Звездный ребрендинг

В Москве завершилась многолетняя реконструкция планетария и начинается не менее масштабная реконструкция Политехнического музея. В Петербурге компания «Газпром» снова замахнулась на рекордную, на этот раз 500-метровую высоту, а приглашенный в Пермь для проектирования художественной галереи Петер Цумтор раскрыл губернатору свои планы. Об этих и других событиях читайте в нашем новом обзоре прессы.

mainImg
Главной московской новостью начала июня стало открытие планетария после 17 лет скандальной реконструкции, в результате которой знаменитое сооружение поднялось на 6 метров и полностью сменило начинку. Эксперты вздыхают об утраченной технологической структуре уникального здания 1928 года постройки, а руководство не без гордости рапортует о самом современном оборудовании, которым насытили конструктивистские стены. Комментируя новость для «Радио Свобода», представитель Музея архитектуры заметила, что из обновленного здания исчезли логика и ясность оригинала, в котором доминировали купол и цилиндр с минимумом дополнительных пристроек: «пропорциональные соотношения, красивые ракурсы утеряны».

В планетарии, кроме главного зала, появились двухуровневый музей, Малый Звездный зал, 4D-кинотеатр, а его нынешняя вместимость оценивается в 1.5 млн посетителей в год – подробно об обновленном комплексе рассказывает  «Московская Перспектива». Критики в целом довольно снисходительны: после того, как в результате банкротства инвестора существование памятника вообще оказалось под угрозой, нынешние результаты не могут не порадовать хотя бы самим фактом окончания эпопеи. Как заметил «Известиям» архитектор-реставратор Сергей Конев, «мы потеряли планетарий как первоисточник, но получили некий ребрендинг исторического и общественного здания».

Гораздо благополучнее закончилась недавно реставрация Благовещенского собора Московского кремля, о чем подробно написал «Коммерсант». К слову сказать, это была не просто полноценная реставрация, но и кропотливый научный труд, в результате которого удалось сделать несколько важных архитектурных открытий. Большая часть из них касается бытования храма в период Ивана Грозного: реставраторы обнаружили остатки примыкавшей к собору Казенной палаты, в толще стены которой позднее были вырублены существующие сегодня апсиды. Как заметил в интервью «Российской газете» заместитель генерального директора Музеев Кремля Андрей Баталов, ученые нашли, что собор на самом деле «таит в себе несколько храмов: один эпохи Дмитрия Донского, другой его старшего сына Василия I, третий - храм Ивана III и, наконец, храм Ивана IV».

Между тем, вслед за планетарием в очереди на ребрендинг появился новый кандидат – знаменитый Политехнический музей. На днях его директор Борис Салтыков объявил о старте архитектурного конкурса на реконструкцию исторического здания, сообщает «Коммерсант». Напомним, год назад известная британская фирма Event Communications выиграла конкурс на лучшую концепцию реконструкции музея – эти разработки теперь будут положены в основу архитектурного проектирования. Конкурс открытый, но большую часть кандидатов отсекает высокий квалификационный ценз: принимаются заявки только от архитекторов с опытом проектирования музейных зданий площадью не менее 5 тысяч кв. м. (или учреждений культуры площадью не менее 10 тысяч кв. м.) причем обязательно за последние пять лет. Из россиян под эти требования подходят только Никита Явейн, Андрей Боков, Михаил Хазанов, Александр Бродский и Евгений Асс, анализирует издание, правда пока не ясно, будет ли кто-то из них участвовать в состязании.

Конкурс проводит институт «Стрелка», и организаторы, кстати, не на шутку беспокоятся, что иностранных участников могут отпугнуть жесткие условия охранного законодательства, ведь музей является федеральным памятником, а значит, даже в случае победы им придется работать вместе с российскими реставраторами. Четырех победителей первого этапа назовут уже 6 июля. Затем им будут заказаны конкурсные проекты – разработать на основе техзадания концептуальное решение по нескольким музейным зонам. Сам же музей вместе с администрацией на время реконструкции скорее всего переедет в павильоны ВВЦ, какие – пока неизвестно. Кроме модернизированного здания на Лубянке музей получит еще одно – его собираются строить рядом с фундаментальной библиотекой МГУ. Впрочем, все это – дела будущего: по оценкам экспертов, реконструкция закончится не ранее 2016 года, и еще не меньше пары лет уйдет на устройство экспозиции, пишут «РИА Новости».

