Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

14.02.2019

Курс на стиль

Алёна Кузнецова

Архитектурная биеннале Петербурга почти не меняет форму, но меняет содержание: показанные на выставке работы свидетельствуют о важности конкурсов и поиске стиля.

VII Петербургская архитектурная биеннале 2019. Фотография © Алена Кузнецова, Архи.ру
VII Петербургская архитектурная биеннале 2019. Фотография © Алена Кузнецова, Архи.ру

В Петербурге начала работу VII Биеннале современной архитектуры – традиционно среди колонн и пилястр торжественного Мраморного зала в Этнографическом музее. Из года в год не меняется и концепция выставки, сопровождающей мероприятие, – те же комнаты-ячейки, составленные из планшетов, на которых главные мастерские города показывают свои лучшие проекты.

И можно было бы сказать: все как обычно, если бы не общее впечатление, которое создается после знакомства с проектами – более цельное, чем обычно. Кроме того, впервые организована параллельная выставка, в модном «Голицын Лофте», – она призвана привлечь побольше внимания к основному мероприятию и к архитектуре вообще. Могла бы получиться интересная альтернатива, на новой площадке и с новыми участниками, – но, увы. Самое дискутивное происходит все же в галерее Мраморного зала, где выставлены проекты студентов и бюро, не являющихся участниками Объединения архитектурных мастерских.
VII Петербургская архитектурная биеннале 2019. Фотография © Алена Кузнецова, Архи.ру
VII Петербургская архитектурная биеннале 2019. Фотография © Алена Кузнецова, Архи.ру

Несмотря на то, что большую часть выставочных стендов занимает жилье, внимание перехватывает другой мотив – конкурсные проекты Музея блокады. «Студия-44» все отведенное ей пространство посвятила именно этому проекту, принесшему не только победу в конкурсе, но и престижную премию WAF. Стенд отличается от других – стены задрапированы темной тканью, макет дополняют иллюстрации с фрагментами здания и видеопрезентация.

Архитектурная мастерская Мамошина также отвела своему Музею блокады центральное место, немного потеснив проект застройки набережной Северной Двины в Архангельске, который отмечен главной премией «Зодчества». Еще два Музея – у «А.Лена» и бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры». Этот конкурс действительно был самым заметным, сейчас, однако, проект приостановлен.

Представлены работы и для других конкурсов: несколько мастерских показали свои варианты застройки намывных территорий Невской губы, а также жилые кварталы для Минска.
Проект музея блокады, Архитектурная мастерская Мамошина. Переснято со стенда, 2019
Проект музея блокады, Архитектурная мастерская Мамошина. Переснято со стенда, 2019
Архитектурное бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры». Переснято со стенда, 2019
Архитектурное бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры». Переснято со стенда, 2019

В центральной части выставки – экспозиция мастерской «Евгений Герасимов и партнеры». Шесть реализованных проектов, каждый представлен фотографиями и макетами: три крепких элитных жилых дома с одной стороны стенда, «Экспофорум», апарт-отель Avenue Apart и ЖК «Европа-Сити» – с другой. Примечательно, что в этой истории успеха уделено место и молодым архитекторам, которые участвовали в конкурсе на разработку фасадов для «Европы-Сити».
VII Петербургская архитектурная биеннале 2019. Фотография © Алена Кузнецова, Архи.ру
VII Петербургская архитектурная биеннале 2019. Фотография © Алена Кузнецова, Архи.ру
Русский дом, мастерская «Евгений Герасимов и партнеры». Переснято со стенда, 2019
Русский дом, мастерская «Евгений Герасимов и партнеры». Переснято со стенда, 2019
ЖК «Европа-Сити», мастерская «Евгений Герасимов и партнеры». Переснято со стенда, 2019
ЖК «Европа-Сити», мастерская «Евгений Герасимов и партнеры». Переснято со стенда, 2019

