Базовые формы

Лучшие проекты выпускников магистерской студии Евгения и Кирилла Ассов в школе МАРШ.

mainImg
Смелые проекты магистров МАРШ студии Евгения и Кирилла Ассов вызвали много вопросов и дискуссий у комиссии. Руководители взяли для своей группы действительно неоднозначную тему – «Переосмысление базовых форм». Теоретический анализ стал основой студенческих проектов, преобладая над практикой. Впрочем, такая концепция близка подходу Евгения Асса к архитектуре.

Евгений Асс, 
основатель бюро «Архитекторы Асс»,
ректор МАРШ, 
руководитель дипломных проектов:

«Студия, которой мы руководили с Кириллом Ассом, называлась «Переосмысление базовых форм». Речь шла о выявлении основополагающих форм архитектуры, которые существовали на протяжении всей истории и которые определили как таковую основу всей архитектуры. Мы пытались выявить основной геном архитектуры.

В первую очередь, конечно, мы делали исследования, изучали памятники архитектуры – это как раз и был поиск генома. После длительного исследования разных прототипов и изучения памятников архитектуры мы предложили студентам сделать некий манифест базовой формы, на основании которого они должны были определить типологию будущего здания, его положение и программу.
Дипломная работа Дарьи Зайцевой «Городская тюрьма». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Дневной и ночной виды на башню © МАРШ, 2016
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Типология и аналоги © МАРШ, 2016

Единственное строгое условие, которое мы поставили – объект должен располагаться в родном городе. Так как все студенты у нас из разных городов, получилась довольно интересная география. Каждый искал и определял для себя сам, что есть базовая форма и как она синтезируется в современной культуре. Часто поступали очень противоречивые предложения, но мы были открыты к любому поиску.
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Озеро Баскунчак, ситуация © МАРШ, 2016
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Озеро Баскунчак, ситуация © МАРШ, 2016

Может быть мы дали излишнюю свободу, из-за чего иногда смысловое ядро немного размывалось. Поэтому на защите было много вопросов. В любом случае, это был очень интересный опыт интеллектуальной работы, полезный с точки зрения основополагающих принципов формообразования, приспособленных для конкретных условий и типологий».

Продолжение рассказа руководителя –ниже, после проектов.

Recreatio. Баскунчак
Антон Тимофеев
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс © МАРШ, 2016

Родной город студента – Астрахань. Солёное озеро Баскунчак было выбрано как экстремум природно-климатических условий, характерных для Прикаспийской низменности. Они очерчивают ряд архитектурных задач, связанных с преодолением негативных факторов среды. Здание поставлено на берегу озера, типологически оно балансирует на грани инсталляции. Но функционально это санаторий с жилыми номерами. Поместить внутрь эллиптической конструкции пресноводный бассейн предложил Евгений Асс.
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Перелив © МАРШ, 2016

Но практическое назначение не столь важно, важнее архитектурные особенности, остро реагирующие на окружающую среду. В описании работы автор постоянно касается темы собственных чувств, аналогий, ассоциаций, вызванных местом. Основу эллиптического в плане здания составляет сложная деревянная конструкция, опоясывающая бассейн и формирующая крытую прогулочную зону. Остальную часть «кольца» постройки, ограниченную большим радиусом, занимают административные помещения, жилые номера, процедурные, кабинеты врачей, обеденный зал. Все размещено на трёх этажах. С технической точки зрения в проекте соблюдены все правила, связанные с использованием водных резервуаров в архитектуре.
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Форма и конструкция © МАРШ, 2016
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Форма и конструкция © МАРШ, 2016
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Конструкция © МАРШ, 2016
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. План и функциональные схемы по этажам © МАРШ, 2016

