Светильник в кубе: Европа в поисках идентичности

Новая штаб-квартира Европейского совета в Брюсселе, масштабный проект, завершенный в непростое для Евросоюза время – еще один пример сложности воплощения амбициозных архитектурных замыслов в обстановке политической игры.

mainImg
Названное «Европой», новое здание Европейского совета – современное воплощение образа государственного института в архитектуре и пример экологичной модели строительства. Этот «дом европейских государств-членов ЕС» возник как реакция на необходимость проведения встреч участников Евросоюза в одном месте. Чиновники работают здесь с января 2017 года.
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Quentin Olbrechts
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © European Union

Этого сооружения ждали десять лет; построено оно было с опозданием в 21 месяц и с на первый взгляд выросшим бюджетом. Итоговая стоимость постройки – 321 млн евро, а первоначальная смета – 240 млн, однако это не было превышением изначально запланированной суммы, а лишь следствием индексации сметы с учетом инфляции. Оригинальная конструкция «Европы» привела к задержкам в ходе строительства, а также к проблемам с оплатой. Однако бюджет новой штаб-квартиры Европейского союза все же оказался гораздо скромнее стоимости нового здания НАТО, расположенного на другой стороне Брюсселя: в его случае речь идет о сумме около миллиарда евро.
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © European Union

Такие случаи стали частыми в европейском контексте. Нереалистичные прогнозы стоимости и сроков строительства – распространенная проблема государственных заказов. Достаточно вспомнить парижскую филармонию Жана Нувеля, недооцененную в три раза, или Филармонию Herzog & de Meuron в Гамбурге, стройка которой затянулась на семь лет дольше задуманного. Запрос на новаторство и уникальность, характерные для подобных проектов, обычно возникает на базе политических амбиций, которые не позволяют адекватно предсказать затраты или даже заставляют намеренно скрывать их. Но все чаще амбициозные государственные заказы сталкиваются с реальностью кризиса, что ставит под сомнение такой подход к архитектуре.
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Marie-Françoise Plissart

Увеличившиеся расходы на здание Европейского совета не ускользнули от внимания евроскептиков и стали очередным поводом для полемики в прессе. К примеру, немецкая газета Bild осудила призывы председателя ЕС Хермана Ван Ромпея к экономии ресурсов, прозвучавшие параллельно с презентацией здания. Британские издания назвали по этой причине Европейский Союз «бюрократическим органом, который тратит экстравагантные суммы»; популярная ежедневная газета Daily Mail, поддержавшая Brexit, не оценила такую архитектурную новизну (и особенно ее стоимость), написав, что «здание стало одним из наиболее очевидных символов расточительства». В 2011 премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон отозвался о неуместности строительства этого сооружения в контексте кризиса и выступил с инициативой заморозить бюджет ЕС для реализации такого рода проектов.
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Thierry Henrard

Однако, если вспомнить предысторию проекта, идея создания нового пространства для заседаний Совета пришла далеко не вчера, и обстановка на континенте тогда была совсем иной. В 2001 страны-участники ЕС, в том числе позже осудившая проект Британия, поддержали инициативу – построить новую штаб-квартиру для Совета. Его предыдущее здание, корпус «Юстус Липсиус», по площади в три раза меньше новой «Европы»: оно было спроектировано в середине 1980-х, когда Жак Ширак еще не предложил проводить все встречи в Брюсселе, а ЕС готовился к росту до 12 или даже 15 членов, но никак не до 28-ми.
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Marie-Françoise Plissart

Но после договора в Ницце в 2004 Брюссель был официально назначен столицей ЕС, и стало очевидно, что в городе нет пространств для всех необходимых мероприятий. Бельгийское государство как заказчик организовало международный конкурс на новое здание; в январе 2005 года были отобраны 25 проектов, шесть из которых вышли в финал. По результатам второго этапа конкурса, длившегося три месяца, грандиозный проект в 71 тысячу квадратных метров был поручен бельгийским архитекторам Philippe Samyn and partners в сотрудничестве со студией Valle Progettazioni (Италия) и инженерами Buro Happold (Великобритания).
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Marie-Françoise Plissart

