Базовые формы

Лучшие проекты выпускников магистерской студии Евгения и Кирилла Ассов в школе МАРШ.

mainImg
Смелые проекты магистров МАРШ студии Евгения и Кирилла Ассов вызвали много вопросов и дискуссий у комиссии. Руководители взяли для своей группы действительно неоднозначную тему – «Переосмысление базовых форм». Теоретический анализ стал основой студенческих проектов, преобладая над практикой. Впрочем, такая концепция близка подходу Евгения Асса к архитектуре.

Евгений Асс, 
основатель бюро «Архитекторы Асс»,
ректор МАРШ, 
руководитель дипломных проектов:

«Студия, которой мы руководили с Кириллом Ассом, называлась «Переосмысление базовых форм». Речь шла о выявлении основополагающих форм архитектуры, которые существовали на протяжении всей истории и которые определили как таковую основу всей архитектуры. Мы пытались выявить основной геном архитектуры.

В первую очередь, конечно, мы делали исследования, изучали памятники архитектуры – это как раз и был поиск генома. После длительного исследования разных прототипов и изучения памятников архитектуры мы предложили студентам сделать некий манифест базовой формы, на основании которого они должны были определить типологию будущего здания, его положение и программу.
Дипломная работа Дарьи Зайцевой «Городская тюрьма». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Дневной и ночной виды на башню © МАРШ, 2016
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Типология и аналоги © МАРШ, 2016

Единственное строгое условие, которое мы поставили – объект должен располагаться в родном городе. Так как все студенты у нас из разных городов, получилась довольно интересная география. Каждый искал и определял для себя сам, что есть базовая форма и как она синтезируется в современной культуре. Часто поступали очень противоречивые предложения, но мы были открыты к любому поиску.
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Озеро Баскунчак, ситуация © МАРШ, 2016
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Озеро Баскунчак, ситуация © МАРШ, 2016

Может быть мы дали излишнюю свободу, из-за чего иногда смысловое ядро немного размывалось. Поэтому на защите было много вопросов. В любом случае, это был очень интересный опыт интеллектуальной работы, полезный с точки зрения основополагающих принципов формообразования, приспособленных для конкретных условий и типологий».

Продолжение рассказа руководителя –ниже, после проектов.

Recreatio. Баскунчак
Антон Тимофеев
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс © МАРШ, 2016

Родной город студента – Астрахань. Солёное озеро Баскунчак было выбрано как экстремум природно-климатических условий, характерных для Прикаспийской низменности. Они очерчивают ряд архитектурных задач, связанных с преодолением негативных факторов среды. Здание поставлено на берегу озера, типологически оно балансирует на грани инсталляции. Но функционально это санаторий с жилыми номерами. Поместить внутрь эллиптической конструкции пресноводный бассейн предложил Евгений Асс.
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Перелив © МАРШ, 2016

Но практическое назначение не столь важно, важнее архитектурные особенности, остро реагирующие на окружающую среду. В описании работы автор постоянно касается темы собственных чувств, аналогий, ассоциаций, вызванных местом. Основу эллиптического в плане здания составляет сложная деревянная конструкция, опоясывающая бассейн и формирующая крытую прогулочную зону. Остальную часть «кольца» постройки, ограниченную большим радиусом, занимают административные помещения, жилые номера, процедурные, кабинеты врачей, обеденный зал. Все размещено на трёх этажах. С технической точки зрения в проекте соблюдены все правила, связанные с использованием водных резервуаров в архитектуре.
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Форма и конструкция © МАРШ, 2016
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Форма и конструкция © МАРШ, 2016
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Конструкция © МАРШ, 2016
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. План и функциональные схемы по этажам © МАРШ, 2016

