Блеск и нищета городов

Знаменитый американский урбанист Ричард Флорида, автор концепции креативного класса, даст интервью и представит свою книгу «Новый кризис городов» на МУФ-2018. Публикуем рецензию и отрывок из книги.

mainImg
Ричард Флорида – один из самых ярких гостей Московского урбанистического форума. В 2002 году он написал эпохальный бестселлер «Креативный класс: люди, которые меняют мир» (переведен на русский в 2007), где пришел к вдохновляющим выводам: экономическое развитие зависит не от ресурсов или технологий, а от талантливых людей. Флорида заметил, что крупные компании переезжали туда, где есть концентрация креативных людей, а не наоборот. А креативные люди, как выяснилось, живут в городах, но не любых. «Креативные люди всегда тяготели к определенным типам сообществ, таким как левый берег Сены в Париже или Гринвич-Вилладж в Нью-Йорке. Подобные сообщества дают творческие стимулы, разнообразие и богатый опыт, составляющие источник креативности. В настоящее время нам все больше требуется именно такая среда». Ее слагаемые – три «Т»: технологии, таланты, толерантность. Между прочим, Флорида заметил, что список популярных в высокотехнологичной индустрии городов соответствует гей-индексу и индексу богемы. Очевидно, что качество жизни связано с наличием питательной среды, большим количеством возможностей и терпимостью к различиям. То, что казалось бичом нашего времени – изменчивость и неопределенность жизни, – у Флориды стало скорее нормой, если не преимуществом.

В первой книжке Флориды нарисован образ высокооплачиваемого «профессионала без галстука», в пирсинге и с дредами (художника, писателя, музыканта, журналиста, айтишника, стартапера) – бальзам на душу русского интеллигента. Такому человеку, чтобы быть продуктивным, нужен свободный график, он «играет на работе и работает дома», потому что ему необходимо время для концентрации, чтобы быть продуктивным. Представитель креативного класса может достаточно часто менять место работы. В предисловии к русскому изданию Флорида оценил количество креативного класса в России в 13 млн. человек (второе абсолютное число после США). Таким людям нужны хорошие города, и во всем мире случился бум урбанизма, который к 2011 году докатился до Москвы, а теперь распространяется по России.
Флорида Р. Новый кризис городов: Джентрификация, дорогая недвижимость, растущее неравенство и что нам с этим делать. М., Издательская группа «Точка», 2018.
Ричард Флорида / предоставлено МУФ

Удивительно, что роль географии вдруг выросла вопреки прогнозам. Например, архитектор, теоретик и философ Питер Айзенман настаивал на том, что в современном цифровом мире правит а-топия, места больше не важны, классических городов больше нет, – и приводил в пример растянутый в пространстве Лос-Анжелес (P.Giorra. Peter Eisenman. Bauten und Projekte. Stuttgart,1995). Флорида же доказал обратное: нам нужны города как среда общения, разнообразия и терпимости к различиям. К тому же горожане оказались одним из главных источников пополнения казны как налогоплательщики. Все это двигало экономику вперед. Но не тут-то было.
Флорида Р. Новый кризис городов: Джентрификация, дорогая недвижимость, растущее неравенство и что нам с этим делать. М., Издательская группа «Точка», 2018.

В книге 2018 года «Новый кризис городов», которую Флорида представит на МУФ, исследователь говорит о разочаровании. Прекрасные урбанистические оазисы с пешеходными общественными пространствами, велосипедными дорожками, парками, наполненные людьми, занимающимися спортом, танцующими и посещающими галереи, оказались источником нового социального и географического неравенства. Социальное неравенство возникает, потому что цены на жилье в таких городах растут, и жилье становится недоступным. В норме жилье должно стоить 2,6 годового дохода. В Нью-Йорке, Лондоне, Париже и в Москве это минимум 8 годовых доходов, а с ипотекой 16 и больше. Аренда жилья также высока и составляет до 65 % месячной зарплаты. В такой ситуации художники и музыканты, а также учителя, медсестры и пожарники, работники ресторанов – люди, без которых город не может функционировать, – вынуждены уезжать в пригороды. А в благоустроенных центрах городов может позволить себе жить, по мнению Флориды, только богатая интеллигенция (!), что для русского уха звучит экзотично – интеллигенция здесь никогда не была особенно богатой.
Флорида Р. Новый кризис городов: Джентрификация, дорогая недвижимость, растущее неравенство и что нам с этим делать. М., Издательская группа «Точка», 2018.
Флорида Р. Новый кризис городов: Джентрификация, дорогая недвижимость, растущее неравенство и что нам с этим делать. М., Издательская группа «Точка», 2018.

