На старой стороне улицы

23 января в Белом зале МАрхИ открылась выставка, посвященная одной из московских улиц – Спиридоновке. Это выставка-исследование: ее ядро составили картины-реконструкции Владислава Рябова, основанные на новейших научных работах, и развертки, сделанные архивистом Ольгой Ким. Пластический акцент создали макеты, выполненные студентами-архитекторами

Автор текста:
Ирина Фильченкова

24 Января 2008
mainImg

Идея выставки родилась из издательско-исследовательского проекта: несколько лет назад Банк жилищного финансирования заказал архивное и историческое исследование этой улицы, а затем издательский дом «Лингва-Ф» опубликовал научные изыскания в виде двухтомника: первый том «Улица, называемая Спиридоновкой…», второй – «Спиридоновка в лицах». После того, как книги были готовы, в музее архитектуры устроили выставку; это было в начале 2007 года. Теперь она повторена в МАрхИ с изменениями и дополнениями.

Надо сказать, что не каждую книгу сопровождают специальной экспозицией по ее следам. Но в данном случае возникновение выставки более чем обосновано. Дело в том, что эти издания – не путеводители, не перепечатки давно известных фактов, не альбомы и даже не собрание эссе или ностальгических фотографий. Их тексты – это полноценные научные исследования, сделанные на современном уровне и на основе скрупулезных архивных изысканий. Их иллюстрации – помимо старых фотографий и чертежей, многие их которых публикуются впервые, это картины московского художника Владислава Рябова. Картины составляют приблизительно половину визуального ряда книг, и сами по себе являются разновидностью исследования, исполненного, образно говоря, в художественной форме.

Эти картины – реконструкции местности, сделанные на основе тех самых архивных и прочих изысканий, т.е. претендующие на высокую (на современном уровне знания) степень достоверности. Они сделаны с разных точек и изображают не только памятники архитектуры так, как они могли бы выглядеть, но и топографию – ручьи, пригорки и домики, причем все это не придумано, как нередко бывает, а основано на реальном материале.

Выставка стремится отразить все исторические напластования, которые произошли в облике улицы. Все начинается с общей панорамы Москвы середины ХVII века, нарисованной Владиславом Рябовым, на которой помимо храмов подчеркнуто ясно изображен рельеф местности – те самые пруды и пригорки. Рельеф интересен тем, что сейчас в Москве он сохранился лишь очень и очень частично. Прудов и речек – тех вообще почти нету, пригорки еще держатся, но с ними ожесточенно борются строители подземных автостоянок и прочих ландшафтных затей. 

По всей длине стен помещены развертки улиц, как Спиридоновки, так и прилегающих к ней – Малой Никитской и Садово-Кудринской, сделанные исследователем-архивистом Ольгой Ким. Благодаря панорамам создается полнота ощущения улицы, да к тому же ее самого концентрированного периода – рубежа XIX-XX веков – когда основные здания уже были построены, а до сносов еще не дошло. Под панорамами представлены краткие истории наиболее ценных объектов и фотографии конца позапрошлого века. Рядом с ними развешаны современные фотографии тех мест, дающие возможность воочию сравнить нынешнюю и былую Спиридоновку.

Однако двумерными изображениями дело не заканчивается, некоторые объекты можно даже обойти вокруг. В центре зала студенты МАРХИ расставили сделанные собственноручно макеты наиболее ценных и интересных построек улицы. Здесь можно как на ладони рассмотреть дом особняк Тарасова архитектора И.В. Жолтовского, самое старое здание улицы – Гранатный двор ХVII века, особняк Рябушинского и церковь Спиридония, главный храм улицы, исключительный памятник архитектуры времени патриарха Филарета и царя Михаила Федоровича.

История Спиридоновки уходит в глубь веков. Первоначально это была дорога, появившаяся в довольно болотистой местности и повторяющая изгиб ручья Черторыя. Она вела от Никитских ворот Белого дома до Козихинской или Козьей слободы, где находилось митрополичье загородное имение с собственным хозяйством. Позже здесь в 1633 году на высоком уступе была построена каменная церковь святителя Спиридония, давшая впоследствии название улице и породившая вокруг себя большую патриаршую слободу с домами священников и дьяконов. Слобода стала источником развития района.

В ХVIII веке здесь стали строиться дворянские и купеческие усадьбы, самые известные из которых – усадьба Е.А. Баратынского и И.И. Дмитриева. Ближе к рубежу веков возникают особняки и доходные дома эпохи модерн, среди них два здания Ф.О. Шехтеля – знаменитый особняк Рябушинского, с которого сейчас начинается улица Спиридоновка, и неоготический дом Саввы Морозова, сохранивший прекрасные интерьеры.

