Звездный ребрендинг

В Москве завершилась многолетняя реконструкция планетария и начинается не менее масштабная реконструкция Политехнического музея. В Петербурге компания «Газпром» снова замахнулась на рекордную, на этот раз 500-метровую высоту, а приглашенный в Пермь для проектирования художественной галереи Петер Цумтор раскрыл губернатору свои планы. Об этих и других событиях читайте в нашем новом обзоре прессы.

mainImg
Главной московской новостью начала июня стало открытие планетария после 17 лет скандальной реконструкции, в результате которой знаменитое сооружение поднялось на 6 метров и полностью сменило начинку. Эксперты вздыхают об утраченной технологической структуре уникального здания 1928 года постройки, а руководство не без гордости рапортует о самом современном оборудовании, которым насытили конструктивистские стены. Комментируя новость для «Радио Свобода», представитель Музея архитектуры заметила, что из обновленного здания исчезли логика и ясность оригинала, в котором доминировали купол и цилиндр с минимумом дополнительных пристроек: «пропорциональные соотношения, красивые ракурсы утеряны».

В планетарии, кроме главного зала, появились двухуровневый музей, Малый Звездный зал, 4D-кинотеатр, а его нынешняя вместимость оценивается в 1.5 млн посетителей в год – подробно об обновленном комплексе рассказывает  «Московская Перспектива». Критики в целом довольно снисходительны: после того, как в результате банкротства инвестора существование памятника вообще оказалось под угрозой, нынешние результаты не могут не порадовать хотя бы самим фактом окончания эпопеи. Как заметил «Известиям» архитектор-реставратор Сергей Конев, «мы потеряли планетарий как первоисточник, но получили некий ребрендинг исторического и общественного здания».

Гораздо благополучнее закончилась недавно реставрация Благовещенского собора Московского кремля, о чем подробно написал «Коммерсант». К слову сказать, это была не просто полноценная реставрация, но и кропотливый научный труд, в результате которого удалось сделать несколько важных архитектурных открытий. Большая часть из них касается бытования храма в период Ивана Грозного: реставраторы обнаружили остатки примыкавшей к собору Казенной палаты, в толще стены которой позднее были вырублены существующие сегодня апсиды. Как заметил в интервью «Российской газете» заместитель генерального директора Музеев Кремля Андрей Баталов, ученые нашли, что собор на самом деле «таит в себе несколько храмов: один эпохи Дмитрия Донского, другой его старшего сына Василия I, третий - храм Ивана III и, наконец, храм Ивана IV».

Между тем, вслед за планетарием в очереди на ребрендинг появился новый кандидат – знаменитый Политехнический музей. На днях его директор Борис Салтыков объявил о старте архитектурного конкурса на реконструкцию исторического здания, сообщает «Коммерсант». Напомним, год назад известная британская фирма Event Communications выиграла конкурс на лучшую концепцию реконструкции музея – эти разработки теперь будут положены в основу архитектурного проектирования. Конкурс открытый, но большую часть кандидатов отсекает высокий квалификационный ценз: принимаются заявки только от архитекторов с опытом проектирования музейных зданий площадью не менее 5 тысяч кв. м. (или учреждений культуры площадью не менее 10 тысяч кв. м.) причем обязательно за последние пять лет. Из россиян под эти требования подходят только Никита Явейн, Андрей Боков, Михаил Хазанов, Александр Бродский и Евгений Асс, анализирует издание, правда пока не ясно, будет ли кто-то из них участвовать в состязании.

Конкурс проводит институт «Стрелка», и организаторы, кстати, не на шутку беспокоятся, что иностранных участников могут отпугнуть жесткие условия охранного законодательства, ведь музей является федеральным памятником, а значит, даже в случае победы им придется работать вместе с российскими реставраторами. Четырех победителей первого этапа назовут уже 6 июля. Затем им будут заказаны конкурсные проекты – разработать на основе техзадания концептуальное решение по нескольким музейным зонам. Сам же музей вместе с администрацией на время реконструкции скорее всего переедет в павильоны ВВЦ, какие – пока неизвестно. Кроме модернизированного здания на Лубянке музей получит еще одно – его собираются строить рядом с фундаментальной библиотекой МГУ. Впрочем, все это – дела будущего: по оценкам экспертов, реконструкция закончится не ранее 2016 года, и еще не меньше пары лет уйдет на устройство экспозиции, пишут «РИА Новости».

