По обе стороны пермской «стены»

В начале апреля блогосферу взбудоражил новый громкий архитектурный проект, который планируется реализовать в Перми. На этот раз речь идет о реконструкции местного драмтеатра и прилегающей к нему площади, концепцию которой разработал коллектив архитекторов под руководством Евгения Асса. Не менее страстно на примере той же Перми сетевые авторы обсуждают возможность применения европейских градостроительных стандартов в российских условиях. Об этих и других новостях архитектурных блогов читайте в нашем обзоре.

mainImg

Пермские деятели культуры готовятся реализовать еще один остросовременный архитектурный проект – реконструировать местный драмтеатр «Театр-Театр» (худруком которого, кстати, одно время являлся нынешний министр культуры области Борис Мильграм) и прилегающей к нему площади. Последняя, если совсем честно, площадью в классическом смысле слова не является – это, скорее, пустырь с фонтаном посередине, у которого собирается и мусорит местная молодежь. В сам театр она при этом, конечно, не ходит. Проект Евгения Асса, Ольги Тулузаковой и Григора Айказяна, по мнению самих авторов, создает новый «пространственный магнит, вокруг которого вращалась бы здешняя жизнь». Он представляет собой стену-забор из бруса, разрезающую по диагонали площадь и врезающуюся в здание театра. Как объяснил Евгений Асс (в блоге «Театра-Театра» опубликовано интервью с архитектором), это не реконструкция, а проект оформления – «аппликация, наложение на нынешний облик новых пластических средств, не разрушающих его достоинств. Мы лишь «обустраиваем» интерьеры здания и пространство вокруг театра объектами, заставляющими пересмотреть архитектуру этого здания».

Реакция местных жителей и, в частности, блоггеров на «забор» была бурной и практически единодушно негативной. «Яблоко им воткнули – не рады, красными пиплами один Чиркунов наслаждается, великие лебедевские остановки разрисовывают! А люди для вас, уродов, стараются, между прочим…», – иронизирует над гневом обывателей блоггер ollf-1. Впрочем, справедливости ради отметим, что народный гнев вызывают не столько сами «актуальные» произведения, сколько их неуместность в неблагоустроенном городе, администрация которого делает вид, что Пермь – это часть Европы и для счастья не хватает только современного искусства: «Около и вокруг стены могут планомерно или стихийно возникать торговые, культурные и другие массовые действия», – комментируют проект «стены» ее авторы, а блог краевой газеты «Звезда» добавляет: «и мусорные свалки, и самодеятельные туалеты, и забегаловки…. Честно сказать, издалека это напоминает лагерный забор».

По словам нового председателя городского комитета по культуре Вячеслава Торчинского, проект поступит на рассмотрение городской администрации в ближайшие дни, перед этим его обсудит архитектурная комиссия. Критическое мнение общественности учитывать не будут, заметил чиновник. Но оказалось, что проект не нравится и профессионалам. Например, пермский архитектор Александр Рогожников считает «стену» неуместной, поскольку она неизбежно разрежет и перекроет привычные городские панорамы. Кроме того «этот деревянный забор будет сложно поделить разным группам», считает блоггер, так что в итоге получится «что-то вроде перманентной драки за место в очереди за колбасой (причем на этот раз уже целиком состоящей из отходов лесной промышленности – символ нового времени?)». Кстати, сам Рогожников когда-то предлагал проект эспланады с созданием театрального квартала и парка. В данном же случае наилучшим вариантом архитектор считает конкурс, в результате которого был бы выбран проект, создающий «условия для публичной активности, объединенные театральной темой», например «мегасцену под открытым небом».

