По обе стороны пермской «стены»

В начале апреля блогосферу взбудоражил новый громкий архитектурный проект, который планируется реализовать в Перми. На этот раз речь идет о реконструкции местного драмтеатра и прилегающей к нему площади, концепцию которой разработал коллектив архитекторов под руководством Евгения Асса. Не менее страстно на примере той же Перми сетевые авторы обсуждают возможность применения европейских градостроительных стандартов в российских условиях. Об этих и других новостях архитектурных блогов читайте в нашем обзоре.

mainImg

Пермские деятели культуры готовятся реализовать еще один остросовременный архитектурный проект – реконструировать местный драмтеатр «Театр-Театр» (худруком которого, кстати, одно время являлся нынешний министр культуры области Борис Мильграм) и прилегающей к нему площади. Последняя, если совсем честно, площадью в классическом смысле слова не является – это, скорее, пустырь с фонтаном посередине, у которого собирается и мусорит местная молодежь. В сам театр она при этом, конечно, не ходит. Проект Евгения Асса, Ольги Тулузаковой и Григора Айказяна, по мнению самих авторов, создает новый «пространственный магнит, вокруг которого вращалась бы здешняя жизнь». Он представляет собой стену-забор из бруса, разрезающую по диагонали площадь и врезающуюся в здание театра. Как объяснил Евгений Асс (в блоге «Театра-Театра» опубликовано интервью с архитектором), это не реконструкция, а проект оформления – «аппликация, наложение на нынешний облик новых пластических средств, не разрушающих его достоинств. Мы лишь «обустраиваем» интерьеры здания и пространство вокруг театра объектами, заставляющими пересмотреть архитектуру этого здания».

Реакция местных жителей и, в частности, блоггеров на «забор» была бурной и практически единодушно негативной. «Яблоко им воткнули – не рады, красными пиплами один Чиркунов наслаждается, великие лебедевские остановки разрисовывают! А люди для вас, уродов, стараются, между прочим…», – иронизирует над гневом обывателей блоггер ollf-1. Впрочем, справедливости ради отметим, что народный гнев вызывают не столько сами «актуальные» произведения, сколько их неуместность в неблагоустроенном городе, администрация которого делает вид, что Пермь – это часть Европы и для счастья не хватает только современного искусства: «Около и вокруг стены могут планомерно или стихийно возникать торговые, культурные и другие массовые действия», – комментируют проект «стены» ее авторы, а блог краевой газеты «Звезда» добавляет: «и мусорные свалки, и самодеятельные туалеты, и забегаловки…. Честно сказать, издалека это напоминает лагерный забор».

По словам нового председателя городского комитета по культуре Вячеслава Торчинского, проект поступит на рассмотрение городской администрации в ближайшие дни, перед этим его обсудит архитектурная комиссия. Критическое мнение общественности учитывать не будут, заметил чиновник. Но оказалось, что проект не нравится и профессионалам. Например, пермский архитектор Александр Рогожников считает «стену» неуместной, поскольку она неизбежно разрежет и перекроет привычные городские панорамы. Кроме того «этот деревянный забор будет сложно поделить разным группам», считает блоггер, так что в итоге получится «что-то вроде перманентной драки за место в очереди за колбасой (причем на этот раз уже целиком состоящей из отходов лесной промышленности – символ нового времени?)». Кстати, сам Рогожников когда-то предлагал проект эспланады с созданием театрального квартала и парка. В данном же случае наилучшим вариантом архитектор считает конкурс, в результате которого был бы выбран проект, создающий «условия для публичной активности, объединенные театральной темой», например «мегасцену под открытым небом».