Антон Тимофеев:
«Начальная интенция моего проекта – разнообразие и уникальность. И если в начале проекта я констатировал уникальность и самодостаточную наполненность каждой точки Земли, пытаясь проиллюстрировать этот тезис своим проектом, то в финале я стал обнаруживать всё более сложные взаимоотношения разнообразия (уникальности) и единства (общности). Осмысление этих отношений мне кажется важным для современной архитектуры, поскольку глобализированная архитектурная сцена подчас теряет фокус внимания к локальным особенностям, тогда как становятся всё более очевидными и возможность, и необходимость более тщательной работы с ними».
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс © МАРШ, 2016
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Озеро Баскунчак, ситуация © МАРШ, 2016
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Озеро Баскунчак, ситуация © МАРШ, 2016
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Озеро Баскунчак, ситуация © МАРШ, 2016
zooming
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Анализ территории и климата © МАРШ, 2016
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Программирование территории © МАРШ, 2016
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Поиск места © МАРШ, 2016
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Генезис формы © МАРШ, 2016
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Форма © МАРШ, 2016
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Конструкция © МАРШ, 2016
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Генеральный план © МАРШ, 2016
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. План © МАРШ, 2016
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Разрез © МАРШ, 2016
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Фасады © МАРШ, 2016
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Фасады © МАРШ, 2016
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Интерьер, план и фрагмет конструкции © МАРШ, 2016
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс © МАРШ, 2016
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс © МАРШ, 2016

Проект Антона Тимофеев получил премию The CASS и в следующем году будет отправлен на выставку в Лондон. 
***
 
Московский некрополь
Андрей Фомичев
Дипломная работа Андрея Фомичева «Московский некрополь». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Разрез © МАРШ, 2016

Некоторые темы, выбранные студентами, Евгений Асс назвал провокационными. К числу таких относится разработка нового кладбища в Москве. Проанализировав городскую ситуацию, автор проекта высказал предположение, что Москве необходимо иное место захоронения, которое можно было разместить на минимальной площади. При этом площадь земли, сэкономленной за счет новой типологии одного колумбария, соответствует 1-2 кмтрадиционного кладбища.

Автор проекта предлагает возводить на территории Москвы, а не за пределами МКАД, как это принято сейчас, локальные кладбища с крематорием. Корни идеи – в социологии: человек, живший в городе, должен быть похоронен в нём, а не за его пределами.
Дипломная работа Андрей Фомичев «Московский некрополь». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс © МАРШ, 2016

Андрей Фомичев: 
«Я считаю необходимым возрождение локальных кладбищ в Москве. Это могло бы стать частью политики децентрализации города, ведь большие загородные кладбища также являются глобальными центрами, расположенными за пределами города. В итоге люди, живущие между центром и границей города лишены любых своих «центров», будь то работа, развлечения, учёба или же кладбище. И кладбище в данном случае является не менее важным звеном для личной самоидентификации, чем рабочее место или объекты культурного и общественного назначения. Кладбище в городе генерирует взаимоотношение человека и места, вне зависимости от частоты его посещения. Потому я считаю неверным вынос кладбищ за черту города особенно в таком мегаполисе, как Москва. Кроме того проблемы санитарного характера не касаются захоронений праха».
Дипломная работа Андрея Фомичев «Московский некрополь». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Идеология © МАРШ, 2016
Дипломная работа Андрея Фомичева «Московский некрополь». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Идеология © МАРШ, 2016
Дипломная работа Андрея Фомичева «Московский некрополь». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Разрез © МАРШ, 2016
Дипломная работа Андрея Фомичева «Московский некрополь». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Разрез © МАРШ, 2016
Дипломная работа Андрея Фомичева «Московский некрополь». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Разрез © МАРШ, 2016
zooming
Дипломная работа Андрея Фомичева «Московский некрополь». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Фрагмент кровли © МАРШ, 2016
Дипломная работа Андрея Фомичева «Московский некрополь». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Планы этажей © МАРШ, 2016
Дипломная работа Андрея Фомичева «Московский некрополь». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Разрез © МАРШ, 2016
zooming
Дипломная работа Андрея Фомичева «Московский некрополь». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Разрез © МАРШ, 2016
***
 
Городская тюрьма
​Дарья Зайцева
Дипломная работа Дарьи Зайцевой «Городская тюрьма». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Макет © МАРШ, 2016

Другой провокационный проект студии – тюрьма в центре города. Автор работы видит в таком решении воспитательную функцию.

