Звездный ребрендинг

В Москве завершилась многолетняя реконструкция планетария и начинается не менее масштабная реконструкция Политехнического музея. В Петербурге компания «Газпром» снова замахнулась на рекордную, на этот раз 500-метровую высоту, а приглашенный в Пермь для проектирования художественной галереи Петер Цумтор раскрыл губернатору свои планы. Об этих и других событиях читайте в нашем новом обзоре прессы.

mainImg
Главной московской новостью начала июня стало открытие планетария после 17 лет скандальной реконструкции, в результате которой знаменитое сооружение поднялось на 6 метров и полностью сменило начинку. Эксперты вздыхают об утраченной технологической структуре уникального здания 1928 года постройки, а руководство не без гордости рапортует о самом современном оборудовании, которым насытили конструктивистские стены. Комментируя новость для «Радио Свобода», представитель Музея архитектуры заметила, что из обновленного здания исчезли логика и ясность оригинала, в котором доминировали купол и цилиндр с минимумом дополнительных пристроек: «пропорциональные соотношения, красивые ракурсы утеряны».

В планетарии, кроме главного зала, появились двухуровневый музей, Малый Звездный зал, 4D-кинотеатр, а его нынешняя вместимость оценивается в 1.5 млн посетителей в год – подробно об обновленном комплексе рассказывает  «Московская Перспектива». Критики в целом довольно снисходительны: после того, как в результате банкротства инвестора существование памятника вообще оказалось под угрозой, нынешние результаты не могут не порадовать хотя бы самим фактом окончания эпопеи. Как заметил «Известиям» архитектор-реставратор Сергей Конев, «мы потеряли планетарий как первоисточник, но получили некий ребрендинг исторического и общественного здания».

Гораздо благополучнее закончилась недавно реставрация Благовещенского собора Московского кремля, о чем подробно написал «Коммерсант». К слову сказать, это была не просто полноценная реставрация, но и кропотливый научный труд, в результате которого удалось сделать несколько важных архитектурных открытий. Большая часть из них касается бытования храма в период Ивана Грозного: реставраторы обнаружили остатки примыкавшей к собору Казенной палаты, в толще стены которой позднее были вырублены существующие сегодня апсиды. Как заметил в интервью «Российской газете» заместитель генерального директора Музеев Кремля Андрей Баталов, ученые нашли, что собор на самом деле «таит в себе несколько храмов: один эпохи Дмитрия Донского, другой его старшего сына Василия I, третий - храм Ивана III и, наконец, храм Ивана IV».

Между тем, вслед за планетарием в очереди на ребрендинг появился новый кандидат – знаменитый Политехнический музей. На днях его директор Борис Салтыков объявил о старте архитектурного конкурса на реконструкцию исторического здания, сообщает «Коммерсант». Напомним, год назад известная британская фирма Event Communications выиграла конкурс на лучшую концепцию реконструкции музея – эти разработки теперь будут положены в основу архитектурного проектирования. Конкурс открытый, но большую часть кандидатов отсекает высокий квалификационный ценз: принимаются заявки только от архитекторов с опытом проектирования музейных зданий площадью не менее 5 тысяч кв. м. (или учреждений культуры площадью не менее 10 тысяч кв. м.) причем обязательно за последние пять лет. Из россиян под эти требования подходят только Никита Явейн, Андрей Боков, Михаил Хазанов, Александр Бродский и Евгений Асс, анализирует издание, правда пока не ясно, будет ли кто-то из них участвовать в состязании.

Конкурс проводит институт «Стрелка», и организаторы, кстати, не на шутку беспокоятся, что иностранных участников могут отпугнуть жесткие условия охранного законодательства, ведь музей является федеральным памятником, а значит, даже в случае победы им придется работать вместе с российскими реставраторами. Четырех победителей первого этапа назовут уже 6 июля. Затем им будут заказаны конкурсные проекты – разработать на основе техзадания концептуальное решение по нескольким музейным зонам. Сам же музей вместе с администрацией на время реконструкции скорее всего переедет в павильоны ВВЦ, какие – пока неизвестно. Кроме модернизированного здания на Лубянке музей получит еще одно – его собираются строить рядом с фундаментальной библиотекой МГУ. Впрочем, все это – дела будущего: по оценкам экспертов, реконструкция закончится не ранее 2016 года, и еще не меньше пары лет уйдет на устройство экспозиции, пишут «РИА Новости».