Одним из конкурсных критериев было соответствие проекта принципам устойчивого развития. «Мы должны были разработать проект с учетом внимательного отношения к окружающей среде, и в то же время создать архитектурный символ», – вспоминает Филипп Самен. Образ здания – это «светильник в стеклянном абажуре», как окрестил автор свой эллипсоидный объем внутри прозрачного куба, который освещает в ночное время Европейский квартал в неудачно урбанизированной зоне. Штаб-квартира находится в «административном гетто», обширной монофункциональной территории без четкого характера, которая простирается на три квадратных километра. Здесь каждый день трудятся 100 тысяч «еврократов». Для горожан это – безликая часть Брюсселя, которая страдает отсутствием оригинальности, что вызвано полным подчинением офисной архитектуры финансовым соображениям.
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Marie-Françoise Plissart

«Как правило, сооружения подобного значения, к примеру, Белый дом, помещают в основании километровой перспективы, по принципу Версаля. В случае этого проекта Европейский совет принял решение разместить постройку в месте с точки зрения архитектуры ничем не примечательном. Здание расположено вдоль улицы Закона (рю де Луа), которая, нужно отметить, – «проточный канал» для машин. Это жест трогательной скромности», – рассуждает Самен.
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Marie-Françoise Plissart

Строительство этого объекта представляло собой длительный и трудоемкий процесс редкой сложности. На многих этапах шел поиск оригинальных решений. Так, здание оборудовано различными экологическими компонентами. Кровля полностью покрыта солнечными панелями, создана система сбора и хранения дождевой воды, которая поступает в санитарные узлы; в интерьере уровень влажности, освещение и температура воздуха регулируются специальным оборудованием. Структура фасада оптимизирована, что снизило на 30% количество использованной стали в сравнении с традиционными решениями. Неспроста Филипп Самен часто напоминает о своей двойной профессии – архитектора и инженера, отмечая, что архитектура – это искусство инженерной мысли.
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Marie-Françoise Plissart

Постройка состоит из двух частей: как поясняет архитектор, это сделано с целью объединить культурное наследие с современностью. Новое сооружение примыкает к обновленному историческому памятнику в стиле ар деко – Résidence Palace. Этот уникальный жилой комплекс на 180 квартир класса люкс, построенный в 1920-е годы швейцарским архитектором Мишелем Полаком, включал в себя множество интересных «объектов сервиса»: театр на 516 мест, панорамный ресторан, залы заседаний, бассейн, турецкие бани, зал для фехтования и даже теннисный корт на крыше. В своем проекте Филипп Самен сохранил его оригинальные фасады и часть интерьеров. Внутри изысканного комплекса он разместил кабинет президента Евросоюза и офисы национальных делегаций.
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Marie-Françoise Plissart

«Работа архитектора – это организация пустоты, которая возникает в процессе строительства». Восьмиуровневые крылья Résidence Palace имеют ширину в семь метров и образуют широкий квадратный двор со стороной в 70 метров. Следуя предписанным для участка ограничениям и указаниям городского плана, архитектор заполнил пустоту между двумя крыльями L-образного блока памятника кубическим объемом. Затем он деликатно поместил эллипсоид в этот куб; пустота между этими геометрическими телами образует атриум с главным вестибюлем и вмещает переходы между разными уровнями.
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Quentin Olbrechts

По словам Самена, напоминающая амфору форма «светильника» была продиктована не эстетическими предпочтениями, а, прежде всего, функциональными и конструктивными ограничениями. «Такая форма возникла по двум причинам: во-первых, функциональные пространства… то расширяются, то уменьшаются на разных уровнях. …Узкое основание светильника объясняется тем, что мы не могли опереться на всю площадь участка из-за проходящего рядом железнодорожного туннеля Шумана». Этот объем – словно гигантская урна для голосования. Ее узкое основание – это минимальная площадь, требуемая для зала пресс-конференций на уровне +1, а наименьшее верхнее сужение – помещение столовой на 50 человек на уровне +11. Самый широкий уровень – +3 и +5 – это большой зал на 250 человек.
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Quentin Olbrechts

