Базовые формы

Лучшие проекты выпускников магистерской студии Евгения и Кирилла Ассов в школе МАРШ.

mainImg
Смелые проекты магистров МАРШ студии Евгения и Кирилла Ассов вызвали много вопросов и дискуссий у комиссии. Руководители взяли для своей группы действительно неоднозначную тему – «Переосмысление базовых форм». Теоретический анализ стал основой студенческих проектов, преобладая над практикой. Впрочем, такая концепция близка подходу Евгения Асса к архитектуре.

Евгений Асс, 
основатель бюро «Архитекторы Асс»,
ректор МАРШ, 
руководитель дипломных проектов:

«Студия, которой мы руководили с Кириллом Ассом, называлась «Переосмысление базовых форм». Речь шла о выявлении основополагающих форм архитектуры, которые существовали на протяжении всей истории и которые определили как таковую основу всей архитектуры. Мы пытались выявить основной геном архитектуры.

В первую очередь, конечно, мы делали исследования, изучали памятники архитектуры – это как раз и был поиск генома. После длительного исследования разных прототипов и изучения памятников архитектуры мы предложили студентам сделать некий манифест базовой формы, на основании которого они должны были определить типологию будущего здания, его положение и программу.
Дипломная работа Дарьи Зайцевой «Городская тюрьма». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Дневной и ночной виды на башню © МАРШ, 2016
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Типология и аналоги © МАРШ, 2016

Единственное строгое условие, которое мы поставили – объект должен располагаться в родном городе. Так как все студенты у нас из разных городов, получилась довольно интересная география. Каждый искал и определял для себя сам, что есть базовая форма и как она синтезируется в современной культуре. Часто поступали очень противоречивые предложения, но мы были открыты к любому поиску.
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Озеро Баскунчак, ситуация © МАРШ, 2016
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Озеро Баскунчак, ситуация © МАРШ, 2016

Может быть мы дали излишнюю свободу, из-за чего иногда смысловое ядро немного размывалось. Поэтому на защите было много вопросов. В любом случае, это был очень интересный опыт интеллектуальной работы, полезный с точки зрения основополагающих принципов формообразования, приспособленных для конкретных условий и типологий».

Продолжение рассказа руководителя –ниже, после проектов.

Recreatio. Баскунчак
Антон Тимофеев
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс © МАРШ, 2016

Родной город студента – Астрахань. Солёное озеро Баскунчак было выбрано как экстремум природно-климатических условий, характерных для Прикаспийской низменности. Они очерчивают ряд архитектурных задач, связанных с преодолением негативных факторов среды. Здание поставлено на берегу озера, типологически оно балансирует на грани инсталляции. Но функционально это санаторий с жилыми номерами. Поместить внутрь эллиптической конструкции пресноводный бассейн предложил Евгений Асс.
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Перелив © МАРШ, 2016

Но практическое назначение не столь важно, важнее архитектурные особенности, остро реагирующие на окружающую среду. В описании работы автор постоянно касается темы собственных чувств, аналогий, ассоциаций, вызванных местом. Основу эллиптического в плане здания составляет сложная деревянная конструкция, опоясывающая бассейн и формирующая крытую прогулочную зону. Остальную часть «кольца» постройки, ограниченную большим радиусом, занимают административные помещения, жилые номера, процедурные, кабинеты врачей, обеденный зал. Все размещено на трёх этажах. С технической точки зрения в проекте соблюдены все правила, связанные с использованием водных резервуаров в архитектуре.
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Форма и конструкция © МАРШ, 2016
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Форма и конструкция © МАРШ, 2016
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Конструкция © МАРШ, 2016
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. План и функциональные схемы по этажам © МАРШ, 2016

