Индустриальная культура

Дуйсбург – промышленный город в земле Северный Рейн – Вестфалия, и его власти делают все возможное, чтобы привлечь сюда туристов, в том числе –извлекая максимальную выгоду из индустриального прошлого и настоящего города.

mainImg
«Тигр и черепаха»
«Тигр и черепаха» © Елизавета Клепанова

Постоянная инсталляция «Тигр и черепаха» – часть амбициозного государственного проекта по преобразованию индустриального прошлого всей земли Северный Рейн – Вестфалия в культурно-туристический маршрут, который реализуется поступательно, благо в интересных объектах здесь нет недостатка: эта область издавна была одним из ведущих промышленных регионов Европы.
«Тигр и черепаха» © Елизавета Клепанова
«Тигр и черепаха» © Елизавета Клепанова
«Тигр и черепаха» © Елизавета Клепанова

«Тигр и черепаха» работы немецких художников Ульриха Генца и Хайке Муттер выглядит как американские горки и расположена на вершине холма в Ангер-парке. Даже в самую плохую погоду к инсталляции приходят люди. Ее посещение бесплатно, а кроме того – полезно для здоровья: подъем к ней достаточно крутой и требует некоторых усилий. Название этого сооружения, как объясняют авторы – о разнице в скоростях: американские горки прочно ассоциируются с большой скоростью, которая характерна для тигра, но посетителю инсталляции, скорее всего, придется подниматься по ее ступеням аккуратно и медленно, практически с черепашьей скоростью. Осторожные немцы предупредительно закрыли доступ к «мертвым» петлям, которыми можно только любоваться со стороны, в то время как все остальные части «Тигра и черепахи» открыты даже ночью.
«Тигр и черепаха» © Елизавета Клепанова
«Тигр и черепаха» © Елизавета Клепанова
«Тигр и черепаха» © Елизавета Клепанова
«Тигр и черепаха» © Елизавета Клепанова

Размеры инсталляции составляют 44 на 37 метров, высота – 21 метр. Это одно из самых крупных подобных произведений искусства в Германии. На реализацию «Тигра и черепахи» было потрачено 2 миллиона евро из государственного бюджета. В стране ежегодно выделяется немало средств на воплощение подобных культурных проектов в общественных местах – паблик-арта – но часто это приводит к появлению безвкусных и дорогостоящих произведений, против которых потом активно протестуют жители, справедливо возмущаясь такой тратой заплаченных ими налогов. А «Тигр и черепаха», наоборот, оказалась очень удачной «инвестицией»: она очень популярна среди гостей города, в то время как местные жители приходят туда с бутербродами отдохнуть и насладиться видами окрестностей.
«Бесконечная лестница» (Umschreibung) Олафура Элиассона в Мюнхене © Елизавета Клепанова

Стоит упомянуть, что эта инсталляция напоминает бесконечную лестницу Олафура Элиассона, реализованную несколькими годами ранее для мюнхенского отделения KPMG – также в рамках программы насыщения города произведениями искусства, правда, уже на средства частных компаний. Поэтому большая часть подобных приобретений, в результате, скрыта во внутренних дворах штаб-квартир этих фирм, и посетить эти объекты можно лишь по предварительной записи. В Германии даже стали выпускать о маршрутах по таким «секретным» произведениям путеводители и документальные фильмы.
«Бесконечная лестница» (Umschreibung) Олафура Элиассона в Мюнхене © Елизавета Клепанова
«Бесконечная лестница» (Umschreibung) Олафура Элиассона в Мюнхене © Елизавета Клепанова



Но, несмотря на значительно меньшую популярность и известность инсталляции Элиассона из-за ее невыгодного расположения во дворе офисного комплекса, к ней также приходит немало ценителей современного искусства.

