Звездный ребрендинг

В Москве завершилась многолетняя реконструкция планетария и начинается не менее масштабная реконструкция Политехнического музея. В Петербурге компания «Газпром» снова замахнулась на рекордную, на этот раз 500-метровую высоту, а приглашенный в Пермь для проектирования художественной галереи Петер Цумтор раскрыл губернатору свои планы. Об этих и других событиях читайте в нашем новом обзоре прессы.

mainImg
Главной московской новостью начала июня стало открытие планетария после 17 лет скандальной реконструкции, в результате которой знаменитое сооружение поднялось на 6 метров и полностью сменило начинку. Эксперты вздыхают об утраченной технологической структуре уникального здания 1928 года постройки, а руководство не без гордости рапортует о самом современном оборудовании, которым насытили конструктивистские стены. Комментируя новость для «Радио Свобода», представитель Музея архитектуры заметила, что из обновленного здания исчезли логика и ясность оригинала, в котором доминировали купол и цилиндр с минимумом дополнительных пристроек: «пропорциональные соотношения, красивые ракурсы утеряны».

В планетарии, кроме главного зала, появились двухуровневый музей, Малый Звездный зал, 4D-кинотеатр, а его нынешняя вместимость оценивается в 1.5 млн посетителей в год – подробно об обновленном комплексе рассказывает  «Московская Перспектива». Критики в целом довольно снисходительны: после того, как в результате банкротства инвестора существование памятника вообще оказалось под угрозой, нынешние результаты не могут не порадовать хотя бы самим фактом окончания эпопеи. Как заметил «Известиям» архитектор-реставратор Сергей Конев, «мы потеряли планетарий как первоисточник, но получили некий ребрендинг исторического и общественного здания».

Гораздо благополучнее закончилась недавно реставрация Благовещенского собора Московского кремля, о чем подробно написал «Коммерсант». К слову сказать, это была не просто полноценная реставрация, но и кропотливый научный труд, в результате которого удалось сделать несколько важных архитектурных открытий. Большая часть из них касается бытования храма в период Ивана Грозного: реставраторы обнаружили остатки примыкавшей к собору Казенной палаты, в толще стены которой позднее были вырублены существующие сегодня апсиды. Как заметил в интервью «Российской газете» заместитель генерального директора Музеев Кремля Андрей Баталов, ученые нашли, что собор на самом деле «таит в себе несколько храмов: один эпохи Дмитрия Донского, другой его старшего сына Василия I, третий - храм Ивана III и, наконец, храм Ивана IV».

Между тем, вслед за планетарием в очереди на ребрендинг появился новый кандидат – знаменитый Политехнический музей. На днях его директор Борис Салтыков объявил о старте архитектурного конкурса на реконструкцию исторического здания, сообщает «Коммерсант». Напомним, год назад известная британская фирма Event Communications выиграла конкурс на лучшую концепцию реконструкции музея – эти разработки теперь будут положены в основу архитектурного проектирования. Конкурс открытый, но большую часть кандидатов отсекает высокий квалификационный ценз: принимаются заявки только от архитекторов с опытом проектирования музейных зданий площадью не менее 5 тысяч кв. м. (или учреждений культуры площадью не менее 10 тысяч кв. м.) причем обязательно за последние пять лет. Из россиян под эти требования подходят только Никита Явейн, Андрей Боков, Михаил Хазанов, Александр Бродский и Евгений Асс, анализирует издание, правда пока не ясно, будет ли кто-то из них участвовать в состязании.

Конкурс проводит институт «Стрелка», и организаторы, кстати, не на шутку беспокоятся, что иностранных участников могут отпугнуть жесткие условия охранного законодательства, ведь музей является федеральным памятником, а значит, даже в случае победы им придется работать вместе с российскими реставраторами. Четырех победителей первого этапа назовут уже 6 июля. Затем им будут заказаны конкурсные проекты – разработать на основе техзадания концептуальное решение по нескольким музейным зонам. Сам же музей вместе с администрацией на время реконструкции скорее всего переедет в павильоны ВВЦ, какие – пока неизвестно. Кроме модернизированного здания на Лубянке музей получит еще одно – его собираются строить рядом с фундаментальной библиотекой МГУ. Впрочем, все это – дела будущего: по оценкам экспертов, реконструкция закончится не ранее 2016 года, и еще не меньше пары лет уйдет на устройство экспозиции, пишут «РИА Новости».