Пока этот амбициозный проект только раскачивается, ребрендинг еще одного знакового московского объекта – стадиона «Динамо» – решили форсировать. После мартовского демарша инвестора – компании ВТБ, отказавшейся от концепции Эрика ван Эгераата и «Моспроекта-2», судьба сооружения полна неопределенности. И вот в начале июня московский мэр Сергей Собянин заявил о том, что строительные работы на стадионе начнутся в ближайшее время, передают «РИА Новости». Вопрос – по какому проекту? По словам мэра, разработан некий специальный проект, который позволит сохранить архитектуру и приспособить стадион под проведение Чемпионата мира по футболу: его вместимость увеличится до 45 тысяч зрителей, рядом появятся новый универсальный зал на 15 тысяч и спортивно-развлекательный комплекс. А вот как все это будет выглядеть – загадка, поскольку кроме визуализаций проекта Посохина-Эгераата в прессе ничего не публиковалось.

Впрочем, стадион отнюдь не застрахован от того, чтобы еще не раз сменить концепцию. В российской практике бывает и не такое: например, на днях выяснилось, что масштабный проект Дворца искусств с конгресс-центром, который планировалось создать в Петербурге на территории трамвайного парка на Васильевском острове, попросту не может быть реализован. Как сообщает «Коммерсант», Министерство культуры неожиданно признало парк федеральным памятником на основании госэкспертизы, инициированной ВООПИиК. Как получилось, что венгерские инвесторы проекта и лоббирующая его губернатор, не знали о существовании этого статуса, остается только догадываться. Равно как и о том, какая судьба теперь ожидает проект, разработанный в мастерской Михаила Мамошина стоимостью 9,5 млрд рублей. Зато градозащитники празднуют победу – уже год они пытались отстоять этот уникальный инженерный объект от сноса.

С другой стороны, как известно, не для всех петербургских инвесторов охранное законодательство становится непреодолимым препятствием для реализации желаемых проектов. Главный герой подобных историй «Газпром», передвинув свою башню на лахтинский участок, вновь посягнул на рекорд с превышением допустимых высотных параметров: на этот раз вместо разрешенных 27 метров компания подала заявку аж на 500 метров, сообщает портал РБК. Зачем нужна такая высота, совершенно не ясно, особенно если учесть, что площадь «Охта-2» составит всего 330 тысяч кв. м. (напомним, его предшественник был площадью в 1 млн кв.м.). Но в компании говорят, что высота – показатель статусности проекта и «закладывается на перспективу», т.е. проект может быть и ниже. «Газпром», видимо, перестраховывается заранее – сейчас даже непонятно, кто будет дорабатывать проект британского бюро RMJM. Впрочем, в ВООПиИК уже подняли тревогу – 500-метровая высотка обязательно вклинится в панораму между Петропавловским собором и Великокняжеской усыпальницей, считают эксперты.

По поводу лахтинского проекта выразило свое недовольство и ЮНЕСКО, которое в конце мая проводило в Петербурге международный форум по проблемам определения границ города как объекта наследия, пишет «Коммерсант». К этому форуму специальная рабочая группа должна была представить полноценный проект по уточнению границ, однако так ничего и не сделала, впрочем, понятно почему: сама губернатор Валентина Матвиенко выступает за сокращение охраняемых ЮНЕСКО городских территорий в 4 раза. Впрочем, особенно международных экспертов возмутили действующие в городе режимы охранных зон, ставящие под угрозу исторический центр. В итоге вопрос о границах решили отложить до следующего года и сосредоточиться на корректировке российских законов, противоречащих международным нормам, отмечает Фонтанка.ру.

