Николай Лызлов,
руководитель архитектурной мастерской Николая Лызлова,
преподаватель МАРШ:
«Здесь перед нами стояла некая суперзадача, цель – не проекты, а студенты. С одной стороны, можно быть довольным проделанной работой, процессом, а с другой стороны – проектами. Тем более, что вещи эти плохо разделимы. Можно сказать, что архитектура – труд коллективный, но почему-то за всё время преподавательской практики в МАРХИ мне никогда не удавалось добиться от студентов коллективной работы. Больше, чем два человека почему-то никак не собирались в команду. И, имея такой опыт, здесь мы попытались так построить нашу программу, чтобы работа была, с одной стороны, индивидуальной, с другой – командной.
Мы разделили работу на три этапа. Первый – исследование, и это самая механическая часть, которая не требовала особого синтеза, но требовала координации движений между всеми. Мы получили покинутую людьми территорию, занятую различными зданиями и сооружениями неясного назначения, о которой знали всего две вещи: здесь было производство и оно было засекречено. Как раз исследование все 14 человек делали вместе. Получилось удачно, потому что они, проделав эту работу вместе, научились взаимодействовать. Дальше 14 человек разделились на три команды, каждая из которых создавала свой мастер-план.
Конечно, все мастерпланы разные, но, тем не менее, каждый из трёх оказался вполне себе результатом коллективного труда. А потом, параллельно, каждый начал делать свою «захватку» внутри этого мастер-плана. Естественно, что одной из основных целей студентов стало синхронизировать работы, посматривая на мастер-планы. И это тоже удалось! Мне кажется, что в этом и состоит главный успех студии – ребята сделали коллективную работу, тем не менее, никто не нес бревно фиктивно, потому что в итоге всем пришлось отчитаться собственными проектами.
Мы сразу сказали студентам, что в этой работе будет некий элемент соревновательности, что мы будем говорить, чья команда сделала лучше. Для этого у нас были промежуточные просмотры: кто-то вырывался вперед, кто-то отставал – как в настоящем спорте. А в конце они как-то совсем по-разному порвали эту финишную линию. И если теперь оценивать эту работу, то я бы предложил делать это как с кино, по номинациям – «самый реализуемый», «самый практичный», «самый фантастичный», «самый радикальный». Могу сказать, что мы с коллегами результатом довольны».
Публикуем некоторые из получившихся проектов:
***
Чёрный ящик
Мария Брайловская
Производство, остающееся на заводе «Плутон», сосредоточено в восьмиэтажном корпусе кубической формы, доступ в который строго контролируется. Это «чёрный ящик», недоступный для посторонних. В проекте предлагается возвести вокруг здания металлическую структуру и разместить на ней жилые модули, сделав, тем самым, замкнутый и отчужденный объём более дружелюбным и открытым, восстановить его связь с окружающей территорией. Вертикальная структура позволит более эффективно использовать ограниченное пространство, а появление жилья разнообразит её функциональное наполнение.
Мария Брайловская
Производство, остающееся на заводе «Плутон», сосредоточено в восьмиэтажном корпусе кубической формы, доступ в который строго контролируется. Это «чёрный ящик», недоступный для посторонних. В проекте предлагается возвести вокруг здания металлическую структуру и разместить на ней жилые модули, сделав, тем самым, замкнутый и отчужденный объём более дружелюбным и открытым, восстановить его связь с окружающей территорией. Вертикальная структура позволит более эффективно использовать ограниченное пространство, а появление жилья разнообразит её функциональное наполнение.
***
Площадь Плутона
Анвар Гарипов
Автор проекта сравнивает центральную площадь завода по размеру и форме с площадями средневековых европейских городов. Такая площадь может стать важным центром для развивающегося «Артплея» и всего района, лишённого сегодня открытых общественных пространств. Для этого предлагается открыть все проходы с площади на окружающие улицы, сделать первые этажи окружающих её задний полностью общественными, выделить зону для уличных кафе и ярмарок. Памятник Ленину в центре площади сохраняется как часть истории.
Анвар Гарипов
Автор проекта сравнивает центральную площадь завода по размеру и форме с площадями средневековых европейских городов. Такая площадь может стать важным центром для развивающегося «Артплея» и всего района, лишённого сегодня открытых общественных пространств. Для этого предлагается открыть все проходы с площади на окружающие улицы, сделать первые этажи окружающих её задний полностью общественными, выделить зону для уличных кафе и ярмарок. Памятник Ленину в центре площади сохраняется как часть истории.
***
Рядом с секретным садом
Диана Тунян
Следуя общей идее «Секретного сада» в центре «Плутона», автор предлагает создать на крыше пристройку к историческому зданию чаеразвесочной фабрики в виде лёгкой решётчатой конструкции, одновременно служащей переходом между корпусами, балконом, смотровой площадкой, вертикальным садом и открытым кафе.
Диана Тунян
Следуя общей идее «Секретного сада» в центре «Плутона», автор предлагает создать на крыше пристройку к историческому зданию чаеразвесочной фабрики в виде лёгкой решётчатой конструкции, одновременно служащей переходом между корпусами, балконом, смотровой площадкой, вертикальным садом и открытым кафе.
***