29.09.2009

Сдвиг полюсов

На улице Гиляровского в Москве бюро ABD Architects спроектировало 9-этажный офисный комплекс, чей силуэт напоминает стопку книг. Это проект – наглядное доказательство того, что даже плотная окружающая застройка и крошечный участок не являются препятствием для создания комфортного и интересного здания.

информация:

Реконструкция офисного здания с пристройкой и надстройкой здания на улице Гиляровского © ABD architects
Реконструкция офисного здания с пристройкой и надстройкой здания на улице Гиляровского © ABD architectsоткрыть большое изображение
Участок, предназначенный под застройку, расположен в глубине квартала, ограниченного улицами Гиляровского и Щепкина, а также Капельским переулком. Дом номер 37 представляет собой двухэтажный учебный центр – типовой советский проект, не добавляющий облику квартала никакой визуальной яркости. По своему прямому назначению этот объект давно уже не используется и именно поэтому был выставлен на торги и продан под реконструкцию. Окружен он более высокими административными зданиями, одно из которых принадлежит Московскому метрополитену, другое – спецслужбам, а восточная граница участка прилегает к скверу, являющемуся частью природоохранного комплекса столицы. Это соседство во многом и предопределило функциональное назначение нового объекта. Строить жилье в плотном кольце офисных высоток, как минимум, не гуманно по отношению к его будущим обитателям, а вот офисный комплекс сюда напрашивался сам собой. В пользу намерений заказчика сыграла и близость к метро (пять минут неспешным шагом), и вполне сложившаяся деловая репутация всего района между СК «Олимпийский» и проспектом Мира.

Проектирование объекта на столь затесненном участке, который к тому же почти не просматривается с прилегающих улиц, безусловно, велось с учетом множества «но». В частности, архитекторам с самого начала было понятно, что никакие эксперименты с формой здания в данном случае неуместны, поскольку в подобной тесноте они неизбежно обернутся потерей полезных площадей, тогда как заказчик поставил очень жесткое условие: ему требовалось офисное здание, каждый этаж которого впоследствии можно будет сдать в аренду как целиком, так и отдельными блоками. Вот почему свою работу над обликом нового офисного комплекса ABD Architects начали с того, что спроектировали простой параллелепипед, а затем подогнали его под конкретные требования участка и заказчика.

К недостаткам участка относятся не только его скромная площадь и плотная застройка границ, но и ограниченность подъезда к нему. С улицы Гиляровского к будущему комплексу можно лишь подойти пешком, и то не без сложностей, а с улицы Щепкина в принципе можно подъехать на машине, но вот развернуться или разминуться со встречной машиной уже негде. Между тем перед архитекторами, конечно, стояла задача соблюсти все противопожарные нормы и, в частности, обеспечить пожарный подъезд к зданию. Дорогу предсказуемо «протянули» с улицы Щепкина, а вот для организации разворотной площадки и въезда в подземную парковку пришлось пожертвовать частью объема первого этажа.

Эта вынужденная необходимость и подсказала образное решение всего комплекса. Поскольку примерно пятую часть первого этажа архитекторы «откусили», верхние уровни нависают над входом в вестибюль эффектной консолью. А чтобы избежать ощущения избыточной тяжеловесности этого элемента, три последних этажа комплекса сдвинуты на уровень первого этажа и образуют консоль на противоположном фасаде, нависая над сквером. Получившаяся из-за этого сдвига терраса на уровне седьмого этажа превращается в рекреационное пространство для работников офиса – озелененная по периметру, она может превратиться в летнее кафе или, например, место для неформальных совещаний. Плоскую кровлю комплекса также предполагается сделать эксплуатируемой, правда, ее благоустройство, скорее, выполняется во имя заботы о тех, кто работает в соседних зданиях, ведь созерцать под собой зеленый газон куда приятнее, чем унылый бетонный прямоугольник.

Фасады офисного комплекса полностью выполняются из стекла. Делается это по понятным причинам: в условиях столь тесной застройки еще одно 9-этажное кирпичное или бетонное здание поставило бы крест на восприятии сквера как спасительной лакуне. ABD Architects разработали для этого объекта специальную систему остекления - матовые и прозрачные панели здесь чередуются со смещением в половину модуля. Подобная раскладка дает очень интересный визуальный эффект: с разных точек фасады воспринимаются совершенно по-разному. Прозрачные и матовые сегменты накладываются друг на друга, перемешиваются, словно карты в колоде, и в результате здание кажется легким и воздушным, но при этом совершенно невозможно разглядеть, что происходит внутри. Этот прием позволит избежать нежелательных визуальных связей, которые, казалось бы, почти неизбежны в условиях уже не раз упомянутой тесноты. Это, кстати, было одно из негласных требований технического задания – архитекторам предстояло не только обеспечить комфорт тем, кто будет работать в строящемся офисном комплексе, но и отгородить от каких-либо любопытствующих взоров окна секретного учреждения напротив.

Реализация этого проекта пока под вопросом, поскольку управа округа до сих пор размышляет над тем, насколько гуманно строить на месте детского учреждения офисный комплекс. О том, нужен ли учебно-досуговый центр для школьников в районе, где расположены преимущественно административные здания, судить не нам. Но если говорить о гуманизме архитектурно-планировочных решений в рамках офисной типологии, то проект ABD Architects, безусловно, отвечает всем его требованиям.


