Город золотой середины

Рассматриваем проекты среднеэтажной модели конкурса на стандартное жилье, и размышляем об условиях и целях конкурса.

mainImg
Начинаем изучать 20 проектов конкурса концепций стандартного жилья, выбранных жюри для доработки во втором туре.

Стандарт
Для основы задания организаторы конкурса использовали главы Стандарта комплексного развития территорий (КРТ), над которым АИЖК и КБ «Стрелка» работают с 2016 года и который, согласно планам, должен быть готов как раз сейчас, в начале 2018. На том же стандарте начата разработка объемно–пространственного регламента (ОПР) города Саратова, выбранного в качестве пилотного для его апробации вместе с Калининградом и Владивостоком. 

«Типовуха» или исследование? 
Кажется достаточно очевидным, что конкурс – тоже одно из средств тестирования получившегося стандарта. Впрочем, тут мы уходим в область предположений, поскольку перспективы использования конкурсных проектов – наименее ясное место всей истории с его проведением. Задачи сформулированы красиво и в своем пафосе – правильно, но нечетко. Прежде всего: работали ли архитекторы над действительно типовыми проектами или помогали разрабатывать новые нормы на будущее? Корпоративное издание КБ «Стрелка» Strelka magazine называет проектируемое жилье «новым поколением типового», в названии конкурса оно именуется «стандартным». В комментарии к решению жюри глава Минстроя Михаил Мень сообщил, что, во-первых, все это еще обсуждается, а во-вторых, что проекты можно будет «выкупить и поместить в единый реестр типовых проектов», который ведет министерство, откуда их смогут брать застройщики; или что девелоперы смогут напрямую «выйти» на авторов конкурсных проектов, «или взять решения за основу».

В то же время в ТЗ конкурса, в самом его начале в качестве цели заявлено «…создать альтернативу типовому проектированию». Вот и неясно, что проектируют: типовое жилье или его альтернативу. Достоверно же пока мы знаем только одно – доработанные 20 проектов в мае планируется показать на форуме «Среда для жизни» в Калининграде.

Надо сказать, что данный конкурс – не первая попытка проектировать новое типовое жилье. Московское правительство занимается этим уже несколько лет, и те проекты намного больше похожи на типовое жилье, прямо сейчас готовое для отправки в серию.
zooming
Параметры трех моделей жилья из конкурсного задания © АИЖК + КБ «Стрелка»

Задание
Конкурсные же работы, действительно, больше похожи на исследование возможностей изменения городской среды. Их сходство определено техзаданием, в котором учтено множество параметров, прежде всего плотность и высотные ограничения, очень умеренные по современным российским меркам. Стандарт одновременно предполагает ограничение высоты: 5-7 этажей для среднеэтажной модели и 9, всего на 2 этажа больше для так называемой центральной, – и стремление к большей компактности застройки, прямо заявленное в ТЗ. В малоэтажном формате, таким образом, участок для любого дома, индивидуального, блокированного и таунхауса, ограничен 500 м2, а плотность среднеэтажжной модели в 1,5-2 раза превосходит существующие пятиэтажные микрорайоны: 15 000-20 000 м2/га, не превращая, впрочем, 5-этажные дома в 10-этажные. Ограничение по плотности для центральной модели – 25000 м2/га – примерно соответствует средней плотности пилотных проектов реновации, показанных недавно на выставке.
Параметры среднеэтажной модели из конкурсного задания © АИЖК + КБ «Стрелка»

В остальном в задании можно увидеть множество здравых параметров, так что его хочется даже рассматривать как разновидность учебника по современному жилому строительству. От проектов требовались: модульность и адаптивность, минимум каркаса, компактно собранные коммуникации и «мокрые» зоны, максимум возможностей для перепланировок, плюс экологичность, устойчивость, учет климатических зон (на этот счет в ТЗ предусмотрен специальный раздел), расчет вывоза мусора, соответствие пожарным нормативам и нормативных же расстояний между домами, деревьями, парковками. Про инсоляцию так строго не сказано, рекомендована лишь достаточная освещенность, но существующие нормы задание и не отрицает. В пластическом отношении рекомендовано разнообразие, использование лестнично-лифтовых блоков для дробления фасадов уступами или выступами. Также в задании заложены все радости современных представлений о правильной урбанистике и того, что называют комфортной средой: дворы без машин, велодорожки, коммерческие и общественные функции первых этажей (их потолки должны быть не меньше 5 м в высоту). Двор квартала – для среднеэтажной застройки предложены участки площадью 2-3 га с максимальной длиной 200 м – рекомендовано было разделить на части.
zooming
Рекомендуемое соотношение квартир среднеэтажной модели из конкурсного задания © АИЖК + КБ «Стрелка»
zooming
Малоэтажный дом и секционный дом с центральным типом доступа. Рекомендуемые дома среднеэтажной модели из конкурсного задания © АИЖК + КБ «Стрелка»
zooming
Секция коридорная и галерейная. Рекомендуемые дома среднеэтажной модели из конкурсного задания © АИЖК + КБ «Стрелка»

С другой стороны, в задании заложен некоторый запас для эксперимента. От участников требовалось спроектировать 3 типа домов, для среднеэтажной и центральной моделей это: малоквартирный дом-«башенка» (по-английски он назван urban villa), он стоит отдельно и используется для уплотнения застройки; традиционный на наших просторах секционный дом, и непривычный галерейный. Последний популярен в Европе, в России же почти забыт из-за его малой эффективности, поскольку слишком много потенциально полезных метров уходит на галерею. Авторы задания – то есть КБ «Стрелка» – по-видимому, хотят немного «раскачать» устоявшуюся на рынке типологию, предложить непривычные варианты.

