По обе стороны пермской «стены»

В начале апреля блогосферу взбудоражил новый громкий архитектурный проект, который планируется реализовать в Перми. На этот раз речь идет о реконструкции местного драмтеатра и прилегающей к нему площади, концепцию которой разработал коллектив архитекторов под руководством Евгения Асса. Не менее страстно на примере той же Перми сетевые авторы обсуждают возможность применения европейских градостроительных стандартов в российских условиях. Об этих и других новостях архитектурных блогов читайте в нашем обзоре.

mainImg

Пермские деятели культуры готовятся реализовать еще один остросовременный архитектурный проект – реконструировать местный драмтеатр «Театр-Театр» (худруком которого, кстати, одно время являлся нынешний министр культуры области Борис Мильграм) и прилегающей к нему площади. Последняя, если совсем честно, площадью в классическом смысле слова не является – это, скорее, пустырь с фонтаном посередине, у которого собирается и мусорит местная молодежь. В сам театр она при этом, конечно, не ходит. Проект Евгения Асса, Ольги Тулузаковой и Григора Айказяна, по мнению самих авторов, создает новый «пространственный магнит, вокруг которого вращалась бы здешняя жизнь». Он представляет собой стену-забор из бруса, разрезающую по диагонали площадь и врезающуюся в здание театра. Как объяснил Евгений Асс (в блоге «Театра-Театра» опубликовано интервью с архитектором), это не реконструкция, а проект оформления – «аппликация, наложение на нынешний облик новых пластических средств, не разрушающих его достоинств. Мы лишь «обустраиваем» интерьеры здания и пространство вокруг театра объектами, заставляющими пересмотреть архитектуру этого здания».

Реакция местных жителей и, в частности, блоггеров на «забор» была бурной и практически единодушно негативной. «Яблоко им воткнули – не рады, красными пиплами один Чиркунов наслаждается, великие лебедевские остановки разрисовывают! А люди для вас, уродов, стараются, между прочим…», – иронизирует над гневом обывателей блоггер ollf-1. Впрочем, справедливости ради отметим, что народный гнев вызывают не столько сами «актуальные» произведения, сколько их неуместность в неблагоустроенном городе, администрация которого делает вид, что Пермь – это часть Европы и для счастья не хватает только современного искусства: «Около и вокруг стены могут планомерно или стихийно возникать торговые, культурные и другие массовые действия», – комментируют проект «стены» ее авторы, а блог краевой газеты «Звезда» добавляет: «и мусорные свалки, и самодеятельные туалеты, и забегаловки…. Честно сказать, издалека это напоминает лагерный забор».

По словам нового председателя городского комитета по культуре Вячеслава Торчинского, проект поступит на рассмотрение городской администрации в ближайшие дни, перед этим его обсудит архитектурная комиссия. Критическое мнение общественности учитывать не будут, заметил чиновник. Но оказалось, что проект не нравится и профессионалам. Например, пермский архитектор Александр Рогожников считает «стену» неуместной, поскольку она неизбежно разрежет и перекроет привычные городские панорамы. Кроме того «этот деревянный забор будет сложно поделить разным группам», считает блоггер, так что в итоге получится «что-то вроде перманентной драки за место в очереди за колбасой (причем на этот раз уже целиком состоящей из отходов лесной промышленности – символ нового времени?)». Кстати, сам Рогожников когда-то предлагал проект эспланады с созданием театрального квартала и парка. В данном же случае наилучшим вариантом архитектор считает конкурс, в результате которого был бы выбран проект, создающий «условия для публичной активности, объединенные театральной темой», например «мегасцену под открытым небом».

Гораздо жестче в адрес проекта Евгения Асса выразились авторы блога legart, правда, как оказалось, с творчеством архитектора и современной российской архитектурой в целом они знакомы очень слабо. «Это, как я понял, строитель какой-то, который в деревнях заборы ставил, а сейчас решил в градостроительстве поучаствовать», – пишет denis_zaw. «А по-моему, гениальная конструкция. Я вижу в ней квинтэссенцию всего пермского заборного совриска», – считает yakupov, решивший, что таким образом авторы провоцируют местных на «заборное творчество» из трех букв. В дискуссию попытался вмешаться новосибирский архитектор и критик Александр Ложкин, призвавший прекратить личные оскорбления в адрес авторов, но, к сожалению, к нему мало кто прислушался. А ollf-1 больше всего озабочен экономикой проекта: «Стеночка красоты неписаной, всего-то за 35 миллионов отечественных рублей (дом из клееного бруса в дорогой фирме ВиС стоит 2-2.5 миллиона, на этой площади поселок можно построить)…. А как мы это чудо дивное культурной столицы обзовем? Стена-стена? Или из бруса-из бруса?». Интересно, что один из лидеров пермского «актуального» Марат Гельман в своем блоге признался: «По «Стене» решение принимали без моего участия. Насколько я понимаю, в июне будет возведена временная конструкция, вокруг которой и будет обсуждение. Так что рано копья ломают».