Антон Тимофеев:
«Начальная интенция моего проекта – разнообразие и уникальность. И если в начале проекта я констатировал уникальность и самодостаточную наполненность каждой точки Земли, пытаясь проиллюстрировать этот тезис своим проектом, то в финале я стал обнаруживать всё более сложные взаимоотношения разнообразия (уникальности) и единства (общности). Осмысление этих отношений мне кажется важным для современной архитектуры, поскольку глобализированная архитектурная сцена подчас теряет фокус внимания к локальным особенностям, тогда как становятся всё более очевидными и возможность, и необходимость более тщательной работы с ними».
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс © МАРШ, 2016
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Озеро Баскунчак, ситуация © МАРШ, 2016
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Озеро Баскунчак, ситуация © МАРШ, 2016
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Озеро Баскунчак, ситуация © МАРШ, 2016
zooming
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Анализ территории и климата © МАРШ, 2016
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Программирование территории © МАРШ, 2016
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Поиск места © МАРШ, 2016
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Генезис формы © МАРШ, 2016
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Форма © МАРШ, 2016
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Конструкция © МАРШ, 2016
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Генеральный план © МАРШ, 2016
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. План © МАРШ, 2016
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Разрез © МАРШ, 2016
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Фасады © МАРШ, 2016
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Фасады © МАРШ, 2016
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Интерьер, план и фрагмет конструкции © МАРШ, 2016
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс © МАРШ, 2016
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс © МАРШ, 2016

Проект Антона Тимофеев получил премию The CASS и в следующем году будет отправлен на выставку в Лондон. 
***
 
Московский некрополь
Андрей Фомичев
Дипломная работа Андрея Фомичева «Московский некрополь». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Разрез © МАРШ, 2016

Некоторые темы, выбранные студентами, Евгений Асс назвал провокационными. К числу таких относится разработка нового кладбища в Москве. Проанализировав городскую ситуацию, автор проекта высказал предположение, что Москве необходимо иное место захоронения, которое можно было разместить на минимальной площади. При этом площадь земли, сэкономленной за счет новой типологии одного колумбария, соответствует 1-2 кмтрадиционного кладбища.

Автор проекта предлагает возводить на территории Москвы, а не за пределами МКАД, как это принято сейчас, локальные кладбища с крематорием. Корни идеи – в социологии: человек, живший в городе, должен быть похоронен в нём, а не за его пределами.
Дипломная работа Андрей Фомичев «Московский некрополь». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс © МАРШ, 2016

Андрей Фомичев: 
«Я считаю необходимым возрождение локальных кладбищ в Москве. Это могло бы стать частью политики децентрализации города, ведь большие загородные кладбища также являются глобальными центрами, расположенными за пределами города. В итоге люди, живущие между центром и границей города лишены любых своих «центров», будь то работа, развлечения, учёба или же кладбище. И кладбище в данном случае является не менее важным звеном для личной самоидентификации, чем рабочее место или объекты культурного и общественного назначения. Кладбище в городе генерирует взаимоотношение человека и места, вне зависимости от частоты его посещения. Потому я считаю неверным вынос кладбищ за черту города особенно в таком мегаполисе, как Москва. Кроме того проблемы санитарного характера не касаются захоронений праха».
Дипломная работа Андрея Фомичев «Московский некрополь». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Идеология © МАРШ, 2016
Дипломная работа Андрея Фомичева «Московский некрополь». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Идеология © МАРШ, 2016
Дипломная работа Андрея Фомичева «Московский некрополь». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Разрез © МАРШ, 2016
Дипломная работа Андрея Фомичева «Московский некрополь». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Разрез © МАРШ, 2016
Дипломная работа Андрея Фомичева «Московский некрополь». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Разрез © МАРШ, 2016
zooming
Дипломная работа Андрея Фомичева «Московский некрополь». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Фрагмент кровли © МАРШ, 2016
Дипломная работа Андрея Фомичева «Московский некрополь». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Планы этажей © МАРШ, 2016
Дипломная работа Андрея Фомичева «Московский некрополь». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Разрез © МАРШ, 2016
zooming
Дипломная работа Андрея Фомичева «Московский некрополь». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Разрез © МАРШ, 2016
***
 
Городская тюрьма
​Дарья Зайцева
Дипломная работа Дарьи Зайцевой «Городская тюрьма». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Макет © МАРШ, 2016

Другой провокационный проект студии – тюрьма в центре города. Автор работы видит в таком решении воспитательную функцию.

