Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

22.07.2019

«Способность радовать»

Нина Фролова
Объект:
Реконструкция вокзала Лондон-бридж
Адрес:
Великобритания, None, Лондон.
Мастерская:
RSHP

В коротком списке премии Стерлинга, которую получит лучшее здание Великобритании–2019 – социальное жилье стандарта PassivHaus, дом из пробки, лондонский вокзал и загородный оперный театр в бывших конюшнях XVII века.

Премия присуждается Королевским институтом британских архитекторов (RIBA) с 1996: она была создана на основе аналогичной награды «Здание года» и носит имя Джеймса Стерлинга, одного из крупнейших архитекторов послевоенной Британии. Как считается, на момент своей смерти в 1992 он не успел получить адекватного таланту признания, поэтому самая престижная награда для его коллег служит ему мемориалом.

Премия прежде включала денежный приз размером в 20 000 фунтов, но в последние годы из-за сложной экономической ситуации обходятся без него. Не каждый раз, но в большинстве случаев церемонию объявления и награждения победителей транслируют в прямом эфире по национальному телевидению. В этом году церемония пройдет 8 октября.

Критерии премии – проектное видение, новаторство и оригинальность, способность возбуждать, вовлекать и радовать обитателей и посетителей этих зданий, их доступность и устойчивость, соответствие назначению и удовлетворенность заказчика. Короткий список формируется «внутренним» жюри RIBA из зданий, отмеченных Национальными наградами института (порядка полусотни), а тех выбирают из лауреатов региональных премий. Обладателя «Стерлинга» определяет внешнее жюри, его состав меняется год от года.


Жилой массив на Голдсмит-стрит
Норидж
Архитекторы: бюро Mikhail Riches и Кэти Холи (Cathy Hawley)
8056 м2
 

Жилой массив на Голдсмит-стрит
Жилой массив на Голдсмит-стрит
Фото © Tim Crocker
Жилой массив на Голдсмит-стрит Фото © Tim Crocker
Жилой массив на Голдсмит-стрит
Фото © Tim Crocker
Жилой массив на Голдсмит-стрит Фото © Tim Crocker
Жилой массив на Голдсмит-стрит
Фото © Tim Crocker
Жилой массив на Голдсмит-стрит Фото © Tim Crocker
Жилой массив на Голдсмит-стрит
Фото © Tim Crocker
Жилой массив на Голдсмит-стрит Фото © Tim Crocker
Жилой массив на Голдсмит-стрит
Фото © Tim Crocker
Жилой массив на Голдсмит-стрит Фото © Tim Crocker
Жилой массив на Голдсмит-стрит
Фото © Tim Crocker
Жилой массив на Голдсмит-стрит Фото © Matthew Pattenden
Жилой массив на Голдсмит-стрит
Фото © Matthew Pattenden
Жилой массив на Голдсмит-стрит Фото © Tim Crocker
Жилой массив на Голдсмит-стрит
Фото © Tim Crocker
Жилой массив на Голдсмит-стрит Фото © Tim Crocker
Жилой массив на Голдсмит-стрит
Фото © Tim Crocker
Жилой массив на Голдсмит-стрит Фото © Matthew Pattenden
Жилой массив на Голдсмит-стрит
Фото © Matthew Pattenden
Жилой массив на Голдсмит-стрит Фото © Matthew Pattenden
Жилой массив на Голдсмит-стрит
Фото © Matthew Pattenden
Жилой массив на Голдсмит-стрит Фото © Tim Crocker
Жилой массив на Голдсмит-стрит
Фото © Tim Crocker
Жилой массив на Голдсмит-стрит Фото © Tim Crocker
Жилой массив на Голдсмит-стрит
Фото © Tim Crocker
Жилой массив на Голдсмит-стрит Фото © Tim Crocker
Жилой массив на Голдсмит-стрит
Фото © Tim Crocker
Жилой массив на Голдсмит-стрит Фото © Tim Crocker
Жилой массив на Голдсмит-стрит
Фото © Tim Crocker
Жилой массив на Голдсмит-стрит Фото © Tim Crocker
Жилой массив на Голдсмит-стрит
Фото © Tim Crocker
Жилой массив на Голдсмит-стрит Фото © Tim Crocker
Жилой массив на Голдсмит-стрит
Фото © Tim Crocker
Жилой массив на Голдсмит-стрит Фото © Tim Crocker
Жилой массив на Голдсмит-стрит
Фото © Tim Crocker
Жилой массив на Голдсмит-стрит Фото © Tim Crocker
Жилой массив на Голдсмит-стрит
Фото © Tim Crocker
Жилой массив на Голдсмит-стрит Фото © Tim Crocker
Жилой массив на Голдсмит-стрит
Фото © Tim Crocker
Жилой массив на Голдсмит-стрит Фото © Tim Crocker
Жилой массив на Голдсмит-стрит
Фото © Tim Crocker
Жилой массив на Голдсмит-стрит Фото © Tim Crocker
Жилой массив на Голдсмит-стрит
Фото © Tim Crocker

