Гранд-проекты и национальный колорит

В блоге Александра Ложкина обсуждают плюсы и минусы идеологии «больших проектов», живогородцы критикуют новый вариант реконструкции Сенной площади, а в блоге Наталии Шустровой выясняют, что же такое «русская архитектура», которую планируется показать на предстоящем фестивале «Зодчество».

mainImg
В блоге Александра Ложкина развернулось обсуждение статьи, в которой архитектурный критик рассуждает о популярной у нынешнего правительства политике т.н. «больших проектов». Речь идет о масштабных градостроительных преобразованиях, которые под патронажем государства точечно реализуются в российских городах к определенным событиям, вроде встреч «Большой восьмерки», саммитов ШОС, Универсиад, Олимпиад и проч. «Особый статус мегапроектов и сжатые сроки провоцируют чиновников игнорировать закон», – считает Ложкин. Наводя порядок, они, например, могут увлечься и «зачистить» историческую застройку, чтобы потом возвести там яркий туристический новодел. «В боевых условиях не до архитектуры, – сожалеет критик. – Российское законодательство не слишком благоприятствует появлению нетривиальных архитектурных решений за бюджетные деньги. И наполнить мегастройки архитектурным содержанием получается не лучшим образом».

Enoden в комментариях оправдывает практику таких точечных финансовых инъекций на примере опыта Белоруссии. Там подобная практика носит название «дожинки»: «Это когда каждый год выбирается районный центр, в нем в честь праздника урожая проводится какой-то унылый колхозный концерт – но ради этого случая город в течение долгих месяцев полируют, делают приличные тротуары и  автобусные остановки, ремонтируют, реставрируют памятники архитектуры, красят…». Ложкин согласен, подобным образом на горном Алтае приводят в порядок поселения в преддверии всенародного праздника Эл-Ойын. Только в целом это скорее исключение из правил, тогда как в остальных «больших проектах» наблюдается отсутствие системного подхода к выбору мест реализации и проектированию. homo_forsaken считает, что мегапроекты все-таки дают хоть и не градостроительную, но административную пользу:  в условиях очередной «стройки века» происходит совершенствование местной системы управления. Однако Ложкин оптимизма не разделяет: «В Казани именно так и работали к 1000-летию. Только «щелканья» менее сложных задач не получилось…. Поэтому пришлось придумать Универсиаду, чтобы повторить подвиг».

Характерно, что к «большим проектам» практически не подпускаются росcийские архитекторы. Сам Ложкин видит причину в следующем: «Заказчик рассматривает проектировщиков не как людей, способных изменить качество среды и предложить эффектные и эффективные идеи по ее организации, а как «декораторов», привлекаемых для художественного и технологического оформления уже принятых решений». По мнению stopavto, привлечение иностранцев – всего лишь «безопасный способ заработать для тех, кто их приглашает». Что же касается качества выполняемых ими проектов, то stopavto не видит в них ничего уникального: «Здание, спроектированное звездой, построить можно, а среду не импортировать. Простое копирование не дает результата, поскольку общество другое. И чтобы что-то получилось надо это общество исследовать». Но Ложкин в итоге все-таки защищает иностранцев – они и исследовать умеют, и откатов не берут, потому что у солидного бюро «и безоткатных заказов хватает».

И все-таки, не слишком ли сильно российский строительный рынок увлекся сотрудничеством с иностранными проектировщиками? Таким вопросом задался архитектор Максим Батаев, написавший небольшое эссе в блоге Наталии Шустровой. Поводом стал манифест Юрия Аввакумова, написанный в преддверии «Зодчества», в котором куратор фестиваля призвал участников поразмыслить над понятием «русская архитектура». По мнению самого Аввакумова, «если произведение российской архитектуры скорее создано, чем построено, больше труд, чем парад, то его можно посчитать русским не только по месту расположения, но и по духу творения». Батаев согласен – присущий русской архитектуре «дух» ушел из нее с тех пор, как последние двадцать-тридцать лет наши архитекторы «всеми силами стремились наверстать упущенное за советский период – слиться или хотя бы достичь сходства с западной архитектурой». Но, увы, не преуспели – «европейский подход к проектированию в большинстве случаев сводятся к простому формальному копированию».

Автор комментариев под ником Ольга еще более преисполнена скепсиса: «Такого понятия скоро не будет в современном мире: Русская архитектура. Даже нормы хотят наши ликвидировать и восславить еврокоды». – «В мире много поселений, построенных на основе «еврокодов», – возражает Vadim. –Там плохо? Или эти «коды» не заботятся о людях, которые в них живут и которые на них смотрят? Да! Строят иностранцы и в России. Что настроили? Внутренний мир Батуриной и Лужкова?» – парадокс получается. Выход видит Yu:  «Ничего плохого нет в том, что мы смотрим на западный пример. К сожалению, либо у нас одеты очки +20 и мы ничего не видим, либо глаза слипаются при взгляде на европейцев. В общем-то, раньше мы так же смотрели на запад. Но делали свое!» Поэтому, – продолжает Yu, – «русская архитектура нуждается в поднятии традиции и в данном контексте, под традицией не стоит понимать архаичность, но стоит использовать современные технологии к традиционному прочтению и изложению материалов».