Уже упоминавшийся Александр Рогожников также выступил инициатором дискуссии о зарубежном градостроительном опыте и возможности его применения в России. Блоггер komelsky в идеальной западной модели видит все то, что пытался внедрить в пермскую практику опальный мастер-план: «Оппонентами» постоянно изобретаются контраргументы один веселее другого – у них то снегопады мешают европейским принципам градостроительства, то невероятный стыд «настоящему профессионалу» в Перми  заниматься «нетворческим» проектированием пятиэтажных домов…» «Проблема в том, что пока россияне играют в Токио и строят термитники среди пустыни, ничего хорошего не будет, – замечает komelsky. – Но нынешнее стереотипное мышление – это ужасно. В малюсеньких городах вдруг строят башни. Видимо, хрущевская эра что-то сломала в мозгу у сограждан, что люди попросту потеряли ощущение альтернативы. Меня это очень тревожит, в самом деле, потому что когда система начинает самовоспроизводиться, когда некого больше винить, когда люди сами хотят жить в башнях, – то как-то руки опускаются...». Рогожников соглашается: «Пермские «Крокусы», жилой комплекс «Виктория» архитектурной мастерской «Арт-бля», жилой комплекс Forma, все эти Левшино и т.д. – это термитники среди пустыни… Они попросту не хотят давать людям альтернативы, это идет вразрез с их бизнес-планами. Людям оставлено два пути – или стать мини-олигархом и построить загородный дворец, или покупать панельную «двушку» в спальном районе. Попытки внедрить качественно иные градостроительные принципы давятся судебными разбирательствами, как у нас в Перми».

Еще одним героем сетевых публикаций в минувшие две недели стал московский Музей архитектуры, в котором в последнее время буквально кипит выставочная и лекционная жизнь. Так, несколько интересных мнений появилось в блогах по поводу открывшейся 1 апреля фотовыставки «Ле Корбюзье. Чандигарх» Алексея Народицкого: «Если говорить о моем отношении к данному конкретному творчеству Ле Корбюзье, то, ИМХО, это некий концептуальный минимализм, – пишет автор блога m-chuprynenko. – Что поразило – для него бетон как пластилин. Он лепит из него совершенно психоделичные вещи. Но. Эти вещи (как и любой минимализм, ИМХО) – выставочны, то есть абсолютно не приспособлены к реальной жизни и комфортной среде обитания человеческих существ. Судя по фото и записям видео – люди там появляются не часто… Вся архитектура места напоминает скорее макет, а не реальную часть города. Очень правильный, очень выдуманный и очень пустой макет». А вот фрагмент из блога selenalena: «Они выглядят очень просто – просто прямоугольная коробка, просто оконные проёмы, просто стена ровная... Мастерам понятно, что эта простота обманчива, что за всеми этими простыми на поверхностный взгляд вещами стоят точнейшие расчеты пропорций, собственно именно поэтому они настолько хороши. Это как японская каллиграфия – кажется, чего такого сложного! А к мастерству приходят единицы».

Как всегда, блоги не обошли своим вниманием и тему наследия. Например, великолепное здание одного из современников того же Фомина – Алексея Щусева – бывший Институт марксизма-ленинизма в Тбилиси превратился в руину силами нового собственника, сообщается в блоге huck-d. В 2007 году его лишили статуса памятника, после чего в целях «приспособления» под отель снесли  одно крыло, потом рухнула крыша и исчезли интерьеры, над которыми, между тем, работали лучшие мастера своего времени, например, скульптор Яков Николадзе. Символично, что это уже вторая знаковая постройка Щусева (после гостиницы «Москвы»), разрушенная под видом реконструкции. Synthart отмечает в комментариях, что Институт вряд ли рухнул сам собой, поскольку здание отличалась самым высоким качеством – его возведение лично курировал тогдашний секретарь ЦК КП(б) Грузии Берия. a_pollaiolo добавляет: «Это настоящий шедевр архитектуры. Был. И один из лучших образцов щусевского гения, способного интерпретировать классические формы в соответствии с особенностями местной культуры. Варварство».

