На старой стороне улицы

23 января в Белом зале МАрхИ открылась выставка, посвященная одной из московских улиц – Спиридоновке. Это выставка-исследование: ее ядро составили картины-реконструкции Владислава Рябова, основанные на новейших научных работах, и развертки, сделанные архивистом Ольгой Ким. Пластический акцент создали макеты, выполненные студентами-архитекторами

Автор текста:
Ирина Фильченкова

24 Января 2008
mainImg

Идея выставки родилась из издательско-исследовательского проекта: несколько лет назад Банк жилищного финансирования заказал архивное и историческое исследование этой улицы, а затем издательский дом «Лингва-Ф» опубликовал научные изыскания в виде двухтомника: первый том «Улица, называемая Спиридоновкой…», второй – «Спиридоновка в лицах». После того, как книги были готовы, в музее архитектуры устроили выставку; это было в начале 2007 года. Теперь она повторена в МАрхИ с изменениями и дополнениями.

Надо сказать, что не каждую книгу сопровождают специальной экспозицией по ее следам. Но в данном случае возникновение выставки более чем обосновано. Дело в том, что эти издания – не путеводители, не перепечатки давно известных фактов, не альбомы и даже не собрание эссе или ностальгических фотографий. Их тексты – это полноценные научные исследования, сделанные на современном уровне и на основе скрупулезных архивных изысканий. Их иллюстрации – помимо старых фотографий и чертежей, многие их которых публикуются впервые, это картины московского художника Владислава Рябова. Картины составляют приблизительно половину визуального ряда книг, и сами по себе являются разновидностью исследования, исполненного, образно говоря, в художественной форме.

Эти картины – реконструкции местности, сделанные на основе тех самых архивных и прочих изысканий, т.е. претендующие на высокую (на современном уровне знания) степень достоверности. Они сделаны с разных точек и изображают не только памятники архитектуры так, как они могли бы выглядеть, но и топографию – ручьи, пригорки и домики, причем все это не придумано, как нередко бывает, а основано на реальном материале.

Выставка стремится отразить все исторические напластования, которые произошли в облике улицы. Все начинается с общей панорамы Москвы середины ХVII века, нарисованной Владиславом Рябовым, на которой помимо храмов подчеркнуто ясно изображен рельеф местности – те самые пруды и пригорки. Рельеф интересен тем, что сейчас в Москве он сохранился лишь очень и очень частично. Прудов и речек – тех вообще почти нету, пригорки еще держатся, но с ними ожесточенно борются строители подземных автостоянок и прочих ландшафтных затей. 

По всей длине стен помещены развертки улиц, как Спиридоновки, так и прилегающих к ней – Малой Никитской и Садово-Кудринской, сделанные исследователем-архивистом Ольгой Ким. Благодаря панорамам создается полнота ощущения улицы, да к тому же ее самого концентрированного периода – рубежа XIX-XX веков – когда основные здания уже были построены, а до сносов еще не дошло. Под панорамами представлены краткие истории наиболее ценных объектов и фотографии конца позапрошлого века. Рядом с ними развешаны современные фотографии тех мест, дающие возможность воочию сравнить нынешнюю и былую Спиридоновку.

Однако двумерными изображениями дело не заканчивается, некоторые объекты можно даже обойти вокруг. В центре зала студенты МАРХИ расставили сделанные собственноручно макеты наиболее ценных и интересных построек улицы. Здесь можно как на ладони рассмотреть дом особняк Тарасова архитектора И.В. Жолтовского, самое старое здание улицы – Гранатный двор ХVII века, особняк Рябушинского и церковь Спиридония, главный храм улицы, исключительный памятник архитектуры времени патриарха Филарета и царя Михаила Федоровича.

История Спиридоновки уходит в глубь веков. Первоначально это была дорога, появившаяся в довольно болотистой местности и повторяющая изгиб ручья Черторыя. Она вела от Никитских ворот Белого дома до Козихинской или Козьей слободы, где находилось митрополичье загородное имение с собственным хозяйством. Позже здесь в 1633 году на высоком уступе была построена каменная церковь святителя Спиридония, давшая впоследствии название улице и породившая вокруг себя большую патриаршую слободу с домами священников и дьяконов. Слобода стала источником развития района.