Дарья Зайцева:
«Система наказания через заключение не только физически ограничивает свободу, но и уничтожает достоинство личности, по сути, полностью вычёркивает человека из общества и не даёт ему возможности вернуться. На мой взгляд, тюрьма должна ограничивать свободу, но не вычеркивать человека из социума. Поэтому я создаю тюрьму, не изолированную от общества и города. Архитектура должна отражать свою функцию, поэтому я проектирую «дом заключения» в виде башни-небоскрёба. ​Заключенные попадают в здание через нижний уровень, где осуществляется проверка. Далее, они поднимаются на уровень, соответствующий их заключению. При выходе из тюрьмы человек снова спускается на нижний уровень. Это олицетворяет путь внутри здания, который проходят заключенные от начала пребывания до свободы. Очень важным является контраст – «несвобода» поднята над землей; возвращение в общество –возвращение в город. Однако все входы и выходы находятся не на уровне земли, это и есть высшая степень наказания. Свободные люди в городе имеют возможность подойти к зданию, потрогать, почувствовать его, обойти вокруг, убедится, что ни входа, ни выхода нет. Вертикальная тюрьма символически возвышается в городе. Это часть культуры мегаполиса, столь же важная, как банк, офис, больница или любая другая институция, работающая на город».
zooming
Дипломная работа Дарьи Зайцевой «Городская тюрьма». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Путь для привоза заключенных и вид на прогулочную территорию © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Зайцевой «Городская тюрьма». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Вид на прогулочную территорию © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Зайцевой «Городская тюрьма». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Фотомонтаж © МАРШ, 2016

Основой здания служит стволовая консольная конструкция с тремя несущими осями, расположенными по периметру. Материал – железобетон, прочный благодаря большому весу и огнестойкий. Дополнительную устойчивость сооружению придадут арматурные стяжки вокруг несущих стволов.
Дипломная работа Дарьи Зайцевой «Городская тюрьма». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Макет, варианты завершения башни © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Зайцевой «Городская тюрьма». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Развертка фасада © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Зайцевой «Городская тюрьма». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Ночной вид на башню © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Зайцевой «Городская тюрьма». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Проемы на фасаде © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Зайцевой «Городская тюрьма». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Фасад, разрез, модули и пандусы © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Зайцевой «Городская тюрьма». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Фундамент © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Зайцевой «Городская тюрьма». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Схема © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Зайцевой «Городская тюрьма». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Камеры © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Зайцевой «Городская тюрьма». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Ночной вид на башню © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Зайцевой «Городская тюрьма». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Модули © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Зайцевой «Городская тюрьма». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Схема модулей © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Зайцевой «Городская тюрьма». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Фрагменты фасада © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Зайцевой «Городская тюрьма». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс © МАРШ, 2016
***
 
Университет в Череповце
Григорий Цебренко
Дипломная работа Григория Цебренко «Университет в Череповце». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Макет © МАРШ, 2016