К той же теме можно отнести и рекомендацию проектировать в первых этажах двухъярусные квартиры с отдельным входом и личным палисадником, эксплуатируемые кровли и террасы – все это кажется элементами роскоши и психологически не вписывается в современные российские представления о массовом жилье. Расчет квартир в ТЗ также включает линейку от студий по 20 м2 до 4-комнатных площадью 100 м2.

Если с высотностью, плотностью, также как со всяческой инфраструктурой и требованиями к планировкам квартир в задании все хорошо настолько, что оно начинает казаться утопически-нездешним, то парковки ограничены если не по-сингапурски, то в целом жестко. Что впрочем характерно для урбанистической моды. В малоэтажной, то есть пригородной, модели по расчетам задания одно машиноместо приходится на 2-3 человека, в средней – на 4-5, в центральной – на 6-7. Иными словами в пригороде одна машина достанется на семью с одним ребенком, в среднеэтажной модели на две таких семьи, а в центральном и не на каждые две. Ну, предположим, там будут жить хипстеры и офисные сотрудники-одиночки, предпочитающие метро. Ах да, не во всех российских городах оно есть, а в семи всего. Еще в двух строительство прекращено, в Челябинске пока строится. К чему это я? Очень хорошо нужно будет наладить работу общественного транспорта, чтобы данные расчеты машиномест стали восприниматься как гуманные. Как бы жители комфорной среды не начали освоение новых стандартов борьбы за парковочные места.

Между тем, поскольку подземные парковки во всех проектах отсутствуют, у большинства авторов машиномест еще меньше, чем в задании: 100-150 – по-видимому, в расчете на наличие надземной парковки в соседнем квартале. Мало кому удалось приблизиться к названным в задании 235 местам и тем более превзойти их.

Итак, положенные в основу конкурсной программы свежие стандарты АИЖК и КБ «Стрелка» предлагают стране очень умеренную и комфортную плотность в качестве нормы, настаивают на адаптивности, разнообразии и других параметрах, делающих городскую среду комфортной. Экспериментируют с подзабытой типологией жилого строительства. Парковки планируют по минимуму, отчасти, возможно, потому, что при обилии «приятных плюшек» проекты рассчитаны на небольшую себестоимость.

Из присланных 307 проектов на долю среднеэтажной застройки пришлось 144 работы – ее гуманные параметры и созвучность идеям «нового урбанизма» привлекли почти половину всех авторов (соответственно 65 для малоэтажной и 98 для центральной). Победители тоже распределились неравномерно: 8 среднеэтажных, 6 центральных и 5 малоэтажных. Очевидно, что средняя модель особенно любима и авторами, и жюри. Так что мы начинаем рассмотрение конкурсных работ со среднеэтажной модели, хотя перспективы ее внедрения на просторах страны и смахивают, во всяком случае пока, на утопию в духе коммунизма к 1980 году.
 
***

План Б: стыковочный модуль
Россия
Себестоимость: 31 000 – 39 000 р./м2

Макс. высота: 30,6 м
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © «План Б» (Россия)

Квартиры укладываются в домах как элементы хорошо подогнанного тетриса, включая двухъярусные на верхних этажах, где, к примеру, на верхнем ярусе может располагаться кухня-гостиная со скошенной кровлей. Инженерные коммуникации собраны в дискретную «сервисную стену», она проходит ближе к центральной оси каждого дома. Потолки 2,7 м. Предусмотрены эксплуатируемые кровли и вырезы с террасами на уровне кровли второго яруса и множество функций, включая довольно-таки экзотические, как сауна, ярмарка или гостиничные номера для жильцов, тех, кому нужно уединиться. Палисадников при первых этажах нет, но во дворе вычерчен прямоугольник «коллективных огородов».
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © «План Б» (Россия)

Решение обладает структурным «зеркалированным» изяществом соподчинения и стыковки. Галерейные дома ориентированы, согласно рекомендациям, меридионально с севера на юг и выстроены по длинным сторонам прямоугольника. Их коридоры зигзагообразны: обращены то на восток, то на запад; квартиры здесь в основном маленькие. Секционные дома «с центральным типом доступа» вытянуты с востока на запад вдоль торцов участка; в этих домах больше 3-4-комнатных квартир. Подземных парковок нет, но некоторое количество надземных примыкает к первым этажам секционных домов со стороны двора и скрыты геопластикой, отчего поверхность двора в целом приобретает вогнутую конфигурацию, подобную скейтодрому.
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © «План Б» (Россия)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © «План Б» (Россия)

«Вогнутая» поверхность двора разделена на три почти равные части 118х45 м поперечными отрезками секционных домов и «малоквартирными» башнями, в них по 8 этажей, включая небольшой «запас» девятого со скошенной кровлей, что как будто нарушает ограничение. В центральной устроен внутренний проезд, боковые свободны от машин. Все три внутренних двора связаны кольцом пешеходного променада.
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © «План Б» (Россия)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © «План Б» (Россия)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © «План Б» (Россия)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © «План Б» (Россия)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © «План Б» (Россия)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © «План Б» (Россия)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © «План Б» (Россия)

Линии галерейных домов разорваны широкими проездами и прорезаны арками, которые должны обеспечить «стыковку» кварталов между собой и их соединение внутренними проездами. Транзитные проезды проходят вдоль внешних границ кварталов, северной и южной. Вдоль восточной и западной стены, а следовательно, вдоль секционных домов, проходят городские улицы побольше. 
***
 
Эшер: что-то южное 
Россия
Площадь квартала: 2,87 га
Плотность застройки: 15 110 м2/га
Квартир: 420
Макс. высота: 29.1 м
Коэф. остекления: 0,17-0,15
Парковок: ок. 160

Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © ООО «Эшер» (Россия)

Здесь прежде всего бросается в глаза обилие непрямых углов, которые на плане образуют модные формы кристаллического типа, а в объеме – разнообразие ракурсов, усиленное пластикой углублений, выступов и террас, в изобилии присутствующих как на кровле нижних общественных этажей, так и в верхних частях зданий. Все это напоминает довольно сложную объемную головоломку. Образовывать непрямые углы помогают нежилые – вероятно, как коммерческие, так и общественные, – помещения, также как и обилие поворотных осей, формирующих вариативность секций: можно этак, а можно так.
 