От зерна к современному искусству. Музей Кюпперсмюлле
Музей Кюпперсмюле © Елизавета Клепанова

Во внутренней гавани Дуйсбурга по проекту Жака Херцога и Пьера де Мерона историческая мельница с прилегающими к ней цилиндрами зернового элеватора была превращена в музей современного искусства Кюпперсмюлле. Кардинальных изменений в существующий объем швейцарские зодчие не внесли: интерьер сделан нарочито простым – с белыми стенами и серым турецким базальтом на полу. Для произведений искусства это совсем не плохо: они на таком нейтральном фоне смотрятся очень выгодно, но, ориентируясь на другие проекты знаменитого архитектурного дуэта, все же ожидаешь чего-то большего. Оригинальные окна на стенах выставочных залов аккуратно заложены кирпичом, максимально схожим с историческим; лишь в некоторых местах сделаны новые узкие оконные проемы, откуда открывается вид на гавань. Противоречивые чувства испытываешь и из-за отсутствия вестибюля: при входе есть только крошечная стойка с книгами и касса, проходя мимо которых прямо в верхней одежде сразу же попадаешь к картинам и скульптурам. Бдительные сотрудники музея все же напоминают о необходимости оставить вещи в гардеробе и показывают на небольшой коридор, ведущий в комнату с вешалками – размером примерно с пять стандартных кладовых в советских квартирах. Из этого скромного пространства можно попасть в санузлы и ресторан.
Музей Кюпперсмюле © Елизавета Клепанова
Музей Кюпперсмюле © Елизавета Клепанова
Музей Кюпперсмюле © Елизавета Клепанова
Музей Кюпперсмюле © Елизавета Клепанова

Совсем другое впечатление складывается, когда проходишь в добавленный архитекторами к старому зданию новый объем, где расположены лифт и потрясающе эффектная монолитная бетонная лестница. Выполненный в медно-терракотовых оттенках, этот объем привлекает в музей многочисленных посетителей, которые, быстро пробежавшись по залам, проводят большую часть времени именно здесь, прикасаясь к будто вылепленной вручную неровной поверхности лестницы и фотографируясь на ее фоне. Сюда сквозь длинные вертикальные окна проникает мягкий свет, в котором интерьер начинает переливаться и блестеть. Здесь нет необходимости читать между строк: наконец, почерк Херцога и де Мерона виден невооруженным глазом. В реальность из совершенно сказочного интерьера возвращает только стандартный лифт, который смотрелся бы выигрышней с отделкой не стальными, а медными или золотистыми панелями.
Музей Кюпперсмюле © Елизавета Клепанова
Музей Кюпперсмюле © Елизавета Клепанова
Музей Кюпперсмюле © Елизавета Клепанова
Музей Кюпперсмюле © Елизавета Клепанова
Музей Кюпперсмюле © Елизавета Клепанова

Долгие годы ведется разговор о расширении музея, и Херцог и де Мерон давно представили эскизы нового корпуса в виде большого прямоугольного стеклянного объема над цилиндрами элеватора, однако эта идея так до сих пор и не была реализована. Однако на официальном сайте Кюпперсмюлле сообщается, что в 2018 году проект швейцарских архитекторов все же будет воплощен в жизнь.

Завод-парк Дуйсбург-Норд
Парк Дуйсбург-Норд © Thomas Berns

Сталелитейный завод «Майдерих» в Дуйсбурге закончил свою работу в 1985 году: тогда во владение города перешли 200 гектаров глубоко загрязненной почвы с массивными цехами. Власти решили, что неплохо было бы восстановить качество земли, повысив заодно экологические показатели в регионе в целом, и провели закрытый конкурс на проект парка на территории бывшей промзоны. Победу одержала немецкая компания Latz+Partner, которая предложила сохранить сталелитейный завод для будущих поколений, всем его промышленным структурам – найти новое применение, загрязнения почвы – ликвидировать с помощью фитообработки, а канал с ранее сточными водами – в дальнейшем использовать для постоянной очистки участка. Петер Латц, глава мастерской Latz+Partner, желая максимально сохранить память места, приводил в пример ситуацию: дед, проработавший на предприятии всю жизнь, мог бы привести в парк своих маленьких внуков и объяснить им, для чего предназначались те или иные машины, и как они использовались в производстве.
Парк Дуйсбург-Норд © Thomas Berns

