Блеск и нищета городов

Знаменитый американский урбанист Ричард Флорида, автор концепции креативного класса, даст интервью и представит свою книгу «Новый кризис городов» на МУФ-2018. Публикуем рецензию и отрывок из книги.

mainImg
Ричард Флорида – один из самых ярких гостей Московского урбанистического форума. В 2002 году он написал эпохальный бестселлер «Креативный класс: люди, которые меняют мир» (переведен на русский в 2007), где пришел к вдохновляющим выводам: экономическое развитие зависит не от ресурсов или технологий, а от талантливых людей. Флорида заметил, что крупные компании переезжали туда, где есть концентрация креативных людей, а не наоборот. А креативные люди, как выяснилось, живут в городах, но не любых. «Креативные люди всегда тяготели к определенным типам сообществ, таким как левый берег Сены в Париже или Гринвич-Вилладж в Нью-Йорке. Подобные сообщества дают творческие стимулы, разнообразие и богатый опыт, составляющие источник креативности. В настоящее время нам все больше требуется именно такая среда». Ее слагаемые – три «Т»: технологии, таланты, толерантность. Между прочим, Флорида заметил, что список популярных в высокотехнологичной индустрии городов соответствует гей-индексу и индексу богемы. Очевидно, что качество жизни связано с наличием питательной среды, большим количеством возможностей и терпимостью к различиям. То, что казалось бичом нашего времени – изменчивость и неопределенность жизни, – у Флориды стало скорее нормой, если не преимуществом.

В первой книжке Флориды нарисован образ высокооплачиваемого «профессионала без галстука», в пирсинге и с дредами (художника, писателя, музыканта, журналиста, айтишника, стартапера) – бальзам на душу русского интеллигента. Такому человеку, чтобы быть продуктивным, нужен свободный график, он «играет на работе и работает дома», потому что ему необходимо время для концентрации, чтобы быть продуктивным. Представитель креативного класса может достаточно часто менять место работы. В предисловии к русскому изданию Флорида оценил количество креативного класса в России в 13 млн. человек (второе абсолютное число после США). Таким людям нужны хорошие города, и во всем мире случился бум урбанизма, который к 2011 году докатился до Москвы, а теперь распространяется по России.
Флорида Р. Новый кризис городов: Джентрификация, дорогая недвижимость, растущее неравенство и что нам с этим делать. М., Издательская группа «Точка», 2018.
Ричард Флорида / предоставлено МУФ

Удивительно, что роль географии вдруг выросла вопреки прогнозам. Например, архитектор, теоретик и философ Питер Айзенман настаивал на том, что в современном цифровом мире правит а-топия, места больше не важны, классических городов больше нет, – и приводил в пример растянутый в пространстве Лос-Анжелес (P.Giorra. Peter Eisenman. Bauten und Projekte. Stuttgart,1995). Флорида же доказал обратное: нам нужны города как среда общения, разнообразия и терпимости к различиям. К тому же горожане оказались одним из главных источников пополнения казны как налогоплательщики. Все это двигало экономику вперед. Но не тут-то было.
Флорида Р. Новый кризис городов: Джентрификация, дорогая недвижимость, растущее неравенство и что нам с этим делать. М., Издательская группа «Точка», 2018.

В книге 2018 года «Новый кризис городов», которую Флорида представит на МУФ, исследователь говорит о разочаровании. Прекрасные урбанистические оазисы с пешеходными общественными пространствами, велосипедными дорожками, парками, наполненные людьми, занимающимися спортом, танцующими и посещающими галереи, оказались источником нового социального и географического неравенства. Социальное неравенство возникает, потому что цены на жилье в таких городах растут, и жилье становится недоступным. В норме жилье должно стоить 2,6 годового дохода. В Нью-Йорке, Лондоне, Париже и в Москве это минимум 8 годовых доходов, а с ипотекой 16 и больше. Аренда жилья также высока и составляет до 65 % месячной зарплаты. В такой ситуации художники и музыканты, а также учителя, медсестры и пожарники, работники ресторанов – люди, без которых город не может функционировать, – вынуждены уезжать в пригороды. А в благоустроенных центрах городов может позволить себе жить, по мнению Флориды, только богатая интеллигенция (!), что для русского уха звучит экзотично – интеллигенция здесь никогда не была особенно богатой.
Флорида Р. Новый кризис городов: Джентрификация, дорогая недвижимость, растущее неравенство и что нам с этим делать. М., Издательская группа «Точка», 2018.
Флорида Р. Новый кризис городов: Джентрификация, дорогая недвижимость, растущее неравенство и что нам с этим делать. М., Издательская группа «Точка», 2018.

