Индустриальная культура

Дуйсбург – промышленный город в земле Северный Рейн – Вестфалия, и его власти делают все возможное, чтобы привлечь сюда туристов, в том числе –извлекая максимальную выгоду из индустриального прошлого и настоящего города.

Автор текста:
Елизавета Эбнер

mainImg
0 «Тигр и черепаха»
«Тигр и черепаха» © Елизавета Клепанова

Постоянная инсталляция «Тигр и черепаха» – часть амбициозного государственного проекта по преобразованию индустриального прошлого всей земли Северный Рейн – Вестфалия в культурно-туристический маршрут, который реализуется поступательно, благо в интересных объектах здесь нет недостатка: эта область издавна была одним из ведущих промышленных регионов Европы.
«Тигр и черепаха» © Елизавета Клепанова
«Тигр и черепаха» © Елизавета Клепанова
«Тигр и черепаха» © Елизавета Клепанова

«Тигр и черепаха» работы немецких художников Ульриха Генца и Хайке Муттер выглядит как американские горки и расположена на вершине холма в Ангер-парке. Даже в самую плохую погоду к инсталляции приходят люди. Ее посещение бесплатно, а кроме того – полезно для здоровья: подъем к ней достаточно крутой и требует некоторых усилий. Название этого сооружения, как объясняют авторы – о разнице в скоростях: американские горки прочно ассоциируются с большой скоростью, которая характерна для тигра, но посетителю инсталляции, скорее всего, придется подниматься по ее ступеням аккуратно и медленно, практически с черепашьей скоростью. Осторожные немцы предупредительно закрыли доступ к «мертвым» петлям, которыми можно только любоваться со стороны, в то время как все остальные части «Тигра и черепахи» открыты даже ночью.
«Тигр и черепаха» © Елизавета Клепанова
«Тигр и черепаха» © Елизавета Клепанова
«Тигр и черепаха» © Елизавета Клепанова
«Тигр и черепаха» © Елизавета Клепанова

Размеры инсталляции составляют 44 на 37 метров, высота – 21 метр. Это одно из самых крупных подобных произведений искусства в Германии. На реализацию «Тигра и черепахи» было потрачено 2 миллиона евро из государственного бюджета. В стране ежегодно выделяется немало средств на воплощение подобных культурных проектов в общественных местах – паблик-арта – но часто это приводит к появлению безвкусных и дорогостоящих произведений, против которых потом активно протестуют жители, справедливо возмущаясь такой тратой заплаченных ими налогов. А «Тигр и черепаха», наоборот, оказалась очень удачной «инвестицией»: она очень популярна среди гостей города, в то время как местные жители приходят туда с бутербродами отдохнуть и насладиться видами окрестностей.
«Бесконечная лестница» (Umschreibung) Олафура Элиассона в Мюнхене © Елизавета Клепанова

Стоит упомянуть, что эта инсталляция напоминает бесконечную лестницу Олафура Элиассона, реализованную несколькими годами ранее для мюнхенского отделения KPMG – также в рамках программы насыщения города произведениями искусства, правда, уже на средства частных компаний. Поэтому большая часть подобных приобретений, в результате, скрыта во внутренних дворах штаб-квартир этих фирм, и посетить эти объекты можно лишь по предварительной записи. В Германии даже стали выпускать о маршрутах по таким «секретным» произведениям путеводители и документальные фильмы.
«Бесконечная лестница» (Umschreibung) Олафура Элиассона в Мюнхене © Елизавета Клепанова
«Бесконечная лестница» (Umschreibung) Олафура Элиассона в Мюнхене © Елизавета Клепанова



Но, несмотря на значительно меньшую популярность и известность инсталляции Элиассона из-за ее невыгодного расположения во дворе офисного комплекса, к ней также приходит немало ценителей современного искусства.

От зерна к современному искусству. Музей Кюпперсмюлле
Музей Кюпперсмюле © Елизавета Клепанова

Во внутренней гавани Дуйсбурга по проекту Жака Херцога и Пьера де Мерона историческая мельница с прилегающими к ней цилиндрами зернового элеватора была превращена в музей современного искусства Кюпперсмюлле. Кардинальных изменений в существующий объем швейцарские зодчие не внесли: интерьер сделан нарочито простым – с белыми стенами и серым турецким базальтом на полу. Для произведений искусства это совсем не плохо: они на таком нейтральном фоне смотрятся очень выгодно, но, ориентируясь на другие проекты знаменитого архитектурного дуэта, все же ожидаешь чего-то большего. Оригинальные окна на стенах выставочных залов аккуратно заложены кирпичом, максимально схожим с историческим; лишь в некоторых местах сделаны новые узкие оконные проемы, откуда открывается вид на гавань. Противоречивые чувства испытываешь и из-за отсутствия вестибюля: при входе есть только крошечная стойка с книгами и касса, проходя мимо которых прямо в верхней одежде сразу же попадаешь к картинам и скульптурам. Бдительные сотрудники музея все же напоминают о необходимости оставить вещи в гардеробе и показывают на небольшой коридор, ведущий в комнату с вешалками – размером примерно с пять стандартных кладовых в советских квартирах. Из этого скромного пространства можно попасть в санузлы и ресторан.
Музей Кюпперсмюле © Елизавета Клепанова
Музей Кюпперсмюле © Елизавета Клепанова
Музей Кюпперсмюле © Елизавета Клепанова
Музей Кюпперсмюле © Елизавета Клепанова

