«Способность радовать»

В коротком списке премии Стерлинга, которую получит лучшее здание Великобритании–2019 – социальное жилье стандарта PassivHaus, дом из пробки, лондонский вокзал и загородный оперный театр в бывших конюшнях XVII века.

author pht

Автор текста:
Нина Фролова

mainImg
Премия присуждается Королевским институтом британских архитекторов (RIBA) с 1996: она была создана на основе аналогичной награды «Здание года» и носит имя Джеймса Стерлинга, одного из крупнейших архитекторов послевоенной Британии. Как считается, на момент своей смерти в 1992 он не успел получить адекватного таланту признания, поэтому самая престижная награда для его коллег служит ему мемориалом.

Премия прежде включала денежный приз размером в 20 000 фунтов, но в последние годы из-за сложной экономической ситуации обходятся без него. Не каждый раз, но в большинстве случаев церемонию объявления и награждения победителей транслируют в прямом эфире по национальному телевидению. В этом году церемония пройдет 8 октября.

Критерии премии – проектное видение, новаторство и оригинальность, способность возбуждать, вовлекать и радовать обитателей и посетителей этих зданий, их доступность и устойчивость, соответствие назначению и удовлетворенность заказчика. Короткий список формируется «внутренним» жюри RIBA из зданий, отмеченных Национальными наградами института (порядка полусотни), а тех выбирают из лауреатов региональных премий. Обладателя «Стерлинга» определяет внешнее жюри, его состав меняется год от года.


Жилой массив на Голдсмит-стрит
Норидж
Архитекторы: бюро Mikhail Riches и Кэти Холи (Cathy Hawley)
8056 м2
Жилой массив на Голдсмит-стрит
Фото © Tim Crocker
  • zooming
    1 / 21
    Жилой массив на Голдсмит-стрит
    Фото © Tim Crocker
  • zooming
    2 / 21
    Жилой массив на Голдсмит-стрит
    Фото © Tim Crocker
  • zooming
    3 / 21
    Жилой массив на Голдсмит-стрит
    Фото © Tim Crocker
  • zooming
    4 / 21
    Жилой массив на Голдсмит-стрит
    Фото © Tim Crocker
  • zooming
    5 / 21
    Жилой массив на Голдсмит-стрит
    Фото © Tim Crocker
  • zooming
    6 / 21
    Жилой массив на Голдсмит-стрит
    Фото © Matthew Pattenden
  • zooming
    7 / 21
    Жилой массив на Голдсмит-стрит
    Фото © Tim Crocker
  • zooming
    8 / 21
    Жилой массив на Голдсмит-стрит
    Фото © Tim Crocker
  • zooming
    9 / 21
    Жилой массив на Голдсмит-стрит
    Фото © Matthew Pattenden
  • zooming
    10 / 21
    Жилой массив на Голдсмит-стрит
    Фото © Matthew Pattenden
  • zooming
    11 / 21
    Жилой массив на Голдсмит-стрит
    Фото © Tim Crocker
  • zooming
    12 / 21
    Жилой массив на Голдсмит-стрит
    Фото © Tim Crocker
  • zooming
    13 / 21
    Жилой массив на Голдсмит-стрит
    Фото © Tim Crocker
  • zooming
    14 / 21
    Жилой массив на Голдсмит-стрит
    Фото © Tim Crocker
  • zooming
    15 / 21
    Жилой массив на Голдсмит-стрит
    Фото © Tim Crocker
  • zooming
    16 / 21
    Жилой массив на Голдсмит-стрит
    Фото © Tim Crocker
  • zooming
    17 / 21
    Жилой массив на Голдсмит-стрит
    Фото © Tim Crocker
  • zooming
    18 / 21
    Жилой массив на Голдсмит-стрит
    Фото © Tim Crocker
  • zooming
    19 / 21
    Жилой массив на Голдсмит-стрит
    Фото © Tim Crocker
  • zooming
    20 / 21
    Жилой массив на Голдсмит-стрит
    Фото © Tim Crocker
  • zooming
    21 / 21
    Жилой массив на Голдсмит-стрит
    Фото © Tim Crocker
Комплекс из 105 квартир социальной аренды, соответствующий стандарту Passivhaus, построен по заказу муниципалитета. Схема основана на традиционной для Англии XIX века «террасной» схеме из блокированных домов. Очень большая плотность застройки компенсируется высокими показателями инсоляции и защитой окон от взглядов снаружи. Парковки расположены по периметру, поэтому улицы в жилом массиве «принадлежат» его обитателям.


