English version

Кирпичный дом в большом городе

Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.

mainImg
Архитектор:
Степан Липгарт
Проект:
ЖК “Alter”
Россия, Санкт-Петербург, Магнитогорская, 11

Авторский коллектив:
Автор объемно-пространственных и фасадных решений: С. В. Липгарт

2018 — 2020 / 3.2020

Планировочные решения, производство стадии П, производство стадии РД: ООО А-Архитектс
Визуализация: рекламное агенство Mosgraf
Заказчик: инвестиционно-строительный холдинг AAG
ЖК на Малоохтинском проспекте
Россия, Санкт-Петербург, Малоохтинский проспект, 8

Авторский коллектив:
Автор фасадных решений: С. В. Липгарт

2020 — 2020

Генплан, объемно-планировочные решения: ООО «Испытательный центр «Стройэксперт»
Два дома Степана Липгарта на реке Охте в Санкт-Петербурге интересны тем, что это продолжение темы кирпичного дома в современном городе. Тема актуальная, кирпич нравится и архитекторам, и жителям, за последние двадцать лет в России появилось немало удачных примеров. Кирпичное здание можно спроектировать множеством способов: в виде скульптуры в модернистском ключе, в смешении лофтовой эстетики с приемами традиционной архитектуры, а можно в романтических вариациях ар-деко, которые и были выбраны.
ЖК “Alter”
© Липгарт Архитектс, Агентство Mosgraf (визуализация)
Дом на Малоохтинском проспекте
© Липгарт Архитектс

Контекст у жилых комплексов в районе реки Охты, на Магнитогорской улице и на Малоохтинском проспекте – общий. Участки находятся на границе исторического и советского Петербурга, в рыхлом поясе, наполненном как дореволюционными жилыми и промышленными зданиями, так и советскими хрущевками. Впрочем, виды из обоих домов откроются роскошные – на другом берегу самый что ни на есть исторический город с ансамблем Смольного и Никольским собором. Район перспективный, недалеко находится питерский Артплей, рядом строится жилой комплекс шведского девелопера. Главной точкой отсчета при обращении к кирпичной архитектуре стала судостроительная фабрика 1911 года постройки, сменившая много названий, из которых наиболее запоминающееся «Фабрика Лепсе», – краснокирпичный дореволюционный пром с башней, где в наше время поселился бизнес-центр.
  • zooming
    1 / 3
    Бывшая судостроительная фабрика Лепсе, ныне бизнес-центр «Шаумяна,10».
    © Степан Липгарт
  • zooming
    2 / 3
    Бывшая судостроительная фабрика Лепсе, ныне бизнес-центр «Шаумяна,10».
    © Степан Липгарт
  • zooming
    3 / 3
    Бывшая судостроительная фабрика Лепсе, ныне бизнес-центр «Шаумяна,10».
    © Степан Липгарт


ЖК Alter на Магнитогорской улице
Если контекст у проектов на Магнитогорской и на Малоохтинском был сходный, то согласовательные мытарства оказались разные. Сначала дом Alter на Магнитогорской был задуман автором в стиле кирпичного экспрессионизма (Backstein expressionismus) – разновидности ар-деко, характерной для масштабных немецких и голландских зданий 1920-х типа Чилехауса в Гамбурге или высотки Анцайгер в Ганновере, в которых бурные процессы машинного века уже очевидны, но кирпичная оболочка еще держится старых приемов ремесленного качества. Романтизм и гигантомания, с одной стороны, рукотворный, замысловатый маньеризм кирпичных узоров – с другой.
  • zooming
    1 / 4
    Ратуша в Вильгельмсхавене
    Фотография: Christian A. Schroeder / CC BY-SA 4.0
  • zooming
    2 / 4
    Высотное здание Anzeiger в Ганновере
    Фотография: Christian A. Schroeder / CC BY-SA 4.0
  • zooming
    3 / 4
    Станция метро Borsigwerke в Берлине
    Фотография © A.Savin, WikiCommons
  • zooming
    4 / 4
    Жилая водонапорная башня в Бремене. Арх. Вильгельм Кунц.
    Фотография: Hannes Grobe / CC BY-SA 3.0