Григорий Цебренко:
«Задача состояла в переосмыслении протяжённости как одной из базовых форм. Расположение в ней университета накладывает на структуру формы свои принципы внутренней организации, связанной с проблемами образования и коммуникации. В итоге университетское здание есть последовательность из двенадцати автономных учебных блоков, связанных между собой открытыми деревянными переходами. Вдоль набережной – главного городского променада – возникает кампус, претендующий на то, чтобы стать одним из ключевых сооружений в Череповце, открытым и проницаемым».
Дипломная работа Григория Цебренко «Университет в Череповце». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Схема: деревянные каркасы – общесивенные места, бетонные части – учебные © МАРШ, 2016
zooming
Дипломная работа Григория Цебренко «Университет в Череповце». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс © МАРШ, 2016
zooming
Дипломная работа Григория Цебренко «Университет в Череповце». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс © МАРШ, 2016
Дипломная работа Григория Цебренко «Университет в Череповце». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс © МАРШ, 2016
Дипломная работа Григория Цебренко «Университет в Череповце». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Внутренний двор © МАРШ, 2016
Дипломная работа Григория Цебренко «Университет в Череповце». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Комната для занятий © МАРШ, 2016
Дипломная работа Григория Цебренко «Университет в Череповце». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Разрез учебной части © МАРШ, 2016
Дипломная работа Григория Цебренко «Университет в Череповце». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. План учебной части © МАРШ, 2016
zooming
Дипломная работа Григория Цебренко «Университет в Череповце». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Фасад и планы © МАРШ, 2016
Дипломная работа Григория Цебренко «Университет в Череповце». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Фрагмент фасада: тип первый © МАРШ, 2016
Дипломная работа Григория Цебренко «Университет в Череповце». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Фрагмент фасада: тип второй © МАРШ, 2016
Дипломная работа Григория Цебренко «Университет в Череповце». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Фрагмент фасада: тип третий © МАРШ, 2016
Дипломная работа Григория Цебренко «Университет в Череповце». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Генеральный план © МАРШ, 2016
***
 
Дом престарелых в Казани
Дарья Герасимова
Дипломная работа Дарьи Герасимовой «Дом престарелых в Казани». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Макет © МАРШ, 2016

Дарья Герасимова:
«Я рассматриваю в качестве «базового» понятия старость – как форму существования. Определение локации для объекта в центре города Казани повлекло за собой решение двух других проблем: градостроительной с особенностями квартальной структуры и культурной – пересмотр отношения в городе к исторической деревянной застройке. То есть поиск альтернатив, исключающих снос этих построек. Результатом стал проект городского дома для престарелых, часть резидентов которого способны вести активную жизнь. Проектом предполагается возведение одно- и двухэтажных домов на основе сохраненных деревянных сооружений. Все здания различны по типологии, но связанны между собой. Резиденты, таким образом, получают возможность взаимодействовать с местными жителями благодаря включению в комплекс дома престарелых многофункционального общественного центра и дополнительных сервисов, актуальных для горожан. Те резиденты, которым необходим стационарный уход, размещаются в отдельном здании с полноценным медицинским оснащением. Во внутренней части квартала возникает городской парк с небольшим прудом, связывающий дом престарелых с имеющимся на участке детским садом. Эта своеобразная связь поколений дает особую социальную и психологическую помощь и поддержку пожилым людям».
zooming
Дипломная работа Дарьи Герасимовой «Дом престарелых в Казани». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Фасады © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Герасимовой «Дом престарелых в Казани». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Фасады + план 1 этажа © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Герасимовой «Дом престарелых в Казани». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Фасады + план 2 этажа © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Герасимовой «Дом престарелых в Казани». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Фасады + план 2 этажа © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Герасимовой «ТДом престарелых в Казани». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Одноэтажный галерейный жилой блок: фасады + план © МАРШ, 2016
zooming
Дипломная работа Дарьи Герасимовой «Дом престарелых в Казани». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Герасимовой «Дом престарелых в Казани». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Герасимовой «Дом престарелых в Казани». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Герасимовой «Дом престарелых в Казани». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Анализ © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Герасимовой «Дом престарелых в Казани». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Фасады © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Герасимовой «Дом престарелых в Казани». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. План 1 этажа © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Герасимовой «Дом престарелых в Казани». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. План 2 этажа © МАРШ, 2016
***
 
Евгений Асс,
основатель бюро «Архитекторы Асс»,
ректор МАРШ, руководитель дипломных проектов: 
[вернуться вверх]
«Могу сказать, что я в целом доволен студией. Проекты получили высокую оценку как приглашённых отечественных критиков, так и английских коллег, которые приехали специально для знакомства с работами студентов.

