Освоение Плутона

Масштабный проект реконструкции и приспособления территории, зданий и сооружений завода «Плутон», предложенный студентами МАРШ.

mainImg
Ещё одна студия магистров первого года обучения в МАРШ взяла на себя непростую задачу – разработать проект реабилитации и интеграции в городской контекст территории завода «Плутон», прилегающей непосредственно к центру архитектуры и дизайна «Артплей». Руководителем программы стал Николай Лызлов, а также преподаватели МАРШ Филипп Якубчук, Андрис Шнепс-Шнеппе. Работа студии делилась на две части: «экспедиция» (исследование) и «освоение» (проектирование). В ходе исследования студентам стало ясно, что не существует практически никаких сведений о самом заводе, однако, удалось классифицировать основные части застройки, оценить потенциал территории и предположить возможные варианты новых функций реконструируемых зданий. Выбор функциональных характеристик основывался, в первую очередь, на анализе потребностей живущих и работающих в окружающей крайне плотной застройке людей. Далее студенты разработали единый мастер-план, затем разделили между собой индивидуальные проекты отдельных участков и существующие постройки.
Проект реконструкции корпусов завода «Плутон». Студия «Освоение Плутона». Связь с городом. Руководители: Николай Лызлов, Филипп Якубчук, Андрис Шнепс-Шнеппе © МАРШ, 2017
Проект реконструкции корпусов завода «Плутон». Студия «Освоение Плутона». Схема функционального наполнения. Руководители: Николай Лызлов, Филипп Якубчук, Андрис Шнепс-Шнеппе © МАРШ, 2017
Схема реконструкции корпусов завода «Плутон». Проект студии «Освоение Плутона». Руководители: Николай Лызлов, Филипп Якубчук, Андрис Шнепс-Шнеппе © МАРШ, 2017

Николай Лызлов, 
руководитель архитектурной мастерской Николая Лызлова,
преподаватель МАРШ:

«Здесь перед нами стояла некая суперзадача, цель – не проекты, а студенты. С одной стороны, можно быть довольным проделанной работой, процессом, а с другой стороны – проектами. Тем более, что вещи эти плохо разделимы. Можно сказать, что архитектура – труд коллективный, но почему-то за всё время преподавательской практики в МАРХИ мне никогда не удавалось добиться от студентов коллективной работы. Больше, чем два человека почему-то никак не собирались в команду. И, имея такой опыт, здесь мы попытались так построить нашу программу, чтобы работа была, с одной стороны, индивидуальной, с другой – командной.
Защита студентов магистратуры (1 курс) студии Николая Лызлова (тема: «Освоение Плутона») © МАРШ, 2017

Мы разделили работу на три этапа. Первый – исследование, и это самая механическая часть, которая не требовала особого синтеза, но требовала координации движений между всеми. Мы получили покинутую людьми территорию, занятую различными зданиями и сооружениями неясного назначения, о которой знали всего две вещи: здесь было производство и оно было засекречено. Как раз исследование все 14 человек делали вместе. Получилось удачно, потому что они, проделав эту работу вместе, научились взаимодействовать. Дальше 14 человек разделились на три команды, каждая из которых создавала свой мастер-план.
Существующее положение завода «Плутон». Студия «Освоение Плутона». Руководители: Николай Лызлов, Филипп Якубчук, Андрис Шнепс-Шнеппе © МАРШ, 2017
Существующее положение завода «Плутон». Студия «Освоение Плутона». Руководители: Николай Лызлов, Филипп Якубчук, Андрис Шнепс-Шнеппе © МАРШ, 2017

Конечно, все мастерпланы разные, но, тем не менее, каждый из трёх оказался вполне себе результатом коллективного труда. А потом, параллельно, каждый начал делать свою «захватку» внутри этого мастер-плана. Естественно, что одной из основных целей студентов стало синхронизировать работы, посматривая на мастер-планы. И это тоже удалось! Мне кажется, что в этом и состоит главный успех студии – ребята сделали коллективную работу, тем не менее, никто не нес бревно фиктивно, потому что в итоге всем пришлось отчитаться собственными проектами.
Мастер-план студии «Освоение Плутона». Руководители: Николай Лызлов, Филипп Якубчук, Андрис Шнепс-Шнеппе © МАРШ, 2017

