04.04.2007

Горы, море и классическая архитектура

Реконструкция одного из известных сочинских санаториев «Камелии»-«Интуриста» предполагает соседство новой постройки и очага сталинского классицизма вокруг сохраняемого здания 1930-40-х гг.

информация:

Основной корпус гостиницы на месте существующего здания санатория «Камелия»
Основной корпус гостиницы на месте существующего здания санатория «Камелия»открыть большое изображение

Контекст приморского курортного города составляют, с одной стороны, горы, а с другой стороны – корабли. Сочи, правда, город особенный, это излюбленный советский курорт еще со сталинского времени, поэтому он обладает еще и третьей составляющей – архитектурой советского палладианства, которая здесь, при море и на солнце, совершенно по-особенному расцвела, оставив сумрачную строгость московских гибридов палаццо с римской инсулой и превратившись в увеличенные, но похожие копии загородных дворцов итальянского Ренессанса.

Гостиничный комплекс Юрия Виссарионова реагирует на все три темы, продиктованные сочинским окружением. Его главное здание напоминает сразу и корабль, и гору: можно подумать, что квадратная стеклянная башня проросла сквозь землю, подняв за собой пласты горной породы, перемежающие стекло стен и горизонтальные ребра перекрытий. Это особенно ощутимо в нижних ярусах здания, где очертания непрозрачных плоскостей шире, рисунок свободнее, а кровли засажены травой, перемежаемой водными пятнами бассейнов. Продолжая тему, за линией пляжа над морем возникает искусственный остров, связанный с берегом тонким перешейком – ностальгический намек на нормандскую гору Сан-Мишель в миниатюре. Как будто бы в силу тектонических катаклизмов на берегу выросла новая гора, а рядом с ней из воды – остров.

Заметим, что получившийся геологический образ проистекает напрямую из особенностей технологии современного монолитного строительства, которое не требует плотности внешних стен, обходясь внутренними опорами. Бетонные перекрытия можно выносить сравнительно далеко, придавая им, без особенных проблем, почти любые абрисы. Строго говоря, многие современные здания в процессе отливки тоже напоминают слоистые горы - однако в сочинском проекте Юрия Виссарионова эффект закреплен и обыгран: если представить себе вид здания строго сверху, то плавные контуры бетонных потолков, особенно в нижних этажах, будут похожи на рисунок географической карты.

Мощь дикой тектоники, однако, ощутимо осмыслена и окультурена: на острове будет ресторан, газоны ровные, вода в бассейнах с подогревом, а скошенные под углом выступы средних этажей отеля больше напоминают корабельные носы, чем скальные обрывы. Главная башня опутана сеткой декоративных снастей, которые перекликаются с рабочими фермами фуникулера, связывающего гостиницу и остров. В некоторых местах "снасти" проходят сквозь стеклянную массу главного небоскреба, нанизывают на себя большие полукруглые балконы, добавляя "горе" кружевной рукотворности.

Многослойная ярусная композиция займет место семидесятнической вертикальной пластины санатория «Камелия». Однако новое здание будет ощутимо больше и вместительнее, оно буквально срастается с парком, становясь частью обустроенного ландшафта и одновременно – решая главную проблему роскошного сочинского курорта, который отрезан от своего пляжа железнодорожным полотном. Поезда окружат подавляющими шумы барьерами, существующий под железнодорожным полотном проход к пляжу расширят и дополнят верхней пешеходной дорожкой и фуникулером. Неуютное пространство рядом с рельсами займут спортивные залы. Таким образом, поезда окажутся изолированными от отдыхающих "где-то внизу", и превратятся из неизбежной помехи в забавный аттракцион.

Вторая сложность: одно из зданий санатория, классицистический «Интурист», построенный в 1935-49 гг. архитектором А.В. Самойловым, в 2002 году признан памятником. Он состоит из палладианского дворца с вынесенными в сторону моря длинными крыльями, с арочными лоджиями и колоннадами, и нескольких небольших зданий за ним – все вместе, будучи собрано в основании горы, может выглядеть довольно-таки роскошно, хотя в деталях и напоминает немного ВДНХ. Состояние здания, когда-то бывшего одним из лучших санаториев сети «Интуриста», сейчас плохое – эксперты оценивают его износ в 70%, что выражается снаружи в виде обшарпанной штукатурки, подтеках и отсутствии стекол. Архитекторы собираются его сохранить, реконструировать, и дополнить похожими корпусами с арками и балясинами. В результате рядом с футуристической горой возникнет своего рода «исторический центр», небольшой очаг «сочинского» классицизма – можно будет комфортно переходить от одного к другому, а насыщенность впечатлений и есть один из признаков приятного курорта. 