Анонимный пользователь в качестве реплики цитирует архитектора Кисе Курокаву: «Архитектура в конце концов отойдет от универсального международного стиля и перейдет к стилю межкультурному, который ставит своей целью симбиоз универсального и регионального». – «Курокава прав, симбиоз универсального (мирового опыта проект и строительства) и регионального (русских мотивов), – замечает Ольга, – однако мы в нашей стране пока на пороге внедрения универсального стиля, а точнее стиля БУ архитектуры».

То, какая она все же, «русская архитектура», мы, вероятно, увидим уже очень скоро на «Зодчестве», а пока, в заключение сегодняшнего обзора, упомянем обсуждение одного вполне конкретного и очень важного для Петербурга проекта – реконструкции Сенной площади. Как пишет kleomen в блоге «Живого города», «усилиями  жителей, общественных организаций,  архитекторов, православного прихода и деятелей культуры» удалось скорректировать проект таким образом, чтобы выкроить из него участок под восстановление храма Спаса-на-Сенной. «Не меньше радуют  выделенная линия общественного транспорта, освобождение пространства для пешеходов», – замечает kleomen.

Главным оппонентом воссоздания храма выступил aliksumin: «Вместо того чтобы строить подделки, лучше бы сохранили то, что еще не разрушено». И далее: «Я не могу ответить, что именно там нужно строить и нужно ли вообще…. Если необходима именно церковь, то это может быть и она, только она должна быть построена в современных формах». Европейский пример Питеру не подходит, уверен teufelus: «Там стараются не нарушать застройку, хотя бывают прецеденты, как на Мариенплатц Мюнхена. А у нас много ли Вы знаете хорошей современной застройки?»

Храм должен быть «современным», уверены члены сообщества. Против «традиционных» храмов, которые сегодня повсеместно возводит патриархия, высказались очень многие участники дискуссии. Как сформулировал deux_pieces, «это гальванизированный труп. Видела я такие церкви в Москве. Абсолютно мертвое тело». С этим согласен и umnyaf: «Неужели в РПЦ и в образованной части «православной общественности» нет вообще никакого запроса на новую церковную архитектуру? Они хотят с казенным пятикупольем весь XXI век прожить?»

Некоторые посчитали восстановление храма вообще неуместным. «Странная идея – построить церковь на этом месте! – пишет kosh_ko. – Там и так не протолкнешься. Пешеходное пространство площади уничтожат. «ПИКа» уже достаточно, пространство нужно сохранить и отремонтировать двор – проходной на Гороховую». koriolans также смущает затесненность участка, а особенно соседство храма со станцией метро: «Какую церковь над метро можно строить? На картинках с тремя людьми на заднем плане все это смотрится прилично. Но там ежеминутно сотни и сотни идут». И далее: «Не хотелось бы, чтобы решение принималось под напором «православной общественности»…. Тогда «инженерная задача» будет подгоняться под эту самую «любую цену», просчет будущих пассажиропотоков будет подогнан под проект и не будет соответствовать реальности и.т.п.» Иными словами, симбиоз «храм-метро» жителей Петербурга вдохновляет не слишком сильно. Впрочем, инициаторы проекта к мнению общественности вряд ли прислушаются.
zooming
Проект для ЭКСПО-2020 в Красноярске. Иллюстрация: sibdom.ru
zooming
Студенческий «большой проект», созданный для саммита АТЭС-2012 во Владивостоке. Фото: dv-reclama.ru
zooming
Проект-2014, Сочи. Иллюстрация: protown.ru
zooming
«Большой проект» для Казанской Универсиады, которая будет проведена в 2013 году. Фото: Мария Зверева
zooming
Реконструкция екатеринбургского аэропорта завершится к саммиту ШОС. Фото: corp-dom.com
zooming
Проект реконструкции Сенной площади. Иллюстрация: save-sp-burg.livejournal.com
zooming
Проект реконструкции Сенной площади. Иллюстрация: save-sp-burg.livejournal.com
zooming
Фото 1860-ых годов, вид на Сенную площадь. Иллюстрация: save-sp-burg.livejournal.com
zooming
Церковь Николая Чудотворца в г. Бари на юге Италии. Фото: forma.spb.ru
zooming
русская деревня «Александровка» под Потсдамом. Фото: forma.spb.ru