Безусловно, самым разрушительным вторжением XX века городскую ткань этой улицы стал снос в 1930 году церкви святителя Спиридония, удивительного памятника московской архитектуры времени патриарха Филарета и царя Михаила Федоровича. Церковь стояла на углу улицы и Спиридоньевского переулка, была увенчана традиционной «горкой кокошников» на странной формы четверике – коротком, но широком. Такие церкви распространились в середине XVII века, а храм Спиридония был едва ли не первым из них.

Если взять за скобки снос этой замечательной церкви, то надо признать, что некоторые фрагменты Спиридоновки сохранились просто замечательно. Мысленно убираем с глаз долой пару-тройку маячащих иномарок – и можно наслаждаться образом старой Москвы, если не двухсотлетней, то хотя бы столетней давности. Или снимать кинофильмы; что, собственно говоря, уже делалось, и не раз.

Церковь святителя Спиридония. Фотографии Ирины Фильченковой
Церковь Св. Спиридония
Фотография сноса церкви Св. Спиридония
Вид на Москву ХVII в.
Гранатный двор. Макет
Особняк Тарасова
Особняк Морозова


24 Января 2008

Автор текста:

Ирина Фильченкова

Технологии и материалы

Английский кирпич в московских Кадашах
Кирпич IBSTOCK Bristol Brown A0628A, привезенный компанией «Кирилл» прямо из Великобритании для фасадов ЖК «Монополист» в Кадашах, стал для комплекса, нового, но вписанного в контекст и расположенного рядом с известнейшим шедевром конца XVII века, основой для сдержанно-историчной и в то же время современной образности.
Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.
Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.