Пока этот амбициозный проект только раскачивается, ребрендинг еще одного знакового московского объекта – стадиона «Динамо» – решили форсировать. После мартовского демарша инвестора – компании ВТБ, отказавшейся от концепции Эрика ван Эгераата и «Моспроекта-2», судьба сооружения полна неопределенности. И вот в начале июня московский мэр Сергей Собянин заявил о том, что строительные работы на стадионе начнутся в ближайшее время, передают «РИА Новости». Вопрос – по какому проекту? По словам мэра, разработан некий специальный проект, который позволит сохранить архитектуру и приспособить стадион под проведение Чемпионата мира по футболу: его вместимость увеличится до 45 тысяч зрителей, рядом появятся новый универсальный зал на 15 тысяч и спортивно-развлекательный комплекс. А вот как все это будет выглядеть – загадка, поскольку кроме визуализаций проекта Посохина-Эгераата в прессе ничего не публиковалось.

Впрочем, стадион отнюдь не застрахован от того, чтобы еще не раз сменить концепцию. В российской практике бывает и не такое: например, на днях выяснилось, что масштабный проект Дворца искусств с конгресс-центром, который планировалось создать в Петербурге на территории трамвайного парка на Васильевском острове, попросту не может быть реализован. Как сообщает «Коммерсант», Министерство культуры неожиданно признало парк федеральным памятником на основании госэкспертизы, инициированной ВООПИиК. Как получилось, что венгерские инвесторы проекта и лоббирующая его губернатор, не знали о существовании этого статуса, остается только догадываться. Равно как и о том, какая судьба теперь ожидает проект, разработанный в мастерской Михаила Мамошина стоимостью 9,5 млрд рублей. Зато градозащитники празднуют победу – уже год они пытались отстоять этот уникальный инженерный объект от сноса.

С другой стороны, как известно, не для всех петербургских инвесторов охранное законодательство становится непреодолимым препятствием для реализации желаемых проектов. Главный герой подобных историй «Газпром», передвинув свою башню на лахтинский участок, вновь посягнул на рекорд с превышением допустимых высотных параметров: на этот раз вместо разрешенных 27 метров компания подала заявку аж на 500 метров, сообщает портал РБК. Зачем нужна такая высота, совершенно не ясно, особенно если учесть, что площадь «Охта-2» составит всего 330 тысяч кв. м. (напомним, его предшественник был площадью в 1 млн кв.м.). Но в компании говорят, что высота – показатель статусности проекта и «закладывается на перспективу», т.е. проект может быть и ниже. «Газпром», видимо, перестраховывается заранее – сейчас даже непонятно, кто будет дорабатывать проект британского бюро RMJM. Впрочем, в ВООПиИК уже подняли тревогу – 500-метровая высотка обязательно вклинится в панораму между Петропавловским собором и Великокняжеской усыпальницей, считают эксперты.

По поводу лахтинского проекта выразило свое недовольство и ЮНЕСКО, которое в конце мая проводило в Петербурге международный форум по проблемам определения границ города как объекта наследия, пишет «Коммерсант». К этому форуму специальная рабочая группа должна была представить полноценный проект по уточнению границ, однако так ничего и не сделала, впрочем, понятно почему: сама губернатор Валентина Матвиенко выступает за сокращение охраняемых ЮНЕСКО городских территорий в 4 раза. Впрочем, особенно международных экспертов возмутили действующие в городе режимы охранных зон, ставящие под угрозу исторический центр. В итоге вопрос о границах решили отложить до следующего года и сосредоточиться на корректировке российских законов, противоречащих международным нормам, отмечает Фонтанка.ру.

Из других регионов на инфоповоды вновь богаче всех Пермь: знаменитый швейцарский архитектор Петер Цумтор, приглашенный губернатором Олегом Чиркуновым для консультаций по проекту Пермской художественной галереи (совместно с бюро Бориса Бернаскони), недавно раскрыл свои планы. Цумтор предлагает выстроить на склоне холма у берега Камы ландшафтно-архитектурный комплекс с несколькими павильонами, «взлетающими над набережной», передает слова архитектора пермская газета «Новый компаньон». В них разместятся несколько отделов галереи. Фондохранилище, администрацию и реставрационные мастерские архитектор рекомендует упрятать в длинное здание, с 3-х сторон закопанное в холм, а четвертой, стеклянной, обращенное к реке. Довольно скромные площади экспозиционных пространств павильонов, по мнению Цумтора, можно расширять, продолжая комплекс вдоль набережной. Газета пишет, что губернатору проект понравился. Если его теперь закажут швейцарцу, то года через два он будет готов, еще год потребуется на согласования и пара лет – на строительство.