Мы сразу сказали студентам, что в этой работе будет некий элемент соревновательности, что мы будем говорить, чья команда сделала лучше. Для этого у нас были промежуточные просмотры: кто-то вырывался вперед, кто-то отставал – как в настоящем спорте. А в конце они как-то совсем по-разному порвали эту финишную линию. И если теперь оценивать эту работу, то я бы предложил делать это как с кино, по номинациям – «самый реализуемый», «самый практичный», «самый фантастичный», «самый радикальный». Могу сказать, что мы с коллегами результатом довольны».
Макет реконструкции внешних корпусов завода «Плутон». Проект студии «Освоение Плутона». Руководители: Николай Лызлов, Филипп Якубчук, Андрис Шнепс-Шнеппе © МАРШ, 2017
Макет реконструкции внутрениих корпусов завода «Плутон». Проект студии «Освоение Плутона». Руководители: Николай Лызлов, Филипп Якубчук, Андрис Шнепс-Шнеппе © МАРШ, 2017
Макет реконутрукции корпусов завода «Плутон» с организацией Секретного сада. Проект студии «Освоение Плутона». Руководители: Николай Лызлов, Филипп Якубчук, Андрис Шнепс-Шнеппе © МАРШ, 2017

Публикуем некоторые из получившихся проектов:
***
Чёрный ящик
Мария Брайловская
Проект студентки магистратуры (1 курс) Марии Брайловской «Черный ящик». Руководители: Николай Лызлов, Филипп Якубчук, Андрис Шнепс-Шнеппе © МАРШ, 2017

Производство, остающееся на заводе «Плутон», сосредоточено в восьмиэтажном корпусе кубической формы, доступ в который строго контролируется. Это «чёрный ящик», недоступный для посторонних. В проекте предлагается возвести вокруг здания металлическую структуру и разместить на ней жилые модули, сделав, тем самым, замкнутый и отчужденный объём более дружелюбным и открытым, восстановить его связь с окружающей территорией. Вертикальная структура позволит более эффективно использовать ограниченное пространство, а появление жилья разнообразит её функциональное наполнение.
Проект студентки магистратуры (1 курс) Марии Брайловской «Черный ящик». Руководители: Николай Лызлов, Филипп Якубчук, Андрис Шнепс-Шнеппе © МАРШ, 2017
zooming
Проект студентки магистратуры (1 курс) Марии Брайловской «Черный ящик». Руководители: Николай Лызлов, Филипп Якубчук, Андрис Шнепс-Шнеппе © МАРШ, 2017
Проект студентки магистратуры (1 курс) Марии Брайловской «Черный ящик». Руководители: Николай Лызлов, Филипп Якубчук, Андрис Шнепс-Шнеппе © МАРШ, 2017
Проект студентки магистратуры (1 курс) Марии Брайловской «Черный ящик». Руководители: Николай Лызлов, Филипп Якубчук, Андрис Шнепс-Шнеппе © МАРШ, 2017
Проект студентки магистратуры (1 курс) Марии Брайловской «Черный ящик». Руководители: Николай Лызлов, Филипп Якубчук, Андрис Шнепс-Шнеппе © МАРШ, 2017
Проект студентки магистратуры (1 курс) Марии Брайловской «Черный ящик». Руководители: Николай Лызлов, Филипп Якубчук, Андрис Шнепс-Шнеппе © МАРШ, 2017
***
Площадь Плутона
Анвар Гарипов 
Проект студента магистратуры (1 курс) Анвара Гарипова «Площадь Плутона». Руководители: Николай Лызлов, Филипп Якубчук, Андрис Шнепс-Шнеппе © МАРШ, 2017

