29.01.2008

От монументальности к медийности

На месте существующего Черемушкинского рынка проектируется современный торгово-развлекательный комплекс, над которым будет возвышаться скругленный корпус с офисами и гостиницей, а также панорамным рестораном на верхнем уровне. Гостиничный фасад предполагается превратить в огромный экран, состоящий из led-светильников

информация:

Здание старого Черемушкинского рынка 
Фото: ©jst-ru
Здание старого Черемушкинского рынка
Фото: ©jst-ru
открыть большое изображение

Ветер перемен проносится над улицами и площадями, взъерошивая крыши, прореживая бульвары, роняя посреди пятиэтажек 30-ти этажные башни и унося в небытие, хоть и потертые временем, но привычные и потому дорогие сердцу дома, кварталы и скверы. Разве ветер виноват в том, что на месте бывших полей уже не найдешь свободного клочка земли и для продолжения экспериментов приходиться ставить новый образец на место старого?

Настал черед и одного из заслуженных старожилов юго-запада – Черемушкинского рынка, обеспечивавшего прилегающие районы от Гагаринской до Калужской площадей, сначала сельскохозяйственной продукцией, затем китайской мануфактурой и под конец – всем вперемежку. Разговоры о его реконструкции с расширением и возможной пристройкой дополнительного здания шли давно. В рамках распоряжения Правительства Москвы №1138-ПП от 18.12.01 «О дополнительных мерах по упорядочению рыночной торговли в г. Москве», владелец здания – ООО «Черемушкинский рынок» накапливал средства и рассматривал различные варианты реконструкции, которые постепенно приобретали все более глобальный характер, заполоняя весь прилегающий к рынку участок, и скрывая под новыми этажами старое покрытие. К 2003 году концепция полностью избавилась от архитектурных намеков на простоявшее здесь 30 лет незаурядное сооружение.

историческая справка
В 70-е годы в Москве было построено несколько уникальных зданий, предназначенных для торговли сельскохозяйственными товарами. Предполагалось, что торговать в них, словно на ярмарке, будут продуктами со всей страны. И строились они соответственно. Огромные открытые залы, под высокими красивыми потолками кипит торговая жизнь, разукрашенная всеми фруктово-овощными цветами. Для перекрытия больших помещений рынков без промежуточных опор использовали одну из самых прогрессивных на тот момент технологий – железобетонные сводчатые оболочки. Многие мировые звезды архитектуры, такие как Альваро Сиза и Оскар Нимейер, создавали тогда здания, главным элементом которых были покрытия, совмещающие достоинства бетона и стали. Каждый материал вносил свою лепту в обеспечение надежности конструкций и в результате получались невиданные до тех пор композиции. Такая работа требовала от проектировщиков знаний, опыта, владения системой расчетов и особого чувства конструкции, понимания ее пространственной работы. Поэтому к работе был привлечен один из лучших конструкторов – Н. В. Канчели. Он спроектировал кровли Басманного и Даниловского рынка в виде складчатой оболочки, а также парусный свод* Черемушкинского рынка. Эти здания, построенные примерно в одно время, после трагедии на Бауманской улице в феврале 2006 года, были автоматически занесены в «черный список» потенциально опасных, чей снос зависит лишь от темпов утверждения новых проектов на их место.

Трагедия 2006 года – обрушение крыши Басманного рынка, мгновенно сделала здания подобного типа нежелательными элементами городского пейзажа, а посему концептуальные архитектурные проработки были активизированы и перешли в проектную стадию. Еще в 2003 году было определено общее объемно-пространственное решение комплекса на месте Черемушкинского рынка. Большую часть углового участка между улицами Вавилова и Ломоносовским проспектом занимал 4-этажный корпус, в центре которого предполагался атриум, перекрытый прозрачным сводом (легкий намек на бетонные паруса старого рынка). Вдоль юго-западной границы участка возвышалась 19-этажная пластина гостиницы при рынке. Достаточно традиционную компоновку комплекса неожиданно нарушал огромный проем в высотном блоке, образующий гигантское окно, смотрящее в сторону заката, поскольку других визуальных ориентиров в той стороне нет. Точнее, угловой лестнично-лифтовой блок в стеклянном обрамлении одиноко возвышался над стилобатом и только на последнем 19 уровне соединялся стеклянной галереей с гостиничным корпусом.

Столь подробное описание старого проекта неслучайно. Многие из заложенных в нем идей эволюционировали в течении пяти лет от абстрактных эпатажных форм к энергичной актуальной архитектуре, дополненной новейшими техническими разработками. По сути, композиция осталась той же. Обширная стилобатная часть повторяет конфигурацию участка, над ней установлен высокий протяженный корпус. В противоход закругленному внешнему углу стилобата вертикальный корпус выгнут по плавной дуге и заканчивается на самом верху антресольным этажом с почти 12 метровым консольным выносом, словно взмах руки фокусника, зависающей над «волшебным цилиндром» – сводчатым покрытием атриума стилобата, сквозь который бьет свет прожекторов. И словно серебристый плащ, «спадает» с него ровная плоскость гостиничной стены, заменившая в этом месте старое «окно в никуда». Именно здесь, а не в «шляпе волшебника» будут каждый вечер происходить главные чудеса. Вместо ненадежного очарования заката зрителю будут предложены самые современные достижения в области освещения, способные превратить стену в невиданный экран площадью почти 3 тысячи кв.м., на котором при помощи тысяч специальных ламп можно будет показывать любое динамическое изображение.