Дом Cork House («Пробковый дом»)
Итон
Архитекторы: Мэтью Барнетт Хaуланд (Matthew Barnett Howland), Дайдо Милн (Dido Milne) и Оливер Уилтон (Oliver Wilton)
44 м2
Дом Cork House («Пробковый дом»)
Фото © Magnus Dennis
  • zooming
    1 / 12
    Дом Cork House («Пробковый дом»)
    Фото © David Grandorge
  • zooming
    2 / 12
    Дом Cork House («Пробковый дом»)
    Фото © Ricky Jones
  • zooming
    3 / 12
    Дом Cork House («Пробковый дом»)
    Фото © Ricky Jones
  • zooming
    4 / 12
    Дом Cork House («Пробковый дом»)
    Фото © Ricky Jones
  • zooming
    5 / 12
    Дом Cork House («Пробковый дом»)
    Фото © Ricky Jones
  • zooming
    6 / 12
    Дом Cork House («Пробковый дом»)
    Фото © Ricky Jones
  • zooming
    7 / 12
    Дом Cork House («Пробковый дом»)
    Фото © Magnus Dennis
  • zooming
    8 / 12
    Дом Cork House («Пробковый дом»)
    Фото © David Grandorge
  • zooming
    9 / 12
    Дом Cork House («Пробковый дом»)
    Фото © Alex de Rijke
  • zooming
    10 / 12
    Дом Cork House («Пробковый дом»)
    Фото © Alex de Rijke
  • zooming
    11 / 12
    Дом Cork House («Пробковый дом»)
    Фото © Alex de Rijke
  • zooming
    12 / 12
    Дом Cork House («Пробковый дом»)
    Фото © Matthew Barnett Howland
Жилой дом Хауланда и Милн спроектирован в партнерстве с архитектурной школой Бартлетт, университетом Бата и т.д. Он находится в охранной зоне памятника – мельницы начала XIX века и учитывает это соседство в своем облике. Также жюри отметило необыкновенную «детальность» и чувственность проекта.
Однако самое интересное в нем – широкое использование пробки, в том числе и ее массива – для несущей конструкции. Пробковые блоки сделаны из отходов производства винных пробок и пр. В проекте также ограниченно использован композитный древесный материал. Полы покрыты дубовыми досками. Целью архитекторов было создать CO2-нейтральный проект – в процессе строительства и эксплуатации, а также предполагающий полную переработку в конце срока службы.


Реконструкция вокзала Лондон-бридж
Лондон
Архитекторы: Grimshaw
86 300 м2
Реконструкция вокзала Лондон-бридж
Фото © Paul Raftery
  • zooming
    1 / 5
    Реконструкция вокзала Лондон-бридж
    Фото © Network Rail
  • zooming
    2 / 5
    Реконструкция вокзала Лондон-бридж
    Фото © Paul Raftery
  • zooming
    3 / 5
    Реконструкция вокзала Лондон-бридж
    Фото © Paul Raftery
  • zooming
    4 / 5
    Реконструкция вокзала Лондон-бридж
    Фото © Paul Raftery
  • zooming
    5 / 5
    Реконструкция вокзала Лондон-бридж
    Фото © Paul Raftery
Проект – радикальная перестройка одного из самых загруженных вокзалов британской столицы у подножия небоскреба The Shard Ренцо Пьяно. Лондонцы получили светлые и просторные залы и переходы вместо прежних, темных и неудобных: новые площади рассчитаны не только на текущий, но и будущий пассажиропоток. Несмотря на масштаб проекта, он был реализован поэтапно без закрытия вокзала.


Завод Macallan по производству виски с посетительским центром
Округ Мори, Шотландия
Архитекторы: Rogers Stirk Harbour + Partners
20 872 м2
Завод Macallan по производству виски
Фото © Mark Power
  • zooming
    1 / 9
    Завод Macallan по производству виски
    Фото © Joas Souza
  • zooming
    2 / 9
    Завод Macallan по производству виски
    Фото © Joas Souza
  • zooming
    3 / 9
    Завод Macallan по производству виски
    Фото © Mark Power
  • zooming
    4 / 9
    Завод Macallan по производству виски
    Фото © Joas Souza
  • zooming
    5 / 9
    Завод Macallan по производству виски
    Фото © Joas Souza
  • zooming
    6 / 9
    Завод Macallan по производству виски
    Фото © Joas Souza
  • zooming
    7 / 9
    Завод Macallan по производству виски
    Фото © Joas Souza
  • zooming
    8 / 9
    Завод Macallan по производству виски
    Фото © Joas Souza
  • zooming
    9 / 9
    Завод Macallan по производству виски
    Фото © Joas Souza
Зеленая волнистая кровля повторяет силуэт окрестных холмов и помогает новому зданию вписаться в ландшафт. При этом оно связано с находящимся рядом помещичьим домом XVIII века «церемониальной дорогой». В интерьере доминируют деревянные перекрытия типа сетчатой оболочки двойной кривизны. Остекление фасада визуально связывает постройку с рекой Спей, близость которой изначально определила место для завода: производство виски Macallan началось там в 1824.