Автор проекта сравнивает центральную площадь завода по размеру и форме с площадями средневековых европейских городов. Такая площадь может стать важным центром для развивающегося «Артплея» и всего района, лишённого сегодня открытых общественных пространств. Для этого предлагается открыть все проходы с площади на окружающие улицы, сделать первые этажи окружающих её задний полностью общественными, выделить зону для уличных кафе и ярмарок. Памятник Ленину в центре площади сохраняется как часть истории.
Проект студента магистратуры (1 курс) Анвара Гарипова «Площадь Плутона». Руководители: Николай Лызлов, Филипп Якубчук, Андрис Шнепс-Шнеппе © МАРШ, 2017
Проект студента магистратуры (1 курс) Анвара Гарипова «Площадь Плутона». Руководители: Николай Лызлов, Филипп Якубчук, Андрис Шнепс-Шнеппе © МАРШ, 2017
Проект студента магистратуры (1 курс) Анвара Гарипова «Площадь Плутона». Руководители: Николай Лызлов, Филипп Якубчук, Андрис Шнепс-Шнеппе © МАРШ, 2017
Проект студента магистратуры (1 курс) Анвара Гарипова «Площадь Плутона». Руководители: Николай Лызлов, Филипп Якубчук, Андрис Шнепс-Шнеппе. План демонтажа © МАРШ, 2017
Проект студента магистратуры (1 курс) Анвара Гарипова «Площадь Плутона». Руководители: Николай Лызлов, Филипп Якубчук, Андрис Шнепс-Шнеппе. Новые объекты © МАРШ, 2017
Проект студента магистратуры (1 курс) Анвара Гарипова «Площадь Плутона». Руководители: Николай Лызлов, Филипп Якубчук, Андрис Шнепс-Шнеппе. Эскиз площади © МАРШ, 2017
Проект студента магистратуры (1 курс) Анвара Гарипова «Площадь Плутона». Руководители: Николай Лызлов, Филипп Якубчук, Андрис Шнепс-Шнеппе. Поиск аналогий © МАРШ, 2017
***
Рядом с секретным садом
Диана Тунян
Проект студентки магистратуры (1 курс) Дианы Тунян «Освоение Плутона». Руководители: Николай Лызлов, Филипп Якубчук, Андрис Шнепс-Шнеппе © МАРШ, 2017

Следуя общей идее «Секретного сада» в центре «Плутона», автор предлагает создать на крыше пристройку к историческому зданию чаеразвесочной фабрики в виде лёгкой решётчатой конструкции, одновременно служащей переходом между корпусами, балконом, смотровой площадкой, вертикальным садом и открытым кафе.
Проект студентки магистратуры (1 курс) Дианы Тунян «Освоение Плутона». Руководители: Николай Лызлов, Филипп Якубчук, Андрис Шнепс-Шнеппе © МАРШ, 2017
Проект студентки магистратуры (1 курс) Дианы Тунян «Освоение Плутона». Руководители: Николай Лызлов, Филипп Якубчук, Андрис Шнепс-Шнеппе © МАРШ, 2017
Проект студентки магистратуры (1 курс) Дианы Тунян «Освоение Плутона». Руководители: Николай Лызлов, Филипп Якубчук, Андрис Шнепс-Шнеппе © МАРШ, 2017
Проект студентки магистратуры (1 курс) Дианы Тунян «Освоение Плутона». Руководители: Николай Лызлов, Филипп Якубчук, Андрис Шнепс-Шнеппе. Конструкции © МАРШ, 2017
Проект студентки магистратуры (1 курс) Дианы Тунян «Освоение Плутона». Руководители: Николай Лызлов, Филипп Якубчук, Андрис Шнепс-Шнеппе © МАРШ, 2017
Проект студентки магистратуры (1 курс) Дианы Тунян «Освоение Плутона». Руководители: Николай Лызлов, Филипп Якубчук, Андрис Шнепс-Шнеппе. Генеральный план © МАРШ, 2017
Проект Секретного сада на территории завода «Плутон». Студия «Освоение Плутона». Руководители: Николай Лызлов, Филипп Якубчук, Андрис Шнепс-Шнеппе © МАРШ, 2017
***

