Базовые формы

Лучшие проекты выпускников магистерской студии Евгения и Кирилла Ассов в школе МАРШ.

Автор текста:
Анна Сансиева

mainImg
Смелые проекты магистров МАРШ студии Евгения и Кирилла Ассов вызвали много вопросов и дискуссий у комиссии. Руководители взяли для своей группы действительно неоднозначную тему – «Переосмысление базовых форм». Теоретический анализ стал основой студенческих проектов, преобладая над практикой. Впрочем, такая концепция близка подходу Евгения Асса к архитектуре.

Евгений Асс, 
основатель бюро «Архитекторы Асс»,
ректор МАРШ, 
руководитель дипломных проектов:

«Студия, которой мы руководили с Кириллом Ассом, называлась «Переосмысление базовых форм». Речь шла о выявлении основополагающих форм архитектуры, которые существовали на протяжении всей истории и которые определили как таковую основу всей архитектуры. Мы пытались выявить основной геном архитектуры.

В первую очередь, конечно, мы делали исследования, изучали памятники архитектуры – это как раз и был поиск генома. После длительного исследования разных прототипов и изучения памятников архитектуры мы предложили студентам сделать некий манифест базовой формы, на основании которого они должны были определить типологию будущего здания, его положение и программу.
Дипломная работа Дарьи Зайцевой «Городская тюрьма». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Дневной и ночной виды на башню © МАРШ, 2016
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Типология и аналоги © МАРШ, 2016

Единственное строгое условие, которое мы поставили – объект должен располагаться в родном городе. Так как все студенты у нас из разных городов, получилась довольно интересная география. Каждый искал и определял для себя сам, что есть базовая форма и как она синтезируется в современной культуре. Часто поступали очень противоречивые предложения, но мы были открыты к любому поиску.
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Озеро Баскунчак, ситуация © МАРШ, 2016
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Озеро Баскунчак, ситуация © МАРШ, 2016

Может быть мы дали излишнюю свободу, из-за чего иногда смысловое ядро немного размывалось. Поэтому на защите было много вопросов. В любом случае, это был очень интересный опыт интеллектуальной работы, полезный с точки зрения основополагающих принципов формообразования, приспособленных для конкретных условий и типологий».

Продолжение рассказа руководителя –ниже, после проектов.

Recreatio. Баскунчак
Антон Тимофеев
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс © МАРШ, 2016

Родной город студента – Астрахань. Солёное озеро Баскунчак было выбрано как экстремум природно-климатических условий, характерных для Прикаспийской низменности. Они очерчивают ряд архитектурных задач, связанных с преодолением негативных факторов среды. Здание поставлено на берегу озера, типологически оно балансирует на грани инсталляции. Но функционально это санаторий с жилыми номерами. Поместить внутрь эллиптической конструкции пресноводный бассейн предложил Евгений Асс.
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Перелив © МАРШ, 2016

Но практическое назначение не столь важно, важнее архитектурные особенности, остро реагирующие на окружающую среду. В описании работы автор постоянно касается темы собственных чувств, аналогий, ассоциаций, вызванных местом. Основу эллиптического в плане здания составляет сложная деревянная конструкция, опоясывающая бассейн и формирующая крытую прогулочную зону. Остальную часть «кольца» постройки, ограниченную большим радиусом, занимают административные помещения, жилые номера, процедурные, кабинеты врачей, обеденный зал. Все размещено на трёх этажах. С технической точки зрения в проекте соблюдены все правила, связанные с использованием водных резервуаров в архитектуре.
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Форма и конструкция © МАРШ, 2016
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Форма и конструкция © МАРШ, 2016
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Конструкция © МАРШ, 2016
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. План и функциональные схемы по этажам © МАРШ, 2016

