Блоги: 14–20 декабря

В блогах обсуждают «восторженных урбанистов», снос мавзолея и результаты недавних архитектурных конкурсов.

Наталья Коряковская

Автор текста:
Наталья Коряковская

20 Декабря 2013
mainImg
С тех пор как урбанизм попал в модные тренды, в прежде закрытую профессиональную сферу хлынуло профанное «знание». Сложная и сухая наука – для тех, кто «отсидел 20 лет в НИиПИ Генплана», а для активных горожан урбанистика – это весело и несложно. Про то, как традиционный урбанизм стал «восторженным урбанизмом» пишет в своем блоге Елена Гонсалес. С одной стороны, «пробуждение городского самосознания» неплохо, замечает архкритик; но когда массового «передового урбаниста» готовят на многочисленных курсах (а, впрочем, «профессионалом» можно стать и без них) – есть повод для тревоги. Что же демонстрирует сегодняшний урбанизм – шоу или зачатки публичной политики в этой сфере? На последнем настаивает журналист Александр Острогорский; по его словам, «город не принадлежит урбанистам, он принадлежит всем», а потому, чем больше народу участвует в дискурсе, тем лучше. Кстати, в современных медиа именно мнение «участников» публичной беседы становится весомее профессионального, добавляет Острогорский: блогеры-урбанисты дадут свой комментарий в пять минут, а сотрудники НИиПИ могут и побрезговать – «тогда не надо жаловаться в итоге, что их профессиональное мнение не учтено», заключает пользователь. Впрочем, как замечает, Елена Гонсалес, «брезгуют», наверное, в силу «несколько большего знания о предмете».

По мнению Ирины Ирбитской, сегодня урбанистика – это шоу, от которого, тем не менее, в городе становится лучше: «Все же граффити лучше облезлых советских бетонных заборов, воодушевленные лавочками бездельники лучше пусть спорят о дизайне в медиацентрах, парках, на улицах, чем толкают речи в научных кабинетах». – « Пусть каждый будет урбанистом, – заявляет Денис Визгалов, – лишь бы не дискредитировать урбанистику как таковую». А Алексей Савольский уверен, что блогеры на это не способны, на самом деле их влияние на город ничтожно.
 
Очередной пост от «восторженных урбанистов» в это время обсудили в сообществе RUPA. Александр Антонов снова иронизирует над Ильей Варламовым, у которого велодорожка – символ демократии, а подземный переход – признак тоталитаризма. Про подземные переходы Варламов повторяет за популярным урбанистом Яном Гейлом, который советует убрать их из столицы и заменить наземными, потому что так сделали все продвинутые страны.   «Нарочитость, больше похожая на религиозную непримиримость или партийность», с которой блогеры продвигают свои «правильные идеи», по мнению Александра Пищальникова, моментально порождает раскол и направляет дискуссию в непродуктивное русло. Сами урбанисты считают, что спорить незачем – наземные «зебры» удобнее, что, впрочем, не отменяет и необходимость в подземных переходах; как замечает Александр Стругач , «eсть разные приёмы. Такие вещи решаются профессионалами в рамках конкретных проектных задач, для конкретных мест».

В той же RUPA Дмитрий Хмельницкий предложил к обсуждению недавно озвученную Сергеем Кузнецовым стратегию развития Новой Москвы, которая, по словам главного архитектора, не станет «дачным пригородом», а будет развиваться в виде нескольких «островов урбанизации». В таком случае, пишет Дмитрий Хмельницкий, «рассчитывать на малоэтажное строительство, на районы одно-двухквартирных домов москвичам не приходится (кроме очень богатых). Только многоэтажная (читай крупнопанельная) типовая застройка. Рынка индивидуального жилья нет и не будет». Впрочем, в группе не пришли к единому мнению, какая модель развития подойдет московской агломерации – пример Лос-Анджелеса, «компактный город» (взятый за основу в пермском мастер-плане) или что-то еще. Кстати, своими представлениями о комфортном современном городе в блоге elena-chestnykh.livejournal.com делится один из идеологов мастер-плана архитектор Александр Ложкин. Среди прочего Ложкин, например, предупреждает о «маргинальных» последствиях строительства дешевого жилья на окраинах – Францию и Англию этот путь уже привел к социальным волнениям, поэтому, заключает архитектор, нам стоит поискать «новые модели бизнеса, переориентировать девелоперов на реконструкцию уже существующих территорий».