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © ООО «Эшер» (Россия)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © ООО «Эшер» (Россия)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © ООО «Эшер» (Россия)

Проект отличается открытостью внешнего фронта, пешеходная проницаемость обеспечена, внутри образуется небольшой бульвар с ответвлениями, но малые дворы очень невелики и открыты. В домах подчеркнуто небольшие окна: площадь остекления всего 15,5% площади фасада, также как обилие террас и открытых балконов, складывающихся в открытые ряды даже в не-галерейных домах, придают проекту отчетливо-южный привкус.

Подземных парковок нет, плоскостным парковкам, помимо внешнего контура, отдан прямоугольник территории квартала. Парковочных мест около 160 на 420 квартир. Высота: 5-7 этажей плюс высокие общественные первые. Высота потолков в квартирах – 3 м. Этажность варьируется между 5 и 7, как в ТЗ, но высота домов приближается к восьмиэтажным, так как первые этажи повсеместно – порядка 6 м в высоту.
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © ООО «Эшер» (Россия)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © ООО «Эшер» (Россия)
***
 
ДНК аг: конструктор разнообразия
Россия
Себестоимость: 35 390 – 38 800 руб./м2
Коэфф. остекления: 0,36-0,41
Парковок: ок. 100

Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © «Архитектурная группа ДНК» (Россия)

Архитекторы ДНК аг сделали акцент на модульности, вариативности и адаптивности, решив проект как набор элементов и принципов, рассчитанных на гибкое сочетание в рамках общего подхода. Подход во многом апеллирует к особенностям исторического города – помимо высотности до 5-7 этажей и разнообразия фасадов, выстроенных, впрочем, по единому модулю, от исторического города здесь заимствована асимметрия, предполагающая определенную степень свободы в расположении объемов; план напоминает московские дворы XIX века, воспетые в «Покровских воротах», хотя более регулярен и мотивирован соподчинением приватных и общественных пространств.
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © «Архитектурная группа ДНК» (Россия)

Асимметрию плана задает уступ, отводящий место для внешнего городского сквера, где будет удобно расставить столики кафе. Столь же уступчаты фасады зданий вдоль улиц: довольно часто они отходят от красной линии, оставляя место для палисадников и усложняя пластику фронта застройки. Между домами запланировано несколько одноэтажных перемычек для размещения кафе и магазинов, а также для создания эффекта незамкнутости, визуальных лучей, раскрывающих пространство дворов и виды из квартир. В первых этажах, помимо ритейла, предусмотрены и квартиры, со стороны двора при них палисадники. Впрочем, они взаимозаменяемы: в квартале, в зависимости от необходимости, может быть больше квартир или больше кафе.
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © «Архитектурная группа ДНК» (Россия)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © «Архитектурная группа ДНК» (Россия)

Квартиры, также как и фасады, следуют принципу гибкой модульности. За основу взят каркас колонн с шагом 6,6 х 6,6 м, туалеты и ванные собраны к стоякам, что создает максимальную гибкость планировок: поэтому авторы скорее предлагают варианты размещения квартир, чем готовую схему.

Приблизительно в центре квартала архитекторы предусмотрели здание общественного центра и местную площадь, за ним – большой пешеходный двор, в другой половине два совсем небольших двора, выстроив таким образом довольно сложную иерархию городских пространств, как внешних, предполагающих более сложную, неоднородную структуру городского пространства, составленного из подобных ячеек, так и внутренних, обладающих разными свойствами и «лицами» – проект, таким образом, приобретает выраженные градостроительные черты, и относится не столько к одному кварталу-«ячейке», сколько становится размышлением о городской ткани: основанной на ортогональный сетке, но тяготеющей к коррективам и элементам мотивированной житейской нерегулярности.

Улицы в этом проекте ранжированы трижды: внутренние переулки с ограниченным, но все же движением, внутри, плюс две нормальные городские улицы и две маленькие городские улицы снаружи.
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © «Архитектурная группа ДНК» (Россия)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © «Архитектурная группа ДНК» (Россия)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © «Архитектурная группа ДНК» (Россия)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © «Архитектурная группа ДНК» (Россия)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © «Архитектурная группа ДНК» (Россия)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © «Архитектурная группа ДНК» (Россия)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © «Архитектурная группа ДНК» (Россия)

Подземных парковок нет, плоскостные расположены только по периметру квартала – порядка 100 мест, но раз уж мы находимся в адаптивной парадигме, парковки могут быть подземными, если это уместится в бюджет, или надземными, в одном из соседних кварталов, отапливаемые и внешние похожие на жилой дом, – уточняют архитекторы.