Антон Тимофеев:
«Начальная интенция моего проекта – разнообразие и уникальность. И если в начале проекта я констатировал уникальность и самодостаточную наполненность каждой точки Земли, пытаясь проиллюстрировать этот тезис своим проектом, то в финале я стал обнаруживать всё более сложные взаимоотношения разнообразия (уникальности) и единства (общности). Осмысление этих отношений мне кажется важным для современной архитектуры, поскольку глобализированная архитектурная сцена подчас теряет фокус внимания к локальным особенностям, тогда как становятся всё более очевидными и возможность, и необходимость более тщательной работы с ними».
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс © МАРШ, 2016
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Озеро Баскунчак, ситуация © МАРШ, 2016
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Озеро Баскунчак, ситуация © МАРШ, 2016
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Озеро Баскунчак, ситуация © МАРШ, 2016
zooming
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Анализ территории и климата © МАРШ, 2016
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Программирование территории © МАРШ, 2016
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Поиск места © МАРШ, 2016
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Генезис формы © МАРШ, 2016
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Форма © МАРШ, 2016
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Конструкция © МАРШ, 2016
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Генеральный план © МАРШ, 2016
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. План © МАРШ, 2016
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Разрез © МАРШ, 2016
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Фасады © МАРШ, 2016
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Фасады © МАРШ, 2016
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Интерьер, план и фрагмет конструкции © МАРШ, 2016
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс © МАРШ, 2016
Дипломная работа Антона Тимофеева «Recreatio. Баскунчак». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс © МАРШ, 2016

Проект Антона Тимофеев получил премию The CASS и в следующем году будет отправлен на выставку в Лондон. 
***
 
Московский некрополь
Андрей Фомичев
Дипломная работа Андрея Фомичева «Московский некрополь». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Разрез © МАРШ, 2016

Некоторые темы, выбранные студентами, Евгений Асс назвал провокационными. К числу таких относится разработка нового кладбища в Москве. Проанализировав городскую ситуацию, автор проекта высказал предположение, что Москве необходимо иное место захоронения, которое можно было разместить на минимальной площади. При этом площадь земли, сэкономленной за счет новой типологии одного колумбария, соответствует 1-2 кмтрадиционного кладбища.

Автор проекта предлагает возводить на территории Москвы, а не за пределами МКАД, как это принято сейчас, локальные кладбища с крематорием. Корни идеи – в социологии: человек, живший в городе, должен быть похоронен в нём, а не за его пределами.
Дипломная работа Андрей Фомичев «Московский некрополь». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс © МАРШ, 2016

Андрей Фомичев: 
«Я считаю необходимым возрождение локальных кладбищ в Москве. Это могло бы стать частью политики децентрализации города, ведь большие загородные кладбища также являются глобальными центрами, расположенными за пределами города. В итоге люди, живущие между центром и границей города лишены любых своих «центров», будь то работа, развлечения, учёба или же кладбище. И кладбище в данном случае является не менее важным звеном для личной самоидентификации, чем рабочее место или объекты культурного и общественного назначения. Кладбище в городе генерирует взаимоотношение человека и места, вне зависимости от частоты его посещения. Потому я считаю неверным вынос кладбищ за черту города особенно в таком мегаполисе, как Москва. Кроме того проблемы санитарного характера не касаются захоронений праха».
Дипломная работа Андрея Фомичев «Московский некрополь». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Идеология © МАРШ, 2016
Дипломная работа Андрея Фомичева «Московский некрополь». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Идеология © МАРШ, 2016
Дипломная работа Андрея Фомичева «Московский некрополь». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Разрез © МАРШ, 2016
Дипломная работа Андрея Фомичева «Московский некрополь». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Разрез © МАРШ, 2016
Дипломная работа Андрея Фомичева «Московский некрополь». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Разрез © МАРШ, 2016
zooming
Дипломная работа Андрея Фомичева «Московский некрополь». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Фрагмент кровли © МАРШ, 2016
Дипломная работа Андрея Фомичева «Московский некрополь». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Планы этажей © МАРШ, 2016
Дипломная работа Андрея Фомичева «Московский некрополь». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Разрез © МАРШ, 2016
zooming
Дипломная работа Андрея Фомичева «Московский некрополь». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Разрез © МАРШ, 2016
***
 
Городская тюрьма
​Дарья Зайцева
Дипломная работа Дарьи Зайцевой «Городская тюрьма». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Макет © МАРШ, 2016

Другой провокационный проект студии – тюрьма в центре города. Автор работы видит в таком решении воспитательную функцию.