К тому же возникает неравенство между городами: столицы или центры технологических индустрий процветают, а бывшие промышленные города не развиваются и погибают (Флорида называет это «урбанизм по принципу «победитель получает все»). Внутри урбанистических «победителей» районы также развиты неравномерно: исторические центры обладают привлекательной средой и инфраструктурой, а пригороды страдают от недостатка хороших школ и клиник, преступности и плохой экологии (в России ситуация лучше, унаследованное от советских времен смешанное население спальных районов не позволяет им превратиться в гетто, замечает исследователь). Упадок урбанизма Флорида связывает с политическими событиями: приходом к власти Трампа и брекзитом Великобритании. Расцвела идеология консерваторов, видящих в городах рассадники разврата и пороков. Тем не менее экономист считает, что преодолеть новый кризис городов можно с помощью того же урбанизма. Ричард Флорида противопоставляет урбанизму по принципу «победитель получает всё» урбанизм для всех. В конце 10-й главы даны семь принципов «лечения» городов. Это:

1. Заставить кластеризацию работать на нас, а не против нас.
Тут рецепт Флориды очень интересен. Городской земли не хватает там, где она больше всего нужна. Но можно использовать ее эффективнее. Снятие запретов на высотное строительство не решает проблему. «Самыми инновационными в мире являются не кварталы небоскребов, как в Гонконге и Сингапуре, а бывшие промышленные районы Лондона, Амстердама, Берлина и Нью-Йорка, застроенные средневысотными зданиями, улицы которых способствуют смешанному использованию» (у нас это, надо думать, Стрелка, «Красный Октябрь», «Большевик» и прочий редевелопмент промзон). Флорида предлагает налог на землю делать максимальным, если на ней ничего не строится или строится узкая башня, и уменьшать его, если пятно застройки увеличивается. Так можно стимулировать владельцев строить средневысотные кварталы с большой плотностью, подобные историческим.

2. Инвестируйте в инфраструктуру, повышая плотность и численность населения.

3. Стройте больше доступного жилья для аренды.
Здесь любопытно, что в Великобритании собираются строить по 200 000 домов в год, чтобы снизить рост цен на жилье и выйти из кризиса. Россия с ее планами строить 100 млн м2 в год, заявленными президентом, не одинока.

4. Превратите низко оплачиваемую работу в сфере услуг в работу на уровне среднего класса.

5. Инвестируя в людей и городские районы, можно покончить с бедностью.

6. Стройте процветающие города во всем мире.

7. Дайте больше власти городам и сообществам.


Не буду комментировать каждый принцип. Книга «Новый кризис городов» написана легким и ярким языком. Иногда даже кажется, что это речь будущего мэра перед избирателями, но подкрепленная многочисленными исследованиями, таблицами, подсчетами индексов и диаграммами, сосредоточенными в обширном приложении.

Книгу можно купить и подписать у автора на презентации 18 июля в 17:00 в зале «Щусев».
Регистрация здесь.

 
Отрывок из книги Ричарда Флориды
«Новый кризис городов»

Глава 10: Урбанизация для всех

«Задайте себе вопрос: когда в последний раз вам доводилось слышать о том, чтобы государственный лидер – не мэр, а премьер-министр или президент – действительно понимал, о чем говорит, если
речь идет о городах и урбанизации? Или больше того: когда он занимался ими? Краткий ответ – никогда. В первую очередь это касается Америки, где Дональд Трамп рассматривает города только как
рассадники преступлений и патологий. Но не менее остро этот вопрос стоит в Великобритании и по всей Европе.