Пока этот амбициозный проект только раскачивается, ребрендинг еще одного знакового московского объекта – стадиона «Динамо» – решили форсировать. После мартовского демарша инвестора – компании ВТБ, отказавшейся от концепции Эрика ван Эгераата и «Моспроекта-2», судьба сооружения полна неопределенности. И вот в начале июня московский мэр Сергей Собянин заявил о том, что строительные работы на стадионе начнутся в ближайшее время, передают «РИА Новости». Вопрос – по какому проекту? По словам мэра, разработан некий специальный проект, который позволит сохранить архитектуру и приспособить стадион под проведение Чемпионата мира по футболу: его вместимость увеличится до 45 тысяч зрителей, рядом появятся новый универсальный зал на 15 тысяч и спортивно-развлекательный комплекс. А вот как все это будет выглядеть – загадка, поскольку кроме визуализаций проекта Посохина-Эгераата в прессе ничего не публиковалось.

Впрочем, стадион отнюдь не застрахован от того, чтобы еще не раз сменить концепцию. В российской практике бывает и не такое: например, на днях выяснилось, что масштабный проект Дворца искусств с конгресс-центром, который планировалось создать в Петербурге на территории трамвайного парка на Васильевском острове, попросту не может быть реализован. Как сообщает «Коммерсант», Министерство культуры неожиданно признало парк федеральным памятником на основании госэкспертизы, инициированной ВООПИиК. Как получилось, что венгерские инвесторы проекта и лоббирующая его губернатор, не знали о существовании этого статуса, остается только догадываться. Равно как и о том, какая судьба теперь ожидает проект, разработанный в мастерской Михаила Мамошина стоимостью 9,5 млрд рублей. Зато градозащитники празднуют победу – уже год они пытались отстоять этот уникальный инженерный объект от сноса.

С другой стороны, как известно, не для всех петербургских инвесторов охранное законодательство становится непреодолимым препятствием для реализации желаемых проектов. Главный герой подобных историй «Газпром», передвинув свою башню на лахтинский участок, вновь посягнул на рекорд с превышением допустимых высотных параметров: на этот раз вместо разрешенных 27 метров компания подала заявку аж на 500 метров, сообщает портал РБК. Зачем нужна такая высота, совершенно не ясно, особенно если учесть, что площадь «Охта-2» составит всего 330 тысяч кв. м. (напомним, его предшественник был площадью в 1 млн кв.м.). Но в компании говорят, что высота – показатель статусности проекта и «закладывается на перспективу», т.е. проект может быть и ниже. «Газпром», видимо, перестраховывается заранее – сейчас даже непонятно, кто будет дорабатывать проект британского бюро RMJM. Впрочем, в ВООПиИК уже подняли тревогу – 500-метровая высотка обязательно вклинится в панораму между Петропавловским собором и Великокняжеской усыпальницей, считают эксперты.

По поводу лахтинского проекта выразило свое недовольство и ЮНЕСКО, которое в конце мая проводило в Петербурге международный форум по проблемам определения границ города как объекта наследия, пишет «Коммерсант». К этому форуму специальная рабочая группа должна была представить полноценный проект по уточнению границ, однако так ничего и не сделала, впрочем, понятно почему: сама губернатор Валентина Матвиенко выступает за сокращение охраняемых ЮНЕСКО городских территорий в 4 раза. Впрочем, особенно международных экспертов возмутили действующие в городе режимы охранных зон, ставящие под угрозу исторический центр. В итоге вопрос о границах решили отложить до следующего года и сосредоточиться на корректировке российских законов, противоречащих международным нормам, отмечает Фонтанка.ру.

Из других регионов на инфоповоды вновь богаче всех Пермь: знаменитый швейцарский архитектор Петер Цумтор, приглашенный губернатором Олегом Чиркуновым для консультаций по проекту Пермской художественной галереи (совместно с бюро Бориса Бернаскони), недавно раскрыл свои планы. Цумтор предлагает выстроить на склоне холма у берега Камы ландшафтно-архитектурный комплекс с несколькими павильонами, «взлетающими над набережной», передает слова архитектора пермская газета «Новый компаньон». В них разместятся несколько отделов галереи. Фондохранилище, администрацию и реставрационные мастерские архитектор рекомендует упрятать в длинное здание, с 3-х сторон закопанное в холм, а четвертой, стеклянной, обращенное к реке. Довольно скромные площади экспозиционных пространств павильонов, по мнению Цумтора, можно расширять, продолжая комплекс вдоль набережной. Газета пишет, что губернатору проект понравился. Если его теперь закажут швейцарцу, то года через два он будет готов, еще год потребуется на согласования и пара лет – на строительство.

