Фактически проиграв борьбу за дом Рогова, активисты Санкт-Петербурга еще не теряют надежды отстоять памятник эпохи модерна – деревянную дачу Гаусвальд, расположенную на Каменном острове. Почти год назад этот объект был «приговорен» как якобы необратимо съеденный грибком и не подлежащий реставрации. Лишь сейчас, на состоявшемся в конце февраля заседании Совета по сохранению культурного наследия Санкт-Петербурга власти города, наконец, отреагировали на многочисленные протесты охранных организаций и разрешили провести независимую экспертизу. Об этом сообщает ЗАКС.ру.
В то время как питерские активисты выступали с пикетами около дома Рогова, их московские коллеги из «Архнадзора» дежурили по адресу Потаповский переулок, 6, где за надстройкой советского времени скрываются 300-летние палаты купца Гурьева. После декабрьского пожара комиссия Владимира Ресина поспешила констатировать, что в доме выгорело все и охранять его теперь бессмысленно. Однако у «Архнадзора» есть заключение о результатах обследования дома архитектором-реставратором И.В. Изосимовой, которое свидетельствует, что в памятнике еще многое можно спасти. Выдержки из этого документа цитирует Александр Можаев. Этому же сюжету посвящена публикация на портале «Татьянин день».
Эффективность общественной защиты памятников в этом месяце доказал положительный опыт Петрозаводска, где жители сумели отстоять два исторических деревянных дома на проспекте Ленина, намеченных под снос ради строительства нового офисного центра. Об этом сообщают «Вести».
Впрочем, далеко не все памятники в России нуждаются в скорой помощи реставраторов и бдительном дежурстве защитников наследия. Есть объекты, которые инансируются государством весьма щедро. Так, на прошлой неделе премьер-министр РФ Владимир Путин проверял, как были израсходованы средства, выделенные на реставрацию Михайловского замка в Петербурге и объектов Царского Села. Как рассказывают те же «Вести», особенно премьер заинтересовался судьбой 140 кг золота, которые царскосельский музей-заповедник получил на золочение фасадов Екатерининского дворца.
Своевременный контроль за ходом реставрационных работ в свое время очень не помешал бы и музею-заповеднику «Царицыно». Тогда, возможно, на стенах Хлебного дома всего год спустя после ухода строителей не появились бы трещины и плесень. Кто виноват в столь плачевном исходе ударной реставрации и каковы теперь перспективы этого памятника, пыталась разобраться «Независимая газета».
Разговоры о реституции и возвращении культовым организациям недвижимого имущества в прессе второй половины февраля почти что сошли на нет. Однако 19 февраля «Новые известия» опубликовали открытое письмо музейщиков президенту; в письме содержится интеллигентная просьба высказаться против «необдуманной законодательной инициативы». Пока неизвестно, как отреагировал на письмо президент; но оно почему-то не получило значительного резонанса в прессе.
Неожиданно объекты религиозного назначения стали участниками двух градостроительных скандалов в Петербурге. На прошлой неделе Градостроительный совет рассмотрел проект бизнес-центра и жилого дома в Ковенском переулке (мастерская «Евгений Герасимов и партнеры»), вплотную к костелу Лурдской Божьей матери, памятнику федерального значения, возведенному в 1908-09 годах по проекту архитекторов Л.Н. Бенуа и М.М. Перетятковича.
Проектируемый комплекс выше почти на 6 метров, и он может визуально подавить храм. Подробнее об этом рассказывает «Новая газета».
В это же время жители московского района Свиблово стали свидетелями разбора деревянной часовни священномученика Владимира. Официальная версия гласит, что вместо нее будет построен каменный храм по адресу: Берингов проезд, 1, а саму часовню перевезут во Владимирскую область. Однако, по мнению жителей, которых цитирует «Газета», участок просто освободили под очередной торговый центр.
Оживление вокруг московских мегапроектов, наблюдавшееся в начале этого месяца, продолжили новости о реконструкции ГМИИ им. Пушкина. Руководитель НИиПИ Генплана Москвы и главный соавтор лорда Сергей Ткаченко в конце прошлой недели заявил, что проект первой очереди, включающей в себя новое строительство в Колымажном переулке, близится к завершению и скоро будет представлен на публичные слушания. Об этом сообщают «Аргументы и факты».
Конец февраля принес неожиданную новость – городские власти сообщили о намерении установить в Москве памятник архитектору Ле Корбюзье. Как рассказывают «Известия», великий Корбю «присядет» на бронзовый стул рядом с домом Центросоюза на Мясницкой, своей единственной постройкой в России.
Впрочем, столица традиционно больше интересуется не архитекторами, а строителями, и не вековой давности, а ныне здравствующими и способными осуществлять активную инвестиционную деятельность. Ради того, чтобы делать это им было сподручнее, главный архитектор Москвы Александр Кузьмин выступил с инициативой сократить общее число согласований проектов нового строительства в черте города. Как пишет «Российская газета», схема, предложенная Кузьминым, выглядит следующим образом: все проектные учреждения, подведомственные Москомархитектуре (например, «Моспроект-3», «Моспромпроект» и «Мосинжпроект»), реорганизуются в открытые акционерные общества со 100-процентной долей города, а НИиПИ Генплана, ГлавАПУ и «Моспроекту-2» предоставляется статус государственных автономных учреждений, благодаря чему подписей от них уже не потребуется. Юрий Лужков эту идею горячо поддержал, так что административную реформу в архитектурно-строительной сфере можно считать начатой. О том, какие плоды она принесет отрасли, читайте в наших следующих обзорах прессы.