Первый вариант Alter’a был домом с «бастионами», решенным в форме несимметричного каре, отмечавшего изгиб реки. Венчающую балюстраду украшали пинакли в виде фабричных труб – дань индустриальному пейзажу. Вообще фабричные трубы вызывают у архитекторов загадочные чувства: в них видят кампаниллы (а в фабриках – базилики), английский раннеиндустриальный пейзаж из труб представлялся Шинкелю курящимися египетскими обелисками. Степану Липгарту, наоборот, в пинаклях явились фабричные трубы (у Михаила Белова, помнится, были пинакли в виде нефтяных вышек). На мой взгляд, технике самое место – в пинаклях, на периферии, как горгульям – в водостоках готических соборов. Архитекторы же фабрику романтизируют и, пожалуй, чувствуют в ней энергию и витальность.
  • zooming
    1 / 5
    Проект дома на Магнитогорской ул. Вариант каре в стиле кирпичного экспрессионизма
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    2 / 5
    Один из вариантов проекта на Магнитогорской ул. в стиле кирпичного экспрессионизма
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    3 / 5
    Один из вариантов проекта на Магнитогорской ул. в стиле кирпичного экспрессионизма
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    4 / 5
    Проект дома на Магнитогорской ул. Вариант каре в классическом стиле
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    5 / 5
    Проект дома на Магнитогорской ул. Вариант каре в классическом стиле
    © Липгарт Архитектс

Так вот, романтический Backstein Expressionismus не прошел согласование у главного архитектора Петербурга, и второй, классический, вариант дома Alter также не был принят. Постепенно жилой комплекс на Магнитогорской приобрел вид сгруппированных вокруг двора трех кирпичных башен, которые выстраивают диалог с тремя белыми башнями другого архитектора, расположенными в непосредственной близости. Так что получилось некое посвящение. Поэты и композиторы свои произведения часто посвящают, а архитекторы почему-то нет. На моей памяти первый случай.
  • zooming
    1 / 3
    ЖК “Alter”
    © Липгарт Архитектс, Агентство Mosgraf (визуализация)
  • zooming
    2 / 3
    ЖК “Alter”
    © Липгарт Архитектс, Агентство Mosgraf (визуализация)
  • zooming
    3 / 3
    Генплан участка. ЖК “Alter”
    © А-Архитектс

Три башни выполнены в так называемом «ребристом» стиле американского ар-деко. Ребристые углы уступов подчеркивают вертикальное движение, линии умножаются и стремятся вверх, завершаясь характерными скруглениями, как струи фонтанов, взмывшие вверх и достигшие предела высоты. Террасы последних трех этажей как раз и покоятся на этих «струях». Плюс есть еще пространство на крыше для жителей пентхаусов. Террасы – характерная черта американского ар-деко, а вот окна с мелкой расстекловкой в клеточку как раз больше свойственны амстердамскому и гамбургскому кирпичному экспрессионизму. Кстати, все окна – французские, до пола, чему нельзя не порадоваться.
  • zooming
    ЖК “Alter”
    © Липгарт Архитектс, Агентство Mosgraf (визуализация)
  • zooming
    ЖК “Alter”
    © Липгарт Архитектс, Агентство Mosgraf (визуализация)

В соответствии с принятой структурой, в стилобате и в нижних этажах разместят коммерческие помещения. На крыше стилобата будет закрытый двор, а под ним – паркинг. Любопытно совмещение масштабов. Масштаб стилобата – один этаж, а нижний регистр башен с пилястрами – три этажа. Если башни формируют градостроительную акваторию – поскольку воспринимаются с дальних точек, – то стилобат (с кофейнями) и въезды в паркинг ориентированы на человеческий масштаб и уличное пространство. Кстати, два общественных пространства – набережную, что идет вдоль исторического «Завода Лепсе» через квартал Alter к шведскому жилому комплексу, и двор – благоустроят в рамках проекта.
  • zooming
    1 / 7
    ЖК “Alter”
    © Липгарт Архитектс, Агентство Mosgraf (визуализация)
  • zooming
    2 / 7
    ЖК “Alter”
    © Липгарт Архитектс, Агентство Mosgraf (визуализация)
  • zooming
    3 / 7
    План типового этажа. ЖК “Alter”
    © А-Архитектс
  • zooming
    4 / 7
    План типового этажа. ЖК “Alter”
    © А-Архитектс
  • zooming
    5 / 7
    План типового этажа. ЖК “Alter”
    © А-Архитектс
  • zooming
    6 / 7
    План 1-го этажа. ЖК “Alter”
    © А-Архитектс
  • zooming
    7 / 7
    Разрез. ЖК “Alter”
    © А-Архитектс


