Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

20.06.2014

Обзор прессы и блогов: 14–20 июня

Алёна Кузнецова

Блеск и нищета российского павильона в Венеции, звездные архитекторы на «Стрелке», Евгений Асс о первом выпуске МАРШ, а также проекты гостиниц и социальных объектов – в свежем обзоре прессы и блогов.

Комплекс Savonnerie Heymans. Изображение: archsovet.msk.ru
Комплекс Savonnerie Heymans. Изображение: archsovet.msk.ru

Пресса / биеннале
Архитектурные критики на этой неделе продолжают осмыслять представленные на Венецианской биеннале экспозиции. Александра Новоженова в своем тексте на Colta.ru описывает совокупность национальных павильонов как большой постмодернистский проект со всеми полагающимися элементами (бинарность, игра, ирония, цитирование), в рамках которого каждая страна ищет свой язык, а фон задает главная экспозиция биеннале Elements of architecture, «овеществленный словарь международного архитектурного языка». Вопрос о том, какие из этого словаря составятся фразы, послужат они добру или злу, куратор Рем Колхас решить, по мнению автора статьи, не пытается. Евгений Асс в интервью Порталу Архсовета Москвы называет выставку Колхаса провальной. По его мнению, это был способ уйти от ответов на реальные вопросы: «Когда нечего сказать, то выставляем строительные элементы. Но архитектура – это не стройиндустрия, она не распадается на части. Лично я не могу рассматривать лестницы отдельно от перекрытий. Архитектура – это интегрирование, а не дезинтеграция». В отношении российского павильона, который удостоился специального упоминания жюри «за демонстрацию современного языка коммерциализации архитектуры», Евгений Асс высказался в позитивном ключе, но сомнение вызывает визуальная составляющая: «Получилось аляповато-назойливо. Нужно ли было доводить до такого иронического абсурда?» Мария Элькина из ART1 считает, что наш павильон получился одним из самых нескучных, однако из общего тона статьи ясно, что это не комплимент.. По ее словам, «желая быть ироничными, кураторы российского павильона оказываются ближе к правде, чем, возможно, даже сами хотели». Также о биеннале сообщила Deutsche Welle, а Анна Шевченко опубликовала свою рецензию в «Русском журнале».
 
Лето на «Стрелке»
Для летних мероприятий московский Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» в этом году приглашает архитекторов с громкими именами. Мексиканец Микель Рохкинд, известный своим вниманием к социальным аспектам профессии, прочитал лекцию «Архитектура за рамками заданных границ». В материале Interview Россия даже через печатный текст чувствуется энергия архитектора: он рассказывает о стремлении создавать стратегии для новых зданий, которые делают мир лучше, необходимости воспитания заказчика, балансе технологии и традиционных ремесел и многом другом. В интервью нашему порталу Микель более подробно рассказывает о работе с заказчиками и их ответственности: например, о компании Nestlé, для которой бюро Rojkind arquitectos в итоге построило Музей шоколада вместо посетительского центра для детей. 
Проект гостиницы в Тропарево-Никулино, бюро SPEECH  C. Чобан и А. Ильин. Изображение: archsovet.msk.ru
Проект гостиницы в Тропарево-Никулино, бюро SPEECH C. Чобан и А. Ильин. Изображение: archsovet.msk.ru

Также Архи.ру сумел пообщаться с японским архитектором Кенго Кума, который на «Стрелке» выступил с лекцией «Архитектура после катастрофы». А уже в это воскресенье можно послушать Сантьяго Калатраву, испанец расскажет российской публике о том, как придать архитектуре дополнительное, живое, измерение.
 
Евгений Асс
Сайт московского архсовета публикует интервью с Евгением Ассом, в котором он делится мыслями по поводу современных архитектурных выставок, а также рассказывает о работе Московской архитектурной школы. Евгений Асс отмечает, что уровень первых выпускных проектов очень высок, они получились реалистичными и продуманными несмотря на то, что подготовка студентов на момент поступления в его вуз оставляла желать лучшего. В результате работы его студии «Перезарядье» выяснилось, что застройка Зарядья может принципиально изменить всю ситуацию в центре Москвы: город «разблокируется», откроется Кремль, Красная площадь, первые этажи зданий в Китай-городе, возникнет хороший городской центр, привлекательный для туристов и москвичей. 
 