Дарья Зайцева:
«Система наказания через заключение не только физически ограничивает свободу, но и уничтожает достоинство личности, по сути, полностью вычёркивает человека из общества и не даёт ему возможности вернуться. На мой взгляд, тюрьма должна ограничивать свободу, но не вычеркивать человека из социума. Поэтому я создаю тюрьму, не изолированную от общества и города. Архитектура должна отражать свою функцию, поэтому я проектирую «дом заключения» в виде башни-небоскрёба. ​Заключенные попадают в здание через нижний уровень, где осуществляется проверка. Далее, они поднимаются на уровень, соответствующий их заключению. При выходе из тюрьмы человек снова спускается на нижний уровень. Это олицетворяет путь внутри здания, который проходят заключенные от начала пребывания до свободы. Очень важным является контраст – «несвобода» поднята над землей; возвращение в общество –возвращение в город. Однако все входы и выходы находятся не на уровне земли, это и есть высшая степень наказания. Свободные люди в городе имеют возможность подойти к зданию, потрогать, почувствовать его, обойти вокруг, убедится, что ни входа, ни выхода нет. Вертикальная тюрьма символически возвышается в городе. Это часть культуры мегаполиса, столь же важная, как банк, офис, больница или любая другая институция, работающая на город».
zooming
Дипломная работа Дарьи Зайцевой «Городская тюрьма». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Путь для привоза заключенных и вид на прогулочную территорию © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Зайцевой «Городская тюрьма». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Вид на прогулочную территорию © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Зайцевой «Городская тюрьма». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Фотомонтаж © МАРШ, 2016

Основой здания служит стволовая консольная конструкция с тремя несущими осями, расположенными по периметру. Материал – железобетон, прочный благодаря большому весу и огнестойкий. Дополнительную устойчивость сооружению придадут арматурные стяжки вокруг несущих стволов.
Дипломная работа Дарьи Зайцевой «Городская тюрьма». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Макет, варианты завершения башни © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Зайцевой «Городская тюрьма». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Развертка фасада © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Зайцевой «Городская тюрьма». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Ночной вид на башню © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Зайцевой «Городская тюрьма». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Проемы на фасаде © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Зайцевой «Городская тюрьма». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Фасад, разрез, модули и пандусы © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Зайцевой «Городская тюрьма». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Фундамент © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Зайцевой «Городская тюрьма». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Схема © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Зайцевой «Городская тюрьма». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Камеры © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Зайцевой «Городская тюрьма». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Ночной вид на башню © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Зайцевой «Городская тюрьма». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Модули © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Зайцевой «Городская тюрьма». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Схема модулей © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Зайцевой «Городская тюрьма». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Фрагменты фасада © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Зайцевой «Городская тюрьма». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс © МАРШ, 2016
***
 
Университет в Череповце
Григорий Цебренко
Дипломная работа Григория Цебренко «Университет в Череповце». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Макет © МАРШ, 2016

Григорий Цебренко:
«Задача состояла в переосмыслении протяжённости как одной из базовых форм. Расположение в ней университета накладывает на структуру формы свои принципы внутренней организации, связанной с проблемами образования и коммуникации. В итоге университетское здание есть последовательность из двенадцати автономных учебных блоков, связанных между собой открытыми деревянными переходами. Вдоль набережной – главного городского променада – возникает кампус, претендующий на то, чтобы стать одним из ключевых сооружений в Череповце, открытым и проницаемым».
Дипломная работа Григория Цебренко «Университет в Череповце». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Схема: деревянные каркасы – общесивенные места, бетонные части – учебные © МАРШ, 2016
zooming
Дипломная работа Григория Цебренко «Университет в Череповце». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс © МАРШ, 2016
zooming
Дипломная работа Григория Цебренко «Университет в Череповце». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс © МАРШ, 2016
Дипломная работа Григория Цебренко «Университет в Череповце». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс © МАРШ, 2016
Дипломная работа Григория Цебренко «Университет в Череповце». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Внутренний двор © МАРШ, 2016
Дипломная работа Григория Цебренко «Университет в Череповце». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Комната для занятий © МАРШ, 2016
Дипломная работа Григория Цебренко «Университет в Череповце». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Разрез учебной части © МАРШ, 2016
Дипломная работа Григория Цебренко «Университет в Череповце». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. План учебной части © МАРШ, 2016
zooming
Дипломная работа Григория Цебренко «Университет в Череповце». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Фасад и планы © МАРШ, 2016
Дипломная работа Григория Цебренко «Университет в Череповце». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Фрагмент фасада: тип первый © МАРШ, 2016
Дипломная работа Григория Цебренко «Университет в Череповце». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Фрагмент фасада: тип второй © МАРШ, 2016
Дипломная работа Григория Цебренко «Университет в Череповце». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Фрагмент фасада: тип третий © МАРШ, 2016
Дипломная работа Григория Цебренко «Университет в Череповце». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Генеральный план © МАРШ, 2016
***
 