Дом на Малоохтинском проспекте
Этот дом предназначен для еще более пестрого контекста: желто-белое классическое казенное здание, доходный дом Серебряного века, лишенный декора, и советские пятиэтажки 1960-х. На участке ранее уже было спроектировано здание, однако его решения не удовлетворяли заказчика. Первоначально новый проектируемый объем складывался криволинейным, со сложным силуэтом, шел поиск наиболее оптимальной композиции с точки зрения инсоляции и показателей. В дальнейшем заказчик предпочёл вернуться к более простой форме, которая была задана в предшествовавшем проекте. Все фасады состоят из трех ярусов по два этажа плюс двухэтажный «цоколь» и аттик. От того, что этажи объединены по два, возникает зрительный эффект уменьшения высоты: кажется, что этажей пять, а на самом деле – девять. Дом выходит на улицу торцом, он же главный фасад. Композицию держат два эркера с нишей между ними. Чувственной линией эркеров проект адресуется к доходному дому начала ХХ века в стиле модерн, в частности к произведениям Алексея Бубыря. Один из вариантов даже был штукатурным, и в нем это происхождение особенно заметно.
  • zooming
    1 / 5
    Дом на Малоохтинском проспекте. Вариант с широкими эркерами
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    2 / 5
    Дом на Малоохтинском проспекте. Вариант с широкими эркерами
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    3 / 5
    Дом на Малоохтинском проспекте. Вариант с широкими эркерами
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    4 / 5
    Дом на Малоохтинском проспекте. Вариант «Бубырь штукатурный».
    © Липгарт Аркитектс
  • zooming
    5 / 5
    Дом на Малоохтинском проспекте. Вариант «Бубырь штукатурный».
    © Липгарт Аркитектс

Асимметричная ниша между эркерами вносит в композицию главного фасада легкий элемент нерегулярности. Как будто волна прошла по поверхности, оставив на ней след, и сдвинула эркеры относительно оси. На самом деле эркеры пришлось заузить, чтобы они согласно нормам не превышали 30 % площади фасада. Эркеры опираются на консоли в виде перевернутых архитектонов – ар-декошная деталь! Кирпичная стена утончается кверху: в бельэтаже профилированные обрамления окон подчеркивают массу стены, в следующем ярусе лопатки между окнами становятся уже, а в третьем эркерном ярусе кирпичные лопатки частично закрыты металлическими пластинами. Возникает эффект уменьшения плотности и растворения телесности стены.
  • zooming
    1 / 4
    Дом на Малоохтинском проспекте
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    2 / 4
    Дом на Малоохтинском проспекте
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    3 / 4
    Генплан. ЖК на Малоохтинском проспекте
    © А-Архитектс и ООО «ИЦ Стройэксперт»
  • zooming
    4 / 4
    Дом на Малоохтинском проспекте
    © Липгарт Архитектс

Подобная игра есть и в нижнем ярусе, который трудно назвать цокольным, так как он выглядит легким, состоит из двух стеклянных этажей, общественного коммерческого и жилого. Зрительно они объединены стеклянной плоскостью, на которой сгущаются и разреживаются кирпичные «шторы». Дворовый фасад организован с помощью ризалитов и эркеров, но более плоских и регулярных. С противоположной стороны дом имеет выступ со скруглением, здесь как бы продолжается движение волны, начатой на главном фасаде. В аттике находится пентхаус, стена здесь облицована ребристым кирпичным узором в виде «резинки».
  • zooming
    1 / 7
    Дом на Малоохтинском проспекте
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    2 / 7
    Дом на Малоохтинском проспекте
    © А-Архитектс и ООО «ИЦ Стройэксперт»
  • zooming
    3 / 7
    План 1-го этажа. ЖК на Малоохтинском проспекте
    © А-Архитектс и ООО «ИЦ Стройэксперт»
  • zooming
    4 / 7
    План 3-8 этажей.ЖК на Малоохтинском проспекте
    © А-Архитектс и ООО «ИЦ Стройэксперт»
  • zooming
    5 / 7
    План 9-го этажа. ЖК на Малоохтинском проспекте
    © А-Архитектс и ООО «ИЦ Стройэксперт»
  • zooming
    6 / 7
    Разрез 1-1. ЖК на Малоохтинском проспекте
    © А-Архитектс и ООО «ИЦ Стройэксперт»
  • zooming
    7 / 7
    Разрез 2-2. ЖК на Малоохтинском проспекте
    © А-Архитектс и ООО «ИЦ Стройэксперт»

