Парк в рамке города

Новый комплекс, строительство которого архитекторы АДМ недавно завершили на Ленинградском шоссе, тщательно, до мелочей обыгрывает свое пограничное положение между трассой и зеленым пространством у берега Москвы-реки.

Автор текста:
Татьяна Шовская

29 Октября 2014
mainImg
Мастерская:
ADM
Проект:
Отель Hilton Doubletree на Ленинградском шоссе
Россия, Москва, Ленинградкое шоссе, 39

Авторский коллектив:
А.Романов, Е.Кузнецова, А. Шишков, Ю.Шамшева, А.Горовой
при участии: М.Брежнев, К.Губернаторов

2009 – 2014

Заказчик: компания «Автоконцепт»;
Смежные проектировщики, инженерный раздел: Курортпроект;
конструктивный раздел: МБ-Проект
В 2009 году мы рассказывали о проекте этого многофункционального комплекса. Сейчас он построен, его можно мельком увидеть, пролетая по Ленинградке. Или даже рассмотреть из окна, выстаивая традиционную московскую пробку. Надо сказать, что участок, на котором расположен комплекс, для города нетипичен и даже редок. Чаще всего в нашем городе характеристика местоположения однозначна: оживленная улица, тихий центр или умеренно спокойная внутриквартальная территория. Но в данном случае к окружению применимы характеристики прямо противоположного свойства: он выходит на шумный Ленинградский проспект, но расположен в зеленой зоне, плюс к этому из него открывается невероятно редкий для Москвы вид на большую воду – на реку.
Отель Hilton Doubletree на Ленинградском шоссе. Фотография © Мастерская ADM / Анатолий Шостак
Отель Hilton Doubletree на Ленинградском шоссе. Фотография © Мастерская ADM / Анатолий Шостак

В этих обстоятельствах авторы проекта архитекторы Андрей Романов и Екатерина Кузнецова приняли естественное решение максимально отгородиться от проспекта и как можно полнее раскрыть пространство комплекса в сторону парка и пристани, тем более что весьма разнообразный по назначению набор объектов позволял это сделать. Комплекс состоит из двух гостиничных корпусов, одного офисного и одного жилого здания. Поскольку новое гостиничное здание будет занимать сетевой международный бренд Hilton, то к его корпусам с самого начала предъявлялись жесткие требования и нормы. В частности, здание должно быть простой формы с прямыми коридорами внутри. В результате основной гостиничный корпус разместился по красной линии проспекта, определяя собой границу квартала и изолируя его тем самым от городского шума, благодаря чему внутри возникло уютное тихое пространство, собственный мир. То, что главный фасад гостиницы обращен к городской магистрали, полностью оправданно также и с точки зрения правильного функционирования гостиницы – она «сигналит» о своем местонахождении и ее легко найти постояльцам.
Отель Hilton Doubletree на Ленинградском шоссе. Реализация, 2014. Фотография © Мастерская ADM / Анатолий Шостак

Ограждая участок достаточно «жестким» фронтальным объемом, архитекторы постарались избавить его от монотонности, добавив разнообразия в деталях и пропорциях. Несколько ризалитов разной ширины, не подчиненные строгому ритмическому чередованию, складываются в абстрактную композицию, своего рода картину на фасаде. Ризалиты не только выступают из стены, они также немного выступают над верхней отметкой корпуса, что делает фасад подобным городской улице: как будто бы вереница домов меньшего масштаба нанизана на светлые на линии «силовых полей» некоей основы: впрочем, единство дизайн-кода превращает это подобие в мимолетное средство оживления композиции и дробления массы. Выступы чередуются: ризалиты, облицованные керамическими панелями цвета слоновой кости перемежаются с покрытыми коричнево-желтой горизонтальной штриховкой керамического багета, – тонкие щели между полосками делают поверхность проницаемой и легкой в противовес нейтральности плотного светлого фона. Впрочем, палевая часть фасадов тоже (под окнами и у лестничных клеток) прорезана полосками-«жабрами». Картина получается скорее графическая, как будто нарисованная пером и цветной тушью.
Отель Hilton Doubletree на Ленинградском шоссе. Фотография © Мастерская ADM / Анатолий Шостак

Тем не менее фронтальный характер углового корпуса был для авторов важен, и его постарались сохранить: в частности, выступающий далеко вперед входной тамбур сделан целиком из стекла, прозрачен и почти не нарушает прямизны блока.