К тому же возникает неравенство между городами: столицы или центры технологических индустрий процветают, а бывшие промышленные города не развиваются и погибают (Флорида называет это «урбанизм по принципу «победитель получает все»). Внутри урбанистических «победителей» районы также развиты неравномерно: исторические центры обладают привлекательной средой и инфраструктурой, а пригороды страдают от недостатка хороших школ и клиник, преступности и плохой экологии (в России ситуация лучше, унаследованное от советских времен смешанное население спальных районов не позволяет им превратиться в гетто, замечает исследователь). Упадок урбанизма Флорида связывает с политическими событиями: приходом к власти Трампа и брекзитом Великобритании. Расцвела идеология консерваторов, видящих в городах рассадники разврата и пороков. Тем не менее экономист считает, что преодолеть новый кризис городов можно с помощью того же урбанизма. Ричард Флорида противопоставляет урбанизму по принципу «победитель получает всё» урбанизм для всех. В конце 10-й главы даны семь принципов «лечения» городов. Это:

1. Заставить кластеризацию работать на нас, а не против нас.
Тут рецепт Флориды очень интересен. Городской земли не хватает там, где она больше всего нужна. Но можно использовать ее эффективнее. Снятие запретов на высотное строительство не решает проблему. «Самыми инновационными в мире являются не кварталы небоскребов, как в Гонконге и Сингапуре, а бывшие промышленные районы Лондона, Амстердама, Берлина и Нью-Йорка, застроенные средневысотными зданиями, улицы которых способствуют смешанному использованию» (у нас это, надо думать, Стрелка, «Красный Октябрь», «Большевик» и прочий редевелопмент промзон). Флорида предлагает налог на землю делать максимальным, если на ней ничего не строится или строится узкая башня, и уменьшать его, если пятно застройки увеличивается. Так можно стимулировать владельцев строить средневысотные кварталы с большой плотностью, подобные историческим.

2. Инвестируйте в инфраструктуру, повышая плотность и численность населения.

3. Стройте больше доступного жилья для аренды.
Здесь любопытно, что в Великобритании собираются строить по 200 000 домов в год, чтобы снизить рост цен на жилье и выйти из кризиса. Россия с ее планами строить 100 млн м2 в год, заявленными президентом, не одинока.

4. Превратите низко оплачиваемую работу в сфере услуг в работу на уровне среднего класса.

5. Инвестируя в людей и городские районы, можно покончить с бедностью.

6. Стройте процветающие города во всем мире.

7. Дайте больше власти городам и сообществам.


Не буду комментировать каждый принцип. Книга «Новый кризис городов» написана легким и ярким языком. Иногда даже кажется, что это речь будущего мэра перед избирателями, но подкрепленная многочисленными исследованиями, таблицами, подсчетами индексов и диаграммами, сосредоточенными в обширном приложении.

Книгу можно купить и подписать у автора на презентации 18 июля в 17:00 в зале «Щусев».
Регистрация здесь.

 
Отрывок из книги Ричарда Флориды
«Новый кризис городов»

Глава 10: Урбанизация для всех

«Задайте себе вопрос: когда в последний раз вам доводилось слышать о том, чтобы государственный лидер – не мэр, а премьер-министр или президент – действительно понимал, о чем говорит, если
речь идет о городах и урбанизации? Или больше того: когда он занимался ими? Краткий ответ – никогда. В первую очередь это касается Америки, где Дональд Трамп рассматривает города только как
рассадники преступлений и патологий. Но не менее остро этот вопрос стоит в Великобритании и по всей Европе.

Противоречие между жизненно важной экономической ролью городов и полным пренебрежением к ним со стороны государственной власти болезненно и крайне тревожно. Как показала эта книга, наша способность к инновациям и экономическому росту зависит от кластеризации талантов, компаний и других экономических активов в городах. Города и городские агломерации – это наши основные платформы для технологических инноваций, обеспечения богатства и социального прогресса, для поддержки новых, прогрессивных ценностей и политических свобод. Именно здесь разрабатываются и проверяются новые стратегии поощрения инноваций, создания высокооплачиваемых рабочих мест и повышения уровня жизни.

Но эта книга показала также, что наши города и агломерации сталкиваются с весьма серьезными проблемами, ставящими под угрозу весь наш образ жизни. Та самая кластеризация, которая порождает
экономический и социальный прогресс, все больше разделяет нас в демографическом, культурном и политическом планах. Урбанизация по принципу «победитель получает все» означает, что немногочислен-
ные города-победители захватывают непропорциональную высокую долю прибыли от инноваций и экономического роста, в то время как остальные по-прежнему переживают застой или вовсе отстают в развитии. По мере того как из таких агломераций исчезает все больше и больше районов проживания представителей среднего класса, они, их пригороды и даже целые страны превращаются в пеструю смесь
концентрированных преимуществ и недостатков.