Дарья Зайцева:
«Система наказания через заключение не только физически ограничивает свободу, но и уничтожает достоинство личности, по сути, полностью вычёркивает человека из общества и не даёт ему возможности вернуться. На мой взгляд, тюрьма должна ограничивать свободу, но не вычеркивать человека из социума. Поэтому я создаю тюрьму, не изолированную от общества и города. Архитектура должна отражать свою функцию, поэтому я проектирую «дом заключения» в виде башни-небоскрёба. ​Заключенные попадают в здание через нижний уровень, где осуществляется проверка. Далее, они поднимаются на уровень, соответствующий их заключению. При выходе из тюрьмы человек снова спускается на нижний уровень. Это олицетворяет путь внутри здания, который проходят заключенные от начала пребывания до свободы. Очень важным является контраст – «несвобода» поднята над землей; возвращение в общество –возвращение в город. Однако все входы и выходы находятся не на уровне земли, это и есть высшая степень наказания. Свободные люди в городе имеют возможность подойти к зданию, потрогать, почувствовать его, обойти вокруг, убедится, что ни входа, ни выхода нет. Вертикальная тюрьма символически возвышается в городе. Это часть культуры мегаполиса, столь же важная, как банк, офис, больница или любая другая институция, работающая на город».
zooming
Дипломная работа Дарьи Зайцевой «Городская тюрьма». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Путь для привоза заключенных и вид на прогулочную территорию © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Зайцевой «Городская тюрьма». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Вид на прогулочную территорию © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Зайцевой «Городская тюрьма». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Фотомонтаж © МАРШ, 2016

Основой здания служит стволовая консольная конструкция с тремя несущими осями, расположенными по периметру. Материал – железобетон, прочный благодаря большому весу и огнестойкий. Дополнительную устойчивость сооружению придадут арматурные стяжки вокруг несущих стволов.
Дипломная работа Дарьи Зайцевой «Городская тюрьма». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Макет, варианты завершения башни © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Зайцевой «Городская тюрьма». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Развертка фасада © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Зайцевой «Городская тюрьма». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Ночной вид на башню © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Зайцевой «Городская тюрьма». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Проемы на фасаде © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Зайцевой «Городская тюрьма». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Фасад, разрез, модули и пандусы © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Зайцевой «Городская тюрьма». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Фундамент © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Зайцевой «Городская тюрьма». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Схема © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Зайцевой «Городская тюрьма». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Камеры © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Зайцевой «Городская тюрьма». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Ночной вид на башню © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Зайцевой «Городская тюрьма». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Модули © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Зайцевой «Городская тюрьма». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Схема модулей © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Зайцевой «Городская тюрьма». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Фрагменты фасада © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Зайцевой «Городская тюрьма». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс © МАРШ, 2016
***
 
Университет в Череповце
Григорий Цебренко
Дипломная работа Григория Цебренко «Университет в Череповце». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Макет © МАРШ, 2016

Григорий Цебренко:
«Задача состояла в переосмыслении протяжённости как одной из базовых форм. Расположение в ней университета накладывает на структуру формы свои принципы внутренней организации, связанной с проблемами образования и коммуникации. В итоге университетское здание есть последовательность из двенадцати автономных учебных блоков, связанных между собой открытыми деревянными переходами. Вдоль набережной – главного городского променада – возникает кампус, претендующий на то, чтобы стать одним из ключевых сооружений в Череповце, открытым и проницаемым».
Дипломная работа Григория Цебренко «Университет в Череповце». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Схема: деревянные каркасы – общесивенные места, бетонные части – учебные © МАРШ, 2016
zooming
Дипломная работа Григория Цебренко «Университет в Череповце». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс © МАРШ, 2016
zooming
Дипломная работа Григория Цебренко «Университет в Череповце». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс © МАРШ, 2016
Дипломная работа Григория Цебренко «Университет в Череповце». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс © МАРШ, 2016
Дипломная работа Григория Цебренко «Университет в Череповце». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Внутренний двор © МАРШ, 2016
Дипломная работа Григория Цебренко «Университет в Череповце». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Комната для занятий © МАРШ, 2016
Дипломная работа Григория Цебренко «Университет в Череповце». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Разрез учебной части © МАРШ, 2016
Дипломная работа Григория Цебренко «Университет в Череповце». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. План учебной части © МАРШ, 2016
zooming
Дипломная работа Григория Цебренко «Университет в Череповце». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Фасад и планы © МАРШ, 2016
Дипломная работа Григория Цебренко «Университет в Череповце». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Фрагмент фасада: тип первый © МАРШ, 2016
Дипломная работа Григория Цебренко «Университет в Череповце». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Фрагмент фасада: тип второй © МАРШ, 2016
Дипломная работа Григория Цебренко «Университет в Череповце». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Фрагмент фасада: тип третий © МАРШ, 2016
Дипломная работа Григория Цебренко «Университет в Череповце». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Генеральный план © МАРШ, 2016
***
 