Если граница квартала очерчена прямоугольными объемами, то внутри преобладает плавная кривизна двух зданий с овальными планами: это второй гостиничный корпус и жилой дом на четыре квартиры. Их объемы, поставленные друг к другу под прямым углом, контрастно сопоставлены: один из них распластанный, другой – вертикальный, но главный прием решения фасада у двух овальных здания общий: это сбитый ритм оконных проемов. Они то сгущаются, то становятся разреженными, то выстраиваются зигзагами, то меняют ширину, – имитируют движение, подхваченное выступами прозрачных балкончиков. Впрочем, разнообразие неизменно подчиненно логике и ритму: проемы строго вписаны в горизонтальные ленты, если ширина окон чередуется, то строго выдерживается одна вертикальная линия, – всякий раз обнаруживается точка отсчета, которая заключает свободу holland wall, помноженную на изменчивую кривизну овальной формы, в рассудочные рамки. Только вырастающие из земли высокие окна первых этажей позволяют себе менять высоту, но тоже – шаг за шагом.
Отель Hilton Doubletree на Ленинградском шоссе. Реализация, 2014. Фотография © Мастерская ADM / Анатолий Шостак
Отель Hilton Doubletree на Ленинградском шоссе. Реализация, 2014. Фотография © Мастерская ADM / Анатолий Шостак
Отель Hilton Doubletree на Ленинградском шоссе. Фотография © Мастерская ADM / Анатолий Шостак

Еще одна особенность овальных корпусов – их несколько большая живописность: тяготение окон к вольной асимметрии подхвачено богатым спектром оттенков известняка, которым отделаны фасады. По контрасту с ровной палевой поверхностью керамики, которой отделаны фасады углового корпуса здесь каменные плиты намеренно разного тона, от светло-бежевого к почти коричневому, напоминают мазки плоской кисти; их нерегулярное «пиксельное» чередование созвучно танцу окон, но растет в противоположном направлении, от земли. К тому же вымостку двора архитекторы наделили почти таким же каменным рисунком, отчего парковые корпуса кажутся почти буквально вырастающими из земли, принадлежащими ей по фактуре и естественному, условно «нерукотворному» материалу. Так и было задумано: периметральные корпуса «городские», овальные – парковые. В присутствующей здесь игре свободы и логики, природы и геометрии, объема и живописности можно бы уловить намеки на усадебные павильоны романтизма или даже вспомнить о каменных романских башнях, выраставших из такой же каменной мостовой. Впрочем, эти далекие от гостиничного бизнеса ассоциации быстро развеивает влажный ветром с реки и привычный шум московского проспекта.
Отель Hilton Doubletree на Ленинградском шоссе. Реализация, 2014. Фотография © Мастерская ADM / Анатолий Шостак

Внутренний двор комплекса предназначен, в числе прочего, для мероприятий под открытым небом – фуршетов и вечеринок. В его ландшафтном проекте, который также выполнен архитекторами АДМ (архитекторы бюро во многих своих проектах очень внимательны к благоустройству), снова возникает тема сочетания прямых и округлых линий и поверхностей. Зеленый насыпной холм разрезан ровными плоскостями, между которыми идет дорожка ко входу, а плоскости покрыты дощатым настилом; его можно использовать как подиум и амфитеатр – сидеть или даже лежать. Освещение двора также необычно: привычных фонарей нет, вместо них – светильники, встроенные в мощение и намечающие маршруты передвижения по двору. Архитекторы считают, что этого света будет вполне достаточно при постоянно освещенных холлах гостиницы, откуда через витражные окна свет будет попадать и во двор.

