Палеонтологический музей в Теплом Стане

Палеонтологический музей и Палеонтологический институт РАН в Теплом Стане в Москве в фотографиях Дениса Есакова с комментарием Никиты Токарева, директора Школы МАРШ.

mainImg
Архитектор:
Юрий Платонов
Проект:
Палеонтологический музей и Палеонтологический институт РАН в Теплом Стане
Россия, Москва, ул. Профсоюзная, д. 123

Авторский коллектив:
Архитекторы: Ю.П. Платонов, В.М. Коган, В.П. Нагих, Л.А. Яковенко (ГИПРОНИИ АН СССР)
Художники: А.М. Белашов, В.А. Дувидов, М.П. Митурич-Хлебников, М.В. Шаховская

1972 — 1987
0

Палеонтологический музей имени Ю. А. Орлова
и Палеонтологический институт им. А. А. Борисяка
Российской академии наук

Архитекторы: Ю.П. Платонов, В.М. Коган, В.П. Нагих, Л.А. Яковенко (ГИПРОНИИ АН СССР)
Художники: А.М. Белашов, В.А.Дувидов, М.П. Митурич-Хлебников, М.В. Шаховская
Москва, Профсоюзная улица, 123
1972–1987

Никита Токарев, архитектор, директор Школы МАРШ:

«Палеонтологический стоит особняком в нашей архитектуре, по силе образа я бы сравнил его разве что с музеем Ленина в Горках или с фасадом МХАТа на Тверском. Здесь удалось минимумом средств создать на редкость внятное и эмоциональное высказывание. Предельно скупой внешне объем, без деталей, но с точно выверенными пропорциями, круглящиеся лестничные башни, одно безупречно посаженное отверстие входа, огромные плоскости грубого красного кирпича, все это напоминает о крепости, о тайне, о несколько сумрачной подземности самой темы музея ископаемых. Юрий Павлович Платонов тут вышел за пределы стиля, создал внестилевую, «вечную» вещь, так что даже не хочется искать для нее прототипы, сравнивать и анализировать. Стоит, например, в Баку знаменитая Девичья башня, странной формы сооружение непонятного назначения (не то обсерватория, не то донжон) и неопределенного возраста (не то пятый век, не то двенадцатый, в общем, очень старая), вот что-то такое вспоминается, какие уж тут прототипы. Здание музея очень молчаливо, как молчат и кости древних чудовищ. Оно как будто лишено признаков эпохи, подобно своим экспонатам переходя из «биологии» в «геологию», а там другие масштабы времени, не сравнимые с человеческой жизнью. При этом от зубастой головы, давно ставшей камнем, бежит, бежит холодок по спине, это где-то в подкорке, где прячется в каждом из нас обезьяна. Вот и здесь есть что-то от неподвижности и немоты семидесятых, полной внутреннего напряжения. Смотрю на него и вспоминается сборник «Из-под глыб», хотя в Палеонтологическом нет никакой политики.

Внутри красиво задуманное пространство перегружено повествовательным «декоративным искусством», гжельские мастера керамики развернулись тут во всю мощь. Особенно это чувствуется по контрасту с внешним обликом. Местами бывает трудно отличить декоративные элементы от подлинных экспонатов. Тем не менее, меня подкупает стремление продумать каждую деталь, пусть не всегда этому сопутствует чувство меры и вкуса. В советской архитектуре тех лет редко удавалось дойти до мелочей на уровне дверных ручек. Сложная программа, комбинация музея и научно-исследовательского института изобретательно упакована в простой объем, так что об офисной и лабораторной части не догадаешься, пока не обойдешь здание вокруг. Все в очень хорошей сохранности, к счастью, музей как-то миновал евроремонт.

И стоит он правильно, в лесочке, слегка в стороне от шоссе, как стояли разные полу- и совсем секретные дома на московских окраинах. Уникальный, на самом деле, музей, с одной из богатейших в мире коллекций. Раз в два-три года заезжаю сюда, динозавров проведать.»

