24.01.2008

На старой стороне улицы

23 января в Белом зале МАрхИ открылась выставка, посвященная одной из московских улиц – Спиридоновке. Это выставка-исследование: ее ядро составили картины-реконструкции Владислава Рябова, основанные на новейших научных работах, и развертки, сделанные архивистом Ольгой Ким. Пластический акцент создали макеты, выполненные студентами-архитекторами

информация:

Церковь святителя Спиридония. Фотографии Ирины Фильченковой
Церковь святителя Спиридония. Фотографии Ирины Фильченковой

Идея выставки родилась из издательско-исследовательского проекта: несколько лет назад Банк жилищного финансирования заказал архивное и историческое исследование этой улицы, а затем издательский дом «Лингва-Ф» опубликовал научные изыскания в виде двухтомника: первый том «Улица, называемая Спиридоновкой…», второй – «Спиридоновка в лицах». После того, как книги были готовы, в музее архитектуры устроили выставку; это было в начале 2007 года. Теперь она повторена в МАрхИ с изменениями и дополнениями.

Надо сказать, что не каждую книгу сопровождают специальной экспозицией по ее следам. Но в данном случае возникновение выставки более чем обосновано. Дело в том, что эти издания – не путеводители, не перепечатки давно известных фактов, не альбомы и даже не собрание эссе или ностальгических фотографий. Их тексты – это полноценные научные исследования, сделанные на современном уровне и на основе скрупулезных архивных изысканий. Их иллюстрации – помимо старых фотографий и чертежей, многие их которых публикуются впервые, это картины московского художника Владислава Рябова. Картины составляют приблизительно половину визуального ряда книг, и сами по себе являются разновидностью исследования, исполненного, образно говоря, в художественной форме.

Эти картины – реконструкции местности, сделанные на основе тех самых архивных и прочих изысканий, т.е. претендующие на высокую (на современном уровне знания) степень достоверности. Они сделаны с разных точек и изображают не только памятники архитектуры так, как они могли бы выглядеть, но и топографию – ручьи, пригорки и домики, причем все это не придумано, как нередко бывает, а основано на реальном материале.

Выставка стремится отразить все исторические напластования, которые произошли в облике улицы. Все начинается с общей панорамы Москвы середины ХVII века, нарисованной Владиславом Рябовым, на которой помимо храмов подчеркнуто ясно изображен рельеф местности – те самые пруды и пригорки. Рельеф интересен тем, что сейчас в Москве он сохранился лишь очень и очень частично. Прудов и речек – тех вообще почти нету, пригорки еще держатся, но с ними ожесточенно борются строители подземных автостоянок и прочих ландшафтных затей. 

По всей длине стен помещены развертки улиц, как Спиридоновки, так и прилегающих к ней – Малой Никитской и Садово-Кудринской, сделанные исследователем-архивистом Ольгой Ким. Благодаря панорамам создается полнота ощущения улицы, да к тому же ее самого концентрированного периода – рубежа XIX-XX веков – когда основные здания уже были построены, а до сносов еще не дошло. Под панорамами представлены краткие истории наиболее ценных объектов и фотографии конца позапрошлого века. Рядом с ними развешаны современные фотографии тех мест, дающие возможность воочию сравнить нынешнюю и былую Спиридоновку.

Однако двумерными изображениями дело не заканчивается, некоторые объекты можно даже обойти вокруг. В центре зала студенты МАРХИ расставили сделанные собственноручно макеты наиболее ценных и интересных построек улицы. Здесь можно как на ладони рассмотреть дом особняк Тарасова архитектора И.В. Жолтовского, самое старое здание улицы – Гранатный двор ХVII века, особняк Рябушинского и церковь Спиридония, главный храм улицы, исключительный памятник архитектуры времени патриарха Филарета и царя Михаила Федоровича.

История Спиридоновки уходит в глубь веков. Первоначально это была дорога, появившаяся в довольно болотистой местности и повторяющая изгиб ручья Черторыя. Она вела от Никитских ворот Белого дома до Козихинской или Козьей слободы, где находилось митрополичье загородное имение с собственным хозяйством. Позже здесь в 1633 году на высоком уступе была построена каменная церковь святителя Спиридония, давшая впоследствии название улице и породившая вокруг себя большую патриаршую слободу с домами священников и дьяконов. Слобода стала источником развития района.

В ХVIII веке здесь стали строиться дворянские и купеческие усадьбы, самые известные из которых – усадьба Е.А. Баратынского и И.И. Дмитриева. Ближе к рубежу веков возникают особняки и доходные дома эпохи модерн, среди них два здания Ф.О. Шехтеля – знаменитый особняк Рябушинского, с которого сейчас начинается улица Спиридоновка, и неоготический дом Саввы Морозова, сохранивший прекрасные интерьеры.

Безусловно, самым разрушительным вторжением XX века городскую ткань этой улицы стал снос в 1930 году церкви святителя Спиридония, удивительного памятника московской архитектуры времени патриарха Филарета и царя Михаила Федоровича. Церковь стояла на углу улицы и Спиридоньевского переулка, была увенчана традиционной «горкой кокошников» на странной формы четверике – коротком, но широком. Такие церкви распространились в середине XVII века, а храм Спиридония был едва ли не первым из них.