Гораздо жестче в адрес проекта Евгения Асса выразились авторы блога legart, правда, как оказалось, с творчеством архитектора и современной российской архитектурой в целом они знакомы очень слабо. «Это, как я понял, строитель какой-то, который в деревнях заборы ставил, а сейчас решил в градостроительстве поучаствовать», – пишет denis_zaw. «А по-моему, гениальная конструкция. Я вижу в ней квинтэссенцию всего пермского заборного совриска», – считает yakupov, решивший, что таким образом авторы провоцируют местных на «заборное творчество» из трех букв. В дискуссию попытался вмешаться новосибирский архитектор и критик Александр Ложкин, призвавший прекратить личные оскорбления в адрес авторов, но, к сожалению, к нему мало кто прислушался. А ollf-1 больше всего озабочен экономикой проекта: «Стеночка красоты неписаной, всего-то за 35 миллионов отечественных рублей (дом из клееного бруса в дорогой фирме ВиС стоит 2-2.5 миллиона, на этой площади поселок можно построить)…. А как мы это чудо дивное культурной столицы обзовем? Стена-стена? Или из бруса-из бруса?». Интересно, что один из лидеров пермского «актуального» Марат Гельман в своем блоге признался: «По «Стене» решение принимали без моего участия. Насколько я понимаю, в июне будет возведена временная конструкция, вокруг которой и будет обсуждение. Так что рано копья ломают».

Уже упоминавшийся Александр Рогожников также выступил инициатором дискуссии о зарубежном градостроительном опыте и возможности его применения в России. Блоггер komelsky в идеальной западной модели видит все то, что пытался внедрить в пермскую практику опальный мастер-план: «Оппонентами» постоянно изобретаются контраргументы один веселее другого – у них то снегопады мешают европейским принципам градостроительства, то невероятный стыд «настоящему профессионалу» в Перми  заниматься «нетворческим» проектированием пятиэтажных домов…» «Проблема в том, что пока россияне играют в Токио и строят термитники среди пустыни, ничего хорошего не будет, – замечает komelsky. – Но нынешнее стереотипное мышление – это ужасно. В малюсеньких городах вдруг строят башни. Видимо, хрущевская эра что-то сломала в мозгу у сограждан, что люди попросту потеряли ощущение альтернативы. Меня это очень тревожит, в самом деле, потому что когда система начинает самовоспроизводиться, когда некого больше винить, когда люди сами хотят жить в башнях, – то как-то руки опускаются...». Рогожников соглашается: «Пермские «Крокусы», жилой комплекс «Виктория» архитектурной мастерской «Арт-бля», жилой комплекс Forma, все эти Левшино и т.д. – это термитники среди пустыни… Они попросту не хотят давать людям альтернативы, это идет вразрез с их бизнес-планами. Людям оставлено два пути – или стать мини-олигархом и построить загородный дворец, или покупать панельную «двушку» в спальном районе. Попытки внедрить качественно иные градостроительные принципы давятся судебными разбирательствами, как у нас в Перми».

Еще одним героем сетевых публикаций в минувшие две недели стал московский Музей архитектуры, в котором в последнее время буквально кипит выставочная и лекционная жизнь. Так, несколько интересных мнений появилось в блогах по поводу открывшейся 1 апреля фотовыставки «Ле Корбюзье. Чандигарх» Алексея Народицкого: «Если говорить о моем отношении к данному конкретному творчеству Ле Корбюзье, то, ИМХО, это некий концептуальный минимализм, – пишет автор блога m-chuprynenko. – Что поразило – для него бетон как пластилин. Он лепит из него совершенно психоделичные вещи. Но. Эти вещи (как и любой минимализм, ИМХО) – выставочны, то есть абсолютно не приспособлены к реальной жизни и комфортной среде обитания человеческих существ. Судя по фото и записям видео – люди там появляются не часто… Вся архитектура места напоминает скорее макет, а не реальную часть города. Очень правильный, очень выдуманный и очень пустой макет». А вот фрагмент из блога selenalena: «Они выглядят очень просто – просто прямоугольная коробка, просто оконные проёмы, просто стена ровная... Мастерам понятно, что эта простота обманчива, что за всеми этими простыми на поверхностный взгляд вещами стоят точнейшие расчеты пропорций, собственно именно поэтому они настолько хороши. Это как японская каллиграфия – кажется, чего такого сложного! А к мастерству приходят единицы».

