Обзор прессы и блогов: 14–20 июня

Блеск и нищета российского павильона в Венеции, звездные архитекторы на «Стрелке», Евгений Асс о первом выпуске МАРШ, а также проекты гостиниц и социальных объектов – в свежем обзоре прессы и блогов.

author pht

Автор текста:
Алёна Кузнецова

mainImg
Пресса / биеннале
Архитектурные критики на этой неделе продолжают осмыслять представленные на Венецианской биеннале экспозиции. Александра Новоженова в своем тексте на Colta.ru описывает совокупность национальных павильонов как большой постмодернистский проект со всеми полагающимися элементами (бинарность, игра, ирония, цитирование), в рамках которого каждая страна ищет свой язык, а фон задает главная экспозиция биеннале Elements of architecture, «овеществленный словарь международного архитектурного языка». Вопрос о том, какие из этого словаря составятся фразы, послужат они добру или злу, куратор Рем Колхас решить, по мнению автора статьи, не пытается. Евгений Асс в интервью Порталу Архсовета Москвы называет выставку Колхаса провальной. По его мнению, это был способ уйти от ответов на реальные вопросы: «Когда нечего сказать, то выставляем строительные элементы. Но архитектура – это не стройиндустрия, она не распадается на части. Лично я не могу рассматривать лестницы отдельно от перекрытий. Архитектура – это интегрирование, а не дезинтеграция». В отношении российского павильона, который удостоился специального упоминания жюри «за демонстрацию современного языка коммерциализации архитектуры», Евгений Асс высказался в позитивном ключе, но сомнение вызывает визуальная составляющая: «Получилось аляповато-назойливо. Нужно ли было доводить до такого иронического абсурда?» Мария Элькина из ART1 считает, что наш павильон получился одним из самых нескучных, однако из общего тона статьи ясно, что это не комплимент.. По ее словам, «желая быть ироничными, кураторы российского павильона оказываются ближе к правде, чем, возможно, даже сами хотели». Также о биеннале сообщила Deutsche Welle, а Анна Шевченко опубликовала свою рецензию в «Русском журнале».
 
Лето на «Стрелке»
Для летних мероприятий московский Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» в этом году приглашает архитекторов с громкими именами. Мексиканец Микель Рохкинд, известный своим вниманием к социальным аспектам профессии, прочитал лекцию «Архитектура за рамками заданных границ». В материале Interview Россия даже через печатный текст чувствуется энергия архитектора: он рассказывает о стремлении создавать стратегии для новых зданий, которые делают мир лучше, необходимости воспитания заказчика, балансе технологии и традиционных ремесел и многом другом. В интервью нашему порталу Микель более подробно рассказывает о работе с заказчиками и их ответственности: например, о компании Nestlé, для которой бюро Rojkind arquitectos в итоге построило Музей шоколада вместо посетительского центра для детей. 
zooming
Комплекс Savonnerie Heymans. Изображение: archsovet.msk.ru
zooming
Проект гостиницы в Тропарево-Никулино, бюро SPEECH C. Чобан и А. Ильин. Изображение: archsovet.msk.ru

Также Архи.ру сумел пообщаться с японским архитектором Кенго Кума, который на «Стрелке» выступил с лекцией «Архитектура после катастрофы». А уже в это воскресенье можно послушать Сантьяго Калатраву, испанец расскажет российской публике о том, как придать архитектуре дополнительное, живое, измерение.
 
Евгений Асс
Сайт московского архсовета публикует интервью с Евгением Ассом, в котором он делится мыслями по поводу современных архитектурных выставок, а также рассказывает о работе Московской архитектурной школы. Евгений Асс отмечает, что уровень первых выпускных проектов очень высок, они получились реалистичными и продуманными несмотря на то, что подготовка студентов на момент поступления в его вуз оставляла желать лучшего. В результате работы его студии «Перезарядье» выяснилось, что застройка Зарядья может принципиально изменить всю ситуацию в центре Москвы: город «разблокируется», откроется Кремль, Красная площадь, первые этажи зданий в Китай-городе, возникнет хороший городской центр, привлекательный для туристов и москвичей. 
 