Посетители парка Дуйсбург-Норд могут пользоваться любыми его объектами бесплатно, 24 часа в сутки и 7 дней в неделю. С минимальными финансовыми вложениями из промышленных зданий получились концертный зал, музей, и так далее. Старые газовые танк-контейнеры были превращены в бассейн для аквалангистов, бетонные бункеры обрамили серию небольших садов, бетонные же стены используются для занятий скалолазанием, одно из центральных мест бывшего промышленного комплекса было переделано в подобие ярмарочной площади: там проходят разные интересные события на свежем воздухе. Чтобы осмотреть парк с высоты, достаточно дойти до доменной печи №5, где оборудована обзорная площадка с видом – а ведь не так давно здесь при температуре 2000 градусов по Цельсию плавилась руда для получения чугуна.
Парк Дуйсбург-Норд © Thomas Berns

Если есть желание научиться ходить по канату или посетить концерт, можно пойти в бывшую электростанцию, которая долгие годы служила основным источником питания для всего завода и прилегающих к нему жилых домов.
Парк Дуйсбург-Норд © Thomas Berns

Самым популярным местом в парке стал газометр для доменного газа, построенный в 1920 году. Сегодня здесь работает дайвинг-центр, где посетители могут погрузиться на 13-метровую глубину и исследовать искусственно созданный подводный мир с настоящими обломками самолета, старых машин, корабля и других объектов.
Парк Дуйсбург-Норд © Thomas Berns

В парке много специальных зон, где могут безопасно играть дети: залезать в трубы, карабкаться по стенам или играть в футбол. Для подростков есть участок для катания на скейтборде и горном велосипеде. Нельзя не сказать о мини-ферме с лошадьми, курицами и козами.
Парк Дуйсбург-Норд © Thomas Berns

В темное время суток территория парка превращается в искрящийся город благодаря световой инсталляции британского художника Джонатана Парка, которая работает с понедельника по четверг в сокращенном режиме (освещаются только три дымовые трубы), а в пятницу, субботу и воскресенье – в полном объеме.
Парк Дуйсбург-Норд © Thomas Berns

Адаптация под парк территории завода вызвала большое одобрение как со стороны профессионального сообщества, так и со стороны неравнодушной общественности, но без критики все же не обошлось. Несмотря на постулируемое архитекторами желание сохранить память места, в проекте был проигнорирован факт принудительного использования труда еврейских заключенных на заводе во время Второй мировой войны. Большинство из них не выдержало непосильной работы, но им не был поставлен ни памятник, ни даже мемориальный знак.
Парк Дуйсбург-Норд © Thomas Berns

Парк Дуйсбург-Норд из всех трех упомянутых мной проектов приносит сегодня наибольшую известность региону Северный Рейн-Вестфалия – в том числе и за рубежом – и широко используется в качестве примера эффективной работы с нефункционирующими индустриальными территориями.
Парк Дуйсбург-Норд © Thomas Berns
Парк Дуйсбург-Норд © Thomas Berns
Парк Дуйсбург-Норд © Thomas Berns
Парк Дуйсбург-Норд © Thomas Berns
Парк Дуйсбург-Норд © Елизавета Клепанова
Парк Дуйсбург-Норд © Елизавета Клепанова
Парк Дуйсбург-Норд © Елизавета Клепанова
Парк Дуйсбург-Норд © Елизавета Клепанова
Парк Дуйсбург-Норд © Елизавета Клепанова
Парк Дуйсбург-Норд © Елизавета Клепанова
Парк Дуйсбург-Норд © Елизавета Клепанова
Парк Дуйсбург-Норд © Елизавета Клепанова