Я бы отметил четыре проекта. Это санаторий на Соляном озере Антона Тимофеева – очень яркий и необычный проект. Ещё было два провокационных проекта – тюрьма Даши Зайцевой и погребальный комплекс Андрея Фомичева – совершенно новая типология. Это очень сильная и монументальная работа, точно совпадающая с философией базовой формы, так как мы говорили не только о геометрии, но и о социальных и культурных основах – смерть рассматривалась в проекте, как одна из ключевых составляющих общественной жизни. И тюрьма очень точно попадает в контекст базовой формы. Ещё один интересный проект Григорий Цебренко – университет в Череповце. Он вызвал много вопросов комиссии о связи с темой, но, на мой взгляд, проект очень необычный и интересный.

Некоторые работали и с традиционными формами разных характерных точек России – Алтая, Якутска.

Мне кажется, что получился интересный курс. Это уже второй год, когда мы занимаемся темой формообразования в архитектуре. Мы решили, что будем продолжать эту интересную, но на данный момент слабо разработанную в архитектурном мире тему».

Антон Тимофеев,
автор проекта «Recreatio. Баскунчак»,
призер премии The CASS:

«Абитуриентам я могу посоветовать окунуться в это море с головой и полностью посвятить себя обучению, без остатка. Это весьма трудный процесс, который не даётся легко, и чем больше в него вкладывается собственных сил – тем выше результаты. Важно предельно ясно для самого себя понять и решить, что столь огромное, сложное и многогранное дело как архитектура – дело всей вашей жизни».