Новый кризис городов – это не существующий сам по себе кризис супергородов и технологических центров, а централизованный кризис современного урбанистического когнитивного капитализма.
Последствия этого кризиса ощущаются во всем мире: от Лондона, Парижа и Нью-Йорка и ведущих центров знаний, таких как Сан-Франциско и Тель-Авив, до регионов, пребывающих в процессе деиндустриализации и областей развивающихся стран, находящихся в стадии быстрого подъема <…>

С одной стороны, кризис наиболее остро ощущается именно там, где мы ожидали, – в крупнейших городах и ведущих технологических центрах Америки: Лос-Анджелес лидирует среди крупных агло-
мераций, Нью-Йорк занимает второе место, Сан-Франциско – третье. Технологические центры Сан-Диего, Бостона и Остина также входят в первую десятку наиболее серьезно затронутых кризисом круп-
ных агломераций. (Мой более широкий статистический анализ подтверждает эту основную схему.) Индекс нового городского кризиса, несомненно, в значительной степени соотносится с размером город-
ских агломераций и плотностью размещения в них, с концентрацией высокотехнологичных промышленных объектов, долями творческих работников и выпускников колледжей, объемами производства, уровнями доходов и оплаты труда. Он также тесно связан с политическим разделением Америки – находится в прямой зависимости от доли голосов, отданных за Клинтон в 2016 г., и в обратной – от от данных за Трампа. И снова мы видим, что новый городской кризис является фундаментальной чертой более крупных, плотных, богатых, либеральных, образованных, высокотехнологичных и в большей степени ориентированных на представителей креативного класса городских агломераций.

С другой стороны, кризис ощущается и во многих других местах по всей Америке: в Чикаго, Майами и Мемфисе, входящих в первую десятку индекса нового городского кризиса, в агломерациях «Солнечного пояса» – Далласе, Хьюстоне, Шарлотте, Атланте, Фениксе, Орландо и Нэшвилле, рейтинг которых чуть ниже; в агломерациях «Ржавого пояса», таких как Кливленд, Милуоки и Детройт, также имеющих высокий рейтинг, и во множестве небольших университетских городков. Агломерация Бриджпорт–Стэмфорд–Норволк, расположенная недалеко от Нью-Йорка, занимает верхнюю позицию по значению индекса нового городского кризиса среди всех агломераций Соединенных Штатов.

Масштабность нового кризиса городов позволяет понять, почему так растет озабоченность современным состоянием экономики. В Великобритании, Европе и Соединенных Штатах средний класс выпотрошен крахом модели развития пригородной инфраструктуры, которую когда-то считали дорогой к лучшей жизни. Уровень жизни бедных и обездоленных падает все ниже и ниже на фоне всего остального общества. Но даже благополучная в экономическом плане часть общества уже не ощущает себя столь же процветающей, как раньше, – теперь ее представители живут в отнюдь не дешевых городах вроде Лондона или Нью-Йорка, где обеспечивать благополучное будущее детей становится все дороже и сложнее.

Новый кризис городов – одна из главных причин того, что экономика развитых стран не может полностью восстановиться после экономического провала и погружается в так называемый «секулярный
застой». Это понятие первоначально использовалось для описания трудностей Великой депрессии, когда экономика не позволяла генерировать инновации, экономический рост и рабочие места, столь необходимые для повышения уровня жизни. Бывший министр финансов США Ларри Саммерс (Larry Summers) полагает, что мы застряли в новой эре стагнации, восстановление экономики происходит медленнее, чем могло бы, и не способно создать количество хорошо оплачиваемых рабочих мест, достаточное для восстановления среднего класса. Саммерс вместе с лауреатом Нобелевской премии экономистом Полом Кругманом (Paul Krugman) и многими другими полагают, что лучший выход из этих трудностей – масштабные затраты на инфраструктуру со стороны правительства. Его идея, очевидно, основана на исторических прецедентах – в XIX в. каналы и железные дороги соединили промышленно развитые страны и расширили сферы их деятельности, способствуя экономическому росту и инновациям.
В конце XIX и начале XX вв. новый импульс развития городам и росту их населения дали трамваи и подземный транспорт. В середине XX в. массовые инвестиции в строительство дорог и щедрые субсидии для домовладельцев привели к стремительному увеличению пригородного населения и продолжительной эпохе развития экономики. Но сегодня большие затраты на строительство дорог и мостов вызовут лишь краткосрочный подъем экономики и не обеспечат ее устойчивого роста. Нам нужен не ворох проектов, готовых к реализации, а стратегические инвестиции в инфраструктуру, которая станет основой целенаправленного развития городских кластеров. Чтобы снова поднять экономику, инфраструктура должна стать частью более широкой стратегии развития городских кластеров.

Но это дорогой вариант – разумеется, по сравнению с предыдущими периодами более простого и дешевого расширения городов. Повышение плотности жилья, необходимое для городской класте-
ризации, создание общественного транспорта и других элементов инфраструктуры развития, перестройка жилых комплексов для увеличения притока населения и обеспечение необходимых объемов доступного жилья обойдутся гораздо дороже, чем просто строительство более широких дорог и возведение домов, рассчитанных на одну семью, в пригороде. По оценкам правительства Великобритании, в течение последующих пяти лет необходимо ежегодно строить порядка 200 тыс. новых домов, чтобы снизить темпы роста цен на жилье с 2,7% до более приемлемых 1,8%, но даже эта цель для нас сегодня недо-
стижима – в правительстве признали, что в течение последних 30 лет «строительство по заказу местных властей фактически прекратилось и не возобновлялось жилищными ассоциациями».