07 Февраля 2017

Похожие статьи
Переживание звука
Для музея звука Audeum в Сеуле Кэнго Кума создал архитектуру, которая обращается к природным мотивам и стимулирует все пять чувств человека.
Белый свод
Herzog & de Meuron превратили руину исторического дома в центре австрийского Брегенца в «стопку» функций: культурное пространство с баром, гостиница, квартира.
Мост без свойств
В Бордо открылся автомобильный и пешеходный мост по проекту OMA: половина его полотна – многофункциональное общественное пространство.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Трилистник инноваций
В Пекине готов Международный центр инноваций «Чжунгуаньцунь» (ZGC), спроектированный MAD Architects. В апреле здесь уже провели престижный технологический форум.
Жалюзи для льда
В Домодедово по проекту мастерской Юрия Виссарионова построена ледовая арена. Чтобы протяженный фасад, обусловленный техническими характеристиками сооружения для зимних видов спорта, не выглядел однообразным, архитекторы предложили использовать навесные конструкции с разнонаправленными ламелями. Таким образом лед защищается от солнечных лучей, а стена приобретает фактурность и детализацию.
Деревья и арки
В условиях дефицита площади спорткомплекс Шаосинского университета вместил на разных уровнях серию игровых полей и площадок, общественные пространства и даже деревья.
Стержни и лепестки
Для московского района Преображенское бюро GAFA спроектировало камерный комплекс Artel, который состоит всего из двух корпусов по 12 этажей. Отсылки к ар-деко и его ответвлению – стримлайну – мы нашли не только в архитектуре, но и в благоустройстве, напоминающем поглощенную природой железнодорожную эстакаду.
Тетрис в порту
Смотровая башня, спроектированная для Старого порта Монреаля бюро Provencher_Roy, и общественная зеленая зона вокруг нее от ландшафтного бюро NIPPAYSAGE вобрали в себя множество элементов местной идентичности.
Баланс желтого
Архитекторы АБ ATRIUM, используя свои навыки и знания в области проектирования школ нового поколения, в которых само пространство и пластика – так задумано – работают на развитие ребенка, оживили крупный, хотя и среднеэтажный, жилой комплекс New Питер проектом, где сквозь темный кирпич прорываются лучи желтого цвета, актового зала нет, зато есть четыре амфитеатра, две открытые террасы, парк и возможность использовать возможности школы не только ученикам, но и, по вечерам, горожанам.
Очередной оазис
Stefano Boeri Architetti выиграли конкурс на проект жилого комплекса в Братиславе. Здесь не обошлось без их «фирменных» висячих садов.
Трое и башня
Офисный центр Neuer Kanzlerplatz, построенный в Бонне по проекту бюро JSWD, улучшает связанность городской ткани и интригует объемными фасадами из архитектурного бетона.
Вертикальный «парк»
Бывшая фабрика электроники в Шэньчжэне превращена по проекту JC DESIGN в многоярусное общественное пространство и офисы для «креативных индустрий».
В центре – пустота
В Лондоне открывается очередной летний павильон галереи «Серпентайн». В этом году южнокорейский архитектор Минсок Чо и его бюро Mass Studies сместили фокус внимания с сооружения на свободное пространство вокруг и внутри него.
«Почвенная» архитектура
Медицинский центр в Провансе – землебитное сооружение без дополнительного каркаса: материал для него «добыли» непосредственно на стройплощадке. Авторы проекта – бюро Combas.
Технологии и материалы
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Сейчас на главной
Облачный сервис
В китайском Шэньчжэне вовсю идет строительство кампуса технологического холдинга Tencent. Авторы проекта застройки важнейшего четвертого участка MAD Architects показали фотографии уже вполне оформившихся корпусов.
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Принцесса и конструктивизм
Дом в саратовской области, построенный по проекту мастерской Spirin architects, отвечает на два специфических запроса заказчика: отдать дань уважения русскому авангарду, а также порадовать дочь, которой хочется пожить в башне.
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Кровля двойного назначения
В Таоюане на Тайване началось строительство нового вокзала по проекту бюро Mecanoo. Проект входит в программу превращения железнодорожной системы страны в подземную.
Ре:Креация – итоги конкурса, 3 часть, заключительная
В третьей части публикаций об итогах конкурса рассказываем о победителях группы номинаций «Необычные элементы курортной среды»: общественные пространства, детская зона, WOW-пойнт территория, свободная номинация, а также о лучшей общей идее курорта