Дом престарелых в Казани
Дарья Герасимова
Дипломная работа Дарьи Герасимовой «Дом престарелых в Казани». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Макет © МАРШ, 2016

Дарья Герасимова:
«Я рассматриваю в качестве «базового» понятия старость – как форму существования. Определение локации для объекта в центре города Казани повлекло за собой решение двух других проблем: градостроительной с особенностями квартальной структуры и культурной – пересмотр отношения в городе к исторической деревянной застройке. То есть поиск альтернатив, исключающих снос этих построек. Результатом стал проект городского дома для престарелых, часть резидентов которого способны вести активную жизнь. Проектом предполагается возведение одно- и двухэтажных домов на основе сохраненных деревянных сооружений. Все здания различны по типологии, но связанны между собой. Резиденты, таким образом, получают возможность взаимодействовать с местными жителями благодаря включению в комплекс дома престарелых многофункционального общественного центра и дополнительных сервисов, актуальных для горожан. Те резиденты, которым необходим стационарный уход, размещаются в отдельном здании с полноценным медицинским оснащением. Во внутренней части квартала возникает городской парк с небольшим прудом, связывающий дом престарелых с имеющимся на участке детским садом. Эта своеобразная связь поколений дает особую социальную и психологическую помощь и поддержку пожилым людям».
zooming
Дипломная работа Дарьи Герасимовой «Дом престарелых в Казани». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Фасады © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Герасимовой «Дом престарелых в Казани». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Фасады + план 1 этажа © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Герасимовой «Дом престарелых в Казани». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Фасады + план 2 этажа © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Герасимовой «Дом престарелых в Казани». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Фасады + план 2 этажа © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Герасимовой «ТДом престарелых в Казани». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Одноэтажный галерейный жилой блок: фасады + план © МАРШ, 2016
zooming
Дипломная работа Дарьи Герасимовой «Дом престарелых в Казани». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Герасимовой «Дом престарелых в Казани». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Герасимовой «Дом престарелых в Казани». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Герасимовой «Дом престарелых в Казани». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Анализ © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Герасимовой «Дом престарелых в Казани». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Фасады © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Герасимовой «Дом престарелых в Казани». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. План 1 этажа © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Герасимовой «Дом престарелых в Казани». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. План 2 этажа © МАРШ, 2016
***
 
Евгений Асс,
основатель бюро «Архитекторы Асс»,
ректор МАРШ, руководитель дипломных проектов: 
[вернуться вверх]
«Могу сказать, что я в целом доволен студией. Проекты получили высокую оценку как приглашённых отечественных критиков, так и английских коллег, которые приехали специально для знакомства с работами студентов.

Я бы отметил четыре проекта. Это санаторий на Соляном озере Антона Тимофеева – очень яркий и необычный проект. Ещё было два провокационных проекта – тюрьма Даши Зайцевой и погребальный комплекс Андрея Фомичева – совершенно новая типология. Это очень сильная и монументальная работа, точно совпадающая с философией базовой формы, так как мы говорили не только о геометрии, но и о социальных и культурных основах – смерть рассматривалась в проекте, как одна из ключевых составляющих общественной жизни. И тюрьма очень точно попадает в контекст базовой формы. Ещё один интересный проект Григорий Цебренко – университет в Череповце. Он вызвал много вопросов комиссии о связи с темой, но, на мой взгляд, проект очень необычный и интересный.

Некоторые работали и с традиционными формами разных характерных точек России – Алтая, Якутска.

Мне кажется, что получился интересный курс. Это уже второй год, когда мы занимаемся темой формообразования в архитектуре. Мы решили, что будем продолжать эту интересную, но на данный момент слабо разработанную в архитектурном мире тему».