Из других регионов на инфоповоды вновь богаче всех Пермь: знаменитый швейцарский архитектор Петер Цумтор, приглашенный губернатором Олегом Чиркуновым для консультаций по проекту Пермской художественной галереи (совместно с бюро Бориса Бернаскони), недавно раскрыл свои планы. Цумтор предлагает выстроить на склоне холма у берега Камы ландшафтно-архитектурный комплекс с несколькими павильонами, «взлетающими над набережной», передает слова архитектора пермская газета «Новый компаньон». В них разместятся несколько отделов галереи. Фондохранилище, администрацию и реставрационные мастерские архитектор рекомендует упрятать в длинное здание, с 3-х сторон закопанное в холм, а четвертой, стеклянной, обращенное к реке. Довольно скромные площади экспозиционных пространств павильонов, по мнению Цумтора, можно расширять, продолжая комплекс вдоль набережной. Газета пишет, что губернатору проект понравился. Если его теперь закажут швейцарцу, то года через два он будет готов, еще год потребуется на согласования и пара лет – на строительство.

 «Коммерсант», тем временем, описывает довольно курьезную историю про то, как ОАО РЖД и пермские власти не поделили историческое здание железнодорожного вокзала «Пермь I». С 2004 года РЖД безуспешно искало инвестора для ремонта этого старейшего вокзала Перми, построенного в конце XIX века. В прошлом году федеральным памятником неожиданно заинтересовался краевое министерство культуры, приглядевшее его для размещения «Музея пермских древностей». Однако ни один из вариантов реконструкции стороны так и не устроил, поскольку каждая хотела «откусить» большую площадь в совместном использовании старого вокзала. Теперь, когда власти самоустранились, РЖД заявило, что возможно устроит в памятнике музей железнодорожного транспорта. Куда переедет «Музей пермских древностей» – достоверно неизвестно, но одно время поговаривали, что его собираются разместить в новом здании галереи, которую построит Петер Цумтор.

В завершении обзора отметим появление новой увлекательной рубрики в журнале «Большой Город», которую ведет архитектурный критик Григорий Ревзин. Ее главная тема определена  просто: «Как улучшить архитектурный облик Москвы». Очередным гостем знаменитого критика  стал не менее знаменитый архитектор Сергей Чобан – вместе они размышляют над тем, как преодолеть сложившееся у москвичей отчуждение от города и его архитектуры. Григорий Ревзин считает: «Гигантские магистрали, площади, большие объемы зданий – у нас каркас города выставлен под танковые парады. <…> Пропущен слой, в котором живет отдельный человек». Сергей Чобан соглашается: «Здесь всем неуютно: и людям, и машинам. Но я думаю, что это началось не сегодня, а больше 90 лет назад, когда человек стал терпеть свой подъезд, в котором воняет, дверь два метра высотой, и никто не ухаживает за лестницей…». Отчуждение привело к тому, что сегодня москвичам милей любой столетний домик, не важно какого качества, а современное лучше вообще не строить, заключает архитектор. Следуя именно таким настроениям, мэр Собянин заморозил новое строительство, заключает Ревзин, хотя это и неверно. По мнению же Чобана, эта мера, наоборот, может иметь место, пока архитекторы не начнут делать «что-то долговечное, создавать архитектуру не временную, не павильонную, а такую, которая будет хорошо стареть и со временем станет частью культурного слоя». Нечто подобное, по словам Чобана, может вскоре появиться по соседству со стадионом «Динамо», где бюро SPEECH и ТПО «Резерв» совместно разрабатывают проект комплексной застройки.
zooming
Проект реконструкции стадиона «Динамо» (Erick van Egeraat и «Моспроект-2»)