 «Коммерсант», тем временем, описывает довольно курьезную историю про то, как ОАО РЖД и пермские власти не поделили историческое здание железнодорожного вокзала «Пермь I». С 2004 года РЖД безуспешно искало инвестора для ремонта этого старейшего вокзала Перми, построенного в конце XIX века. В прошлом году федеральным памятником неожиданно заинтересовался краевое министерство культуры, приглядевшее его для размещения «Музея пермских древностей». Однако ни один из вариантов реконструкции стороны так и не устроил, поскольку каждая хотела «откусить» большую площадь в совместном использовании старого вокзала. Теперь, когда власти самоустранились, РЖД заявило, что возможно устроит в памятнике музей железнодорожного транспорта. Куда переедет «Музей пермских древностей» – достоверно неизвестно, но одно время поговаривали, что его собираются разместить в новом здании галереи, которую построит Петер Цумтор.

В завершении обзора отметим появление новой увлекательной рубрики в журнале «Большой Город», которую ведет архитектурный критик Григорий Ревзин. Ее главная тема определена  просто: «Как улучшить архитектурный облик Москвы». Очередным гостем знаменитого критика  стал не менее знаменитый архитектор Сергей Чобан – вместе они размышляют над тем, как преодолеть сложившееся у москвичей отчуждение от города и его архитектуры. Григорий Ревзин считает: «Гигантские магистрали, площади, большие объемы зданий – у нас каркас города выставлен под танковые парады. <…> Пропущен слой, в котором живет отдельный человек». Сергей Чобан соглашается: «Здесь всем неуютно: и людям, и машинам. Но я думаю, что это началось не сегодня, а больше 90 лет назад, когда человек стал терпеть свой подъезд, в котором воняет, дверь два метра высотой, и никто не ухаживает за лестницей…». Отчуждение привело к тому, что сегодня москвичам милей любой столетний домик, не важно какого качества, а современное лучше вообще не строить, заключает архитектор. Следуя именно таким настроениям, мэр Собянин заморозил новое строительство, заключает Ревзин, хотя это и неверно. По мнению же Чобана, эта мера, наоборот, может иметь место, пока архитекторы не начнут делать «что-то долговечное, создавать архитектуру не временную, не павильонную, а такую, которая будет хорошо стареть и со временем станет частью культурного слоя». Нечто подобное, по словам Чобана, может вскоре появиться по соседству со стадионом «Динамо», где бюро SPEECH и ТПО «Резерв» совместно разрабатывают проект комплексной застройки.
zooming
Проект реконструкции стадиона «Динамо» (Erick van Egeraat и «Моспроект-2»)