Помимо того что такая реструктуризация городов очень дорого стоит, она противоречит глубоко укоренившимся антиурбанистическим настроениям, распространенным как в Великобритании, так
и в Соединенных Штатах – некая ностальгия по жизни в сельской местности и предвзятость в отношении городского уклада свойственны не только нашему менталитету, но и многим правительственным
структурам. Эти настроения усугубляются прочной убежденностью консерваторов в том, что города по своей природе элитарны, являются рассадниками расточительства, разврата, пороков, распущенности
и преступлений, т.е. неотъемлемой частью нашего социального и экономического распада, – и они нашли отклик у Трампа и его окружения. Мобилизовать политические силы в условиях нового городского кризиса будет непросто, тем более что в эпоху трампизма и Брекзита популизм наращивает мощь в большинстве передовых европейских стран.

Итак, что мы можем сделать, чтобы преодолеть новый кризис городов и вернуть экономику и общество в нужное русло развития? Я далеко не первый, кто пытается найти решение проблем, стоящих перед нашими городами. Но у нас нет полного понимания нового кризиса, поэтому предлагаемые время от времени стратегии и решения носят слишком ограниченный и временный характер, чтобы справиться с глубиной и масштабом проблемы. Многие считают, что необходимо преодолеть косную политику NIMBY или, как я предпочитаю их называть, новых городских луддитов, сдерживающих повышение плотности городов и их кластеризацию, которые нужны для инноваций и экономического прогресса. Разумеется, настало время реформировать слишком строгие нормы строительства и градостроительного зонирования, ограничивающие плотность городов. Мэрам городов, безусловно, требуется больше властных полномочий. Но, сколько бы ни было полномочий, их будет недостаточно. Полное решение всех
проблем нового городского кризиса потребует большего.

Чтобы выйти из глубокого системного кризиса и добиться расцвета экономики, мы должны поставить города и урбанизацию в самый центр нашей повестки. Как я отмечал в начале этой книги, раз уж новый кризис носит городской характер, то таким же должно быть и его разрешение. Если мы хотим вернуться ко всеобщему устойчивому процветанию, мы должны стать полноценно урбанизированным обществом. Масштабы требуемых инвестиций пугают, но такое уже случалось в нашей истории. Радует то, что мы можем добиться значительных успехов, используя ресурсы, которые у нас уже есть. При этом новая стратегия обеспечения более продуктивной и всеобщей урбанизации должна формироваться на базе семи основополагающих принципов. Ниже я расскажу о каждом из них».

Флорида Р. Новый кризис городов: Джентрификация, дорогая недвижимость, растущее неравенство и что нам с этим делать / Ричард Флорида: Пер. с англ. – М.: Издательская группа «Точка», 2018. – 368 с.
Флорида Р. Новый кризис городов: Джентрификация, дорогая недвижимость, растущее неравенство и что нам с этим делать. М., Издательская группа «Точка», 2018.