Сейчас на главной

Мёд и медь
Архитектор Роман Леонидов спроектировал подмосковный Cool House в райтовском духе, распластав его параллельно земле и подчеркнув горизонтали. Цветовая композиция основана на сопоставлении теплого медового дерева и холодной бирюзовой меди.
Пресса: Почему индустриальное домостроение оставит будущее...
О будущем жилья невозможно говорить, пытаясь обойти стену, в которую оно упирается,— массовое индустриальное домостроение. Если модель массового индустриального домостроения сохранится, то это довольно простое будущее, которое более или менее сводится к настоящему.
СКК: сохранять, крушить, копировать?
Мы поговорили с петербургскими архитекторами о ситуации вокруг обрушенного СКК – здания, купол которого по чистоте формы и инженерного замысла сравнивают с римским Пантеоном, только выполненным в металле. Что, однако, не помогло ему получить статус памятника и защиту от сноса.
Лучи знаний
Школа в Подмосковье, архитектуру которой определяет учебная программа, природное окружение, а также желание использовать только честные материалы.
Кружево из углепластика
Три портала по проекту Асифа Хана для Экспо-2020 в Дубае при высоте в 21 метр сооружены из нитей сверхлегкого углепластика и не требуют дополнительной несущей конструкции.
Арктический вуз
Новое крыло Арктического колледжа на острове Баффинова Земля на севере Канады. Авторы проекта – Teeple Architects из Торонто.
Критическая масса прогресса
20-й по счету летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» спроектируют молодые женщины-архитекторы из ЮАР – бюро Counterspace; их постройка будет посвящена социальным и экологическим темам.
Парки Татарстана, часть I: лучшие городские
Цветущий бульвар вместо парковки, авторские МАФы, экологические решения, равно как и ностальгические фонтаны и площадки для фотосессий новобрачных – в первой части путеводителя по паркам Татарстана, посвященной новым городским пространствам.
Сокольники: ковер из кирпича
Архитекторы бюро Megabudka опубликовали свой проект Сокольнической площади в деталях и с объяснениями всех мотивов. Рассматриваем проект и призываем голосовать за него в «Активном гражданине». Очень хочется, чтобы победила архитектурная версия.
Три январские неудачи Бьярке Ингельса
Основатель BIG подвергся критике из-за деловой встречи с бразильским президентом, известным своими крайне правыми взглядами и отрицанием экологических проблем Амазонии, лишился поста главного архитектора в WeWork и был отстранен от участия в проектировании небоскреба для нью-йоркского ВТЦ.
Кирпичные шестигранники
Башни Hoxton Press по проекту Karakusevic Carson и Дэвида Чипперфильда на границе лондонского Сити – коммерческое жилье, «субсидирующее» реновацию социального жилого массива рядом.
Одновременное развитие экономики и кино
В бывшем здании центрального рынка Монтевидео уругвайское бюро LAPS Arquitectos разместило штаб-квартиру Латиноамериканского банка развития CAF, национальную синематеку, легендарный бар и общественное пространство.
Москва 2050: деревянные высотки и летающий транспорт
Более 40 студентов представили видение Москвы будущего в недавно открывшейся галерее Шухов Лаб и на Биеннале архитектуры и урбанизма в Шэньчжэне. Рассказываем об итогах воркшопа «Москва 2050» и показываем работы участников.
Рестораны вместо лучших реставраторов страны?
Минкульт выдал ЦНРПМ предписание переехать до 1 марта. Не исключено, что после разорительного переезда научной реставрации в стране не останется. Говорим со специалистами, публикуем письмо сотрудников министру культуры.
Глэм-карьер
Благоустройство подмосковного озера от бюро Ai-architects: эко-школа, глэмпинг и всесезонные развлечения.
Красный зиккурат
Многоквартирный дом Cascade Villa в Алмере по проекту бюро CROSS Architecture снаружи – кирпичный, а во внутреннем дворе – обшит деревом.
Арт-депо
Офисное здание на набережной Обводного канала в Санкт-Петербурге по проекту архитектора Артема Никифорова – это тонкая вариация на тему кирпичной промышленной архитектуры XIX и ХХ века с рядом художественных изобретений, хорошим строительным и ремесленным качеством.
Будущее не дремлет
Выставка Европейского культурного центра в ГНИМА это коллекция современных пространств разной степени общественности. Подборка довольно случайная, но интересная, а в последнем зале пугают потопом, античным форумом, зиккуратами и вигвамами.
«Единорог в лесу»
Почему, в отличие от произведений известных художников и автографов писателей, дом, спроектированный Ф.Л. Райтом или Тадао Андо, выгодно продать очень сложно? В нем неудобно жить или недвижимость от знаменитых архитекторов переоценена?
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Розовый слон
В Лос-Анджелесе построен флагманский магазин одежды The Webster по проекту Дэвида Аджайе. Для внешней и внутренней отделки британский архитектор использовал окрашенный бетон.
Архи-события: 3–9 февраля
«Кто хочет стать миллионером» для архитекторов и дизайнеров, новый интенсив в МАРШ и экскурсия с плаванием от «Москвы глазами инженера».
Пресса: Великое переселение
В последнюю неделю января 2020-го в стране активно обсуждают реновацию устаревшего жилья — вернее, возможность запуска подобных программ в российских регионах. В одном из первых своих интервью на посту вице-премьера Марат Хуснуллин отметил, что реновацию можно запустить в городах-миллионниках.
Умер Андрей Меерсон
Признанный мастер советского модернизма, автор «Лебедя» и самого красивого московского дома «на ножках» на Беговой, но и автор неоднозначного стилизаторского Ритц Карлтон на Тверской – тоже.
Неиссякаемый источник
VIP-зоны аэропорта – настоящее раздолье для цвета, пластики, образности и творческой фантазии архитекторов. Рассматриваем четыре бизнес-зала и один VIP-терминал ростовского аэропорта «Платов»: все они так или иначе осмысляют контекст: южное солнце, волны речной воды, восход над степным горизонтом и золото сарматов.
Кольцо на озере Сайсары
Здание филармонии и театра якутского эпоса на священном озере вписано в эпический круг и включает три объема, уподобленных традиционному жилищу. Кровля уподоблена аласу – якутской деревне вокруг озера. При столь интенсивной смысловой насыщенности проект сохраняет стереометрическую абстрактность и легкость формы, оперируя прозрачностью, многослойностью и отражениями.
Вертикальные татами
Фасады офисного здания Torre Patria-Hipódromo по проекту Карлоса Ферратера и его бюро OAB в Гвадалахаре на западе Мексики подчинены модульной конструктивной сетке, которая упорядочивает и окружающее пространство нового района.
Умер Александр Ларин
Автор академического хореографического училища на 2-й Фрунзенской и знаменитой аптеки в Орехово-Борисово, нескольких нетиповых детских садов типового времени, учитель и коллега многих известных сегодняшних архитекторов.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
Век бетона
23 января исполнилось 100 лет Готфриду Бёму, первому немецкому лауреату Притцкеровской премии и создателю церквей и ратуш, напоминающих скульптуры из бетона. Он каждый день бывает в бюро и наставляет сыновей-архитекторов.
Архитектура эфемерности
На проспекте Вернадского поблизости от станции метро появилась высотная доминанта, давшая новое звучание округе: бизнес-центр «Академик» по проекту UNK project раскрыл в форме архитектуры смыслы местных топонимов.
Центр мега-выставок
Новый международный выставочный центр по проекту Valode & Pistre в «близнеце» Гонконга мегаполисе Шэньчжэнь может считаться крупнейшим в мире.
Театрально-музыкальный круг
Масштабный и амбициозный проект главного театрально-концертного комплекса Подмосковья, победитель конкурса, объединяет три зала, двор – общественную площадь, консерваторское училище, гостиницы. Он обещает стать заметным центром фестивалей классической музыки для всей страны.
Передышка на Манхэттене
Перестройка вестибюля небоскреба-«шкафа» Сони-билдинг Филипа Джонсона на Манхэттене: бюро Snøhetta запретили трогать фасад, который теперь получил статус памятника, зато им удалось устроить внутри большой зимний сад.