Палеонтологический музей и Палеонтологический институт РАН в Теплом Стане
© Денис Есаков
Палеонтологический музей и Палеонтологический институт РАН в Теплом Стане
Фотография © Денис Есаков
Палеонтологический музей и Палеонтологический институт РАН в Теплом Стане © Денис Есаков и Дмитрий Василенко
Палеонтологический музей и Палеонтологический институт РАН в Теплом Стане © Денис Есаков и Дмитрий Василенко
Палеонтологический музей и Палеонтологический институт РАН в Теплом Стане
Фотография © Денис Есаков
Палеонтологический музей и Палеонтологический институт РАН в Теплом Стане
Фотография © Денис Есаков
Палеонтологический музей и Палеонтологический институт РАН в Теплом Стане
Фотография © Денис Есаков
Палеонтологический музей и Палеонтологический институт РАН в Теплом Стане
Фотография © Денис Есаков
Палеонтологический музей и Палеонтологический институт РАН в Теплом Стане
Фотография © Денис Есаков
Палеонтологический музей и Палеонтологический институт РАН в Теплом Стане
Фотография © Денис Есаков
Палеонтологический музей и Палеонтологический институт РАН в Теплом Стане
Фотография © Денис Есаков
Палеонтологический музей и Палеонтологический институт РАН в Теплом Стане
Фотография © Денис Есаков
Палеонтологический музей и Палеонтологический институт РАН в Теплом Стане
Фотография © Денис Есаков
Палеонтологический музей и Палеонтологический институт РАН в Теплом Стане
Фотография © Денис Есаков
Палеонтологический музей и Палеонтологический институт РАН в Теплом Стане
Фотография © Денис Есаков
Палеонтологический музей и Палеонтологический институт РАН в Теплом Стане
Фотография © Денис Есаков
Палеонтологический музей и Палеонтологический институт РАН в Теплом Стане
Фотография © Денис Есаков
Палеонтологический музей и Палеонтологический институт РАН в Теплом Стане
Фотография © Денис Есаков
Палеонтологический музей и Палеонтологический институт РАН в Теплом Стане
Фотография © Денис Есаков
Палеонтологический музей и Палеонтологический институт РАН в Теплом Стане
Фотография © Денис Есаков
Палеонтологический музей и Палеонтологический институт РАН в Теплом Стане
Фотография © Денис Есаков
Палеонтологический музей и Палеонтологический институт РАН в Теплом Стане
Фотография © Денис Есаков
Палеонтологический музей и Палеонтологический институт РАН в Теплом Стане
Фотография © Денис Есаков
Палеонтологический музей и Палеонтологический институт РАН в Теплом Стане
Фотография © Денис Есаков
Палеонтологический музей и Палеонтологический институт РАН в Теплом Стане
Фотография © Денис Есаков
Палеонтологический музей и Палеонтологический институт РАН в Теплом Стане
Фотография © Денис Есаков
Палеонтологический музей и Палеонтологический институт РАН в Теплом Стане
Фотография © Денис Есаков
Палеонтологический музей и Палеонтологический институт РАН в Теплом Стане
Фотография © Денис Есаков
Палеонтологический музей и Палеонтологический институт РАН в Теплом Стане
Фотография © Денис Есаков
Палеонтологический музей и Палеонтологический институт РАН в Теплом Стане
Фотография © Денис Есаков
Палеонтологический музей и Палеонтологический институт РАН в Теплом Стане
Фотография © Денис Есаков
Палеонтологический музей и Палеонтологический институт РАН в Теплом Стане
Фотография © Денис Есаков
Палеонтологический музей и Палеонтологический институт РАН в Теплом Стане
Фотография © Денис Есаков
Архитектор:
Юрий Платонов
Проект:
Палеонтологический музей и Палеонтологический институт РАН в Теплом Стане
Россия, Москва, ул. Профсоюзная, д. 123

Авторский коллектив:
Архитекторы: Ю.П. Платонов, В.М. Коган, В.П. Нагих, Л.А. Яковенко (ГИПРОНИИ АН СССР)
Художники: А.М. Белашов, В.А. Дувидов, М.П. Митурич-Хлебников, М.В. Шаховская

1972 — 1987

19 Февраля 2016

Денис Есаков

Авторы текста:

Денис Есаков, Никита Токарев
«Животворна и органична здесь»
Рецензия петербургского архитектора Сергея Мишина на третью книгу «Гаража» об архитектуре модернизма – на сей раз ленинградского, – в большей степени стала рассуждением о специфике города-проекта, склонного к смелым жестам и чтению стихов. Который, в отличие от «города-мицелия», опровергает миф о разрушительности модернистской архитектуры для традиционной городской ткани.
Сохранить окна ТАСС!
Проблема в том, что фасады ТАСС 1977 года могут отремонтировать, сохранив в целом рисунок, но в других материалах – так, что оно перестанет быть похожим на себя и потеряет оригинальный, то есть подлинный, облик. Собираем подписи за присвоение зданию статуса объекта наследия и охрану его исторического облика.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Дискуссия о Дворце пионеров
Публикуем концепцию комплексного обновления московского Дворца Пионеров Феликса Новикова и Ильи Заливухина, и рассказываем о его обсуждении в Большом зале Москомархитектуры 4 марта.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
Возрождение Дворца
Архитекторы Archiproba Studios бережно восстановили образец позднего советского модернизма – Дворец культуры в городе-курорте Железноводске.
Молодой город для молодой науки
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга «Зеленоград – город Игоря Покровского». Замечательная «кухня» этого проекта – в живых воспоминаниях близкого друга и соратника Покровского, Феликса Новикова, с прекрасным набором фотоматериалов и комментариями всех причастных.
Советский регионализм
В книге итальянских фотографов Роберто Конте и Стефано Перего «Советская Азия» собраны постройки 1950-х–1980-х в Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане и Таджикистане. Цель авторов – показать разнообразие послевоенной советской архитектуры и ее связь с контекстом – историческим и климатическим.
«Это не башня»
Публикуем фото-проект Дениса Есакова: размышление на тему «серых бетонных коробок», которыми в общественном сознании стали в наши дни постройки модернизма.
Пресса: Ленинградский модернизм. Ветер перемен
Советский модернизм – явление, которое только ещё предстоит открыть общественности. Даже сам термин появился только в середине 2000-х, не говоря уже о сколько-нибудь последовательной рефлексии и теоретической инвентаризации зданий, построенных в период после ХХ съезда КПСС до Перестройки.
Музей «Пресня»
Пример «средового брутализма» музей «Пресня» в историческом центре Москвы – в фотографиях Дениса Есакова с детальным рассказом историка архитектуры Дениса Ромодина.
Технологии и материалы
Свет для будущих поколений
Компания SWG | Светодиодное освещение оборудовала специализированную учебную лабораторию при Московском государственном строительном университете и запустила совместную с вузом программу обучения профессионалов интерьерного освещения.
Благородный металл
Сегодня парадные лобби жилых комплексов – это отдельное произведение дизайнерского искусства. Рассказываем, как в их оформлении используется продукция компании HÖGER – производителя уникальных интерьерных деталей из металла
Компания Hilti усиливает локальное производство
Øglaend System, подразделение группы компаний Hilti, производит кабеленесущие системы, которые можно использовать на объектах любой сложности: от нефтяных платформ до торговых центров. Генеральный директор Дмитрий Клименко рассказал Архи.ру о расширении производства в Санкт-Петербурге и запуске новых линеек для фасадных систем Hilti.
Скрафтить площадку
На примере игровых комплексов «Хоббики» – лидера в производстве уличной мебели – рассказываем, в чем преимущества крафтового подхода к оборудованию детских площадок
Приглашение на танец
Компания «Новые Горизонты» разработала несколько серий игровых комплексов, которые можно адаптировать под особенности той или иной площадки. Рассказываем о гибкости решений на примере комплекса «Танцующие домики».
Формула надежности. Инновационная фасадная система...
В компании HILTI нашли оригинальное решение для повышения надежности фасадов, в особенности с большими относами облицовки от несущего основания. Пилоны, пилястры и каннелюры теперь можно выполнять без существенного увеличения бюджета, но не в ущерб прочности и надежности
МасТТех: успехи 2022 года
Кроме каталога готовой продукции, холдинг МасТТех и конструкторское бюро предприятия предлагают разработку уникальных решений. Срок создания и внедрения составляет 4-5 недель – самый короткий на рынке светопрозрачных конструкций!
ROCKWOOL: высокий стандарт на всех континентах