техническая справка
Основа технологии медиа-фасада – интеграция LED-светодиодов в металлическую конструкцию ламельного типа, которая собирается перед фасадом здания. Так что, суммарная светопрозрачность остекления лишь немного уменьшается. Инсталляции могут быть смонтированы не только на ровные, но и на изогнутые поверхности. Изображение на фасаде создается при помощи красных, зеленых и синих светодиодов. Три или пять светодиодов в этой цветовой комбинации формируют один пиксель изображения. Качество изображения зависит от количества и плотности светодиодов, т. е. от точечного разрешения и может меняться в процессе эксплуатации. При помощи медиа-фасада можно транслировать телевизионные сигналы или анимационные и видеоролики с локальных устройств, а также уникальные программы динамичной подсветки здания. Статичные изображения также возможны, но технические параметры медиа-фасада зависят от дистанции восприятия. Вообще медиа-экраны могут быть настроены так, чтобы изображение было видно уже с расстояния 20 метров, но это требует существенного увеличения затрат. Наиболее рациональное решение предусматривает расстояние до зрителя не меньше, чем 50-300 м, что позволит сократить количество пикселей (LED-светодиодов) на единицу площади. В этом случае, себестоимость медиа-фасадов, в пересчете на единицу полезной площади, будет примерно в 4-5 раз ниже, чем у уличных светодиодных экранов.

Сплошное остекление стены-экрана изрезано тонкими вертикальными и горизонтальными импостами, тогда как изогнутые фасады высотного корпуса и покрытие над атриумом рассекает металлическая структура из перекрещивающихся металлических стержней. Эта сетка служит одновременно и несущей конструкцией оболочки и декоративным элементом, тема которого продолжается в больших остекленных вертикальных плоскостях стилобата. Часть фасадов вертикального корпуса и стилобата решена с использованием темно-коричневых навесных панелей, словно тонкие линии, расчерчивающие стилобат в горизонтальную, а высотный корпус в вертикальную полоску.

Чередование стеклянных плоскостей и темных вставок призвано композиционно объединить новый комплекс и расположенное на противоположной стороне улицы Вавилова административное здание постройки 70-х годов. Хотя в данном случае такая корректность вряд ли окажет существенное влияние на имидж строящегося здания. Затеряться среди соседей ему не удастся ни при каких обстоятельствах. Это продукт другого века, другой культуры, принесшей на смену монументальности иные средства воздействия на человека. Начинается эра «медийной» архитектуры, в которой не только форма, пропорции, фактуры и цвет будут выражать художественную мысль автора, но и вся наружная оболочка здания станет интерактивным инструментом донесения информационного и эмоционального заряда художника тысячам зрителей.

Здание старого Черемушкинского рынка 
Фото: ©jst-ru
Здание старого Черемушкинского рынка
Фото: ©jst-ru
открыть большое изображение
Многофункциональный торгово-офисный комплекс с подземным гаражом-стоянкой на ул. Вавилова, 64/1. АНО «Проект-КС». Архитекторы: Асадов А.Р., Вдовин Е.А. и др. Вечернее шоу. 3-D визуализация
Многофункциональный торгово-офисный комплекс с подземным гаражом-стоянкой на ул. Вавилова, 64/1. АНО «Проект-КС». Архитекторы: Асадов А.Р., Вдовин Е.А. и др. Вечернее шоу. 3-D визуализацияоткрыть большое изображение
Многофункциональный торгово-офисный комплекс с подземным гаражом-стоянкой на ул. Вавилова, 64/1. АНО «Проект-КС». Архитекторы: Асадов А.Р., Вдовин Е.А. и др. Фотомонтаж.
Многофункциональный торгово-офисный комплекс с подземным гаражом-стоянкой на ул. Вавилова, 64/1. АНО «Проект-КС». Архитекторы: Асадов А.Р., Вдовин Е.А. и др. Фотомонтаж. открыть большое изображение
Панорама вдоль Ломоносовского проспекта
Панорама вдоль Ломоносовского проспекта
Многофункциональный торгово-офисный комплекс с гостиницей и подземным гаражом-стоянкой (на месте Черемушкинского рынка). Вид комплекса сверху. 3-D визуализация
Многофункциональный торгово-офисный комплекс с гостиницей и подземным гаражом-стоянкой (на месте Черемушкинского рынка). Вид комплекса сверху. 3-D визуализацияоткрыть большое изображение
Многофункциональный торгово-офисный комплекс с подземным гаражом-стоянкой на ул. Вавилова, 64/1. АНО «Проект-КС». Архитекторы: Асадов А.Р., Вдовин Е.А. и др. Вид на комплекс со стороны Ломоносовского проспекта. 3-D визуализация
Многофункциональный торгово-офисный комплекс с подземным гаражом-стоянкой на ул. Вавилова, 64/1. АНО «Проект-КС». Архитекторы: Асадов А.Р., Вдовин Е.А. и др. Вид на комплекс со стороны Ломоносовского проспекта. 3-D визуализацияоткрыть большое изображение
Фасад D-A. Фасад 15-1
Фасад D-A. Фасад 15-1открыть большое изображение
Фасад A-D. Фасад 1-15
Фасад A-D. Фасад 1-15открыть большое изображение
Многофункциональный торгово-офисный комплекс с подземным гаражом-стоянкой на ул. Вавилова, 64/1. АНО «Проект-КС». Архитекторы: Асадов А.Р., Вдовин Е.А. и др. Генеральный план комплекса
Многофункциональный торгово-офисный комплекс с подземным гаражом-стоянкой на ул. Вавилова, 64/1. АНО «Проект-КС». Архитекторы: Асадов А.Р., Вдовин Е.А. и др. Генеральный план комплексаоткрыть большое изображение
План на отм. 0.000
План на отм. 0.000
План на отм. 17.40
План на отм. 17.40
План на отм. 84.60
План на отм. 84.60
План кровли
План кровли