17 Июня 2011

Похожие статьи
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Блеск глубокий и хрустальный
Новый клубный дом про проекту ADM architects спроектирован для района Патриарших, недалеко от Новопушкинского сквера. Он заменит три здания, построенных в начале 1990-х. Авторы нового проекта, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, сделали ставку на разнообразие трех частей объема, современность решений и внимание к деталям: в одном из корпусов планируются плавно изогнутые балконы с керамическим блеском нижней поверхности, в другом стеклянные колонны-скульптуры.
Перепады «высотного напряжения»
Третья очередь ÁLIA с успехом доказывает, что внутри одного квартала могут существовать объемы совершенно разной высотности и масштаба: сто метров – и тридцать, и даже таунхаусы. Их объединяет теплая «кофейная» тональность и внимание к пешеходным зонам – как по внешнему контуру, так и внутри.
Фасад под стальной вуалью
Гостиница Vela be Siam по проекту местного бюро ASWA в центре Бангкока напоминает о таиландских традициях, оставаясь в русле современной архитектуры.
От кирпича к кирпичу
Школа Тунтай на северо-востоке Китая расположена на месте карьера по добыче глины для кирпичного производства: это обстоятельство не только усложнило работу бюро E Plus и SZA Design, но и стало для них источником вдохновения.
Белый дом с темными полосками
Многоквартирный дом Taborama по проекту querkraft architekten на севере Вены включает на разных этажах библиотеку, художественную студию, зал настольного тенниса и другие разнофункциональные пространства для жильцов.
Змея на берегу
Деревянная тропа вдоль берега реки Тежу, спроектированная бюро Topiaris, связывает пешеходным и велосипедным маршрутом входящие в агломерацию Большой Лиссабон муниципалитеты Лориш и Вила-Франка-ди-Шира.
Храм тенниса
Павильон теннисного клуба в Праге по проекту Pavel Hnilička Architects+Planners напоминает маленький античный храм с деревянной конструкцией.
Перспективный вид
Бюро CNTR спроектировало для нового района Екатеринбурга деловой центр, который способен снизить маятниковую миграцию и сделать среду жилых массивов более разнообразной. Архитектурные решения в равной степени направлены на гибкость пространства, комфортные рабочие условия и запоминающийся образ, который позволит претендовать зданию на звание пространственной доминанты района.
Малевич и бани, природа и хайтек
Комплекс «Бани Малевича» планируется открыть осенью 2025 года на Рублёво-Успенском шоссе. Проект, разработанный DBA-GROUP под руководством Владислава Андреева – пример нетипичного подхода к образу СПА вообще и бань в частности. Намеренно уклонившись от всех видов аллюзий авторы отдали предпочтение характерным для стримлайна угловым скруглениям, сочетанию дерева с моллированным стеклом – сдержанным современным формам. Как внутри, так и снаружи. Изучаем проект.
Скорее скатерть и бокал!
Спустя много лет заброшенное Конюшенное ведомство в Петербурге наконец дождалось своего часа: по проекту «Студии 44» в этом году должны начаться первые мероприятия по восстановлению и приспособлению здания. И функция, и общий план работ предполагают минимальное изменение комплекса, который сохранил следы трехвековой истории. Все решения обратимы и направлены прежде всего на то, чтобы открыть памятник городу и погрузить его в кипучую светскую жизнь – для этого выбран сценарий культурного центра с выраженной гастрономической составляющей.
Материализация воздушных потоков
Международный аэропорт имени Николая Камова в Томске открылся в конце августа прошлого года. О проекте мы уже рассказывали – теперь рассматриваем реализованное здание. Функциональность усилена в нем символическим подтекстом: архитекторы бюро ASADOV стремились по максимуму отразить в архитектуре местную идентичность.
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Технологии и материалы
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Сейчас на главной
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Пятое измерение МАРХИ
Анонсирован проект нового корпуса МАРХИ, спроектированный Сергеем Кузнецовым и Иваном Грековым, соавторами по зданию кластера Ломоносова МГУ. Он включает недовосстановленный в 2008 году каретный сарай и смелые, крупные, зеркальные консоли. Ширина – не больше 10 метров, главное назначение художественная школа.
Дом, в котором
Музей искусств Санкт-Петербурга XX-XXI веков открыл выставку «Фрагменты эпох» в парадных залах своего нового здания – особняка купца Ивана Алафузова на набережной канала Грибоедова. Рассказываем, почему сюда стоит заглянуть тем, кто хочет проникнуться духом Петербурга.
Валерий Каняшин: «Нам дали свободу»
Жилой комплекс Headliner, строительство основной части которого не так давно завершилось напротив Сити – это такой сосед ММДЦ, который не «подыгрывает» ему. Он, наоборот, решен на контрасте: как город из разноформатных строений, сложившийся естественным путем за последние 20 лет. Популярнейшая тема! Однако именно здесь – даже кажется, что только здесь – ее удалось воплотить по-настоящему убедительно. Да, преобладают высотки, но сколько стройных, хрупких в профиль, ракурсов. А главное – как все это замиксовано, скомпоновано... Беседуем с руководителем проекта Валерием Каняшиным.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
За каменной стеной
Концепция фондохранилища Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника сочетает элементы архитектуры домонгольской Руси с современными приемами и материалами. Проект бюро Архиоптерикс стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области».