Как всегда, блоги не обошли своим вниманием и тему наследия. Например, великолепное здание одного из современников того же Фомина – Алексея Щусева – бывший Институт марксизма-ленинизма в Тбилиси превратился в руину силами нового собственника, сообщается в блоге huck-d. В 2007 году его лишили статуса памятника, после чего в целях «приспособления» под отель снесли  одно крыло, потом рухнула крыша и исчезли интерьеры, над которыми, между тем, работали лучшие мастера своего времени, например, скульптор Яков Николадзе. Символично, что это уже вторая знаковая постройка Щусева (после гостиницы «Москвы»), разрушенная под видом реконструкции. Synthart отмечает в комментариях, что Институт вряд ли рухнул сам собой, поскольку здание отличалась самым высоким качеством – его возведение лично курировал тогдашний секретарь ЦК КП(б) Грузии Берия. a_pollaiolo добавляет: «Это настоящий шедевр архитектуры. Был. И один из лучших образцов щусевского гения, способного интерпретировать классические формы в соответствии с особенностями местной культуры. Варварство».

Кстати, реконструкция ожидает в ближайшее время еще один ансамбль сталинского времени, правда, на этот раз куда более масштабный – речь о возрождении былого величия ВДНХ-ВВЦ. Правда, этот ансамбль, как известно, развивался в течении нескольких десятилетий, и на какой именно период его собираются воссоздавать, пока не совсем понятно. Автор блога boch-boris1953 Борис Бочарников отмечает, что, судя по макету, который недавно показали в сюжете канала НТВ, власти задумали придать первоначальный вид Площади промышленности: «Я просто своим глазам не поверил – планируют восстановить павильоны «Совхозы» (слева) и «Зерно» (справа), но встроить их в павильоны №№ 20 и 57. Они были снесены в 1965 году, из-за чего был полностью разрушен ансамбль площади». Странным блоггеру кажется и тот факт, что Центральную аллею не планируют восстанавливать такой, какой она была. Synthart комментирует: «Встраивание» павильонов – по-моему, это предел маразма. Интересно было бы посмотреть на автора этой бредовой идеи». Избирательное воссоздание, как заметил автор, не предполагает, кстати, и восстановления «короны» на павильоне «Космос», в центре над аркой. Кстати, в этом блоге, а также в сообществе ВДНХ  можно найти многочисленные архивные фото и сведения о павильонах и лично оценить степень исторической правдивости грядущей реконструкции.

«Строить заново или воссоздавать?» – этот вопрос недавно стал актуальным и для улицы Островитянова в Москве, где на публичные слушания был вынесен проект размещения нового православного храма. Михаил Коробко считает, что незачем строить новый, если совсем рядом находилась старинная Казанская церковь усадьбы Богородское-Воронино, сооруженная в 1677 году боярином князем Иваном Андреевичем Голицыным. Усадебный парк находится теперь на госохране, а вот одну из самых ранних в этой части Подмосковья церквей в XX веке снесли. Блоггер уверен, что именно ее и надо построить: «Ее воссоздание придало бы этому месту значимость, появился бы хозяин у усадебного парка, ушли бы ненужные дискуссии о том, каким быть храму и пр.» Впрочем, оппоненты Коробко справедливо замечают, что одним воссозданием памятника дело может не ограничиться. «Церковники огородят огромную территорию забором, рядом с церковью появятся ещё куча разных зданий, стоянки, подъезды к ним. Пример есть рядом - церковь в Тропареве. Поэтому в таком случае остаткам парка с домом точно придет конец», – комментирует nekula. Свое окончательное решение по данному вопросу районная администрация обещала сообщить позже. 