Если взять за скобки снос этой замечательной церкви, то надо признать, что некоторые фрагменты Спиридоновки сохранились просто замечательно. Мысленно убираем с глаз долой пару-тройку маячащих иномарок – и можно наслаждаться образом старой Москвы, если не двухсотлетней, то хотя бы столетней давности. Или снимать кинофильмы; что, собственно говоря, уже делалось, и не раз.

Церковь Св. Спиридония
Церковь Св. Спиридония
Фотография сноса церкви Св. Спиридония
Фотография сноса церкви Св. Спиридония
Вид на Москву ХVII в.
Вид на Москву ХVII в.
Гранатный двор. Макет
Гранатный двор. Макет
Особняк Тарасова
Особняк Тарасова
Особняк Морозова
Особняк Морозова

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Никита Бирюков
  • Владимир Плоткин
  • Антон Лукомский
  • Сергей Сенкевич
  • Полина Воеводина
  • Юрий Сафронов
  • Юлий Борисов
  • Карен Сапричян
  • Василий Крапивин
  • Евгений Герасимов
  • Зураб Басария
  • Андрей Романов
  • Антон Надточий
  • Роман Леонидов
  • Игорь Шварцман
  • Наталия Шилова
  • Александр Асадов
  • Никита Токарев
  • Иван Кожин
  • Дмитрий Васильев
  • Сергей Орешкин
  • Олег Шапиро
  • Вера Бутко
  • Павел Андреев
  • Валерия Преображенская
  • Александр Попов
  • Сергей Скуратов
  • Илья Машков
  • Сергей Труханов
  • Марк Сафронов
  • Владимир Ковалёв
  • Дмитрий Ликин
  • Арсений Леонович
  • Станислав Белых
  • Наталия Зайченко
  • Сергей Чобан
  • Сергей Кузнецов
  • Николай Миловидов
  • Юлия Тряскина
  • Алексей Гинзбург
  • Александр Скокан
  • Екатерина Грень
  • Левон Айрапетов
  • Анатолий Столярчук
  • Андрей Гнездилов
  • Екатерина Кузнецова
  • Тотан Кузембаев
  • Андрей Асадов
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Даниил Лоренц
  • Иван Рубежанский
  • Валерий Лукомский
  • Никита Явейн
  • Александр Бровкин
  • Александра Кузьмина
  • Антон Яр-Скрябин
  • Всеволод Медведев
  • Илья Уткин
  • Антон Бондаренко
  • Рустам Керимов
  • Олег Мединский
  • Константин Ходнев
  • Наталья Сидорова
  • Михаил Канунников
  • Олег Карлсон

Постройки и проекты (новые записи):

  • Вилла-BG_019
  • Концепция благоустройства пешеходных зон и общественных пространств на намывных территориях Невской губы
  • Храм в честь иконы Божией Матери «Умиление»
  • Павильон виртуальной реальности или VR-павильон
  • Концепция модернизации центрального парка в Красногорске
  • Театр Mercury в Барвиха Luxury Village
  • Архитектурно-градостроительная концепция развития села Кубенского
  • Проект реконструкции сельского клуба в культурный центр в селе Косаричи
  • Жилой комплекс «Стрижи»

Технологии:

12.03.2019

Игра контрастов титан-цинка

История о превращении домика-стилизации в небольшой, но свежий пример современной архитектуры, в разговоре Леонида Голованова, директора российского представительства компании RHEINZINK, с ее авторами – архитекторами Алексеем Афоничкиным и Сергеем Марковым, партнерами Архитектурного бюро А4.
RHEINZINK
04.03.2019

Российский завод уникального кирпича ручной формовки «Донские Зори» приглашает в Крокус Экспо на MosBuild!

Посетителей ждут новые архитектурные каталоги, технические консультации и специальные скидки!
АО «Фирма «КИРИЛЛ»
26.02.2019

«Братья» с разным характером клинкерного фасада

Различия между корпусами жилого комплекса «Братья Гершвин» в Амстердаме подчеркнуты насыщенными тонами клинкера Hagemeister.
АО «Фирма «КИРИЛЛ»
25.02.2019

Гладкая фактура и линейная разгранка: новые панели KMEW на российском рынке

Рассматриваем, каким образом американские и канадские архитекторы используют три самые популярные фактуры японских панелей из фиброцемента.
КМ-Технология - официальный дистрибьютор KMEW в России
13.02.2019

Ворота от «ZABOR–MODERN.RU» – технологично, стильно и надежно

От эконом-версии до складывающейся механики «гармошка». Ворота – Ваша визитная карточка, на которой нельзя экономить.
Zabor Modern
11.02.2019

Клинкер “Brick to Click” для мегафасадов

О надежности, легкости крепления и других достоинствах вентилируемой навесной конструкции из клинкерной плитки – на примере масштабного и очень высокого жилого комплекса «Сердце столицы».
Ströher
другие статьи