Рисовать как Баженов
В Московском архитектурном институте прошел IV Творческий конкурс академического рисунка. В эпоху тотальной компьютеризации умение рисовать считается редким и ценным навыком, и МАРХИ по праву гордится тем, что учит своих студентов этому важному ремеслу.
Больше солнца и воздуха
Бюро KIDZ удается создавать кафе с уникальной атмосферой и настроением, благодаря которым они становятся популярными. И благодаря классному дизайну запускаются целые сети, как это произошло в Нальчике, где к уже двум существующим кофейням Balance Coffee добавилась третья.
Мачта связи
Компания «Норвекс Арт» спроектировала и построила в городе Сокол вышку сотовой связи из клееной древесины. Она легче по весу, а также дешевле и экологичнее в производстве, чем металлическая.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Парящий дом
Сложный план и форма дома, построенного по проекту студии VFORM в Подмосковье, – ответ на ограничения компактного участка: архитекторы тщательно подбирали не только видовые характеристики, но и световые сценарии. «Левитацию» пластичного второго этажа обеспечивают тонкие колонны из нержавеющей стали, а также глянцевые и полупрозрачные материалы облицовки первого уровня дома.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
Перпетум мобиле
Интерьер штаб-квартиры компании «Нацпроектстрой», созданный командой студии IND, максимально наглядно и столь же эффектно воплощает сферу деятельности заказчика – одного из крупнейших российских инфраструктурных холдингов: логистику и транспортные коммуникации всех возможных форматов.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Торжество во дворце
Проект дворца бракосочетания во Всеволожске, подготовленный мастерской «Головин & Шретер», стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области». Архитекторы предложили комплекс в духе дворцово-парковых ансамблей пригородов Санкт-Петербурга: с симметричной композицией и регулярным садом. А также позаботились о том, чтобы на памятные фотографии не попадали припаркованные автомобили.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Город древний, но пока еще несколько запущенный
Город Касимов Рязанской области – русско-татарский, тут до 1681 года (!) существовало ханство, впрочем, под общим руководством московских князей... Сейчас это туристический город с памятниками XVI–XVIII и далее веков, но небольшой. Задачей летнего практикума Института Генплана было предложить Касимову изменения, способные увеличить туристический поток и быть полезными жителям. Получилось много разных идей: от пешеходных маршрутов до переноса автовокзала.
Осторожно отмыто
В издательстве «Подписные издания» выходит книга Ксюши Сидориной – со-основательницы сообщества волонтеров-реставраторов Гэнгъ, которое с 2019 года отмывает и скоблит парадные Петербурга, открывая жильцам исторических домов сокровища: печи, мозаики, витражи. А еще – плитку. Именно плитка стала «цементом» книги, соединившим все – исторический экскурс, способы поиска ценных экземпляров, «каталог» парадных, а также опыт «партизанской» реставрации. О книге рассказывает редактор издательства Артем Макоян.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Полуцифровая среда
В Иннополисе под Казанью открылся первый 4-звездочный отель, спроектированный бюро MAD Architects. Интерьеры отеля сочетают элегантность и иронию, технологичность и комфорт, напоминая декорации компьютерной игры или фантастического фильма о недалеком будущем.
Y-школа
По проекту «БалтИнвест-Проект» в Гатчине построена школа на 800 учеников. Лучевая планировка позволила разделить младшую и старшую школы, а также спортивный блок, обеспечив помещения большим количество естественного света. На многослойны фасадах оштукатуренные поверхности сочетаются с навесными элементами разных цветов и фактур.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
Блеск глубокий и хрустальный
Новый клубный дом про проекту ADM architects спроектирован для района Патриарших, недалеко от Новопушкинского сквера. Он заменит три здания, построенных в начале 1990-х. Авторы нового проекта, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, сделали ставку на разнообразие трех частей объема, современность решений и внимание к деталям: в одном из корпусов планируются плавно изогнутые балконы с керамическим блеском нижней поверхности, в другом стеклянные колонны-скульптуры.
Фасад под стальной вуалью
Гостиница Vela be Siam по проекту местного бюро ASWA в центре Бангкока напоминает о таиландских традициях, оставаясь в русле современной архитектуры.
Спокойствие, только спокойствие
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга Александра Змеула «Большая кольцевая линия. Новейшая история московского метро». Ее автор – историк архитектуры и знаток подземки – разобрал грандиозный проект БКЛ в подробностях, но главное – сохранил спокойную и взвешенную позицию. С равным сочувствием он рассказал о работе всех вовлеченных в строительство архитекторов, сосредоточившись на их профессиональном вкладе и вне зависимости от их творческих разногласий.
Вся мудрость океана
В Калининграде открылся новый корпус Музея мирового океана «Планета океан». Примечательно не только здание в виде 42-метрового шара, но и экспозиция, которая включает научные коллекции – их собирали около 10 лет, аквариумы с 3000 гидробионтов, а также специально разработанные инсталляции. Дизайн разработало петербургское бюро музейной сценографии «Метаформа», которое соединило все нити в увлекательное повествование.