Дом престарелых в Казани
Дарья Герасимова
Дипломная работа Дарьи Герасимовой «Дом престарелых в Казани». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Макет © МАРШ, 2016

Дарья Герасимова:
«Я рассматриваю в качестве «базового» понятия старость – как форму существования. Определение локации для объекта в центре города Казани повлекло за собой решение двух других проблем: градостроительной с особенностями квартальной структуры и культурной – пересмотр отношения в городе к исторической деревянной застройке. То есть поиск альтернатив, исключающих снос этих построек. Результатом стал проект городского дома для престарелых, часть резидентов которого способны вести активную жизнь. Проектом предполагается возведение одно- и двухэтажных домов на основе сохраненных деревянных сооружений. Все здания различны по типологии, но связанны между собой. Резиденты, таким образом, получают возможность взаимодействовать с местными жителями благодаря включению в комплекс дома престарелых многофункционального общественного центра и дополнительных сервисов, актуальных для горожан. Те резиденты, которым необходим стационарный уход, размещаются в отдельном здании с полноценным медицинским оснащением. Во внутренней части квартала возникает городской парк с небольшим прудом, связывающий дом престарелых с имеющимся на участке детским садом. Эта своеобразная связь поколений дает особую социальную и психологическую помощь и поддержку пожилым людям».
zooming
Дипломная работа Дарьи Герасимовой «Дом престарелых в Казани». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Фасады © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Герасимовой «Дом престарелых в Казани». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Фасады + план 1 этажа © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Герасимовой «Дом престарелых в Казани». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Фасады + план 2 этажа © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Герасимовой «Дом престарелых в Казани». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Фасады + план 2 этажа © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Герасимовой «ТДом престарелых в Казани». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Одноэтажный галерейный жилой блок: фасады + план © МАРШ, 2016
zooming
Дипломная работа Дарьи Герасимовой «Дом престарелых в Казани». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Герасимовой «Дом престарелых в Казани». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Герасимовой «Дом престарелых в Казани». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Герасимовой «Дом престарелых в Казани». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Анализ © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Герасимовой «Дом престарелых в Казани». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. Фасады © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Герасимовой «Дом престарелых в Казани». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. План 1 этажа © МАРШ, 2016
Дипломная работа Дарьи Герасимовой «Дом престарелых в Казани». Руководители: Евгений Асс, Кирилл Асс. План 2 этажа © МАРШ, 2016
***
 
Евгений Асс,
основатель бюро «Архитекторы Асс»,
ректор МАРШ, руководитель дипломных проектов: 
[вернуться вверх]
«Могу сказать, что я в целом доволен студией. Проекты получили высокую оценку как приглашённых отечественных критиков, так и английских коллег, которые приехали специально для знакомства с работами студентов.

Я бы отметил четыре проекта. Это санаторий на Соляном озере Антона Тимофеева – очень яркий и необычный проект. Ещё было два провокационных проекта – тюрьма Даши Зайцевой и погребальный комплекс Андрея Фомичева – совершенно новая типология. Это очень сильная и монументальная работа, точно совпадающая с философией базовой формы, так как мы говорили не только о геометрии, но и о социальных и культурных основах – смерть рассматривалась в проекте, как одна из ключевых составляющих общественной жизни. И тюрьма очень точно попадает в контекст базовой формы. Ещё один интересный проект Григорий Цебренко – университет в Череповце. Он вызвал много вопросов комиссии о связи с темой, но, на мой взгляд, проект очень необычный и интересный.

Некоторые работали и с традиционными формами разных характерных точек России – Алтая, Якутска.