zooming
Реконструкция «Театра-Театра» и площади перед ним в Перми. Изображение с сайта http://www.asse.ru/
zooming
Реконструкция «Театра-Театра» и площади перед ним в Перми. Изображение с сайта http://www.asse.ru/
zooming
Площадь промышленности ВДНХ. Макет реконструкции.
zooming
Концепция развития ВВЦ до 2034 года
zooming
Снесенный павильон «Совхозы» на Площади промышленности ВДНХ. Фото: http://boch-boris1953.livejournal.com/
zooming
Снесенные павильон «Зерно» на Площади промышленности ВДНХ. Фото: http://boch-boris1953.livejournal.com
zooming
Вид будущего отеля на месте Института марксизма-ленинизма в Тбилиси. Изображение: http://huck-d.livejournal.com/
zooming
Колокольня церкви в Богородском-Воронине. 1888 г. Фото: http://testan.narod.ru
zooming
Церковь в Богородском-Воронине. Фото: http://community.livejournal.com/moya_moskva
zooming
Церковь в Тропарева. Фото: http://ru.wikipedia.org

08 Апреля 2011

Похожие статьи
Перепады «высотного напряжения»
Третья очередь ÁLIA с успехом доказывает, что внутри одного квартала могут существовать объемы совершенно разной высотности и масштаба: сто метров – и тридцать, и даже таунхаусы. Их объединяет теплая «кофейная» тональность и внимание к пешеходным зонам – как по внешнему контуру, так и внутри.
Фасад под стальной вуалью
Гостиница Vela be Siam по проекту местного бюро ASWA в центре Бангкока напоминает о таиландских традициях, оставаясь в русле современной архитектуры.
От кирпича к кирпичу
Школа Тунтай на северо-востоке Китая расположена на месте карьера по добыче глины для кирпичного производства: это обстоятельство не только усложнило работу бюро E Plus и SZA Design, но и стало для них источником вдохновения.
Белый дом с темными полосками
Многоквартирный дом Taborama по проекту querkraft architekten на севере Вены включает на разных этажах библиотеку, художественную студию, зал настольного тенниса и другие разнофункциональные пространства для жильцов.
Змея на берегу
Деревянная тропа вдоль берега реки Тежу, спроектированная бюро Topiaris, связывает пешеходным и велосипедным маршрутом входящие в агломерацию Большой Лиссабон муниципалитеты Лориш и Вила-Франка-ди-Шира.
Храм тенниса
Павильон теннисного клуба в Праге по проекту Pavel Hnilička Architects+Planners напоминает маленький античный храм с деревянной конструкцией.
Перспективный вид
Бюро CNTR спроектировало для нового района Екатеринбурга деловой центр, который способен снизить маятниковую миграцию и сделать среду жилых массивов более разнообразной. Архитектурные решения в равной степени направлены на гибкость пространства, комфортные рабочие условия и запоминающийся образ, который позволит претендовать зданию на звание пространственной доминанты района.
Малевич и бани, природа и хайтек
Комплекс «Бани Малевича» планируется открыть осенью 2025 года на Рублёво-Успенском шоссе. Проект, разработанный DBA-GROUP под руководством Владислава Андреева – пример нетипичного подхода к образу СПА вообще и бань в частности. Намеренно уклонившись от всех видов аллюзий авторы отдали предпочтение характерным для стримлайна угловым скруглениям, сочетанию дерева с моллированным стеклом – сдержанным современным формам. Как внутри, так и снаружи. Изучаем проект.
Скорее скатерть и бокал!
Спустя много лет заброшенное Конюшенное ведомство в Петербурге наконец дождалось своего часа: по проекту «Студии 44» в этом году должны начаться первые мероприятия по восстановлению и приспособлению здания. И функция, и общий план работ предполагают минимальное изменение комплекса, который сохранил следы трехвековой истории. Все решения обратимы и направлены прежде всего на то, чтобы открыть памятник городу и погрузить его в кипучую светскую жизнь – для этого выбран сценарий культурного центра с выраженной гастрономической составляющей.
Материализация воздушных потоков
Международный аэропорт имени Николая Камова в Томске открылся в конце августа прошлого года. О проекте мы уже рассказывали – теперь рассматриваем реализованное здание. Функциональность усилена в нем символическим подтекстом: архитекторы бюро ASADOV стремились по максимуму отразить в архитектуре местную идентичность.
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Керамический ажур