Помимо построенного на легком контрапункте образа и продуманного благоустройства здесь приятно удивляет качество осмысления и реализации разных архитектурных мелочей: продуманы узлы, стыковки, торцы, примыкание каменных подоконников к стене, окантовка стеклянных ограждений деревянными перилами и деревянная подкладка нижней части консолей с встроенными в нее лампами подсветки, – все то, что в практике дорогой европейской архитектуры существует в виде неизбежного фона, суммы необходимых, не обсуждаемых, а только оттачиваемых приемов и навыков, подобных ровной строчке дорогого пиджака. Возможно, что именно из-за этого ремесленного перфекционизма, – слово не должно никого обижать, потому что без понимания того факта, что архитектура это ремесло, требующее старания, она остается слишком уж бумажной, – так вот, возможно, что из-за этой тщательности и чистоты возникает то самое ощущение качественного и дорогого пространства, которое становится законченным, когда мы попадаем во двор, – ощущение, настолько противоположное извечной московской неряшливости, что просто удивительно.
 
Отель Hilton Doubletree на Ленинградском шоссе. Фотография © Мастерская ADM / Анатолий Шостак
Отель Hilton Doubletree на Ленинградском шоссе. Фотография © Мастерская ADM / Анатолий Шостак
Отель Hilton Doubletree на Ленинградском шоссе. Фотография © Мастерская ADM / Анатолий Шостак
Отель Hilton Doubletree на Ленинградском шоссе. Фотография © Мастерская ADM / Анатолий Шостак
Отель Hilton Doubletree на Ленинградском шоссе. Фотография © Мастерская ADM / Анатолий Шостак
Отель Hilton Doubletree на Ленинградском шоссе. Фотография © Мастерская ADM / Анатолий Шостак
Отель Hilton Doubletree на Ленинградском шоссе. Реализация, 2014. Фотография © Мастерская ADM / Анатолий Шостак
Отель Hilton Doubletree на Ленинградском шоссе. Фотография © Мастерская ADM / Анатолий Шостак
Отель Hilton Doubletree на Ленинградском шоссе. Фотография © Мастерская ADM / Анатолий Шостак
Отель Hilton Doubletree на Ленинградском шоссе. Фотография © Мастерская ADM / Анатолий Шостак
Отель Hilton Doubletree на Ленинградском шоссе. Фотография © Мастерская ADM / Анатолий Шостак


Поставщики, технологии

ТРИУМФАЛЬНАЯ МАРКА Поставщиком для наполнения интерьеров отеля стала компания «Триумфальная марка», которая представляет в России ведущие итальянские фабрики-производители дверей и дверной фурнитуры.
Мастерская:
ADM
Проект:
Отель Hilton Doubletree на Ленинградском шоссе
Россия, Москва, Ленинградкое шоссе, 39

Авторский коллектив:
А.Романов, Е.Кузнецова, А. Шишков, Ю.Шамшева, А.Горовой
при участии: М.Брежнев, К.Губернаторов

2009 – 2014

Заказчик: компания «Автоконцепт»;
Смежные проектировщики, инженерный раздел: Курортпроект;
конструктивный раздел: МБ-Проект

29 Октября 2014

Автор текста:

Татьяна Шовская
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Хай-тек палаццо: тонкости воплощения
Подробно рассказываем о фасадных системах и объектных решениях компании HILTI, примененных в клубном доме «Кутузовский, 12».
Проект дома – АБ «Цимайло Ляшенко и Партнеры».
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.
Эволюция офиса
Задача дизайнера актуальных офисных интерьеров – создать функциональную среду, приятную эстетически и комфортную во всех смыслах.
Технологии сохранения тепла от Realit®
Ежегодно команда Realit® развивает, модернизирует собственные разработки и выводит на рынок совершенно новые архитектурные системы в соответствии с растущими потребностями современного строительства, а также изменениями в СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003»
Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Сейчас на главной
Долгосрочная устойчивость
Архитекторы MVRDV представили проект реконструкции своей знаменитой постройки – павильона Нидерландов на Экспо в Ганновере, пустовавшего 20 лет.
Введение в параметрику
В нашей подборке: вдохновляющие ресурсы, книги, курсы и люди, которые помогут познакомиться с алгоритмической архитектурой и проектированием.
Наследие модернизма: Artek и ресторан Savoy
Ресторан Savoy в Хельсинки с интерьерами авторства Алвара и Айно Аалто вновь открыл свои двери после тщательной реставрации и реконструкции. Savoy был обновлен лондонской студией Studioilse в сотрудничестве с финским мебельным брендом Artek, Городским музеем Хельсинки и Фондом Алвара Аалто.
Леонидов и Ле Корбюзье: проблема взаимного влияния
Памяти Юрия Павловича Волчка. Статья готовилась к V Хан-Магомедовским чтениям «Наследие ВХУТЕМАС и современность». В ней рассматривается проблема творческого взаимодействия Ле Корбюзье и Ивана Леонидова, раскрывающая значение творчества Леонидова и школы ВХУТЕМАСа, которую он представляет, для формирования основ формального языка архитектуры «современного движения».
Памяти Юрия Волчка
Вчера, 6 июля, умер Юрий Волчок, историк архитектуры, ученый, хорошо известный всем, кто хоть сколько-нибудь интересуется советским модернизмом. Слово – его коллегам и ученикам.
Все о Эве
Общим голосованием студентов и преподавателей лондонской школы Архитектурной ассоциации выражено недоверие директору этого ведущего мирового вуза, Эве Франк-и-Жилаберт, и отвергнут ее план развития школы на ближайшие пять лет. В ответ в управляющий совет АА поступило письмо известных практиков, теоретиков и исследователей архитектуры, называющих итог голосования результатом сексизма и предвзятости.
Клетка Фарадея
Проект клубного дома в 1-м Тружениковом переулке – попытка архитекторов разместить значительный объем на крошечном пятачке земли так, чтобы он выглядел элегантно и респектабельно. На помощь пришли металл, камень и гнутое стекло.
Цвет и линия
Находки бюро «А.Лен» для проектирования бюджетного детского сада: мозаика нерегулярных окон и работа с цветом.
Градсовет удаленно 2.07.2020
Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.
Союз искусства и техники
Интерес к архитектуре 1930-х для Степана Липгарта – путеводная звезда. В проекте дома «Amo» на Васильевском острове в Санкт-Петербурге архитектор взял за точку отсчета московское ар-деко – эстетское, с росписями в технике сграффито. И заодно развил типологию квартала как органической структуры.
На краю ледника
В горах на западе Норвегии, у ледника Юстедал, заработала туристическая база Tungestølen по проекту архитекторов Snøhetta. Ее фасады обшиты деревом, обработанным по средневековому методу – как у ставкирки.
Стекло и камень
В штате Вирджиния началась реконструкция руин дома Фрэнсиса Лайтфута Ли – одного из «подписантов» Декларации независимости США (1776). Чтобы не нарушить аутентичность сооружения, все новые части, включая конструктивные, будут выполнены из стекла.
Лучшее деревянное
Названы лауреаты премии «Дерево в архитектуре 2020». Работа жюри проходила в режиме он-лайн. Представляем все награжденные проекты.
Окна на Влтаву
В ходе реконструкции пражских набережных по проекту бюро Petr Janda / brainwork у них усилилась связь с городом и возникли разнообразные социальные и культурные функции.
Слоистый урбанизм
Реконструкцией бывшего промышленного района ZOHO в Роттердаме заняты планировщики ECHO Urban Design и архитекторы Orange Architects, Moederscheim Moonen, More Architects и Studio Nauta. Там появятся 550 квартир, включая социальное жилье.
Обратный отсчет
Проект мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» для московского Ленинградского проспекта: самое высокое здание в портфолио бюро и развитие традиций сталинской архитектуры.
Дворец спорта в Томске