17 Июня 2011

Похожие статьи
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больницы в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Блеск глубокий и хрустальный
Новый клубный дом про проекту ADM architects спроектирован для района Патриарших, недалеко от Новопушкинского сквера. Он заменит три здания, построенных в начале 1990-х. Авторы нового проекта, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, сделали ставку на разнообразие трех частей объема, современность решений и внимание к деталям: в одном из корпусов планируются плавно изогнутые балконы с керамическим блеском нижней поверхности, в другом стеклянные колонны-скульптуры.
Перепады «высотного напряжения»
Третья очередь ÁLIA с успехом доказывает, что внутри одного квартала могут существовать объемы совершенно разной высотности и масштаба: сто метров – и тридцать, и даже таунхаусы. Их объединяет теплая «кофейная» тональность и внимание к пешеходным зонам – как по внешнему контуру, так и внутри.
Фасад под стальной вуалью
Гостиница Vela be Siam по проекту местного бюро ASWA в центре Бангкока напоминает о таиландских традициях, оставаясь в русле современной архитектуры.
От кирпича к кирпичу
Школа Тунтай на северо-востоке Китая расположена на месте карьера по добыче глины для кирпичного производства: это обстоятельство не только усложнило работу бюро E Plus и SZA Design, но и стало для них источником вдохновения.
Белый дом с темными полосками
Многоквартирный дом Taborama по проекту querkraft architekten на севере Вены включает на разных этажах библиотеку, художественную студию, зал настольного тенниса и другие разнофункциональные пространства для жильцов.
Змея на берегу
Деревянная тропа вдоль берега реки Тежу, спроектированная бюро Topiaris, связывает пешеходным и велосипедным маршрутом входящие в агломерацию Большой Лиссабон муниципалитеты Лориш и Вила-Франка-ди-Шира.
Храм тенниса
Павильон теннисного клуба в Праге по проекту Pavel Hnilička Architects+Planners напоминает маленький античный храм с деревянной конструкцией.
Технологии и материалы
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
Сейчас на главной
Футляр для наследия
Национальный центр Виктора Астафьева построен по проекту бюро А2 в родном селе писателя Овсянка. Три «оболочки» здания – деревянная, оштукатуренная и стеклянная – связывают его с контекстом, а расположение между двумя главными улицами формирует общественные площади. Несущий каркас, хорошо просматриваемый через витражи, отсылает к образам железной дороги. Здание построено рядом с домом-музеем писателя и напоминает большое «облако», в котором хранится память об Астафьеве и его наследии.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Какого цвета нефть?
Для компании, чья миссия – работать на завтрашний день, крайне важно уже сегодня закладывать основу будущих успехов. Поэтому в штаб-квартире компании «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг», спроектированной бюро «АРХИСТРА», целый этаж занимает многофункциональный образовательный центр.
Парковка за ширмой
Бюро S4S Architects спроектировало для московского жилого комплекса «Эко Бунино» паркинг, который успешно маскирует свою утилитарность за фасадом из перфорированных панелей. В комбинации с ламелями скрывают жесткую сетку ярусов и выравнивают пропорции, одновременно обеспечивая пространства естественным светом, вентиляцией и, как ни странно, видами на лесистую территорию. Первый этаж занимают коммерческие помещения, благодаря которым здание используют не только автомобилисты.
Пресса: Примеры из практики: 100 проектов Юрия Аввакумова
В книге «Примеры. Экспозиция искусства или искусство экспозиции», выпущенной издательством музея «Гараж», известный архитектор поведал о десятилетиях работы на поприще проектирования художественных выставок
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Море фантазии
Студия EgoDesign разработала для сети частных детских садов KIDO в Ижевске дизайн-концепцию, которая должна способствовать творческому развитию детей за счет тематических игровых компонентов и оформления, индивидуального для каждой группы.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Гнезда, мосты, штиль и балтийская колючка в Филинской...
Ключевым событием завершившегося на днях фестиваля «ЭкоБерег» стало объявление победителей конкурса на разработку проекта туристической инфраструктуры на побережье Балтики в Филинской бухте. Победителем стал проект эко-парка «Гнезда» компании «Пауэр Технолоджис». Показываем все награжденные проекты.