Использование изоляционных материалов компании ROCKWOOL при строительстве зданий и сооружений по всему миру является показателем их качества и надежности.
Как применяется каменная вата в знаковых объектах для решения нетривиальных задач – читайте в нашем обзоре.
Кирпичное узорочье
Один из самых влиятельных и узнаваемых стилей в русской архитектуре – Узорочье XVII века – до сих пор не исчерпало своей вдохновляющей силы для тех, кто работает с кирпичом
NEVA HAUS – узорчатые шкатулки на Неве
Отличительной особенностью комплекса NEVA HAUS являются необычные фасады из кирпича: кирпич от «ЛСР. Стеновые» стал материалом, который подчеркивает индивидуальность каждого из корпусов нового комплекса, делая его уникальным.
Керамические блоки Porotherm – 20 лет в России
С 2023 года Wienerberger отказывается от зонтичного бренда в России и сосредотачивает свои усилия на развитии бренда Porotherm. О перспективах рынка и особенностях строительства из керамических блоков в интервью Архи.ру рассказал генеральный директор ООО «Винербергер Кирпич» и «Винербергер Куркачи» Николай Троицкий
Латунный трек
Компания ЦЕНТРСВЕТ активно развивает свою премиальную трековую систему освещения AUROOM, полностью выполненную из благородной латуни.
Живая сталь для архитектуры
Компания «Северсталь» запустила производство атмосферостойкой стали под брендом Forcera. Рассказываем о российском аналоге кортена и расспрашиваем архитекторов: Сергея Скуратова, Сергея Чобана и других – о востребованности и возможностях окисленного металла как такового. Приводим примеры: с ним и сложно, и интересно.
Нестандартные решения для HoReCa и их реализация в проектах...
Каким бы изысканным ни был интерьер в отеле или ресторане, вся обстановка в прямом смысле слова померкнет, если освещение организовано неграмотно или использованы некачественные источники света. Решения от бренда Arlight полностью соответствуют этим требованиям.
Инновации Baumit для защиты фасадов
Австрийский бренд Baumit, эксперт в области фасадных систем, штукатурок и красок, предлагает комплексные системы фасадной теплоизоляции, сочетающие технологичность и широкие дизайнерские возможности
Optima – красота акустики
Акустические панели Armstrong Optima от Knauf Ceiling Solutions – эстетика, функциональность и широкие возможности использования.
Кирпичный модернизм
​Старший научный сотрудник Музея архитектуры им. А.В. Щусева, искусствовед Марк Акопян – о том, как тысячелетняя строительная история кирпича в XX веке обрела новое измерение благодаря модернизму. Публикуем тезисы выступления в рамках семинара «Городские кварталы», организованного компанией «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецким кирпичным заводом
Сейчас на главной
Звездчатый полиэдр
В пригороде Парижа открылся новый корпус медицинского факультета Университетского госпиталя Кремлен-Бисетр. Архитектор Жан-Филипп Паргад выбрал для здания необычную многогранную форму и ленточные фасады из белого алюминия.
Каменная рубашка
Градсовет Петербурга рассмотрел корректировку фасадов дома «Студии 44» на углу Карповки и Каменноостровского проспекта. Проекту исполнилось 10 лет, строительство в самом разгаре, а эксперты обсуждали изменение окон, кровли, материала облицовки и некоторые другие детали – например, перпендикулярность курдонеров.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Концептуальный максимализм
Спортивный клуб Gympa создавался по заветам lagom и agile, то есть он минималистичный и гибкий, но в то же время уютный и эффективный. Главная изюминка места – зал с кварцевым песком и освещением, настроенным под циркадные ритмы.
Алмазный палимпсест
Римское бюро Labics завершило реконструкцию значимого ренессансного памятника Палаццо деи-Диаманти в Ферраре. Дворец получил удобные, современные выставочные пространства, комфортные общественные зоны и четко организованную структуру.
Лучшее, худшее, новое, старое: архитектурные заметки...
«Что такое традиции архитектуры московского метро? Есть мнения, что это, с одной стороны, индивидуальность облика, с другой – репрезентативность или дворцовость, и, наконец, материалы. Наверное всё это так». Вашему вниманию – вторая серия архитектурных заметок Александра Змеула о БКЛ, посвященная его художественному оформлению, но не только.
Архитектура ДК
В «Манеже» до 2 апреля работает выставка «Дом культуры СССР». Один из кураторов, Ксения Кокорина, рассказывает о значимых проектах прошлого столетия.
Акулы и лава
Бюро MERA Makers придумало и построило игровой комплекс для детского сада в Сарове. Восемь модулей из фанеры и цветного оргстекла, придуманных после обсуждения с детьми, соединяются в остров, который предлагает разные сценарии игры и богатый сенсорный опыт.