28 Сентября 2011

Похожие статьи
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Трилистник инноваций
В Пекине готов Международный центр инноваций «Чжунгуаньцунь» (ZGC), спроектированный MAD Architects. В апреле здесь уже провели престижный технологический форум.
Жалюзи для льда
В Домодедово по проекту мастерской Юрия Виссарионова построена ледовая арена. Чтобы протяженный фасад, обусловленный техническими характеристиками сооружения для зимних видов спорта, не выглядел однообразным, архитекторы предложили использовать навесные конструкции с разнонаправленными ламелями. Таким образом лед защищается от солнечных лучей, а стена приобретает фактурность и детализацию.
Деревья и арки
В условиях дефицита площади спорткомплекс Шаосинского университета вместил на разных уровнях серию игровых полей и площадок, общественные пространства и даже деревья.
Стержни и лепестки
Для московского района Преображенское бюро GAFA спроектировало камерный комплекс Artel, который состоит всего из двух корпусов по 12 этажей. Отсылки к ар-деко и его ответвлению – стримлайну – мы нашли не только в архитектуре, но и в благоустройстве, напоминающем поглощенную природой железнодорожную эстакаду.
Тетрис в порту
Смотровая башня, спроектированная для Старого порта Монреаля бюро Provencher_Roy, и общественная зеленая зона вокруг нее от ландшафтного бюро NIPPAYSAGE вобрали в себя множество элементов местной идентичности.
Баланс желтого
Архитекторы АБ ATRIUM, используя свои навыки и знания в области проектирования школ нового поколения, в которых само пространство и пластика – так задумано – работают на развитие ребенка, оживили крупный, хотя и среднеэтажный, жилой комплекс New Питер проектом, где сквозь темный кирпич прорываются лучи желтого цвета, актового зала нет, зато есть четыре амфитеатра, две открытые террасы, парк и возможность использовать возможности школы не только ученикам, но и, по вечерам, горожанам.
Очередной оазис
Stefano Boeri Architetti выиграли конкурс на проект жилого комплекса в Братиславе. Здесь не обошлось без их «фирменных» висячих садов.
Трое и башня
Офисный центр Neuer Kanzlerplatz, построенный в Бонне по проекту бюро JSWD, улучшает связанность городской ткани и интригует объемными фасадами из архитектурного бетона.
Вертикальный «парк»
Бывшая фабрика электроники в Шэньчжэне превращена по проекту JC DESIGN в многоярусное общественное пространство и офисы для «креативных индустрий».
В центре – пустота
В Лондоне открывается очередной летний павильон галереи «Серпентайн». В этом году южнокорейский архитектор Минсок Чо и его бюро Mass Studies сместили фокус внимания с сооружения на свободное пространство вокруг и внутри него.
«Почвенная» архитектура
Медицинский центр в Провансе – землебитное сооружение без дополнительного каркаса: материал для него «добыли» непосредственно на стройплощадке. Авторы проекта – бюро Combas.
Серийный подход
Бюро AIM Architecture превратило четыре нефтехранилища бывшей промзоны на востоке Китая в общественные пространства.
На девятом облаке
В китайском мегаполисе Шицзячжуан началось строительство спортивного центра Cloud 9 по проекту MAD Architects. Чтобы максимально усилить сходство здания с облаком, его планируют обернуть полупрозрачной мембраной.
Новые ворота на 432 «гейта»
Архитекторы Coop Himmelb(l)au представили масштабный проект расширения дубайского аэропорта Аль-Мактум. Строительство планируется начать уже в этом году.
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Пресса: Город большого мифа и большой обиды
Иркутск: место победы почвеннической литературы над современной архитектурой. Иркутск — «великий город с областной судьбой», как сказал когда-то поэт Лев Озеров про Питер. И это высказывание, конечно, про трагедию, но еще и про обиду на судьбу. В ряду сибирских городов Иркутск впечатлил меня не тем, что он на порядок умней, сложней, глубже остальных — хотя это так,— а ощущением устойчивой вялотекущей неврастении.
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Переживание звука
Для музея звука Audeum в Сеуле Кэнго Кума создал архитектуру, которая обращается к природным мотивам и стимулирует все пять чувств человека.
Кредо уместности
Первая студия выпускного курса бакалавриата МАРШ, которую мы публикуем в этом году, размышляла территорией Ризоположенского монастыря в Суздале под грифом «уместность» и в рамках типологии ДК. После сноса в 1930-е годы позднего собора в монастыре осталось просторное «пустое место» и несколько руин. Показываем три работы – одна из них шагнула за стену монастыря.
Субурбию в центр
Архитектурная студия Grad предлагает адаптировать городскую жилую ячейку к типологии и комфорту индивидуального жилого дома. Наилучшая для этого технология, по мнению архитекторов, – модульная деревогибридная система.
ГУЗ-2024: большие идеи XX века
Публикуем выпускные работы бакалавров Государственного университета по землеустройству, выполненные на кафедре «Архитектура» под руководством Михаила Корси. Часть работ ориентирована на реального заказчика и в дальнейшем получит развитие и возможную реализацию. Обязательное условие этого года – подготовка макета.
Белый свод
Herzog & de Meuron превратили руину исторического дома в центре австрийского Брегенца в «стопку» функций: культурное пространство с баром, гостиница, квартира.
WAF 2024: полшага навстречу
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали два наших бюро с проектами для Саудовской Аравии и Португалии. Также в сербском проекте замечен российский фотограф& Коротко рассказываем обо всех.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 концепций, по одной в каждой номинации, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Мост без свойств
В Бордо открылся автомобильный и пешеходный мост по проекту OMA: половина его полотна – многофункциональное общественное пространство.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.