English version

В контексте модернизма

ПАМ Виссарионова разработало еще один «курортный» проект – модернистский жилой комплекс для сочинского района «Мамайка». Три корпуса, напоминающие в плане бумеранги, водружены на террасное плато-стилобат и покрыты «ячеистой одеждой».

mainImg
Архитектор:
Юрий Виссарионов
Мастерская:
ПТАМ Виссарионова http://www.pamvissarionov.ru
Проект:
Жилой комплекс на сочинской «Мамайке»
Россия, Сочи

Авторский коллектив:
ПАМ Виссарионова. Архитекторы: Ю.Г.Виссарионов, К.М.Савкин, Ю.А.Филатов, Д.В.Зиборов и др.

2008 — 2008

Мастерская Юрия Виссарионова выполнила уже несколько проектов для курортных городов, о некоторых из них (Горы, море и классическая архитектура; «Оцифровка» горного пейзажа) мы уже писали. Нынешний создавался для бурно застраиваемого сейчас города Сочи, он расположен по соседству с Волжским районом и Анапской улицей. Условия строительства характерны для приморских городов – пересеченный рельеф, из-за которого перепад на участке составляет более 10 м, живописные горные отроги, хаотичная малоэтажная застройка. Правда, посреди 2-5-этажных домиков неожиданно вырастает «кукурузный початок» гостиницы «Ставрополь» – заметное произведение советского модернизма 1970-х. Это основной акцент местности, и на него, главным образом, ориентирована архитектура будущего жилого комплекса. Типичный низкорослый вид окружающей застройки в последнее время динамично меняется – между гостиницей и проектируемым объектом уже вырастает высотный жилой дом, вдалеке, у подножия горы виднеется еще один высотный квартал. Жилой комплекс Виссарионова сомасштабен этим доминантам, но не превышает высоту «Ставрополя».

Композиционное решение, как пояснили авторы проекта, навеяно образом «бумеранга,  залетевшего на вершину горного отрога». Все три корпуса «фиксируют» его случайные положения. Дважды бумеранг «упал» практически на одно и тоже место – здесь 22-этажный корпус «Б» пересекается с 6-тиэтажным, развернувшись «рогами» в разные стороны, на север и юг соответственно. Второй 22-этажный корпус «А» отделился от остальных, повернувшись к ним перпендикулярно. «Бумеранги» приземлились на плато – многоярусный стилобат-парковку, сложная геометрия которого явилась отзвуком замысловатой конфигурации самого участка. Помимо трех корпусов в ансамбле есть еще овальный в плане общественный блок в северо-западной части участка. Живописные контуры планов, ломаные линии площадки стилобата и округлые крыш, сложная пластика самих зданий подсказаны природным окружением – причудливыми формами горных кряжей.

По словам архитекторов, образ зданий навеян и архитектурой гостиницы «Ставрополь» – в новом комплексе Юрия Виссарионова отчетливо прослеживаются отзвуки модернизма 1970-х. Причем здесь выстроен целый визуально-ассоциативный ряд из завуалированных намеков на знаковые произведения этого периода. Пластика корпусов, плавно согнутых посередине напоминает дома-книжки на Новом Арбате, только здесь этот мотив превращается в более живописный и даже несколько игровой. Одна «книжка» (корпус «Б») врезается в другую пониженную, а сами высотные корпуса имеют не две ровные половинки, а понижаются каскадом, следуя капризам рельефа. Другая метафора связана с важнейшим модернистским принципом «дома на ножках». Здесь все три корпуса поставлены на опоры, напоминающие знаменитые московские «дома-сороконожки» Андрея Меерсона. К земле опускаются остекленные лестнично-лифтовые шахты и входы, количество которых совпадает с количеством внутренних секций и галерей.

Еще один уровень ассоциаций, вызванный характерной ячеистой структурой фасадов, связан с японским модернизмом и конкретно с метаболизмом. Круглые – квадратные  ячейки-лоджии вызывают в памяти дома-трансформеры японских архитекторов Кикутаке, Курокавы и др., с такой же плотной и масштабной сеткой, связанной с необходимостью высокой плотности расселения, что для сочинского жилья эконом – класса тоже актуально.

