Горы, море и классическая архитектура

Реконструкция одного из известных сочинских санаториев «Камелии»-«Интуриста» предполагает соседство новой постройки и очага сталинского классицизма вокруг сохраняемого здания 1930-40-х гг.

author pht

Автор текста:
Юлия Тарабарина

04 Апреля 2007
mainImg

Архитектор:

Юрий Виссарионов

Мастерская:

ПТАМ Виссарионова

Проект:

Отель 5* и элитный жилой комплекс с объектами инфраструктуры в г.Сочи
Россия, Сочи, Курортный проспект, д. 89

Авторский коллектив:
Ю.Виссарионов (руководитель), К.Савкин, А.Осипов и другие

2006

Заказчик – компания СИСТЕМА-ГАЛС

Контекст приморского курортного города составляют, с одной стороны, горы, а с другой стороны – корабли. Сочи, правда, город особенный, это излюбленный советский курорт еще со сталинского времени, поэтому он обладает еще и третьей составляющей – архитектурой советского палладианства, которая здесь, при море и на солнце, совершенно по-особенному расцвела, оставив сумрачную строгость московских гибридов палаццо с римской инсулой и превратившись в увеличенные, но похожие копии загородных дворцов итальянского Ренессанса.

Гостиничный комплекс Юрия Виссарионова реагирует на все три темы, продиктованные сочинским окружением. Его главное здание напоминает сразу и корабль, и гору: можно подумать, что квадратная стеклянная башня проросла сквозь землю, подняв за собой пласты горной породы, перемежающие стекло стен и горизонтальные ребра перекрытий. Это особенно ощутимо в нижних ярусах здания, где очертания непрозрачных плоскостей шире, рисунок свободнее, а кровли засажены травой, перемежаемой водными пятнами бассейнов. Продолжая тему, за линией пляжа над морем возникает искусственный остров, связанный с берегом тонким перешейком – ностальгический намек на нормандскую гору Сан-Мишель в миниатюре. Как будто бы в силу тектонических катаклизмов на берегу выросла новая гора, а рядом с ней из воды – остров.

Заметим, что получившийся геологический образ проистекает напрямую из особенностей технологии современного монолитного строительства, которое не требует плотности внешних стен, обходясь внутренними опорами. Бетонные перекрытия можно выносить сравнительно далеко, придавая им, без особенных проблем, почти любые абрисы. Строго говоря, многие современные здания в процессе отливки тоже напоминают слоистые горы - однако в сочинском проекте Юрия Виссарионова эффект закреплен и обыгран: если представить себе вид здания строго сверху, то плавные контуры бетонных потолков, особенно в нижних этажах, будут похожи на рисунок географической карты.

Мощь дикой тектоники, однако, ощутимо осмыслена и окультурена: на острове будет ресторан, газоны ровные, вода в бассейнах с подогревом, а скошенные под углом выступы средних этажей отеля больше напоминают корабельные носы, чем скальные обрывы. Главная башня опутана сеткой декоративных снастей, которые перекликаются с рабочими фермами фуникулера, связывающего гостиницу и остров. В некоторых местах "снасти" проходят сквозь стеклянную массу главного небоскреба, нанизывают на себя большие полукруглые балконы, добавляя "горе" кружевной рукотворности.

Многослойная ярусная композиция займет место семидесятнической вертикальной пластины санатория «Камелия». Однако новое здание будет ощутимо больше и вместительнее, оно буквально срастается с парком, становясь частью обустроенного ландшафта и одновременно – решая главную проблему роскошного сочинского курорта, который отрезан от своего пляжа железнодорожным полотном. Поезда окружат подавляющими шумы барьерами, существующий под железнодорожным полотном проход к пляжу расширят и дополнят верхней пешеходной дорожкой и фуникулером. Неуютное пространство рядом с рельсами займут спортивные залы. Таким образом, поезда окажутся изолированными от отдыхающих "где-то внизу", и превратятся из неизбежной помехи в забавный аттракцион.

Вторая сложность: одно из зданий санатория, классицистический «Интурист», построенный в 1935-49 гг. архитектором А.В. Самойловым, в 2002 году признан памятником. Он состоит из палладианского дворца с вынесенными в сторону моря длинными крыльями, с арочными лоджиями и колоннадами, и нескольких небольших зданий за ним – все вместе, будучи собрано в основании горы, может выглядеть довольно-таки роскошно, хотя в деталях и напоминает немного ВДНХ. Состояние здания, когда-то бывшего одним из лучших санаториев сети «Интуриста», сейчас плохое – эксперты оценивают его износ в 70%, что выражается снаружи в виде обшарпанной штукатурки, подтеках и отсутствии стекол. Архитекторы собираются его сохранить, реконструировать, и дополнить похожими корпусами с арками и балясинами. В результате рядом с футуристической горой возникнет своего рода «исторический центр», небольшой очаг «сочинского» классицизма – можно будет комфортно переходить от одного к другому, а насыщенность впечатлений и есть один из признаков приятного курорта. 