Рассматривая на стендах разных мастерских проекты жилья – дорогие малоэтажные дома, квартальную застройку, многоквартирные высотки, – можно заметить, что у них появились общие черты. Цвет и материал – как минимум. Что важнее, архитекторы находят способы расправится с монотонностью больших плоскостей, и это больше не «пиксели» или яркие сочетания. Стало больше пластики, ритма, деталей и орнамента, при этом конечный образ – весьма сдержанный. Проекты с подобными «излишествами» и серьезностью делают не только для исторической части города, но и для окраин и области. Многие демонстрируют умение работать «в стилях» и создавать то, что условно можно назвать «фоновой европейской архитектурой». Возможно, у современного Петербурга наконец-то появляется собственный стиль, о котором мечтает главный архитектор города: за прошедшие два года Комитет по градостроительству и архитектуре провел такие конкурсы как «Санкт-Петербургские фасады» и «Петербургский стиль XXI века», а также разработал палитру традиционных цветов. В разговоре о жилье стоит также отметить распространение новой типологии: апартаменты и гостиницы длительного проживания.
Проект застройки набережной Северной Двины в Архангельске. Архитектурная мастерская Мамошина. Переснято со стенда, 2019
Проект застройки набережной Северной Двины в Архангельске. Архитектурная мастерская Мамошина. Переснято со стенда, 2019
Проекты жилых домов, Intercolomnium. Переснято со стенда, 2019
Проекты жилых домов, Intercolomnium. Переснято со стенда, 2019
Intercolomnium. Переснято со стенда, 2019
Intercolomnium. Переснято со стенда, 2019
Архитектурная мастерская «Б-2». Переснято со стенда, 2019
Архитектурная мастерская «Б-2». Переснято со стенда, 2019
Архитектурная мастерская «Б-2». Переснято со стенда, 2019
Архитектурная мастерская «Б-2». Переснято со стенда, 2019
Архитектурное бюро ПРОЕКТНАЯ КУЛЬТУРА. Переснято со стенда, 2019
Архитектурное бюро ПРОЕКТНАЯ КУЛЬТУРА. Переснято со стенда, 2019

Общественных зданий предсказуемо мало – в основном это спортивные объекты, школы и медицинские учреждения. Выставка удивила почти полным отсутствием церковной архитектуры: удалось найти лишь один проект – да и тот в галерее, да еще для Норвегии. Немного представлено и работ по реставрации или реконструкции. Самые важные: восстановление Никольских рядов и башни ТЭЦ фабрики «Красное знамя» от бюро «Литейная часть-91».
«А.Лен». Переснято со стенда, 2019
«А.Лен». Переснято со стенда, 2019
Архитектурное бюро «Литейная часть-91». Переснято со стенда, 2019
Архитектурное бюро «Литейная часть-91». Переснято со стенда, 2019

В галерее Мраморного зала – стенды менее известных архитектурных мастерских, а также студенческие проекты. И если нижний уровень, с его проектами, проверенным временем, градсоветами и девелоперами, получился респектабельным и важным, то на верхнем царит некий творческий беспорядок. Из которого, наверняка, выплавится что-то, что будет допущено вниз, к мэтрам. Здесь есть студенческое мечтательное: вилла с тенью Захи Хадид, кварталы малоэтажных домиков с модулями или скатными кровлями, культурные центры и получившие новую функцию промышленные объекты. Есть отжившее: жилые массивы выше 40 метров, стоящие каменным лесом, салатовой расцветки фасады и стеклянные «градусники». Рутинное – «ковровая» застройка большого участка у метро «Пионерская» и школа на тысячу человек в спальном районе. Есть диковинные находки вроде напоминающего шведский городок жилого комплекса для поселка Лисий нос от мастерской «Рейнберга и Шарова». И еще множество всего, что составляет архитектурно-строительный процесс: вестибюли станций метро, триумфальная арка, BIM-модели и благоустройство охраняемых природных территорий. Общее впечатление – процесс идет, мысль шевелится.
Творческая архитектурная мастерская «Реппо» и мастерская «Рейнберга и Шарова». Переснято со стенда, 2019
Творческая архитектурная мастерская «Реппо» и мастерская «Рейнберга и Шарова». Переснято со стенда, 2019
Архитектурная группа «Среда». Переснято со стенда, 2019
Архитектурная группа «Среда». Переснято со стенда, 2019

Невнятной получилась параллельная выставка, которую назвали «Манифест»: она должна была показать альтернативный, более эмоциональный взгляд на архитектуру. Найти ее неподготовленному человеку непросто: в хитром дворе креативного пространства «Голицын Лофт» множество дверей, лестниц и вывесок, но нет нужной. Выставка занимает один из залов бывшего особняка и почти вся помещается на фотографии: это две инсталляции, сообщающие о полете архитектурной мысли, высотное модульное здание по подобию игры «Дженга» и графика Олега Манова. Все соседствуют с камином, разношерстными стульями, пианино и гирляндами, оставшимися от предыдущего мероприятия. В целом, симпатичное дополнение к набившим оскомину планшетам, но до Манифеста совсем не дотягивает: мило, но мало и несколько наивно.
Выставка «Манифест».
Выставка «Манифест».
Фотография © Алена Кузнецова, Архи.ру

Архитектурная биеннале продлится до 18 февраля, каждый день выставку сопровождают лекции и круглые столы