Дом планируется облицовать благородным клинкером, окна у него современные, лофтовые, с темно-серыми алюминиевыми рамами. То есть промышленный лофт в самом привлекательном, кирпичном, варианте скрещён с экспрессивной пластикой доходного дома Серебряного века. Также вспоминаются эксперименты с эркерами в кирпичном экспрессионизме и в застройке Петроградской стороны 1920-х годов. По-видимому, совмещать кирпичный лофт с традиционной архитектурой вообще плодотворно. Например, в московском здании Рассвет LOFT Studio промышленная эстетика была наложена на прием Нового Урбанизма, когда фасадный фронт состоял как бы из нескольких узких домов. Коктейль кирпичного лофта с ар-нуво и ар-деко в доме на Малоохтинском проспекте также весьма убедителен.
Дом на Малоохтинском проспекте
© Липгарт Архитектс

Обе вариации кирпичного дома, предложенные Степаном Липгартом, представляются мне перспективными для современного города. Трактованная творчески кирпичная кладка формирует в первых ярусах комфортную для глаза пластику, позволяя строить выше сколько угодно одинаковых этажей, если это необходимо. Значительная часть Манхэттена и других районов Нью-Йорка выстроена именно так. Для крупных российских городов, где по обстоятельствам непреодолимой силы не удается создавать гуманную 7-8 этажную застройку, фактурный кирпич разной степени ордерности – отличный выход. Там же, где масштаб меньше и ТЭПы не столь сильно довлеют над автором, возможности кирпичной пластики совершенно безграничны, что и доказывает проект на Малоохтинском проспекте.
P.S. Человек как художественная задача
Единение человеческого начала и художественных ценностей в традиционной архитектуре считалось непреложным. Превращение машины в идола, случившееся в архитектуре авангарда, привело к полному вытеснению человеческого, которое выражалось раньше в ордере, пластике, человекоподобии здания. Этот процесс продолжается около ста лет. В XXI веке наличие в поэтике архитектуры человеческого начала не только не считается обязательным, но о нем даже не вопрошают. Отчасти проблематика человека переместилась в благоустройство и планировку квартир, но там речь идет о чисто функциональном, то есть усеченном понимании человека.

Фабрика начала ХХ века была домом для машины, но парадоксальным образом сохраняла человеческое начало в строении кирпичного фасада, пропорциях, силуэте, карнизах и наличниках. Теперь мы ценим и сохраняем доавангардный кирпичный пром, причем сохраняем именно оболочку, распоряжаясь внутренним пространством по своему усмотрению. Как хорошо, что форма не следовала функции! В кирпичном экспрессионизме 1920-х жилой дом, напротив, в каком-то смысле стал фабрикой, наполнился индустриальной романтикой, но человеческое сохранил априори благодаря рисунку рукотворной кирпичной кладки.

Сегодня архитекторы о человеческом начале как художественной задаче не спрашивают, поглощенные менее высокими, хотя и не менее важными, задачами. Но для Степана Липгарта этот вопрос был главным в период получения образования. Именно о человеке состоялся спор студента Липгарта с деконструктивистом Томом Мейном, и вектор был выбран Степаном именно тогда. Во всех своих петербургских проектах – ЖК «Ренессанс», ЖК «Бомонд» и ЖК «Маленькая Франция» на Васильевском острове, архитектор занимается исследованием пластики фасада, в котором человек так или иначе присутствует. И два кирпичных дома на Охте – не исключение.

Остается, конечно, еще главный вопрос «Зачем?». Зачем человек в архитектуре? Ответ, по крайней мере для христианина, очень простой. Человек – это образ Божий. Выкидывая из архитектуры человека, мы устраняем из нее и Бога. Остается природа и техника, экологический тоталитаризм и роботизированная цивилизация, которые мы и наблюдаем в надвигающемся шестом технологическом укладе. Искусство и архитектура (если она – искусство) всегда точно предсказывают образ будущего. Хорошо, что они оставляют нам надежду.
 
Архитектор:
Степан Липгарт
Проект:
ЖК “Alter”
Россия, Санкт-Петербург, Магнитогорская, 11

Авторский коллектив:
Автор объемно-пространственных и фасадных решений: С. В. Липгарт

2018 — 2020 / 3.2020

Планировочные решения, производство стадии П, производство стадии РД: ООО А-Архитектс
Визуализация: рекламное агенство Mosgraf
Заказчик: инвестиционно-строительный холдинг AAG
ЖК на Малоохтинском проспекте
Россия, Санкт-Петербург, Малоохтинский проспект, 8

Авторский коллектив:
Автор фасадных решений: С. В. Липгарт

2020 — 2020

Генплан, объемно-планировочные решения: ООО «Испытательный центр «Стройэксперт»