Несмотря на то, что данный квартал – пример стандартизированной застройки, архитекторы скептически относятся к идее прямого тиражирования, рассматривают свой проект как исследование стандартов нормального массового жилья и подчеркнуто стремятся уйти от всего типового ­– как будто закладывают гибкость в «код» своего предложения и приводя пример тонкого подхода для последующей адаптации проекта. Рука не поднимется повторить это предложение несколько раз одинаково. Что представляется очень симпатичной чертой проекта, и надо ли говорить, что оно созвучно названию бюро. 
***

2Портала: утонение
Россия
Площадь квартала: 2,9 га
Плотность застройки: 19 740 м2 / га
Макс. высота: 25,8 м
Коэфф. остекления: 0,24–0,3
Парковок: 242

Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Архитектурная мастерская «2Портала» (Россия)

Проект отличается изяществом линий, приверженностью скатным кровлям и стремлением визуально сузить толщину объемов, превратив их образно в два «склеенных» по длинной стороне дома. Террасы на кровлях, которых здесь также много, вырезаны между скатными кровлями. Выходы вентиляции стилизованы под печные трубы. Впрочем, получилось больше похоже на сталинские кирпичные пятиэтажки, чем на доходные дома XIX века, но линии застекленных лоджий достаточно тонки, чтобы придать внешности домов особенную тонкокостность. В нижних этажах при торцах нескольких домов предусмотрены галереи на тонких «ножках».
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Архитектурная мастерская «2Портала» (Россия)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Архитектурная мастерская «2Портала» (Россия)

Абрис квартала приближается к квадрату, ориентация – диагональная, под углом 45 градусов к странам света. На северо-западной границе дома отодвинуты от красной линии и место отдано скверам и спортивным площадкам. С этой стороны расставлены 4 малоквартирных «башенки», секционные дома с компании с одним галерейным образуют в юго-восточной части два двора разной степени открытости. Ровно посередине участок прорезан пешеходным бульваром, который идет с юго-востока на северо-запад; примерно посередине к бульвару примыкает небольшая внутренняя площадь с фонтаном.
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Архитектурная мастерская «2Портала» (Россия)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Архитектурная мастерская «2Портала» (Россия)

Парковок в этом проекте – 242 места на 1025 человек расчетного населения. Помимо внешнего контура им отдано два симметричных квадрата при юго-западной и северо-восточной границе квартала. Внутренних проездов, кроме как для спецтехники, нет, но от парковок до домов идти должно быть достаточно близко.
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Архитектурная мастерская «2Портала» (Россия)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Архитектурная мастерская «2Портала» (Россия)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Архитектурная мастерская «2Портала» (Россия)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Архитектурная мастерская «2Портала» (Россия)
***

Boustany – Suphasidh – Desfonds + A2OM: «непредсказуемая система»
Международная команда
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Boustany – Suphasidh – Desfonds + A2OM (международная команда)

Интернациональный консорциум, включающий российское бюро А20М, недавнего участника молодежной биеннале, в чьем портфолио имеется два малоэтажных жилых комплекса, один под Москвой, другой в Люксембурге, – предложил, невзирая на существующие пока ограничения, конструктив из клееного бруса, – «подталкивая Россию к тому чтобы в ближайшем будущем она стала лидером устойчивого строительства».

В основу проекта положена модульная сетка 12х12 м, с поворотом на 45º. Мелкая диагональная сетка наложена на такую же прямую, создавая возможность для диагонального построения, которое здесь преобладает. Дома – тонкие, в задании максимальной была названа толщина 18 м, здесь 12. Малоквартирные дома толще, и расставлены на входах в квартал, маркируя их – фасады мини-башен стеклянные. Остальные, длинные дома сложены под разными углами и в целом напоминают микрорайонную планировку, хотя и с большей непредсказуемостью. Внутри возникает некоторое количество стыковок стен под 45º.
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Boustany – Suphasidh – Desfonds + A2OM (международная команда)
zooming
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Boustany – Suphasidh – Desfonds + A2OM (международная команда)

Внешне проект очень лаконичен, не предлагает никакой пестроты, фактурных поверхностей, западаний и выступов, высотность варьирует не уступами, а тоже плавными диагоналями, наподобие гор. Проект отрицает однообразие повторений типовых микрорайонов и предлагает «бесконечное разнообразие» в рамках двух заданных сеток. Пожалуй, он выглядит наиболее модернистским, совершенно не стремясь стилизовать приемы старого города.
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Boustany – Suphasidh – Desfonds + A2OM (международная команда)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Boustany – Suphasidh – Desfonds + A2OM (международная команда)

Углы позволяют образовать несколько небольших общественных пространств на внешнем контуре – авторы называют их «городскими комнатами»: одно из них отдано рынку, второе саду, третье сцене с амфитеатром, четвертое «киоску». Детский сад тоже вынесен на внешний контур квартала, как стадион, раскрытый вовне, по-видимому, для привлечения окрестных спортсменов.
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Boustany – Suphasidh – Desfonds + A2OM (международная команда)

Внутри продолжен пешеходный бульвар и активно используется геопластика до 5 м высотой; помимо холмов предложено два пруда. Этот проект – единственный из попавших в финал, в котором предложено некоторое количество подземных парковок: под частью домов и под рынком, как минимум.
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Boustany – Suphasidh – Desfonds + A2OM (международная команда)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Boustany – Suphasidh – Desfonds + A2OM
zooming
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Boustany – Suphasidh – Desfonds + A2OM (международная команда)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Boustany – Suphasidh – Desfonds + A2OM (международная команда)
***

Anarcitects Studio: параметрическое будущее
Нидерланды
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Anarcitects Studio (Нидерланды)

Голландцы Anarcitects привели запрошенные в задании категории модульности и адаптивности к цифровой схеме, построенной на основе BIM, и назвали свой проект основанным на «расширенным стандарте» (augmented standard). Система состоит из базовых форм и модификаторов – последние нужны там, где базовые формы с задачей не справляются. Коротко говоря, в такой системе возможно практически все – любые настройки, она сама выглядит как стандарт, только по определению более сложный и гибкий, а не как проект, который можно оценить по визуальным качествам и набору предложений городского комфорта.
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Anarcitects Studio (Нидерланды)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Anarcitects Studio (Нидерланды)

Проект превращен в библиотеку форм, которые сами по себе как будто не важны, потому что очень настраиваемы, взаимосвязаны и открыты для трансформаций. Так что визуальную часть проекта не имеет смысла и оценивать, со своими параметрическими принципами он переходит в какую-то иную весовую категорию, хотя для идеального типового строительства это, наверное, интересно как подход. Визуал же, предложенный для примера, выглядит достаточно жестко и «клетчато»: внимание же привлекают разнообразные объемы, мансарды-гиганты и «домики Карлсона» на кровле.

