Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

09.04.2011

Дом – музею

Юлия Тарабарина, Наталья Коряковская

Основатель фонда «Русский авангард» Сергей Гордеев передал в дар Музею архитектуры им. Щусева выкупленную им в 2006 году половину дома архитектора Константина Мельникова. В истории великого памятника авангарда закончился частный период, и начался государственный.

фото: mosday.ru
фото: mosday.ru
Директор Музея архитектуры Ирина Коробьина объявила об этом на вчерашнем вручении премии «Инновация» в Центре Современной культуры «Гараж». В течение месяца дарственная будет проходить государственную регистрацию. Затем музей планирует начать переговоры с дочерью художника Виктора Мельникова Еленой, которая продолжает оспаривать свои права на вторую половину дома в суде. Директор музея также рассчитывает на поддержку замминистра культуры Андрея Бусыгина. Обо всем этом сегодня сообщило агентство «РИА Новости».

Дом Константина Мельникова – собственный дом-мастерская архитектора в виде двух цилиндров с ромбовидными окнами, построенный в конце 1920-х годов на Арбате, среди коммуналок, клубов и домов коммун социалистической Москвы. Совершенно уникальный дом-эксперимент, но не над общественной (как тогда было принято), а над частной жизнью.

Всемирно известный шедевр после смерти его автора и владельца стал предметом имущественных споров. Константин Мельников умер в 1974 году. Свой дом он разделил между двумя детьми, Виктором и Людмилой. Виктор Мельников жил в доме до своей смерти, занимался поддержанием дома, показывал его архитекторам и искусствоведам. Сестру он в дом не пустил, но в 1988-м ей удалось отсудить право владения своей половиной без права там жить.

Имущественные споры обострились после смерти художника, в начале 2006 года. Виктор Мельников завещал свою половину дома в обход обеих дочерей – государству с условием создать в доме музей отца (Констанина) и сына (Виктора) Мельниковых. Одна из его дочерей, Екатерина Каринская, сейчас живет в доме и ратует за передачу всего дома государству и за точное исполнение воли отца. Ее сестра Елена Мельникова сразу же попыталась оспорить решение отца в суде, однако на первом же заседании заявила, что поддерживает идею создания дома-музея. Но судебный процесс до сих пор не завершен.

Тогда же, в марте 2006 года Сергей Гордеев купил вторую половину дома у сына дочери архитектора Людмилы, Алексея Ильганаева. Ходили разговоры о том, что Гордеев передаст свою часть дома музею, но до этого не дошло. Самый молодой сенатор страны, Сергей Гордеев стремительно и энергично начал коллекционировать произведения авангарда, в основном архитектурного. Затем Гордеев основал фонд «Русский авангард», который за четыре года издал много книг об архитекторах 1920-х годов, в основном написанных главным специалистом по этой теме Селимом Хан-Магомедовым. До недавнего времени именно Фонд был владельцем половины Людмилы Мельниковой.

В 2007 году рядом с домом снесли несколько зданий XIX века, был выкопан котлован и началось строительство. Дом Мельникова дал трещину и начал сползать в сторону котлована. Специалисты по геологии тогда говорили о ненадежных, пропитанных водой грунтах, которые необходимо заморозить для того, чтобы дом сохранился. Этого не сделали, дом покрывается трещинами, у него обсыпается штукатурка, но дом стоит.

В том же году Сергей Гордеев сформировал Международный попечительский совет по созданию музея «дом Мельникова». Совет собрался один раз, но не сошелся во мнениях с сенатором и через некоторое время после опубликовал письмо, в котором его члены заявили: что они поддерживают идею передачи всего дома государству для создания государственного музея двух Мельниковых, и не поддерживают идею Гордеева создать частный музей архитектора Мельникова. Это письмо появилось в 2010 году, и заканчивалось упоминанием о том, что в этом году Константину Мельникову исполняется 120 лет.

Таким образом, к 2010 году конфликты перешли в следующую стадию: из спора между родственниками они превратились в идейный спор. Екатерина Каринская и движение «Архнадзор» отстаивали идею исключительно государственного музея. Сергей Гордеев же собирался создать государственно-частный музей (противники этой идеи подозревали его в том, что он хочет сделать музей полностью частным).