Мне кажется, что получился интересный курс. Это уже второй год, когда мы занимаемся темой формообразования в архитектуре. Мы решили, что будем продолжать эту интересную, но на данный момент слабо разработанную в архитектурном мире тему».

Антон Тимофеев,
автор проекта «Recreatio. Баскунчак»,
призер премии The CASS:

«Абитуриентам я могу посоветовать окунуться в это море с головой и полностью посвятить себя обучению, без остатка. Это весьма трудный процесс, который не даётся легко, и чем больше в него вкладывается собственных сил – тем выше результаты. Важно предельно ясно для самого себя понять и решить, что столь огромное, сложное и многогранное дело как архитектура – дело всей вашей жизни».


13 Июля 2016

Автор текста:

Анна Сансиева
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Цвет – это жизнь
Теория цвета и формы была важным учебным модулем в Баухаусе, где художники и архитекторы активно использовали теорию цвета Гёте и добились того, чтобы цвет стал неотъемлемой частью современной жизни. Шведы из Natural Colour Academy предложили палитру Color Trends 2020, собственную цветовую систему, которая задает цветовые стандарты для всех возможностей применения в новом десятилетии.
Расширить горизонты
Интерактивные игровые площадки, подключённые к интернету, и активити-парки компании «Новые Горизонты» как яркая часть городской среды.
Красное и черное
ЖК «Береговой» на береговой линии Москвы-реки, в престижном ЗАО, в историческом районе Филевский парк – часть Большого Сити, городской кластер, респектабельный образ которого создан с помощью облицовки клинкером Hagemeister
Ловушка для света
Новый Matelac Silver Crystalvision, стекло нейтрального оттенка с одной матовой и другой зеркальной стороной – удачное решение для современного минималистичного дизайна. Рассматриваем новый продукт в свете других предложений AGC для архитектуры интерьеров.
Праздничное освещение в большом городе
Каждый год с приближением праздников мы можем наблюдать, как преображаются привычные нам места: все стараются украсить пространство и создать праздничное настроение. Огромная роль при этом отводится праздничному освещению. Что это такое и каким образом создать праздничное освещение, мы разберем в этой статье.
Поверхность бархатная, характер нордический
Сочетая несочетаемое, Концерн Wienerberger разработал коллекцию инновационного кирпича Terca Klinker Nordic Line, модели которой названы в честь городов Северной Европы и намекают на скандинавскую архитектуру. Клинкер отличают бархатистые поверхности, прочность и эстетика при доступной цене.
Парк чудес. Сквозной лейтмотив клинкера
В подмосковной частной школе Wunderpark, которую называют российским Хогвартсом, авангардная архитектура проявила магические свойства материалов. Благородный клинкерный кирпич Hagemeister оттенил футуристичность бетона и стекла.
Сейчас на главной
Полифония строгого стиля
Проект жилого комплекса «ID Московский» на Московском проспекте в Петербурге – работа команды Степана Липгарта минувшего 2020 года. Ансамбль из двух зданий, объединенных пилонадой, выполнен в стиле обобщенной неоклассики с элементами ар-деко.
Металлическая «улыбка»
В жилом комплексе The Smile по проекту BIG на Манхэттене 20% квартир рассчитаны на малообеспеченных жильцов, а еще 10% горожане со средним доходом могут снять по сниженной стоимости.
Кирпичный узор
Многофункциональный комплекс Theodora House на месте бывшего пивоваренного завода Carlsberg в Копенгагене: в историческом складе архитекторы Adept устроили офисы и пристроили к нему жилые корпуса, восстановив планировку начала XX века.
Архитекторы.рф 2020, часть II
Продолжаем изучать работы выпускников программы Архитекторы.рф 2020 года: стратегия для пасмурных городов, рабочие места в спальных районах, эссе о демократическом подходе к проектированию, а также концепции развития для территорий Архангельска и Воронежа.
Древесина как ценность
Спроектированный Nikken Sekkei к Олимпиаде в Токио центр гимнастики имеет двойное назначение: когда Игры, наконец, состоятся, трибуны уберут, и он станет выставочным павильоном.
В три голоса