Кстати, реконструкция ожидает в ближайшее время еще один ансамбль сталинского времени, правда, на этот раз куда более масштабный – речь о возрождении былого величия ВДНХ-ВВЦ. Правда, этот ансамбль, как известно, развивался в течении нескольких десятилетий, и на какой именно период его собираются воссоздавать, пока не совсем понятно. Автор блога boch-boris1953 Борис Бочарников отмечает, что, судя по макету, который недавно показали в сюжете канала НТВ, власти задумали придать первоначальный вид Площади промышленности: «Я просто своим глазам не поверил – планируют восстановить павильоны «Совхозы» (слева) и «Зерно» (справа), но встроить их в павильоны №№ 20 и 57. Они были снесены в 1965 году, из-за чего был полностью разрушен ансамбль площади». Странным блоггеру кажется и тот факт, что Центральную аллею не планируют восстанавливать такой, какой она была. Synthart комментирует: «Встраивание» павильонов – по-моему, это предел маразма. Интересно было бы посмотреть на автора этой бредовой идеи». Избирательное воссоздание, как заметил автор, не предполагает, кстати, и восстановления «короны» на павильоне «Космос», в центре над аркой. Кстати, в этом блоге, а также в сообществе ВДНХ  можно найти многочисленные архивные фото и сведения о павильонах и лично оценить степень исторической правдивости грядущей реконструкции.

«Строить заново или воссоздавать?» – этот вопрос недавно стал актуальным и для улицы Островитянова в Москве, где на публичные слушания был вынесен проект размещения нового православного храма. Михаил Коробко считает, что незачем строить новый, если совсем рядом находилась старинная Казанская церковь усадьбы Богородское-Воронино, сооруженная в 1677 году боярином князем Иваном Андреевичем Голицыным. Усадебный парк находится теперь на госохране, а вот одну из самых ранних в этой части Подмосковья церквей в XX веке снесли. Блоггер уверен, что именно ее и надо построить: «Ее воссоздание придало бы этому месту значимость, появился бы хозяин у усадебного парка, ушли бы ненужные дискуссии о том, каким быть храму и пр.» Впрочем, оппоненты Коробко справедливо замечают, что одним воссозданием памятника дело может не ограничиться. «Церковники огородят огромную территорию забором, рядом с церковью появятся ещё куча разных зданий, стоянки, подъезды к ним. Пример есть рядом - церковь в Тропареве. Поэтому в таком случае остаткам парка с домом точно придет конец», – комментирует nekula. Свое окончательное решение по данному вопросу районная администрация обещала сообщить позже. 

zooming
Реконструкция «Театра-Театра» и площади перед ним в Перми. Изображение с сайта http://www.asse.ru/
zooming
Реконструкция «Театра-Театра» и площади перед ним в Перми. Изображение с сайта http://www.asse.ru/
zooming
Площадь промышленности ВДНХ. Макет реконструкции.
zooming
Концепция развития ВВЦ до 2034 года
zooming
Снесенный павильон «Совхозы» на Площади промышленности ВДНХ. Фото: http://boch-boris1953.livejournal.com/
zooming
Снесенные павильон «Зерно» на Площади промышленности ВДНХ. Фото: http://boch-boris1953.livejournal.com
zooming
Вид будущего отеля на месте Института марксизма-ленинизма в Тбилиси. Изображение: http://huck-d.livejournal.com/
zooming
Колокольня церкви в Богородском-Воронине. 1888 г. Фото: http://testan.narod.ru
zooming
Церковь в Богородском-Воронине. Фото: http://community.livejournal.com/moya_moskva
zooming
Церковь в Тропарева. Фото: http://ru.wikipedia.org

