***
Тема «генплана Соловков» пока не исчерпана. Прежде всего потому, что нет никаких внятных ответов от инициаторов и исполнителей Генплана на самые существенные вопросы. Во-первых, кто дал право разработчикам и «Агентству по развитию Соловков» в Архангельске рассматривать весь архипелаг как поселение Соловецкое? Всю природу, все уникальные биогеоценотические сочетания озер, тайги, лесотундры, тундры, моря, акватории и т.д.? Все нравственное значение вечной соловецкой природы для людей приравнять к значению новых хоз. построек и гостиниц?
Во-вторых, на каком основании гражданские лица (гл. арх. области, руководитель «Агентства по развитию Соловков» и околомонастырские посредники) заводят плач на тему: «ах, да как же вы смеете противодействовать Церкви? Это же монахи все сделали на Соловках, а вы им теперь мешаете восстанавливать!!!». К сожалению, таков их ответ на все объективные вопросы специалистов, являющихся точно такими же членами Церкви, если они принадлежат к православной конфессии. Всё объективное содержание вопросов защитниками ГП игнорируется. Для чего переводить в земли поселений четырнадцать квадратных километров природы на менее чем 100 насельников монастыря – это наверное загадка века.
Последнее пытаются оправдать «перспективой развития». При названном соотношении – несколько десятков монашествующих на площадь, сравнимую с площадью небольшого города вся перспектива на ближайшие 100 лет принадлежит третьим лицам – девелоперам, инвесторам, застройщика, посредникам. Заметим, что для того, чтобы квалифицированно работать с таким памятником, как Соловецкий архипелаг, любой профессионал и даже рабочий должны пройти хотя бы несколько лет «соловецкого ликбеза» – обойти острова, прочувствовать историю и природу – чтобы понимать, где в Соловках граница дозволенного. То, что является типовым поведением и даже нормой в современном мире – в Соловках есть зачастую невежество и дичь. Опасаюсь, что никакого ликбеза для девелоперов и застройщиков не будет. На острова привезут толпы самых некачественных и неграмотных гастарбайтеров, объявят их «реставраторами» под предводительством посредников-«реставраторов», прикрытых наспех или за деньги полученными дипломами.
К сожалению, мы вынуждены показать на фотографиях некоторые тенденции современных процессов взаимодействия реставрации и «рынка» (чего не должно быть в принципе) в Соловках. К сожалению – потому что это памятники нашего Отечества и ЮНЕСКО. Если таково отношение к главным объектам островов – то какова же будет судьба лесных кварталов, отданных в руки людям с подобной идеологией?
И еще одно историческое сравнение. Монастырь даже после екатерининского ограбления по штатам 1764 года обладал огромными возможностями. Почему же до революции монастырь не понастроил поселков по острову? Потому что в то время многие люди понимали слово «нельзя». В глубине островов – Савватьево, Секиро-Вознесенский скит, часовня на Реболде, отдельные дома и хоз. амбары, несколько часовен. Всё, никаких гостиниц для паломников. Да, при Св. Филиппе были соляные варницы на берегу, и лес рубили – с последующим восстановлением, а крупный строевой лес уже со времен Филиппа везли с материка, чтобы свой не сгубить. Но тогда монастырь жил натуральным хозяйством и имел прямую потребность варить соль в больших количествах. А не возить туристов на автомобилях в лес и строить там инфраструктуру для этого…
Выступающие в защиту генплана пока что лукавят. Им говорят «нельзя внедрять туристическую (паломническую) структуру в природу» – а они отвечают: «ну неужели вы не доверяете монахам, которые тут всё создали?» Или лукавят так: мол, авторы петиции вообще хотя запретить туризм в Соловках, но это же немыслимо, не правда ли?
«По плодам их узнаете их…». Некоторые «плоды» представлены здесь на фотографиях.
Николай Александрович
Петров-Спиридонов, МАРХИ