English version

Парк в рамке города

Новый комплекс, строительство которого архитекторы АДМ недавно завершили на Ленинградском шоссе, тщательно, до мелочей обыгрывает свое пограничное положение между трассой и зеленым пространством у берега Москвы-реки.

Автор текста:
Татьяна Шовская

29 Октября 2014
mainImg
Мастерская:
ADM
Проект:
Отель Hilton Doubletree на Ленинградском шоссе
Россия, Москва, Ленинградкое шоссе, 39

Авторский коллектив:
А.Романов, Е.Кузнецова, А. Шишков, Ю.Шамшева, А.Горовой
при участии: М.Брежнев, К.Губернаторов

2007 — 2009 / 2009 — 2014

Заказчик: компания «Автоконцепт»;
Смежные проектировщики, инженерный раздел: Курортпроект;
конструктивный раздел: МБ-Проект
В 2009 году мы рассказывали о проекте этого многофункционального комплекса. Сейчас он построен, его можно мельком увидеть, пролетая по Ленинградке. Или даже рассмотреть из окна, выстаивая традиционную московскую пробку. Надо сказать, что участок, на котором расположен комплекс, для города нетипичен и даже редок. Чаще всего в нашем городе характеристика местоположения однозначна: оживленная улица, тихий центр или умеренно спокойная внутриквартальная территория. Но в данном случае к окружению применимы характеристики прямо противоположного свойства: он выходит на шумный Ленинградский проспект, но расположен в зеленой зоне, плюс к этому из него открывается невероятно редкий для Москвы вид на большую воду – на реку.
Отель Hilton Doubletree на Ленинградском шоссе. Фотография © Мастерская ADM / Анатолий Шостак
Отель Hilton Doubletree на Ленинградском шоссе. Фотография © Мастерская ADM / Анатолий Шостак

В этих обстоятельствах авторы проекта архитекторы Андрей Романов и Екатерина Кузнецова приняли естественное решение максимально отгородиться от проспекта и как можно полнее раскрыть пространство комплекса в сторону парка и пристани, тем более что весьма разнообразный по назначению набор объектов позволял это сделать. Комплекс состоит из двух гостиничных корпусов, одного офисного и одного жилого здания. Поскольку новое гостиничное здание будет занимать сетевой международный бренд Hilton, то к его корпусам с самого начала предъявлялись жесткие требования и нормы. В частности, здание должно быть простой формы с прямыми коридорами внутри. В результате основной гостиничный корпус разместился по красной линии проспекта, определяя собой границу квартала и изолируя его тем самым от городского шума, благодаря чему внутри возникло уютное тихое пространство, собственный мир. То, что главный фасад гостиницы обращен к городской магистрали, полностью оправданно также и с точки зрения правильного функционирования гостиницы – она «сигналит» о своем местонахождении и ее легко найти постояльцам.
Отель Hilton Doubletree на Ленинградском шоссе. Реализация, 2014. Фотография © Мастерская ADM / Анатолий Шостак

Ограждая участок достаточно «жестким» фронтальным объемом, архитекторы постарались избавить его от монотонности, добавив разнообразия в деталях и пропорциях. Несколько ризалитов разной ширины, не подчиненные строгому ритмическому чередованию, складываются в абстрактную композицию, своего рода картину на фасаде. Ризалиты не только выступают из стены, они также немного выступают над верхней отметкой корпуса, что делает фасад подобным городской улице: как будто бы вереница домов меньшего масштаба нанизана на светлые на линии «силовых полей» некоей основы: впрочем, единство дизайн-кода превращает это подобие в мимолетное средство оживления композиции и дробления массы. Выступы чередуются: ризалиты, облицованные керамическими панелями цвета слоновой кости перемежаются с покрытыми коричнево-желтой горизонтальной штриховкой керамического багета, – тонкие щели между полосками делают поверхность проницаемой и легкой в противовес нейтральности плотного светлого фона. Впрочем, палевая часть фасадов тоже (под окнами и у лестничных клеток) прорезана полосками-«жабрами». Картина получается скорее графическая, как будто нарисованная пером и цветной тушью.
Отель Hilton Doubletree на Ленинградском шоссе. Фотография © Мастерская ADM / Анатолий Шостак

Тем не менее фронтальный характер углового корпуса был для авторов важен, и его постарались сохранить: в частности, выступающий далеко вперед входной тамбур сделан целиком из стекла, прозрачен и почти не нарушает прямизны блока.