Снаружи здание выглядит как полупрозрачный защитный экран, за которым можно различить контур «светильника», оберегаемого от внешнего воздействия. Двойной фасад из экстрапрозрачного стекла имеет толщину 2,70 метра: такой «буфер» максимально защищает интерьер от шума дорожного движения и обеспечивает теплоизоляцию.
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © European Union

Внешняя оболочка организована по принципу лоскутного одеяла: она состоит из 3750 деревянных оконных рам, которые происходят из 28 стран, составлявших до выхода из ЕС Великобритании Европейский Союз. Дубовые рамы были собраны во время реконструкции или сноса на многочисленных стройках Европы и вторично использованы в Брюсселе. «Эти подлинные старые профили были отшлифованы, очищены, восстановлены, покрыты лаком и размещены в больших рамах из нержавеющей стали (размером 5,40 м на 3,54 м – прим. Н.Д.), чтобы сформировать фасадный фронт. Это сделано для продвижения идеи переработки материалов, а также как дань ремеслу и культурному разнообразию в Европе», – поясняет Самен. Фасад здания символически воплощает идею о равном участии всех членов ЕС в управлении союзом и призван соответствовать девизу «единство в многообразии».
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © European Union

«Одна из моих основных задач была сделать эту постройку веселой, так как сооружения подобного назначения обычно бессмысленно устрашающего вида», – признается архитектор. Как и фасад, многоцветные покрытия в интерьере формируют принцип калейдоскопа. Оформление интерьера – это результат сотрудничества архитектора и художника. «Я решил пригласить Жоржа Мёрана, чтобы создать гимн радости», а также из-за «его способности соединять квадраты, прямоугольники и цвет в особую алхимию, которая создает пространство дружелюбия и гостеприимства, – рассказывает Филипп Самен. – Я хотел поднять настроение главам государств, приезжающим в Брюссель решать неразрешимые головоломки». Любопытно, что похожий цветной калейдоскоп был сделан Ремом Колхасом 10 лет назад в проекте флага Европы – на основе 28 флагов стран-участниц ЕС.
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © European Union

Одним из важнейших требований к проекту было обеспечение здания необходимым уровнем безопасности для проведения мероприятий на высшем уровне. После теракта 11 сентября 2001 в государственных учреждениях подобного типа были введены новые нормы: так, первый этаж отныне не может вмещать коммерческие функции, что, конечно, формирует закрытый характер улицы. «Europa, безусловно – привлекательное здание, оно веселее, чем другие, но у него те же недостатки, что и у всех европейских институтов: оно выражает закрытость в общественном пространстве, которое свидетельствует о дистанции между ЕС и его гражданами», –говорит Марко Шмитт (Marco Schmitt), архитектор и член Ассоциации Европейского квартала в Брюсселе. Он обращает внимание на то, что вход в здание узкий и устроен в заниженной части постройки, а требования обеспечить безопасность взяли верх над предоставлением горожанам общественного пространства. Также в целях безопасности здание закрыто для посещения за исключением одного раза в год, в мае – по случаю Дня Европы.
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © European Union

Новая штаб-квартира Европейского совета представляет собой попытку создания средствами архитектуры современного символа государственного учреждения. Европа находится в наши дни на переходном этапе, когда вопрос об образе ЕС и его воплощении до конца не определен. Как отмечал в 2001 в своем исследовании европейской идентичности Рем Колхас, «материализация» Европы в Брюсселе происходит без четкой архитектурной цели и эстетической ясности; уже в то время он указывал на отсутствие мощного символа. В этом же исследовании Умберто Эко выдвинул другую версию, предпочитая идею «мягкой столицы»: он сравнил Европейский Союз с информационной сетью, где Брюссель играет роль сервера. «Мне смешно, когда я слышу, что Брюссель нуждается в большом сооружении наподобие Колизея или Эмпайр-стейт-билдинг! Европа должна найти более горизонтальный язык, отражающий различия и диалог между культурами, а не язык иерархии», – рассуждал Эко.
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Marie-Françoise Plissart