Основной корпус гостиницы на месте существующего здания санатория «Камелия»
Искусственный остров с кафе
Искусственный остров. Вид со стороны моря
Корпус «Интуриста» 1930-х гг., архитектор А.В. Самойлов. Состояние 2006 г.
Корпуса «Интуриста» 1930-х гг., архитектор А.В. Самойлов. Проект реконструкции
Новый корпус апарт-отеля


Архитектор:

Юрий Виссарионов

Мастерская:

ПТАМ Виссарионова

Проект:

Отель 5* и элитный жилой комплекс с объектами инфраструктуры в г.Сочи
Россия, Сочи, Курортный проспект, д. 89

Авторский коллектив:
Ю.Виссарионов (руководитель), К.Савкин, А.Осипов и другие

2006

Заказчик – компания СИСТЕМА-ГАЛС

04 Апреля 2007

author pht

Автор текста:

Юлия Тарабарина

Технологии и материалы

Английский кирпич в московских Кадашах
Кирпич IBSTOCK Bristol Brown A0628A, привезенный компанией «Кирилл» прямо из Великобритании для фасадов ЖК «Монополист» в Кадашах, стал для комплекса, нового, но вписанного в контекст и расположенного рядом с известнейшим шедевром конца XVII века, основой для сдержанно-историчной и в то же время современной образности.
Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.
Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.