Комплекс из 105 квартир социальной аренды, соответствующий стандарту Passivhaus, построен по заказу муниципалитета. Схема основана на традиционной для Англии XIX века «террасной» схеме из блокированных домов. Очень большая плотность застройки компенсируется высокими показателями инсоляции и защитой окон от взглядов снаружи. Парковки расположены по периметру, поэтому улицы в жилом массиве «принадлежат» его обитателям.


Дом Cork House («Пробковый дом»)
Итон
Архитекторы: Мэтью Барнетт Хaуланд (Matthew Barnett Howland), Дайдо Милн (Dido Milne) и Оливер Уилтон (Oliver Wilton)
44 м2
 
Дом Cork House («Пробковый дом»)
Дом Cork House («Пробковый дом»)
Фото © Magnus Dennis
Дом Cork House («Пробковый дом») Фото © David Grandorge
Дом Cork House («Пробковый дом»)
Фото © David Grandorge
Дом Cork House («Пробковый дом») Фото © Ricky Jones
Дом Cork House («Пробковый дом»)
Фото © Ricky Jones
Дом Cork House («Пробковый дом») Фото © Ricky Jones
Дом Cork House («Пробковый дом»)
Фото © Ricky Jones
Дом Cork House («Пробковый дом») Фото © Ricky Jones
Дом Cork House («Пробковый дом»)
Фото © Ricky Jones
Дом Cork House («Пробковый дом») Фото © Ricky Jones
Дом Cork House («Пробковый дом»)
Фото © Ricky Jones
Дом Cork House («Пробковый дом») Фото © Ricky Jones
Дом Cork House («Пробковый дом»)
Фото © Ricky Jones
Дом Cork House («Пробковый дом») Фото © Magnus Dennis
Дом Cork House («Пробковый дом»)
Фото © Magnus Dennis
Дом Cork House («Пробковый дом») Фото © David Grandorge
Дом Cork House («Пробковый дом»)
Фото © David Grandorge
Дом Cork House («Пробковый дом») Фото © Alex de Rijke
Дом Cork House («Пробковый дом»)
Фото © Alex de Rijke
Дом Cork House («Пробковый дом») Фото © Alex de Rijke
Дом Cork House («Пробковый дом»)
Фото © Alex de Rijke
Дом Cork House («Пробковый дом») Фото © Alex de Rijke
Дом Cork House («Пробковый дом»)
Фото © Alex de Rijke
Дом Cork House («Пробковый дом») Фото © Matthew Barnett Howland
Дом Cork House («Пробковый дом»)
Фото © Matthew Barnett Howland

Жилой дом Хауланда и Милн спроектирован в партнерстве с архитектурной школой Бартлетт, университетом Бата и т.д. Он находится в охранной зоне памятника – мельницы начала XIX века и учитывает это соседство в своем облике. Также жюри отметило необыкновенную «детальность» и чувственность проекта.
Однако самое интересное в нем – широкое использование пробки, в том числе и ее массива – для несущей конструкции. Пробковые блоки сделаны из отходов производства винных пробок и пр. В проекте также ограниченно использован композитный древесный материал. Полы покрыты дубовыми досками. Целью архитекторов было создать CO2-нейтральный проект – в процессе строительства и эксплуатации, а также предполагающий полную переработку в конце срока службы.


