Архитектурная биеннале Петербурга почти не меняет форму, но меняет содержание: показанные на выставке работы свидетельствуют о важности конкурсов и поиске стиля.
В Петербурге начала работу VII Биеннале современной архитектуры – традиционно среди колонн и пилястр торжественного Мраморного зала в Этнографическом музее. Из года в год не меняется и концепция выставки, сопровождающей мероприятие, – те же комнаты-ячейки, составленные из планшетов, на которых главные мастерские города показывают свои лучшие проекты.
И можно было бы сказать: все как обычно, если бы не общее впечатление, которое создается после знакомства с проектами – более цельное, чем обычно. Кроме того, впервые организована параллельная выставка, в модном «Голицын Лофте», – она призвана привлечь побольше внимания к основному мероприятию и к архитектуре вообще. Могла бы получиться интересная альтернатива, на новой площадке и с новыми участниками, – но, увы. Самое дискутивное происходит все же в галерее Мраморного зала, где выставлены проекты студентов и бюро, не являющихся участниками Объединения архитектурных мастерских.
Несмотря на то, что большую часть выставочных стендов занимает жилье, внимание перехватывает другой мотив – конкурсные проекты Музея блокады. «Студия-44» все отведенное ей пространство посвятила именно этому проекту, принесшему не только победу в конкурсе, но и престижную премию WAF. Стенд отличается от других – стены задрапированы темной тканью, макет дополняют иллюстрации с фрагментами здания и видеопрезентация.
Архитектурная мастерская Мамошина также отвела своему Музею блокады центральное место, немного потеснив проект застройки набережной Северной Двины в Архангельске, который отмечен главной премией «Зодчества». Еще два Музея – у «А.Лена» и бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры». Этот конкурс действительно был самым заметным, сейчас, однако, проект приостановлен.
Представлены работы и для других конкурсов: несколько мастерских показали свои варианты застройки намывных территорий Невской губы, а также жилые кварталы для Минска.
Проект музея блокады, Архитектурная мастерская Мамошина. Переснято со стенда, 2019
Архитектурное бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры». Переснято со стенда, 2019
В центральной части выставки – экспозиция мастерской «Евгений Герасимов и партнеры». Шесть реализованных проектов, каждый представлен фотографиями и макетами: три крепких элитных жилых дома с одной стороны стенда, «Экспофорум», апарт-отель Avenue Apart и ЖК «Европа-Сити» – с другой. Примечательно, что в этой истории успеха уделено место и молодым архитекторам, которые участвовали в конкурсе на разработку фасадов для «Европы-Сити».
Русский дом, мастерская «Евгений Герасимов и партнеры». Переснято со стенда, 2019
ЖК «Европа-Сити», мастерская «Евгений Герасимов и партнеры». Переснято со стенда, 2019
Рассматривая на стендах разных мастерских проекты жилья – дорогие малоэтажные дома, квартальную застройку, многоквартирные высотки, – можно заметить, что у них появились общие черты. Цвет и материал – как минимум. Что важнее, архитекторы находят способы расправится с монотонностью больших плоскостей, и это больше не «пиксели» или яркие сочетания. Стало больше пластики, ритма, деталей и орнамента, при этом конечный образ – весьма сдержанный. Проекты с подобными «излишествами» и серьезностью делают не только для исторической части города, но и для окраин и области. Многие демонстрируют умение работать «в стилях» и создавать то, что условно можно назвать «фоновой европейской архитектурой». Возможно, у современного Петербурга наконец-то появляется собственный стиль, о котором мечтает главный архитектор города: за прошедшие два года Комитет по градостроительству и архитектуре провел такие конкурсы как «Санкт-Петербургские фасады» и «Петербургский стиль XXI века», а также разработал палитру традиционных цветов. В разговоре о жилье стоит также отметить распространение новой типологии: апартаменты и гостиницы длительного проживания.
Проект застройки набережной Северной Двины в Архангельске. Архитектурная мастерская Мамошина. Переснято со стенда, 2019
Проекты жилых домов, Intercolomnium. Переснято со стенда, 2019
Intercolomnium. Переснято со стенда, 2019
Архитектурная мастерская «Б-2». Переснято со стенда, 2019
Архитектурная мастерская «Б-2». Переснято со стенда, 2019
Архитектурное бюро ПРОЕКТНАЯ КУЛЬТУРА. Переснято со стенда, 2019
Общественных зданий предсказуемо мало – в основном это спортивные объекты, школы и медицинские учреждения. Выставка удивила почти полным отсутствием церковной архитектуры: удалось найти лишь один проект – да и тот в галерее, да еще для Норвегии. Немного представлено и работ по реставрации или реконструкции. Самые важные: восстановление Никольских рядов и башни ТЭЦ фабрики «Красное знамя» от бюро «Литейная часть-91».
«А.Лен». Переснято со стенда, 2019
Архитектурное бюро «Литейная часть-91». Переснято со стенда, 2019
В галерее Мраморного зала – стенды менее известных архитектурных мастерских, а также студенческие проекты. И если нижний уровень, с его проектами, проверенным временем, градсоветами и девелоперами, получился респектабельным и важным, то на верхнем царит некий творческий беспорядок. Из которого, наверняка, выплавится что-то, что будет допущено вниз, к мэтрам. Здесь есть студенческое мечтательное: вилла с тенью Захи Хадид, кварталы малоэтажных домиков с модулями или скатными кровлями, культурные центры и получившие новую функцию промышленные объекты. Есть отжившее: жилые массивы выше 40 метров, стоящие каменным лесом, салатовой расцветки фасады и стеклянные «градусники». Рутинное – «ковровая» застройка большого участка у метро «Пионерская» и школа на тысячу человек в спальном районе. Есть диковинные находки вроде напоминающего шведский городок жилого комплекса для поселка Лисий нос от мастерской «Рейнберга и Шарова». И еще множество всего, что составляет архитектурно-строительный процесс: вестибюли станций метро, триумфальная арка, BIM-модели и благоустройство охраняемых природных территорий. Общее впечатление – процесс идет, мысль шевелится.
Творческая архитектурная мастерская «Реппо» и мастерская «Рейнберга и Шарова». Переснято со стенда, 2019
Архитектурная группа «Среда». Переснято со стенда, 2019
Невнятной получилась параллельная выставка, которую назвали «Манифест»: она должна была показать альтернативный, более эмоциональный взгляд на архитектуру. Найти ее неподготовленному человеку непросто: в хитром дворе креативного пространства «Голицын Лофт» множество дверей, лестниц и вывесок, но нет нужной. Выставка занимает один из залов бывшего особняка и почти вся помещается на фотографии: это две инсталляции, сообщающие о полете архитектурной мысли, высотное модульное здание по подобию игры «Дженга» и графика Олега Манова. Все соседствуют с камином, разношерстными стульями, пианино и гирляндами, оставшимися от предыдущего мероприятия. В целом, симпатичное дополнение к набившим оскомину планшетам, но до Манифеста совсем не дотягивает: мило, но мало и несколько наивно.