В ХVIII веке здесь стали строиться дворянские и купеческие усадьбы, самые известные из которых – усадьба Е.А. Баратынского и И.И. Дмитриева. Ближе к рубежу веков возникают особняки и доходные дома эпохи модерн, среди них два здания Ф.О. Шехтеля – знаменитый особняк Рябушинского, с которого сейчас начинается улица Спиридоновка, и неоготический дом Саввы Морозова, сохранивший прекрасные интерьеры.

Безусловно, самым разрушительным вторжением XX века городскую ткань этой улицы стал снос в 1930 году церкви святителя Спиридония, удивительного памятника московской архитектуры времени патриарха Филарета и царя Михаила Федоровича. Церковь стояла на углу улицы и Спиридоньевского переулка, была увенчана традиционной «горкой кокошников» на странной формы четверике – коротком, но широком. Такие церкви распространились в середине XVII века, а храм Спиридония был едва ли не первым из них.

Если взять за скобки снос этой замечательной церкви, то надо признать, что некоторые фрагменты Спиридоновки сохранились просто замечательно. Мысленно убираем с глаз долой пару-тройку маячащих иномарок – и можно наслаждаться образом старой Москвы, если не двухсотлетней, то хотя бы столетней давности. Или снимать кинофильмы; что, собственно говоря, уже делалось, и не раз.

Церковь святителя Спиридония. Фотографии Ирины Фильченковой
Церковь Св. Спиридония
Фотография сноса церкви Св. Спиридония
Вид на Москву ХVII в.
Гранатный двор. Макет
Особняк Тарасова
Особняк Морозова


24 Января 2008

Автор текста:

Ирина Фильченкова

Технологии и материалы

Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.
«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel
Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.
Разреши себе творить
Бренд DULUX выпустил новую линейку инновационных красок «Легко обновить». В нее вошло всего три продукта, но с их помощью можно преобразить весь дом или квартиру самостоятельно и всего за несколько часов.
Архитекторы из Томска создали мультикомфорт на международном...
По итогам международного архитектурного конкурса «Мультикомфорт от Сен-Гобен» проект российских студентов был отмечен специальным призом. Россия участвует в мероприятии в 8-й раз, но награду получила впервые. Рассказываем, как команде из Томска удалось реализовать концепцию мультикомфортного жилья и чем важен этот конкурс.