Противоречие между жизненно важной экономической ролью городов и полным пренебрежением к ним со стороны государственной власти болезненно и крайне тревожно. Как показала эта книга, наша способность к инновациям и экономическому росту зависит от кластеризации талантов, компаний и других экономических активов в городах. Города и городские агломерации – это наши основные платформы для технологических инноваций, обеспечения богатства и социального прогресса, для поддержки новых, прогрессивных ценностей и политических свобод. Именно здесь разрабатываются и проверяются новые стратегии поощрения инноваций, создания высокооплачиваемых рабочих мест и повышения уровня жизни.

Но эта книга показала также, что наши города и агломерации сталкиваются с весьма серьезными проблемами, ставящими под угрозу весь наш образ жизни. Та самая кластеризация, которая порождает
экономический и социальный прогресс, все больше разделяет нас в демографическом, культурном и политическом планах. Урбанизация по принципу «победитель получает все» означает, что немногочислен-
ные города-победители захватывают непропорциональную высокую долю прибыли от инноваций и экономического роста, в то время как остальные по-прежнему переживают застой или вовсе отстают в развитии. По мере того как из таких агломераций исчезает все больше и больше районов проживания представителей среднего класса, они, их пригороды и даже целые страны превращаются в пеструю смесь
концентрированных преимуществ и недостатков.

Новый кризис городов – это не существующий сам по себе кризис супергородов и технологических центров, а централизованный кризис современного урбанистического когнитивного капитализма.
Последствия этого кризиса ощущаются во всем мире: от Лондона, Парижа и Нью-Йорка и ведущих центров знаний, таких как Сан-Франциско и Тель-Авив, до регионов, пребывающих в процессе деиндустриализации и областей развивающихся стран, находящихся в стадии быстрого подъема <…>

С одной стороны, кризис наиболее остро ощущается именно там, где мы ожидали, – в крупнейших городах и ведущих технологических центрах Америки: Лос-Анджелес лидирует среди крупных агло-
мераций, Нью-Йорк занимает второе место, Сан-Франциско – третье. Технологические центры Сан-Диего, Бостона и Остина также входят в первую десятку наиболее серьезно затронутых кризисом круп-
ных агломераций. (Мой более широкий статистический анализ подтверждает эту основную схему.) Индекс нового городского кризиса, несомненно, в значительной степени соотносится с размером город-
ских агломераций и плотностью размещения в них, с концентрацией высокотехнологичных промышленных объектов, долями творческих работников и выпускников колледжей, объемами производства, уровнями доходов и оплаты труда. Он также тесно связан с политическим разделением Америки – находится в прямой зависимости от доли голосов, отданных за Клинтон в 2016 г., и в обратной – от от данных за Трампа. И снова мы видим, что новый городской кризис является фундаментальной чертой более крупных, плотных, богатых, либеральных, образованных, высокотехнологичных и в большей степени ориентированных на представителей креативного класса городских агломераций.

С другой стороны, кризис ощущается и во многих других местах по всей Америке: в Чикаго, Майами и Мемфисе, входящих в первую десятку индекса нового городского кризиса, в агломерациях «Солнечного пояса» – Далласе, Хьюстоне, Шарлотте, Атланте, Фениксе, Орландо и Нэшвилле, рейтинг которых чуть ниже; в агломерациях «Ржавого пояса», таких как Кливленд, Милуоки и Детройт, также имеющих высокий рейтинг, и во множестве небольших университетских городков. Агломерация Бриджпорт–Стэмфорд–Норволк, расположенная недалеко от Нью-Йорка, занимает верхнюю позицию по значению индекса нового городского кризиса среди всех агломераций Соединенных Штатов.

Масштабность нового кризиса городов позволяет понять, почему так растет озабоченность современным состоянием экономики. В Великобритании, Европе и Соединенных Штатах средний класс выпотрошен крахом модели развития пригородной инфраструктуры, которую когда-то считали дорогой к лучшей жизни. Уровень жизни бедных и обездоленных падает все ниже и ниже на фоне всего остального общества. Но даже благополучная в экономическом плане часть общества уже не ощущает себя столь же процветающей, как раньше, – теперь ее представители живут в отнюдь не дешевых городах вроде Лондона или Нью-Йорка, где обеспечивать благополучное будущее детей становится все дороже и сложнее.

