От монументальности к медийности

На месте существующего Черемушкинского рынка проектируется современный торгово-развлекательный комплекс, над которым будет возвышаться скругленный корпус с офисами и гостиницей, а также панорамным рестораном на верхнем уровне. Гостиничный фасад предполагается превратить в огромный экран, состоящий из led-светильников

author pht

Автор текста:
Елена Петухова

29 Января 2008
mainImg

Мастерская:

Архитектурное бюро ASADOV

Проект:

Многофункциональный торгово-офисный комплекс с гостиницей и подземным гаражом-стоянкой (на месте Черемушкинского рынка)
Россия, Москва, ул.Вавилова, 64\1

Авторский коллектив:
Архитекторы: А. Р. Асадов, К. Сапричян, Е. Вдовин (ГАП), А.А. Асадов, О. Григорьева, А. Дмитриев, А. Полищук, А. Асташов, А. Штанюк (Мастерская А. Асадова). Ю. Равкин (Творческий центр Ю. Я. Равкина) Инженеры: Т. Новоселова (ГИП) (АО «Промстройпроект»), П. Рафельсон , Г. Каркло (Мастерская А. Асадова)

2008

Заказчик: ООО «Черемушкинский рынок»

Ветер перемен проносится над улицами и площадями, взъерошивая крыши, прореживая бульвары, роняя посреди пятиэтажек 30-ти этажные башни и унося в небытие, хоть и потертые временем, но привычные и потому дорогие сердцу дома, кварталы и скверы. Разве ветер виноват в том, что на месте бывших полей уже не найдешь свободного клочка земли и для продолжения экспериментов приходиться ставить новый образец на место старого?

Настал черед и одного из заслуженных старожилов юго-запада – Черемушкинского рынка, обеспечивавшего прилегающие районы от Гагаринской до Калужской площадей, сначала сельскохозяйственной продукцией, затем китайской мануфактурой и под конец – всем вперемежку. Разговоры о его реконструкции с расширением и возможной пристройкой дополнительного здания шли давно. В рамках распоряжения Правительства Москвы №1138-ПП от 18.12.01 «О дополнительных мерах по упорядочению рыночной торговли в г. Москве», владелец здания – ООО «Черемушкинский рынок» накапливал средства и рассматривал различные варианты реконструкции, которые постепенно приобретали все более глобальный характер, заполоняя весь прилегающий к рынку участок, и скрывая под новыми этажами старое покрытие. К 2003 году концепция полностью избавилась от архитектурных намеков на простоявшее здесь 30 лет незаурядное сооружение.

историческая справка
В 70-е годы в Москве было построено несколько уникальных зданий, предназначенных для торговли сельскохозяйственными товарами. Предполагалось, что торговать в них, словно на ярмарке, будут продуктами со всей страны. И строились они соответственно. Огромные открытые залы, под высокими красивыми потолками кипит торговая жизнь, разукрашенная всеми фруктово-овощными цветами. Для перекрытия больших помещений рынков без промежуточных опор использовали одну из самых прогрессивных на тот момент технологий – железобетонные сводчатые оболочки. Многие мировые звезды архитектуры, такие как Альваро Сиза и Оскар Нимейер, создавали тогда здания, главным элементом которых были покрытия, совмещающие достоинства бетона и стали. Каждый материал вносил свою лепту в обеспечение надежности конструкций и в результате получались невиданные до тех пор композиции. Такая работа требовала от проектировщиков знаний, опыта, владения системой расчетов и особого чувства конструкции, понимания ее пространственной работы. Поэтому к работе был привлечен один из лучших конструкторов – Н. В. Канчели. Он спроектировал кровли Басманного и Даниловского рынка в виде складчатой оболочки, а также парусный свод* Черемушкинского рынка. Эти здания, построенные примерно в одно время, после трагедии на Бауманской улице в феврале 2006 года, были автоматически занесены в «черный список» потенциально опасных, чей снос зависит лишь от темпов утверждения новых проектов на их место.