Пока этот амбициозный проект только раскачивается, ребрендинг еще одного знакового московского объекта – стадиона «Динамо» – решили форсировать. После мартовского демарша инвестора – компании ВТБ, отказавшейся от концепции Эрика ван Эгераата и «Моспроекта-2», судьба сооружения полна неопределенности. И вот в начале июня московский мэр Сергей Собянин заявил о том, что строительные работы на стадионе начнутся в ближайшее время, передают «РИА Новости». Вопрос – по какому проекту? По словам мэра, разработан некий специальный проект, который позволит сохранить архитектуру и приспособить стадион под проведение Чемпионата мира по футболу: его вместимость увеличится до 45 тысяч зрителей, рядом появятся новый универсальный зал на 15 тысяч и спортивно-развлекательный комплекс. А вот как все это будет выглядеть – загадка, поскольку кроме визуализаций проекта Посохина-Эгераата в прессе ничего не публиковалось.

Впрочем, стадион отнюдь не застрахован от того, чтобы еще не раз сменить концепцию. В российской практике бывает и не такое: например, на днях выяснилось, что масштабный проект Дворца искусств с конгресс-центром, который планировалось создать в Петербурге на территории трамвайного парка на Васильевском острове, попросту не может быть реализован. Как сообщает «Коммерсант», Министерство культуры неожиданно признало парк федеральным памятником на основании госэкспертизы, инициированной ВООПИиК. Как получилось, что венгерские инвесторы проекта и лоббирующая его губернатор, не знали о существовании этого статуса, остается только догадываться. Равно как и о том, какая судьба теперь ожидает проект, разработанный в мастерской Михаила Мамошина стоимостью 9,5 млрд рублей. Зато градозащитники празднуют победу – уже год они пытались отстоять этот уникальный инженерный объект от сноса.

С другой стороны, как известно, не для всех петербургских инвесторов охранное законодательство становится непреодолимым препятствием для реализации желаемых проектов. Главный герой подобных историй «Газпром», передвинув свою башню на лахтинский участок, вновь посягнул на рекорд с превышением допустимых высотных параметров: на этот раз вместо разрешенных 27 метров компания подала заявку аж на 500 метров, сообщает портал РБК. Зачем нужна такая высота, совершенно не ясно, особенно если учесть, что площадь «Охта-2» составит всего 330 тысяч кв. м. (напомним, его предшественник был площадью в 1 млн кв.м.). Но в компании говорят, что высота – показатель статусности проекта и «закладывается на перспективу», т.е. проект может быть и ниже. «Газпром», видимо, перестраховывается заранее – сейчас даже непонятно, кто будет дорабатывать проект британского бюро RMJM. Впрочем, в ВООПиИК уже подняли тревогу – 500-метровая высотка обязательно вклинится в панораму между Петропавловским собором и Великокняжеской усыпальницей, считают эксперты.

По поводу лахтинского проекта выразило свое недовольство и ЮНЕСКО, которое в конце мая проводило в Петербурге международный форум по проблемам определения границ города как объекта наследия, пишет «Коммерсант». К этому форуму специальная рабочая группа должна была представить полноценный проект по уточнению границ, однако так ничего и не сделала, впрочем, понятно почему: сама губернатор Валентина Матвиенко выступает за сокращение охраняемых ЮНЕСКО городских территорий в 4 раза. Впрочем, особенно международных экспертов возмутили действующие в городе режимы охранных зон, ставящие под угрозу исторический центр. В итоге вопрос о границах решили отложить до следующего года и сосредоточиться на корректировке российских законов, противоречащих международным нормам, отмечает Фонтанка.ру.

Из других регионов на инфоповоды вновь богаче всех Пермь: знаменитый швейцарский архитектор Петер Цумтор, приглашенный губернатором Олегом Чиркуновым для консультаций по проекту Пермской художественной галереи (совместно с бюро Бориса Бернаскони), недавно раскрыл свои планы. Цумтор предлагает выстроить на склоне холма у берега Камы ландшафтно-архитектурный комплекс с несколькими павильонами, «взлетающими над набережной», передает слова архитектора пермская газета «Новый компаньон». В них разместятся несколько отделов галереи. Фондохранилище, администрацию и реставрационные мастерские архитектор рекомендует упрятать в длинное здание, с 3-х сторон закопанное в холм, а четвертой, стеклянной, обращенное к реке. Довольно скромные площади экспозиционных пространств павильонов, по мнению Цумтора, можно расширять, продолжая комплекс вдоль набережной. Газета пишет, что губернатору проект понравился. Если его теперь закажут швейцарцу, то года через два он будет готов, еще год потребуется на согласования и пара лет – на строительство.