Михаил Белов в это время анализирует очередные итоги конкурсной политики московской мэрии на примере нового здания Политехнического музея на Ломоносовском проспекте и здания ГЦСИ на Ходынке. Архитектор недоумевает: чем отвергнутый проект музея ПТАМ Хазанова «менее оригинален и актуален, чем те проекты, которые получены после долгих и дорого оплаченных международных конкурсов»? Видимо, не архитектурой, заключает Белов, потому что новый Политехнический музей в конкурсных проектах – это набор деформированных прямоугольников на подиуме, и новый ГЦСИ – примерно, то же самое. Конкурсы, впрочем, не виноваты, уверен автор блога, виновато «жесткое строительное иго», делающее из архитекторов «назойливую мошкару», «марионеток и мальчиков для общественного битья», за которыми реализуются громадные строительные планы мэрии, заключает Белов; «наш удел обсуждать нереализуемые и никому не нужные в условиях кризиса и жесткого секвестрования бюджета конкурсы на непонятные объекты».

В это время Александр Можаев написал статью для «Вестей» про то, что происходит, когда политика вмешивается в дела сохранения исторического наследия. А поводом послужила поднявшаяся в блогах волна нападок на щусевский мавзолей с призывами снести известный во всем мире памятник. От событий на Украине, где накануне измолотили замечательный памятник Ленину скульптора С. Меркурова, ниточка потянулась в Москву – про «идеологический вандализм» вполне серьезно беседуют, например, в блогах users.livejournal.com и golishev.livejournal.com. По мнению Можаева, архитектурная ценность мавзолея незыблема, но чтобы сохранять памятник, нужно сохранять в нем и Ленина: вынос тела сразу потянет за собой вопрос о сносе сооружения, иная функция которого невозможна.

Кстати, тот же Александр Можаев, удивившийся появлению среди сторонников сноса своих «коллег по краеведению», у себя в блоге пишет про вологодских защитников старины, организовавших сбор средств на противоаварийные работы по дому купца Шахова. По словам Можаева, Вологда исключительный случай, «когда инициативу берут граждане и когда памятник живет упрямством и любовью одного человека». А вот в блогах московских градозащитников распространились новость об очередной утрате – это доходный дом Прошиных на 1-й Тверской-Ямской, 22. «Все это время незаконные работы позорно прикрывал наряд полиции, чтобы ценители старой Москвы могли лишь бессильно наблюдать и подсчитывать утраты», – пишет в блоге Андрей Новичков. На настоящий момент от исторического здания уцелела лишь фасадная стена.

20 Декабря 2013

Наталья Коряковская

Автор текста:

Наталья Коряковская
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Офис для концентрации идей
​Бюро «Т+Т Architects» спроектировало офис французской ИТ-компании, где сотрудники в любой точке помещения могут обсудить с коллегами или записать на стене новые идеи.
Пост-комфортный город
С появлением в программе традиционной конференции Москомархитектуры термина «пост-комфортный» стало очевидно, что повестка «комфортности» в пандемию если и не отменяется, то значительно корректируется.
Архитектурная лаборатория
Архитектурное бюро «А.Лен» разработало и запатентовало программу «Идеальные квартиры», которая позволяет строить дома без плохих планировок. Рассказываем, как программа появилась, что из себя представляет, кому и чем она полезна.
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора...
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Новое в Никола-Ленивце
В конце прошлой недели состоялся 15-й, юбилейный фестиваль «Архстояние», и территория арт-парка Никола-Ленивец пополнилась тремя новыми объектами. Рассказываем о них.
Архсовет Москвы-67
Проект реконструкции советского здания АТС в начале Нового Арбата под гостиницу – от ТПО «Резерв», и жилой комплекс на Шелепихинской набережной – от АБ «Остоженка», были поддержаны архсоветом Москвы 5 августа.
Архитектура в объективе: 14 фотографов
Мы собирали эту коллекцию два месяца: о начале увлечения архитектурой как предметом фотографирования, об историях профессиональной карьеры и о недавних проектах, о пользе сетей для поиска заказчиков – но и о традиционном отношении к фотографии. Российские архитектурные фотографы рассказывают о себе и делятся опытом. Всё это в контексте обзора instagram-аккаунтов, но не ограничиваясь им.
Введение в параметрику
В нашей подборке: вдохновляющие ресурсы, книги, курсы и люди, которые помогут познакомиться с алгоритмической архитектурой и проектированием.
5 «дистанционных» экскурсий по знаменитым зданиям:...
Экскурсия по «двойному дому» Фриды Кало и Диего Риверы, игра «в современное искусство» от Центра Помпиду, видеотур по монастырю Ле Корбюзье, а также пятиминутные прогулки по проектам Ф.Л. Райта и виртуальный «Лего-дом» от BIG.
Что будет с городом после пандемии
Два с половиной месяца изоляции не прошли даром для осмысления устройства современных городов, оказавшихся не подготовленными ко встрече с пандемией. Рассматриваем группы мнений и позиции экспертов, высказанные в прессе, блогах и видеоконференциях.
Автор-реконструктор
Дэвиду Чипперфильду поручена реновация здания Центрального телеграфа в Москве: в связи с этим вспомним, почему этот знаменитый британский архитектор считается мастером по работе с наследием, а также о «сложных случаях» в его практике.
Архи-события: 25–31 мая
Несколько онлайн-лекций, новый экспресс-курс в МАРШ, конференция о пригородах на «Стрелке» и мастерская с Никитой и Андреем Асадовыми от проекта «Живые города».
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Остоженка: первая виртуальная
Две виртуальные экскурсии, с десяток лекций, интервью и круглых столов – подводим итоги выставки, посвященной 30-летию бюро и знаковому проекту реконструкции московского центра – району Остоженки. Выставка прошла полностью в «карантинном» он-лайн формате. Постарались собрать всё вместе.
Реконструкция с чувством
Перед стартом курса МАРШ Re(New), слушатели которого будут работать со зданиями Хлопкопрядильной фабрики, куратор Дарья Минеева рассуждает о смысле и путях реконструкции.
Малые города: 2020/2021
В конце февраля Минстрой объявил 80 победителей конкурса «Малых городов», призовой фонд которого теперь, на третий год проведения, увеличен вдвое, с 5 до 11 млрд рублей. Перечисляем победителей, рассматриваем несколько проектов.
Технологии и материалы
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Сейчас на главной
Избушка в горах
Клубный павильон PokoPoko по проекту Klein Dytham architecture при отеле на острове Хонсю напоминает сказочный домик.
Здесь и сейчас
Три примера быстровозводимой модульной архитектуры для города и побега из него: растущие офисы, гастромаркет с признаками дома культуры и хижина для созерцания.
Себастиан Треезе стал лауреатом премии Дрихауса 2021...
Молодому немецкому бюро Sebastian Treese Architekten присуждена премия Ричарда Дрихауса в области традиционной архитектуры. Денежный номинал премии – 200 000 долларов USA, и она позиционируется как альтернатива премии Прицкера: если первую вручают в основном модернистам, то эту – архитекторам-классикам.
Семь часовен
Семь деревянных часовен в долине Дуная на юго-западе Германии по проекту семи архитекторов, включая Джона Поусона, Фолькера Штааба и Кристофа Мэклера.
Крупицы золота