Также Евгений Асс радует читателей в самом положительном и не ироническом смысле лирическим текстом в своей колонке на сайте Школы. Его рассуждения посвящены современному страху перед старостью, который сказывается в том числе на архитектуре, обреченной сегодня либо на вечную молодость, либо на мгновенную смерть.
 
Архсовет Москвы
Сайт архсовета подготовил материал о качественном и доступном жилье: оно должно быть экономически доступным, при этом создавать яркие архитектурные доминанты и комфортные общественные пространства. Авторы приводят примеры данного жанра, реализованные европейскими архитекторами за последние несколько лет.
 
Архсовет также рассказывает о проектах гостиниц, которые рассмотренных на рабочих заседаниях у главного архитектора Москвы. Проекты оценивается с точки зрения грамотности схемы транспортного обеспечения, ландшафтно-визуального анализа, уникальности архитектурно-композиционного решения. Из-за большой потребности столицы в гостиничных площадях проектов поступает много – от современных стеклянных башен до псевдоклассики – однако не все они получают одобрение.   
 
zooming
Проект гостиницы на Краноспрудной, 12, ООО «Антика-плюс». Изображение: archsovet.msk.ru

Блоги
В социальных сетях российский павильон на биеннале наиболее активно обсуждается на странице Юрия Пальмина в Facebook. Он характеризует экспозицию так: «панк-оперу про дорогу в ад, вымощенную модернистскими благими намерениями», «запредельно злое, циничное и смешное действо, исключительно точно описывающее наше настоящее, паразитирующее на нашем прошлом за наш счет». «Визуальный ад»  павильона кажется Юрию Пальмину совершенно естественным. Один из больших минусов, который признают все участники дискуссии – то, что консультанты работают всего три дня, без них «перформанс закончится и экспозиция провиснет». Комментаторы называют биеннале самой нефотогеничной, но достойной того, чтобы про нее сняли фильм.

Также о биеннале пишет Михаил Белов. По его мнению, специальные призы дают «за качественный продукт, за остроумие и за дееспособность, с точки зрения кураторов и грандов мировой архитектурной мысли». Он не посещал российский павильон, но «по медийной информации» делает вывод, что это – интересный и хорошо сделанный выставочный продукт, менее далекий от архитектуры, чем все остальное на биеннале. 
 
Аркадий Гершман в своем блоге предлагает поговорить о десяти принципах разумного урбанизма – теории планирования городской площади, направленной на учет различных проблем, интересов и их решения. 
 
Александр Шумский рассказал, что ждет Маросейку и Покровку после реконструкции. Удалось добиться дорожно-транспортных улучшений – новых пешеходных переходов, широких тротуаров и более скромных автополос. Неудач получилось больше: деревьев не будет, приподнятые переходы «зарубил» Мосводсток из-за сложной системы отвода воды, Москомархитектура категорически выступила против лавочек, ГИБДД «завалил» островки безопасности, идею выполнить проезжую часть на Маросейке в брусчатке отклонил Департамент транспорта.
 
Архиблог Шу описывает недостатки современных социальных объектов и рассказывает об эффективном методе «городской акупунтуры», суть которого сводится к созданию «прецедентных объектов, которые, появляясь в четко выверенных локациях и преобразуя территорию вокруг себя, значительно улучшают городскую систему в целом». Этот метод был опробован в Барселоне и как нельзя лучше подходит для России. Одним из редких социальных проектов, способных стать таким прецедентом, является типовой пансионат для пожилых людей, разработанный  архитектурной мастерской  AMD Architects, который должны реализовать в 2014 году в пригороде Санкт-Петербурга. Проект предлагает совершенно новое качество среды и психологию восприятия пространства, соответствующий новому поколению пожилых людей.
 