 «Коммерсант», тем временем, описывает довольно курьезную историю про то, как ОАО РЖД и пермские власти не поделили историческое здание железнодорожного вокзала «Пермь I». С 2004 года РЖД безуспешно искало инвестора для ремонта этого старейшего вокзала Перми, построенного в конце XIX века. В прошлом году федеральным памятником неожиданно заинтересовался краевое министерство культуры, приглядевшее его для размещения «Музея пермских древностей». Однако ни один из вариантов реконструкции стороны так и не устроил, поскольку каждая хотела «откусить» большую площадь в совместном использовании старого вокзала. Теперь, когда власти самоустранились, РЖД заявило, что возможно устроит в памятнике музей железнодорожного транспорта. Куда переедет «Музей пермских древностей» – достоверно неизвестно, но одно время поговаривали, что его собираются разместить в новом здании галереи, которую построит Петер Цумтор.

В завершении обзора отметим появление новой увлекательной рубрики в журнале «Большой Город», которую ведет архитектурный критик Григорий Ревзин. Ее главная тема определена  просто: «Как улучшить архитектурный облик Москвы». Очередным гостем знаменитого критика  стал не менее знаменитый архитектор Сергей Чобан – вместе они размышляют над тем, как преодолеть сложившееся у москвичей отчуждение от города и его архитектуры. Григорий Ревзин считает: «Гигантские магистрали, площади, большие объемы зданий – у нас каркас города выставлен под танковые парады. <…> Пропущен слой, в котором живет отдельный человек». Сергей Чобан соглашается: «Здесь всем неуютно: и людям, и машинам. Но я думаю, что это началось не сегодня, а больше 90 лет назад, когда человек стал терпеть свой подъезд, в котором воняет, дверь два метра высотой, и никто не ухаживает за лестницей…». Отчуждение привело к тому, что сегодня москвичам милей любой столетний домик, не важно какого качества, а современное лучше вообще не строить, заключает архитектор. Следуя именно таким настроениям, мэр Собянин заморозил новое строительство, заключает Ревзин, хотя это и неверно. По мнению же Чобана, эта мера, наоборот, может иметь место, пока архитекторы не начнут делать «что-то долговечное, создавать архитектуру не временную, не павильонную, а такую, которая будет хорошо стареть и со временем станет частью культурного слоя». Нечто подобное, по словам Чобана, может вскоре появиться по соседству со стадионом «Динамо», где бюро SPEECH и ТПО «Резерв» совместно разрабатывают проект комплексной застройки.
zooming
Проект реконструкции стадиона «Динамо» (Erick van Egeraat и «Моспроект-2»)