Трагедия 2006 года – обрушение крыши Басманного рынка, мгновенно сделала здания подобного типа нежелательными элементами городского пейзажа, а посему концептуальные архитектурные проработки были активизированы и перешли в проектную стадию. Еще в 2003 году было определено общее объемно-пространственное решение комплекса на месте Черемушкинского рынка. Большую часть углового участка между улицами Вавилова и Ломоносовским проспектом занимал 4-этажный корпус, в центре которого предполагался атриум, перекрытый прозрачным сводом (легкий намек на бетонные паруса старого рынка). Вдоль юго-западной границы участка возвышалась 19-этажная пластина гостиницы при рынке. Достаточно традиционную компоновку комплекса неожиданно нарушал огромный проем в высотном блоке, образующий гигантское окно, смотрящее в сторону заката, поскольку других визуальных ориентиров в той стороне нет. Точнее, угловой лестнично-лифтовой блок в стеклянном обрамлении одиноко возвышался над стилобатом и только на последнем 19 уровне соединялся стеклянной галереей с гостиничным корпусом.

Столь подробное описание старого проекта неслучайно. Многие из заложенных в нем идей эволюционировали в течении пяти лет от абстрактных эпатажных форм к энергичной актуальной архитектуре, дополненной новейшими техническими разработками. По сути, композиция осталась той же. Обширная стилобатная часть повторяет конфигурацию участка, над ней установлен высокий протяженный корпус. В противоход закругленному внешнему углу стилобата вертикальный корпус выгнут по плавной дуге и заканчивается на самом верху антресольным этажом с почти 12 метровым консольным выносом, словно взмах руки фокусника, зависающей над «волшебным цилиндром» – сводчатым покрытием атриума стилобата, сквозь который бьет свет прожекторов. И словно серебристый плащ, «спадает» с него ровная плоскость гостиничной стены, заменившая в этом месте старое «окно в никуда». Именно здесь, а не в «шляпе волшебника» будут каждый вечер происходить главные чудеса. Вместо ненадежного очарования заката зрителю будут предложены самые современные достижения в области освещения, способные превратить стену в невиданный экран площадью почти 3 тысячи кв.м., на котором при помощи тысяч специальных ламп можно будет показывать любое динамическое изображение.

техническая справка
Основа технологии медиа-фасада – интеграция LED-светодиодов в металлическую конструкцию ламельного типа, которая собирается перед фасадом здания. Так что, суммарная светопрозрачность остекления лишь немного уменьшается. Инсталляции могут быть смонтированы не только на ровные, но и на изогнутые поверхности. Изображение на фасаде создается при помощи красных, зеленых и синих светодиодов. Три или пять светодиодов в этой цветовой комбинации формируют один пиксель изображения. Качество изображения зависит от количества и плотности светодиодов, т. е. от точечного разрешения и может меняться в процессе эксплуатации. При помощи медиа-фасада можно транслировать телевизионные сигналы или анимационные и видеоролики с локальных устройств, а также уникальные программы динамичной подсветки здания. Статичные изображения также возможны, но технические параметры медиа-фасада зависят от дистанции восприятия. Вообще медиа-экраны могут быть настроены так, чтобы изображение было видно уже с расстояния 20 метров, но это требует существенного увеличения затрат. Наиболее рациональное решение предусматривает расстояние до зрителя не меньше, чем 50-300 м, что позволит сократить количество пикселей (LED-светодиодов) на единицу площади. В этом случае, себестоимость медиа-фасадов, в пересчете на единицу полезной площади, будет примерно в 4-5 раз ниже, чем у уличных светодиодных экранов.

Сплошное остекление стены-экрана изрезано тонкими вертикальными и горизонтальными импостами, тогда как изогнутые фасады высотного корпуса и покрытие над атриумом рассекает металлическая структура из перекрещивающихся металлических стержней. Эта сетка служит одновременно и несущей конструкцией оболочки и декоративным элементом, тема которого продолжается в больших остекленных вертикальных плоскостях стилобата. Часть фасадов вертикального корпуса и стилобата решена с использованием темно-коричневых навесных панелей, словно тонкие линии, расчерчивающие стилобат в горизонтальную, а высотный корпус в вертикальную полоску.

Чередование стеклянных плоскостей и темных вставок призвано композиционно объединить новый комплекс и расположенное на противоположной стороне улицы Вавилова административное здание постройки 70-х годов. Хотя в данном случае такая корректность вряд ли окажет существенное влияние на имидж строящегося здания. Затеряться среди соседей ему не удастся ни при каких обстоятельствах. Это продукт другого века, другой культуры, принесшей на смену монументальности иные средства воздействия на человека. Начинается эра «медийной» архитектуры, в которой не только форма, пропорции, фактуры и цвет будут выражать художественную мысль автора, но и вся наружная оболочка здания станет интерактивным инструментом донесения информационного и эмоционального заряда художника тысячам зрителей.