08 Апреля 2011

Похожие статьи
Оперный жанр в wow-архитектуре
Два известных оперных театра, в Гамбурге и Дюссельдорфе, получат новые здания по проектам BIG и Snøhetta, соответственно; существующий дюссельдорфский театр, возведенный в 1950-х, пойдет под снос, а его «коллега» и ровесник в Гамбурге будет продан.
«Тканый» экзоскелет
Проект многоквартирного дома The Symphony Tower от Zaha Hadid Architects для Дубая вдохновлен традиционными для Аравийского полуострова народными искусствами.
Защитный «паркипелаг»
Бюро BIG создает на набережной Ист-Ривер в Нью-Йорке систему парков и спортивных площадок, которые одновременно защищают манхэттенский район Нижний Ист-Сайд от наводнений.
Бетонный мяч
MVRDV выиграли конкурс на проект спортивной арены с жильем и гостиницей для Тираны в форме сферы с диаметром более 100 м.
Пики Осетии
В Северной Осетии с нуля строится новый всесезонный туристско-рекреационный кластер «Мамисон» – уже запущен первый отрезок канатной дороги и горнолыжных трасс. Проект комплексного развития этой территории подготовил Институт Генплана Москвы: в будущем здесь появятся две туристические деревни, разнообразные по сложности трассы, санаторные комплексы, а также маршруты, которые позволят лучше узнать историко-культурное наследие региона.
Кода для кода
В Стэнфордском университете в Калифорнии открылся СоDa – новый корпус вычислительных технологий и обработки данных. Проект разработан бюро LMN Architects.
Урбанистический стежок
Мост для пешеходов и велосипедистов по проекту Zaha Hadid Architects соединил две половины нового района Ханчжоу, строящегося по их же мастерплану.
Значимость малого
Словенские архитекторы Ofis сдержанным, но точным жестом вернули изначальную общественную функцию старому заброшенному колодцу в центре деревни Стара-Фужина.
Традиции троглодитов
Реконструкция отеля Les Roches 5* по проекту Pietri Architectes на Лазурном берегу предлагает современную интерпретацию местных строительных и курортных традиций.
Не для оборотней
Дом Casa Lua, построенный на окраине бразильского мегаполиса Белу-Оризонти по проекту мастерской Tetro, вобрал в себя не только захватывающие виды на город и горы, но и лунный свет.
Река и виадук
Новый парк площадью почти 50 га в новой части мегаполиса Чанчунь на самом северо-востоке Китая вписан в сложный участок с рекой и виадуком. Авторы проекта – шанхайское бюро SHUISHI.
Богадельня XXI века
Как лучшее здание Великобритании отмечен Премией Стерлинга социальный жилой комплекс для пожилых Appleby Blue в лондонском округе Саутуарк. Авторы проекта – Witherford Watson Mann Architects.
Новый путь
Главная особенность проекта Яр Парка, спроектированного Сергеем Скуратовым в Казани – он объединен вдоль «хребта» многофункционального молла с эффектным многосветным пространством. А вся территория на уровне города: со стороны как жилых районов, так и набережной Казанки – открыта для горожан. Комплекс призван стать не «очередным забором», а, как говорят градостроители, «полицентром» – местом притяжения для всей Казани и особенно ее северной, состоящей из микрорайонов, части, ранее не знавшей столь активного общественного пространства. Новый градостроительный подход к высокоплотному многофункциональному комплексу в центре города. В некотором роде – антиквартал. Такого и в Москве, с позволения сказать, пока что не было. Ура Казани.
Под небом голубым
По проекту «Студии 44» в национальном парке «Кенозерский» будет построен депозитарий, предназначенный для хранения и экспонирования «небес» – характерного для деревянного храмового зодчества Русского Севера потолочного перекрытия, расписанного на библейские сюжеты. Для каждого «неба» архитекторы создали объем, по габаритам и масштабам приближенный к их родному храму. Получились «соты», чей модуль основан прямо на исходных памятниках и позволяет смотреть на иконы в исторически мотивированном ракурсе, снизу вверх. А вот как это устроено – читайте в нашем тексте.
Крыша из чешуек
Здание плавательного бассейна по проекту бюро LYCS Architecture в Цзяншане на востоке Китая свернулось как серебристая змея между рекой и лесистым холмом.
Равнение на Дунай
Zaha Hadid Architects совместно с мастерской Bureau Cube Partners выиграли конкурс на проект башни для сербского банка Alta в Белграде.
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Технологии и материалы
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Сейчас на главной
Шорт-лист WAF Interiors: Bars and Restaurants