15 Марта 2017

Похожие статьи
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
Жилые проекты Московской области:
12 примеров
Мособлархитектура постоянно работает над новыми нормативами, цель которых – сделать проекты качественными, в том числе визуально. Следите за обновлениями! О них, в числе прочего, рассказали на региональном Форуме проектировщиков. Там же показали позитивные примеры жилых проектов: 4 от «Лабва» Станислава Кулиша, 3 от арх-подразделения ГК «Самолет», которым руководит Андрей Перлич, 5 переселенческих малоэтажек от «Алев Груп».
Красота и нюансы материи
Книга «Архитектурный бетон. Практика применения в России» соединяет два подхода к рассказу о технологии: практическую, точную, – и творческую: тут собраны примеры современных российских реализаций, которые используют бетон, эстетизируя его открытую поверхность. С обзора книги, главным редактором которой стала Анна Мартовицкая, мы начинаем спецпроект, посвященный архбетону, и планируем в дальнейшем его развивать.
Малые креативные
Могут ли креативные индустрии сыграть значимую роль в развитии малых территорий? Пытаемся найти ответ в Палехе и Юрьевце, где реализуется сразу несколько проектов в этой области: реновация художественных мастерских, Первая сельская биеннале и пространство «Лабаз».
Адонис, адмирал и коч
Семь муралов, созданных художниками из России и Сербии в рамках паблик арт-программы «Взгляды» в Южно-Сахалинске, которые раскрывают историю острова, подчеркивают богатство и хрупкость его природы, а также раскрашивают будничный ландшафт города.
WAF 2024: полшага навстречу
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали два наших бюро с проектами для Саудовской Аравии и Португалии. Также в сербском проекте замечен российский фотограф& Коротко рассказываем обо всех.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
«Красный просвещенец» в Нижнем Новгороде: снос или...
В Нижнем Новгороде прямо сейчас идет «битва экспертиз»: удивительный заросший зеленью квартал двадцатых годов «Красный просвещенец», с одной стороны, пытаются поставить на охрану как достопримечательное место, а с другой стороны, похоже, есть желание отдать его под застройку полностью или частично. Мы попросили журналиста и активиста Иру Маслову рассказать о ситуации.
Дом-U
Комплекс Jois совмещает высотность с террасами, а самые роскошные квартиры опускает с пентхаусов в нижние этажи. Мощный иконический образ U-образного дома – результат поисков нового стандарта жизни в высотных зданиях архитекторами «Генпро».
14+ ТОП сессий деловой программы «Казаныша»
Завтра в Казани стартует архитектурно-строительный форум. Стали разбираться в его программе и выбрали, для начала, 10 сессий, достойных внимания, для первого дня, и еще по 4 для других. Может быть, еще допишем. А пока интересующимся еще не поздно купить билеты.
Параметры комплексного развития
Рассматриваем три проекта КРТ, показанных Мособлархитектурой на Зодчестве 2023. Все они демонстрируют разные ракурсы комплексного подхода к планированию и раскрытию территорий, особенно – заброшенных промышленных, расположенных как рядом с Москвой, так и на отдалении.
Куда пойти учиться?
5 вариантов дополнительного...
По следам круглого стола, организованного Институтом Генплана на Зодчестве – и в преддверии старта выставки «Открытого города», – рассматриваем разные направления бесплатного дополнительного образования для архитекторов. Оно позволяет развить навыки, приблизиться к реализации мечты, или выйти из зоны комфорта и войти в новую, устроившись на работу.
Вид на город
Узнать, что видно из московских окон и как меняется образ столицы по времени, можно на выставке в Подземном музее парка «Зарядье». Она работает до 15 октября.
Искусство на районе
На Дизайнерском бульваре в Москве открыта выставка паблик-арта с объектами девяти художников. Вплетенное в пейзаж жилого района, искусство стало неотъемлемой частью повседневности. Предлагаем познакомиться с пятью участниками.
Сны о вселенной
На прошлой неделе начала работу Первая архитектурная Биеннале в Метавселенной. Мероприятие демонстрирует, что технологии иммерсивного интернета доступны уже сегодня, и пришло время архитекторам обустраивать «новые земли». В нашей подборке – восемь объектов биеннале, показавшихся наиболее интригующими.
Илья Голосов и приемы советской версии ар-деко
Сегодня архитектору Илье Голосову исполнилось бы 140 лет. В честь юбилея Андрей Бархин вновь рассказывает об особенностях советского декоративизма тридцатых годов на примере творчества мастера, с американскими и европейскими образцами.
Предсказания и заблуждения
В этом году на «Архстоянии» появится два новых арт-дома, а главный объект – капсулу предсказаний – в последний день фестиваля планируется закопать.
Строители БАМа. Итоги конкурса
Подведены итоги открытого всероссийского конкурса «Строители БАМа» на лучшую концепцию мемориала создателям Байкало-Амурской магистрали. Публикуем 5 проектов победителей.
Нейрокапром или как сделать плохо специально
Преподаватели и студенты кафедры средового дизайна РАНХиГС провели эксперимент с нейросетью Stable Diffusion, пытаясь воспроизвести вернакулярную архитектуру, советский модернизм и капром. Результаты интересные: чем более обыденна архитектура, тем реальнее ее «слепки», а вот капром искусственному интеллекту пока что не по зубам. Предлагаем убедиться.
