Валентин Александрович родился 30 ноября 1937 года. Его детство прошло в годы Великой Отечественной войны, а юность пришлась на тяжелое время восстановления страны. Будучи уже зрелым человеком, он поступил на кафедру истории искусств (1961) и сразу определил тематику своих научных и человеческих интересов, верность которым сохранил на протяжении всей жизни, – архитектуру Древней Руси, став учеником выдающегося историка искусства – М.К. Каргера. Это определило особое пристрастие к архитектурно-археологической деятельности, которая была не просто частью исследований, но превратилась в важнейшую составляющую образа жизни и характера ученого.
С 1970 года началась преподавательская деятельность В.А. Булкина на кафедре истории искусства, оказавшаяся смыслом и главным делом всей его жизни. Чтение курсов по истории древнерусского и византийского искусства, введению в искусствознание продолжило лучшие традиции, заложенные на кафедре его учителями – М.К. Каргером, Т.П. Знамеровской, А.Б. Банк. После защиты диссертации в 1975 году по теме «Итальянизмы в древнерусском зодчестве XVI века» Валентин Александрович становится руководителем архитектурно-археологической практики и экспедиций Университета, и эту деятельность он не прекращал вплоть до последних месяцев. Под его мудрым началом исследовано несколько десятков памятников древнерусской архитектуры Киева, Вышгорода, Твери, Торжка, Пскова, Углича, Ростова, Русского Севера. Но особой любовью исследователя пользовались древние Полоцк и Новгород, для изучения которых им было положено очень много профессиональных и душевных сил. Совместная работа с выдающимся знатоком новгородского зодчества Г.М. Штендером привела к значительным открытиям неизвестных до того времени построек XI–XVI веков.
В то же время Валентин Александрович возглавил семинар по древнерусскому искусству, в скором времени превратившийся в подлинную научную школу для огромного числа будущих исследователей; в кузницу специалистов по древнерусскому искусству, где приобретались не только навыки и знания, но воспитывалась и прививалась глубокая любовь к отечественной культуре, преданность своей профессии. Благодаря особому званию Учителя и высоким моральным и этическим человеческим качествам, В.А. Булкин соединил вокруг семинара не только студентов, не порывших с ним и после окончания учебы, навсегда сохраняющих почетное имя «булкинцев», но и известных исследователей в самых разных областях древнерусского искусства. Это сделало возможной живую и постоянную связь, передачу из поколения в поколение лучших традиций петербургской школы искусствознания. Благодаря В.А. Булкину семинар стал настоящей гордостью Петербургского университета, неотъемлемой частью духовной культуры нашего города. За прошедшие почти полвека педагогической деятельности он подготовил многие десятки специалистов по истории древнерусского искусства, которые работают сейчас в научных и образовательных учреждениях Петербурга, Москвы, Твери, Пскова, Новгорода, и ещё десятках других городов нашей страны и за рубежом. Независимо от того, чем они занимаются, будучи воспитанниками своего учителя, – продолжают изучение древнерусского искусства или становятся специалистами в других областях культуры, – они неизменно демонстрируют не только глубокие познания и подлинно музейные навыки в хранении, исследовании и популяризации русского искусства, но глубокую преданность и любовь к своему делу. Все эти качества были со студенческой скамьи привиты им бессменным научным руководителем, чья притягательная высотой этических требований, истинным научным и педагогическим талантом личность во многом определила их профессиональную будущность, дала путевку на всю жизнь, проложила каждому из них дорогу к Храму.
Сколько бы сил и времени ни отдавал В.А. Булкин чтению лекций, ведению постоянного семинара по древнерусскому искусству, руководству бесчисленными студенческими и аспирантскими работами, – исследователь по призванию, он всегда находил возможность не только для ежегодных архитектурно-археологических изысканий, но и для большой научной деятельности. Число опубликованных за эти десятилетия текстов, посвященных различным художественным проблемам, перевалило за 200. Однако их множественность далеко не в полной мере отражает чрезвычайную широту и многообразие профессиональных интересов В.А. Булкина – широко одаренного ученого, чьи поистине ренессансные творческие возможности простирались от домонгольского зодчества, теории архитектурных форм до истории художественного развития иконописи; от тщательных археологических отчетов до монографических исследований жизни и творчества великих мастеров; от иконографических описаний до различного рода публикаций и вступительных статей к безграничным по тематике музейным каталогам, книгам, альбомам; от строго академических работ по эпиграфике и источниковедению до изучения поэтической образности романов Ф.М. Достоевского. Широта творческих интересов и особый дар придавать содержанию публикаций соответствующую каждой из них художественную форму предопределили и жанровое их многообразие. Строго академический характер его трудов, как и научных докладов, лекций и выступлений всегда сочетался со страстной позицией защитника чистоты и красоты русского языка, его непревзойденной исторической самобытности.
Высокопрофессиональный труд преподавателя-энтузиаста и многолетняя и бескорыстная преданность своему делу позволяет рассматривать личность В.А. Булкина как неотделимую часть национального достояния нашего города и истории Санкт-Петербургского университета.
Валентин Александрович никогда не стремился к высоким постам, почестям, наградам, был чрезвычайно скромным и деликатным человеком; но обладал при этом редким и высоким даром быть личностью широчайшего масштаба, отдавать все свои знания, умения, любовь своим ученикам, родным, друзьям и коллегам; имел талант помнить и думать о других, – поэтому он останется в памяти многих и многих. Его смерть – не просто невосполнимая потеря для отечественной науки и педагогики, но и глубоко личная утрата для многих сотен людей. Образ Валентина Александровича – широко одаренного человека яркой богатой души, высокообразованного, прекрасно знавшего поэзию, литературу, философию, настоящего петербургского интеллигента, прекрасного рассказчика, живого, артистичного, неформального, полного добра и внимания к миру – не померкнет в сердцах всех знавших его людей, в сердцах всех, кому дорога отечественная культура.
Ирина Шалина