Новая стадия развития этой истории началась в декабре 2010 года, когда Сергей Гордеев передал Музею архитектуры свою коллекцию архитектурной графики из более чем 3000 предметов. Незадолго до этого пресса сообщила, что Гордеев ушел из Совета Федерации и продал свой бизнес. Очевидно, что Гордеев сворачивает свою деятельность, и раздача коллекций музею архитектуры только часть этого процесса. В собственности Фонда пока остается клуб «Буревестник», тоже построенный Мельниковым, – Фонд планировал создать там Международный центр архитектуры.

Итак, теперь, надо полагать, музей в доме Мельникова будет государственным. То есть идеи первой группы, желавшей все отдать государству, – победили. Получится ли из этого музей Мельникова, сколько в нем будет Мельниковых и, главное, насколько быстро он получится – сказать сложно. Сейчас музей не похож на организацию, способную взять на себя заботу об очень важном и очень аварийном памятнике. Его здание само нуждается в «сложной» реконструкции, двадцать лет у музея нет постоянной экспозиции (Ирина Коробьина пообещала открыть ее в 2011 году, а осенью на «Зодчестве» презентовала общественности концепцию развития музея, разработанную Юрием Григоряном). Непонятно, кто и на какие средства будет реконструировать музей, и в череду туманных планов теперь добавился дом Мельникова, шедевр в аварийном состоянии.

Надо признать, что существование дома Мельникова под крылом Музея архитектуры вполне логично. Можно пойти дальше и представить себе целую сеть отреставрированных шедевров авангарда, или даже просто шедевров архитектуры, принадлежащих одному музею. Реставраторы изучают особенности камышита и других технологий, создают уникальную русскую школу восстановления шедевров нищей, но гордой архитектуры 1920-х. Правда, все это больше похоже на жизнестроительную утопию, чем на реальность.

В 2006-м, когда бывший рейдер Сергей Гордеев купил половину дома, а Елена Мельникова заявляла прессе, что хочет отсудить свою часть для того, чтобы продать ему же, все испугались, что Гордеев снесет дом, или испортит, воспользуется им как-нибудь коммерчески, и звали на помощь государство, как абстрактную величину для защиты от опасного рейдера. У этих страхов были основания – неприятно это признавать, но целью создания сразу нескольких московских культурных центров и галерей было пропиарить статус площадки, чтобы потом выгнать оттуда все культурное и построить площади подороже, желательно класса А+. Самый показательный пример, где эта затея осуществилась почти целиком – Арт-Плей на улице Тимура Фрунзе. Так вот, сенатора опасались как агрессивного собственника народного добра. И сейчас, в ответ на передачу его доли в музей, в прессе чувствуется неявное, но ощутимое довольство состоявшейся национализацией.

Однако Гордеев основал фонд, созвал совет, издавал книги, коллекционировал графику. Что, если он и правда собирался создать частный музей авангарда? Или несколько музеев – центров изучения наследия 1920-х? Все это коллекционирование, конечно, могло быть лишь прикрытием коварных планов – а вдруг оно таковым не было и уважаемые эксперты ошиблись, оказав столь ожесточенное сопротивление планам сенатора. Чисто теоретически, в задуманных центрах Гордеев мог бы вырастить одного-двух будущих последователей Хан-Магомедова, дав им возможность заниматься только исследованиями, а не интригами и не зарабатыванием на жизнь. Чисто теоретически – ведь могло такое быть. Но мы уже никогда не узнаем, правда ли это. Потому что эта линия оборвалась, никто больше не хочет создавать в Москве частных музеев авангарда и собирать коллекции неопрятных, но драгоценных листочков. Вместо двух возможностей, государственной и частной, осталась только одна, государственная, а ее планы более чем неопределенны. Остается наблюдать за развитием событий.
Фото Глеба Шульпякова
Фото Глеба Шульпякова
Фото Глеба Шульпякова
Фото Глеба Шульпякова
Фото Глеба Шульпякова
Фото Глеба Шульпякова
Фото Глеба Шульпякова
Фото Глеба Шульпякова