Антон Тимофеев:
«Начальная интенция моего проекта – разнообразие и уникальность. И если в начале проекта я констатировал уникальность и самодостаточную наполненность каждой точки Земли, пытаясь проиллюстрировать этот тезис своим проектом, то в финале я стал обнаруживать всё более сложные взаимоотношения разнообразия (уникальности) и единства (общности). Осмысление этих отношений мне кажется важным для современной архитектуры, поскольку глобализированная архитектурная сцена подчас теряет фокус внимания к локальным особенностям, тогда как становятся всё более очевидными и возможность, и необходимость более тщательной работы с ними».
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс © МАРШ, 2016
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Озеро Баскунчак, ситуация © МАРШ, 2016
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Озеро Баскунчак, ситуация © МАРШ, 2016
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Озеро Баскунчак, ситуация © МАРШ, 2016
zooming
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Анализ территории и климата © МАРШ, 2016
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Программирование территории © МАРШ, 2016
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Поиск места © МАРШ, 2016
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Генезис формы © МАРШ, 2016
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Форма © МАРШ, 2016
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Конструкция © МАРШ, 2016
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Генеральный план © МАРШ, 2016
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. План © МАРШ, 2016
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Разрез © МАРШ, 2016
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Фасады © МАРШ, 2016
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Фасады © МАРШ, 2016
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Интерьер, план и фрагмет конструкции © МАРШ, 2016
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс © МАРШ, 2016
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс © МАРШ, 2016

Проект Антона Тимофеев получил премию The CASS и в следующем году будет отправлен на выставку в Лондон. 
***
 
Московский некрополь
Андрей Фомичев
Дипломная работа Андрея Фомичева «Московский некрополь». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Разрез © МАРШ, 2016

Некоторые темы, выбранные студентами, Евгений Асс назвал провокационными. К числу таких относится разработка нового кладбища в Москве. Проанализировав городскую ситуацию, автор проекта высказал предположение, что Москве необходимо иное место захоронения, которое можно было разместить на минимальной площади. При этом площадь земли, сэкономленной за счет новой типологии одного колумбария, соответствует 1-2 кмтрадиционного кладбища.

Автор проекта предлагает возводить на территории Москвы, а не за пределами МКАД, как это принято сейчас, локальные кладбища с крематорием. Корни идеи – в социологии: человек, живший в городе, должен быть похоронен в нём, а не за его пределами.
Дипломная работа Андрей Фомичев «Московский некрополь». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс © МАРШ, 2016

Андрей Фомичев: 
«Я считаю необходимым возрождение локальных кладбищ в Москве. Это могло бы стать частью политики децентрализации города, ведь большие загородные кладбища также являются глобальными центрами, расположенными за пределами города. В итоге люди, живущие между центром и границей города лишены любых своих «центров», будь то работа, развлечения, учёба или же кладбище. И кладбище в данном случае является не менее важным звеном для личной самоидентификации, чем рабочее место или объекты культурного и общественного назначения. Кладбище в городе генерирует взаимоотношение человека и места, вне зависимости от частоты его посещения. Потому я считаю неверным вынос кладбищ за черту города особенно в таком мегаполисе, как Москва. Кроме того проблемы санитарного характера не касаются захоронений праха».
Дипломная работа Андрея Фомичев «Московский некрополь». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Идеология © МАРШ, 2016
Дипломная работа Андрея Фомичева «Московский некрополь». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Идеология © МАРШ, 2016
Дипломная работа Андрея Фомичева «Московский некрополь». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Разрез © МАРШ, 2016
Дипломная работа Андрея Фомичева «Московский некрополь». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Разрез © МАРШ, 2016
Дипломная работа Андрея Фомичева «Московский некрополь». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Разрез © МАРШ, 2016
zooming
Дипломная работа Андрея Фомичева «Московский некрополь». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Фрагмент кровли © МАРШ, 2016
Дипломная работа Андрея Фомичева «Московский некрополь». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Планы этажей © МАРШ, 2016
Дипломная работа Андрея Фомичева «Московский некрополь». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Разрез © МАРШ, 2016
zooming
Дипломная работа Андрея Фомичева «Московский некрополь». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Разрез © МАРШ, 2016
***
 
Городская тюрьма
​Дарья Зайцева
Дипломная работа Дарьи Зайцевой «Городская тюрьма». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Макет © МАРШ, 2016

Другой провокационный проект студии – тюрьма в центре города. Автор работы видит в таком решении воспитательную функцию.