09 Июля 2018

Похожие статьи
Сибириада нового быта
Публикуем рецензию на книгу Ивана Атапина «Утопия в снегах. Социально-архитектурные эксперименты в Сибири, 1910–1930-е», выпущенную издательством Музея современного искусства «Гараж».
Исцеление красотой
«Рецепты для разбитых сердец» – так называется первая Международная биеннале современного искусства в Бухаре, которая проходит прямо сейчас. Она длилась 10 недель и завершится 23 ноября. Если у вас есть возможность сесть в самолет и провести пару дней в красивейшем городе, атмосфера которого дополнена художественными интервенциями – успевайте. Совершенно целительная история. Из Москвы и Санкт-Петербурга – прямые рейсы.
Курганы, вепсы и трилобиты
Выставка «Область», открытая на «Архитектоне», представляет собой сумму впечатлений об отдаленных уголках Ленинградской области, которую группы студентов открывали для себя во время трехдневных экспедиций под руководством опытных проводников-архитекторов. Здесь вы не увидите дворцов, церквей и готовых решений, зато точно почувствуете азарт первооткрывателя и подивитесь миру, лежащему по ту сторону градостроительства. Предлагаем небольшой путеводитель по экспозиции.
Жила, жива и будет жить
Как сейчас принято, выставка куратора Сергея Хачатурова «Готический ампир» совмещает открытия исследователя в области истории искусства с крупной современной гризайлью Егора Кошелева, уверенно внедряющей в сознание зрителя эмоционально заряженный миф. Была готика в ампире, есть и сейчас; все связано. Вашему вниманию – рецензия, написанная арт-критиком и магистранткой МГУ Юлией Тихомировой.
Главный экспонат
Написалось содержательное алаверды с картинками к тексту о выставке в центре «Зотов», посвященной архитектурным макетам. Очень плотно на ней собран материал, кажется, настолько плотно, что перестает «слушаться» куратора, создавая собственные смыслы и завихрения. Давно столько раритетов нового и старого времени из области макета не было собрано в одном месте. Пробуем разобраться, как все устроено и кто тут главный.
Выбирая лучшее
Очередная книга Александра Змеула о московском метро посвящена конкурсам на проекты станций со середины 1950-х до 1991 года. Издание выпущено Музеем современного искусства «Гараж».
Осторожно отмыто
В издательстве «Подписные издания» выходит книга Ксюши Сидориной – со-основательницы сообщества волонтеров-реставраторов Гэнгъ, которое с 2019 года отмывает и скоблит парадные Петербурга, открывая жильцам исторических домов сокровища: печи, мозаики, витражи. А еще – плитку. Именно плитка стала «цементом» книги, соединившим все – исторический экскурс, способы поиска ценных экземпляров, «каталог» парадных, а также опыт «партизанской» реставрации. О книге рассказывает редактор издательства Артем Макоян.
Спокойствие, только спокойствие
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга Александра Змеула «Большая кольцевая линия. Новейшая история московского метро». Ее автор – историк архитектуры и знаток подземки – разобрал грандиозный проект БКЛ в подробностях, но главное – сохранил спокойную и взвешенную позицию. С равным сочувствием он рассказал о работе всех вовлеченных в строительство архитекторов, сосредоточившись на их профессиональном вкладе и вне зависимости от их творческих разногласий.
Времени действительно нет?
С 22 июля по 5 октября 2025 года в Аптекарском приказе в Музее архитектуры работает выставка «Времени нет» – совместный проект МУАР и сообщества ЦЕХ, куда входят архитектурные бюро Saga, ХОРА и NOWADAYS office. ЦЕХ собрал двадцать одного участника, предложил им изучить цифровой каталог Музея архитектуры, выбрать оттуда документы или произведения искусства и на основе или в диалоге с ними создать оригинальные работы.
Метро как искусство. Деконструкция
В Музее Москвы до 24 августа 2025 года работает выставка «Высоко под землей», посвященная 90-летию московского метро. Столичная подземка – больше, чем транспорт, это гигантский арт-объект, который мы ежедневно не замечаем. Главный трюк экспозиции – заставить увидеть в утилитарном самостоятельное искусство. Метро предстает как результат одержимости деталями, как коллективный труд тысяч людей, как место, где технологии скрываются за красотой.
Лина Бо Барди и «ГЭС-2»: реконструкция
В Доме культуры «ГЭС-2» с 11 июля по 19 октября работает первая в России масштабная выставка, посвященная Лине Бо Барди (1914-1992) – бразильскому архитектору итальянского происхождения. «Если бы стены стали водой» – не столько ретроспектива, сколько попытка оживить дух Бо Барди на московской сцене, где ее идеи об общем для всех горожан пространстве и гибкости архитектурных решений звучат особенно актуально.
Феномен «чистой» архитектуры: читая книгу Карена...
Ученик Юрия Волчка Алексей Воробьев рассматривает книгу, написанную о знаменитом архитекторе-модернисте Джиме Торосяне учеником Торосяна Кареном Бальяном; и вышедшую недавно в издательстве TATLIN. Рецензия получилась прочувствованной, подробной – превратилась в эссе, где подзаголовок книги – Maestro di bellezza – становится отправной точкой для размышлений о красоте и ее преобразующей роли, со ссылками на Умберто Эко и Владимира Соловьева. Такая рецензия – сама по себе размышление о судьбе профессии архитектора.
Операция «Адаптация»: пунктирные заметки о XIX Архитектурной...