Падел на взморье
Бюро 3 BY THREE разработало для Калининградской области концепцию падел-центра с фасадами из поликарбоната, которые за счет своей полупрозрачности делают спорт частью городской жизни. Объем с пятью кортами и балконом для зрителей дополняет блок лобби с эксплуатируемой кровлей.
Эндорфиновый всплеск
По проекту дизайн-студии TONKO на набережной Волги в Самаре появилась яркая площадка для тренировок на открытом воздухе. Уличная спортивная мебель произведена по чертежам архитекторов, а для зонирования активно используется цвет. Можно заниматься йогой, боксом, паркуром, настольным теннисом или же просто отдыхать в шезлонге.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
МАРШ: Уместность II
Магистранты студии «Уместность II», которую в 2024-2025 учебном году курировали Евгения Репина и Сергей Малахов, работали над мастер-планами исторических центров трех малых городов: Бирска, Зарайска и Камышина. Индивидуальная часть включила средовые проекты реконструкции и опиралась на авторский метод под названием «спонтанный ордер».
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Свет и камень
DA bureau разработало для обувной сети Ekonika новую концепцию оформления магазинов, первым из которых стал флагманский шоу-рум в «Афимолле». На смену респектабельности пришла актуальная женственность, воздушность и легкая ирония.
Выбирая лучшее
Очередная книга Александра Змеула о московском метро посвящена конкурсам на проекты станций со середины 1950-х до 1991 года. Издание выпущено Музеем современного искусства «Гараж».
Гламур без излишеств
Форма идеального минимального жилища волнует архитекторов не одно десятилетие, начиная от крошечного «Кабанона» Ле Корбюзье, построенного на Лазурном берегу в 1952 году, до «Жилища первой необходимости» Нормана Фостера, показанного на 18-й Венецианской биеннале, и современных модульных кабин Nokken. Каждая эпоха по-своему отвечает на вопрос, как мало пространства человеку действительно нужно для жизни. «Хижина», спроектированная бюро Arhbro, продолжает эту традицию.
Современная изба
Современная изба – это оксюморон, потому что сама суть избы заключена в ее архаичности, простоте и резистентности к изменениям. Она была утилитарным жилищем, построенным по веками выверенным канонам, где каждая деталь имела функцию и символику. Попытка придать ей современность часто приводит к стилизации под народный стиль с декоративными излишествами. Создание современной избы в рамках архитектурных приличий – редкость. Но иногда, как в случае с проектом AI-architects, это удается.
Концептуальные музеи
Показываем проекты бакалавров 4 курса кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, выполненные под руководством Оскара Мамлеева и Ивана Колманка. Все посвящены музеям, а для публикации преподаватели выбрали работы самых увлеченных авторов. Все музеи, правда, более чем не обычны.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
В лесах и на горах
В удивительных по красоте природных локациях по проектам «Генпро» строятся сразу два масштабных туристических кластера: один в Заполярье, в окрестностях Салехарда, другой – на Камчатке, у подножия вулкана Вилючинская Сопка.
Следующий уровень
Руководители Центрального университета поставили во главу угла новаторство как в методике обучения по системе STEM, так и в уникальности интерьеров, разработанных командой ABD Architects.
Точки роста
Дипломные проекты выпускников кафедры советской и современной зарубежной архитектуры МАРХИ традиционно охватывают широкий спектр тем. В этом году среди них – исследование ансамблей набережных в Москве, творчество авангардиста Виктора Калмыкова, анализ послевоенного социального жилья в Лондоне и феномен цифровых плоскостей в городе.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Огонь в скале
В конкурс на проект здания Национального музея архитектуры и дизайна в Хельсинки было подано 624 заявки. Принять участие удалось и российскому бюро Rhizome: команда предложила «оболочку» в виде скального массива, общественное пространство на кровле и конструктивную схему, которая сочетает железобетон и клееную древесину.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больницы в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Деревянный пролет
Компания «Норвекс НЛК» и проектная группа «Поле дизайн» построили пешеходный мост через судоходный канал в коттеджном поселке Ленинградской области. Мост выполнен из гнутой древесины и не имеет опор в воде, благодаря чему органично вписывается в ландшафт береговой линии.