Сейчас на главной

СКК: сохранять, крушить, копировать?
Мы поговорили с петербургскими архитекторами о ситуации вокруг обрушенного СКК – здания, купол которого по чистоте формы и инженерного замысла сравнивают с римским Пантеоном, только выполненным в металле. Что, однако, не помогло ему получить статус памятника и защиту от сноса.
Лучи знаний
Школа в Подмосковье, архитектуру которой определяет учебная программа, природное окружение, а также желание использовать только честные материалы.
Кружево из углепластика
Три портала по проекту Асифа Хана для Экспо-2020 в Дубае при высоте в 21 метр сооружены из нитей сверхлегкого углепластика и не требуют дополнительной несущей конструкции.
Арктический вуз
Новое крыло Арктического колледжа на острове Баффинова Земля на севере Канады. Авторы проекта – Teeple Architects из Торонто.
Критическая масса прогресса
20-й по счету летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» спроектируют молодые женщины-архитекторы из ЮАР – бюро Counterspace; их постройка будет посвящена социальным и экологическим темам.
Парки Татарстана, часть I: лучшие городские
Цветущий бульвар вместо парковки, авторские МАФы, экологические решения, равно как и ностальгические фонтаны и площадки для фотосессий новобрачных – в первой части путеводителя по паркам Татарстана, посвященной новым городским пространствам.
Сокольники: ковер из кирпича
Архитекторы бюро Megabudka опубликовали свой проект Сокольнической площади в деталях и с объяснениями всех мотивов. Рассматриваем проект и призываем голосовать за него в «Активном гражданине». Очень хочется, чтобы победила архитектурная версия.
Три январские неудачи Бьярке Ингельса
Основатель BIG подвергся критике из-за деловой встречи с бразильским президентом, известным своими крайне правыми взглядами и отрицанием экологических проблем Амазонии, лишился поста главного архитектора в WeWork и был отстранен от участия в проектировании небоскреба для нью-йоркского ВТЦ.
Кирпичные шестигранники
Башни Hoxton Press по проекту Karakusevic Carson и Дэвида Чипперфильда на границе лондонского Сити – коммерческое жилье, «субсидирующее» реновацию социального жилого массива рядом.
Одновременное развитие экономики и кино
В бывшем здании центрального рынка Монтевидео уругвайское бюро LAPS Arquitectos разместило штаб-квартиру Латиноамериканского банка развития CAF, национальную синематеку, легендарный бар и общественное пространство.
Москва 2050: деревянные высотки и летающий транспорт
Более 40 студентов представили видение Москвы будущего в недавно открывшейся галерее Шухов Лаб и на Биеннале архитектуры и урбанизма в Шэньчжэне. Рассказываем об итогах воркшопа «Москва 2050» и показываем работы участников.
Рестораны вместо лучших реставраторов страны?
Минкульт выдал ЦНРПМ предписание переехать до 1 марта. Не исключено, что после разорительного переезда научной реставрации в стране не останется. Говорим со специалистами, публикуем письмо сотрудников министру культуры.
Глэм-карьер
Благоустройство подмосковного озера от бюро Ai-architects: эко-школа, глэмпинг и всесезонные развлечения.
Красный зиккурат
Многоквартирный дом Cascade Villa в Алмере по проекту бюро CROSS Architecture снаружи – кирпичный, а во внутреннем дворе – обшит деревом.
Арт-депо
Офисное здание на набережной Обводного канала в Санкт-Петербурге по проекту архитектора Артема Никифорова – это тонкая вариация на тему кирпичной промышленной архитектуры XIX и ХХ века с рядом художественных изобретений, хорошим строительным и ремесленным качеством.
Будущее не дремлет
Выставка Европейского культурного центра в ГНИМА это коллекция современных пространств разной степени общественности. Подборка довольно случайная, но интересная, а в последнем зале пугают потопом, античным форумом, зиккуратами и вигвамами.
«Единорог в лесу»
Почему, в отличие от произведений известных художников и автографов писателей, дом, спроектированный Ф.Л. Райтом или Тадао Андо, выгодно продать очень сложно? В нем неудобно жить или недвижимость от знаменитых архитекторов переоценена?
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Розовый слон
В Лос-Анджелесе построен флагманский магазин одежды The Webster по проекту Дэвида Аджайе. Для внешней и внутренней отделки британский архитектор использовал окрашенный бетон.
Архи-события: 3–9 февраля
«Кто хочет стать миллионером» для архитекторов и дизайнеров, новый интенсив в МАРШ и экскурсия с плаванием от «Москвы глазами инженера».
Пресса: Великое переселение
В последнюю неделю января 2020-го в стране активно обсуждают реновацию устаревшего жилья — вернее, возможность запуска подобных программ в российских регионах. В одном из первых своих интервью на посту вице-премьера Марат Хуснуллин отметил, что реновацию можно запустить в городах-миллионниках.
Умер Андрей Меерсон
Признанный мастер советского модернизма, автор «Лебедя» и самого красивого московского дома «на ножках» на Беговой, но и автор неоднозначного стилизаторского Ритц Карлтон на Тверской – тоже.
Неиссякаемый источник
VIP-зоны аэропорта – настоящее раздолье для цвета, пластики, образности и творческой фантазии архитекторов. Рассматриваем четыре бизнес-зала и один VIP-терминал ростовского аэропорта «Платов»: все они так или иначе осмысляют контекст: южное солнце, волны речной воды, восход над степным горизонтом и золото сарматов.
Кольцо на озере Сайсары
Здание филармонии и театра якутского эпоса на священном озере вписано в эпический круг и включает три объема, уподобленных традиционному жилищу. Кровля уподоблена аласу – якутской деревне вокруг озера. При столь интенсивной смысловой насыщенности проект сохраняет стереометрическую абстрактность и легкость формы, оперируя прозрачностью, многослойностью и отражениями.
Вертикальные татами
Фасады офисного здания Torre Patria-Hipódromo по проекту Карлоса Ферратера и его бюро OAB в Гвадалахаре на западе Мексики подчинены модульной конструктивной сетке, которая упорядочивает и окружающее пространство нового района.
Умер Александр Ларин
Автор академического хореографического училища на 2-й Фрунзенской и знаменитой аптеки в Орехово-Борисово, нескольких нетиповых детских садов типового времени, учитель и коллега многих известных сегодняшних архитекторов.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
Век бетона
23 января исполнилось 100 лет Готфриду Бёму, первому немецкому лауреату Притцкеровской премии и создателю церквей и ратуш, напоминающих скульптуры из бетона. Он каждый день бывает в бюро и наставляет сыновей-архитекторов.
Архитектура эфемерности
На проспекте Вернадского поблизости от станции метро появилась высотная доминанта, давшая новое звучание округе: бизнес-центр «Академик» по проекту UNK project раскрыл в форме архитектуры смыслы местных топонимов.
Центр мега-выставок
Новый международный выставочный центр по проекту Valode & Pistre в «близнеце» Гонконга мегаполисе Шэньчжэнь может считаться крупнейшим в мире.
Театрально-музыкальный круг
Масштабный и амбициозный проект главного театрально-концертного комплекса Подмосковья, победитель конкурса, объединяет три зала, двор – общественную площадь, консерваторское училище, гостиницы. Он обещает стать заметным центром фестивалей классической музыки для всей страны.
Передышка на Манхэттене
Перестройка вестибюля небоскреба-«шкафа» Сони-билдинг Филипа Джонсона на Манхэттене: бюро Snøhetta запретили трогать фасад, который теперь получил статус памятника, зато им удалось устроить внутри большой зимний сад.