Символ современности

Определился победитель международного конкурса на проект Музея современного искусства в Варшаве.

mainImg

Им стал швейцарский архитектор Кристиан Керес, его проект жюри предпочло 109 другим вариантам. Второе место заняло польское бюро «Szaroszyk & Rycerski», а третье – «WW Architekten», также из Швейцарии. Среди отмеченных поощрительными премиями оказался Кенго Кума, участвовавший в конкурсе совместно с поляками «K.Ingarden, J.Evy – Architekci».
По мысли организаторов конкурса, новый музей – первый институт подобного типа в Варшаве, и призван ликвидировать разрыв, существующий между работающими сейчас польскими художниками и публикой, и привлекать до 1 миллиона посетителей ежегодно. А с градостроительной точки зрения, новое здание должно стать новой смысловой точкой в центре города, альтернативой для 230-метрового Дворца науки и культуры, построенного в 1950-е годы.
Проект Кереса основан именно на этом противопоставлении: музей, в отличие от богато декорированной монументальной высотки советского архитектора Л.В. Руднева, характеризует простота форм, активное использование застекления, открытость интерьера в пространство города. Новая постройка не пытается приспособиться к стилю сталинской архитектуры, в котором застроена эта часть центра Варшавы, но предлагает альтернативный вариант формального решения, выступающего в данном контексте как символ свободы и взгляда в будущее. Архитектор основывался в своей работе не только на западном варианте модернизма, но и использовал польские постройки конца 1950-1960-х годов, представляющие собой замечательный национальный извод этого течения в архитектуре XX века.
Здание музея должно открыться в 2010 году на площади Дефилад (Парадов), одной из самых больших в Европе. Чтобы освободить место для его строительства, там планируется снести несколько построек. В плане музей напоминает латинскую L, и состоит из трех этажей. Количество опор в его интерьере уменьшается с возрастанием высоты. Это позволяет достичь максимальной гибкости планировки выставочных пространств (общая площадь – 10 000 кв. м), расположенных на верхнем ярусе. Для каждой новой экспозиции будет возможно создавать новую серию залов с различной степенью освещенности, с разными планами и размерами. 
На втором этаже будет расположен главный вестибюль, библиотека, кафе, а также – помещения администрации и аудитория. Туда с уровня улицы будет вести парадная лестница, а собственно первый этаж будет занят торговыми и офисными площадями и будет играть роль своего рода «пьедестала» для собственно музея.

Несмотря на «благополучный» исход международного конкурса на проект Музея современного искусства в Варшаве, в процессе его проведения был момент, когда он мог стать не менее печально знаменитым, чем конкурс на проект «Газпром-Сити».
Первоначально конкурс проводился по внутренним правилам, установленным в Польше. Некоторые их требования сделали практически невозможным участие в нем иностранных архитекторов, поэтому многие члены международного жюри, в том числе директор Галереи Тейт сэр Николас Серота и директор лондонского Музея Дизайна, теоретик архитектуры Деян Суджик, в знак протеста вышли из его состава. В результате, организаторы были вынуждены упростить процедуру участия и провести «второе издание» конкурса.

Кристиан Керес. Музей современного искусства в Варшаве. Проект. Общий вид
Кристиан Керес. Музей современного искусства в Варшаве. Проект. Слева - Дворец науки и культуры
zooming
Кристиан Керес. Музей современного искусства в Варшаве. Проект. Общий вид
Кристиан Керес. Музей современного искусства в Варшаве. Проект. Вид выставочного зала
zooming
Кристиан Керес. Музей современного искусства в Варшаве. Проект. Вид выставочного зала
zooming
«Szaroszyk & Rycerski». Конкурсный проект Музея современного искусства в Варшаве. 2-е место
zooming
«WW Architekten». Конкурсный проект Музея современного искусства в Варшаве. 3-е место
zooming
Кенго Кума и «K.Ingarden, J.Evy – Architekci». Конкурсный проект Музея современного искусства в Варшаве. Поощрительная премия

28 Февраля 2007

Похожие статьи
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
Второй цирковой
Мэр Москвы Сергей Собянин показал проект, победивший в конкурсе на реконструкцию Большого цирка на проспекте Вернадского. Рассматриваем проект и разные отклики на него. Примерно половина из известных нам предпочла безмолвствовать. А нам кажется, ну как молчать, если про конкурс и проект почти ничего не известно? Рассуждаем.
Технологии и материалы
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
Сейчас на главной
Космические фасады
В Шэньчжэне открылся Музей науки и технологии по проекту Zaha Hadid Architects. Переливающиеся стальные панели его фасадов своим цветом должны напоминать о небесных телах.
По ком звонит колокол
В петербургском Манеже работает выставка, посвященная подвигу тыла в годы Великой Отечественной войны. За архитектуру отвечало бюро DD|A:D, которое не оставило посетителям шансов «проскользить» по экспозиции: приемы из сакральной и мемориальной архитектуры включают чувства, а фактуры, цвет и свет задают тон, подготавливая к встрече с тяжелыми и важными событиями.
Медицинская сталь
Петербургский бренд Hircost специализируется на одежде для врачей, в том числе неформальной. Для флагманского магазина NDA design studio воспроизвели эстетику медицинского кабинета: с помощью металлических поверхностей, «хирургического» освещения, стеклоблоков и амальгамных штор примерочных.
Бронза, соль, стеклоблоки
Отель «Сижан» по проекту Vector Architects на востоке Китая спланирован вокруг девяти внутренних дворов, каждый из которых получил свою трактовку.