Дарья Зайцева:
«Система наказания через заключение не только физически ограничивает свободу, но и уничтожает достоинство личности, по сути, полностью вычёркивает человека из общества и не даёт ему возможности вернуться. На мой взгляд, тюрьма должна ограничивать свободу, но не вычеркивать человека из социума. Поэтому я создаю тюрьму, не изолированную от общества и города. Архитектура должна отражать свою функцию, поэтому я проектирую «дом заключения» в виде башни-небоскрёба. ​Заключенные попадают в здание через нижний уровень, где осуществляется проверка. Далее, они поднимаются на уровень, соответствующий их заключению. При выходе из тюрьмы человек снова спускается на нижний уровень. Это олицетворяет путь внутри здания, который проходят заключенные от начала пребывания до свободы. Очень важным является контраст – «несвобода» поднята над землей; возвращение в общество –возвращение в город. Однако все входы и выходы находятся не на уровне земли, это и есть высшая степень наказания. Свободные люди в городе имеют возможность подойти к зданию, потрогать, почувствовать его, обойти вокруг, убедится, что ни входа, ни выхода нет. Вертикальная тюрьма символически возвышается в городе. Это часть культуры мегаполиса, столь же важная, как банк, офис, больница или любая другая институция, работающая на город».
zooming
Дипломная работа Дарьи Зайцевой «Городская тюрьма». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Путь для привоза заключенных и вид на прогулочную территорию © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Зайцевой «Городская тюрьма». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Вид на прогулочную территорию © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Зайцевой «Городская тюрьма». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Фотомонтаж © МАРШ, 2016

Основой здания служит стволовая консольная конструкция с тремя несущими осями, расположенными по периметру. Материал – железобетон, прочный благодаря большому весу и огнестойкий. Дополнительную устойчивость сооружению придадут арматурные стяжки вокруг несущих стволов.
Дипломная работа Дарьи Зайцевой «Городская тюрьма». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Макет, варианты завершения башни © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Зайцевой «Городская тюрьма». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Развертка фасада © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Зайцевой «Городская тюрьма». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Ночной вид на башню © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Зайцевой «Городская тюрьма». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Проемы на фасаде © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Зайцевой «Городская тюрьма». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Фасад, разрез, модули и пандусы © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Зайцевой «Городская тюрьма». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Фундамент © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Зайцевой «Городская тюрьма». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Схема © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Зайцевой «Городская тюрьма». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Камеры © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Зайцевой «Городская тюрьма». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Ночной вид на башню © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Зайцевой «Городская тюрьма». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Модули © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Зайцевой «Городская тюрьма». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Схема модулей © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Зайцевой «Городская тюрьма». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Фрагменты фасада © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Зайцевой «Городская тюрьма». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс © МАРШ, 2016
***
 
Университет в Череповце
Григорий Цебренко
Дипломная работа Григория Цебренко «Университет в Череповце». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Макет © МАРШ, 2016