Новый кризис городов – одна из главных причин того, что экономика развитых стран не может полностью восстановиться после экономического провала и погружается в так называемый «секулярный
застой». Это понятие первоначально использовалось для описания трудностей Великой депрессии, когда экономика не позволяла генерировать инновации, экономический рост и рабочие места, столь необходимые для повышения уровня жизни. Бывший министр финансов США Ларри Саммерс (Larry Summers) полагает, что мы застряли в новой эре стагнации, восстановление экономики происходит медленнее, чем могло бы, и не способно создать количество хорошо оплачиваемых рабочих мест, достаточное для восстановления среднего класса. Саммерс вместе с лауреатом Нобелевской премии экономистом Полом Кругманом (Paul Krugman) и многими другими полагают, что лучший выход из этих трудностей – масштабные затраты на инфраструктуру со стороны правительства. Его идея, очевидно, основана на исторических прецедентах – в XIX в. каналы и железные дороги соединили промышленно развитые страны и расширили сферы их деятельности, способствуя экономическому росту и инновациям.
В конце XIX и начале XX вв. новый импульс развития городам и росту их населения дали трамваи и подземный транспорт. В середине XX в. массовые инвестиции в строительство дорог и щедрые субсидии для домовладельцев привели к стремительному увеличению пригородного населения и продолжительной эпохе развития экономики. Но сегодня большие затраты на строительство дорог и мостов вызовут лишь краткосрочный подъем экономики и не обеспечат ее устойчивого роста. Нам нужен не ворох проектов, готовых к реализации, а стратегические инвестиции в инфраструктуру, которая станет основой целенаправленного развития городских кластеров. Чтобы снова поднять экономику, инфраструктура должна стать частью более широкой стратегии развития городских кластеров.

Но это дорогой вариант – разумеется, по сравнению с предыдущими периодами более простого и дешевого расширения городов. Повышение плотности жилья, необходимое для городской класте-
ризации, создание общественного транспорта и других элементов инфраструктуры развития, перестройка жилых комплексов для увеличения притока населения и обеспечение необходимых объемов доступного жилья обойдутся гораздо дороже, чем просто строительство более широких дорог и возведение домов, рассчитанных на одну семью, в пригороде. По оценкам правительства Великобритании, в течение последующих пяти лет необходимо ежегодно строить порядка 200 тыс. новых домов, чтобы снизить темпы роста цен на жилье с 2,7% до более приемлемых 1,8%, но даже эта цель для нас сегодня недо-
стижима – в правительстве признали, что в течение последних 30 лет «строительство по заказу местных властей фактически прекратилось и не возобновлялось жилищными ассоциациями».

Помимо того что такая реструктуризация городов очень дорого стоит, она противоречит глубоко укоренившимся антиурбанистическим настроениям, распространенным как в Великобритании, так
и в Соединенных Штатах – некая ностальгия по жизни в сельской местности и предвзятость в отношении городского уклада свойственны не только нашему менталитету, но и многим правительственным
структурам. Эти настроения усугубляются прочной убежденностью консерваторов в том, что города по своей природе элитарны, являются рассадниками расточительства, разврата, пороков, распущенности
и преступлений, т.е. неотъемлемой частью нашего социального и экономического распада, – и они нашли отклик у Трампа и его окружения. Мобилизовать политические силы в условиях нового городского кризиса будет непросто, тем более что в эпоху трампизма и Брекзита популизм наращивает мощь в большинстве передовых европейских стран.

Итак, что мы можем сделать, чтобы преодолеть новый кризис городов и вернуть экономику и общество в нужное русло развития? Я далеко не первый, кто пытается найти решение проблем, стоящих перед нашими городами. Но у нас нет полного понимания нового кризиса, поэтому предлагаемые время от времени стратегии и решения носят слишком ограниченный и временный характер, чтобы справиться с глубиной и масштабом проблемы. Многие считают, что необходимо преодолеть косную политику NIMBY или, как я предпочитаю их называть, новых городских луддитов, сдерживающих повышение плотности городов и их кластеризацию, которые нужны для инноваций и экономического прогресса. Разумеется, настало время реформировать слишком строгие нормы строительства и градостроительного зонирования, ограничивающие плотность городов. Мэрам городов, безусловно, требуется больше властных полномочий. Но, сколько бы ни было полномочий, их будет недостаточно. Полное решение всех
проблем нового городского кризиса потребует большего.

