архи.ру, 2019
Мастерская З.К. Церетели
Фотография: Архи.ру, 2019
Фотография: Архи.ру, 2019 Фотография: Архи.ру, 2019
Фотография: Архи.ру, 2019
Фотография: Архи.ру, 2019

Облицовка панелями, имитирующими темное и светлое дерево, могла бы быть и просто деревянной, ведь по нормам невысокие деревянные постройки разрешены. Но в центре города их по-прежнему мало, точнее их употребление ограничено временными парковыми павильонами и арт-кластерами. Деревянная архитектура в городе – тема перспективная с экологической точки зрения, и она обязательно появится. Впрочем нельзя не признать,что имитирующие дерево панели в каком-то смысле проще в эксплуатации, долговечнее, а образ они создают столь же убедительный, что и настоящие.
Мастерская З.К. Церетели Фотография: Архи.ру, 2019
Мастерская З.К. Церетели
Фотография: Архи.ру, 2019
Мастерская З.К. Церетели. Проект, 2014  © Мезонпроект
Мастерская З.К. Церетели. Проект, 2014
© Мезонпроект
Мастерская З.К. Церетели. Развертка по дворовой территории вдоль Пятницкой улицы. Проект, 2014  © Мезонпроект
Мастерская З.К. Церетели. Развертка по дворовой территории вдоль Пятницкой улицы. Проект, 2014
© Мезонпроект
Мастерская З.К. Церетели. Развертка по Климентовскому переулку.  Проект, 2014  © Мезонпроект
Мастерская З.К. Церетели. Развертка по Климентовскому переулку. Проект, 2014
© Мезонпроект
Мастерская З.К. Церетели. Проект, 2014 © Мезонпроект © Мезонпроект
Мастерская З.К. Церетели. Проект, 2014 © Мезонпроект
© Мезонпроект
Мастерская З.К. Церетели. Ситуационный план © Мезонпроект
Мастерская З.К. Церетели. Ситуационный план
© Мезонпроект
Мастерская З.К. Церетели. Проект, 2014  © Мезонпроект
Мастерская З.К. Церетели. Проект, 2014
© Мезонпроект
Мастерская З.К. Церетели. План 1-го этажа. Проект, 2014  © Мезонпроект
Мастерская З.К. Церетели. План 1-го этажа. Проект, 2014
© Мезонпроект
Мастерская З.К. Церетели. План 1 этажа © Мезонпроект
Мастерская З.К. Церетели. План 1 этажа
© Мезонпроект
Мастерская З.К. Церетели. План -1 этажа © Мезонпроект
Мастерская З.К. Церетели. План -1 этажа
© Мезонпроект
Мастерская З.К. Церетели. План 2 этажа © Мезонпроект
Мастерская З.К. Церетели. План 2 этажа
© Мезонпроект
Мастерская З.К. Церетели. План кровли © Мезонпроект
Мастерская З.К. Церетели. План кровли
© Мезонпроект
Мастерская З.К. Церетели. Разрез 1-1 © Мезонпроект
Мастерская З.К. Церетели. Разрез 1-1
© Мезонпроект
Мастерская З.К. Церетели. Разрез 2-2 © Мезонпроект
Мастерская З.К. Церетели. Разрез 2-2
© Мезонпроект