Самый длинный шорт-лист конкурса WAF Interiors – список из 12 интерьеров номинации Bars and Restaurants, включает самые разнообразные места для отдыха, веселья, общения с друзьями и дегустации вкусной еды и напитков. И все это в классной дизайнерской упаковке.
Метро человекоцентричное
Еще один воркшоп Открытого города «Метро 2.0: новая среда транзитных пространств» от бюро DDD Architects приглашал студентов к совместному размышлению и проектированию нового визуального, пространственного и функционального языка метро через призму человекоцентричного подхода. Смотрим, что из этого вышло.
Грезы Трезини
В Эрмитаже подвели итоги VIII Международной архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини». В этом году премию вручали в год 355-летия первого архитектора Санкт-Петербурга Доменико Трезини. Среди победителей много знаковых проектов: от театра Камала до церкви Преображения Господня Кижского погоста. Показываем победителей всех номинаций, а их у «Трезини» аж целых 33.
Замковый камень
Клубный дом «Саввинская 17», рассчитанный всего на 22 квартиры, построен по проекту AI Studio в Хамовниках, на небольшом участке с рельефом. Крупные членения и панорамные окна подчеркнуты светлым полимербетоном с эффектом терраццо, латунными элементами, а также «ножкой» первого этажа, которая приподнимает основную массу над землей.
«Корейская волна» Доминика Перро
В Сеуле реализуется крупнейший для Южной Кореи подземный объект – 6-уровневый транспортный узел с парком на крыше Lightwalk авторства Доминика Перро. Рассказываем о разнообразном контексте и сложностях воплощения этого замысла.
Посыпать пеплом
Еще один сюжет с прошедшего петербургского Градостроительного совета – перестройка крематория. Авторы предложили два варианта, учитывающих сложную технологию и новые цифры. Эксперты сошлись во мнении, что дилемма выбора ложная, а зданию необходим статус памятника и реставрация.
Арка для вентиляции
В округе Наньша в Гуанчжоу открывается спорткомплекс (стадион, крытая арена и центр водных видов спорта) по проекту Zaha Hadid Architects.
Стекло и книги
В Рязани на территории обновленной ВДНХ в павильоне «Животноводство» планируется открыть городскую гостиную – новое общественное пространство и филиал библиотеки им. Горького. Проект реконструкции и современной пристройки разработало архитектурное бюро «Апрель», которое курирует комплексное преобразование этой знаковой территории с 2021 года.
Ной Троцкий и залетный биотек
На прошлой неделе Градостроительный совет Петербурга рассмотрел очередной крупный проект, инициированный структурами «Газпрома». Команда «Спектрум-Холдинг» планирует в три этапа преобразить участок серого пояса на Синопской набережной: сначала приспособят объекты культурного наследия под спортивный и концертный залы, затем построят гостинично-офисный центр и административное здание, а после снизят влияние дымовых труб на панораму. Эксперты отнеслись к новой архитектуре критично.
Сосуд тепла
Ротонда «Теплица», созданная сооснователем бюро UTRO Ольгой Рокаль в поселке Рефтинский, стала первым открытым арт-объектом Уральской индустриальной биеннале 2025. Павильон, в котором можно послушать и записать личные истории, проектировался с помощью партисипаторных практик: местные жители определили главной темой тепло и энергию, поскольку в поселке работает крупнейшая в регионе ГРЭС.
Луч солнца золотого
Компактное кирпично-металлическое здание на территории растущего в Выксе «Шухов-парка», кажется, впитывает в себя солнечный свет, преобразует в желтые акценты внутри и вечером «отдает» теплотой золотистого света из окон. Серьезно, очень симпатичное получилось здание: и материальное, и легкое, причем легкость внутри, материальность снаружи. Форма в нем выстроена от функции – лаконично, но не просто. Изучаем.
WAF 2025: малые награды
Рассматривать специальные номинации Всемирного фестиваля архитектуры едва ли не интереснее, чем основные списки, поскольку финалистов для них подбирают не по типологии, а по иным критериям. В этом году отмечен офис Google из дерева, реджио-школа, корпоративный сад в Китае, социальное жилье в Лос-Анджелесе, а лучшим малым объектом стала церковь, взявшая главную награду фестиваля. Рассказываем обо всех победителях и финалистах.
Шайбу!
Утверждена архитектурная концепция станции метро ЗИЛ Бирюлевской линии. Ее авторы: Сергей Кузнецов, KAMEN, Максим Козлов. По словам авторов, они «стремились передать атмосферу большого завода, энергии производства, промышленной мощи». Конкурса не было.
Непостижимый Татлин