13 Июля 2016

Похожие статьи
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
«Красный просвещенец» в Нижнем Новгороде: снос или...
В Нижнем Новгороде прямо сейчас идет «битва экспертиз»: удивительный заросший зеленью квартал двадцатых годов «Красный просвещенец», с одной стороны, пытаются поставить на охрану как достопримечательное место, а с другой стороны, похоже, есть желание отдать его под застройку полностью или частично. Мы попросили журналиста и активиста Иру Маслову рассказать о ситуации.
Дом-U
Комплекс Jois совмещает высотность с террасами, а самые роскошные квартиры опускает с пентхаусов в нижние этажи. Мощный иконический образ U-образного дома – результат поисков нового стандарта жизни в высотных зданиях архитекторами «Генпро».
14+ ТОП сессий деловой программы «Казаныша»
Завтра в Казани стартует архитектурно-строительный форум. Стали разбираться в его программе и выбрали, для начала, 10 сессий, достойных внимания, для первого дня, и еще по 4 для других. Может быть, еще допишем. А пока интересующимся еще не поздно купить билеты.
Параметры комплексного развития
Рассматриваем три проекта КРТ, показанных Мособлархитектурой на Зодчестве 2023. Все они демонстрируют разные ракурсы комплексного подхода к планированию и раскрытию территорий, особенно – заброшенных промышленных, расположенных как рядом с Москвой, так и на отдалении.
Куда пойти учиться?
5 вариантов дополнительного...
По следам круглого стола, организованного Институтом Генплана на Зодчестве – и в преддверии старта выставки «Открытого города», – рассматриваем разные направления бесплатного дополнительного образования для архитекторов. Оно позволяет развить навыки, приблизиться к реализации мечты, или выйти из зоны комфорта и войти в новую, устроившись на работу.
Вид на город
Узнать, что видно из московских окон и как меняется образ столицы по времени, можно на выставке в Подземном музее парка «Зарядье». Она работает до 15 октября.
Искусство на районе
На Дизайнерском бульваре в Москве открыта выставка паблик-арта с объектами девяти художников. Вплетенное в пейзаж жилого района, искусство стало неотъемлемой частью повседневности. Предлагаем познакомиться с пятью участниками.
Сны о вселенной
На прошлой неделе начала работу Первая архитектурная Биеннале в Метавселенной. Мероприятие демонстрирует, что технологии иммерсивного интернета доступны уже сегодня, и пришло время архитекторам обустраивать «новые земли». В нашей подборке – восемь объектов биеннале, показавшихся наиболее интригующими.
Илья Голосов и приемы советской версии ар-деко
Сегодня архитектору Илье Голосову исполнилось бы 140 лет. В честь юбилея Андрей Бархин вновь рассказывает об особенностях советского декоративизма тридцатых годов на примере творчества мастера, с американскими и европейскими образцами.
Предсказания и заблуждения
В этом году на «Архстоянии» появится два новых арт-дома, а главный объект – капсулу предсказаний – в последний день фестиваля планируется закопать.
Строители БАМа. Итоги конкурса
Подведены итоги открытого всероссийского конкурса «Строители БАМа» на лучшую концепцию мемориала создателям Байкало-Амурской магистрали. Публикуем 5 проектов победителей.
Нейрокапром или как сделать плохо специально
Преподаватели и студенты кафедры средового дизайна РАНХиГС провели эксперимент с нейросетью Stable Diffusion, пытаясь воспроизвести вернакулярную архитектуру, советский модернизм и капром. Результаты интересные: чем более обыденна архитектура, тем реальнее ее «слепки», а вот капром искусственному интеллекту пока что не по зубам. Предлагаем убедиться.
Тезисы Арх Москвы
За спецпроект Арх Москвы «Тезисы» в этом году отвечает бюро GAFA. Посетителей ждут восемь архитектурных инсталляций, которые раскроют основную тему выставки «Перспективы» под новым углом. Кураторы срежиссировали интересные коллаборации и обещают «огненный идеологический коктейль».
Что приготовила Арх Москва
Главная архитектурная выставка столицы в этом году пройдет в Гостином дворе с 24 по 27 мая. Рассказываем о том, что нового ждет посетителей и чем можно будет заняться. Онлайн-трансляции в этот раз не планируется, поэтому всем рекомендуем поприсутствовать лично.
Архитектура ДК
В «Манеже» до 2 апреля работает выставка «Дом культуры СССР». Один из кураторов, Ксения Кокорина, рассказывает о значимых проектах прошлого столетия.
Мета-музей
Проектная компания Genpro открыла музей-шоурум в метавселенной Spatial. Его виртуальное пространство состоит из нескольких залов и позволяет взаимодействовать с интерактивными планшетами.
Строители и первопроходцы
В рамках конкурса на лучшую идею памятника в честь 50-летия БАМа в Музее архитектуры прошла лекция Марка Акопяна, посвященная архитектурному и градостроительному наследию проекта. Публикуем тезисы выступления.
И в зной, и в стужу
Бюро Megabudka, известное разнообразными исследованиями творческих проблем, поделилось с нами статьей Артема Укропова, посвященной наработкам в области проектирования детских площадок в разных климатических условиях. Не то чтобы все изложенное в ней совершенно ново и неожиданно, но собрано вместе. Делимся.
Параметрические волны
В жилом комплексе Sydney City, который ГК «ФСК» возводит в районе Шелепихинской набережной, Genpro спроектировали центральный квартал, соединив в архитектуре параметрические фасады с модульной технологией.
Магистры и бакалавры Академии Глазунова 2022: кафедра...
Публикуем дипломы архитектурного факультета Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Это проекты реставрации и приспособления Спасо-Вифанской семинарии в Сергиевом Посаде, суконной фабрики в Павловской слободе, завода «Кристалл» в Калуге и мануфактуры Зиминых в Орехово-Зуево.
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.
Трилистник инноваций
В Пекине готов Международный центр инноваций «Чжунгуаньцунь» (ZGC), спроектированный MAD Architects. В апреле здесь уже провели престижный технологический форум.