Также Евгений Асс радует читателей в самом положительном и не ироническом смысле лирическим текстом в своей колонке на сайте Школы. Его рассуждения посвящены современному страху перед старостью, который сказывается в том числе на архитектуре, обреченной сегодня либо на вечную молодость, либо на мгновенную смерть.
 
Архсовет Москвы
Сайт архсовета подготовил материал о качественном и доступном жилье: оно должно быть экономически доступным, при этом создавать яркие архитектурные доминанты и комфортные общественные пространства. Авторы приводят примеры данного жанра, реализованные европейскими архитекторами за последние несколько лет.
 
Архсовет также рассказывает о проектах гостиниц, которые рассмотренных на рабочих заседаниях у главного архитектора Москвы. Проекты оценивается с точки зрения грамотности схемы транспортного обеспечения, ландшафтно-визуального анализа, уникальности архитектурно-композиционного решения. Из-за большой потребности столицы в гостиничных площадях проектов поступает много – от современных стеклянных башен до псевдоклассики – однако не все они получают одобрение.   
 
Проект гостиницы на Краноспрудной, 12, ООО «Антика-плюс».
Изображение: archsovet.msk.ru
Проект гостиницы на Краноспрудной, 12, ООО «Антика-плюс». Изображение: archsovet.msk.ru

Блоги
В социальных сетях российский павильон на биеннале наиболее активно обсуждается на странице Юрия Пальмина в Facebook. Он характеризует экспозицию так: «панк-оперу про дорогу в ад, вымощенную модернистскими благими намерениями», «запредельно злое, циничное и смешное действо, исключительно точно описывающее наше настоящее, паразитирующее на нашем прошлом за наш счет». «Визуальный ад»  павильона кажется Юрию Пальмину совершенно естественным. Один из больших минусов, который признают все участники дискуссии – то, что консультанты работают всего три дня, без них «перформанс закончится и экспозиция провиснет». Комментаторы называют биеннале самой нефотогеничной, но достойной того, чтобы про нее сняли фильм.

Также о биеннале пишет Михаил Белов. По его мнению, специальные призы дают «за качественный продукт, за остроумие и за дееспособность, с точки зрения кураторов и грандов мировой архитектурной мысли». Он не посещал российский павильон, но «по медийной информации» делает вывод, что это – интересный и хорошо сделанный выставочный продукт, менее далекий от архитектуры, чем все остальное на биеннале. 
 
Аркадий Гершман в своем блоге предлагает поговорить о десяти принципах разумного урбанизма – теории планирования городской площади, направленной на учет различных проблем, интересов и их решения. 
 
Александр Шумский рассказал, что ждет Маросейку и Покровку после реконструкции. Удалось добиться дорожно-транспортных улучшений – новых пешеходных переходов, широких тротуаров и более скромных автополос. Неудач получилось больше: деревьев не будет, приподнятые переходы «зарубил» Мосводсток из-за сложной системы отвода воды, Москомархитектура категорически выступила против лавочек, ГИБДД «завалил» островки безопасности, идею выполнить проезжую часть на Маросейке в брусчатке отклонил Департамент транспорта.
 
Архиблог Шу описывает недостатки современных социальных объектов и рассказывает об эффективном методе «городской акупунтуры», суть которого сводится к созданию «прецедентных объектов, которые, появляясь в четко выверенных локациях и преобразуя территорию вокруг себя, значительно улучшают городскую систему в целом». Этот метод был опробован в Барселоне и как нельзя лучше подходит для России. Одним из редких социальных проектов, способных стать таким прецедентом, является типовой пансионат для пожилых людей, разработанный  архитектурной мастерской  AMD Architects, который должны реализовать в 2014 году в пригороде Санкт-Петербурга. Проект предлагает совершенно новое качество среды и психологию восприятия пространства, соответствующий новому поколению пожилых людей.
 
«Архнадзор» публикует коллективное обращение: эксперты призывают министра культуры остановить строительство музейного комплекса на Соловецких островах. Они опасаются, что новое здание «неизбежно войдет в неуместное визуальное соперничество с монастырем, исказит исторические панорамы архитектурного ансамбля и Святого озера». А группа ЭРА подготовила обращение к 38-й сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, в котором высказала озабоченность все возрастающей угрозой историческому центру города. 
 
И напоследок: в Facebook появилась информация, что высшая школа урбанистики НИУ ВШЭ готовится к запуску международного рецензируемого ежеквартального журнала «Городские исследования в России/Urban Studies in Russia». На данный момент готовится его первый номер.