СПбГАСУ 2024: кафедра Градострительства
Представляем шесть работ бакалавров и магистров, подготовленных в мастерских Юлии Янковской и Михаила Виленского. В поле исследования – полицентричность и морской контур Петербурга, преобразование агломераций, а также стандартизация общественных пространств.
Hide and seek
Дом ID Moskovskiy, спроектированный Степаном Липгартом во дворах у Московского проспекта за Обводным каналом и завершенный недавно, во-первых, достаточно точно реализован, что существенно еще и потому, что это первый дом, в котором архитектор отвечал не только за фасады, но и за планировки, и смог лучше увязать их между собой. Но интересен он как пример «прорастания» новой архитектуры в городе: она опирается на лучшие образцы по соседству и становится улучшенной и развитой суммой идей, найденных в контексте.
Музейно-концертная функция
Завершена реконструкция домашней арены клуба Real Madrid CF, стадиона Сантьяго Бернабеу: теперь здесь проще проводить концерты и другие массовые мероприятия, а новый фасад согласован с пространством города.
Амфитеатр под луной
Подарок от бюро KIDZ к своему дню рождения – поп-ап павильон на территории кластера ЛенПолиграфМаш в Санкт-Петербурге. До конца лета здесь можно отдыхать в гамаке, возиться с мягким песком, наблюдать за огромным шаром с гелием и другими людьми.
Вибрация балконов
Школа в Шанхае по проекту австралийско-китайского бюро BAU рассчитана как на традиционную, так и на ориентированную на нужды конкретного ученика форму обучения.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Архитектор в городе
Прошлись по современной Москве с проектом «Прогулки с архитектором» – от ЖК LUCKY до Можайского вала. Это долго и подробно, но интересно и познавательно. Рассказываем и показываем, гуляли 4 часа.
Ре:Креация – итоги конкурса, 2 часть
Во второй части рассказываем о самой многочисленной группе номинаций – «Объекты развлечений». В ней было представлено шесть номинаций: акватермальный и банный комплексы, многофункциональный центр, парк развлечений, рыбный рынок и этноархеологический парк.
Пресса: Город большого мифа и большой обиды
Иркутск: место победы почвеннической литературы над современной архитектурой. Иркутск — «великий город с областной судьбой», как сказал когда-то поэт Лев Озеров про Питер. И это высказывание, конечно, про трагедию, но еще и про обиду на судьбу. В ряду сибирских городов Иркутск впечатлил меня не тем, что он на порядок умней, сложней, глубже остальных — хотя это так,— а ощущением устойчивой вялотекущей неврастении.
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Переживание звука
Для музея звука Audeum в Сеуле Кэнго Кума создал архитектуру, которая обращается к природным мотивам и стимулирует все пять чувств человека.
Кредо уместности
Первая студия выпускного курса бакалавриата МАРШ, которую мы публикуем в этом году, размышляла территорией Ризоположенского монастыря в Суздале под грифом «уместность» и в рамках типологии ДК. После сноса в 1930-е годы позднего собора в монастыре осталось просторное «пустое место» и несколько руин. Показываем три работы – одна из них шагнула за стену монастыря.
Субурбию в центр
Архитектурная студия Grad предлагает адаптировать городскую жилую ячейку к типологии и комфорту индивидуального жилого дома. Наилучшая для этого технология, по мнению архитекторов, – модульная деревогибридная система.
ГУЗ-2024: большие идеи XX века
Публикуем выпускные работы бакалавров Государственного университета по землеустройству, выполненные на кафедре «Архитектура» под руководством Михаила Корси. Часть работ ориентирована на реального заказчика и в дальнейшем получит развитие и возможную реализацию. Обязательное условие этого года – подготовка макета.
Белый свод
Herzog & de Meuron превратили руину исторического дома в центре австрийского Брегенца в «стопку» функций: культурное пространство с баром, гостиница, квартира.
WAF 2024: полшага навстречу
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали два наших бюро с проектами для Саудовской Аравии и Португалии. Также в сербском проекте замечен российский фотограф& Коротко рассказываем обо всех.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 концепций, по одной в каждой номинации, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Мост без свойств
В Бордо открылся автомобильный и пешеходный мост по проекту OMA: половина его полотна – многофункциональное общественное пространство.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.