 «Коммерсант», тем временем, описывает довольно курьезную историю про то, как ОАО РЖД и пермские власти не поделили историческое здание железнодорожного вокзала «Пермь I». С 2004 года РЖД безуспешно искало инвестора для ремонта этого старейшего вокзала Перми, построенного в конце XIX века. В прошлом году федеральным памятником неожиданно заинтересовался краевое министерство культуры, приглядевшее его для размещения «Музея пермских древностей». Однако ни один из вариантов реконструкции стороны так и не устроил, поскольку каждая хотела «откусить» большую площадь в совместном использовании старого вокзала. Теперь, когда власти самоустранились, РЖД заявило, что возможно устроит в памятнике музей железнодорожного транспорта. Куда переедет «Музей пермских древностей» – достоверно неизвестно, но одно время поговаривали, что его собираются разместить в новом здании галереи, которую построит Петер Цумтор.

В завершении обзора отметим появление новой увлекательной рубрики в журнале «Большой Город», которую ведет архитектурный критик Григорий Ревзин. Ее главная тема определена  просто: «Как улучшить архитектурный облик Москвы». Очередным гостем знаменитого критика  стал не менее знаменитый архитектор Сергей Чобан – вместе они размышляют над тем, как преодолеть сложившееся у москвичей отчуждение от города и его архитектуры. Григорий Ревзин считает: «Гигантские магистрали, площади, большие объемы зданий – у нас каркас города выставлен под танковые парады. <…> Пропущен слой, в котором живет отдельный человек». Сергей Чобан соглашается: «Здесь всем неуютно: и людям, и машинам. Но я думаю, что это началось не сегодня, а больше 90 лет назад, когда человек стал терпеть свой подъезд, в котором воняет, дверь два метра высотой, и никто не ухаживает за лестницей…». Отчуждение привело к тому, что сегодня москвичам милей любой столетний домик, не важно какого качества, а современное лучше вообще не строить, заключает архитектор. Следуя именно таким настроениям, мэр Собянин заморозил новое строительство, заключает Ревзин, хотя это и неверно. По мнению же Чобана, эта мера, наоборот, может иметь место, пока архитекторы не начнут делать «что-то долговечное, создавать архитектуру не временную, не павильонную, а такую, которая будет хорошо стареть и со временем станет частью культурного слоя». Нечто подобное, по словам Чобана, может вскоре появиться по соседству со стадионом «Динамо», где бюро SPEECH и ТПО «Резерв» совместно разрабатывают проект комплексной застройки.
zooming
Проект реконструкции стадиона «Динамо» (Erick van Egeraat и «Моспроект-2»)

