Два цвета, две нации

Единственное в мире общее здание посольств Франции и Германии в Дакке по проекту бюро Стефана Помье.

mainImg
Здание посольств ФРГ и Французской республики в Дакке, столице Бангладеш, – пока единственный пример такого тесного соседства в мире. Некоторым аналогом можно считать комплексы скандинавских посольств, к примеру, в Непале – но их объединяет общая «северная» идентичность и эстетика и давняя традиция разного рода общих культурных и общественных учреждений, чего нет в случае Германии и Франции. Как считает Стефан Помье, «первоисточник» для его проекта – Елисейский договор, подписанный Конрадом Аденаэуром и Шарлем де Голлем в 1963: он заложил новую основу для сотрудничества Франции и Германии, положив конец многовековому соперничеству. Собственно идея общих посольств – более недавняя: она относится рубежу XX – XXI веков, времени Герхарда Шрёдера и Жака Ширака.
 
Посольство Германии и Франции в Бангладеш © Amit Pasricha
Посольство Германии и Франции в Бангладеш © Amit Pasricha

Конкурс на проект франко-германского посольства прошел в 2009 году; Помье с удивлением отмечает, что его команда была единственной, предложившей проект с темой двойственности, дуальности. На образ здания повлияла игра дженга, в которую архитектор в тот момент часто играл с маленькой дочерью, и двойная спираль молекулы ДНК как выражение идентичности. Сосуществование двух посольств в одном здании отмечено также материалом и цветом: Германию обозначили красным кирпичом (от того же производителя в дельте Ганга, что поставлял его на строительство Национальной ассамблеи в Дакке по проекту Луиса Кана), а Францию – бетонным кирпичом – это отсылка и к ее каменной архитектуре, и к Огюсту Перре и другим французским архитекторам-новаторам, экспериментировавшим с железобетоном.
 
Посольство Германии и Франции в Бангладеш © Amit Pasricha

На первом этаже расположены общий вестибюль, визовый отдел, выдающий один и тот же «Шенген», служба безопасности, техподдержка и парковка. В «башне», напоминающей донжон средневекового замка, помещены канцелярии обоих посольств, собственно кабинеты послов и самостоятельные отделы информационных технологий. Для защиты от возможного взрыва на окружающих улицах только визовый и технический отделы касаются границ участка площадью чуть меньше 8000 м2.
 
Посольство Германии и Франции в Бангладеш © Amit Pasricha

Двойное посольство находится в одном из дипломатических кварталов в благополучном районе Баридхара, напоминающем Дакку середины XX века, тогда еще остававшуюся зеленым городом-садом.
 
Посольство Германии и Франции в Бангладеш © Amit Pasricha

Архитектурное бюро Стефана Помье расположено в Нью-Дели, и в его портфолио, по преимуществу, здания для различных индийских учреждений. Разница между привычным ему контекстом и Бангладеш не так велика, однако в случае Дакки почти все материалы приходилось импортировать, в то время как в Индии производится практически все, что необходимо для строительства. На проект и реализацию также повлияло наличие двух заказчиков с часто разным подходом к делу – правительств Германии и Франции, и ужесточавшиеся даже в процессе строительства требования к безопасности, вызванные в том числе народными выступлениями и терактами исламистов в Дакке 2010-х.
Посольство Германии и Франции в Бангладеш © Amit Pasricha
Посольство Германии и Франции в Бангладеш © Amit Pasricha
Посольство Германии и Франции в Бангладеш © Amit Pasricha
Посольство Германии и Франции в Бангладеш © Amit Pasricha
Посольство Германии и Франции в Бангладеш © Amit Pasricha
Посольство Германии и Франции в Бангладеш © Amit Pasricha
Посольство Германии и Франции в Бангладеш © Amit Pasricha
Посольство Германии и Франции в Бангладеш © Amit Pasricha
Посольство Германии и Франции в Бангладеш © Amit Pasricha
Посольство Германии и Франции в Бангладеш © Amit Pasricha
Посольство Германии и Франции в Бангладеш © Amit Pasricha
Посольство Германии и Франции в Бангладеш © Amit Pasricha
Посольство Германии и Франции в Бангладеш © Amit Pasricha
Посольство Германии и Франции в Бангладеш © Amit Pasricha
Посольство Германии и Франции в Бангладеш © Stephane Paumier Architects
Посольство Германии и Франции в Бангладеш © Stephane Paumier Architects
Посольство Германии и Франции в Бангладеш © Stephane Paumier Architects
Посольство Германии и Франции в Бангладеш © Stephane Paumier Architects
Посольство Германии и Франции в Бангладеш © Stephane Paumier Architects
Посольство Германии и Франции в Бангладеш © Stephane Paumier Architects
Посольство Германии и Франции в Бангладеш © Stephane Paumier Architects
Посольство Германии и Франции в Бангладеш © Stephane Paumier Architects
Посольство Германии и Франции в Бангладеш © Stephane Paumier Architects

22 Августа 2018

Похожие статьи
Жизнь в замке
Амалия Тавелла и ее бюро превратили замок среди виноградников Прованса в выставочное пространство, дополненное дюжиной гостиничных номеров.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Технологии и материалы
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
Сейчас на главной
Все в школу
Проектируя школу на 1500 учеников в районе Новоселье, архитектурная мастерская Юсупова подошла к зданию как к общественной и пространственной доминанте. Ее объемы отражают функцию и реагируют на градостроительные оси, а центр прикладных искусств и спорткомплекс доступны не только детям, но и взрослым жителям квартала.
Создавая миры: финалисты
Определены финалисты конкурса «Создавая миры». Жюри выбрало десять лучших работ, по пять в каждой из двух номинаций конкурса: «Фотография. Архитектура» и «Digital Art. Архитектура». Представляем выбранные работы.
Золото юго-запада
Клубный дом Full House, реализация которого недавно завершилась на проспекте Вернадского рядом с метро «Юго-Западная» – это «клубный дом бизнес-класса». Здесь много роскоши: в отделке интерьеров преобладает золотистая латунь и диковинные мраморные рисунки, на фасадах – укрупненные элементы декора. А вот объемное построение дом заимствовал в поисках модернистов – может быть, даже у архитекторов, застраивавших юго-запад в 1970-е.