Жан-Поль Кортен: «Охрана наследия перестает быть самоцелью»

Говорим с координатором программы «Наследие и пространство» Государственной службы Нидерландов по культурному наследию, прочитавшим в Москве 11 июня в Центре Гиляровского лекцию «Сохранение через развитие. Голландский опыт редевелопмента объектов исторического и культурного наследия».

author pht

Беседовала:
Вера Леонова

mainImg

Мастерская:

BK. architecten

Проект:

Книжный магазин Waanders In de Broeren
Нидерланды, Зволле

– 2013

Вы давно работаете в области сохранения и развития наследия в Нидерландах. Какие основные тенденции сейчас наблюдаются? Как менялись подходы?

Жан-Поль Кортен:
За последние 25-30 лет мы стали уделять гораздо больше внимания вопросам приспособления исторических зданий к современным функциям – то, что называется adaptive reuse. Например, в 1970-х годах, когда активно закрывались угольные шахты, никто не думал менять их функционал и продолжать использовать, их просто демонтировали. В результате мы практически полностью лишились ценного индустриального наследия, удалось сохранить только одну шахту и еще одну перепрофилировать. А вот пример уже из 2008 года. В пожаре целиком сгорел корпус архитектурного факультета Дельфтского университета, требовалось новое здание. Казалось бы, наиболее логичным решением для архитекторов было создание собственного здания-иконы, реализация творческих амбиций. Но вместо этого принято решение переформатировать существующее заброшенное здание. То есть за сорок лет, прошедших с 1970-х годов, полностью поменялись представления о работе с наследием, использование исторических зданий в новом качестве стало в Голландии привычным и даже модным.
Жан-Поль Кортен (Jean-Paul Corten), координатор программы «Наследие и пространство» Государственной службы Нидерландов по культурному наследию (Cultural Heritage Agency). Фотография: Елена Петухова
TU Delft. Проект: BK City. Проект восстановления после пожара здания 19 века факультета Архитектуры технического университета города Делфта. © Marc Faasse
TU Delft. Проект: BK City, MVRDV (interior) Проект восстановления после пожара здания 19 века факультета Архитектуры технического университета города Делфта. © Marc Faasse

Это стало возможным благодаря кардинальной смене парадигмы. Мы перестали рассматривать работу с наследием как исключительно охрану отдельных зданий и сооружений, перешли к более комплексному подходу. Здесь и понимание важности исторической среды, и экономические аспекты работы с памятниками, и их социальная значимость. Материальное наследие стало восприниматься как важный фактор развития, учитываться при разработке и обсуждении городских стратегий и территориальных планов.

Как отразились эти изменения на системе образования, стали ли более востребованными специалисты в области работы с наследием?

Несомненно. Более того, если раньше историческими зданиями занимались преимущественно архитекторы и реставраторы, иногда искусствоведы и историки, то сегодня университеты готовят самых разных специалистов, которые должны разбираться в экономических, социальных, локальных аспектах работы с наследием. В результате становится возможен диалог между профессионалами разных областей, который ранее был затруднен, а также поиск баланса между сохранением, развитием и интервенциями.
Villa Augustus. Проект: Daan van der Have, Hans Loos and Dorine de Vos. Проект реконструкции водонапорной башни и водозаборных бассейнов в городе Дордрехт под отель и ресторан. © Walter Herfst


В России мы пока находимся в традиционной парадигме охраны памятников. Количество ОКН с каждым годом растет, при этом государство не в состоянии обеспечить достаточное финансирование реставрационных работ. Застройщики же норовят найти лазейки в законодательстве или вообще его игнорируют. В результате мы теряем огромное количество памятников, вместо того чтобы находить им достойное применение в новых условиях. Как нам выйти из этого замкнутого круга и чем может быть полезен опыт Голландии?