Но все это лишь воображаемые связи, помимо которых есть и вполне реальный диалог комплекса Юрия Виссарионова и гостиницы «Ставрополь», не как некоего знака модернизма, а –  конкретного произведения, составляющего ближайший архитектурный контекст. Можно заметить, как ряд мотивов гостиницы получили отражение в жилом комплексе. Помимо ячеистой «одежды» санатория, были переосмыслены его обширные лоджии в ширину этажей, превратившиеся у Виссарионова в сетку из квадратных и круглых отверстий глубиной 2 метра. Местами сеть разрывается, обнажая остекленные плоскости тех же квартир, только без лоджий или общественных помещений «на сгибе» корпусов. В облике гостиницы и жилого комплекса похожи также навершия, у Виссарионова они функционально переосмыслены – под «крылатыми» навесами расположились смотровые площадки. 

Всматриваясь в боковой фасад гостиницы, можно обнаружить сходство между структурой его фасадов, образованной диагоналями внешних лестниц и внутренней структурой нового комплекса. Его разрез очень напоминает этот фасад. Каждый корпус состоит из галерейной и секционной частей: крыло в сторону моря – галерейное, противоположное – секционное. Это позволяет добиться наиболее выигрышной ориентации квартир. Если при секционной планировке, с которой мы встречаемся довольно часто, квартиры организованы по принципу лестничных клеток, то в противоположном крыле через два этажа со стороны двора проходят галереи. Сами квартиры устроены с перепадом в 1/2 этажа, что позволяет уменьшить длину внутриквартирных лестниц. Через 2-3 этажа состав квартир меняется – они либо 2-х, либо 3-х комнатные, причем существует несколько вариантов их планировки, есть двухуровневые квартиры, есть со вторым светом и.т.д.

Сочинский проект мастерской Виссарионова привлекателен скрупулезным подходом к контексту. Эта архитектура не появляется «вдруг», она глубоко закономерна на этом месте. История приморских курортов юга России – это не только сталинские санатории, о которых Юрий Виссарионов «вспоминал» в  ялтинском проекте и в реконструкции сочинской гостиницы «Камелия/Интурист», но и более современная архитектура, вроде «Ставрополя», и именно она формирует образ данного места, который авторы проекта не стали оспаривать, а подчинились ему. Этот «реверанс» в сторону модернизма замечателен еще и тем, что обращен к наследию 1970-х, значимость которого до сих пор остается без внимания.

Жилой комплекс на сочинской «Мамайке» © ПТАМ Виссарионова
Жилой комплекс на сочинской «Мамайке» © ПТАМ Виссарионова
Жилой комплекс на сочинской «Мамайке» © ПТАМ Виссарионова
Врисовка
Перспектива
Разрез
Схемы квартир
Генплан
Архитектор:
Юрий Виссарионов
Мастерская:
ПТАМ Виссарионова http://www.pamvissarionov.ru
Проект:
Жилой комплекс на сочинской «Мамайке»
Россия, Сочи

Авторский коллектив:
ПАМ Виссарионова. Архитекторы: Ю.Г.Виссарионов, К.М.Савкин, Ю.А.Филатов, Д.В.Зиборов и др.