Чтобы выйти из глубокого системного кризиса и добиться расцвета экономики, мы должны поставить города и урбанизацию в самый центр нашей повестки. Как я отмечал в начале этой книги, раз уж новый кризис носит городской характер, то таким же должно быть и его разрешение. Если мы хотим вернуться ко всеобщему устойчивому процветанию, мы должны стать полноценно урбанизированным обществом. Масштабы требуемых инвестиций пугают, но такое уже случалось в нашей истории. Радует то, что мы можем добиться значительных успехов, используя ресурсы, которые у нас уже есть. При этом новая стратегия обеспечения более продуктивной и всеобщей урбанизации должна формироваться на базе семи основополагающих принципов. Ниже я расскажу о каждом из них».

Флорида Р. Новый кризис городов: Джентрификация, дорогая недвижимость, растущее неравенство и что нам с этим делать / Ричард Флорида: Пер. с англ. – М.: Издательская группа «Точка», 2018. – 368 с.
Флорида Р. Новый кризис городов: Джентрификация, дорогая недвижимость, растущее неравенство и что нам с этим делать. М., Издательская группа «Точка», 2018.

09 Июля 2018

Похожие статьи
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
Преодоление мрамора
В Петербурге начала работу IX Биеннале архитектуры – одна из крупнейших профессиональных выставок города, организатором которой выступает Объединение архитектурных мастерских. Этот обзор не охватывает обширную деловую программу, сосредотачиваясь лишь на ощущениях от визуальной части экспозиции – ее объем и содержание говорит о возможности будущих трансформаций.
Мир бинарных оппозиций
Относительно новой книги Андрея Бокова не хочется и не следует повторять общепринятую формулу нашего времени: «прочитали за вас». Прочитали, но «за вас» в данном случае не работает. Книга не содержит принципиально новых сведений, на то она и теория самого стратосферного пошиба. Однако ее хочется разобрать на цитаты и выучить наизусть. Настолько некоторые места, по-эпичному, точны и емки. Но ее главное достоинство в другом – текст с элегантной непринужденностью даже не заставляет, а – провоцирует – читателя _думать_. Динамизирует мышление. А вот это уже важно.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
Счастье независимого творчества
Немало уже было сказано с трибуны и в кулуарах – как это хорошо, что в период застоя и типовухи развивались другие виды архитектурного творчества: НЭР, бумажная архитектура... Но не то чтобы мы хорошо знаем этот слой. Теперь, благодаря книге Андрея Бокова, который сам принимал участие во многих моментах этой деятельности, надеемся, станет намного яснее. Книга бесценная, написана хорошо. Но есть сомнения. В пророческом пафосе.
Подпольный город
Новая книга Андрея Иванова посвящена вернакулярным районам городов мира и заставляет подумать о вещах сверх того: например, степени субъектности человека, живущего в окружении застройки, «спущенной сверху» государством или архитектором. Прочитали книгу целиком и делимся своими впечатлениями.
Наше всё
Кто такой Щусев? В последние пару недель, с тех пор, как архитектору исполнилось 150 лет, на этот вопрос отвечают с разных сторон по-разному. Самый пространный, подробно иллюстрированный и элегантно оформленный ответ – выставка в двух корпусах Музея архитектуры на Воздвиженке. Четыре куратора, полтора года работы всего музея и экспозиционный дизайн Сергея Чобана и Александры Шейнер. Рассматриваем и показываем, что там к чему.
Искусствовед между молотом и наковальней
Советская эпоха, несомненно, воспитала своего человека. Образ его, как правило, соотносят с колоннами физкультурников и другими проявлениями тоталитарной телесности, но это по крайней мере лишь половина дела. Режиму было важно не только то, как маршируют, но и как думают. А также – как проектируют и строят. Илья Печёнкин – о книге Николая Молока «Давид Аркин: «идеолог космополитизма» в архитектуре».
Все наоборот
