Пресса: 30 сентября – 4 октября

О странности петербургских архитектурных конкурсов, решении проблем российского архитектурного образования и уникальной реставрационной мастерской Иркутска – в новом обзоре прессы.

На этой неделе в петербургских СМИ продолжилось обсуждение проектов четырёх финалистов конкурса на архитектурную концепцию судебного квартала. В интервью «Городу 812» архитектурный критик Михаил Золотоносов недоумевал по поводу скомканной организации конкурса и, вследствие этого, качества проектов: «вдруг откуда-то свалились некие картинки, неизвестно когда сделанные <...> подозреваю, что это взято из запасов, имевшихся в мастерских, и, может, слегка подработанных». По его ощущению, конкурс и вовсе был организован для «отвода глаз», а победитель уже давно выбран. Похожее мнение высказал и архитектор Александр Кицула: «Смотрю на конкурсные проекты и меня не покидает ощущение, что все они сделаны в страшной спешке и при полном отсутствии времени на «подумать и порисовать».

Портал «Мой район», между тем, размышлял над странностью другого петербургского конкурса, стартовавшего в конце сентября. Конкурс на разработку концепции развития Апраксина двора проводится в минимальные сроки и со скромным бюджетом в 1 млн рублей. Сетуя на подобную практику конкурсной экономии, издание отмечает, что критерий «быстро и дёшево» является сомнительным при попытке получить качественную архитектурную концепцию.

В продолжение петербургской темы – «Архiпипл» побеседовал с Ильёй Филимоновым, основателем молодёжного архитектурного фестиваля «Артерия». Илья рассказал о том, что у истоков фестиваля стояло желание спасти памятники деревянного зодчества Ленинградской области. В итоге главной целью «Артерии» стала образовательная. Ведь, по мнению Ильи, современное архитектурное образование в России далеко не совершенно: «Сейчас все проблемы архитектурного образования я бы разделил на две группы: прямые, связанные с методикой преподавания и студентами, и косвенные, связанные с менеджментом и финансированием».

Ну а пока одни специалисты предлагают решение проблем архитектурного образования, другие размышляют над урбанистическими задачами. В беседе с «Афишей» итальянский специалист по транспорту Федерико Паролотто рассуждал над тем, как можно благоустроить Москву. Среди предложений, выдвинутых экспертом, много достаточно непопулярных: возвращение площадей и набережных пешеходам, замена подземных переходов надземными. А также сокращение на широких проспектах числа полос для автомобилистов: «город очень много сделал для того, чтобы максимально облегчить жизнь автомобилям: убрал повороты налево, светофоры, расширил дороги. Но это привело к тому, что машины заполнили все пространство без остатка, а вот качество жизни упало», – считает Паролотто.

Тем временем, в Перми продолжаются дискуссии вокруг изменения Генплана города. Как сообщил портал Business-class, на прошлой неделе в городской администрации эксперты обсуждали результаты исследований, посвящённых возможности внесения изменений в Генплан по 17 городским территориям. Освоение этих территорий в совокупности потребует из бюджета 68 млрд рублей. Мнения специалистов разделились. Одни посчитали подобные траты для города нецелесообразными, другие согласились с тем, что Перми нужны амбициозные цели, иначе её «ждёт только пенсия и смерть».

К слову о смерти, в беседе с Colta.ru координатор «Архнадзора» Рустам Рахматуллин высказал мнение, что будущее московских памятников архитектуры весьма удручающее: «Думаю, что дальше события будут развиваться ещё хуже, чем сейчас. Пойдут в рост те тенденции, которые последние три года были в зародыше».

Тем не менее, «Архнадзор» продолжает активную работу по привлечению внимания к погибающим памятникам. На этой неделе в рамках «Дня единых действий» и в связи с десятилетием ОАО «РЖД» в Музее архитектуры открылась подготовленная «Архнадзором» выставка. Она посвящена утратам исторических памятников на железной дороге за последние 10 лет. Один из координаторов движения рассказал «Русскому блоггеру» о том, что основные цели экспозиции – привлечь внимание общественности к ещё уцелевшим объектам и в очередной раз пригласить РЖД к конструктивному диалогу.

Примечательно, что в других регионах России также предпринимаются активные шаги по сохранению архитектурного наследия. В Иркутске на этой неделе проходит уникальная реставрационная мастерская, на которой российские и европейские реставраторы читают лекции и проводят мастер-классы для студентов, – сообщил портал ИрГТУ.

05 Октября 2013

Похожие статьи
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Индустриальный эксперимент
Пять проектов-победителей грантового конкурса «Индустриальный эксперимент», направленного на трансформацию промышленного наследия: экскурсии в доках Кронштадта, fashion-показы на заводе и сова в видеоигре.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
Технологии и материалы
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Сейчас на главной
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Пресса: «Строить в центре в историческом стиле — всегда было...
В Петербурге в 2024 году похоронили проект парка «Тучков буян», на торги выставили тюрьму «Кресты». Конюшенное ведомство, наконец, дождалось начало разработки проекта реставрации, и началось строительство кампуса СПбГУ. «Фонтанка» поговорила с автором ряда ключевых для Петербурга проектов и, наверное, одним из самых известных петербургских архитекторов, главой «Студии 44» Никитой Явейном об итогах года.
Рамка кирпича
По проекту бюро Axis Project на Кубанской набережной в Краснодаре построен офис, который уже взяло в аренду другое бюро – Archivista. Перебрав несколько вариантов, авторы и заказчики остановились на лаконичной форме, сделав ставку на ясность пропорций и выразительность материала – красного кирпича ручной формовки.
Пресса: Лучшие здания, станции и мосты, построенные (или снесенные)...
Новые постройки МГТУ им. Баумана — самая масштабная и противоречивая реализация года. Немецкая слобода, в которой находится Бауманка, представляет собой наслоение самых разных эпох, при этом многие десятилетия пребывала в каком-то подвешенном состоянии, словно ожидая мощного толчка.