«Архнадзор» публикует коллективное обращение: эксперты призывают министра культуры остановить строительство музейного комплекса на Соловецких островах. Они опасаются, что новое здание «неизбежно войдет в неуместное визуальное соперничество с монастырем, исказит исторические панорамы архитектурного ансамбля и Святого озера». А группа ЭРА подготовила обращение к 38-й сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, в котором высказала озабоченность все возрастающей угрозой историческому центру города. 
 
И напоследок: в Facebook появилась информация, что высшая школа урбанистики НИУ ВШЭ готовится к запуску международного рецензируемого ежеквартального журнала «Городские исследования в России/Urban Studies in Russia». На данный момент готовится его первый номер.

20 Июня 2014

author pht

Автор текста:

Алёна Кузнецова
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Как ковалась победа: вклад Борского стекольного завода
В эту знаменательную дату, мы хотим вспомнить подвиги героев тыла и фронта, руками которых ковалась Великая Победа над фашистским режимом.
Одним из таких выдающихся предприятий был Горьковский механизированный стеклозавод имени М. Горького на Моховых горах, известный в наши дни как Борский стекольный завод, старейшее предприятие стекольной отрасли и один из производственных комплексов AGC Group.
Wienerberger Brick Award 2020: финал переносится на осень
Завершающий этап премии Brick Award от концерна Wienerberger из-за пандемии перенесли на осень. Но уже сформирован шорт-лист. Рассказываем подробнее о премии и показываем некоторые проекты-финалисты.
Ремесленные традиции
Для бизнес-центра «Депо №1» компания «Славдом» поставляла кирпич Wienerberger и системы крепления Baut. Замысел авторов, поддержанный качественным материалами и исполнением, воплотился в здание, достойное исторической среды Петербурга.
Броненосец из титан-цинка
Новая станция метро в Торонто по проекту британских архитекторов Grimshaw получила необычную кровлю, покрытую титан-цинком RHEINZINK.
Грани света
Параметрическое моделирование помогло апарт-отелю в комплексе Grani не затенять окружающие постройки, а окна Velux – обеспечить светом разнообразные внутренние пространства. Другая их заслуга: деликатное дополнение реконструированных исторических корпусов комплекса.
Тренды Delabie: бесконтактная ГИГИЕНА
Бесконтактные сантехнические приборы Delabie позволяют сократить риск заражения в разы даже в период эпидемии, а разработчики компании предлагают целый ряд инноваций, позволяющих предотвратить размножение бактерий как на поверхностях, так и внутри сантехнического оборудования.
ТЭЦ, спорт и зеленая крыша
Архитекторы BIG объединили в одном сооружении для Копенгагена экологичный мусоросжигательный завод, ТЭЦ, горнолыжный склон – и зеленую крышу системы ZinCo.
Стекло для городского калейдоскопа
Современные технологии и классические традиции, строгий и даже торжественный ритм: «Искра-Парк» словно бы переносит нас в 1930-е. С одной поправкой – на объемный, крупного рельефа и зеркального стекла фасад южного корпуса; он возвращает в наши дни.
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.