прямая речь:
Саид Джабраилов, главный архитектор проекта:

«Одна из интересных особенностей этого проекта – специально разработанная для него система двойного остекления фасада, позволяющая использовать его как регулируемый. В зимнее время межфасадное пространство аккумулирует тепло и помогает обогревать здание, а в летнее, наоборот, активно вентилируется, отводя избыток тепла от внешней стенки здания и помогая за счет этого существенно экономить энергию на кондиционирование помещений.

Двуслойный стеклянный фасад играет ключевую роль и в создании архитектурного облика здания. Как уже говорилось, мы используем прозрачное и матовое стекло, причем в последнем случае двух разных оттенков: внешний слой делаем светло-зеленым, а внутренний - голубоватым, и за счет наложения их друг на друга получаем очень интересный по колористике фасад. При этом мы понимали, что сложность разработанной нами конструкции останется невыявленной, если фасады полностью сделать такими. Поэтому и появились прозрачные, однослойные вставки – они выгодно подчеркивают глубину и многомерность основного «одеяния» здания.»
Саид Джабраилов, главный архитектор проекта
Саид Джабраилов, главный архитектор проектаоткрыть большое изображение
Реконструкция офисного здания с пристройкой и надстройкой здания на улице Гиляровского © ABD architects
Реконструкция офисного здания с пристройкой и надстройкой здания на улице Гиляровского © ABD architectsоткрыть большое изображение
Реконструкция офисного здания с пристройкой и надстройкой здания на улице Гиляровского © ABD architects
Реконструкция офисного здания с пристройкой и надстройкой здания на улице Гиляровского © ABD architectsоткрыть большое изображение
Фотография макета
Фотография макетаоткрыть большое изображение
Генплан
Генпланоткрыть большое изображение
Схема фасада
Схема фасадаоткрыть большое изображение
Ситуационный план
Ситуационный планоткрыть большое изображение

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Антон Яр-Скрябин
  • Антон Барклянский
  • Марк Сафронов
  • Илья Машков
  • Иван Кожин
  • Андрей Асадов
  • Андрей Романов
  • Наталия Шилова
  • Валерия Преображенская
  • Иван Рубежанский
  • Никита Токарев
  • Владимир Ковалёв
  • Юлий Борисов
  • Екатерина Грень
  • Антон Надточий
  • Даниил Лоренц
  • Левон Айрапетов
  • Евгений Герасимов
  • Тотан Кузембаев
  • Илья Уткин
  • Никита Бирюков
  • Всеволод Медведев
  • Екатерина Кузнецова
  • Станислав Белых
  • Арсений Леонович
  • Василий Крапивин
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Сергей Скуратов
  • Александр Бровкин
  • Антон Бондаренко
  • Николай Миловидов
  • Наталья Сидорова
  • Павел Андреев
  • Александр Попов
  • Александра Кузьмина
  • Зураб Басария
  • Михаил Канунников
  • Алексей Гинзбург
  • Олег Карлсон
  • Никита Явейн
  • Вера Бутко
  • Сергей Чобан
  • Карен Сапричян
  • Наталия Зайченко
  • Сергей Кузнецов
  • Константин Ходнев
  • Юлия Тряскина
  • Александр Асадов
  • Владимир Плоткин
  • Роман Леонидов
  • Олег Мединский
  • Валерий Лукомский
  • Антон Лукомский
  • Олег Шапиро
  • Игорь Шварцман
  • Сергей Труханов
  • Рустам Керимов
  • Владимир Биндеман
  • Александр Скокан
  • Дмитрий Васильев
  • Сергей Орешкин
  • Дмитрий Ликин
  • Андрей Гнездилов
  • Юрий Сафронов
  • Сергей Сенкевич
  • Полина Воеводина
  • Анатолий Столярчук

Постройки и проекты (новые записи):

  • Квартал «Преображение»
  • Физкультурно-оздоровительный комплекс в составе ЖК «Лайково»
  • Архитектурная концепция гостиницы Ihouse
  • Архитектурная концепция жилых зданий 18-20G многофункционального комплекса «Красный Октябрь»
  • Многофункциональный жилой и деловой комплекс на месте фабрики «Красный Октябрь»
  • Штаб-квартира музея «Гараж» в парке Горького
  • ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной / варианты 2016
  • Сценография «Волшебной флейты» в театре «Геликон-опера»
  • Коворкинг «Телескоп» во Фрязино

Технологии:

07.12.2018

RHEINZINK для реставрации московского модерна

Продукция RHEINZINK была использована при реставрации объекта наследия федерального значения – особняка Анны Кекушевой на Остоженке.
RHEINZINK
07.12.2018

Легальное граффити

Главная особенность ЖК «Граффити», который строится в Санкт-Петербурге с применением материалов ROCKWOOL, – монументальные росписи в 20 этажей, созданные уличными художниками по мотивам «Алисы в стране чудес».
ROCKWOOL
30.11.2018

Дачный параметризм

Бюро «ДА» спроектировало для Нижнего Новгорода малоэтажный дом, вобравший в себя черты нижегородского стиля и дачной романтики.
VELUX (Велюкс)
23.11.2018

130-летняя история

Архитектурные обмеры и моделирование здания венгерского государственного оперного театра.
GRAPHISOFT
23.11.2018

Оригами из фиброцемента

Оригинальное использование фиброцементных панелей EQUITONE позволило сделать здание районного супермаркета «Азбука вкуса» привлекательным, но не крикливым, одновременно подчеркивая статус компании-арендатора и вписывая здание в окружение.
EQUITONE
другие статьи