Реконструкция вокзала Лондон-бридж
Лондон
Архитекторы: Grimshaw
86 300 м2
 
Реконструкция вокзала Лондон-бридж
Реконструкция вокзала Лондон-бридж
Фото © Paul Raftery
Реконструкция вокзала Лондон-бридж Фото © Network Rail
Реконструкция вокзала Лондон-бридж
Фото © Network Rail
Реконструкция вокзала Лондон-бридж Фото © Paul Raftery
Реконструкция вокзала Лондон-бридж
Фото © Paul Raftery
Реконструкция вокзала Лондон-бридж Фото © Paul Raftery
Реконструкция вокзала Лондон-бридж
Фото © Paul Raftery
Реконструкция вокзала Лондон-бридж Фото © Paul Raftery
Реконструкция вокзала Лондон-бридж
Фото © Paul Raftery
Реконструкция вокзала Лондон-бридж Фото © Paul Raftery
Реконструкция вокзала Лондон-бридж
Фото © Paul Raftery

Проект – радикальная перестройка одного из самых загруженных вокзалов британской столицы у подножия небоскреба The Shard Ренцо Пьяно. Лондонцы получили светлые и просторные залы и переходы вместо прежних, темных и неудобных: новые площади рассчитаны не только на текущий, но и будущий пассажиропоток. Несмотря на масштаб проекта, он был реализован поэтапно без закрытия вокзала.


Завод Macallan по производству виски с посетительским центром
Округ Мори, Шотландия
Архитекторы: Rogers Stirk Harbour + Partners
20 872 м2
 
Завод Macallan по производству виски
Завод Macallan по производству виски
Фото © Mark Power
Завод Macallan по производству виски Фото © Joas Souza
Завод Macallan по производству виски
Фото © Joas Souza
Завод Macallan по производству виски Фото © Joas Souza
Завод Macallan по производству виски
Фото © Joas Souza
Завод Macallan по производству виски Фото © Mark Power
Завод Macallan по производству виски
Фото © Mark Power
Завод Macallan по производству виски Фото © Joas Souza
Завод Macallan по производству виски
Фото © Joas Souza
Завод Macallan по производству виски Фото © Joas Souza
Завод Macallan по производству виски
Фото © Joas Souza
Завод Macallan по производству виски Фото © Joas Souza
Завод Macallan по производству виски
Фото © Joas Souza
Завод Macallan по производству виски Фото © Joas Souza
Завод Macallan по производству виски
Фото © Joas Souza
Завод Macallan по производству виски Фото © Joas Souza
Завод Macallan по производству виски
Фото © Joas Souza
Завод Macallan по производству виски Фото © Joas Souza
Завод Macallan по производству виски
Фото © Joas Souza

Зеленая волнистая кровля повторяет силуэт окрестных холмов и помогает новому зданию вписаться в ландшафт. При этом оно связано с находящимся рядом помещичьим домом XVIII века «церемониальной дорогой». В интерьере доминируют деревянные перекрытия типа сетчатой оболочки двойной кривизны. Остекление фасада визуально связывает постройку с рекой Спей, близость которой изначально определила место для завода: производство виски Macallan началось там в 1824.


Оперный театр в имении Невилл-Холт
Графство Лестершир
Архитекторы: Witherford Watson Mann
816 м2
 
Оперный театр в имении Невилл-Холт
Оперный театр в имении Невилл-Холт
Фото © Hélène Binet
Оперный театр в имении Невилл-Холт Фото © Hélène Binet
Оперный театр в имении Невилл-Холт
Фото © Hélène Binet
Оперный театр в имении Невилл-Холт Фото © Hélène Binet
Оперный театр в имении Невилл-Холт
Фото © Hélène Binet
Оперный театр в имении Невилл-Холт Фото © Hélène Binet
Оперный театр в имении Невилл-Холт
Фото © Hélène Binet
Оперный театр в имении Невилл-Холт Фото © Hélène Binet
Оперный театр в имении Невилл-Холт
Фото © Hélène Binet
Оперный театр в имении Невилл-Холт Фото © Hélène Binet
Оперный театр в имении Невилл-Холт
Фото © Hélène Binet
Оперный театр в имении Невилл-Холт Фото © Hélène Binet
Оперный театр в имении Невилл-Холт
Фото © Hélène Binet
Оперный театр в имении Невилл-Холт Фото © Hélène Binet
Оперный театр в имении Невилл-Холт
Фото © Hélène Binet
Оперный театр в имении Невилл-Холт Фото © Manuela Barczewski
Оперный театр в имении Невилл-Холт
Фото © Manuela Barczewski
Оперный театр в имении Невилл-Холт Фото © Manuela Barczewski
Оперный театр в имении Невилл-Холт
Фото © Manuela Barczewski

Театральный зал на 400 зрителей для фестиваля Nevill Holt Opera встроен в корпус конюшен XVII века. Новые компоненты не касаются исторических стен.
Фойе у театра нет, его роль играет сад имения. В качестве материалов использованы бетон со следами деревянной опалубки, темное мореное дерево, обработанная пескоструйным аппаратом древесина лиственницы, хорошо сочетающаяся с местным камнем конюшен, известняк («сланец») из Коллиуэстона.