Григорий Цебренко:
«Задача состояла в переосмыслении протяжённости как одной из базовых форм. Расположение в ней университета накладывает на структуру формы свои принципы внутренней организации, связанной с проблемами образования и коммуникации. В итоге университетское здание есть последовательность из двенадцати автономных учебных блоков, связанных между собой открытыми деревянными переходами. Вдоль набережной – главного городского променада – возникает кампус, претендующий на то, чтобы стать одним из ключевых сооружений в Череповце, открытым и проницаемым».
Дипломная работа Григория Цебренко «Университет в Череповце». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Схема: деревянные каркасы – общесивенные места, бетонные части – учебные © МАРШ, 2016
zooming
Дипломная работа Григория Цебренко «Университет в Череповце». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс © МАРШ, 2016
zooming
Дипломная работа Григория Цебренко «Университет в Череповце». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс © МАРШ, 2016
Дипломная работа Григория Цебренко «Университет в Череповце». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс © МАРШ, 2016
Дипломная работа Григория Цебренко «Университет в Череповце». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Внутренний двор © МАРШ, 2016
Дипломная работа Григория Цебренко «Университет в Череповце». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Комната для занятий © МАРШ, 2016
Дипломная работа Григория Цебренко «Университет в Череповце». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Разрез учебной части © МАРШ, 2016
Дипломная работа Григория Цебренко «Университет в Череповце». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. План учебной части © МАРШ, 2016
zooming
Дипломная работа Григория Цебренко «Университет в Череповце». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Фасад и планы © МАРШ, 2016
Дипломная работа Григория Цебренко «Университет в Череповце». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Фрагмент фасада: тип первый © МАРШ, 2016
Дипломная работа Григория Цебренко «Университет в Череповце». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Фрагмент фасада: тип второй © МАРШ, 2016
Дипломная работа Григория Цебренко «Университет в Череповце». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Фрагмент фасада: тип третий © МАРШ, 2016
Дипломная работа Григория Цебренко «Университет в Череповце». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Генеральный план © МАРШ, 2016
***
 
Дом престарелых в Казани
Дарья Герасимова
Дипломная работа Дарьи Герасимовой «Дом престарелых в Казани». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Макет © МАРШ, 2016

Дарья Герасимова:
«Я рассматриваю в качестве «базового» понятия старость – как форму существования. Определение локации для объекта в центре города Казани повлекло за собой решение двух других проблем: градостроительной с особенностями квартальной структуры и культурной – пересмотр отношения в городе к исторической деревянной застройке. То есть поиск альтернатив, исключающих снос этих построек. Результатом стал проект городского дома для престарелых, часть резидентов которого способны вести активную жизнь. Проектом предполагается возведение одно- и двухэтажных домов на основе сохраненных деревянных сооружений. Все здания различны по типологии, но связанны между собой. Резиденты, таким образом, получают возможность взаимодействовать с местными жителями благодаря включению в комплекс дома престарелых многофункционального общественного центра и дополнительных сервисов, актуальных для горожан. Те резиденты, которым необходим стационарный уход, размещаются в отдельном здании с полноценным медицинским оснащением. Во внутренней части квартала возникает городской парк с небольшим прудом, связывающий дом престарелых с имеющимся на участке детским садом. Эта своеобразная связь поколений дает особую социальную и психологическую помощь и поддержку пожилым людям».
zooming
Дипломная работа Дарьи Герасимовой «Дом престарелых в Казани». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Фасады © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Герасимовой «Дом престарелых в Казани». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Фасады + план 1 этажа © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Герасимовой «Дом престарелых в Казани». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Фасады + план 2 этажа © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Герасимовой «Дом престарелых в Казани». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Фасады + план 2 этажа © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Герасимовой «ТДом престарелых в Казани». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Одноэтажный галерейный жилой блок: фасады + план © МАРШ, 2016
zooming
Дипломная работа Дарьи Герасимовой «Дом престарелых в Казани». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Герасимовой «Дом престарелых в Казани». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Герасимовой «Дом престарелых в Казани». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Герасимовой «Дом престарелых в Казани». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Анализ © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Герасимовой «Дом престарелых в Казани». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Фасады © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Герасимовой «Дом престарелых в Казани». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. План 1 этажа © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Герасимовой «Дом престарелых в Казани». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. План 2 этажа © МАРШ, 2016
***
 
Евгений Асс,
основатель бюро «Архитекторы Асс»,
ректор МАРШ, руководитель дипломных проектов: 
[вернуться вверх]
«Могу сказать, что я в целом доволен студией. Проекты получили высокую оценку как приглашённых отечественных критиков, так и английских коллег, которые приехали специально для знакомства с работами студентов.