2008 — 2008

16 Сентября 2008

ПТАМ Виссарионова: другие проекты
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Архновация V: победители
В Нижнем Новгороде подвели итоги юбилейного конкурса «Архновация». Гран-при достался Музею коньяка в Черняховске от TOTEMENT / PAPER. Представляем победителей и призёров, всего – около 50 награжденных проектов.
Курортная зона
Разработанная ПТАМ Виссарионова концепция нового жилого района в западной части Нагатинской поймы обладает театральной организацией пространства и характером прибрежного курортного города.
Юрий Виссарионов: «Строить девятиэтажные панельные...
Авторы проекта, занявшего третье место в конкурсе на АГР «Ильинского-Усова», превратили свою концепцию в высказывание. Они намеренно отошли от ТЗ, предложив альтернативную версию застройки ценной территории – более деликатную, чем то, что сейчас планируется.
Веер версий
ПТАМ Виссарионова предложила два варианта архитектурно-градостроительной концепции развития территории Российского Университета кооперации в подмосковных Мытищах.
Скрепление ландшафта
Федеральный спортивный центр в проекте бюро Виссарионова выглядит так, как будто он то ли приземлился из космоса и врос в землю, то ли вылупился из земли. Но очевидно желание авторов образно срастить с его помощью три города: мелкомасштабный уездный; крупный, резковатый промышленный – и город будущего, в данном случае спортивный.
Башни парадного въезда
При въезде в Великий Новгород закончено строительство здания мебельного центра, осмысленного архитекторами как современный вариант городских ворот, памятного знака, встречающего гостей.
Солнечная палитра
Среди пригородных многоэтажек Петербурга бюро Юрия Виссарионова спроектировало красочный жилой комплекс с широким пешеходным бульваром и развитым общественным пространством.
Виллы в парке
Для центра Уфы ПТАМ Виссарионова разработала проект реконструкции жилого квартала между улицей Ленина и озером Солдатское под названием «Парковая застройка», которое говорит само за себя.
Созидание среды
Два новых проекта ПТАМ Виссарионова, разработанных для Архангельска и Сочи. Разные по климатическим условиям, типологии и площади, они похожи тем, что создают новые общественные пространства.
«Золотой мастерок» архитектора
29 марта в гостинице «Ренессанс Москва» состоялась презентация сборника «Качественная архитектура 2012», выпущенного издательским домом «АРД-центр». По традиции, в этом издании под одной обложкой собраны лучшие российские постройки за последний год.
Стремление вперед
12 марта в фойе Центрального дома архитектора состоялось открытие ретроспективной выставки, приуроченной к 55-летию известного московского архитектора Юрия Геннадьевича Виссарионова и 23-летию его мастерской – «ПТАМ Виссарионова».
В круге «Южного»
В Адлерском районе города Сочи ПТАМ Ю.Виссарионова проектирует пансионат категории 4 звезды. Получивший вполне традиционное для приморских курортов название «Южный», этот комплекс включает в себя всю необходимую для комфортного отдыха инфраструктуру.
Лесной городок
На территории бывшего пионерлагеря неподалеку от подмосковного Домодедово ПТАМ Юрия Виссарионова проектирует курортный комплекс, в состав которого войдут гостиничный блок и виллы, аквапарк, спортклуб и конференц-центр.
Ячейки будущего
ПТАМ Юрия Виссарионова поделилась с редакцией Архи.ру проектом реконструкции кинотеатра «Пушкинский», выполненным в рамках международного конкурса «Changing the face – меняя облик».
Опора для спорта
Для Российского государственного социального университета ПТАМ Юрия Виссарионова спроектировала спортивный комплекс, который позволит студентам вместо скучной физкультуры выбрать занятия по самым разным видам спорта.
Такое разное дерево
7 апреля в рамках 17-й международной строительной выставки «MosBuild 2011» состоится конференция, посвященная экоустойчивому малоэтажному жилью. Одним из ее участников станет ПТАМ Виссарионова, которая представит сразу несколько своих новых проектов. О двух из них мы расскажем сегодня.
Модель для сборки
Одним из участников конкурса «Дом XXI века» в этом году была ПТАМ Виссарионова. По версии архитекторов, малоэтажное экономичное жилье должно не только максимально использовать энергосберегающие технологии, но также иметь яркий запоминающийся облик.
Образ города
Архитектурная мастерская Юрия Виссарионова представила проект торгового центра, который предполагается разместить при въезде в Новгород из Москвы. Помня о том, что торговый центр будет строиться не где-нибудь, а на подступах к Великому Новгороду, архитекторы насытили здание фактурными древнерусскими аллюзиями.
Лиловая башня
Для одной из самых унылых промышленных зон Москвы ПТАМ Юрия Виссарионова спроектировала высотный офисный комплекс бело-лилового цвета с озелененной эксплуатируемой кровлей.
Стеклянная дюна
Напротив нижегородского кремля, на левом берегу Волги, до сих пор практически не застроенном, вскоре может появиться современный туристический и бизнес-центр. Проект этого многофункционального сооружения выполнен ПТАМ Виссарионова. Визави Кремля архитекторы трактовали как гигантскую дюну из стекла.
Космос ниже уровня земли
Осенью прошлого года в Калуге был проведен открытый конкурс на проект второй очереди Государственного музея истории космонавтики им К.Э.Циолковского. ПТАМ Виссарионова разместила новые корпуса музея преимущественно под землей, в природном склоне.
Похожие статьи
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
В центре – полукруг
Бюро Atelier Delalande Tabourin реконструировало здание правительства региона Центр–Долина Луары в Орлеане. Главным мотивом проекта стали заданные планировкой зала заседаний полукруг и круг.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
Творческий ужин
Элитный ресторан AIR по проекту архитекторов OMA в Сингапуре включает в себя лабораторию для исследования ингредиентов, сад и огород, кулинарную школу.
Черное и белое
Отдельно рассказываем об интерьерах павильона Атом на ВДНХ. Их решение – важная часть общего замысла, так что точность и аккуратность реализации были очень важны для архитекторов. Руководитель UNK interiors Юлия Тряскина делится частью наработок.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.