Посетительский центр и галерея The Weston Йоркширского парка скульптур
Уэст-Бреттон близ Уэйкфилда
Архитекторы: Feilden Fowles
673 м2
 
Посетительский центр и галерея The Weston Йоркширского парка скульптур
Посетительский центр и галерея The Weston Йоркширского парка скульптур
Фото © Mikael Olsson
Посетительский центр и галерея The Weston Йоркширского парка скульптур Фото © Peter Cook
Посетительский центр и галерея The Weston Йоркширского парка скульптур
Фото © Peter Cook
Посетительский центр и галерея The Weston Йоркширского парка скульптур Фото © Peter Cook
Посетительский центр и галерея The Weston Йоркширского парка скульптур
Фото © Peter Cook
Посетительский центр и галерея The Weston Йоркширского парка скульптур Фото © Mikael Olsson
Посетительский центр и галерея The Weston Йоркширского парка скульптур
Фото © Mikael Olsson
Посетительский центр и галерея The Weston Йоркширского парка скульптур Фото © Mike Dinsdale
Посетительский центр и галерея The Weston Йоркширского парка скульптур
Фото © Mike Dinsdale
Посетительский центр и галерея The Weston Йоркширского парка скульптур Фото © Mikael Olsson
Посетительский центр и галерея The Weston Йоркширского парка скульптур
Фото © Mikael Olsson
Посетительский центр и галерея The Weston Йоркширского парка скульптур Фото © Peter Cook
Посетительский центр и галерея The Weston Йоркширского парка скульптур
Фото © Peter Cook
Посетительский центр и галерея The Weston Йоркширского парка скульптур Фото © Mark Fleming
Посетительский центр и галерея The Weston Йоркширского парка скульптур
Фото © Mark Fleming
Посетительский центр и галерея The Weston Йоркширского парка скульптур Фото © Mike Dinsdale
Посетительский центр и галерея The Weston Йоркширского парка скульптур
Фото © Mike Dinsdale
Посетительский центр и галерея The Weston Йоркширского парка скульптур Фото © Mikael Olsson
Посетительский центр и галерея The Weston Йоркширского парка скульптур
Фото © Mikael Olsson
Посетительский центр и галерея The Weston Йоркширского парка скульптур Фото © Peter Cook
Посетительский центр и галерея The Weston Йоркширского парка скульптур
Фото © Peter Cook
Посетительский центр и галерея The Weston Йоркширского парка скульптур Фото © Peter Cook
Посетительский центр и галерея The Weston Йоркширского парка скульптур
Фото © Peter Cook
Посетительский центр и галерея The Weston Йоркширского парка скульптур Фото © David Grandorge
Посетительский центр и галерея The Weston Йоркширского парка скульптур
Фото © David Grandorge
Посетительский центр и галерея The Weston Йоркширского парка скульптур Фото © Mikael Olsson
Посетительский центр и галерея The Weston Йоркширского парка скульптур
Фото © Mikael Olsson
Посетительский центр и галерея The Weston Йоркширского парка скульптур Фото © Mike Dinsdale
Посетительский центр и галерея The Weston Йоркширского парка скульптур
Фото © Mike Dinsdale

Йоркширский парк скульптур был создан в 1977 на территории имения Бреттон-Холл. С тех пор там появилось несколько крытых пространств, все они по желанию заказчика тщательно вписаны в ландшафт. Это справедливо и для The Weston. Главный фасад представляет собой бетонную стену 50 метров длиной с единственным проемом – входом. Он напоминает о существовавшей здесь каменоломне, в том числе составом, включающим местные заполнители, и защищает интерьер от шума шоссе. С запада галерея, напротив, превращается в легкое сооружение из стекла и дерева.