Мало премий вместо многих, вручение в первый день а не в последний, проекции вместо планшетов, деревья внутри, а объекты на улице – обновление фестиваля Архитектон пошло, как будто бы, по надежному пути переворачивания всех традиций профессионального цеха – ну или хотя бы тех, что подвернулись под руку. Придраться, конечно же, есть к чему, но ощущение свежее и импровизационное. Так, чего доброго, и Москву начнут учить. Мы рассказывали об элементах фестиваля частями в телеграме, теперь рассматриваем все целиком.
Фальконье
Во Флигеле Руине Музея архитектуры открыта выставка «стеклянных кирпичей» Густава Фальконье. Они – прародители стеклоблоков, но более сложные и красивые. Выставка показывает подлинные «кирпичи», архитектуру с ними, историю уничтожения окон Фальконье в здании Госархива, а еще она стала одной из причин возродить технологию производства.
Ручеек вернакулярности
Книга Андрея Иванова «ГюмрИ», продолжающая его «Иереван» – одновременно урбанистическое исследование вернакулярного города на конкретном примере, краеведческий очерк и поэма. Она очень обаятельна и в ней, как и в «вернакулярном» городе, место находится практически для всего. Для четкого определения границ вернакулярности вот только не нашлось места, ну да это не страшно, образ города книга создает живейший.
Радикальная ирония
Издательство АСТ выпустило первый тираж путеводителя от авторов термина «капиталистический романтизм» и телеграм-канала «Клизма романтизма». Книга выходит за рамки жанра и предлагает широкому кругу читателей понять и простить здания, которые часто называют «градостроительными ошибками». Мы почитали и составили впечатление, делимся.
Улица рисунков зодчего Росси
В берлинском Музее архитектурного рисунка Фонда Сергея Чобана открыта новая выставка, на которой представлены более 100 работ итальянского архитектора Альдо Росси, многие из них экспонируются впервые.
«Новая Эллада»
Публикуем рецензию на вышедшую в этом январе книгу Андрея Карагодина «Новая Эллада. Два века архитектурной утопии на южном берегу Крыма».
Планета Шехтель
Под занавес ушедшего года в издательстве «Русский импульс» увидела свет книга «Мироздание Фёдора Шехтеля», составленная Людмилой Владимировной Сайгиной – научным сотрудником Музея архитектуры, на протяжении многих лет изучающим биографию и творчество корифея московского модерна. Иначе говоря, под обложкой 640-страничного издания представлен материал, собранный в ходе исследования, ставшего делом всей жизни. Это дорогого стоит, хотя издание подкупает демократичностью исполнения и ценой.
Судьба Иофана
В издательстве «Кучково поле. Музеон» вышла книга Владимира Седова «Архитектор Борис Иофан». Она основана на материалах архива семьи архитектора из коллекции Музея архитектурного рисунка Сергея Чобана и дает возможность познакомиться с большим объемом малоизвестных ранее материалов. Но текст книги выходит далеко за рамки комментария к архиву – по словам автора, это творческая биография. Написана она живо, местами пронзительно и оттого звучит очень актуально.
Маршрут построен
При поддержке фонда DICTUM FACTUM вышел в свет путеводитель по новейшей архитектуре Санкт-Петербурга, составленный Анной Мартовицкой. Делимся впечатлениями о книге.
Ода к ОАМ
В Петербурге начала работу VIII архитектурная биеннале. На дискуссии, где обсуждалось архитектурное просвещение, зал и председатель ОАМ попросили у редакции Архи.ру больше критики. Мы решили попробовать, и начать с самой выставки.
«Животворна и органична здесь»
Рецензия петербургского архитектора Сергея Мишина на третью книгу «Гаража» об архитектуре модернизма – на сей раз ленинградского, – в большей степени стала рассуждением о специфике города-проекта, склонного к смелым жестам и чтению стихов. Который, в отличие от «города-мицелия», опровергает миф о разрушительности модернистской архитектуры для традиционной городской ткани.
К почти забытому юбилею
В Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева открылась выставка офортов архитектора-неоклассика Ивана Александровича Фомина, приуроченная к 150-летию со дня рождения мастера.
Город в потоке