Выглядит остро-отличным от всех остальных и поэтому – особенно нереальным, хотя по-своему захватывающим.
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Anarcitects Studio (Нидерланды)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Anarcitects Studio (Нидерланды)
zooming
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Anarcitects Studio (Нидерланды)
***

Ad Hoc Architecture: реализм
Россия
Площадь участка: 3 га
Плотность застройки: 17 200 м2 / га
Себестоимость: 90 811 – 141 214 руб. / м2
Коэфф. остекления: 0,2 – 0,4
Парковок: 112

Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Ad Hoc Architecture (Россия)

Россияне Ad Hoc предложили довольно-таки жесткую «панельную» образность, оживив фасады разноцветными балконами крупными вырезами террас, которые маркируют различие типологий: вырез у галерейного дома – сквозное отверстие двухэтажной высоты, террасы секционных домов разместились на кровлях, в «малоквартирных» домах для террас срезано одно ребро, отчего они похожи на стулья, хаотично расставленные по двору. Над арками 5-этажной высоты – широкие стеклянные перемычки.
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Ad Hoc Architecture (Россия)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Ad Hoc Architecture (Россия)

Секционные и галерейные дома образуют границы квартала, по диагонали он разрезан бульваром, по периметру двора обозначены проезды для спецтехники. По углам диагонали расположены треугольные городские мини-площади. Пространство двора скорее цельное, разделение на зоны дано условно, без выгородок.

Парковок – 112, в 2 раза меньше чем в задании, расположены они только по периметру. Неожиданно высокая стоимость метра – от 90 000 до 112 000 рублей. Этажей – в основном семь. Проект выглядит крупным, размашистым, простым и каким-то наименее утопичным из всех, приближенным к реальности жизни.
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Ad Hoc Architecture (Россия)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Ad Hoc Architecture (Россия)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Ad Hoc Architecture (Россия)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Ad Hoc Architecture (Россия)
***
 
DO Architects: неожиданное предложение
Литва
Макс. высота: 40,65 м
Себестоимость: 27 400 – 77 300 р. / м2
Парковок: 418

Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © DO Architects (Литва)

В проект литовских архитекторов, по-видимому, вкралась ошибка: вместе «малоквартирных» домов в них фигурируют 12-этажные башни. Проект вообще удивляет неожиданными параметрами: парковочных мест в нем вдвое больше, чем в задании – 412. Квартир больше семисот, а плотность – одна из самых низких, 15 000 м2/га.

Помимо 12-этажных башен, выходящих за пределы ограничений задания, DO предложили 4-5-этажные дома без лифтов, но зато с палисадниками и низкой стоимостью строительства – около 28 000 рублей за м2. Два других типа дома стоят соответственно 77 и 65 тысяч рублей за метр. Хотя судя по представленным данным, в них имеется некая путаница: в домах с лифтами как минимум не показан технический подвал.
zooming
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © DO Architects (Литва)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © DO Architects (Литва)

Прямоугольник территории поделен на три части. Две из них – замкнутые кварталы, чьи дворы заняты парковками на травянистой решетке и палисадниками первых этажей. Между двумя кварталами – пешеходный бульвар. Третий участок, целиком отдан рекреации, там расположен детский сад с кольцеобразным планом-бубликом, игровая, спортивная и собачья площадки. Он выглядит как сквер и отделен от жилых кварталов внутренней улицей. Улицы по периметру ранжированы: две внутренние (residential), две местные (local). Терминологическая разница не вполне ясна, но первые скорее бульвары, в них полосы разделены рядом деревьев и парковаться можно с двух сторон от каждой полосы, что также увеличивает число машиномест; а вторые – двухполосные без разделителя.
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © DO Architects (Литва)

Проект, несмотря на неточности в подаче и несоответствие заданию, кажется нестандартным и интересным: он как будет предлагает «подумать еще немного», не слишком стремясь вписаться в стандарты. Возможно, потому он и попал с двадцатку победителей.
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © DO Architects (Литва)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © DO Architects (Литва)
***