Здание старого Черемушкинского рынка
Фото: ©jst-ru
Здание старого Черемушкинского рынка
Фото: ©jst-ru
Многофункциональный торгово-офисный комплекс с подземным гаражом-стоянкой на ул. Вавилова, 64/1. АНО «Проект-КС». Архитекторы: Асадов А.Р., Вдовин Е.А. и др. Вечернее шоу. 3-D визуализация
Многофункциональный торгово-офисный комплекс с подземным гаражом-стоянкой на ул. Вавилова, 64/1. АНО «Проект-КС». Архитекторы: Асадов А.Р., Вдовин Е.А. и др. Фотомонтаж.
zooming
Панорама вдоль Ломоносовского проспекта
Многофункциональный торгово-офисный комплекс с гостиницей и подземным гаражом-стоянкой (на месте Черемушкинского рынка). Вид комплекса сверху. 3-D визуализация
Многофункциональный торгово-офисный комплекс с подземным гаражом-стоянкой на ул. Вавилова, 64/1. АНО «Проект-КС». Архитекторы: Асадов А.Р., Вдовин Е.А. и др. Вид на комплекс со стороны Ломоносовского проспекта. 3-D визуализация
Фасад D-A. Фасад 15-1
Фасад A-D. Фасад 1-15
Многофункциональный торгово-офисный комплекс с подземным гаражом-стоянкой на ул. Вавилова, 64/1. АНО «Проект-КС». Архитекторы: Асадов А.Р., Вдовин Е.А. и др. Генеральный план комплекса
zooming
План на отм. 0.000
zooming
План на отм. 17.40
zooming
План на отм. 84.60
zooming
План кровли


Мастерская:

Архитектурное бюро ASADOV

Проект:

Многофункциональный торгово-офисный комплекс с гостиницей и подземным гаражом-стоянкой (на месте Черемушкинского рынка)
Россия, Москва, ул.Вавилова, 64\1

Авторский коллектив:
Архитекторы: А. Р. Асадов, К. Сапричян, Е. Вдовин (ГАП), А.А. Асадов, О. Григорьева, А. Дмитриев, А. Полищук, А. Асташов, А. Штанюк (Мастерская А. Асадова). Ю. Равкин (Творческий центр Ю. Я. Равкина) Инженеры: Т. Новоселова (ГИП) (АО «Промстройпроект»), П. Рафельсон , Г. Каркло (Мастерская А. Асадова)

2008

Заказчик: ООО «Черемушкинский рынок»

29 Января 2008

author pht

Автор текста:

Елена Петухова

Технологии и материалы

«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.
Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана, разработкой которого занималась международная команда: британское архитектурное бюро Aedas, американская инженерная компания AECOM и строительный холдинг из Казахстана BI Group.
Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.