Проект реконструкции Дворца зрелищ и спорта на окраине Томска предполагает трансформацию крытого катка, реализованного в 1970 году, с сохранением ядра, обстройкой с трех сторон и 8-этажной пластиной гостиницы.
Лучшая страна в мире
В Хельсинки названы 15 лучших построек финских архитекторов – результат очередного смотра-биеннале, который проводят национальные музей архитектуры и ассоциация архитекторов, а также фонд Алвара Аалто.
Допожарный классицизм
По проекту «Гинзбург Архитектс» отреставрирован особняк бригадира А.П. Сытина – редкий памятник московской деревянной архитектуры начала XIX века.
Пресса: «Люди спрашивают, не Марсу ли, богу войны, он посвящен?»
Историк архитектуры Сергей Кавтарадзе объясняет, чем хорош и чем плох храм Минобороны, открытый в Подмосковье. 14 июня в подмосковной Кубинке прошла церемония освящения Главного храма Вооруженных сил России. Настоятелем нового храма стал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Внешний вид храма Минобороны удивил многих — его раскритиковали в соцсетях, за мрачность сравнивая с объектом из игры Warhammer.
Приручение модернизма
Из жесткого образца позднесоветского градостроительства, эспланады между так и оставшимся на бумаге музеем Ленина и Горсоветом, площадь Азатлык в Набережных Челнах благодаря проекту бюро DROM превратилась в привлекательное, многофункциональное и полицентричное общественное пространство.
Идеальный план
Круглый дом теперь есть не только в Матвеевском, но и в Лозанне: общежитие Vortex из бетона и дерева на 1000 студентов с пандусом длиной почти 3 километра по проекту архитекторов Dürig AG и IttenBrechbühl опробовали в этом январе участники III Зимней юношеской Олимпиады.
5 «дистанционных» экскурсий по знаменитым зданиям:...
Экскурсия по «двойному дому» Фриды Кало и Диего Риверы, игра «в современное искусство» от Центра Помпиду, видеотур по монастырю Ле Корбюзье, а также пятиминутные прогулки по проектам Ф.Л. Райта и виртуальный «Лего-дом» от BIG.
Пресса: Урбанистика на карантине. Как строить город после...
В новейшей истории мало периодов, когда такое количество людей одновременно переживали потребность в альтернативе. Сейчас речь идет о тиражировании советского стандарта индустриального жилья на столетие вперед. Если его что и может победить, то именно вирус.
Метро у моря
Две станции метро в новом жилом и офисном районе Копенгагена Норхавн – в северной части порта. Авторы проекта – бюро COBE и архитектурное подразделение Arup.
Можно ли спасти арку?
Поговорили об «Арке Артплея» 1865 года с Ильей Заливухиным, Михаилом Блинкиным и Рустамом Рахматуллиным. Итог – три совершенно разные позиции.
«Тяжелое наследие» и его «нейтрализация»
В городке Браунау-ам-Инн на севере Австрии завершился архитектурный конкурс: дом XVII века, где родился Адольф Гитлер, будет превращен в отделение полиции по проекту Marte.Marte Architekten. Рассказываем о предыстории и обосновании этого проекта и публикуем интервью с партнером бюро Штефаном Марте.
Белый город
В проекте для южного региона России бюро ОСА использует многослойные фасады, играющие на образ курортной архитектуры, и в русле самых современных тенденций перемешивает социальные группы жильцов.
Шоколадные стены
Общественный центр с большим внутренним двором по проекту Taller Mauricio Rocha + Gabriela Carrillo в историческом центре мексиканской Куэрнаваки рассчитан на репетиции любительских оркестров, тренировки футболистов и курсы фотографии.
Отражая солнце
Дом Сергея Скуратова в Николоворобинском срежиссирован до мелких нюансов. Он адаптирует три исторических фасада, интерпретирует ощущение сложного города, составленного из множества наслоений, – и ловит солнце, от восточного до западного.
Часть целого
5 июня были объявлены лауреаты Архитектурной премии Москвы. В числе победителей – проект школы в Троицке на 2100 учеников со своей обсерваторией, IT-полигоном, музеем и оранжереей на крыше.
Пожарный цвет
Пожарная часть в Антверпене по проекту бюро Happel Cornelisse Verhoeven фасадами из красного глазурованного кирпича сразу сообщает прохожему о своей важной функции.
Архитектура как педагогика
Еще одна частная школа, в которой Архиматика реализует концепцию эстетического образования и ищет новую традицию: объединяя скандинавский и советский опыт, обращаясь к предметам искусства и внедряя энергоэффективные технологии.
Фантазия о дикой природе
На кампусе компании Vitra в Вайле-на-Рейне, в знаменитой «коллекции» зданий звездных авторов – пополнение: там создают сад по проекту Пита Аудолфа.
Пресса: Как клип трансформирует город. Григорий Ревзин о городе...
В надежде на будущее обычно присутствует то ли презумпция, что смутность настоящего не может не проясниться, то ли воля к ее прояснению. Будущее всегда стремилось к целостности — пожалуй, мы теперь в первый раз переживаем время, когда это не так.