15 Февраля 2018

Похожие статьи
Винная тропа
Проект The wine path архитектурного бюро .ket стал победителем международного конкурса Cultural Winery, проводимого винодельней Podere Fedespina в Тоскане. Конкурсанты должны были представить новую концепцию дегустации – пространства, которое стало бы местной достопримечательностью и ядром новой культурной жизни.
Моя река: Салам! Йӑлӑм
В Москве подвели итоги VI Всероссийского образовательного проекта «Моя река». В смотре-конкурсе студенческих работ приняли участие более 130 студентов из профильных вузов страны, их преподаватели и работающие архитекторы. Победителем стал проект команды студентов Самарского технического университета «Салам! Йӑлӑм». Рассказываем обо всех победителях проекта.
Новый культурный слой усадьбы «Успенское»
Итоги конкурса на разработку концепции развития территории ансамбля усадьбы «Успенское» подвели в середине сентября. В финал вышли четыре проекта, победителем стал консорциум в составе AI-Architects + Sheredega consulting + Ирина Крымова. Рассказываем обо всех финалистах.
Новосибирский счет
Какие качества приносят зданиям и проектам победу на профессиональном смотрах-конкурсах? Как выделить один проект среди других неординарных претендентов? Нужно ли участвовать в смотрах-конкурсах? Ответы на эти и другие вопросы дают результаты рейтинга «Золотая капитель», итоги которого были подведены в конце августа в Новосибирске.
Студенты на склоне
По отзывам многих людей, «Древолюция» 2024 года получилась очень хорошей, едва ли не рекордной: 77 участников, 9 объектов – все на склоне северного берега у села Туровского. По итогам практикума они образовали парк «Древолюция», а в процессе еще и совпали с «национальным офф-роуд велопробегом». Показываем все девять объектов.
Завод – для города
Подведены итоги конкурса на разработку концепции общественных пространств завода «Урал» в Миассе Челябинской области. Победителем стал проект консорциума под лидерством Проектного бюро Publica. Рассказываем о проекте-победителе и двух других финалистах конкурса.
Конь огонь
Консорциум TOBE Architects и NTML architects победил в конкурсе на концепцию благоустройства площади у станции метро «Тулпар» в Казани. Зонирование, учитывающее мастер-план развития района, архитекторы совместили с национальными мотивами, вписав в «полотно» территории выходящего из воды волшебного коня Тулпара и отсылки к традиционному женскому костюму.
Живое в неживом
Международный фонд искусств имени С.Д. Эрьзи огласил итоги конкурса на разработку фасада «Эрьзя-Центра» в Москве. В конкурсе могли принять участие студенты и молодые выпускники архитектурных вузов в возрасте до 30 лет. Победителем стал проект астраханских архитекторов Анастасии Поляковой и Ивана Кокоурова. Знакомим с проектами, занявшими первые три места.
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Ре:Креация – итоги конкурса, 3 часть, заключительная
В третьей части публикаций об итогах конкурса рассказываем о победителях группы номинаций «Необычные элементы курортной среды»: общественные пространства, детская зона, WOW-пойнт территория, свободная номинация, а также о лучшей общей идее курорта
Ре:Креация – итоги конкурса, 2 часть
Во второй части рассказываем о самой многочисленной группе номинаций – «Объекты развлечений». В ней было представлено шесть номинаций: акватермальный и банный комплексы, многофункциональный центр, парк развлечений, рыбный рынок и этноархеологический парк.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 концепций, по одной в каждой номинации, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Место силлы
В Петропавловске-Камчатском прошел конкурс на создание общественно-культурного центра. В финал вышли три бюро, о работе каждого мы считаем важным рассказать. Начнем с победителя – консорциума во главе с Wowhaus.
Антипольза побеждает
Десять участников спецпроекта NEXT на АРХ Москве представили свои работы-размышления на тему пользы. Молодое поколение демонстрирует усталость от эффективного менеджмента и декларирует: польза есть там, где за зданиями виден город и человек.
IAD Awards 2024
В нескольких номинациях премии International Architecture & Design Awards награды получили проекты российских бюро – рассказываем и показываем.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Колебания синусоиды
На днях были объявлены результаты конкурса на концепцию развития набережной Верх-Исетского пруда в Екатеринбурге. Из пяти финалистов жители путем народного голосования выбрали проект консорциума IND. Публикуем победивший проект.
WAF 2023: малые награды
Рассказываем о проектах, получивших специальные призы Всемирного фестиваля архитектуры: за красоту, небольшой объект, мастерство в использовании естественного освещения и цвета, а также умение владеть карандашом и кистью.
Классики и современники
Победителем конкурса на концепцию туристической территории «Новая Анапа» рядом со станицей Благовещенская стал консорциум под руководством компании «Творческие технологии». Интересно, что он сочетает современные решения в духе океанского лайнера – и классическую архитектуру, часть которой нарисована Михаилом Филипповым, часть Максимом Атаянцем.
WAF Inside 2023: туфелька Золушки
Победитель интерьерной премии Всемирного фестиваля архитектуры – микродом в Сиднее, сочетающий энергоэффективный и художественный подход: фасад облицован битым кирпичом, дом сам обеспечивает себя электричеством и комфортным микроклиматом, а каждое помещение обладает яркой харизмой. Рассказываем подробнее и показываем других финалистов.
WAF 2023: исцеление
Главные премии Всемирного фестиваля архитектуры взяли проекты, направленные на оздоровление окружающей среды и исправление ошибок прошлого: школа-парк в Нинбо, башня-«пробиотик» в Каире и ливневый парк на месте табачной фабрики в Бангкоке. Еще одна тенденция – условно «незападные» страны как место приложения концепций архитекторов. Самое заметное представительство в этом плане у Ирана.
Для ментальной перезагрузки
