Символ современности

Определился победитель международного конкурса на проект Музея современного искусства в Варшаве.

mainImg

Им стал швейцарский архитектор Кристиан Керес, его проект жюри предпочло 109 другим вариантам. Второе место заняло польское бюро «Szaroszyk & Rycerski», а третье – «WW Architekten», также из Швейцарии. Среди отмеченных поощрительными премиями оказался Кенго Кума, участвовавший в конкурсе совместно с поляками «K.Ingarden, J.Evy – Architekci».
По мысли организаторов конкурса, новый музей – первый институт подобного типа в Варшаве, и призван ликвидировать разрыв, существующий между работающими сейчас польскими художниками и публикой, и привлекать до 1 миллиона посетителей ежегодно. А с градостроительной точки зрения, новое здание должно стать новой смысловой точкой в центре города, альтернативой для 230-метрового Дворца науки и культуры, построенного в 1950-е годы.
Проект Кереса основан именно на этом противопоставлении: музей, в отличие от богато декорированной монументальной высотки советского архитектора Л.В. Руднева, характеризует простота форм, активное использование застекления, открытость интерьера в пространство города. Новая постройка не пытается приспособиться к стилю сталинской архитектуры, в котором застроена эта часть центра Варшавы, но предлагает альтернативный вариант формального решения, выступающего в данном контексте как символ свободы и взгляда в будущее. Архитектор основывался в своей работе не только на западном варианте модернизма, но и использовал польские постройки конца 1950-1960-х годов, представляющие собой замечательный национальный извод этого течения в архитектуре XX века.
Здание музея должно открыться в 2010 году на площади Дефилад (Парадов), одной из самых больших в Европе. Чтобы освободить место для его строительства, там планируется снести несколько построек. В плане музей напоминает латинскую L, и состоит из трех этажей. Количество опор в его интерьере уменьшается с возрастанием высоты. Это позволяет достичь максимальной гибкости планировки выставочных пространств (общая площадь – 10 000 кв. м), расположенных на верхнем ярусе. Для каждой новой экспозиции будет возможно создавать новую серию залов с различной степенью освещенности, с разными планами и размерами. 
На втором этаже будет расположен главный вестибюль, библиотека, кафе, а также – помещения администрации и аудитория. Туда с уровня улицы будет вести парадная лестница, а собственно первый этаж будет занят торговыми и офисными площадями и будет играть роль своего рода «пьедестала» для собственно музея.

Несмотря на «благополучный» исход международного конкурса на проект Музея современного искусства в Варшаве, в процессе его проведения был момент, когда он мог стать не менее печально знаменитым, чем конкурс на проект «Газпром-Сити».
Первоначально конкурс проводился по внутренним правилам, установленным в Польше. Некоторые их требования сделали практически невозможным участие в нем иностранных архитекторов, поэтому многие члены международного жюри, в том числе директор Галереи Тейт сэр Николас Серота и директор лондонского Музея Дизайна, теоретик архитектуры Деян Суджик, в знак протеста вышли из его состава. В результате, организаторы были вынуждены упростить процедуру участия и провести «второе издание» конкурса.

Кристиан Керес. Музей современного искусства в Варшаве. Проект. Общий вид
Кристиан Керес. Музей современного искусства в Варшаве. Проект. Слева - Дворец науки и культуры
zooming
Кристиан Керес. Музей современного искусства в Варшаве. Проект. Общий вид
Кристиан Керес. Музей современного искусства в Варшаве. Проект. Вид выставочного зала
zooming
Кристиан Керес. Музей современного искусства в Варшаве. Проект. Вид выставочного зала
zooming
«Szaroszyk & Rycerski». Конкурсный проект Музея современного искусства в Варшаве. 2-е место
zooming
«WW Architekten». Конкурсный проект Музея современного искусства в Варшаве. 3-е место
zooming
Кенго Кума и «K.Ingarden, J.Evy – Architekci». Конкурсный проект Музея современного искусства в Варшаве. Поощрительная премия

28 Февраля 2007

Похожие статьи
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
Второй цирковой
Мэр Москвы Сергей Собянин показал проект, победивший в конкурсе на реконструкцию Большого цирка на проспекте Вернадского. Рассматриваем проект и разные отклики на него. Примерно половина из известных нам предпочла безмолвствовать. А нам кажется, ну как молчать, если про конкурс и проект почти ничего не известно? Рассуждаем.
Технологии и материалы
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
Сейчас на главной
По ком звонит колокол
В петербургском Манеже работает выставка, посвященная подвигу тыла в годы Великой Отечественной войны. За архитектуру отвечало бюро DD|A:D, которое не оставило посетителям шансов «проскользить» по экспозиции: приемы из сакральной и мемориальной архитектуры включают чувства, а фактуры, цвет и свет задают тон, подготавливая к встрече с тяжелыми и важными событиями.
Медицинская сталь
Петербургский бренд Hircost специализируется на одежде для врачей, в том числе неформальной. Для флагманского магазина NDA design studio воспроизвели эстетику медицинского кабинета: с помощью металлических поверхностей, «хирургического» освещения, стеклоблоков и амальгамных штор примерочных.
Бронза, соль, стеклоблоки
Отель «Сижан» по проекту Vector Architects на востоке Китая спланирован вокруг девяти внутренних дворов, каждый из которых получил свою трактовку.
Разноцветный город
Работая для Кунцево над масштабным проектом, у которого пока еще нет названия, Kleinewelt Architekten не только предложили целый веер силуэтов башен «ампирных» оттенков, и не только продумали разновысотность, создав внизу шестиэтажный «неоурбанистический» город квартальной планировки – но еще и нашли для своего решения исторические и средовые обоснования. Они восстанавливают несколько «сталинских» домов, оставшихся от послевоенного города Кунцева, а также ж/д станцию 1953 года, снесенную в 2017.