Прежде всего, нужно определиться с понятием наследия. В Нидерландах нам удалось уйти от восприятия памятника как статичного законсервированного объекта и осознать его динамичную природу. У здания своя жизнь, которая может меняться, но не должна останавливаться. Здание может и должно адаптироваться к новым условиям, иначе оно с большой долей вероятности просто исчезнет. Такой подход является и исторически оправданным, ведь если мы посмотрим на историю наших любимых памятников, то увидим, что их функции менялись, сами здания менялись, чтобы отвечать запросам времени. Если исключить возможность изменений и интервенций в принципе, мы сразу оказываемся на анти- или псевдо-исторических позициях.
zooming
Жилой комплекс Jobsveem (Роттердам). Проект: Mei architects, Wessel de Jonge Architects. Реконструкция бывшего складского помещения в Роттердаме. Первые этажи были превращены в офисы и магазины, остальная часть здания -элитные квартиры. © EROENMUSCH
Жилой комплекс Jobsveem (Роттердам). Проект: Mei architects, Wessel de Jonge Architects. Реконструкция бывшего складского помещения в Роттердаме. Первые этажи были превращены в офисы и магазины, остальная часть здания -элитные квартиры. © EROENMUSCH


Возможность развития и адаптации сейчас зафиксирована в различных документах и рекомендациях ЮНЕСКО, а начиналось все с так называемой Амстердамской декларации 1975 года, когда Совет Европы в рамках Конгресса по европейскому архитектурному наследию впервые ввел понятие комплексного подхода к сохранению памятников (integrated conservation). В 1987 это же понятие использовал ИКОМОС в своем Уставе, а затем взяла на вооружение ЮНЕСКО. В частности, в ЮНЕСКО эту концепцию развивал мой соотечественник и коллега Рон ван Урс, ныне, к сожалению, покойный. Так что переход от охранительной позиции к сохранению через развитие и управление изменениями имеет голландские корни, и мне это очень приятно.

Какие еще особенности работы с историческими зданиями важны и характерны для Голландии?

Мне кажется, умение творчески подходить к решению непростых задач. Я имею в виду не только проектные решения, хотя, конечно, Голландия славится своими архитекторами, умеющими тонко и бережно работать с наследием. Речь также о творческих подходах в управлении проектами и организациями, внедрении нестандартных моделей финансирования и операционных моделей.
zooming
Книжный магазин Waanders In de Broeren. Проект: BK Architects. Проект реконструкции здания средневековой церкви Broeren в городе Зволле под книжный магазин и библиотеку © Joop van Putten
zooming
Книжный магазин Waanders In de Broeren. Проект: BK Architects. Проект реконструкции здания средневековой церкви Broeren в городе Зволле под книжный магазин и библиотеку © Joop van Putten


Немаловажной особенностью является участие в процессе всех стейкхолдеров, в первую очередь, жителей и местных сообществ. Разговор о наследии в Голландии – это всегда разговор об обществе, социальных ценностях, всегда диалог. Конечно, случаются споры, иногда жаркие, но именно в этих спорах рождается истина.
De Hallen. Проект: Architectural office J. van Stigtр. Проект реконструкции трамвайного депо в Амстердаме под мультифункциональный торгово-развлекательный центр © Architecten bureau J. van Stigtр


И здесь мы опять возвращаемся к вопросу сохранения через развитие. Если во главу угла ставить современное использование и управление изменениями, то мы просто не можем не учитывать и не включать в процесс обсуждения целевую аудиторию. Охрана наследия перестает при таком подходе быть самоцелью, она становится средством для достижения, в том числе социальных целей. Как объекты культурного наследия могут отвечать сегодняшним потребностям общества? Если задаться таким вопросом, то никак не получится не вовлекать в обсуждение самый широкий круг людей.

Означает ли акцент на сохранении через развитие и управление изменениями, что мы отказываемся от традиционной охранительной модели?