По результатам архитектурного рейтинга-2023 в Новосибирске «Золотой капителью» отмечен проект бюро ГОРА – пешеходный мост на Бору. В стране ежегодно строится больше сотни пешеходных мостов – что представляет собой именно этот, борский?
Стеклянные грани
Продолжаем публиковать проекты, награжденные «Золотой капителью». В облике новосибирского ТЦ «Грани» не сразу читается функция торгового центра, так что жюри поупражнялось, придумывая ему прозвища: от динозавра до ёжика.
Антихрупкость
SA lab и Gonzo:Research&Art создали для Первой архитектурной биеннале в метавселенной Fragile Pavilion. Объект демонстрирует возможности архитектуры в цифровом мире и представляет коллекцию звуков и историй, которые необходимо взять с собой из прошлого в будущее.
Катарсис в Инчхоне
Шесть рукопожатий доведут до Кореи: заявка бюро Klauzura дошла до финала конкурса на концепцию музейного парка в Инчхоне, не в последнюю очередь – благодаря тому, что удалось найти местного архитектора, участие которого по условиям было необходимо.
Пресса: Консерватизм и холод. Что думают иностранные архитекторы,...
Россия — родина одного из самых амбициозных проектов по созданию жилой среды. Однако сегодня пришло время переосмыслить советское наследие и найти современную альтернативу существующему массовому жилью. Strelka Magazine пообщался с приехавшими в Москву иностранными архитекторами — финалистами Открытого международного конкурса архитектурных концепций стандартного жилья и жилой застройки. Их проекты, возможно, изменят то, как будут выглядеть подъезды, дворы и квартиры сотен тысяч россиян.
В ожидании деревянных городов
Изучаем семь проектов «центральной модели» конкурса стандартного жилья АИЖК, вышедших в финал. Среди них два рассчитаны на деревянный конструктив и отражают ожидание скорого изменения нормативов – разрешения многоэтажного строительства из дерева в РФ. Уже в июле, говорят знающие люди.
Пресса: Новые стандарты: архитекторы — о будущем массового...
Пока в Минстрое еще только разрабатывают новые требования к типовому жилью, архитекторы его уже проектируют. Первого февраля стали известны финалисты международного конкурса стандартного жилья. О том, каким оно должно быть, портал Ради Дома PRO поговорил с членами жюри и авторами лучших проектов.
Пресса: Как выбирают новое массовое жильё в России
1 февраля станет известно, на что будет похоже новое стандартное жильё. 20 лучших проектов Открытого международного конкурса стандартного жилья и жилой застройки выберет жюри, в состав которого входят мировые архитекторы Жан-Поль Вигье, Рикардо Девеса, Хелле Джуль, Джованна Карневали, исследователь Харальд Мооль, а также архитектор Елена Еременко, первый заместитель председателя Правительства РФ Игорь Шувалов, министр строительства и ЖКХ Михаил Мень, архитектор и член Союза немецких архитекторов Сергей Чобан, начальник аналитического отдела уральской палаты недвижимости в Екатеринбурге Михаил Хорьков и генеральный директор АИЖК Александр Плутник.
Пресса: Однушки вышли в тираж
Для нового жилья в России появится правило «один человек — одна комната», а высота потолков поднимется на 30 см. Снизится и доля однокомнатных квартир в многоквартирных домах с более чем 50 до 40% — это позволит разнообразить жилые форматы. Минстрой России и АИЖК разрабатывают подходы к стандартному жилью будущего. Они появятся после проведения конкурса на разработку его проектов. «Известия» ознакомились с техническим заданием конкурса, а также с наработками по стандарту, которые совсем скоро оформятся в рекомендации к застройщикам и муниципалитетам России.
Технологии и материалы
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Сейчас на главной
Механическое «облако»
Инженерно-технический корпус Cloud Engine по проекту шанхайского бюро XING DESIGN переосмысляет тип инфраструктурного объекта в парковом окружении.
Арочные традиции
В интерьерах Центра исполнительских искусств в шанхайском комплексе New Bund 31 главную роль играет мотив арок, напоминающий об античных аренах. Авторы проекта – Neri&Hu Design and Research Office.
Культурный метаморфоз
В рамках реконструкции дома культуры в селе Алтайского края, которая фактически обернулось новым строительством, новосибирское бюро «Формат Проект» решило сохранить функциональную схему предшественника, но критически переработало фасады, добавив современные материалы, большой витраж и, по настоянию заказчика, скатную кровлю.
Бюро эпохи Возрождения
В проектировании новой штаб-квартиры компании BIG в Копенгагене были задействованы все ее подразделения: архитекторы, конструкторы, городские планировщики, ландшафтные архитекторы и промышленные дизайнеры.
МГАХИ 2024: часть II
Еще пять бакалаврских работ, защищенных на «отлично» на факультете Архитектуры МГАХИ: жилой комплекс в Казани, а также несколько туристических кластеров разной специфики – от устричных ферм и терм до горнолыжного курорта и городского общественного центра.
Очередная революция
Здание нового сеульского Музея робототехники и искусственного интеллекта по проекту турецкого бюро Melike Altınışık Architects по сути и по образу стало его самым крупным экспонатом.
Слои и уровни полета
Проект этот давний – ТПО «Резерв» выиграли конкурс в конце 2011 года, здание сдано в эксплуатацию в 2018 – то есть даже почти «архивный»... Но он малоизвестен, что несправедливо, поскольку ни разу не устарел. А остается актуальным, почти образцовым архитектурным высказыванием в жанре штаб-квартиры. Особенно, надо сказать, офиса авиационной компании. На офис Аэрофлота в Шереметьево он и похож, и не похож. Скорее родственен: развивает тему в узнаваемом авторском направлении Владимира Плоткина. Подробно разбираемся со зданием ОАК в Жуковском, рассматриваем свежие фотографии Алексея Народицкого – съемка стала возможна только теперь, поскольку сейчас территорию привели в порядок.
Арт-лабаз
К своему 800-летию Юрьевец планирует обзавестись арт-резиденцией, которая займет здание лабаза – исторической деревянной постройки, сохранившейся недалеко от дома-музея Весниных. В проекте приспособления бюро APRELarchitetcs руководствуется идеями знаменитых братьев-архитекторов и на первый план выводит подлинные конструкции.