Сейчас на главной

Волны в степи
«Платов» – один из первых новых аэропортов России. Он до предела функционален, поскольку учитывает развитие технологий и возможное расширение, но в то же время наделен универсальным образом и наполнен уютными деталями.
Культурная встреча на высоте
В Берлине заложен первый камень 150-метрового небоскреба Alexander Tower на Александерплац: архитекторы – Ortner & Ortner Baukunst, заказчик – российский девелопер «МонАрх».
Сжигая мосты
В конце зимы на Масленице в Никола-Ленивце сожгут мост по проекту архитектурного бюро KATARSIS. Рассказываем об итогах конкурса на лучший арт-объект.
Нагатино: четыре истории
Проект застройки западной части Нагатинского полуострова бюро «Гинзбург Архитектс» начинало разрабатывать четыре раза, послойно накладывая на территорию одну концепцию за другой и формируя уникальный городской кейс. Рассматриваем все четыре, начиная с сотрудничества с Уильямом Олсопом.
За художественную ценность
В Петербурге наградили победителей архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини», девиз которой – «Недвижимость как искусство». Представляем 18 лучших проектов.
Яркое предложение
Концепция развития микрорайонов 7 и 8 в Южно-Сахалинске продолжает работу, начатую концепцией для всего города, также разработанной архитекторами «Остоженки». Можно только удивляться, насколько логично и последовательно идет работа – и насколько ярок результат.
Взять под козырек
Архитектор Роман Леонидов, спроектировавший «усадьбу Завидное» в Подмосковье, перенес в область частного дома мотивы общественных сооружений и придал ему футуристический хайтековый акцент.
Отель-древо
В Бретани строится гостиница в форме дерева: на его ветках размещены номера-капсулы из алюминиевых профилей компании BEMO.
Под сенью Папы Римского
Архбюро Мезонпроект построило мастерскую для Зураба Церетели во дворе дома на Пятницкой, напротив церкви Климента Папы Римского. Мягкий экомодернизм соединился с чертами ар деко.
Долг городу
Гостиничный комплекс в Монпелье на юге Франции по проекту бюро Мануэль Готран возвращает городу часть использованного им участка как общественную террасу.
Изящество простоты
Микс из восточной архитектуры и принципов ленинградского градостроительства: как мастерская «Евгений Герасимов и партнеры» поднимает планку для массового жилья.
Третья жизнь модернизма
Zaha Hadid Architects представили проект реконструкции вестибюля модернистской башни в центре Лондона: это офисное здание 1970-х с 2015 года превращено в дорогое жилье.
Образцовый офис
Штаб-квартира девелопера Amvest в Амстердаме по проекту Firm architects: показательное рабочее пространство, которое должно, помимо прочего, снизить число прогулов.
Кому в Москве жить комфортно
Конференция «Комфортный город»-2019, организованная Москомархитектурой в дизайн-кластере Artplay, сконцентрировалась на психологии. Аудитория даже поучаствовала в социо-психологическом опросе, и результат – неожиданный.
От Сочи до Владивостока
Представляем победителей ежегодного сочинского смотра-конкурса «АрхРазрез». Среди лучших – проекты из Москвы, Иркутска, Владивостока, Смоленска и других городов.
Архитектор в администрации
Говорим с несколькими выпускниками программы Архитекторы.рф, запущенной Институтом «Стрелка» и ДОМом.рф, – а именно с теми из них, кто после обучения устроился на работу в городские органы власти.
BIF: лауреаты 2019
Представляем полный список награжденных и отмеченных проектов национальной премии «Лучший интерьер», которая прошла в рамках Best Interior Festival.
Петербургский коллаж
Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра» расширена петербургским контентом. Предлагаем впечатления о ней и архитектурном процессе последних тридцати лет из первых рук – от участников.
Градсовет 20.11.2019
Неожиданные иностранцы проектируют офис для JetBrains, а отечественные архитекторы закрывают вид на краснокирпичный модерн: очередной градсовет Петербурга.
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Путь эмоций
Два молодых архитектора из ОСА о первом самостоятельном проекте для бюро и выработанном творческом подходе.
Стереомир инженера Шухова
До 19 января в Музее архитектуры проходит выставка-ретроспектива наследия выдающегося инженера Владимира Шухова – симбиоз огромной исследовательской работы и красивой художественной метафоры, придуманной «Архитекторами Асс».
Пресса: Григорий Ревзин: «В Москве не осталось исторической...
Партнер КБ Стрелка, архитектурный критик, урбанист Григорий Ревзин рассказал Илье Иванову о хрущевках как эманации социалистического образа города будущего, антисемитизме в позднем СССР и о Москве как глобальном общероссийском айсберге, на который все пытаются взобраться.
Предложение знака
Карен Сапричян предложил для штаб-квартиры РЖД, о планах строительства которой на территории Рижского грузового терминала стало известно весной текущего года, три небоскреба с буквами аббревиатуры компании.
Тучков буян: эксперты о главном парке Петербурга
Стартовал конкурс на концепцию парка «Тучков буян», а вместе с ним – страхи, сомнения и большие надежды. В рамках культурного форума архитекторы и чиновники разбирались, как подступиться к первому за долгие годы зеленому пространству, а мы приводим не самые очевидные мнения.
Пресса: «Зачем вам эти руины?»: что происходит со старыми советскими...
39 советским кинотеатрам Москвы приходится нелегко: один за другим их закрывают, перепродают, демонтируют. Все они вошли в программу реконструкции, которую осуществляет ADG Group, и скоро будут переделаны в «районные центры». Местные жители и историки архитектуры против. «Афиша Daily» разобралась в ситуации.
Третий масштаб
На сложном участке в Одинцовском округе Подмосковья «Студия 44» спроектировала вторую очередь гимназии им. Е.М. Примакова – школу с мощным демократическим пафосом и архитектурой в духе итальянского рационализма.
Музей на семи ветрах
В Шанхае на берегу реки Хуанпу построен музей Уэст-Банд. Авторы проекта – David Chipperfield Architects. Первые пять лет там будет показывать свои выставки Центр Помпиду.
Изгибы дюн
Комплекс апартаментов в Сестрорецке с криволинейными формами и выдающейся инфраструктурой, позволяющей охарактеризовать место как парк здоровья или дачу нового типа.