Я бы отметил четыре проекта. Это санаторий на Соляном озере Антона Тимофеева – очень яркий и необычный проект. Ещё было два провокационных проекта – тюрьма Даши Зайцевой и погребальный комплекс Андрея Фомичева – совершенно новая типология. Это очень сильная и монументальная работа, точно совпадающая с философией базовой формы, так как мы говорили не только о геометрии, но и о социальных и культурных основах – смерть рассматривалась в проекте, как одна из ключевых составляющих общественной жизни. И тюрьма очень точно попадает в контекст базовой формы. Ещё один интересный проект Григорий Цебренко – университет в Череповце. Он вызвал много вопросов комиссии о связи с темой, но, на мой взгляд, проект очень необычный и интересный.

Некоторые работали и с традиционными формами разных характерных точек России – Алтая, Якутска.

Мне кажется, что получился интересный курс. Это уже второй год, когда мы занимаемся темой формообразования в архитектуре. Мы решили, что будем продолжать эту интересную, но на данный момент слабо разработанную в архитектурном мире тему».

Антон Тимофеев,
автор проекта «Recreatio. Баскунчак»,
призер премии The CASS:

«Абитуриентам я могу посоветовать окунуться в это море с головой и полностью посвятить себя обучению, без остатка. Это весьма трудный процесс, который не даётся легко, и чем больше в него вкладывается собственных сил – тем выше результаты. Важно предельно ясно для самого себя понять и решить, что столь огромное, сложное и многогранное дело как архитектура – дело всей вашей жизни».