Вовсе нет, один подход не отменяет другой, есть случаи, когда нужно охранять и консервировать. Подходы к работе с наследием могут меняться, это нормально. Возможно, еще через 30-40 лет на повестке будет новая концепция. Поэтому так важно продолжать думать в этом направлении, обсуждать, дебатировать. Развитие подобного диалога – одна из целей моего визита в Россию и издания книги «Reuse, Redevelop & Design. How the Dutch Deal With Heritage». Я с удовольствием рассказываю о голландских подходах к работе с наследием, но, ни в коем случае, не представляю их как панацею и единственный возможный вариант, давайте обсуждать, критиковать, искать новые смыслы.
Обложка книги «Reuse, Redevelop & Design. How the Dutch Deal With Heritage» под редакцией Пауля Мерса (Paul Meurs) и Маринки Стейнхёйс (Marinke Steenhuis) © nai010


Мастерская:

BK. architecten

Проект:

Книжный магазин Waanders In de Broeren
Нидерланды, Зволле

– 2013

25 Июня 2018

author pht

Беседовала:

Вера Леонова
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Технологии сохранения тепла от Realit®
Ежегодно команда Realit® развивает, модернизирует собственные разработки и выводит на рынок совершенно новые архитектурные системы в соответствии с растущими потребностями современного строительства.
Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Как ковалась победа: вклад Борского стекольного завода
В эту знаменательную дату, мы хотим вспомнить подвиги героев тыла и фронта, руками которых ковалась Великая Победа над фашистским режимом.
Одним из таких выдающихся предприятий был Горьковский механизированный стеклозавод имени М. Горького на Моховых горах, известный в наши дни как Борский стекольный завод, старейшее предприятие стекольной отрасли и один из производственных комплексов AGC Group.
Wienerberger Brick Award 2020: финал переносится на осень
Завершающий этап премии Brick Award от концерна Wienerberger из-за пандемии перенесли на осень. Но уже сформирован шорт-лист. Рассказываем подробнее о премии и показываем некоторые проекты-финалисты.
Ремесленные традиции
Для бизнес-центра «Депо №1» компания «Славдом» поставляла кирпич Wienerberger и системы крепления Baut. Замысел авторов, поддержанный качественным материалами и исполнением, воплотился в здание, достойное исторической среды Петербурга.
Броненосец из титан-цинка
Новая станция метро в Торонто по проекту британских архитекторов Grimshaw получила необычную кровлю, покрытую титан-цинком RHEINZINK.
Грани света
Параметрическое моделирование помогло апарт-отелю в комплексе Grani не затенять окружающие постройки, а окна Velux – обеспечить светом разнообразные внутренние пространства. Другая их заслуга: деликатное дополнение реконструированных исторических корпусов комплекса.
Тренды Delabie: бесконтактная ГИГИЕНА
Бесконтактные сантехнические приборы Delabie позволяют сократить риск заражения в разы даже в период эпидемии, а разработчики компании предлагают целый ряд инноваций, позволяющих предотвратить размножение бактерий как на поверхностях, так и внутри сантехнического оборудования.