17 Июня 2011

Похожие статьи
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
Механическое «облако»
Инженерно-технический корпус Cloud Engine по проекту шанхайского бюро XING DESIGN переосмысляет тип инфраструктурного объекта в парковом окружении.
Арочные традиции
В интерьерах Центра исполнительских искусств в шанхайском комплексе New Bund 31 главную роль играет мотив арок, напоминающий об античных аренах. Авторы проекта – Neri&Hu Design and Research Office.
Бюро эпохи Возрождения
В проектировании новой штаб-квартиры компании BIG в Копенгагене были задействованы все ее подразделения: архитекторы, конструкторы, городские планировщики, ландшафтные архитекторы и промышленные дизайнеры.
Слои и уровни полета
Проект этот давний – ТПО «Резерв» выиграли конкурс в конце 2011 года, здание сдано в эксплуатацию в 2018 – то есть даже почти «архивный»... Но он малоизвестен, что несправедливо, поскольку ни разу не устарел. А остается актуальным, почти образцовым архитектурным высказыванием в жанре штаб-квартиры. Особенно, надо сказать, офиса авиационной компании. На офис Аэрофлота в Шереметьево он и похож, и не похож. Скорее родственен: развивает тему в узнаваемом авторском направлении Владимира Плоткина. Подробно разбираемся со зданием ОАК в Жуковском, рассматриваем свежие фотографии Алексея Народицкого – съемка стала возможна только теперь, поскольку сейчас территорию привели в порядок.
Очередная революция
Здание нового сеульского Музея робототехники и искусственного интеллекта по проекту турецкого бюро Melike Altınışık Architects по сути и по образу стало его самым крупным экспонатом.
Светопись
Разбираем архитектурное решение дома «Чайка» архитекторов DNK ag – не так давно, в 2023 году, он реализован в составе «коллекции» авторских решений ЗИЛАрта. Там, как известно, все дома подчинены дизайн-коду, но различны. Этот – отличается не только белизной и лаконизмом, но и тонкой работой на ограниченном числе приемов, которые вместе дают то, что можно смело назвать синергией.
Настоящая «Большая глина №4»
В китайском Исине открылся Музей глины UCCA по проекту Кэнго Кумы. Покрытый глиняной черепицей гороподобный объем отсылает к форме традиционных печей для обжига керамики.
Жизнь в каньоне
Щелевые каньоны гор в штате Колорадо интерпретированы в проекте многоквартирного дома One River North пекинского бюро MAD в центре Денвера.
Архитектурный гуманизм
Психиатрическая лечебница Compos Mentis по проекту бюро SPACEMAGUS в индийском городе Ранчи представляет собой альтернативу государственным больницам, редко учитывающим в своей архитектуре нужды пациентов.
Архитектура комфорта
Учебный центр Гронингенского университета по проекту KAAN Architecten задуман как серия пространств для занятий, отдыха и общения студентов с вниманием к их физическому здоровью и психологическому комфорту.
Пустыня в алмазах
Гостиница по проекту шанхайского бюро SHUISHI в пустыне Тэнгэр на севере Китая развивает тему бриллиантов и звезд.
В золотой обертке
Новое здание библиотеки района Фар-Рокавей в Нью-Йорке стараниями архитекторов Snøhetta и художника Хосе Парла получило золотые стеклянные фасады, будто расчерченные перьевой ручкой.
Город в миниатюре
Новая детская больница по проекту Herzog & de Meuron в Цюрихе реализована как функциональная и одновременно гуманная и разнообразная среда, поддерживающая пациентов и врачей.
Кирпич в динамике
Ажурный фасад из кирпича защищает офисное здание в Хошимине по проекту местного бюро Tropical Space от солнца; часть его панелей можно раскрывать как ставни.
Ветряные арки и солнечные дымоходы
Zaha Hadid Architects представили проект Международного научно-исследовательского центра имени Алишера Навои для района Новый Ташкент, который увеличит площадь столицы Узбекистана на 25 тыс. га.
Трепещущий пик
Для арт-центра Sun River в китайском Ваньнине бюро Wutopia Lab «насыпало» три горы и «разлило» море. В качестве литературной основы концепции выбрали «Волшебную гору» Томаса Манна.
Под сенью деревянных перекрытий
Новый вокзал для городов Эде и Вагенинген в центре Нидерландов вдохновлен окрестными лесами; здесь нашлось место даже для сверчков и летучих мышей. Авторы проекта – Mecanoo и Royal HaskoningDHV.
От гайки до цеха
Датское бюро Cobe представило проект превращения Таллинского машиностроительного завода в район смешанной застройки; в трех центральных цехах расположится центр инноваций.
Недра земли, потоки воды
В районе Малой Охты по проекту Степана Липгарта построен дом Akzent. Он имеет классическую трехчастную структуру и при этом, что называется, нарисован от руки: фасады отличаются друг от друга как пластикой, так и разнообразными деталями, не все из которых открываются с первого взгляда. Рассказываем о контексте и вместе с архитектором разбираемся в том, как создавалась форма.
В городском лесу
В Лиссабоне открылся после реконструкции Центр современного искусства Гульбенкяна. За проект отвечал Кэнго Кума: это первая работа японского мэтра в Португалии.
Перемена функций
В бывшей меннонитской церкви 1950-х в Роттердаме открылся центр для занятий и выступлений юных музыкантов. Реконструкцией занималось бюро Powerhouse Company.
В черепичном ажуре
Частный дом в городе Фули недалеко от Ханоя по проекту H&P Architects защищен от солнца проницаемой «шторой» из традиционной черепицы.
А где воланчик?
Бюро MVRDV выиграло конкурс на проект спортивного парка в Шэньчжэне. Главная арена здесь получит крышу в форме гигантской ракетки для бадминтона.
Технологии и материалы
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
Сейчас на главной
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Память о работе
Крупную нефтебазу 1960-х, расположенную в Ханчжоу прямо на берегу Великого канала, Кэнго Кума превратил в современный индустриальный парк Сяохэ.
Жить в золоте
Многоквартирный дом Cœur Atlantis в южном пригороде Парижа по проекту роттердамского бюро KCAP.
Плач, затмение и городище
Якорный объект экопарка «Каялов бор» в городе Россошь – маршрут длиной в 3,5 километров, который знакомит посетителей с событиями, описанными в «Слове о полку Игореве». Архитекторы воронежского бюро TOU ARCHITECTS дополняют тематические объекты, которые обеспечивают разнообразный досуг, спортивными трассами и событийной площадью.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXIII фестиваля.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».