ссылки:

другие тексты:

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Дмитрий Селивохин
  • Сергей Кузнецов
  • Марк Сафронов
  • Рустам Керимов
  • Станислав Белых
  • Тотан Кузембаев
  • Анатолий Столярчук
  • Юлий Борисов
  • Никита Бирюков
  • Даниил Лоренц
  • Александр Асадов
  • Роман Леонидов
  • Антон Лукомский
  • Дмитрий Васильев
  • Валерий Лукомский
  • Александр Бровкин
  • Сергей Скуратов
  • Константин Ходнев
  • Олег Карлсон
  • Наталия Зайченко
  • Олег Шапиро
  • Наталья Сидорова
  • Юрий Сафронов
  • Антон Барклянский
  • Дмитрий Ликин
  • Алексей Курков
  • Игорь Шварцман
  • Карен Сапричян
  • Андрей Гнездилов
  • Николай Миловидов
  • Александр Попов
  • Никита Явейн
  • Иван Кожин
  • Юлия Тряскина
  • Василий Крапивин
  • Сергей Орешкин
  • Андрей Асадов
  • Зураб Басария
  • Владимир Ковалёв
  • Валерия Преображенская
  • Антон Бондаренко
  • Сергей Сенкевич
  • Полина Воеводина
  • Левон Айрапетов
  • Илья Уткин
  • Антон Яр-Скрябин
  • Владимир Биндеман
  • Сергей Труханов
  • Вера Бутко
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Арсений Леонович
  • Сергей Чобан
  • Олег Мединский
  • Илья Машков
  • Наталия Шилова
  • Павел Андреев
  • Екатерина Грень
  • Алексей Гинзбург
  • Антон Надточий
  • Никита Токарев
  • Екатерина Кузнецова
  • Андрей Романов
  • Александр Скокан
  • Александра Кузьмина
  • Евгений Герасимов
  • Всеволод Медведев
  • Антон Ладыгин
  • Владимир Плоткин
  • Михаил Канунников

Постройки и проекты (новые записи):

  • Проект остановки общественного транспорта
  • Гимназия А+
  • Реконструкция здания на Зубовской площади
  • Свердловская филармония
  • Международный терминал Ватерлоо
  • Здание офиса продаж ЖК «Селигер Сити»
  • Жилой комплекс WhiteLines
  • Редевелопмент территории мукомольного комбината
  • Гостиница на площади Советской Армии

Технологии:

12.10.2018

Европейские системы ограждений «ZABOR–MODERN.RU» для России

Новый взгляд нa привычные вещи. Забор, как визитная карточка дома.
Zabor Modern
10.10.2018

Русский авангард в интерьерах нового терминала аэропорта Шереметьево

Когда появляется желание сделать что-то абсолютно новое или индивидуальное или воссоздать что-то историческое и гениальное, даже большой палитры стандартных декоров FunderMax может не хватить для полета фантазии архитектора или дизайнера. И тут на помощь приходит FunderMax Individual.
ООО «Декотек Инжиниринг»
01.10.2018

Капремонт системы отопления без сварки

Инновационные решения от Viega Megapress: впервые в России ремонт системы отопления многоэтажного дома проведен полностью без применения сварки, методом холодной опрессовки.
Viega
01.10.2018

Пространства для создания инноваций и почему они важны для всех компаний

Креативность и новые идеи становятся новым ключевым параметром деятельности компаний, без которого не обходится ни один лидер рынка. Но чтобы процесс создания инноваций действительно работал, необходимо создать для сотрудников подходящие рабочие условия, в которых они будут максимально креативными. По материалам исследования Ideation Group, Haworth Inc.
HAWORTH
25.09.2018

Пространство без границ

Современные архитектурные решения предполагают размытие границы между внутренней и внешней средой. Новые защитные ограждения системы «Реалит» RPE 35 и RPI 23 расширяют пространство, превращая стекло в огромный световоздушный экран.
Архитектурные системы «Реалит»
другие статьи