Гораздо жестче в адрес проекта Евгения Асса выразились авторы блога legart, правда, как оказалось, с творчеством архитектора и современной российской архитектурой в целом они знакомы очень слабо. «Это, как я понял, строитель какой-то, который в деревнях заборы ставил, а сейчас решил в градостроительстве поучаствовать», – пишет denis_zaw. «А по-моему, гениальная конструкция. Я вижу в ней квинтэссенцию всего пермского заборного совриска», – считает yakupov, решивший, что таким образом авторы провоцируют местных на «заборное творчество» из трех букв. В дискуссию попытался вмешаться новосибирский архитектор и критик Александр Ложкин, призвавший прекратить личные оскорбления в адрес авторов, но, к сожалению, к нему мало кто прислушался. А ollf-1 больше всего озабочен экономикой проекта: «Стеночка красоты неписаной, всего-то за 35 миллионов отечественных рублей (дом из клееного бруса в дорогой фирме ВиС стоит 2-2.5 миллиона, на этой площади поселок можно построить)…. А как мы это чудо дивное культурной столицы обзовем? Стена-стена? Или из бруса-из бруса?». Интересно, что один из лидеров пермского «актуального» Марат Гельман в своем блоге признался: «По «Стене» решение принимали без моего участия. Насколько я понимаю, в июне будет возведена временная конструкция, вокруг которой и будет обсуждение. Так что рано копья ломают».

Уже упоминавшийся Александр Рогожников также выступил инициатором дискуссии о зарубежном градостроительном опыте и возможности его применения в России. Блоггер komelsky в идеальной западной модели видит все то, что пытался внедрить в пермскую практику опальный мастер-план: «Оппонентами» постоянно изобретаются контраргументы один веселее другого – у них то снегопады мешают европейским принципам градостроительства, то невероятный стыд «настоящему профессионалу» в Перми  заниматься «нетворческим» проектированием пятиэтажных домов…» «Проблема в том, что пока россияне играют в Токио и строят термитники среди пустыни, ничего хорошего не будет, – замечает komelsky. – Но нынешнее стереотипное мышление – это ужасно. В малюсеньких городах вдруг строят башни. Видимо, хрущевская эра что-то сломала в мозгу у сограждан, что люди попросту потеряли ощущение альтернативы. Меня это очень тревожит, в самом деле, потому что когда система начинает самовоспроизводиться, когда некого больше винить, когда люди сами хотят жить в башнях, – то как-то руки опускаются...». Рогожников соглашается: «Пермские «Крокусы», жилой комплекс «Виктория» архитектурной мастерской «Арт-бля», жилой комплекс Forma, все эти Левшино и т.д. – это термитники среди пустыни… Они попросту не хотят давать людям альтернативы, это идет вразрез с их бизнес-планами. Людям оставлено два пути – или стать мини-олигархом и построить загородный дворец, или покупать панельную «двушку» в спальном районе. Попытки внедрить качественно иные градостроительные принципы давятся судебными разбирательствами, как у нас в Перми».

Еще одним героем сетевых публикаций в минувшие две недели стал московский Музей архитектуры, в котором в последнее время буквально кипит выставочная и лекционная жизнь. Так, несколько интересных мнений появилось в блогах по поводу открывшейся 1 апреля фотовыставки «Ле Корбюзье. Чандигарх» Алексея Народицкого: «Если говорить о моем отношении к данному конкретному творчеству Ле Корбюзье, то, ИМХО, это некий концептуальный минимализм, – пишет автор блога m-chuprynenko. – Что поразило – для него бетон как пластилин. Он лепит из него совершенно психоделичные вещи. Но. Эти вещи (как и любой минимализм, ИМХО) – выставочны, то есть абсолютно не приспособлены к реальной жизни и комфортной среде обитания человеческих существ. Судя по фото и записям видео – люди там появляются не часто… Вся архитектура места напоминает скорее макет, а не реальную часть города. Очень правильный, очень выдуманный и очень пустой макет». А вот фрагмент из блога selenalena: «Они выглядят очень просто – просто прямоугольная коробка, просто оконные проёмы, просто стена ровная... Мастерам понятно, что эта простота обманчива, что за всеми этими простыми на поверхностный взгляд вещами стоят точнейшие расчеты пропорций, собственно именно поэтому они настолько хороши. Это как японская каллиграфия – кажется, чего такого сложного! А к мастерству приходят единицы».