Если граница квартала очерчена прямоугольными объемами, то внутри преобладает плавная кривизна двух зданий с овальными планами: это второй гостиничный корпус и жилой дом на четыре квартиры. Их объемы, поставленные друг к другу под прямым углом, контрастно сопоставлены: один из них распластанный, другой – вертикальный, но главный прием решения фасада у двух овальных здания общий: это сбитый ритм оконных проемов. Они то сгущаются, то становятся разреженными, то выстраиваются зигзагами, то меняют ширину, – имитируют движение, подхваченное выступами прозрачных балкончиков. Впрочем, разнообразие неизменно подчиненно логике и ритму: проемы строго вписаны в горизонтальные ленты, если ширина окон чередуется, то строго выдерживается одна вертикальная линия, – всякий раз обнаруживается точка отсчета, которая заключает свободу holland wall, помноженную на изменчивую кривизну овальной формы, в рассудочные рамки. Только вырастающие из земли высокие окна первых этажей позволяют себе менять высоту, но тоже – шаг за шагом.
Отель Hilton Doubletree на Ленинградском шоссе. Реализация, 2014. Фотография © Мастерская ADM / Анатолий Шостак
Отель Hilton Doubletree на Ленинградском шоссе. Реализация, 2014. Фотография © Мастерская ADM / Анатолий Шостак
Отель Hilton Doubletree на Ленинградском шоссе. Фотография © Мастерская ADM / Анатолий Шостак

Еще одна особенность овальных корпусов – их несколько большая живописность: тяготение окон к вольной асимметрии подхвачено богатым спектром оттенков известняка, которым отделаны фасады. По контрасту с ровной палевой поверхностью керамики, которой отделаны фасады углового корпуса здесь каменные плиты намеренно разного тона, от светло-бежевого к почти коричневому, напоминают мазки плоской кисти; их нерегулярное «пиксельное» чередование созвучно танцу окон, но растет в противоположном направлении, от земли. К тому же вымостку двора архитекторы наделили почти таким же каменным рисунком, отчего парковые корпуса кажутся почти буквально вырастающими из земли, принадлежащими ей по фактуре и естественному, условно «нерукотворному» материалу. Так и было задумано: периметральные корпуса «городские», овальные – парковые. В присутствующей здесь игре свободы и логики, природы и геометрии, объема и живописности можно бы уловить намеки на усадебные павильоны романтизма или даже вспомнить о каменных романских башнях, выраставших из такой же каменной мостовой. Впрочем, эти далекие от гостиничного бизнеса ассоциации быстро развеивает влажный ветром с реки и привычный шум московского проспекта.
Отель Hilton Doubletree на Ленинградском шоссе. Реализация, 2014. Фотография © Мастерская ADM / Анатолий Шостак

Внутренний двор комплекса предназначен, в числе прочего, для мероприятий под открытым небом – фуршетов и вечеринок. В его ландшафтном проекте, который также выполнен архитекторами АДМ (архитекторы бюро во многих своих проектах очень внимательны к благоустройству), снова возникает тема сочетания прямых и округлых линий и поверхностей. Зеленый насыпной холм разрезан ровными плоскостями, между которыми идет дорожка ко входу, а плоскости покрыты дощатым настилом; его можно использовать как подиум и амфитеатр – сидеть или даже лежать. Освещение двора также необычно: привычных фонарей нет, вместо них – светильники, встроенные в мощение и намечающие маршруты передвижения по двору. Архитекторы считают, что этого света будет вполне достаточно при постоянно освещенных холлах гостиницы, откуда через витражные окна свет будет попадать и во двор.