МГАХИ 2024: часть I
Представляем восемь бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, которые были отмечены на защите и получили оценку «отлично». Все они посвящены образовательных комплексам и культурным центрам с разнообразной географией – от Сириуса до Павловского Посада.
Светопись
Разбираем архитектурное решение дома «Чайка» архитекторов DNK ag – не так давно, в 2023 году, он реализован в составе «коллекции» авторских решений ЗИЛАрта. Там, как известно, все дома подчинены дизайн-коду, но различны. Этот – отличается не только белизной и лаконизмом, но и тонкой работой на ограниченном числе приемов, которые вместе дают то, что можно смело назвать синергией.
Красота и нюансы материи
Книга «Архитектурный бетон. Практика применения в России» соединяет два подхода к рассказу о технологии: практическую, точную, – и творческую: тут собраны примеры современных российских реализаций, которые используют бетон, эстетизируя его открытую поверхность. С обзора книги, главным редактором которой стала Анна Мартовицкая, мы начинаем спецпроект, посвященный архбетону, и планируем в дальнейшем его развивать.
Настоящая «Большая глина №4»
В китайском Исине открылся Музей глины UCCA по проекту Кэнго Кумы. Покрытый глиняной черепицей гороподобный объем отсылает к форме традиционных печей для обжига керамики.
Блинчик с арабеской
В Дубае открылся ресторан сети «БлинБери», интерьер которого разработала волгоградская студия Rogojnikov&Sorokin. С помощью резных панелей из фанеры архитекторы решили сразу несколько задач: придали помещению с высокими потолками уюта, закрыли инженерные коммуникации и объединили символы двух культур.
Вера и каштаны
Интерьеру кафе в Воронеже, названному в честь Веры Комиссаржевской, бюро Tou Architects придало театральности за счет акцентной стены с мозаикой, в которой зашифрован важный городской символ. «Мозаику-приму» оттеняют винтажная мебель, темное дерево и фактурная штукатурка.
Казус Нового
Для крупного жилого района DNS City был разработан мастер-план, но с началом реализации его произвольно переформатировали, заменили на внешне похожий, однако другой. Так бывает, но всякий раз обидно. С разрешения автора перепубликовываем пост Марии Элькиной.
Жизнь в каньоне
Щелевые каньоны гор в штате Колорадо интерпретированы в проекте многоквартирного дома One River North пекинского бюро MAD в центре Денвера.
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Пресса: Архитектор Максим Атаянц — о выставке «Три времени...
Как не думать о Римской империи, когда в Пушкинском музее в Москве только что прошла эстетская выставка «Три времени Рима»? И теперь гравюры из коллекции, которую архитектор Максим Атаянц собирал долгие годы, обсуждают урбанисты со всей страны: вновь оказалось, что древнейший мегаполис — это база, и мы до сих пор не выучили его уроки.
Архитектурный гуманизм
Психиатрическая лечебница Compos Mentis по проекту бюро SPACEMAGUS в индийском городе Ранчи представляет собой альтернативу государственным больницам, редко учитывающим в своей архитектуре нужды пациентов.
От Канонерки до Териберки
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерских Феликса Буянова и Вячеслава Ухова в 2024 году: парк у Финского залива, крематорий на Канонерском острове, застройка территории ЛенЭКСПО и Музей китов в Териберке.
Архитектура комфорта
Учебный центр Гронингенского университета по проекту KAAN Architecten задуман как серия пространств для занятий, отдыха и общения студентов с вниманием к их физическому здоровью и психологическому комфорту.
Завтрак у воды
На набережной в Волгограде открылась кофейня, над интерьерами которой работало бюро Rogojnikov&Sorokin. Архитекторы подчеркнули преимущества советского неоклассического павильона, в котором когда-то продавали мороженое, добавив современных деталей и непринужденного шика
Пустыня в алмазах
Гостиница по проекту шанхайского бюро SHUISHI в пустыне Тэнгэр на севере Китая развивает тему бриллиантов и звезд.
Реставрируя, оживляй
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Николая Смелкова в 2024 году: ревитализация балкарского аула, реставрация монастыря в Новой Ладоге и приспособление под новую функцию Пеньковых амбаров на Тучкове буяне.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Залететь в тренды
Бюро Izi Design спроектировало для Ульяновска гибридное двухуровневое пространство, которое объединяет ресторан, студию флористики, лекторий и салон красоты. Интерьеры предлагают посетителям череду популярных в последнее время приемов: от оливкового дерева в кадке до шлакоблоков в качестве элемента дизайна.
Пресса: Рухнет ли центр Петербурга? Градозащитники правда...
Давно идут разговоры, что исторический центр Петербурга разрушается. Есть ли риск того, что он действительно однажды рухнет? Почему строгие законы об охране памятников не решают всех проблем? Чем вредно поклонение прошлому как самоценности? И, конечно, самый главный вопрос — что нужно делать, чтобы старый Петербург достался нашим потомкам в состоянии еще лучшем, чем он достался нам? Специально для «Собака.ru» архитектурный критик, автор телеграм-канала «Город, говори» Мария Элькина задала самые неудобные вопросы главному краеведу Петербурга Льву Лурье и девелоперу Игорю Водопьянову и собрала гид.
В золотой обертке
Новое здание библиотеки района Фар-Рокавей в Нью-Йорке стараниями архитекторов Snøhetta и художника Хосе Парла получило золотые стеклянные фасады, будто расчерченные перьевой ручкой.
Преемственность и развитие
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Никиты Явейна в 2024 году: авторы предлагают идеи для Музея блокады и намывных территорий в районе поселка Горская, а также новый туристический объект в Териберке.
Под руководством архитекторов
100-километровая лондонская линия Елизаветы, охватывающая 41 подземную и надземную станцию и обслуживающая более 200 млн пассажиров в год, получила Премию Стерлинга как лучшее сооружение Великобритании-2024.