Книги Института Генплана, выпущенные к 70-летию и к юбилейной выставке – самый удивительный трехтомник из всех, которые мне приходилось видеть: они совершенно разные, но собраны в одну коробку. Это, впрочем, объясняется спецификой каждого тома, разнообразием подходов к информации и сложностью самого материала: все же градостроительство наука многогранная, а здесь оно соседствует с искусством.
Архитектура взаимопонимания
В книге Феликса Новикова и Ольги Казаковой собран пласт малоизвестных построек 2 половины XX века, что позволяет выстроить новый визуальный ряд в рамках истории советской архитектуры от «классики» до постмодернизма. Но, как признают сами авторы, увы, пока не полностью.
Русско-советский Палладио. Мифы и реальность
Публикуем рецензию на книгу Ильи Печенкина и Ольги Шурыгиной «Иван Жолтовский. Жизнь и творчество» , а также сокращенную главу «Лиловый кардинал. И.В. Жолтовский и борьба течений в советской архитектуре», любезно предоставленную авторами и «Издательским домом Руденцовых».
Архитектура СССР: измерение общее и личное
Новая книга Феликса Новикова «Образы советской архитектуры» представляет собой подборку из 247 зданий, построенных в СССР, которые автор считает ключевыми. Коллекция сопровождается цитатами из текстов Новикова и других исследователей, а также очерками истории трех периодов советской архитектуры, написанными в жанре эссе и сочетающими объективность с воспоминаниями, личный взглядом и предположениями.
Труд как добродетель
Вышла книга Леонтия Бенуа «Заметки о труде и о современной производительности вообще». Основная часть книги – дневниковые записи знаменитого петербургского архитектора Серебряного века, в которых автор без оглядки на коллег и заказчиков критикует современный ему архитектурно-строительный процесс. Написано – ну прямо как если бы сегодня. Книга – первое издание серии «Библиотека Диогена», затеянной главным редактором журнала «Проект Балтия» Владимиром Фроловым.
Открыть что можно
Обнародован проект реконструкции и реставрации павильона России на венецианской биеннале. Реализация уже началась. Мы подробно рассмотрели проект, задали несколько вопросов куратору и соавтору проекта Ипполито Лапарелли и разобрались, чего убудет и что прибудет к павильону Щусева 1914 года постройки.
Живое дерево
Новая книга признанного специалиста по современной деревянной архитектуре России Николая Малинина, изданная музеем «Гараж», нетрадиционна по многим пареметрам, начиная с того, что не вписывается в правила жанровых определений. Как дышит автор – так и пишет. Но знает свой предмет нешуточно, так что книгу надо признать скорее приметой рождения нового жанра исследования, чем простым отступлением от норм.
Пресса: Невероятная трансформация: Москва поразила иностранных...
22 ИЮЛЯ 2018 Г. ВЛАДИМИР СТАРИКОВ 5397 Все внимание на этой неделе приковано к парку Зарядье. Там открылся Московский урбанистический форум. Лучшие эксперты в области архитектуры и строительства со всего света обсуждали масштабные городские изменения последних лет и будущее мегаполисов. Чем обновленная Москва поразила гостей?
Пресса: Мышление по диагонали: каким должен быть идеальный...
Города постоянно меняются, и эти изменения с каждым годом происходят всё быстрее. Меняются и навыки, необходимые архитектору, сити-менеджеру или эксперту-урбанисту. В результате споры о подходах к образованию городских управленцев возникают не реже, чем дискуссии о судьбе самих городов.
Пресса: Американский урбанист Брюс Кац высоко оценил преобразование...
Преобразование московской городской среды заслуживает высокой оценки, заявил урбанист Брюс Кац, выступая в ходе пленарного заседания "Современный мегаполис. Новое пространство для жизни", открывающего Московский урбанистический форум.
Блеск и нищета городов
Знаменитый американский урбанист Ричард Флорида, автор концепции креативного класса, даст интервью и представит свою книгу «Новый кризис городов» на МУФ-2018. Публикуем рецензию и отрывок из книги.
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.