Оперный театр в имении Невилл-Холт
Графство Лестершир
Архитекторы: Witherford Watson Mann
816 м2
Оперный театр в имении Невилл-Холт
Фото © Hélène Binet
  • zooming
    1 / 9
    Оперный театр в имении Невилл-Холт
    Фото © Hélène Binet
  • zooming
    2 / 9
    Оперный театр в имении Невилл-Холт
    Фото © Hélène Binet
  • zooming
    3 / 9
    Оперный театр в имении Невилл-Холт
    Фото © Hélène Binet
  • zooming
    4 / 9
    Оперный театр в имении Невилл-Холт
    Фото © Hélène Binet
  • zooming
    5 / 9
    Оперный театр в имении Невилл-Холт
    Фото © Hélène Binet
  • zooming
    6 / 9
    Оперный театр в имении Невилл-Холт
    Фото © Hélène Binet
  • zooming
    7 / 9
    Оперный театр в имении Невилл-Холт
    Фото © Hélène Binet
  • zooming
    8 / 9
    Оперный театр в имении Невилл-Холт
    Фото © Manuela Barczewski
  • zooming
    9 / 9
    Оперный театр в имении Невилл-Холт
    Фото © Manuela Barczewski
Театральный зал на 400 зрителей для фестиваля Nevill Holt Opera встроен в корпус конюшен XVII века. Новые компоненты не касаются исторических стен.
Фойе у театра нет, его роль играет сад имения. В качестве материалов использованы бетон со следами деревянной опалубки, темное мореное дерево, обработанная пескоструйным аппаратом древесина лиственницы, хорошо сочетающаяся с местным камнем конюшен, известняк («сланец») из Коллиуэстона.


Посетительский центр и галерея The Weston Йоркширского парка скульптур
Уэст-Бреттон близ Уэйкфилда
Архитекторы: Feilden Fowles
673 м2
Посетительский центр и галерея The Weston Йоркширского парка скульптур
Фото © Mikael Olsson
  • zooming
    1 / 14
    Посетительский центр и галерея The Weston Йоркширского парка скульптур
    Фото © Peter Cook
  • zooming
    2 / 14
    Посетительский центр и галерея The Weston Йоркширского парка скульптур
    Фото © Peter Cook
  • zooming
    3 / 14
    Посетительский центр и галерея The Weston Йоркширского парка скульптур
    Фото © Mikael Olsson
  • zooming
    4 / 14
    Посетительский центр и галерея The Weston Йоркширского парка скульптур
    Фото © Mike Dinsdale
  • zooming
    5 / 14
    Посетительский центр и галерея The Weston Йоркширского парка скульптур
    Фото © Mikael Olsson
  • zooming
    6 / 14
    Посетительский центр и галерея The Weston Йоркширского парка скульптур
    Фото © Peter Cook
  • zooming
    7 / 14
    Посетительский центр и галерея The Weston Йоркширского парка скульптур
    Фото © Mark Fleming
  • zooming
    8 / 14
    Посетительский центр и галерея The Weston Йоркширского парка скульптур
    Фото © Mike Dinsdale
  • zooming
    9 / 14
    Посетительский центр и галерея The Weston Йоркширского парка скульптур
    Фото © Mikael Olsson
  • zooming
    10 / 14
    Посетительский центр и галерея The Weston Йоркширского парка скульптур
    Фото © Peter Cook
  • zooming
    11 / 14
    Посетительский центр и галерея The Weston Йоркширского парка скульптур
    Фото © Peter Cook
  • zooming
    12 / 14
    Посетительский центр и галерея The Weston Йоркширского парка скульптур
    Фото © David Grandorge
  • zooming
    13 / 14
    Посетительский центр и галерея The Weston Йоркширского парка скульптур
    Фото © Mikael Olsson
  • zooming
    14 / 14
    Посетительский центр и галерея The Weston Йоркширского парка скульптур
    Фото © Mike Dinsdale
Йоркширский парк скульптур был создан в 1977 на территории имения Бреттон-Холл. С тех пор там появилось несколько крытых пространств, все они по желанию заказчика тщательно вписаны в ландшафт. Это справедливо и для The Weston. Главный фасад представляет собой бетонную стену 50 метров длиной с единственным проемом – входом. Он напоминает о существовавшей здесь каменоломне, в том числе составом, включающим местные заполнители, и защищает интерьер от шума шоссе. С запада галерея, напротив, превращается в легкое сооружение из стекла и дерева.