Сейчас на главной

Зигзаг над полем
Школьный спортзал, также играющий роль общественного центра для швейцарской деревни Ле-Во, спроектирован лозаннским бюро Localarchitecture.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Пресса: Архитектура простыла в музыке
Новая филармония, которую открыли в 2015 году в парижском районе Ла-Виллет,— среди самых заметных произведений современной архитектуры во Франции. Но здание в итоге поссорило его создателей. Пять лет спустя автор проекта Жан Нувель и заказчик, руководство филармонии, обмениваются судебными исками на сотни миллионов евро. Рассказывает корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.
Автор-реконструктор
Дэвиду Чипперфильду поручена реновация здания Центрального телеграфа в Москве: в связи с этим вспомним, почему этот знаменитый британский архитектор считается мастером по работе с наследием, а также о «сложных случаях» в его практике.
Электрические колонны
Новый дом на Кутузовском по-своему интерпретирует как классицистический контекст места, так и присущий проспекту премиальный статус. В то же время он смел: таких колонн – стеклянных, светящихся в ночи трубок, в Москве еще не было. Пластические высказывание получилось сильным и бескомпромиссным, буквально на грани между декоративностью «Украины» и хай-теком Сити.
Пресса: Ар-деко. К юбилею выставки 1925 года в Париже
28 апреля 1925-го в Париже состоялось открытие «Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности». Это событие сыграло ключевую роль в развитии стиля ар-деко, самого яркого художественного направления межвоенной эпохи. И хотя сам термин появился много позже, в 1960-е, именно выставка в Париже подарила стилю его имя.
Архи-события: 25–31 мая
Несколько онлайн-лекций, новый экспресс-курс в МАРШ, конференция о пригородах на «Стрелке» и мастерская с Никитой и Андреем Асадовыми от проекта «Живые города».
Крыша на вырост
Хозяева смогут расширить свои «1/3 дома» по проекту бюро Rever & Drage на западе Норвегии, если их семья увеличится, а пока используют кровлю-навес как парковку, банкетный зал, мастерскую.
Из «муравейника» в «город-сад»
МАРШ запускает он-лайн-интенсив, посвященный экологически устойчивому развитию территорий. Об актуальности темы для российских регионов рассказывает куратор курса и наблюдатель ООН Ангелина Давыдова.
Бетон и пальмы
Новый корпус фонда Nubuke в Аккре, столице Ганы, по проекту бюро nav_s baerbel mueller и Юргена Штромайера.
Градсовет удаленно 19.05.2020
Жилой комплекс пополам с гостиницей, еще два варианта станции метро «Парк победы» и поглощение «Политехнической» – на третьем дистанционном градсовете Петербурга.
Простота для Новой Риги
Проект автомойки с кафе и террасой с видом на дальний лес, и «ритейл-офис» мебельных компаний с длинной и причудливой красной скамейкой.
Зеленый лабиринт на фасаде
Стены и кровля офисно-торгового комплекса Kö-Bogen II по проекту Кристофа Ингенхофена в Дюссельдорфе покрыты 8 километрами живой изгороди: это самый большой зеленый фасад Европы.
Параллельный мир
В частном подмосковном доме Parallel House архитектор Роман Леонидов создал выразительную скульптурную композицию из абсолютно простых форм – параллелепипедов, чье столкновение превратилось в захватывающий спектакль.
Зеркало для неба
Офисное здание cube berlin по проекту бюро 3XN рядом с центральным берлинским вокзалом получило зеркальный фасад-аттракцион, позволивший одновременно устроить открытые террасы для отдыха сотрудников.
Волнорез
В Истринском городском округе Подмосковья тандем бюро «Четвертое измерение» и «АРС-СТ» спроектировал спортивный комплекс – монообъем в виде скошенного параллелепипеда с острым, как у корабля, «носом»
Пресса: Как помойка станет парком. Григорий Ревзин о городе...
Подтверждая закон Ломоносова «сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому», превращение города в парк, ставшее главным трендом сегодняшнего урбан-дизайна, дополняется обратным трендом — превращением парка в город.
Илья Уткин: «Мы учились у Пиранези и Палладио»