Антон Тимофеев,
автор проекта «Recreatio. Баскунчак»,
призер премии The CASS:

«Абитуриентам я могу посоветовать окунуться в это море с головой и полностью посвятить себя обучению, без остатка. Это весьма трудный процесс, который не даётся легко, и чем больше в него вкладывается собственных сил – тем выше результаты. Важно предельно ясно для самого себя понять и решить, что столь огромное, сложное и многогранное дело как архитектура – дело всей вашей жизни».

13 Июля 2016

Похожие статьи
Вся мудрость океана
В Калининграде открылся новый корпус Музея мирового океана «Планета океан». Примечательно не только здание в виде 42-метрового шара, но и экспозиция, которая включает научные коллекции – их собирали около 10 лет, аквариумы с 3000 гидробионтов, а также специально разработанные инсталляции. Дизайн разработало петербургское бюро музейной сценографии «Метаформа», которое соединило все нити в увлекательное повествование.
Пикник теоретиков-градостроителей на обочине
Руководитель бюро Empate Марина Егорова собрала теоретиков-градостроителей – преемников Алексея Гутнова и Вячеслава Глазычева – чтобы возродить содержательность и фундаментальность профессиональной дискуссии. На первой встрече успели обсудить многое: вспомнили базу, сверили ценности, рассмотрели передовой пример Казанской агломерации и закончили непостижимостью российского межевания. Предлагаем тезисы всех выступлений.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
NEXT 2025: сияние чистого разума
Спецпроект Арх Москвы NEXT в этом году прошел под кураторством школы МАРШ в лице Никиты Токарева, который задал тему «Места и события». На этот раз все объекты были интерактивные, а зрителя вовлекали с помощью тактильных материалов, видеомэппинга, цветовых фильтров и даже небольшого театрализованного действа. Рассказываем обо всех инсталляциях девяти бюро и одного журнала.
Место ожидания
Архитектурная студия GRAD совместно с НПО «Новая конструкция» разработала концепцию автостанции, которую можно использовать для развития внутреннего туризма. За счет модульных алюминиевых фасадов и стального несущего каркаса здание строится быстро, вмещает необходимый набор функциональных помещений, а также предлагает запоминающийся образ, который при этом может вписаться почти в любой контекст.
XIX Архитектурная биеннале в Венеции: награды
В Венеции раздали золотых и серебряных львов. Отмеченные жюри работы демонстрируют концептуальный размах выставки – здесь и исследования в области киберфеминизма, и борьба с империями, и размышления о границах реставрации. Но на первом плане все же проблемы, обозначенные куратором Карло Ратти: изменения климата, перепотребление, отходы. Главный приз забрал Бахрейн, который показал способы выживания в экстремальной жаре. Среди других лауреатов – кирпичи из слоновьего навоза, эспрессо с водой из лагуны и стихийные рынки, где чужой мусор превращается в ресурс.
По ком звонит колокол
В петербургском Манеже работает выставка, посвященная подвигу тыла в годы Великой Отечественной войны. За архитектуру отвечало бюро DD|A:D, которое не оставило посетителям шансов «проскользить» по экспозиции: приемы из сакральной и мемориальной архитектуры включают чувства, а фактуры, цвет и свет задают тон, подготавливая к встрече с тяжелыми и важными событиями.
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Любовь не горит
Последняя выставка петербургской Анненкирхе перед закрытием на реставрацию вспоминает все, что происходило в здании на протяжении трех столетий: от венчания Карла Брюллова до киносеансов Иосифа Бродского, рок-концерты и выставки экспериментального искусства, наконец – пожар, после которого приход расцвел с новой силой. Успейте запечатлеть образ одного из самых необычных мест Петербурга.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая, в том числе, об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Индустриальный эксперимент
Пять проектов-победителей грантового конкурса «Индустриальный эксперимент», направленного на трансформацию промышленного наследия: экскурсии в доках Кронштадта, fashion-показы на заводе и сова в видеоигре.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
Жилые проекты Московской области:
12 примеров