22 Июля 2019

author pht

Автор текста:

Нина Фролова
comments powered by HyperComments

Статьи по теме: Премия Стерлинга и другие награды RIBA

«Скромный шедевр»
Социальный малоэтажный комплекс на сотню семей в Норидже по проекту бюро Mikhail Riches и Кэти Холи получил премию Стерлинга как лучшее здание Британии 2019 года, уникальный дом из пробки награжден как лучший небольшой проект, а национальная железнодорожная компания – как лучший заказчик.
«Оптимистическая профессия»
Дублинское бюро Grafton награждено Золотой медалью RIBA. Его основательницы, Шелли МакНамара и Ивонн Фаррелл, курировали венецианскую биеннале архитектуры-2018, а в 2008 стали первыми лауреатами гран-при WAF.
«Способность радовать»
В коротком списке премии Стерлинга, которую получит лучшее здание Великобритании–2019 – социальное жилье стандарта PassivHaus, дом из пробки, лондонский вокзал и загородный оперный театр в бывших конюшнях XVII века.
Мирный атом
Лучшим зданием Шотландии–2018 стал Nucleus, архив гражданской ядерной энергетики и графства Кейтнесс, а «Домом года» Великобритании – жилище художника-керамиста в шотландских горах.
Награда офису Блумберга
Лучшим зданием Великобритании 2018 года названа штаб-квартира агентства Bloomberg в Лондоне. Для Нормана Фостера это уже третья премия Стерлинга.
Архитектура в контексте
Представлены финалисты Международной премии RIBA: университет в Будапеште, музыкальное училище в Токио, школа-интернат на границе джунглей Амазонии и озелененный небоскреб в Милане.
Тяга к материалу
Названы здания-финалисты Премии Стерлинга–2018 – кандидаты на звание лучшего здания Великобритании по версии RIBA. Впервые за историю награды в списке оказались общественный центр, кладбище и студенческое общежитие.
Пирс для народа
Премию Стерлинга, главную архитектурную награду Великобритании, получило бюро dRMM за превращение пострадавшего от пожара пирса на юге Англии в современное общественное пространство.

Технологии и материалы

Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.
«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel
Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.
Разреши себе творить
Бренд DULUX выпустил новую линейку инновационных красок «Легко обновить». В нее вошло всего три продукта, но с их помощью можно преобразить весь дом или квартиру самостоятельно и всего за несколько часов.
Архитекторы из Томска создали мультикомфорт на международном...
По итогам международного архитектурного конкурса «Мультикомфорт от Сен-Гобен» проект российских студентов был отмечен специальным призом. Россия участвует в мероприятии в 8-й раз, но награду получила впервые. Рассказываем, как команде из Томска удалось реализовать концепцию мультикомфортного жилья и чем важен этот конкурс.

