О странности петербургских архитектурных конкурсов, решении проблем российского архитектурного образования и уникальной реставрационной мастерской Иркутска – в новом обзоре прессы.
На этой неделе в петербургских СМИ продолжилось обсуждение проектов четырёх финалистов конкурса на архитектурную концепцию судебного квартала. В интервью «Городу 812» архитектурный критик Михаил Золотоносов недоумевал по поводу скомканной организации конкурса и, вследствие этого, качества проектов: «вдруг откуда-то свалились некие картинки, неизвестно когда сделанные <...> подозреваю, что это взято из запасов, имевшихся в мастерских, и, может, слегка подработанных». По его ощущению, конкурс и вовсе был организован для «отвода глаз», а победитель уже давно выбран. Похожее мнение высказал и архитектор Александр Кицула: «Смотрю на конкурсные проекты и меня не покидает ощущение, что все они сделаны в страшной спешке и при полном отсутствии времени на «подумать и порисовать».
Портал «Мой район», между тем, размышлял над странностью другого петербургского конкурса, стартовавшего в конце сентября. Конкурс на разработку концепции развития Апраксина двора проводится в минимальные сроки и со скромным бюджетом в 1 млн рублей. Сетуя на подобную практику конкурсной экономии, издание отмечает, что критерий «быстро и дёшево» является сомнительным при попытке получить качественную архитектурную концепцию.
В продолжение петербургской темы – «Архiпипл» побеседовал с Ильёй Филимоновым, основателем молодёжного архитектурного фестиваля «Артерия». Илья рассказал о том, что у истоков фестиваля стояло желание спасти памятники деревянного зодчества Ленинградской области. В итоге главной целью «Артерии» стала образовательная. Ведь, по мнению Ильи, современное архитектурное образование в России далеко не совершенно: «Сейчас все проблемы архитектурного образования я бы разделил на две группы: прямые, связанные с методикой преподавания и студентами, и косвенные, связанные с менеджментом и финансированием».
Ну а пока одни специалисты предлагают решение проблем архитектурного образования, другие размышляют над урбанистическими задачами. В беседе с «Афишей» итальянский специалист по транспорту Федерико Паролотто рассуждал над тем, как можно благоустроить Москву. Среди предложений, выдвинутых экспертом, много достаточно непопулярных: возвращение площадей и набережных пешеходам, замена подземных переходов надземными. А также сокращение на широких проспектах числа полос для автомобилистов: «город очень много сделал для того, чтобы максимально облегчить жизнь автомобилям: убрал повороты налево, светофоры, расширил дороги. Но это привело к тому, что машины заполнили все пространство без остатка, а вот качество жизни упало», – считает Паролотто.
Тем временем, в Перми продолжаются дискуссии вокруг изменения Генплана города. Как сообщил портал Business-class, на прошлой неделе в городской администрации эксперты обсуждали результаты исследований, посвящённых возможности внесения изменений в Генплан по 17 городским территориям. Освоение этих территорий в совокупности потребует из бюджета 68 млрд рублей. Мнения специалистов разделились. Одни посчитали подобные траты для города нецелесообразными, другие согласились с тем, что Перми нужны амбициозные цели, иначе её «ждёт только пенсия и смерть».
К слову о смерти, в беседе с Colta.ru координатор «Архнадзора» Рустам Рахматуллин высказал мнение, что будущее московских памятников архитектуры весьма удручающее: «Думаю, что дальше события будут развиваться ещё хуже, чем сейчас. Пойдут в рост те тенденции, которые последние три года были в зародыше».
Тем не менее, «Архнадзор» продолжает активную работу по привлечению внимания к погибающим памятникам. На этой неделе в рамках «Дня единых действий» и в связи с десятилетием ОАО «РЖД» в Музее архитектуры открылась подготовленная «Архнадзором» выставка. Она посвящена утратам исторических памятников на железной дороге за последние 10 лет. Один из координаторов движения рассказал «Русскому блоггеру» о том, что основные цели экспозиции – привлечь внимание общественности к ещё уцелевшим объектам и в очередной раз пригласить РЖД к конструктивному диалогу.
Примечательно, что в других регионах России также предпринимаются активные шаги по сохранению архитектурного наследия. В Иркутске на этой неделе проходит уникальная реставрационная мастерская, на которой российские и европейские реставраторы читают лекции и проводят мастер-классы для студентов, – сообщил портал ИрГТУ.