Резервуар для искусства
В музейном квартале Бангалора, столицы Южной Индии, открылось новое здание музея MAP – Музея изобразительного искусства и фотографии. Основа фондов – коллекция предпринимателя Абхишека Поддара, он же заказчик архитектурного проекта, авторы здания – местное архбюро Mathew and Ghosh Architects.
Ферма в каждый дом
На воркшопе Архитектура+FOODTECH архитектурная лаборатория SA lab вместе студентами придумала новый тип вертикальных ферм и прошла путь от концепции до реализации. Прототип напечатан на 3D-принтере из переработанного пластика и выращивает 136 растений.
Школа хвойных пород
Для проекта средней школы Port Marianne в Монпелье архитекторы местного бюро A+Architecture выбрали особый безопасный для экологии бетон в сочетании с конструкциями из местной Севеннской ели и эффектной отделкой из Дугласовой пихты.
Иван Фомин и Иосиф Лангбард: на пути к классике 1930-х
Новая статья Андрея Бархина об упрощенном ордере тридцатых – на основе сравнения архитектуры Фомина и Лангбарда. Текст был представлен 17 мая 2022 года в рамках Круглого стола, посвященного 150-летию Ивана Фомина.
Совместный досуг
Центр «Поле» выполняет роль третьего места в спальном районе Москвы. На площади меньше 30 квадратных метров студия дизайна D создала пространство, где дети и взрослые могут проводить время вместе: играть, работать, встречаться с друзьями, заниматься спортом и творчеством.
Сады и искусство
Петербургское ландшафтное бюро МОХ открыло в Москве представительство, напоминающее арт-галерею: пространство формата white box служит фоном для цветочных композиций, объектов искусства и дизайна
Белые одежды
Парижский архитектор Жан-Пьер Лотт спроектировал и построил для Университета Страсбурга новый учебный корпус Le Studium, который задуман прежде всего как так называемое «третье место».
Пресса: Самые важные архитектурные утраты Петербурга за последние...
«Cобака.ru» попросила архитектурного критика и автора телеграм-канала «Город, говори» Марию Элькину, основателя архитектурного бюро «Хвоя» Георгия Снежкина, искусствоведа и автора телеграм-канала «Русский камамбер» Александра Семенова, архитектора-градопланировщика бюро MLA+ Даниила Веретенникова и члена градостроительного совета города, руководителя архитектурного бюро «Студии 44» Никиту Явейна выделить главные городские утраты и возможные в скором времени потери, начиная с нулевых, и рассказывает историю этих мест.
Три из четырех
Рассказываем об итогах прошлогоднего конкурса на оформление четырех станций метро в Казани. Победителей трое – публикуем их проекты. Для последней станции проект выбрать не удалось.
Дворец воды
Дворец водных видов спорта строился в Екатеринбурге в рамках подготовки к Универсиаде-2023. Комплекс включает три бассейна, рассчитан на 5000 зрителей, соответствует требованиям FISU и предполагает интенсивное использование вне крупных спортивных мероприятий.
Мечта о танце
Пекинское бюро MAD превратит старый склад в бывшем порту Роттердама в Центр танцевального искусства с амфитеатром под открытым небом.
Пресса: Юлий Борисов: «Успех не в компромиссе, а в гармонии»
В интервью «Строительному Еженедельнику» Юлий Борисов признается, что не любит использовать слово «компромисс», так как оно предполагает, что кто-то из участников процесса остается неудовлетворенным.
Многоликий
В интерьере ресторана Cult в Калининграде архитектор Дарья Белецкая разворачивает историю, родившуюся из размышлений о тревожности. Ощутить равновесие и спокойствие помогает созерцание полуторатонного валуна, мерцание воды, маски, отсылающие к «Тысячеликому герою» Джозефа Кэмпбелла и общая атмосфера полумрака и тишины.
Мост-аттракцион
Пешеходный мост по проекту архитектора Томаса Рэндалла-Пейджа и конструктора Тима Лукаса в историческом лондонском доке перекатывается «вверх ногами» с помощью двух ручных лебедок, чтобы пропускать проходящие суда.
Дом учителя
В Нинбо в родном доме ведущего экономиста КНР Дун Фужэна открылся музей. Авторы реконструкции – пекинское бюро WIT Design & Research.
Медная корона
Дом, построенный по проекту мастерской Михаила Мамошина рядом с новой сценой Малого драматического театра, прячется во дворах, но вопреки этому, а может и благодаря, интерпретирует традиционную застройку конца XIX века более смело, чем это принято в Петербурге.
Куб в оазисе
Еврейский культурный центр Сочи расположится в доступной части города и станет центром общественной жизни: помимо синагоги он вместит образовательный центр, кошерный ресторан и музей, рядом появится благоустроенный сквер.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.