13 Июля 2016

Похожие статьи
Индустриальный эксперимент
Пять проектов-победителей грантового конкурса «Индустриальный эксперимент», направленного на трансформацию промышленного наследия: экскурсии в доках Кронштадта, fashion-показы на заводе и сова в видеоигре.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
Жилые проекты Московской области:
12 примеров
Мособлархитектура постоянно работает над новыми нормативами, цель которых – сделать проекты качественными, в том числе визуально. Следите за обновлениями! О них, в числе прочего, рассказали на региональном Форуме проектировщиков. Там же показали позитивные примеры жилых проектов: 4 от «Лабва» Станислава Кулиша, 3 от арх-подразделения ГК «Самолет», которым руководит Андрей Перлич, 5 переселенческих малоэтажек от «Алев Груп».
Красота и нюансы материи
Книга «Архитектурный бетон. Практика применения в России» соединяет два подхода к рассказу о технологии: практическую, точную, – и творческую: тут собраны примеры современных российских реализаций, которые используют бетон, эстетизируя его открытую поверхность. С обзора книги, главным редактором которой стала Анна Мартовицкая, мы начинаем спецпроект, посвященный архбетону, и планируем в дальнейшем его развивать.
Малые креативные
Могут ли креативные индустрии сыграть значимую роль в развитии малых территорий? Пытаемся найти ответ в Палехе и Юрьевце, где реализуется сразу несколько проектов в этой области: реновация художественных мастерских, Первая сельская биеннале и пространство «Лабаз».
Адонис, адмирал и коч
Семь муралов, созданных художниками из России и Сербии в рамках паблик арт-программы «Взгляды» в Южно-Сахалинске, которые раскрывают историю острова, подчеркивают богатство и хрупкость его природы, а также раскрашивают будничный ландшафт города.
WAF 2024: полшага навстречу
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали два наших бюро с проектами для Саудовской Аравии и Португалии. Также в сербском проекте замечен российский фотограф& Коротко рассказываем обо всех.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
«Красный просвещенец» в Нижнем Новгороде: снос или...
В Нижнем Новгороде прямо сейчас идет «битва экспертиз»: удивительный заросший зеленью квартал двадцатых годов «Красный просвещенец», с одной стороны, пытаются поставить на охрану как достопримечательное место, а с другой стороны, похоже, есть желание отдать его под застройку полностью или частично. Мы попросили журналиста и активиста Иру Маслову рассказать о ситуации.
Дом-U
Комплекс Jois совмещает высотность с террасами, а самые роскошные квартиры опускает с пентхаусов в нижние этажи. Мощный иконический образ U-образного дома – результат поисков нового стандарта жизни в высотных зданиях архитекторами «Генпро».
14+ ТОП сессий деловой программы «Казаныша»
Завтра в Казани стартует архитектурно-строительный форум. Стали разбираться в его программе и выбрали, для начала, 10 сессий, достойных внимания, для первого дня, и еще по 4 для других. Может быть, еще допишем. А пока интересующимся еще не поздно купить билеты.
Параметры комплексного развития
Рассматриваем три проекта КРТ, показанных Мособлархитектурой на Зодчестве 2023. Все они демонстрируют разные ракурсы комплексного подхода к планированию и раскрытию территорий, особенно – заброшенных промышленных, расположенных как рядом с Москвой, так и на отдалении.
Куда пойти учиться?
5 вариантов дополнительного...
По следам круглого стола, организованного Институтом Генплана на Зодчестве – и в преддверии старта выставки «Открытого города», – рассматриваем разные направления бесплатного дополнительного образования для архитекторов. Оно позволяет развить навыки, приблизиться к реализации мечты, или выйти из зоны комфорта и войти в новую, устроившись на работу.
Вид на город
Узнать, что видно из московских окон и как меняется образ столицы по времени, можно на выставке в Подземном музее парка «Зарядье». Она работает до 15 октября.
Искусство на районе
На Дизайнерском бульваре в Москве открыта выставка паблик-арта с объектами девяти художников. Вплетенное в пейзаж жилого района, искусство стало неотъемлемой частью повседневности. Предлагаем познакомиться с пятью участниками.
Сны о вселенной
На прошлой неделе начала работу Первая архитектурная Биеннале в Метавселенной. Мероприятие демонстрирует, что технологии иммерсивного интернета доступны уже сегодня, и пришло время архитекторам обустраивать «новые земли». В нашей подборке – восемь объектов биеннале, показавшихся наиболее интригующими.
Илья Голосов и приемы советской версии ар-деко
Сегодня архитектору Илье Голосову исполнилось бы 140 лет. В честь юбилея Андрей Бархин вновь рассказывает об особенностях советского декоративизма тридцатых годов на примере творчества мастера, с американскими и европейскими образцами.
Предсказания и заблуждения
В этом году на «Архстоянии» появится два новых арт-дома, а главный объект – капсулу предсказаний – в последний день фестиваля планируется закопать.
Строители БАМа. Итоги конкурса
Подведены итоги открытого всероссийского конкурса «Строители БАМа» на лучшую концепцию мемориала создателям Байкало-Амурской магистрали. Публикуем 5 проектов победителей.
Нейрокапром или как сделать плохо специально
Преподаватели и студенты кафедры средового дизайна РАНХиГС провели эксперимент с нейросетью Stable Diffusion, пытаясь воспроизвести вернакулярную архитектуру, советский модернизм и капром. Результаты интересные: чем более обыденна архитектура, тем реальнее ее «слепки», а вот капром искусственному интеллекту пока что не по зубам. Предлагаем убедиться.
Тезисы Арх Москвы
За спецпроект Арх Москвы «Тезисы» в этом году отвечает бюро GAFA. Посетителей ждут восемь архитектурных инсталляций, которые раскроют основную тему выставки «Перспективы» под новым углом. Кураторы срежиссировали интересные коллаборации и обещают «огненный идеологический коктейль».
Что приготовила Арх Москва
Главная архитектурная выставка столицы в этом году пройдет в Гостином дворе с 24 по 27 мая. Рассказываем о том, что нового ждет посетителей и чем можно будет заняться. Онлайн-трансляции в этот раз не планируется, поэтому всем рекомендуем поприсутствовать лично.
Архитектура ДК
В «Манеже» до 2 апреля работает выставка «Дом культуры СССР». Один из кураторов, Ксения Кокорина, рассказывает о значимых проектах прошлого столетия.
Мета-музей
Проектная компания Genpro открыла музей-шоурум в метавселенной Spatial. Его виртуальное пространство состоит из нескольких залов и позволяет взаимодействовать с интерактивными планшетами.
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.