04.04.2007

Горы, море и классическая архитектура

Реконструкция одного из известных сочинских санаториев «Камелии»-«Интуриста» предполагает соседство новой постройки и очага сталинского классицизма вокруг сохраняемого здания 1930-40-х гг.

информация:

Основной корпус гостиницы на месте существующего здания санатория «Камелия»
Основной корпус гостиницы на месте существующего здания санатория «Камелия»открыть большое изображение

Контекст приморского курортного города составляют, с одной стороны, горы, а с другой стороны – корабли. Сочи, правда, город особенный, это излюбленный советский курорт еще со сталинского времени, поэтому он обладает еще и третьей составляющей – архитектурой советского палладианства, которая здесь, при море и на солнце, совершенно по-особенному расцвела, оставив сумрачную строгость московских гибридов палаццо с римской инсулой и превратившись в увеличенные, но похожие копии загородных дворцов итальянского Ренессанса.

Гостиничный комплекс Юрия Виссарионова реагирует на все три темы, продиктованные сочинским окружением. Его главное здание напоминает сразу и корабль, и гору: можно подумать, что квадратная стеклянная башня проросла сквозь землю, подняв за собой пласты горной породы, перемежающие стекло стен и горизонтальные ребра перекрытий. Это особенно ощутимо в нижних ярусах здания, где очертания непрозрачных плоскостей шире, рисунок свободнее, а кровли засажены травой, перемежаемой водными пятнами бассейнов. Продолжая тему, за линией пляжа над морем возникает искусственный остров, связанный с берегом тонким перешейком – ностальгический намек на нормандскую гору Сан-Мишель в миниатюре. Как будто бы в силу тектонических катаклизмов на берегу выросла новая гора, а рядом с ней из воды – остров.

Заметим, что получившийся геологический образ проистекает напрямую из особенностей технологии современного монолитного строительства, которое не требует плотности внешних стен, обходясь внутренними опорами. Бетонные перекрытия можно выносить сравнительно далеко, придавая им, без особенных проблем, почти любые абрисы. Строго говоря, многие современные здания в процессе отливки тоже напоминают слоистые горы - однако в сочинском проекте Юрия Виссарионова эффект закреплен и обыгран: если представить себе вид здания строго сверху, то плавные контуры бетонных потолков, особенно в нижних этажах, будут похожи на рисунок географической карты.

Мощь дикой тектоники, однако, ощутимо осмыслена и окультурена: на острове будет ресторан, газоны ровные, вода в бассейнах с подогревом, а скошенные под углом выступы средних этажей отеля больше напоминают корабельные носы, чем скальные обрывы. Главная башня опутана сеткой декоративных снастей, которые перекликаются с рабочими фермами фуникулера, связывающего гостиницу и остров. В некоторых местах "снасти" проходят сквозь стеклянную массу главного небоскреба, нанизывают на себя большие полукруглые балконы, добавляя "горе" кружевной рукотворности.

Многослойная ярусная композиция займет место семидесятнической вертикальной пластины санатория «Камелия». Однако новое здание будет ощутимо больше и вместительнее, оно буквально срастается с парком, становясь частью обустроенного ландшафта и одновременно – решая главную проблему роскошного сочинского курорта, который отрезан от своего пляжа железнодорожным полотном. Поезда окружат подавляющими шумы барьерами, существующий под железнодорожным полотном проход к пляжу расширят и дополнят верхней пешеходной дорожкой и фуникулером. Неуютное пространство рядом с рельсами займут спортивные залы. Таким образом, поезда окажутся изолированными от отдыхающих "где-то внизу", и превратятся из неизбежной помехи в забавный аттракцион.

Вторая сложность: одно из зданий санатория, классицистический «Интурист», построенный в 1935-49 гг. архитектором А.В. Самойловым, в 2002 году признан памятником. Он состоит из палладианского дворца с вынесенными в сторону моря длинными крыльями, с арочными лоджиями и колоннадами, и нескольких небольших зданий за ним – все вместе, будучи собрано в основании горы, может выглядеть довольно-таки роскошно, хотя в деталях и напоминает немного ВДНХ. Состояние здания, когда-то бывшего одним из лучших санаториев сети «Интуриста», сейчас плохое – эксперты оценивают его износ в 70%, что выражается снаружи в виде обшарпанной штукатурки, подтеках и отсутствии стекол. Архитекторы собираются его сохранить, реконструировать, и дополнить похожими корпусами с арками и балясинами. В результате рядом с футуристической горой возникнет своего рода «исторический центр», небольшой очаг «сочинского» классицизма – можно будет комфортно переходить от одного к другому, а насыщенность впечатлений и есть один из признаков приятного курорта. 