В Доме архитектора в Гранатном переулке открылся фестиваль «Золотое сечение». Рассматриваем планшеты. Награждать обещают 22 апреля.
Разлинованный ландшафт
Кладбище словацкого города Прешов по проекту STOA architekti играет роль не только некрополя, но и рекреационной зоны для двух жилых районов.
Гипер-крыша и гипер-земля
Dominique Perrault Architecture и Zhubo Design Co выиграли конкурс на проект Института дизайна и инноваций в Шэньчжэне: его главное здание напоминает мост длиной более 700 метров.
Парк Швейцария
Проект парка «Швейцария» в Нижнем Новгороде, созданный достаточно молодым, но известным и международным бюро KOSMOS, вызвал в городе много споров и даже протестов, настолько острых, что попытка провести на нашей платформе профессиональное обсуждение тоже не удалась. Публикуем проект как есть.
Районные ряды
Один из вариантов общественного пространства шаговой доступности, способного заменить ушедшие в прошлое дома культуры.
Пресса: Вальтер Гропиус и Bauhaus: трансформация жизни в фабрику
Это школа искусства (с Василием Кандинским в роли профессора), скульптуры, дизайна (где он, собственно, и был изобретен как самостоятельная деятельность), театра — Баухауc не сводится к архитектуре. Но в архитектуре Баухауса можно выделить три этапа развития утопии
Территория детства
Проект образовательного комплекса в составе второй очереди застройки «Испанских кварталов» разработан архитектурным бюро ASADOV. В основе проекта – идея создания дружелюбной и открытой среды, которая сама по себе воспитывает и формирует личность ребенка.
Новая идентичность
Среди призеров конкурса на концепцию застройки бывшей промышленной территории в чешском городе Наход – российское бюро Leto architects. Представляем все три проекта-победителя.
Человек в большом городе
В проекте масштабного жилого комплекса архитекторы GAFA сделали акцент на двух видах общественного пространства: шумных улицах с кафе и магазинами – и максимально природном, визуально изолированном от города дворе. То и другое, работая на контрасте, должно сделать жизнь обитателей ЖК EVER насыщенной и разнообразной.
Энди Сноу: «Моя цель – соединить в архитектуре рациональное...
Английский архитектор Энди Сноу стал главным архитектором проектной компании GENPRO. Постройки Энди Сноу в Великобритании, выполненные в составе известных бюро, отмечены международными наградами. В России архитектор принимал участие в проектировании БЦ «Фабрика Станиславского», ЖК iLove и БЦ AFI2B на 2-й Брестской. Энди Сноу сравнил строительную ситуацию в России и Великобритании и поделился своим видением архитектурных перспектив России.
Живой рост
Масштабный жилой комплекс AFI PARK Воронцовский на юго-западе Москвы состоит из четырех башен, дома-пластины и здания детского сада. Причем пластика жилых домов – активна, они, как кажется, растут на глазах, реагируя на природное окружение, прежде всего открывая виды на соседний парк. А детский сад мил и лиричен, как сахарный домик.
Бюро Никола-Ленивец: «Мы не решаем проблемы, а раскрываем...
Иван Полисский и Юлия Бычкова, управляющие партнеры Бюро Никола-Ленивец – о том, какие проблемы решает социокультурное проектирование, как развивать территории с помощью искусства и почему нельзя в каждом регионе создать свой Никола-Ленивец.
Из кино в метро
Трансформация советского кинотеатра «Ереван» в Единый диспетчерский центр метрополитена: параметрические фасады, медиаэкраны и центр мониторинга в бывшем зрительном зале.
86 арок
В жилом комплексе Westbeat по проекту бюро Studioninedots на западе Амстердама обширный подиум вмещает многофункциональное общественное и коммерческое пространство для нужд жителей района.
Сергей Скуратов: «Небоскреб это баланс технологий,...
В марте две башни Capital towers достроили до 300-метровой отметки. Говорим с автором самых эффектных небоскребов Москвы: о высотах и пропорциях, технологиях и экономике, лаконизме и красоте супертонких домов, и о самом смелом предложении недавних лет – башне в честь Ле Корбюзье над Центросоюзом.
Модульный «Круг»
Комплекс The Circle по проекту бюро Riken Yamamoto & Field Shop в аэропорту Цюриха соединяет в себе, как в маленьком городе, офисы, магазины, клинику, отель и конференц-центр.
Стеклянный шар, золотой цилиндр
В Лос-Анджелесе завершено строительство музея Киноакадемии по проекту Ренцо Пьяно и его бюро RPBW: основой проекта стал универмаг в стиле ар деко. Открытие запланировано на эту осень.
Ценность подиума
В китайской штаб-квартире компании Schindler в Шанхае по проекту Neri&Hu проблема разобщенности производственных и офисных корпусов решена с помощью выразительного подиума.
Ажур и резьба
Жилой комплекс в Уфе с мостиком-эспланадой, разнообразными балконами и декором, имитирующим деревянные наличники. Дом отмечен Золотым знаком Зодчества-2020.