Как всегда, блоги не обошли своим вниманием и тему наследия. Например, великолепное здание одного из современников того же Фомина – Алексея Щусева – бывший Институт марксизма-ленинизма в Тбилиси превратился в руину силами нового собственника, сообщается в блоге huck-d. В 2007 году его лишили статуса памятника, после чего в целях «приспособления» под отель снесли  одно крыло, потом рухнула крыша и исчезли интерьеры, над которыми, между тем, работали лучшие мастера своего времени, например, скульптор Яков Николадзе. Символично, что это уже вторая знаковая постройка Щусева (после гостиницы «Москвы»), разрушенная под видом реконструкции. Synthart отмечает в комментариях, что Институт вряд ли рухнул сам собой, поскольку здание отличалась самым высоким качеством – его возведение лично курировал тогдашний секретарь ЦК КП(б) Грузии Берия. a_pollaiolo добавляет: «Это настоящий шедевр архитектуры. Был. И один из лучших образцов щусевского гения, способного интерпретировать классические формы в соответствии с особенностями местной культуры. Варварство».

Кстати, реконструкция ожидает в ближайшее время еще один ансамбль сталинского времени, правда, на этот раз куда более масштабный – речь о возрождении былого величия ВДНХ-ВВЦ. Правда, этот ансамбль, как известно, развивался в течении нескольких десятилетий, и на какой именно период его собираются воссоздавать, пока не совсем понятно. Автор блога boch-boris1953 Борис Бочарников отмечает, что, судя по макету, который недавно показали в сюжете канала НТВ, власти задумали придать первоначальный вид Площади промышленности: «Я просто своим глазам не поверил – планируют восстановить павильоны «Совхозы» (слева) и «Зерно» (справа), но встроить их в павильоны №№ 20 и 57. Они были снесены в 1965 году, из-за чего был полностью разрушен ансамбль площади». Странным блоггеру кажется и тот факт, что Центральную аллею не планируют восстанавливать такой, какой она была. Synthart комментирует: «Встраивание» павильонов – по-моему, это предел маразма. Интересно было бы посмотреть на автора этой бредовой идеи». Избирательное воссоздание, как заметил автор, не предполагает, кстати, и восстановления «короны» на павильоне «Космос», в центре над аркой. Кстати, в этом блоге, а также в сообществе ВДНХ  можно найти многочисленные архивные фото и сведения о павильонах и лично оценить степень исторической правдивости грядущей реконструкции.

«Строить заново или воссоздавать?» – этот вопрос недавно стал актуальным и для улицы Островитянова в Москве, где на публичные слушания был вынесен проект размещения нового православного храма. Михаил Коробко считает, что незачем строить новый, если совсем рядом находилась старинная Казанская церковь усадьбы Богородское-Воронино, сооруженная в 1677 году боярином князем Иваном Андреевичем Голицыным. Усадебный парк находится теперь на госохране, а вот одну из самых ранних в этой части Подмосковья церквей в XX веке снесли. Блоггер уверен, что именно ее и надо построить: «Ее воссоздание придало бы этому месту значимость, появился бы хозяин у усадебного парка, ушли бы ненужные дискуссии о том, каким быть храму и пр.» Впрочем, оппоненты Коробко справедливо замечают, что одним воссозданием памятника дело может не ограничиться. «Церковники огородят огромную территорию забором, рядом с церковью появятся ещё куча разных зданий, стоянки, подъезды к ним. Пример есть рядом - церковь в Тропареве. Поэтому в таком случае остаткам парка с домом точно придет конец», – комментирует nekula. Свое окончательное решение по данному вопросу районная администрация обещала сообщить позже. 

zooming
Реконструкция «Театра-Театра» и площади перед ним в Перми. Изображение с сайта http://www.asse.ru/
zooming
Реконструкция «Театра-Театра» и площади перед ним в Перми. Изображение с сайта http://www.asse.ru/
zooming
Площадь промышленности ВДНХ. Макет реконструкции.
zooming
Концепция развития ВВЦ до 2034 года
zooming
Снесенный павильон «Совхозы» на Площади промышленности ВДНХ. Фото: http://boch-boris1953.livejournal.com/
zooming
Снесенные павильон «Зерно» на Площади промышленности ВДНХ. Фото: http://boch-boris1953.livejournal.com
zooming
Вид будущего отеля на месте Института марксизма-ленинизма в Тбилиси. Изображение: http://huck-d.livejournal.com/
zooming
Колокольня церкви в Богородском-Воронине. 1888 г. Фото: http://testan.narod.ru
zooming
Церковь в Богородском-Воронине. Фото: http://community.livejournal.com/moya_moskva
zooming
Церковь в Тропарева. Фото: http://ru.wikipedia.org