Сейчас на главной

Отдых на Желтой реке
Бутик-отель Lost Villa шанхайской мастерской DAS Lab на границе Внутренней Монголии повторяет форму традиционного местного поселения.
Кирпич старый и новый
В центре Манчестера строится жилой квартал KAMPUS по проекту Mecanoo на 533 квартиры: жилье, кафе и магазины расположатся в новых корпусах и исторических складах из кирпича, а также в бетонной башне 1960-х годов.
Пресса: Где будет центр
Сейчас город — это прежде всего его центр, центром он опознается и остается в голове. Город будущего требует деконструкции центра настоящего. Вопрос: а будет ли у него другой центр?
Консоли над полем
Школьное здание по проекту BIG в пригороде Вашингтона составлено из пяти раскрывающихся как веер ярусов, облицованных белым глазурованным кирпичом.
Бегство из Вавилона
Заметки об инсталляции Александра Бродского для книг Анны Наринской – «Невавилонской библиотеке» в Центре толерантности.
«Вариации на тему»
Плавучие дома по проекту Attika Architekten на канале в центре Нидерландов получили фасады из фиброцементных панелей EQUITONE [natura].
Тонкая игра
Клубный дом в Большом Козихинском, – пример архитектурного разговора о методах и источниках стилизации, врастающей в современные тенденции. С ярким акцентом, вдохновленным работой Льва Бакста для «Дягилевских сезонов».
Профсоюзное движение
В Британии основан профсоюз архитекторов и всех других сотрудников архитектурных бюро, включая секретарей, менеджеров, техников.
Визит в вечную мерзлоту
Архитекторы Snøhetta представили проект посетительского центра The Arc при Всемирном хранилище семян и Мировом архиве на Шпицбергене.
Пресса: Гидроэлектробазилика
Знаменитый итальянский архитектор Ренцо Пьяно и команда фонда V-A-C, основанного бизнесменом Леонидом Михельсоном, рассказали о будущем, пожалуй, самого амбициозного культурного проекта последних лет — ГЭС-2.
Опыты для ржавого ожерелья
Вторая российская молодежная архитектурная биеннале в Казани была посвящена реконструкции промзон. 30 финалистов выполнили проекты для двух конкретных участков столицы Татарстана. Представляем проекты победителей.
Вырасти свой сад
Конгресс World Urban Parks, прошедший в Казани, получился больше про общественные места и энергичных людей, чем собственно про парки. Публикуем самое интересное и полезное из того, что удалось услышать и увидеть.
Велосипеды под холмами
Новая площадь по проекту COBE на кампусе Копенгагенского университета – это холмистый ландшафт, где есть стоянки для велосипедов, театр под открытым небом и «влажные биотопы».
Три корабля
Павильон Италии на Экспо-2020 в Дубае спроектировали архитекторы CRA-Carlo Ratti Associati, Italo Rota Building Office и matteogatto&associati.
Течение краски
В Медийном центре парка Зарядье открылась выставка четырех художников, рисующих города: Альваро Кастаньета, Томаса Шаллера, Сергея Чобана и Сергея Кузнецова. Впервые в Москве такого рода выставка сопровождается иммерсивной экспозицией.
Мозаика функций
Комплекс Agora по проекту Ropa & Associés в Меце на востоке Франции соединил в себе медиатеку, общественный центр и «цифровое» рабочее пространство.
Книги в саду
Бюро «А.Лен» и KCAP Architects&Planners спроектировали для Воронежа жилой комплекс, вдохновляясь Иваном Буниным и пейзажами средней полосы. Получилось современно и свежо.
Комиксы на фасаде
В бывшей мюнхенской промзоне открылось многофункциональное здание WERK12 по проекту MVRDV: сейчас оно вмещает рестораны, фитнес-клуб и офисы, но подходит и для любого другого использования.
Космический ветер
Построенный по проекту бюро ASADOV аэропорт «Гагарин» сочетает выверенную планировочную структуру и культурную программу с авторскими решениями – архитектурным и дизайнерским, в которых угадывается ностальгия по тем временам, когда наша страна шла в светлое будущее и космос был частью жизни каждого.
Пресса: Как в город вернется производство
В том, что постиндустриальный город ничего не производит, есть нечто тревожное. Понятно, что он производит знания и услуги, понятно, что он производит много чего для себя (поэтому пищевая промышленность в Москве даже растет), но как же без всего остального?
Укрупнение
В Гостином дворе открылся очередной фестиваль «Зодчество». Под октябрьским московским солнцем спорят между собой две тенденции: прекрасного будущего и великолепного настоящего.
Между городом и вузом
В Аделаиде на юге Австралии появилась первая постройка Snøhetta на этом континенте: университетский спорткомплекс с актовым залом и открытыми лестницами-трибунами.
«Вечность» переставит всё местами
Куратором «Зодчества» 2020 года назван Эдуард Кубенский с темой «Вечность», об этом сообщил сегодня на пресс-конференции президент САР Николай Шумаков. Программа звучит смело, читайте в нашем материале.
Решетчатая «опора»
Энергоэффективное офисное здание oxxeo с несущим фасадом, одновременно работающим как солнцезащитный экран: проект Rafael de La-Hoz Arquitectos на севере Мадрида.
«Стальная змея»
Основная часть Северного вокзала Кёге, нового транспортного узла для Большого Копенгагена, – это 225-метровый пешеходный мост через шоссе и железнодорожные пути. Авторы проекта – DISSING+WEITLING architecture и COBE.
МАРШ: Fuck Context
Под руководством Наринэ Тютчевой и Екатерины Ровновой бакалавры 2018/2019 учебного года формируют свое отношение к контексту, исследуя Трехгорную мануфактуру.