Искусственный остров с кафе
Искусственный остров с кафеоткрыть большое изображение
Искусственный остров. Вид со стороны моря
Искусственный остров. Вид со стороны моряоткрыть большое изображение
Корпус «Интуриста» 1930-х гг., архитектор А.В. Самойлов. Состояние 2006 г.
Корпус «Интуриста» 1930-х гг., архитектор А.В. Самойлов. Состояние 2006 г.открыть большое изображение
Корпуса «Интуриста» 1930-х гг., архитектор А.В. Самойлов. Проект реконструкции
Корпуса «Интуриста» 1930-х гг., архитектор А.В. Самойлов. Проект реконструкцииоткрыть большое изображение
Новый корпус апарт-отеля
Новый корпус апарт-отеляоткрыть большое изображение

ссылки:

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Юлий Борисов
  • Карен Сапричян
  • Сергей Труханов
  • Зураб Басария
  • Владимир Плоткин
  • Иван Кожин
  • Екатерина Кузнецова
  • Юлия Тряскина
  • Антон Яр-Скрябин
  • Андрей Романов
  • Андрей Асадов
  • Вера Бутко
  • Николай Миловидов
  • Владимир Биндеман
  • Александр Скокан
  • Александр Попов
  • Антон Барклянский
  • Левон Айрапетов
  • Алексей Гинзбург
  • Антон Лукомский
  • Антон Бондаренко
  • Константин Ходнев
  • Наталия Шилова
  • Наталия Зайченко
  • Олег Шапиро
  • Полина Воеводина
  • Андрей Гнездилов
  • Игорь Шварцман
  • Тотан Кузембаев
  • Анатолий Столярчук
  • Владимир Ковалёв
  • Дмитрий Васильев
  • Валерия Преображенская
  • Наталья Сидорова
  • Роман Леонидов
  • Марк Сафронов
  • Екатерина Грень
  • Валерий Лукомский
  • Евгений Герасимов
  • Александр Бровкин
  • Станислав Белых
  • Никита Токарев
  • Всеволод Медведев
  • Александр Асадов
  • Юрий Сафронов
  • Арсений Леонович
  • Сергей Кузнецов
  • Василий Крапивин
  • Сергей Сенкевич
  • Павел Андреев
  • Дмитрий Ликин
  • Илья Уткин
  • Даниил Лоренц
  • Никита Бирюков
  • Сергей Орешкин
  • Олег Карлсон
  • Антон Надточий
  • Алексей Курков
  • Сергей Скуратов
  • Никита Явейн
  • Александра Кузьмина
  • Сергей Чобан
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Илья Машков
  • Антон Ладыгин
  • Олег Мединский
  • Дмитрий Селивохин
  • Рустам Керимов
  • Михаил Канунников

Постройки и проекты (новые записи):

  • Проект остановки общественного транспорта
  • Гимназия А+
  • Реконструкция здания на Зубовской площади
  • Свердловская филармония
  • Международный терминал Ватерлоо
  • Здание офиса продаж ЖК «Селигер Сити»
  • Жилой комплекс WhiteLines
  • Редевелопмент территории мукомольного комбината
  • Гостиница на площади Советской Армии

Технологии:

12.10.2018

Европейские системы ограждений «ZABOR–MODERN.RU» для России

Новый взгляд нa привычные вещи. Забор, как визитная карточка дома.
Zabor Modern
10.10.2018

Русский авангард в интерьерах нового терминала аэропорта Шереметьево

Когда появляется желание сделать что-то абсолютно новое или индивидуальное или воссоздать что-то историческое и гениальное, даже большой палитры стандартных декоров FunderMax может не хватить для полета фантазии архитектора или дизайнера. И тут на помощь приходит FunderMax Individual.
ООО «Декотек Инжиниринг»
01.10.2018

Капремонт системы отопления без сварки

Инновационные решения от Viega Megapress: впервые в России ремонт системы отопления многоэтажного дома проведен полностью без применения сварки, методом холодной опрессовки.
Viega
01.10.2018

Пространства для создания инноваций и почему они важны для всех компаний

Креативность и новые идеи становятся новым ключевым параметром деятельности компаний, без которого не обходится ни один лидер рынка. Но чтобы процесс создания инноваций действительно работал, необходимо создать для сотрудников подходящие рабочие условия, в которых они будут максимально креативными. По материалам исследования Ideation Group, Haworth Inc.
HAWORTH
25.09.2018

Пространство без границ

Современные архитектурные решения предполагают размытие границы между внутренней и внешней средой. Новые защитные ограждения системы «Реалит» RPE 35 и RPI 23 расширяют пространство, превращая стекло в огромный световоздушный экран.
Архитектурные системы «Реалит»
другие статьи