Высотный – 41-этажный – жилой комплекс HIDE строится на берегу Сетуни недалеко от Поклонной горы. Он состоит из трех башен одной высоты, но трактованных по-разному. Одна из них, самая заметная, кажется, закручивается по спирали, складываясь из множества золотистых эркеров.
Зеленые ступени наверх
В 400-метровых парных башнях для нового бизнес-комплекса на юге Китая Zaha Hadid Architects предусмотрели террасные сады, связывающие небоскреб с окружением.
Архитекторы.рф 2020
Изучаем работы выпускников второго потока программы Архитекторы.рф. В первой подборке: уберизация школ, Верхневолжский парк руин, а также регламент для застройки Купецкой слободы и план развития реликтового бора.
Как на праздник, часть II
В продолжении подборки современных офисных интерьеров: висячие и вертикальные сады, живой уголок, капсулы для сна и офис-трансформер.
Истина в Зодчестве
Алексей Комов выбран куратором следующего фестиваля «Зодчество». Тема – «Истина». Рассматриваем выдержки из тезисов программы.
Двадцатый год, нелегкий: что говорят архитекторы
Тридцать архитекторов – о прошедшем 2020 годе, перипетиях, плюсах и минусах «удаленки», новых проектах, постройках и других профессиональных событиях, выставках и результатах конкурсов. Также говорим о перспективах закона об архитектурной деятельности.
Умерла Зоя Харитонова
Соавтор Алексея Гутнова, одна из тех архитекторов, кто стоял у истоков группы НЭР. Среди ее работ – многофункциональный жилой район в Сокольниках и превращение Старого Арбата в пешеходную улицу.
Умер Виктор Логвинов
Архитектор и юрист, увлеченный «зеленой архитектурой» и отдавший больше 30 лет защите корпоративных прав архитектурного сообщеcтва в рамках своей деятельности в Союзе архитекторов. Один из авторов закона «Об архитектурной деятельности».
Походные условия
Конгресс-центр Китайского предпринимательского форума в Ябули на северо-востоке КНР по проекту пекинского бюро MAD вдохновлен образами туристической палатки и доверительной беседы бизнесменов у костра.
Владимир Григорьев: «Панельная застройка везде одинакова,...
В Санкт-Петербурге стартовал открытый конкурс «Ресурс периферии», участникам которого предлагается разработать концепцию повышения качества среды жилых кварталов 1970-1990-х годов. Выясняем подробности у главного архитектора города.
Григориос Гавалидис: «Запрос на качественную архитектуру...
Бюро, которое очень быстро, за 5-6 лет, выросло от 3 до 50 архитекторов и теперь работает с крупными ЖК и значительными мастер-планами «городов-спутников» Подмосковья. Основано греком из города Салоники. Григориос Гавалидис считает скучной работу с частными домами на островах, говорит по-русски как москвич и мечтает сделать московскую городскую среду комфортной, разнообразной и безопасной – как в Греции.
Пост-комфортный город
С появлением в программе традиционной конференции Москомархитектуры термина «пост-комфортный» стало очевидно, что повестка «комфортности» в пандемию если и не отменяется, то значительно корректируется.
Остаточная площадь, добавленная стоимость
Выстроенный на сложном участке на юге Парижа «доступный» жилой дом соединяет экологические материалы, вертикальное озеленение, городскую ферму и помещения общего пользования вместо пентхауса. Авторы проекта – бюро Мануэль Готран.
В пространстве парка Победы
В проекте жилого комплекса, который строится сейчас рядом с парком Поклонной горы по проекту Сергея Скуратова, многофункциональный стилобат превращен в сложносочиненное городское пространство с интригующими подходами-спусками, берущими на себя роль мини-площадей. Архитектура жилых корпусов реагирует на соседство Парка Победы: с одной стороны, «растворяясь в воздухе», а с другой – поддерживая мемориальный комплекс ритмически и цветом.
Как на праздник, часть I
В первой подборке офисных интерьеров, отвечающих современному трудовому процессу – wi-fi и камины, переговорные и игровые, эффектность и функциональность.
Динамика проспекта
На Ленинградском проспекте недалеко от метро Сокол завершено строительство БЦ класса А Alcon II. ADM architects решили главный фасад как три объемные ленты: напряженный трафик проспекта как будто «всколыхнул» материю этажей крупными волнами.
Кирпич и золото