Сейчас на главной

Третий масштаб
На сложном участке в Одинцовском округе Подмосковья «Студия 44» спроектировала вторую очередь гимназии им. Е.М. Примакова – школу с мощным демократическим пафосом и архитектурой в духе итальянского рационализма.
Музей на семи ветрах
В Шанхае на берегу реки Хуанпу построен музей Уэст-Банд. Авторы проекта – David Chipperfield Architects. Первые пять лет там будет показывать свои выставки Центр Помпиду.
Изгибы дюн
Комплекс апартаментов в Сестрорецке с криволинейными формами и выдающейся инфраструктурой, позволяющей охарактеризовать место как парк здоровья или дачу нового типа.
Отдых на Желтой реке
Бутик-отель Lost Villa шанхайской мастерской DAS Lab на границе Внутренней Монголии повторяет форму традиционного местного поселения.
Кирпич старый и новый
В центре Манчестера строится жилой квартал KAMPUS по проекту Mecanoo на 533 квартиры: жилье, кафе и магазины расположатся в новых корпусах и исторических складах из кирпича, а также в бетонной башне 1960-х годов.
Пресса: Где будет центр
Сейчас город — это прежде всего его центр, центром он опознается и остается в голове. Город будущего требует деконструкции центра настоящего. Вопрос: а будет ли у него другой центр?
Консоли над полем
Школьное здание по проекту BIG в пригороде Вашингтона составлено из пяти раскрывающихся как веер ярусов, облицованных белым глазурованным кирпичом.
Бегство из Вавилона
Заметки об инсталляции Александра Бродского для книг Анны Наринской – «Невавилонской библиотеке» в Центре толерантности.
«Вариации на тему»
Плавучие дома по проекту Attika Architekten на канале в центре Нидерландов получили фасады из фиброцементных панелей EQUITONE [natura].
Тонкая игра
Клубный дом в Большом Козихинском, – пример архитектурного разговора о методах и источниках стилизации, врастающей в современные тенденции. С ярким акцентом, вдохновленным работой Льва Бакста для «Дягилевских сезонов».
Профсоюзное движение
В Британии основан профсоюз архитекторов и всех других сотрудников архитектурных бюро, включая секретарей, менеджеров, техников.
Визит в вечную мерзлоту
Архитекторы Snøhetta представили проект посетительского центра The Arc при Всемирном хранилище семян и Мировом архиве на Шпицбергене.
Пресса: Гидроэлектробазилика
Знаменитый итальянский архитектор Ренцо Пьяно и команда фонда V-A-C, основанного бизнесменом Леонидом Михельсоном, рассказали о будущем, пожалуй, самого амбициозного культурного проекта последних лет — ГЭС-2.
Опыты для ржавого ожерелья
Вторая российская молодежная архитектурная биеннале в Казани была посвящена реконструкции промзон. 30 финалистов выполнили проекты для двух конкретных участков столицы Татарстана. Представляем проекты победителей.
Вырасти свой сад
Конгресс World Urban Parks, прошедший в Казани, получился больше про общественные места и энергичных людей, чем собственно про парки. Публикуем самое интересное и полезное из того, что удалось услышать и увидеть.
Велосипеды под холмами
Новая площадь по проекту COBE на кампусе Копенгагенского университета – это холмистый ландшафт, где есть стоянки для велосипедов, театр под открытым небом и «влажные биотопы».
Три корабля
Павильон Италии на Экспо-2020 в Дубае спроектировали архитекторы CRA-Carlo Ratti Associati, Italo Rota Building Office и matteogatto&associati.
Течение краски
В Медийном центре парка Зарядье открылась выставка четырех художников, рисующих города: Альваро Кастаньета, Томаса Шаллера, Сергея Чобана и Сергея Кузнецова. Впервые в Москве такого рода выставка сопровождается иммерсивной экспозицией.
Мозаика функций
Комплекс Agora по проекту Ropa & Associés в Меце на востоке Франции соединил в себе медиатеку, общественный центр и «цифровое» рабочее пространство.
Книги в саду
Бюро «А.Лен» и KCAP Architects&Planners спроектировали для Воронежа жилой комплекс, вдохновляясь Иваном Буниным и пейзажами средней полосы. Получилось современно и свежо.
Комиксы на фасаде
В бывшей мюнхенской промзоне открылось многофункциональное здание WERK12 по проекту MVRDV: сейчас оно вмещает рестораны, фитнес-клуб и офисы, но подходит и для любого другого использования.
Космический ветер
Построенный по проекту бюро ASADOV аэропорт «Гагарин» сочетает выверенную планировочную структуру и культурную программу с авторскими решениями – архитектурным и дизайнерским, в которых угадывается ностальгия по тем временам, когда наша страна шла в светлое будущее и космос был частью жизни каждого.
Пресса: Как в город вернется производство
В том, что постиндустриальный город ничего не производит, есть нечто тревожное. Понятно, что он производит знания и услуги, понятно, что он производит много чего для себя (поэтому пищевая промышленность в Москве даже растет), но как же без всего остального?
Укрупнение
В Гостином дворе открылся очередной фестиваль «Зодчество». Под октябрьским московским солнцем спорят между собой две тенденции: прекрасного будущего и великолепного настоящего.
Между городом и вузом
В Аделаиде на юге Австралии появилась первая постройка Snøhetta на этом континенте: университетский спорткомплекс с актовым залом и открытыми лестницами-трибунами.