Людмила Лунина побывала на превью венецианской биеннале архитектуры и оценила выставку как сложную и научную. Поэтому так полезен ее авторский обзор, в котором всё или почти всё, пусть пунктирно, но обстоятельно, разложено «по полочкам». Полезно как для тех, кто планирует поехать на биеннале, так и для тех, кто сидит здесь, но не хотел бы отрываться от международной повестки. А повестка, судя по всему, получила на выставке новое воплощение: искать примеры архитектурной формы там, пожалуй, будет еще более бесполезно, чем обычно, зато столько всего разного... И грибы, и бактерии, и павильон из слоновьего навоза, и новые виды high-tech...
Групповой портрет архитекторов Серебряного века
Новая книга Марии Нащокиной «Архитектура Москвы эпохи модерна в творческих биографиях зодчих» сочетает научную глубину и энциклопедический охват с увлекательным изложением. В ней представлены жизнь и творчество 126 мастеров модерна, неоклассицизма и поздней эклектики. Публикуем рецензию и отрывок из книги, посвященный одному из самых ярких архитекторов ХХ века Александру Таманову.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
Преодоление мрамора
В Петербурге начала работу IX Биеннале архитектуры – одна из крупнейших профессиональных выставок города, организатором которой выступает Объединение архитектурных мастерских. Этот обзор не охватывает обширную деловую программу, сосредотачиваясь лишь на ощущениях от визуальной части экспозиции – ее объем и содержание говорит о возможности будущих трансформаций.
Мир бинарных оппозиций
Относительно новой книги Андрея Бокова не хочется и не следует повторять общепринятую формулу нашего времени: «прочитали за вас». Прочитали, но «за вас» в данном случае не работает. Книга не содержит принципиально новых сведений, на то она и теория самого стратосферного пошиба. Однако ее хочется разобрать на цитаты и выучить наизусть. Настолько некоторые места, по-эпичному, точны и емки. Но ее главное достоинство в другом – текст с элегантной непринужденностью даже не заставляет, а – провоцирует – читателя _думать_. Динамизирует мышление. А вот это уже важно.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
Счастье независимого творчества
Немало уже было сказано с трибуны и в кулуарах – как это хорошо, что в период застоя и типовухи развивались другие виды архитектурного творчества: НЭР, бумажная архитектура... Но не то чтобы мы хорошо знаем этот слой. Теперь, благодаря книге Андрея Бокова, который сам принимал участие во многих моментах этой деятельности, надеемся, станет намного яснее. Книга бесценная, написана хорошо. Но есть сомнения. В пророческом пафосе.
Подпольный город
Новая книга Андрея Иванова посвящена вернакулярным районам городов мира и заставляет подумать о вещах сверх того: например, степени субъектности человека, живущего в окружении застройки, «спущенной сверху» государством или архитектором. Прочитали книгу целиком и делимся своими впечатлениями.
Наше всё
Кто такой Щусев? В последние пару недель, с тех пор, как архитектору исполнилось 150 лет, на этот вопрос отвечают с разных сторон по-разному. Самый пространный, подробно иллюстрированный и элегантно оформленный ответ – выставка в двух корпусах Музея архитектуры на Воздвиженке. Четыре куратора, полтора года работы всего музея и экспозиционный дизайн Сергея Чобана и Александры Шейнер. Рассматриваем и показываем, что там к чему.
Искусствовед между молотом и наковальней
Советская эпоха, несомненно, воспитала своего человека. Образ его, как правило, соотносят с колоннами физкультурников и другими проявлениями тоталитарной телесности, но это по крайней мере лишь половина дела. Режиму было важно не только то, как маршируют, но и как думают. А также – как проектируют и строят. Илья Печёнкин – о книге Николая Молока «Давид Аркин: «идеолог космополитизма» в архитектуре».
Все наоборот
Мало премий вместо многих, вручение в первый день а не в последний, проекции вместо планшетов, деревья внутри, а объекты на улице – обновление фестиваля Архитектон пошло, как будто бы, по надежному пути переворачивания всех традиций профессионального цеха – ну или хотя бы тех, что подвернулись под руку. Придраться, конечно же, есть к чему, но ощущение свежее и импровизационное. Так, чего доброго, и Москву начнут учить. Мы рассказывали об элементах фестиваля частями в телеграме, теперь рассматриваем все целиком.
Фальконье
Во Флигеле Руине Музея архитектуры открыта выставка «стеклянных кирпичей» Густава Фальконье. Они – прародители стеклоблоков, но более сложные и красивые. Выставка показывает подлинные «кирпичи», архитектуру с ними, историю уничтожения окон Фальконье в здании Госархива, а еще она стала одной из причин возродить технологию производства.
Ручеек вернакулярности
Книга Андрея Иванова «ГюмрИ», продолжающая его «Иереван» – одновременно урбанистическое исследование вернакулярного города на конкретном примере, краеведческий очерк и поэма. Она очень обаятельна и в ней, как и в «вернакулярном» городе, место находится практически для всего. Для четкого определения границ вернакулярности вот только не нашлось места, ну да это не страшно, образ города книга создает живейший.
Радикальная ирония
Издательство АСТ выпустило первый тираж путеводителя от авторов термина «капиталистический романтизм» и телеграм-канала «Клизма романтизма». Книга выходит за рамки жанра и предлагает широкому кругу читателей понять и простить здания, которые часто называют «градостроительными ошибками». Мы почитали и составили впечатление, делимся.
Пресса: Невероятная трансформация: Москва поразила иностранных...
22 ИЮЛЯ 2018 Г. ВЛАДИМИР СТАРИКОВ 5397 Все внимание на этой неделе приковано к парку Зарядье. Там открылся Московский урбанистический форум. Лучшие эксперты в области архитектуры и строительства со всего света обсуждали масштабные городские изменения последних лет и будущее мегаполисов. Чем обновленная Москва поразила гостей?