Мособлархитектура постоянно работает над новыми нормативами, цель которых – сделать проекты качественными, в том числе визуально. Следите за обновлениями! О них, в числе прочего, рассказали на региональном Форуме проектировщиков. Там же показали позитивные примеры жилых проектов: 4 от «Лабва» Станислава Кулиша, 3 от арх-подразделения ГК «Самолет», которым руководит Андрей Перлич, 5 переселенческих малоэтажек от «Алев Груп».
Красота и нюансы материи
Книга «Архитектурный бетон. Практика применения в России» соединяет два подхода к рассказу о технологии: практическую, точную, – и творческую: тут собраны примеры современных российских реализаций, которые используют бетон, эстетизируя его открытую поверхность. С обзора книги, главным редактором которой стала Анна Мартовицкая, мы начинаем спецпроект, посвященный архбетону, и планируем в дальнейшем его развивать.
Малые креативные
Могут ли креативные индустрии сыграть значимую роль в развитии малых территорий? Пытаемся найти ответ в Палехе и Юрьевце, где реализуется сразу несколько проектов в этой области: реновация художественных мастерских, Первая сельская биеннале и пространство «Лабаз».
Адонис, адмирал и коч
Семь муралов, созданных художниками из России и Сербии в рамках паблик арт-программы «Взгляды» в Южно-Сахалинске, которые раскрывают историю острова, подчеркивают богатство и хрупкость его природы, а также раскрашивают будничный ландшафт города.
WAF 2024: полшага навстречу
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали два наших бюро с проектами для Саудовской Аравии и Португалии. Также в сербском проекте замечен российский фотограф& Коротко рассказываем обо всех.
Технологии и материалы
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
Сейчас на главной
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Парящий дом
Сложный план и форма дома, построенного по проекту студии VFORM в Подмосковье, – ответ на ограничения компактного участка: архитекторы тщательно подбирали не только видовые характеристики, но и световые сценарии. «Левитацию» пластичного второго этажа обеспечивают тонкие колонны из нержавеющей стали, а также глянцевые и полупрозрачные материалы облицовки первого уровня дома.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
Перпетум мобиле
Интерьер штаб-квартиры компании «Нацпроектстрой», созданный командой студии IND, максимально наглядно и столь же эффектно воплощает сферу деятельности заказчика – одного из крупнейших российских инфраструктурных холдингов: логистику и транспортные коммуникации всех возможных форматов.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Торжество во дворце
Проект дворца бракосочетания во Всеволожске, подготовленный мастерской «Головин & Шретер», стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области». Архитекторы предложили комплекс в духе дворцово-парковых ансамблей пригородов Санкт-Петербурга: с симметричной композицией и регулярным садом. А также позаботились о том, чтобы на памятные фотографии не попадали припаркованные автомобили.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Город древний, но пока еще несколько запущенный
Город Касимов Рязанской области – русско-татарский, тут до 1681 года (!) существовало ханство, впрочем, под общим руководством московских князей... Сейчас это туристический город с памятниками XVI–XVIII и далее веков, но небольшой. Задачей летнего практикума Института Генплана было предложить Касимову изменения, способные увеличить туристический поток и быть полезными жителям. Получилось много разных идей: от пешеходных маршрутов до переноса автовокзала.
Осторожно отмыто
В издательстве «Подписные издания» выходит книга Ксюши Сидориной – со-основательницы сообщества волонтеров-реставраторов Гэнгъ, которое с 2019 года отмывает и скоблит парадные Петербурга, открывая жильцам исторических домов сокровища: печи, мозаики, витражи. А еще – плитку. Именно плитка стала «цементом» книги, соединившим все – исторический экскурс, способы поиска ценных экземпляров, «каталог» парадных, а также опыт «партизанской» реставрации. О книге рассказывает редактор издательства Артем Макоян.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Полуцифровая среда
В Иннополисе под Казанью открылся первый 4-звездочный отель, спроектированный бюро MAD Architects. Интерьеры отеля сочетают элегантность и иронию, технологичность и комфорт, напоминая декорации компьютерной игры или фантастического фильма о недалеком будущем.
Y-школа