Центр «Зотов» отметил свое трехлетие открытием масштабной выставки «Татлин. Конструкция мира», приуроченной к 140-летию со дня рождения художника Владимира Татлина и демонстрирующей не столько большую часть его уцелевшего наследия, сколько величину и непостижимость его таланта.
В ритме шахматной доски
Бюро SAME построило в технопарке iXcampus в парижском пригороде корпус для Школы дизайна Университета Сержи-Париж. Его фасады отделаны светлым известняком из местных карьеров.
Вход в сад Чехова
В музее-заповеднике А.П. Чехова «Мелихово» по проекту мастерской «Рождественка» идет масштабная комплексная реконструкция. В основе подхода – идея восстановления максимальной подлинности ландшафта и создание нового «слоя», который превратит усадьбу в современный театрально-выставочный и научный центр. В проекте много интересных объектов, публикуем один из них – визит-центр.
Зодчество 2025: победители
Не прошло и месяца, а мы публикуем полный список победителей Зодчества. Сильно выступил, как всегда, Петербург – и даже московскому музею Коллекция дали серебро. Среди школьных зданий лидирует ATRIUM и гимназия имени Примакова от Студии 44. Кстати! В этом году наконец вручили «Татлин», награду за проект; что не может не радовать.
Оперный жанр в wow-архитектуре
Два известных оперных театра, в Гамбурге и Дюссельдорфе, получат новые здания по проектам BIG и Snøhetta, соответственно; существующий дюссельдорфский театр, возведенный в 1950-х, пойдет под снос, а его «коллега» и ровесник в Гамбурге будет продан.
«Тканый» экзоскелет
Проект многоквартирного дома The Symphony Tower от Zaha Hadid Architects для Дубая вдохновлен традиционными для Аравийского полуострова народными искусствами.
Зыбкая граница
Бюро VEA Kollektiv спроектировало бутик для молодого российского бренда женской одежды LCKN как антитезу его девизу «Не для серой мышки» (Not for a grey mouse), продемонстрировав, насколько харизматичным и энергичным может быть серый цвет, особенно если его дополнить блеском стали.
Крылья сложили палатки
По проекту ТМ/bureau в Самарской области завершилась первая очередь благоустройства Мастрюковской горы – место известно тем, что рядом проходит Грушинский фестиваль и ряд других мероприятий. Архитектурные решения направлены на сохранение особой атмосферы места, снижение антропогенной нагрузки на ландшафт, а также раскрытие потенциала места как одного из брендов области.
Многоликие транзиты
Воркшоп Открытого города «Городские транзиты» под руководством бюро ASADOV – кажется, поставил целью раскрыть тему с максимального количества сторон. Шутка ли: 5 задач, 5 решений, 10 проектов. Показываем все.
Премьера театра
ПИ «Гипрокоммундортранс» подготовил проект реконструкции Театра оперы и балета в Воронеже. Исторический облик здания и интерьеры сохранят, дополнив современными театральными технологиями, которые позволят увеличить сцену, количество мест в зрительном зале и общий комфорт для посетителей и сотрудников.
Шорт-лист WAF Interiors: Hotels
Новая подборка интерьеров из шорт-листа конкурса WAF Interiors представляет разнообразные гостиничные форматы, среди которых преобладают разные этнические и экзотические образцы, что не столько говорит о тенденциях в дизайне, сколько о зонах активного развития туристического рынка.
За звуковую осознанность
Вторым спецупоминанием жюри Открытого города был отмечен воркшоп «Звуковой ландшафт города», который курировало бюро Ильи Мочалова. На выставке авторы показывали записи шумов Садового кольца, но в из манифесте другое – звук как искусство, звук как ресурс будущего, новая экология слуха. Публикуем манифест.
WAF 2025: умом и сердцем
Всемирный фестиваль архитектуры, впервые приехавший в США, подвел итоги. Главный приз получила церковь на Тенерифе, которая воздействует на посетителя с помощью массы, света и акустики. Проектом года стал аэропорт Гелепху, поражающий воображение сочетанием инженерных достижений с ремесленными техниками. Лучший ландшафтный – в Китае, где архитекторы превращают разрушительные паводки в объект созерцания.
Самокат-кузнечик
Красивое решение для самокатов предложил воркшоп под руководством Института Генплана Москвы: легкий, не очень скоростной и рассчитанный прежде всего на то, чтобы добраться до метро и от метро.
Мост мосту рознь
В портфолио архитекторов ATRIUM – не один футуристичный мост; так что неудивительно, что для воркшопа по теме транспорта они выбрали эту важную для связности города тему. Получилось типологическое исследование и три проекта мостов. Нам особенно нравится сквозной скаймост через Сити. Показываем проекты воркшопа. Все мосты, в той или иной мере, «обитаемые».