Искусственный остров с кафе
Искусственный остров с кафеоткрыть большое изображение
Искусственный остров. Вид со стороны моря
Искусственный остров. Вид со стороны моряоткрыть большое изображение
Корпус «Интуриста» 1930-х гг., архитектор А.В. Самойлов. Состояние 2006 г.
Корпус «Интуриста» 1930-х гг., архитектор А.В. Самойлов. Состояние 2006 г.открыть большое изображение
Корпуса «Интуриста» 1930-х гг., архитектор А.В. Самойлов. Проект реконструкции
Корпуса «Интуриста» 1930-х гг., архитектор А.В. Самойлов. Проект реконструкцииоткрыть большое изображение
Новый корпус апарт-отеля
Новый корпус апарт-отеляоткрыть большое изображение

ссылки:

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Сергей Чобан
  • Анатолий Столярчук
  • Тотан Кузембаев
  • Сергей Труханов
  • Карен Сапричян
  • Олег Карлсон
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Олег Мединский
  • Александра Кузьмина
  • Александр Бровкин
  • Владимир Ковалёв
  • Екатерина Кузнецова
  • Александр Скокан
  • Владимир Биндеман
  • Юлий Борисов
  • Сергей Скуратов
  • Константин Ходнев
  • Василий Крапивин
  • Игорь Шварцман
  • Полина Воеводина
  • Даниил Лоренц
  • Всеволод Медведев
  • Станислав Белых
  • Роман Леонидов
  • Андрей Гнездилов
  • Илья Машков
  • Антон Бондаренко
  • Дмитрий Селивохин
  • Сергей  Орешкин
  • Никита Явейн
  • Антон Лукомский
  • Антон Надточий
  • Сергей Кузнецов
  • Вера Бутко
  • Юлия Тряскина
  • Сергей Сенкевич
  • Алексей Курков
  • Дмитрий Васильев
  • Владимир Плоткин
  • Алексей Гинзбург
  • Михаил Канунников
  • Никита Бирюков
  • Павел Андреев
  • Наталия Шилова
  • Наталья Сидорова
  • Никита Токарев
  • Валерий Лукомский
  • Александр Асадов
  • Дмитрий Ликин
  • Иван Кожин
  • Александр Попов
  • Илья Уткин
  • Екатерина Грень
  • Николай Миловидов
  • Андрей Асадов
  • Евгений Герасимов
  • Левон Айрапетов
  • Антон Яр-Скрябин
  • Андрей Романов
  • Валерия Преображенская
  • Олег Шапиро
  • Антон Барклянский
  • Антон Ладыгин
  • Арсений Леонович
  • Зураб Басария

Постройки и проекты (новые записи):

  • Международный медицинский кластер в Сколково. Диагностический и терапевтический корпус
  • Московский монорельс
  • Спортивный центр Nike Box MSK
  • Павильон в парке Горького
  • ШАР перед Даниловским рынком
  • ЖК «Палникс»
  • Эскиз застройки территории заводов «Химволокно» и «Пластполимер»
  • Фасады ЖК в Мякининской пойме
  • Офис компании ATRIUM

Технологии:

06.07.2018

Кирпич без границ

Представляем лауреатов Brick Award 2018 – премии, учрежденной компанией Wienerberger за выдающиеся здания, построенные из керамических материалов.
Wienerberger (Винербергер)
04.07.2018

Кондиционеры на фасадах

Рассматриваем еще раз острую проблему кондиционеров на фасаде. Свое мнение высказали архитекторы, девелоперы и специалисты по фасадным системам.
ТехноДекорСтрой
02.07.2018

Птица на гараже

Деконструированный «Птеродактиль» Эрика Мосса в Карвер-Сити сделан из титан-цинка.
RHEINZINK
29.06.2018

Остекление палубы теплохода как главный фактор коммерческого успеха

Безрамное раздвижное остекление Lumon на теплоходе «Ласточка-2»
ЗАО "Лумoн"(LUMON)
18.06.2018

Архитектура из «гипюра»

Что нашли в деталях из Ductal® Жан Нувель, Фрэнк Гери, Ренцо Пьяно и Руди Ричотти? Какие возможности дает этот инновационный материал для архитекторов? Об этом – в интервью с Паскалем Пине, бизнес-инженером направления Ductal® компании LafargeHolcim.
другие статьи