По проекту «БалтИнвест-Проект» в Гатчине построена школа на 800 учеников. Лучевая планировка позволила разделить младшую и старшую школы, а также спортивный блок, обеспечив помещения большим количество естественного света. На многослойны фасадах оштукатуренные поверхности сочетаются с навесными элементами разных цветов и фактур.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
Блеск глубокий и хрустальный
Новый клубный дом про проекту ADM architects спроектирован для района Патриарших, недалеко от Новопушкинского сквера. Он заменит три здания, построенных в начале 1990-х. Авторы нового проекта, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, сделали ставку на разнообразие трех частей объема, современность решений и внимание к деталям: в одном из корпусов планируются плавно изогнутые балконы с керамическим блеском нижней поверхности, в другом стеклянные колонны-скульптуры.
Фасад под стальной вуалью
Гостиница Vela be Siam по проекту местного бюро ASWA в центре Бангкока напоминает о таиландских традициях, оставаясь в русле современной архитектуры.
Спокойствие, только спокойствие
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга Александра Змеула «Большая кольцевая линия. Новейшая история московского метро». Ее автор – историк архитектуры и знаток подземки – разобрал грандиозный проект БКЛ в подробностях, но главное – сохранил спокойную и взвешенную позицию. С равным сочувствием он рассказал о работе всех вовлеченных в строительство архитекторов, сосредоточившись на их профессиональном вкладе и вне зависимости от их творческих разногласий.
Вся мудрость океана
В Калининграде открылся новый корпус Музея мирового океана «Планета океан». Примечательно не только здание в виде 42-метрового шара, но и экспозиция, которая включает научные коллекции – их собирали около 10 лет, аквариумы с 3000 гидробионтов, а также специально разработанные инсталляции. Дизайн разработало петербургское бюро музейной сценографии «Метаформа», которое соединило все нити в увлекательное повествование.
Перепады «высотного напряжения»
Третья очередь ÁLIA с успехом доказывает, что внутри одного квартала могут существовать объемы совершенно разной высотности и масштаба: сто метров – и тридцать, и даже таунхаусы. Их объединяет теплая «кофейная» тональность и внимание к пешеходным зонам – как по внешнему контуру, так и внутри.
Хрупкая материя
В интерьере небольшого ресторана M.Rest от студии дизайна интерьеров BE-Interno, расположенного на берегу Балтийского моря в Калининградской области, воплощены самые характерные черты меланхоличной природы этого края, и сам он идеально подходит для неторопливого времяпрепровождения с видом на закат.
Григорий Ревзин: «Что нам делать с архитектурой семидесятых»
Советский модернизм был хороший, авторский и плохой, типовой. Хороший «на периферии», плохой в центре – географическом, внимания, объема и прочего. Можно ли его сносить? «Это разрушение общественного консенсуса на ровном месте». Что же тогда делать? Сохранять, но творчески: «Привнести архитектуру туда, где ее еще нет». Относиться не как к памятникам, а как к городскому ландшафту. Читайте наше интервью с Григорием Ревзиным на актуальную тему спасения модернизма – там предложен «перпендикулярный», но интересный вариант сохранения зданий 1970-х.
Уступы, арки и кирпич
По проекту PRSPKT.Architects в Уфе достроен жилой комплекс «Зорге Премьер», честно демонстрирующий роскошь, присущую заявленному стилю ар-деко: фасады полностью облицованы кирпичом, просторные лобби украшает барельефы и многоярусные люстры, вместо остекленных лоджий – гедонистические балкончики. В стройной башне-доминанте располагается по одной квартире на этаже.
Карельская кухня
Концепция ресторана на берегу Онежского озера, разработанная бюро Skaträ, предлагает совмещать гастрономический опыт с созерцанием живописного ландшафта, а также посещением пивоваренного цеха. Обеденный блок с панорамными окнами и деревянной облицовкой соединяется с бетонным цехом аркой, открывающей вид на гладь воды.
От кирпича к кирпичу
Школа Тунтай на северо-востоке Китая расположена на месте карьера по добыче глины для кирпичного производства: это обстоятельство не только усложнило работу бюро E Plus и SZA Design, но и стало для них источником вдохновения.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Вечный август
Каким должен быть офис, если он находится в месте, однозначно ассоциирующемся не с работой, а с отдыхом? Наверное, очень красивым и удобным – таким, чтобы сотрудникам захотелось приходить туда каждый день. Именно такой офис спроектировало бюро AQ для IT-компании на Кипре.