По проекту OMA завершено строительство штаб-квартиры компании JOMOO в Сямыне на юго-восточном побережье Китая.
Технологии и материалы
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
Сейчас на главной
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Город древний, но пока еще несколько запущенный
Город Касимов Рязанской области – русско-татарский, тут до 1681 года (!) существовало ханство, впрочем, под общим руководством московских князей... Сейчас это туристический город с памятниками XVI–XVIII и далее веков, но небольшой. Задачей летнего практикума Института Генплана было предложить Касимову изменения, способные увеличить туристический поток и быть полезными жителям. Получилось много разных идей: от пешеходных маршрутов до переноса автовокзала.
Осторожно отмыто
В издательстве «Подписные издания» выходит книга Ксюши Сидориной – со-основательницы сообщества волонтеров-реставраторов Гэнгъ, которое с 2019 года отмывает и скоблит парадные Петербурга, открывая жильцам исторических домов сокровища: печи, мозаики, витражи. А еще – плитку. Именно плитка стала «цементом» книги, соединившим все – исторический экскурс, способы поиска ценных экземпляров, «каталог» парадных, а также опыт «партизанской» реставрации. О книге рассказывает редактор издательства Артем Макоян.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Полуцифровая среда
В Иннополисе под Казанью открылся первый 4-звездочный отель, спроектированный бюро MAD Architects. Интерьеры отеля сочетают элегантность и иронию, технологичность и комфорт, напоминая декорации компьютерной игры или фантастического фильма о недалеком будущем.
Y-школа
По проекту «БалтИнвест-Проект» в Гатчине построена школа на 800 учеников. Лучевая планировка позволила разделить младшую и старшую школы, а также спортивный блок, обеспечив помещения большим количество естественного света. На многослойны фасадах оштукатуренные поверхности сочетаются с навесными элементами разных цветов и фактур.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
Блеск глубокий и хрустальный
Новый клубный дом про проекту ADM architects спроектирован для района Патриарших, недалеко от Новопушкинского сквера. Он заменит три здания, построенных в начале 1990-х. Авторы нового проекта, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, сделали ставку на разнообразие трех частей объема, современность решений и внимание к деталям: в одном из корпусов планируются плавно изогнутые балконы с керамическим блеском нижней поверхности, в другом стеклянные колонны-скульптуры.
Фасад под стальной вуалью
Гостиница Vela be Siam по проекту местного бюро ASWA в центре Бангкока напоминает о таиландских традициях, оставаясь в русле современной архитектуры.
Спокойствие, только спокойствие
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга Александра Змеула «Большая кольцевая линия. Новейшая история московского метро». Ее автор – историк архитектуры и знаток подземки – разобрал грандиозный проект БКЛ в подробностях, но главное – сохранил спокойную и взвешенную позицию. С равным сочувствием он рассказал о работе всех вовлеченных в строительство архитекторов, сосредоточившись на их профессиональном вкладе и вне зависимости от их творческих разногласий.
Вся мудрость океана
В Калининграде открылся новый корпус Музея мирового океана «Планета океан». Примечательно не только здание в виде 42-метрового шара, но и экспозиция, которая включает научные коллекции – их собирали около 10 лет, аквариумы с 3000 гидробионтов, а также специально разработанные инсталляции. Дизайн разработало петербургское бюро музейной сценографии «Метаформа», которое соединило все нити в увлекательное повествование.
Перепады «высотного напряжения»
Третья очередь ÁLIA с успехом доказывает, что внутри одного квартала могут существовать объемы совершенно разной высотности и масштаба: сто метров – и тридцать, и даже таунхаусы. Их объединяет теплая «кофейная» тональность и внимание к пешеходным зонам – как по внешнему контуру, так и внутри.
Хрупкая материя
В интерьере небольшого ресторана M.Rest от студии дизайна интерьеров BE-Interno, расположенного на берегу Балтийского моря в Калининградской области, воплощены самые характерные черты меланхоличной природы этого края, и сам он идеально подходит для неторопливого времяпрепровождения с видом на закат.