О трех кварталах вокруг Кремля – Кадашевской слободе, Царевом саде и ЖК на Софийской набережной; о понимании города и храма, о творческой оттепели и десятилетии бескультурья; о сокровищах дедушкиной библиотеки – рассказал победитель бумажных конкурсов, лауреат Венецианской биеннале, архитектор-неоклассик Илья Уткин.
Фасад по солнцу
UNStudio реконструировало здание Hanwha Group в Сеуле в соответствии с требованиями энергоэффективности и комфорта, причем работа сотрудников Hanwha не прервалась даже на день.
Дом отшельника
Тема нынешней «Древолюции» – актуальнее не придумаешь. Участники проектировали скромный и легко реализуемый дом для уединения и наслаждения природой. Показываем 19 вдохновляющих работ, отобранных жюри.
Лестница в небо
Проект гостиницы в поселке Янтарный – пример новой типологии рекреационного комплекса, новый формат, объединивший гостиничную, деловую и культурную функции. И все это под лозунгом максимального единения с природой.
Граждане против Цумтора
В Лос-Анджелесе активисты провели конкурс проектов реконструкции музея LACMA, среди участников – Coop Himmelb(l)au и Barkow Leibinger. Это альтернатива «официальному» плану Петера Цумтора, который предусматривает уменьшение общей площади и снос четырех существующих корпусов.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Не только военные песни
Один из проектов нынешнего конкурса благоустройства малых городов созвучен празднику 9 мая: его главный элемент – реконструкция парка, в котором ежегодно проходит фестиваль в честь автора известных песен военной тематики.
Городская лагуна
Архитекторы MVRDV встроили в «руины» городского торгового центра на Тайване общественное пространство The Spring с водоемами, детскими площадками, эстрадой и зеленью.
Белоснежные цилиндры
Арт-центр и парк Tank Shanghai по проекту пекинского бюро OPEN Architecture в Шанхае – редкий пример приспособления под новую функцию резервуаров для авиационного топлива.
Голодный город
Реконструкция Торжковского рынка от бюро RHIZOME: прилавки с фермерскими продуктами, фуд-холл и музей в интерьерах модернистского здания.
Пустота как драма
В Дубае закончено строительство комплекса The Opus, задуманного Захой Хадид еще в 2007 году. Главное в здании – криволинейный проем высотой в 8 этажей.
Благотворительная архитектура
Бюро Martlet Architects, за которым стоит молодая российская пара, с помощью архитектуры участвует в решении проблем стран третьего мира. Показываем школу и две клиники, построенные на краю света за счет благотворительных фондов и силами волонтеров.
Эко-административный комплекс
Zaha Hadid Architects выиграли в Шанхае конкурс на проект штаб-квартиры государственной Группы энергосбережения и охраны окружающей среды Китая. Комплекс должен стать образцовым эко-проектом, учитывающим также и последствия пандемии.
Назад в космос
Парк покорителей космоса на месте приземления Юрия Гагарина по концепции West 8 Адриана Гёзе делает Центр урбанистики экономического факультета МГУ под руководством Сергея Капкова.
Полосатое решение
Об интерьерах ТЦ «Багратионовский» и немного об истории строительства одного из примеров смешанных общественно-торговых прострнаств нового типа, в последнее время популярных в Москве.
Что посмотреть на выходных
Для тех кто планирует на майских поотдыхать – вот, можно сделать и это с пользой. Только что завершившийся цикл лекций Анны Броновицкой, прогулки с гидами по гугл-панорамам, знакомство с любимыми книгами архитекторов и еще пара хороших вариантов.
Башня-знак
Самое высокое деревянное здание в мире, 18-этажная башня Mjøstårnet на юге Норвегии, одновременно привлекает внимание к своему городу – Брумунндалу – и служит знаком возможностей дерева как строительного материала.
Остоженка: первая виртуальная
Две виртуальные экскурсии, с десяток лекций, интервью и круглых столов – подводим итоги выставки, посвященной 30-летию бюро и знаковому проекту реконструкции московского центра – району Остоженки. Выставка прошла полностью в «карантинном» он-лайн формате. Постарались собрать всё вместе.
Высотные фантазии
Публикуем проекты победителей и финалистов очередного конкурса eVolo Skyscraper Competition: уже в 15-й раз участники поражают наше воображение невероятными проектами небоскребов.