Теперь о сути. Перед нами несомненно радикальный, но при этом удивительно точный проект. Стена полностью меняет пространство площади, у бескрайней и неоформленной пустыни с затерявшимся на ней зданием театра появляется нерв, плотность, интрига, развитие. Есть ход вдоль стены, есть сквозь нее, есть справа и слева. Стена – та же Эйфелева башня, только лежа. Уверен, будь стена построена, там тут же начнут назначать свидания, вешать листовки, вести агитацию за и против, прятаться от дождя и играть в прятки. Стена, а вместе с ней и площадь, станет городским местом, точкой притяжения, не в последнюю очередь благодаря острой дискуссии вокруг нее. О башне, кстати, тоже спорили до самой Первой мировой.
И в то же время – это всего лишь стена из бруса, тонкая, даже нежная линия в огромном просторе площади. Ни бетона, ни тысяч квадратных метров, ни десятков этажей. .Есть в ней телесность деревянных домиков, которые еще стоят на окраинах Перми, «еловая готика русских равнин». О символике стены можно сказать немало, и это была бы плодотворная дискуссия.
И последнее. Частый аргумент в выступлениях: не хватает денег на благоустройство города, на элементарное, а мы тут тратим деньги на стену. Не спорю, нам нужны и дороги, и ремонт домов. Но знак перемен, движения к новому, иногда не менее важен. Как Соловецкий камень на месте Дзержинского на Лубянской площади. На эти деньги можно было покрасить десяток фасадов, но в тот момент в Москве был сделан другой выбор. Сделает свой выбор и Пермь, я уверен.
Реконструкция театра и площади перед театром, г. Пермь. Евгений Асс, Ольга Тулузакова, Григор Айказян. Проект 2010. Источник http://www.asse.ru
Реконструкция театра и площади перед театром, г. Пермь. Евгений Асс, Ольга Тулузакова, Григор Айказян. Проект 2010. Источник http://www.asse.ru
Реконструкция театра и площади перед театром, г. Пермь. Евгений Асс, Ольга Тулузакова, Григор Айказян. Проект 2010. Источник http://www.asse.ru
Реконструкция театра и площади перед театром, г. Пермь. Евгений Асс, Ольга Тулузакова, Григор Айказян. Проект 2010. Источник http://www.asse.ru
Никита Токарев