Сейчас на главной

Норману Фостеру – 85
Мастеру архитектурного хай-тека, любителю лыжных марафонов, а с недавних пор еще и звезде Instagram, британцу Норману Фостеру исполнилось сегодня 85 лет.
Маскировка модерниста
Общественный центр на площади Волкова в Ярославле: из-за деревьев его почти не видно, он хорошо спрятан на виду, но не отступает от принципа строгой современной архитектуры с ноткой ностальгии по «классическому» модернизму.
Умер Константин Малиновский
В Петербурге 27 мая скончался исследователь творчества Трезини, Кваренги, Расстрелли, культуры и искусства Петербурга XVIII века Константин Малиновский. Сергей Чобан – в память о Константине Малиновском.
Гранёный
Скульптурный металлический кожух превратил обычную коробку придорожного ТРЦ в нечто большее – в здание, которое привлекает взгляды само со себе, своей формой, работая гипер-рамой для рекламного медиа-экрана.
Свободный центр
105-метровая жилая башня на 20 квартир по проекту Heatherwick Studio в Сингапуре обошлась без традиционного сервисного ядра: вместо него на каждом этаже – обширная жилая зона, выходящая на фасады балконами-раковинами с тропической зеленью.
Зигзаг над полем
Школьный спортзал, также играющий роль общественного центра для швейцарской деревни Ле-Во, спроектирован лозаннским бюро Localarchitecture.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Пресса: Архитектура простыла в музыке
Новая филармония, которую открыли в 2015 году в парижском районе Ла-Виллет,— среди самых заметных произведений современной архитектуры во Франции. Но здание в итоге поссорило его создателей. Пять лет спустя автор проекта Жан Нувель и заказчик, руководство филармонии, обмениваются судебными исками на сотни миллионов евро. Рассказывает корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.
Автор-реконструктор
Дэвиду Чипперфильду поручена реновация здания Центрального телеграфа в Москве: в связи с этим вспомним, почему этот знаменитый британский архитектор считается мастером по работе с наследием, а также о «сложных случаях» в его практике.
Электрические колонны
Новый дом на Кутузовском по-своему интерпретирует как классицистический контекст места, так и присущий проспекту премиальный статус. В то же время он смел: таких колонн – стеклянных, светящихся в ночи трубок, в Москве еще не было. Пластические высказывание получилось сильным и бескомпромиссным, буквально на грани между декоративностью «Украины» и хай-теком Сити.
Пресса: Ар-деко. К юбилею выставки 1925 года в Париже
28 апреля 1925-го в Париже состоялось открытие «Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности». Это событие сыграло ключевую роль в развитии стиля ар-деко, самого яркого художественного направления межвоенной эпохи. И хотя сам термин появился много позже, в 1960-е, именно выставка в Париже подарила стилю его имя.
Архи-события: 25–31 мая
Несколько онлайн-лекций, новый экспресс-курс в МАРШ, конференция о пригородах на «Стрелке» и мастерская с Никитой и Андреем Асадовыми от проекта «Живые города».
Крыша на вырост
Хозяева смогут расширить свои «1/3 дома» по проекту бюро Rever & Drage на западе Норвегии, если их семья увеличится, а пока используют кровлю-навес как парковку, банкетный зал, мастерскую.
Из «муравейника» в «город-сад»
МАРШ запускает он-лайн-интенсив, посвященный экологически устойчивому развитию территорий. Об актуальности темы для российских регионов рассказывает куратор курса и наблюдатель ООН Ангелина Давыдова.
Бетон и пальмы
Новый корпус фонда Nubuke в Аккре, столице Ганы, по проекту бюро nav_s baerbel mueller и Юргена Штромайера.
Градсовет удаленно 19.05.2020
Жилой комплекс пополам с гостиницей, еще два варианта станции метро «Парк победы» и поглощение «Политехнической» – на третьем дистанционном градсовете Петербурга.
Простота для Новой Риги
Проект автомойки с кафе и террасой с видом на дальний лес, и «ритейл-офис» мебельных компаний с длинной и причудливой красной скамейкой.
Зеленый лабиринт на фасаде
Стены и кровля офисно-торгового комплекса Kö-Bogen II по проекту Кристофа Ингенхофена в Дюссельдорфе покрыты 8 километрами живой изгороди: это самый большой зеленый фасад Европы.
Параллельный мир