17 Июня 2011

Похожие статьи
Торнадо миграции
В Роттердаме открылся музей миграции Fenix по проекту звездного китайского бюро MAD. Его архитектура и экспозиция посвящены самым острым проблемам современности и воспевают саму идею перманентного движения.
МиRная интеграция
ЖК МИRA, расположенный над высоким склоном Яузы и Проспекта Мира, оправдывает свое название не только технически, но и визуально и по смыслу. Будучи современным и технологичным, высотным и стеклянным, он реагирует и на классику Жолтовского, и на модернизм «Дома на ножках». Вбирает в себя особенности соседей и «мирит» их внутри себя на общей основе современности фасада. Изучаем, каким именно образом.
Память города
Комплекс сооружений в промзоне Даляня на северо-востоке Китая превращен по проекту Neri&Hu в многофункциональный центр с культурной составляющей.
Интерьер для нового формата образования
Проект нового корпуса ТЮМГУ был сделан до пандемии, а затем переработан для новых требований: университет перешел на систему «2+2+2», без разделения на группы и потоки, а с индивидуальными программами. Изменения удалось ввести очень быстро, в начале строительства. Сейчас корпус готов, рассмотрим его.
Продолжение памятника
Библиотека в немецком Брюле примыкает к отреставрированной исторической ратуше. Бюро JSWD, занимавшееся обоими проектами, подобрало для внешней отделки новой части особым образом обработанный кирпич песочного цвета, выложив им даже крыши.
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.
Фонари и лестница
Мартовская съемка почти-построенной штаб-квартиры ГК ФСК на улице Шеногина. Снаружи спокойно-лаконично, внутри увлекательно, многоярусно. Особенно хороши, и больше всего – в бетоне, конусные зенитные фонари представительского офиса. И ведущая в него большая винтовая лестница. Впрочем, спиральная лестница здесь не одна, да и в первые этажи, фактически, встроен небольшой торговый центр.
Строение с мотором
Летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» в этом году впервые может «шевелиться»: его кровлю можно сдвигать на 1,4 м. Автор проекта – архитектор Марина Табассум из Бангладеш.
Первобытные мотивы
В кофейне сети Nana Coffee Roasters по проекту IDIN Architects в пригороде Бангкока создана неожиданная «пещерная» атмосфера: она вдохновлена воспоминаниями основателя сети.
Искусство в доступе
В Лондоне сооружено фондохранилище для Музея Виктории и Альберта по проекту Diller Scofidio + Renfro: экспонаты здесь выставлены без привычного стекла.
Девять жизней
Центр культуры и искусства острова Хэнцинь, построенный в китайском Чжухае по проекту бюро Atelier Apeiron, собрал в одном гигантском объеме сразу 9 функций.
Золотая сторона медали
Спортивный центр имени Николы Карабатича под Парижем по проекту бюро Atelier Aconcept получил фасад, вдохновленный многочисленными золотыми медалями этого спортсмена.
Кит идентичности будущего
Или покров? Или снежная равнина? Вере Бутко, Антону Надточему и архитекторам бюро ATRIUM досталась сложная и ответственная задача – предложить образ Национального центра «Россия». Современный, но замешанный на культурных кодах. Ни на что не похожий, и в то же время напоминающий, неуловимо, очень многое. Признаем, задача нашла своих авторов. Изучаем предложенный образ.
Дело Гауди живет и побеждает
Построенная в Шэньчжэне по проекту новозеландского бюро Van Brandenburg штаб-квартира китайского модного бренда Marisfrolg – образец биогенной архитектуры и зашкаливающего вау-эффекта.
Колонны и карнизы
Две жилые башни по проекту Макса Дудлера к югу от Базеля соединяют четкость фасадной схемы с «переходным» пространством лоджий по периметру.
Технологии и материалы
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Сейчас на главной
Средство от стресса
На волгоградской набережной появилось еще одно стильное место для комфортного времяпрепровождения с видом на реку Волгу, олицетворяющую собой течение времени и множество других зыбких понятий. Бюро Rogojnikov & Sorokin создало кальян-бар Redwood Asia, интерьер которого преисполнен чувства собственного достоинства – с небольшой толикой архитектурной иронии.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
На берегу Лососинки
Жилой комплекс «Речка», который формируется в Петрозаводске по проекту архитектурной мастерской Евгения Таева, реагирует на соседство с речкой Лососинка и парком Ямка точечной застройкой, которая делает среду проницаемой и интегрированной в зеленый массив. Кирпич на фасадах отсылает к заводским корпусам Александровского Завода, основанного в XVIII веке.
Керамический ажур
По проекту OMA завершено строительство штаб-квартиры компании JOMOO в Сямыне на юго-восточном побережье Китая.
Энергия юности
Архитектурное бюро Better с помощью простых и бюджетных приемов предлагает концепцию обновления популярного у молодежи Новой Усмани здания 1950-х годов. Молодежный центр приобретает узнаваемый облик, дополнительные пространства для встреч и общения, а также становится потенциальной точкой преобразования городской среды.
Дюрер и бабочки
Рассматриваем одну из работ выставки «Границы видимости», которая еще открыта на Винзаводе, поближе. Объект называется актуальным для современности образом: «Сакральная геометрия», сделан из лотков для коммуникаций, которые нередко встречаются в открытом виде под потолком, с вкраплениями фрагментов гравюры Дюрера, «чтобы сбить зрителя с толку».
Башня переехала