09 Октября 2020

Липгарт Архитектс: другие проекты
Лепка ракурсом
Степан Липгарт внедряет на окраине Казани «схематизированное ар-деко», да еще и зеленого цвета, со стеклянистой корочкой на фасадах. Главные достоинства проекта – он тщательно выстраивает ракурсы, стремясь сформировать в непростом окружении зародыш города не только в смысле пешеходности, но и пластически. Работает с силуэтами, предлагает любопытные треугольные «горки» террас. Да и выстроен он как кристалл, по двум сеткам, ортогональной и диагональной. Что получилось, что нет, в чем особенности – читайте в тексте.
Золотное шитье
Пятиэтажный клубный дом, спроектированный Степаном Липгартом в Казани, реагирует на разностилевой контекст цельностью и одновременно подвижностью формы, а на соседство с театром «Экият» – сходством со складками театрального занавеса и активной пластикой балконов, в которой прочитывается сходство с театральными ложами. Он весь немного «на котурнах», но обобщен и современен. В нем даже не так просто найти элементы ар-деко, хотя дух тридцатых, пропущенный через фильтр неомодернизма, все же чувствуется. Как и Восток.
Стримлайн для «городских каньонов»
Степан Липгарт спроектировал два дома для небольших участков в интенсивно застраиваемых новым жильем окрестностях Варшавского вокзала. Расположенные не рядом, но поблизости, различны, но подобны: тема одна, а трактовка разная. Рассматриваем и сравниваем оба проекта.
Ар-деко на границе с Космосом
Конкурсный проект Степана Липгарта – клубный дом сдержанно-классицистической стилистики для участка в близком соседстве со зданием Музея космонавтики в Калуге – откликается и на контекст, и на поставленную заказчиком задачу. Он в меру респектабален, в меру подвижен и прозрачен, и даже немного вкапывается в землю, чтобы соблюсти строгие высотные ограничения, не теряя пропорций и масштаба.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Выходи во двор
Бывшая текстильная фабрика «Красное знамя» на Петроградской стороне, построенная при участии Эриха Мендельсона, превратится в жилой квартал. Рассматриваем концепции благоустройства дворовых территорий, созданные молодыми архитекторами под руководством Степана Липгарта и бюро ХВОЯ.
Поток и линии
Проекты вилл Степана Липгарта в стиле ар-деко демонстрируют технический символизм в сочетании с утонченной отсылкой к 1930-м. Один из проектов бумажный, остальные предназначены для конкретных заказчиков: топ-менеджера, коллекционера и девелопера.
Полифония строгого стиля
Проект жилого комплекса «ID Московский» на Московском проспекте в Петербурге – работа команды Степана Липгарта минувшего 2020 года. Ансамбль из двух зданий, объединенных пилонадой, выполнен в стиле обобщенной неоклассики с элементами ар-деко.
Союз искусства и техники
Интерес к архитектуре 1930-х для Степана Липгарта – путеводная звезда. В проекте дома «Amo» на Васильевском острове в Санкт-Петербурге архитектор взял за точку отсчета московское ар-деко – эстетское, с росписями в технике сграффито. И заодно развил типологию квартала как органической структуры.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Паломничество в страну ар-деко
В ЖК «Маленькая Франция» на 20-й линии Васильевского острова Степан Липгарт собеседует с автором Нового Эрмитажа, мастерами Серебряного века и советского ар-деко на интересные профессиональные темы: дом с курдонером в историческом Петербурге, баланс стены и витража в архитектонике фасада. Перед вами результаты этой виртуальной беседы.
Степан Липгарт: «Гнуть свою линию – это правильно»
Потомок немецких промышленников, «сын Иофана», архитектор – о том, как изучение ордерной архитектуры закаляет волю, и как силами нескольких человек проектировать жилые комплексы в центре Петербурга. А также: Дед Мороз в сталинской высотке, арка в космос, живопись маньеризма и дворцы Парижа – в интервью Степана Липгарта.
Линия отягощенного порыва
Жилой комплекс «Ренессанс» архитектора Степана Липгарта продолжает линию исторического центра Санкт-Петербурга и переосмысляет ленинградское ар деко и неоклассику 1930-50-х применительно к цивилизационным вызовам нашего века.
Похожие статьи
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
В центре – полукруг
Бюро Atelier Delalande Tabourin реконструировало здание правительства региона Центр–Долина Луары в Орлеане. Главным мотивом проекта стали заданные планировкой зала заседаний полукруг и круг.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.