08 Апреля 2011

Похожие статьи
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Трилистник инноваций
В Пекине готов Международный центр инноваций «Чжунгуаньцунь» (ZGC), спроектированный MAD Architects. В апреле здесь уже провели престижный технологический форум.
Жалюзи для льда
В Домодедово по проекту мастерской Юрия Виссарионова построена ледовая арена. Чтобы протяженный фасад, обусловленный техническими характеристиками сооружения для зимних видов спорта, не выглядел однообразным, архитекторы предложили использовать навесные конструкции с разнонаправленными ламелями. Таким образом лед защищается от солнечных лучей, а стена приобретает фактурность и детализацию.
Деревья и арки
В условиях дефицита площади спорткомплекс Шаосинского университета вместил на разных уровнях серию игровых полей и площадок, общественные пространства и даже деревья.
Стержни и лепестки
Для московского района Преображенское бюро GAFA спроектировало камерный комплекс Artel, который состоит всего из двух корпусов по 12 этажей. Отсылки к ар-деко и его ответвлению – стримлайну – мы нашли не только в архитектуре, но и в благоустройстве, напоминающем поглощенную природой железнодорожную эстакаду.
Тетрис в порту
Смотровая башня, спроектированная для Старого порта Монреаля бюро Provencher_Roy, и общественная зеленая зона вокруг нее от ландшафтного бюро NIPPAYSAGE вобрали в себя множество элементов местной идентичности.
Баланс желтого
Архитекторы АБ ATRIUM, используя свои навыки и знания в области проектирования школ нового поколения, в которых само пространство и пластика – так задумано – работают на развитие ребенка, оживили крупный, хотя и среднеэтажный, жилой комплекс New Питер проектом, где сквозь темный кирпич прорываются лучи желтого цвета, актового зала нет, зато есть четыре амфитеатра, две открытые террасы, парк и возможность использовать возможности школы не только ученикам, но и, по вечерам, горожанам.
Очередной оазис
Stefano Boeri Architetti выиграли конкурс на проект жилого комплекса в Братиславе. Здесь не обошлось без их «фирменных» висячих садов.
Трое и башня
Офисный центр Neuer Kanzlerplatz, построенный в Бонне по проекту бюро JSWD, улучшает связанность городской ткани и интригует объемными фасадами из архитектурного бетона.
Вертикальный «парк»
Бывшая фабрика электроники в Шэньчжэне превращена по проекту JC DESIGN в многоярусное общественное пространство и офисы для «креативных индустрий».
В центре – пустота
В Лондоне открывается очередной летний павильон галереи «Серпентайн». В этом году южнокорейский архитектор Минсок Чо и его бюро Mass Studies сместили фокус внимания с сооружения на свободное пространство вокруг и внутри него.
«Почвенная» архитектура
Медицинский центр в Провансе – землебитное сооружение без дополнительного каркаса: материал для него «добыли» непосредственно на стройплощадке. Авторы проекта – бюро Combas.
Серийный подход
Бюро AIM Architecture превратило четыре нефтехранилища бывшей промзоны на востоке Китая в общественные пространства.
На девятом облаке
В китайском мегаполисе Шицзячжуан началось строительство спортивного центра Cloud 9 по проекту MAD Architects. Чтобы максимально усилить сходство здания с облаком, его планируют обернуть полупрозрачной мембраной.
Новые ворота на 432 «гейта»
Архитекторы Coop Himmelb(l)au представили масштабный проект расширения дубайского аэропорта Аль-Мактум. Строительство планируется начать уже в этом году.
Купол-библиотека
Концептуальная библиотека в уезде Лунъю на востоке Китая задумана авторами, HCCH Studio, как эксперимент по соединению традиционных методов строительства и современных форм.
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.