Григорий Ревзин: «Что нам делать с архитектурой семидесятых»
Советский модернизм был хороший, авторский и плохой, типовой. Хороший «на периферии», плохой в центре – географическом, внимания, объема и прочего. Можно ли его сносить? «Это разрушение общественного консенсуса на ровном месте». Что же тогда делать? Сохранять, но творчески: «Привнести архитектуру туда, где ее еще нет». Относиться не как к памятникам, а как к городскому ландшафту. Читайте наше интервью с Григорием Ревзиным на актуальную тему спасения модернизма – там предложен «перпендикулярный», но интересный вариант сохранения зданий 1970-х.
Уступы, арки и кирпич
По проекту PRSPKT.Architects в Уфе достроен жилой комплекс «Зорге Премьер», честно демонстрирующий роскошь, присущую заявленному стилю ар-деко: фасады полностью облицованы кирпичом, просторные лобби украшает барельефы и многоярусные люстры, вместо остекленных лоджий – гедонистические балкончики. В стройной башне-доминанте располагается по одной квартире на этаже.
Карельская кухня
Концепция ресторана на берегу Онежского озера, разработанная бюро Skaträ, предлагает совмещать гастрономический опыт с созерцанием живописного ландшафта, а также посещением пивоваренного цеха. Обеденный блок с панорамными окнами и деревянной облицовкой соединяется с бетонным цехом аркой, открывающей вид на гладь воды.
От кирпича к кирпичу
Школа Тунтай на северо-востоке Китая расположена на месте карьера по добыче глины для кирпичного производства: это обстоятельство не только усложнило работу бюро E Plus и SZA Design, но и стало для них источником вдохновения.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Вечный август
Каким должен быть офис, если он находится в месте, однозначно ассоциирующемся не с работой, а с отдыхом? Наверное, очень красивым и удобным – таким, чтобы сотрудникам захотелось приходить туда каждый день. Именно такой офис спроектировало бюро AQ для IT-компании на Кипре.
Санаторий в стилях
Градсовет Петербурга рассмотрел проект реконструкции базы отдыха «Маяк», которая располагается на территории Гладышевского заповедника в окружении корабельных сосен. Для многочисленных объектов будущего оздоровительного комплекса бюро Slavyaninov Architects предложило использовать разные стили и единый материал. Мнение экспертов – в нашем репортаже.
Налетай, не скупись…
В Москве открылся магазин «Локалы». Он необычен не только тем, что его интерьером занималось DA bureau, что само по себе привлекает внимание и гарантирует высокий уровень дизайна, но и потому, что в нем продаются дизайнерские предметы и объекты модных российских брендов.
Ласточкин хвост
Бюро Artel architects спроектировало для московского жилого комплекса «Сидней Сити» квартал, который сочетает застройку башенного и секционного типа. Любопытны фасады: клинкерный кирпич сочетается с полимербетоном и латунью, пилоны в виде хвоста ласточки формируют ритм и глубокие оконные откосы, аттик выделен белым цветом.
Белый дом с темными полосками
Многоквартирный дом Taborama по проекту querkraft architekten на севере Вены включает на разных этажах библиотеку, художественную студию, зал настольного тенниса и другие разнофункциональные пространства для жильцов.
Ступени в горах
Бюро Axis Project представило проект санаторно-курортного комплекса в Кисловодске, который может появиться на месте недостроенного санатория «Каскад». Архитекторы сохранили и развили прием предшественников: террасированные и ступенчатые корпуса следуют рельефу, образуя эффектную композицию и открывая виды на живописный ландшафт из окон и приватных террас.
Сопряжение масс
Загородный дом, построенный в Пензенской области по проекту бюро Design-Center, отличают брутальный характер и разноплановые ракурсы. Со стороны дороги дом представляет одноэтажную линейную композицию, с торца напоминает бастион с мощными стенами, а в саду набирает высоту и раскрывается панорамными окнами.
Работа на любой вкус
Новый офис компании Smart Group стал результатом большой исследовательской и проектной работы бюро АРХИСТРА по анализу современных рабочих экосистем, учитывающих разные сценарии использования и форматы деятельности.