Пресса: Мышление по диагонали: каким должен быть идеальный...
Города постоянно меняются, и эти изменения с каждым годом происходят всё быстрее. Меняются и навыки, необходимые архитектору, сити-менеджеру или эксперту-урбанисту. В результате споры о подходах к образованию городских управленцев возникают не реже, чем дискуссии о судьбе самих городов.
Пресса: Американский урбанист Брюс Кац высоко оценил преобразование...
Преобразование московской городской среды заслуживает высокой оценки, заявил урбанист Брюс Кац, выступая в ходе пленарного заседания "Современный мегаполис. Новое пространство для жизни", открывающего Московский урбанистический форум.
Блеск и нищета городов
Знаменитый американский урбанист Ричард Флорида, автор концепции креативного класса, даст интервью и представит свою книгу «Новый кризис городов» на МУФ-2018. Публикуем рецензию и отрывок из книги.
Технологии и материалы
​Формула Real Brick
Минеральная плитка ручной формовки белорусского производителя Real Brick выходит на российский рынок как альтернатива европейской. Технология заводского пропила под системы НВФ позволяет экономить до 40% бюджета проекта на логистике и монтаже.
​Вертикаль, линия, сфера: приемы игровых пространств
В современных ЖК и городских парках детская площадка – все чаще полноценный архитектурный объект. На примерах проектов компании «Новые Горизонты» рассматриваем, какие типологии и приемы позволяют проектировать игровые пространства как доминанты, организующие среду и создающие идентичность места.
«Марсианская колония» на ВДНХ
Компания «Шелби», используя концептуальные идеи освоения красной планеты от Айзека Азимова и Илона Маска, спроектировала для ВДНХ необычный плейхаб. «Марсианская колония» разместится рядом с легендарным «Бураном» и будет состоять из нескольких модулей, которые предложат детям игровые сценарии и образы будущего.
Материал как метод
Компания ОРТОСТ-ФАСАД стоит у истоков фасадной индустрии. За 25 лет пройден путь от мокрых фасадов и первого в России НВФ со стеклофибробетоном до уникальных фасадов на подсистеме собственного производства, где выносы СФБ элементов превышают три метра. Разбираемся, какие технологические решения позволяют СФБ конкурировать с традиционными системами и почему выбор единого подрядчика – наилучший вариант для реализации фасадов со сложной архитектурой.
Десять новых кирпичей ModFormat
Удлиненные кирпичи с терракотовыми оттенками и новая коллекция самых узких в России кирпичей – теперь в арсенале архитекторов. О серийном производстве сложных фактур и разработке новых рассказывает исполнительный директор компании КИРИЛЛ Дмитрий Самылин.
Архитектура тишины
Создание акустического комфорта в школе – комплексная задача, выходящая за рамки простого соблюдения норм. Это проектирование самой образовательной среды, где качество звука напрямую влияет на здоровье, концентрацию и успеваемость. Разбираем, как интегрировать эффективные звукоизоляционные и звукопоглощающие решения в конструкции здания, обеспечивая соответствие СП 51.13330.2011.
Моллирование 2.0
Технология моллирования вышла на новый уровень: больше не нужно выбирать между свободой формы и прочностью закалённого стекла. АО «РСК» разработало метод гравитационного моллирования с последующим химическим упрочнением, которое снимает ключевые технические ограничения.
PRO Тепло: утеплитель, который не стареет
Долговечная и пожаробезопасная альтернатива волокнистым и полимерным утеплителям – каменный утеплитель «PRO Тепло» (D200) торговой марки «ГРАС» – легкий газобетонный блок, который создает вокруг здания прочную и долговечную теплозащитную оболочку. Разбираемся в технологии.
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
Сейчас на главной
Дмитрий Остроумов: «Говоря языком алхимии, мы участвуем...
Крайне необычный и нетипичный получился разговор с Дмитрием Остроумовым. Почему? Хотя бы потому, что он не только архитектор, специализирующийся на строительстве православных храмов. И не только – а это редкая редкость – сторонник развития современной стилистики в ее, пока все еще крайне консервативной, сфере. Дмитрий Остроумов магистр богословия. Так что, помимо истории и специфики бюро, мы говорим о понятии храма, о каноне и традиции, о живом и о вечном, и даже о Русском Логосе.
Фокус синергии
В Липецке прошел фестиваль «Архимет», продемонстрировавший новый формат сотрудничества архитекторов, производителей металлических конструкций и региональных властей для создания оригинальных фасадных панелей для программы реконструкции местных школ. Рассказываем о фестивале и показываем работы участников, среди которых ASADOV, IND и другие.
Коридор лиминальности
Роман Бердник спроектировал для Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге входную группу, которая помогает посетителю настроиться на взаимодействие с пространством памяти и печали. Работа готовилась для кирпичного конкурса, но материал служит отсылкой и к жизнеописанию святой Ксении Петербургской, похороненной здесь же.
Полки с квартирами
При разработке проекта многоквартирного дома на озере Лиси под Тбилиси Architects of Invention вдохновлялись теоретической работой студии SITE и офортом Александра Бродского и Ильи Уткина.
Б – Бенуа