Тезисы Арх Москвы
За спецпроект Арх Москвы «Тезисы» в этом году отвечает бюро GAFA. Посетителей ждут восемь архитектурных инсталляций, которые раскроют основную тему выставки «Перспективы» под новым углом. Кураторы срежиссировали интересные коллаборации и обещают «огненный идеологический коктейль».
Что приготовила Арх Москва
Главная архитектурная выставка столицы в этом году пройдет в Гостином дворе с 24 по 27 мая. Рассказываем о том, что нового ждет посетителей и чем можно будет заняться. Онлайн-трансляции в этот раз не планируется, поэтому всем рекомендуем поприсутствовать лично.
Архитектура ДК
В «Манеже» до 2 апреля работает выставка «Дом культуры СССР». Один из кураторов, Ксения Кокорина, рассказывает о значимых проектах прошлого столетия.
Мета-музей
Проектная компания Genpro открыла музей-шоурум в метавселенной Spatial. Его виртуальное пространство состоит из нескольких залов и позволяет взаимодействовать с интерактивными планшетами.
Строители и первопроходцы
В рамках конкурса на лучшую идею памятника в честь 50-летия БАМа в Музее архитектуры прошла лекция Марка Акопяна, посвященная архитектурному и градостроительному наследию проекта. Публикуем тезисы выступления.
Технологии и материалы
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
Сейчас на главной
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Бумажный офис
Для собственного офиса бюро Maxim Kashin Architects не побоялось с головой уйти в концептуализм. В основе проекта – восхищение авангардом и наследием бумажных архитекторов. Итог – сложно скроенное и несколько дезориентирующее, ни на что не похожее пространство, в котором хочется оказаться, чтобы его понять и почувствовать.
Полезная зацикленность
Тайваньское бюро Bio-architecture Formosana спроектировало для города Тайнань экспериментальный жилой комплекс, соответствующий всем принципам экономики замкнутого цикла.
Планы на жизнь
Мастер-план для жилого района «Притяжение» в Набережных Челнах бюро «А.Лен» создавало с оглядкой на специфическую градостроительную ситуацию и частично реализованные решения первой очереди. Однако на первый план выдвинуло собственные ценности: зеленый каркас, систему акцентов, иерархию пространств, приоритет пешехода. Вопроса, чем будут жильцы заниматься в своем микрорайоне, после этого не возникает.
А! – 2024
Сейчас немного хвастовства: вчера нам вручили премию «Буква А» за архитектурную журналистку, причем не одну, а сразу две. Первую получила наш ведущий обозреватель и редактор Алёна Кузнецова, вторую – или наоборот – вручили Архи.ру как отраслевому архитектурному изданию. Благодарим, гордимся и радуемся. И публикуем список награжденных журналистов и изданий.
Преодоление мрамора
В Петербурге начала работу IX Биеннале архитектуры – одна из крупнейших профессиональных выставок города, организатором которой выступает Объединение архитектурных мастерских. Этот обзор не охватывает обширную деловую программу, сосредотачиваясь лишь на ощущениях от визуальной части экспозиции – ее объем и содержание говорит о возможности будущих трансформаций.
Вилла-мост
Дом по проекту бюро Tetro на южнобразильском острове Санта-Катарина максимально использует живописный ландшафт – горы и океанский залив.
«Европейский престиж»
Бюро KCAP выиграло конкурс на проект двух жилых небоскребов в Братиславе; один из них претендует на звание второго по высоте здания ЕС.
Новый путь
Обошли со всех сторон D_Станию – депо 1906 года, реконструированное с сохранением промышленного здания столетней давности по проекту Сергея Труханова и T+T Architects. Работа над интерьерами, а внутри планируются рестораны и общественные пространства, пока еще только идет, но и снаружи есть на что посмотреть. Тут можно изучить сочетание старого и нового кирпича, авторский взгляд на романтику руины, и оценить вновь выстроенный пешеходный путь: через арки БЦ Ситидел на улицу Казакова.
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Дом китобоя в кубе
Этой осенью калининградский музей «Дом китобоя» проводил конкурс на лучшую концепцию арт-объекта из панелей снесенного Дома Советов. Победителем стал московский проект – коллаборация историка архитектуры Константина Антипина и компании «Даль» в виде куба-игрового автомата. Рассказываем о победителях.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Память о работе
Крупную нефтебазу 1960-х, расположенную в Ханчжоу прямо на берегу Великого канала, Кэнго Кума превратил в современный индустриальный парк Сяохэ.
Жить в золоте
Многоквартирный дом Cœur Atlantis в южном пригороде Парижа по проекту роттердамского бюро KCAP.
Плач, затмение и городище
Якорный объект экопарка «Каялов бор» в городе Россошь – маршрут длиной в 3,5 километров, который знакомит посетителей с событиями, описанными в «Слове о полку Игореве». Архитекторы воронежского бюро TOU ARCHITECTS дополняют тематические объекты, которые обеспечивают разнообразный досуг, спортивными трассами и событийной площадью.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXIII фестиваля.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.