Новый кинотеатр в Каоре на юге Франции по проекту бюро Антонио Вирга восстановил историческую структуру городской площади, где при этом был создан зеленый «оазис».
Андрей Асадов: «На концептуальном этапе надо сразу...
Исследуем главный витраж саратовского аэропорта «Гагарин», составленный из стеклопакетов, наклоненных под углом и образующих «воронку» над входом. Обсуждаем особенности витражных конструкций, а также поиск технологии, которая позволит реализовать красивое архитектурное решение, не пожертвовав надежностью и стоимостью объекта.
Каменные профили
В Цюрихе завершено строительство нового корпуса Кунстхауса, крупнейшего художественного музея Швейцарии. Авторы проекта – берлинский филиал бюро Дэвида Чипперфильда.
Пароход у причала
Апарт-отель, похожий на корабль с широкими палубами, спроектирован для участка на берегу Химкинского водохранилища в Южном Тушино. Дом-пароход, ориентированный на воду и Северный речной вокзал, словно «готовится выйти в плавание».
Не кровля, а швейцарский нож
Ландшафтное бюро Landprocess из Бангкока превратило крышу одного из старейших университетов Таиланда в городской огород, совмещенный с общественным пространством и резервуарами для хранения дождевой воды.
Магия ритма, или орнамент как тема
ЖК Veren place Сергея Чобана в Петербурге – эталонный дом для встраивания в исторический город и один из примеров реализация стратегии, представленной автором несколько лет назад в совместной с Владимиром Седовым книге «30:70. Архитектура как баланс сил».
Архитектор в девелопменте
Девелоперские компании берут в команду архитекторов, а порой создают целые архитектурные подразделения внутри своей структуры: о роли, значении, возможностях архитектора в сфере девелопмента Архи.ру и Институт «Стрелка», изучающий эту непростую тему в течение года, поговорили с архитекторами, которые работают в девелопменте, и другими специалистами.
Еще одна история
Рассказ Феликса Новикова о проектировании и строительстве ДК Тракторостроителей в Чебоксарах, не вполне завершенном в девяностые годы. Теперь, когда рядом, в парке построено новое здание кадетского училища, автор предлагает вернуться в идее размещения монументальной композиции на фасадах ДК.
Виталий Лутц: «Работа над ЗИЛом была очень интересна...
Недавно Архсовет в неформальном режиме обсудил мастер-план территории ЗИЛ-Юг, разработанный на основе ППТ Института Генплана, утвержденного в 2016 году. Об истории и особенностях проектов 2011-2017 рассказывает их непосредственный участник и руководитель.
Живое дерево
Новая книга признанного специалиста по современной деревянной архитектуре России Николая Малинина, изданная музеем «Гараж», нетрадиционна по многим пареметрам, начиная с того, что не вписывается в правила жанровых определений. Как дышит автор – так и пишет. Но знает свой предмет нешуточно, так что книгу надо признать скорее приметой рождения нового жанра исследования, чем простым отступлением от норм.
Ваши бревна пахнут ладаном
По любезному разрешению издательства Garage публикуем две главы из книги Николая Малинина «Современный русский деревянный дом»: главу о девяностых и резюме типологии современного деревянного частного дома.
Вдыхая новую жизнь
Рассказываем об итогах конкурса на концепцию развития Центрального парка им. Горького в Красноярске и показываем три проекта-победителя: воплотить в жизнь планируется лучшие идеи из каждого.
Птица и самолеты
Корпус Авиационного университета во Флориде по проекту ikon.5 architects – не просто студенческий центр, но еще и идеальная площадка для наблюдения за небом.
Сделали мостик
Парижская штаб-квартира медиа-группы Le Monde по проекту Snøhetta перекинута как мост над подземными платформами вокзала Аустерлиц.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
Новый опыт: истории четырех бюро
Беседуем с архитекторами, которые долгое время были заняты в сфере дизайна интерьеров, индивидуального жилого строительства и инсталляций, но недавно реализовали свой первый крупный объект: Faber Group с вокзалом в Иваново, Павел Стефанов и Ольга Яковлева с крематорием в Воронеже, Архатака с ТЦ Галерея SM в Петербурге и Хора с реконструкцией Национальной библиотеки Татарстана.