В частном подмосковном доме Parallel House архитектор Роман Леонидов создал выразительную скульптурную композицию из абсолютно простых форм – параллелепипедов, чье столкновение превратилось в захватывающий спектакль.
Зеркало для неба
Офисное здание cube berlin по проекту бюро 3XN рядом с центральным берлинским вокзалом получило зеркальный фасад-аттракцион, позволивший одновременно устроить открытые террасы для отдыха сотрудников.
Волнорез
В Истринском городском округе Подмосковья тандем бюро «Четвертое измерение» и «АРС-СТ» спроектировал спортивный комплекс – монообъем в виде скошенного параллелепипеда с острым, как у корабля, «носом»
Пресса: Как помойка станет парком. Григорий Ревзин о городе...
Подтверждая закон Ломоносова «сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому», превращение города в парк, ставшее главным трендом сегодняшнего урбан-дизайна, дополняется обратным трендом — превращением парка в город.
Илья Уткин: «Мы учились у Пиранези и Палладио»
О трех кварталах вокруг Кремля – Кадашевской слободе, Царевом саде и ЖК на Софийской набережной; о понимании города и храма, о творческой оттепели и десятилетии бескультурья; о сокровищах дедушкиной библиотеки – рассказал победитель бумажных конкурсов, лауреат Венецианской биеннале, архитектор-неоклассик Илья Уткин.
Фасад по солнцу
UNStudio реконструировало здание Hanwha Group в Сеуле в соответствии с требованиями энергоэффективности и комфорта, причем работа сотрудников Hanwha не прервалась даже на день.
Дом отшельника
Тема нынешней «Древолюции» – актуальнее не придумаешь. Участники проектировали скромный и легко реализуемый дом для уединения и наслаждения природой. Показываем 19 вдохновляющих работ, отобранных жюри.
Лестница в небо
Проект гостиницы в поселке Янтарный – пример новой типологии рекреационного комплекса, новый формат, объединивший гостиничную, деловую и культурную функции. И все это под лозунгом максимального единения с природой.
Граждане против Цумтора
В Лос-Анджелесе активисты провели конкурс проектов реконструкции музея LACMA, среди участников – Coop Himmelb(l)au и Barkow Leibinger. Это альтернатива «официальному» плану Петера Цумтора, который предусматривает уменьшение общей площади и снос четырех существующих корпусов.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Не только военные песни
Один из проектов нынешнего конкурса благоустройства малых городов созвучен празднику 9 мая: его главный элемент – реконструкция парка, в котором ежегодно проходит фестиваль в честь автора известных песен военной тематики.
Городская лагуна
Архитекторы MVRDV встроили в «руины» городского торгового центра на Тайване общественное пространство The Spring с водоемами, детскими площадками, эстрадой и зеленью.
Белоснежные цилиндры
Арт-центр и парк Tank Shanghai по проекту пекинского бюро OPEN Architecture в Шанхае – редкий пример приспособления под новую функцию резервуаров для авиационного топлива.
Голодный город
Реконструкция Торжковского рынка от бюро RHIZOME: прилавки с фермерскими продуктами, фуд-холл и музей в интерьерах модернистского здания.
Пустота как драма
В Дубае закончено строительство комплекса The Opus, задуманного Захой Хадид еще в 2007 году. Главное в здании – криволинейный проем высотой в 8 этажей.
Благотворительная архитектура
Бюро Martlet Architects, за которым стоит молодая российская пара, с помощью архитектуры участвует в решении проблем стран третьего мира. Показываем школу и две клиники, построенные на краю света за счет благотворительных фондов и силами волонтеров.
Эко-административный комплекс
Zaha Hadid Architects выиграли в Шанхае конкурс на проект штаб-квартиры государственной Группы энергосбережения и охраны окружающей среды Китая. Комплекс должен стать образцовым эко-проектом, учитывающим также и последствия пандемии.
Назад в космос
Парк покорителей космоса на месте приземления Юрия Гагарина по концепции West 8 Адриана Гёзе делает Центр урбанистики экономического факультета МГУ под руководством Сергея Капкова.
Полосатое решение
Об интерьерах ТЦ «Багратионовский» и немного об истории строительства одного из примеров смешанных общественно-торговых прострнаств нового типа, в последнее время популярных в Москве.