С другой стороны, бельгийский графический дизайнер Эдуард Де Ландтсхер (Eduard De Landtsheer) высказывает иное, более прагматичное мнение, в принципе ставя под сомнение амбициозные проекты: «Сегодня Европе не хватает сил перед лицом глубокого кризиса. Не через строительство грандиозных монументов мы найдем свое лицо!»
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Marie-Françoise Plissart
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Marie-Françoise Plissart
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Marie-Françoise Plissart
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Marie-Françoise Plissart
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © European Union
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © European Union
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © European Union
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Marie-Françoise Plissart
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Marie-Françoise Plissart
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Marie-Françoise Plissart
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Marie-Françoise Plissart
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Marie-Françoise Plissart
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Marie-Françoise Plissart
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Marie-Françoise Plissart
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Quentin Olbrechts
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Marie-Françoise Plissart, цвета © Georges MEURANT
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Marie-Françoise Plissart, цвета © Georges MEURANT
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Marie-Françoise Plissart, цвета © Georges MEURANT
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Quentin Olbrechts, цвета © Georges MEURANT
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Quentin Olbrechts, цвета © Georges MEURANT
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Thierry Henrard
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Marie-Françoise Plissart
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Marie-Françoise Plissart
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Marie-Françoise Plissart
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © European Union, цвета © Georges MEURANT
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © European Union, цвета © Georges MEURANT
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © European Union, цвета © Georges MEURANT
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Marie-Françoise Plissart, цвета © Georges MEURANT
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Marie-Françoise Plissart, цвета © Georges MEURANT
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Marie-Françoise Plissart, цвета © Georges MEURANT
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Thierry Henrard
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Thierry Henrard
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Thierry Henrard
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Thierry Henrard
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
zooming
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Thierry Henrard
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Andrès Fernandez Marcos
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Andrès Fernandez Marcos
Здание Europa Европейского совета. Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers. Фото © Andrès Fernandez Marcos
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers
Здание Europa Европейского совета © Philippe Samyn and partners architects & engineers, LEAD and DESIGN PARTNER. With Studio Valle Progettazioni architects, Buro Happold Limited engineers