Помимо построенного на легком контрапункте образа и продуманного благоустройства здесь приятно удивляет качество осмысления и реализации разных архитектурных мелочей: продуманы узлы, стыковки, торцы, примыкание каменных подоконников к стене, окантовка стеклянных ограждений деревянными перилами и деревянная подкладка нижней части консолей с встроенными в нее лампами подсветки, – все то, что в практике дорогой европейской архитектуры существует в виде неизбежного фона, суммы необходимых, не обсуждаемых, а только оттачиваемых приемов и навыков, подобных ровной строчке дорогого пиджака. Возможно, что именно из-за этого ремесленного перфекционизма, – слово не должно никого обижать, потому что без понимания того факта, что архитектура это ремесло, требующее старания, она остается слишком уж бумажной, – так вот, возможно, что из-за этой тщательности и чистоты возникает то самое ощущение качественного и дорогого пространства, которое становится законченным, когда мы попадаем во двор, – ощущение, настолько противоположное извечной московской неряшливости, что просто удивительно.
 
Отель Hilton Doubletree на Ленинградском шоссе. Фотография © Мастерская ADM / Анатолий Шостак
Отель Hilton Doubletree на Ленинградском шоссе. Фотография © Мастерская ADM / Анатолий Шостак
Отель Hilton Doubletree на Ленинградском шоссе. Фотография © Мастерская ADM / Анатолий Шостак
Отель Hilton Doubletree на Ленинградском шоссе. Фотография © Мастерская ADM / Анатолий Шостак
Отель Hilton Doubletree на Ленинградском шоссе. Фотография © Мастерская ADM / Анатолий Шостак
Отель Hilton Doubletree на Ленинградском шоссе. Фотография © Мастерская ADM / Анатолий Шостак
Отель Hilton Doubletree на Ленинградском шоссе. Реализация, 2014. Фотография © Мастерская ADM / Анатолий Шостак
Отель Hilton Doubletree на Ленинградском шоссе. Фотография © Мастерская ADM / Анатолий Шостак
Отель Hilton Doubletree на Ленинградском шоссе. Фотография © Мастерская ADM / Анатолий Шостак
Отель Hilton Doubletree на Ленинградском шоссе. Фотография © Мастерская ADM / Анатолий Шостак
Отель Hilton Doubletree на Ленинградском шоссе. Фотография © Мастерская ADM / Анатолий Шостак


Поставщики, технологии

ТРИУМФАЛЬНАЯ МАРКА
Мастерская:
ADM
Проект:
Отель Hilton Doubletree на Ленинградском шоссе
Россия, Москва, Ленинградкое шоссе, 39

Авторский коллектив:
А.Романов, Е.Кузнецова, А. Шишков, Ю.Шамшева, А.Горовой
при участии: М.Брежнев, К.Губернаторов

2007 — 2009 / 2009 — 2014

Заказчик: компания «Автоконцепт»;
Смежные проектировщики, инженерный раздел: Курортпроект;
конструктивный раздел: МБ-Проект

29 Октября 2014

Автор текста:

Татьяна Шовская
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
«Том Сойер Фест» возрождает красоту старинных зданий
Вот уже 5 лет в разных регионах России проходит уникальный фестиваль по сохранению архитектурного наследия «Том Сойер Фест». Волонтеры и неравнодушные спонсоры помогают спасти здания, которые долгие годы стояли без реставрации и разрушались. И это не просто старые дома – это наше уходящее достояние. Более 40 городов принимают участие в фестивале. В Нижнем Новгороде партнером «Том Сойер Фест» стала австрийская компания Baumit.
Open Spaces
Проект Solo Houses, реализуемый в одном из живописных пригородных районов Испании – это двенадцать экспериментальных жилых домов, гармонично сосуществующих с природным окружением. Ярким дизайнерским акцентом некоторых из них становятся ванны Bette из глазурованной стали.
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Петеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Сейчас на главной
Бинокулярный взгляд на культуру
Музей Западной Австралии «Була Бардип» в Перте по проекту бюро Hassell и OMA предлагает экспозицию, одновременно учитывающую аборигенный и западный взгляд на историю и культуру.
Юлий Борисов: «Мы должны быть гибкими, но не терять...
Особенность развития архитектурной компании UNK project – в постоянном поэтапном росте и спланированном изменении структуры. Это тяжело, но эффективно. Юлий Борисов рассказал нам о недавней трансформации компании, о ее сформулированных ценностях и миссии, а также – о пользе ТРИЗ для конкурсной практики, личностном росте и сложностях роста бюро, параллелизме рационального расчета и иррационального творчества, упорстве и осознанности.
Театральный бастион
Бюро Nieto Sobejano выиграло конкурс на проект большого театрального центра на окраине Парижа: основой для него станут декорационные мастерские Шарля Гарнье конца XIX века.
Пресса: Игра на понижение, или в чем проблема нового «Нового...
Обсуждение на Архсовете Москвы второй итерации проекта бюро «Восток» для школы «Новый взгляд» в ЖК «Садовые кварталы» вышло ожидаемо резонансным. Оно подтвердило догадки, возникшие этим летом после победы в конкурсе первой итерации, и поставило ребром вопрос о том, по назначению ли российские заказчики используют такой эффективный инструмент повышения качества архитектуры, как архитектурные конкурсы.
Умер Сергей Бархин
Сегодня в возрасте 82 лет скончался Сергей Бархин, известный прежде всего как театральный художник, но также выпускник МАРХИ, участник «бумажных» конкурсов 1980-х, художник, поэт.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Кирпич как связующее
Исторический комплекс почтамта – телеграфа – телефонной станции на юго-западе Берлина архитекторы GRAFT приспособили под офисы, магазины и рестораны, а также добавили два новых жилых корпуса.
Кирпич и фарфор
Музей Императорской печи в Цзиндэчжэне на юго-востоке Китая в прямом и переносном смысле построен вокруг тысячелетней традиции создания фарфора. Авторы проекта – пекинские архитекторы Studio Zhu-Pei.
Шкаф с культурой
Рассказываем о том, как районная библиотека в позднесоветском здании превратилась в актуальное общественное пространство и центр культурной жизни спального района.
Две школы: о лауреатах «Зодчества» 2020
Главную премию, Хрустальный Дедал, вручили школе Wunderpark Антона Нагавицына, премию Татлин за лучший проект получил кампус ИТМО «Студии 44» Никиты Явейна. Показываем и перечисляем все проекты и постройки, получившие золотые и серебряные знаки, а также дипломы фестиваля Зодчество.
Простор для творчества
Результат сотрудничества европейского заказчика и компании «Архиматика» – бизнес-центр со сложным фасадом, умными планировками и сертификатом BREEAM.
Градсовет удаленно 11.11.2020
На очередном дистанционном заседании Градсовет обсудил микрорайон рядом с Пулковской обсерваторией и жилой комплекс эконом-класса с видом на Неву.
Живее всех живых
В Гостином дворе открылся фестиваль «Зодчество» с темой «Вечность». Его куратор Эдуард Кубенский заполнил множеством смелых – и вообще разных – инсталляций пространство, освобожденное кризисным временем. Давая тем самым надежду на обновление и утверждая, надо думать, что фестиваль жив.
ATRIUM: «Один довольный заказчик должен приносить тебе...
Вера Бутко и Антон Надточий, известные 20 лет назад смелыми проектами интерьеров и частных домов, сейчас строят большие жилые районы в Москве, участвуют в конкурсах наравне с западными «звездами», активно работают со значительными проектами не только в России, но и на постсоветском пространстве. Мы поговорили с архитекторами об их творческом пути, его этапах и истории успеха.