В Выксе собрали на новом месте, на территории будущего Шухов-Парка за плотиной пруда, большую часть водонапорной «башни Шухова». Закончить обещают к осени, но подсветку уже включали. Техническое сооружение завода обещает стать одним из главных акцентов парка. Да и уже им является. За башней, размышления о судьбе которой шли с 2005 года, наблюдала Марина Игнатушко.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.
Палитра дерева
По проекту бюро Kub House на участке в поселке Николино построено несколько зданий с применением CLT-технологии. Архитекторы рассказывают о дополнительных решениях: шиндель и еловый планкен на фасадах, самоклеящаяся алюминиевая пароизоляция для герметичности здания, звукоизоляционные конструкции.
Угадай мелодию
Архитектурная премия мэра Москвы позиционирует себя как представляющая «главные проекты года». Это большая ответственность – так что и мы взяли на себя смелость разобраться в структуре побед и не-побед 2025 года на примере трех самых объемных номинаций: офисов, жилья, образования. Обнаружился ряд мелких нестыковок вроде не названных авторов – и один крупный парадокс в базисе эмотеха. Разбираемся с базисом и надстройкой, формулируем основной вопрос, строим гипотезы.
Связь прошлого и настоящего
Реконструкции исторических зданий под современный офис редко бывают деликатными по отношению к наследию. Но в проекте редевелопмента исторического здания Телеграфа в Санкт-Петербурге под офис российской IT-компания «ЭР-Телеком» архитекторы UNK corporate interiors смогли найти способ сохранить и бережно инсталлировать в новое пространство оригинальные детали интерьера. Конечно, характер пространства радикально поменялся, но сосуществование с аутентичными элементами, фактурами и материалами создает особую атмосферу, материализуя идею связи времен.
Торнадо миграции
В Роттердаме открылся музей миграции Fenix по проекту звездного китайского бюро MAD. Его архитектура и экспозиция посвящены самым острым проблемам современности и воспевают саму идею перманентного движения.
Отель в швейной мастерской
Концепция APRELarchitects по ревитализации двух объектов культурного наследия в центре Воронежа предполагает приспособление здания швейной мастерской и колокольни Пятницкой церкви под гостиничный комплекс с музеем, спа-комплексом и оживленным двориком. Контуры утраченной колокольни предполагается восстановить с помощью легкой световой инсталляции.
Память города
Комплекс сооружений в промзоне Даляня на северо-востоке Китая превращен по проекту Neri&Hu в многофункциональный центр с культурной составляющей.
МиRная интеграция
ЖК МИRA, расположенный над высоким склоном Яузы и Проспекта Мира, оправдывает свое название не только технически, но и визуально и по смыслу. Будучи современным и технологичным, высотным и стеклянным, он реагирует и на классику Жолтовского, и на модернизм «Дома на ножках». Вбирает в себя особенности соседей и «мирит» их внутри себя на общей основе современности фасада. Изучаем, каким именно образом.
В позитивном свете
Современные общественные пространства все чаще сочетают несколько функций, и на первый план выходит их планировочная гибкость и продуманность зонирования. В новом мультипространстве LOOK UP & UPSKILL, разработанном Pergaev Bureau, объединены кафе, ресторан, библиотека, университет и даже магазин шоколада, решенные в едином стиле, создающем спокойную и одновременно вдохновляющую атмосферу.
Школа как доминанта
Бюро арх.15 актуализировало типовой проект общеобразовательной школы на 1100 мест в Хостинском районе. Функциональные блоки отличаются фасадными решениями, задействована кровля, а для оформления учебных и рекреационных пространств формальный подход отвергнут в пользу адаптивного.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Ворота в геопарк
Бюро «КБ-11» разработало концепцию этнографического комплекса для геопарка «Янган-Тау», расположенного в Республике Башкортостан. Природные объекты и ландшафты этой территории имеют международное геологическое значение и включены в список ЮНЕСКО, не менее значительны расположенные здесь памятники истории и культуры. Комплекс должен сделать место более привлекательным для туристов, местного населения и ученых.
Термы за Волгой
Как в нашей стране строят бани? Обычно из лакированных бревен, иногда добавляя розовую штукатурку... А Григорий Дайнов и DK Architects предложили для Тверицких бань на левом берегу Волги в Ярославле – берег заброшенный и депрессивный, но бани, говорят, культовые, – 1. сохранение здания 1950-х, кирпичного, крашеного красной краской; 2. термы из травертина. Ну что тут сказать, идеи Цумтора забрались на азиатский берег. Рассматриваем.
Респектабельная неформальность
Как скомбинировать шоурум и рабочее пространство? Как объединить гедонизм и нонконформизмом? Как превратить меньше 200 м2 в целый мир фешн-индустрии? Архитекторы студии MNdesign справились с этими непростыми задачами, создав интерьер офиса компании Albione и MezzaTorre.
Городская экстрим-станция
Дипломный проект бакалавра ВГТУ Елизаветы Нагиной под названием «ВОГРЭС – Воронежская городская экстрим-станция» предлагает свежий взгляд на развитие левого берега Воронежского водохранилища: автор сочетает креативную, спортивную и досуговую функцию с уличной культурой и памятью места.
Интерьер для нового формата образования
Проект нового корпуса ТЮМГУ был сделан до пандемии, а затем переработан для новых требований: университет перешел на систему «2+2+2», без разделения на группы и потоки, а с индивидуальными программами. Изменения удалось ввести очень быстро, в начале строительства. Сейчас корпус готов, рассмотрим его.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.