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа – всё Бенуа», которая рассказывает о феномене художественной династии и ее тесной связи с Петербургом. Два основных раздела – зал-лабиринт Александра Бенуа и анфиладу с энциклопедической «Азбукой» архитектор Сергей Падалко дополнил версальской лестницей, хрустальным кабинетом и «криптой». Кураторы же собрали невероятную коллекцию предметов – от египетского саркофага и «Острова мертвых» Бёклина до дипфейка Вацлава Нижинского и «звездного» сарая бюро Меганом.
Вопрос дефиниции
Приглашенным редактором журнала Domus в 2026 станет Ма Яньсун, основатель ведущего китайского бюро MAD. 10 номеров под его руководством будут посвящены поиску нового, релевантного для 2020-х определения для понятия «архитектура».
Образы Италии
Архитектурная мастерская Головин & Шретер подготовила проект реконструкции Инкерманского завода марочных вин. Композиция решена по подобию средневековой итальянской площади, где башня дегустационного зала – это кампанила, производственно-складской комплекс – базилика, а винодельческо-экскурсионный центр – палаццо.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
У воды и над лесом
По проекту бюро М4 набережная в городе Заречный Свердловской области раскрыла свой потенциал рекреационного пространства. Каскадная лестница соединила различные зоны территории, а также помогла отрегулировать антропогенную нагрузку на ландшафт. Пикниковые зоны и парковая инфраструктура в свою очередь снизили количество мусора.
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
От МЫСа до Маяка: лучшие проекты Подмосковья
Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области подвел итоги ежегодного конкурса, который в этом году получил обновленный формат. Впервые появился раздел «Реализация», позволяющий оценить не только проектные решения, но и качество их воплощения.
Ход курдонером
Бюро Intercolumnium представило на Градостроительном совете проект жилого комплекса, который заменит БЦ «Акватория» на Выборгской набережной. Эксперты отметили высокое качество работы, но с сомнением отнеслись к трем курдонерам, а также предложили смягчить контраст фасадов, обращенных к набережной и Кантемировскому мосту.
Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 4
В четвертой статье цикла, посвященного проектам Ивана Леонидова для Южного берега Крыма, рассматриваются курортные отели и парковые павильоны на центральной набережной Ялты и делается попытка их реконструкции на основе сохранившихся материалов.
Стремление к истокам
В интерьере ресторана «Горные пороги» при гостиничном комплексе «Хвоя в горах» в долине реки Катунь архитекторы бюро New Design постарались передать удивительную красоту и мощь природы Алтая, художественно переосмыслив ее наиболее характерные образы.
Измерение Y
Тенденция проектирования жилых башен в Москве не тускнеет, а напротив, за последние 5 лет она как никогда, пожалуй, вошла в силу... Мы и раньше пробовали изучать высотное строительство Москвы, и теперь попробуем. Вашему вниманию – небольшой исторический обзор и опрос практикующих в городе архитекторов.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Умер Дени Валод
Дени Валод, сооснователь бюро Valode & Pistre, скончался 9 декабря 2025 в возрасте 79 лет после продолжительной болезни.
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.
Отель-мост
Крупнейший индустриально-туристический проект «Шухов-парка», создаваемый ОМК на месте исторического завода Баташевых в Выксе, постепенно материализуется в конкретные постройки. Мы уже писали про кванториум и пересобранную водонапорную башню Шухова. А вот про здание отеля «Шухов» по проекту Front Architecture еще не писали. Разбираем его здесь.
Ловцы жемчуга
Бюро GAFA спроектировало для Дербента апарт-комплекс, который призван переключить режим человека с рабочего на курортный, а также по-хорошему встряхнуть окружающую среду. Здание предлагает сразу два образа: лаконичный со стороны города, и пышно-ажурный со стороны моря. А в центре спрятана жемчужина – открытый бассейн с аркой, звездным небом и выходом к пляжу.
С любовью можно прожить
Бюро NOWADAYS office разработало концепцию для ресурсного центра фонда «Антон тут рядом», где дети, подростки и взрослые с расстройством аутического спектра смогут найти помощь и поддержку. Архитекторы искали возможность соединить в небольшом помещении чувство дома с особенностями типологии: например, в подобном центре необходима комната сенсорной интеграции и восстановления, особое внимание к нуждам маломобильных людей, тщательно подобранные цвета и фактуры.
Крыша-головоломка
У треугольного в плане дома по проекту бюро Tetro в агломерации Белу-Оризонти крыша тоже составлена из треугольников – сплошных и остекленных.
Поющие пески
Проект благоустройства набережной в Вилюйске, разработанный бюро Grd:studio в рамках Конкурса комфортной среды, примечателен малыми архитектурными формами, которые рассказывают о якутской культуре, казачьем наследии и особенностях повседневной жизни этих мест. Память об утраченной православной церкви решено сохранить с помощью металлической инсталляции, повторяющей силуэт здания.
Остров-спутник
Институт Генплана Москвы подготовил мастер-план развития системы островов Сарпинский и Голодный – они расположены в административных границах Волгограда и считаются одними из крупнейших в России. К 2045 году на их территории планируется реализовать 15 масштабных инвестиционных проектов, среди которых спортивный и образовательный кластеры, конгресс-центр с «Волгонариумом», кинокластер, а также 21 тематический парк. Рассказываем, какие инженерные, экологические и транспортные задачи необходимо решить, чтобы «сказка стала былью». Решения мастер-плана уже утверждены и включены в генеральный план развития города.