25 Мая 2017

Похожие статьи
Семейное сходство
Бюро CoBe Architecture et Paysage разработало планировку сектора E Олимпийской деревни — 2024 в пригороде Парижа и в качестве визуального и конструктивного ориентиров для партнеров построило три жилых корпуса.
Среди дюн и кораллов
Курортный комплекс Ummahat 9-3 построен на одноименном острове в Красном море по проекту Кэнго Кумы. Его виллы мимикрируют под местные песчаные дюны и коралловые рифы.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
В центре – полукруг
Бюро Atelier Delalande Tabourin реконструировало здание правительства региона Центр–Долина Луары в Орлеане. Главным мотивом проекта стали заданные планировкой зала заседаний полукруг и круг.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
Технологии и материалы
Новая версия ар-деко
Жилой комплекс «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Сейчас на главной
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Диалог культур на острове
Этим летом стартует бронирование номеров в спроектированной BIG гостинице сети NOT A HOTEL на острове Сагисима во Внутреннем Японском море. Строительство отеля должно начаться чуть позже.
Место под солнцем
Две виллы в Сочи по проекту бюро ArchiNOVA: одна «средиземноморская» со ставнями и черепицей для заказчиков из Санкт-Петербурга, вторая – минималистичная с панорамным обзором на горы и море.
Новая жизнь гиганта
Zaha Hadid Architects выиграли конкурс на разработку проекта нового паромного терминала в Риге. Под него реконструируют старый портовый склад.
Три глыбы
Конкурс на проект музеев современного искусства и естественной истории, а также Парка искусства и культуры в Подгорице выиграла команда во главе с бюро a-fact.
Переплетение учебы и жизни
Кампус Китайской академии искусства в Лянчжу по проекту пекинского бюро FCJZ рассчитан на творческое взаимодействие студентов с архитектурой.
Улица как смысл
В рамках воркшопа, который Do buro проводило совместно с Обществом Архитекторов в центре «Зотов», участники переосмысляли одну из улиц Осташкова, формируя новые центры притяжения. Все они тесно связаны с традициями места: чайный домик, бани, оранжереи, а также кожевенная мастерская, место для чистки рыбы и полоскания белья.
Ледяная пикселизация
Конкурсный проект омского аэропорта от Nefa Architects восходит к предложению тех же авторов, выигравшему конкурс 2018 года. В его лаконичных решениях присутствует оммаж омскому модернизму, но этот, вполне серьезный, пластический посыл соседствует с актуальным для нашего времени игровым: архитекторы сопоставляют предложенную ими форму со снежной или ледяной крепостью.
Ивановский протон
В Рабочем поселке Иваново по соседству с университетским кампусом планируют открыть общественно-деловой центр, спроектированный мастерской p.m. (personal message). В основе концепции – идея стыковки космических аппаратов.
Памяти Юрия Земцова
Петербургский архитектор, которого помнят как безусловного профессионала, опытного мастера работы с историческим контекстом и обаятельного преподавателя.
Тайный британец
Дом называется «Маленькая Франция». Его композиция – петербургская, с дворцовым парадным двором. Декор на грани египетских лотосов, акротериев неогрек и шестеренок тридцатых годов; уступчатые простенки готические, силуэт центральной части британский. Довольно интересно рассматривать его детали, делая попытки понять, какому направлению они все же принадлежат. Но в контекст 20 линии Васильевского острова дом вписался «как влитой», его протяженные крылья неплохо держат фасадный фронт.
Сама скромность
Общественный центр коммуны Бейн, построенный недалеко от Парижа по проекту бюро Graal Architecture, вынесен за пределы города и идеально вписан в окружающий холмистый ландшафт.
Озерная история
Для конкурса на омский аэропорт в Фёдоровке нижегородское бюро ГОРА предложило, кажется, самую оригинальную мотивацию контекста: архитекторы сравнивают свой вариант терминала с «пятым озером» из легенды – тем «потаенным», которое открывается не всякому. В данном случае, если бы аэропорт так и построили, «озеро» можно было бы увидеть из окна самолета как блеск зеркальной кровли, отражающей небо. Очень романтично.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Бетон, проволока и калька
Можно ли стать художником, получив образование и опыт работы архитектора? Узнали у Даниила Пирогова, окончившего Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет.
Семейное сходство
Бюро CoBe Architecture et Paysage разработало планировку сектора E Олимпийской деревни — 2024 в пригороде Парижа и в качестве визуального и конструктивного ориентиров для партнеров построило три жилых корпуса.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Сверток
Конкурсный проект, предложенный бюро Treivas для первого, 2021 года, конкурса для EXPO 2025, завершает нашу серию публикаций проектов павильона, которого не будет. Предложение отличается детальностью объяснений и экологической ответственностью: и фасады, и экспозиция в нем предполагали использование переработанных материалов.
Деревянная струна
Конкурсный проект омского аэропорта от ЦЛП, при всей кажущейся традиционности предложенной технологии клееной древесины – авангарден до эпатажного. Терминал они вытягивают вдоль летного поля, упаковывая все функции в объем 400 х 30 х 23 метра. Так нигде и никогда не делают, но все, вероятно, бывает в первый раз. И это не первый аэропорт-манифест ЦЛП, авторы как будто «накапливают смелость» в рамках этой ответственной функции. На что похож и не похож – читайте в нашем материале.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Среди дюн и кораллов
Курортный комплекс Ummahat 9-3 построен на одноименном острове в Красном море по проекту Кэнго Кумы. Его виллы мимикрируют под местные песчаные дюны и коралловые рифы.
Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Дом книги
Бюро ludi_architects перезапустило библиотеку в Ташкенте: фасады исторического здания подновили, а интерьеры сделали привлекательными для разных поколений читателей. Теперь здесь на несколько часов можно занять детей, записать подкаст или послушать концерт. Пространство для чтения в одноэтажном особняке расширили за счет антресолей, а также площадок на открытом воздухе: амфитеатра и перголы.
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.