Спит кирпич, и ему снится
Великая московская стена, ограждающая Москву по линии МКАДа, дом-звонница, башня-рудимент, имитация воды и вышивка кирпичом. Представляем проекты-победители первого всероссийского архитектурного Кирпичного конкурса, в которых традиционный материал приобретает новые выразительные качества и смелое концептуальное осмысление.
На три счета
Складной дом Brette складывается на шарнирах и укладывается на платформу грузовика. Он состоит их трех модулей, его разбирают за три часа, площадь при этом увеличивается в три раза. Дом изготовлен в Латвии и уже выдержал один переезд.
Парение свечей
Проект установки памятного знака журналистам, погибшим при исполнении профессионального долга – победившая в конкурсе работа скульптора Бориса Чёрствого, умершего в этом году, и архитекторов Алексея и Натальи Бавыкиных – не слишком типичный для современной Москвы, и поэтому актуальный и важный памятник.
Магнитные линии
Магазин на флагманском автозаправочном комплексе компании KLO строится сейчас в Киеве по проекту Dmytro Aranchii Architects.
Архсовет Москвы – 68
Архсовет, состоявшийся во вторник и отправивший на доработку проект ЖК «Слава» архитектурной компании DYER Филиппа Болла и MR Group, вызвал достаточно бурное обсуждение в сети. Рассказываем, кто и что сказал, подробнее.
Архитектурная среда и дизайн-2020
Дипломные работы выпускников кафедры «Архитектурная среда и дизайн» Института бизнеса и дизайна: двухдневный туристический маршрут, реновация биологической станции, восстановление реки и интерьер квартиры в Доме Наркомфина.
Изгибы среди деревьев
Корпус визуальных искусств в пенсильванском колледже по проекту Стивена Холла получил криволинейный план, чтобы сберечь 200-летние деревья вокруг.
«Панельный дом для богатых»
Лучшим небоскребом мира за 2018–2020 годы Немецкий музей архитектуры выбрал башни Norra tornen в Стокгольме по проекту OMA: сборный бетонный жилой комплекс, напоминающий своими модульными «кубиками» Habitat’67. Публикуем его и небоскребы-финалисты.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
Открытая структура
В Екатеринбурге сдано в эксплуатацию здание штаб-квартиры Русской медной компании, ставшее первым реализованным в России проектом знаменитого британского архитектурного бюро Foster + Partners. Об этой во всех смыслах очень заметной постройке специально для Архи.ру рассказывает автор youtube-канала «Архиблог» Анна Мартовицкая.
Башни «Спутника»
Шесть башен в крупном жилом комплексе рядом с берегом Москвы-реки в самом начале Новорижского шоссе совмещают ответ на целый ряд маркетинговых пожеланий и рамок, предлагая простой ритм и лаконичную форму для домов, которые заказчик предпочел видеть «яркими».
Кружево и кортен
Мастерская LMN Architects построила в Эверетте на северо-западе США пешеходный мост, соединивший оторванные друг от друга городские районы. Сооружение, первоначально задуманное как часть канализационной системы, превратилось в популярное общественное пространство.
Рынок с открытым кодом
Рынок для городка Гаубулига в Гане по проекту студенческой лаборатории [applied] Foreign Affairs при Венском университете прикладных искусств получил американскую премию Architecture Masterprize в номинации «Открытие года».
Изба дель арте
Мы решили отобрать несколько объектов из шорт-листа премии АрхиWOOD и рассмотреть их поближе. Суздальский дом интересен тем, что делает своим сюжетом все еще актуальный вопрос современности: диалог старого и нового. Его можно понять как метафору современного туристического города, может быть, даже размышление о его судьбе.
Бранденбургские колоннады
На этих выходных открывается долгожданный для жителей и посетителей немецкой столицы аэропорт Берлин-Бранденбург – BER. Его архитекторы – бюро gmp, авторы закрывающегося с открытием BER Тегеля.
Точка отсчета
Здесь мы рассматриваем два ретро-объекта: одному 20 лет, другому 25. Один из них – первые в истории Петербурга таунхаусы, другой стал первым примером элитного жилья на Крестовском острове. Оба – от бюро «Евгений Герасимов и партнеры».
Деревянное будущее
Бюро Рейульфа Рамстада выиграло конкурс на проект нового крыла музея корабля «Фрам» в Осло: проект называется Framtid – «будущее».
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора...
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
Облако на холме
Бюро Alvisi Kirimoto завершило реконструкцию разрушенной землетрясением музыкальной школы в итальянском Камерино. Реализовать проект удалось менее чем за 150 дней.