Совсем другое впечатление складывается, когда проходишь в добавленный архитекторами к старому зданию новый объем, где расположены лифт и потрясающе эффектная монолитная бетонная лестница. Выполненный в медно-терракотовых оттенках, этот объем привлекает в музей многочисленных посетителей, которые, быстро пробежавшись по залам, проводят большую часть времени именно здесь, прикасаясь к будто вылепленной вручную неровной поверхности лестницы и фотографируясь на ее фоне. Сюда сквозь длинные вертикальные окна проникает мягкий свет, в котором интерьер начинает переливаться и блестеть. Здесь нет необходимости читать между строк: наконец, почерк Херцога и де Мерона виден невооруженным глазом. В реальность из совершенно сказочного интерьера возвращает только стандартный лифт, который смотрелся бы выигрышней с отделкой не стальными, а медными или золотистыми панелями.
Музей Кюпперсмюле © Елизавета Клепанова
Музей Кюпперсмюле © Елизавета Клепанова
Музей Кюпперсмюле © Елизавета Клепанова
Музей Кюпперсмюле © Елизавета Клепанова
Музей Кюпперсмюле © Елизавета Клепанова

Долгие годы ведется разговор о расширении музея, и Херцог и де Мерон давно представили эскизы нового корпуса в виде большого прямоугольного стеклянного объема над цилиндрами элеватора, однако эта идея так до сих пор и не была реализована. Однако на официальном сайте Кюпперсмюлле сообщается, что в 2018 году проект швейцарских архитекторов все же будет воплощен в жизнь.

Завод-парк Дуйсбург-Норд
Парк Дуйсбург-Норд © Thomas Berns

Сталелитейный завод «Майдерих» в Дуйсбурге закончил свою работу в 1985 году: тогда во владение города перешли 200 гектаров глубоко загрязненной почвы с массивными цехами. Власти решили, что неплохо было бы восстановить качество земли, повысив заодно экологические показатели в регионе в целом, и провели закрытый конкурс на проект парка на территории бывшей промзоны. Победу одержала немецкая компания Latz+Partner, которая предложила сохранить сталелитейный завод для будущих поколений, всем его промышленным структурам – найти новое применение, загрязнения почвы – ликвидировать с помощью фитообработки, а канал с ранее сточными водами – в дальнейшем использовать для постоянной очистки участка. Петер Латц, глава мастерской Latz+Partner, желая максимально сохранить память места, приводил в пример ситуацию: дед, проработавший на предприятии всю жизнь, мог бы привести в парк своих маленьких внуков и объяснить им, для чего предназначались те или иные машины, и как они использовались в производстве.
Парк Дуйсбург-Норд © Thomas Berns

Посетители парка Дуйсбург-Норд могут пользоваться любыми его объектами бесплатно, 24 часа в сутки и 7 дней в неделю. С минимальными финансовыми вложениями из промышленных зданий получились концертный зал, музей, и так далее. Старые газовые танк-контейнеры были превращены в бассейн для аквалангистов, бетонные бункеры обрамили серию небольших садов, бетонные же стены используются для занятий скалолазанием, одно из центральных мест бывшего промышленного комплекса было переделано в подобие ярмарочной площади: там проходят разные интересные события на свежем воздухе. Чтобы осмотреть парк с высоты, достаточно дойти до доменной печи №5, где оборудована обзорная площадка с видом – а ведь не так давно здесь при температуре 2000 градусов по Цельсию плавилась руда для получения чугуна.
Парк Дуйсбург-Норд © Thomas Berns

Если есть желание научиться ходить по канату или посетить концерт, можно пойти в бывшую электростанцию, которая долгие годы служила основным источником питания для всего завода и прилегающих к нему жилых домов.
Парк Дуйсбург-Норд © Thomas Berns

Самым популярным местом в парке стал газометр для доменного газа, построенный в 1920 году. Сегодня здесь работает дайвинг-центр, где посетители могут погрузиться на 13-метровую глубину и исследовать искусственно созданный подводный мир с настоящими обломками самолета, старых машин, корабля и других объектов.
Парк Дуйсбург-Норд © Thomas Berns

В парке много специальных зон, где могут безопасно играть дети: залезать в трубы, карабкаться по стенам или играть в футбол. Для подростков есть участок для катания на скейтборде и горном велосипеде. Нельзя не сказать о мини-ферме с лошадьми, курицами и козами.
Парк Дуйсбург-Норд © Thomas Berns

В темное время суток территория парка превращается в искрящийся город благодаря световой инсталляции британского художника Джонатана Парка, которая работает с понедельника по четверг в сокращенном режиме (освещаются только три дымовые трубы), а в пятницу, субботу и воскресенье – в полном объеме.
Парк Дуйсбург-Норд © Thomas Berns

Адаптация под парк территории завода вызвала большое одобрение как со стороны профессионального сообщества, так и со стороны неравнодушной общественности, но без критики все же не обошлось. Несмотря на постулируемое архитекторами желание сохранить память места, в проекте был проигнорирован факт принудительного использования труда еврейских заключенных на заводе во время Второй мировой войны. Большинство из них не выдержало непосильной работы, но им не был поставлен ни памятник, ни даже мемориальный знак.
Парк Дуйсбург-Норд © Thomas Berns

Парк Дуйсбург-Норд из всех трех упомянутых мной проектов приносит сегодня наибольшую известность региону Северный Рейн-Вестфалия – в том числе и за рубежом – и широко используется в качестве примера эффективной работы с нефункционирующими индустриальными территориями.
Парк Дуйсбург-Норд © Thomas Berns
Парк Дуйсбург-Норд © Thomas Berns
Парк Дуйсбург-Норд © Thomas Berns
Парк Дуйсбург-Норд © Thomas Berns
Парк Дуйсбург-Норд © Елизавета Клепанова
Парк Дуйсбург-Норд © Елизавета Клепанова
Парк Дуйсбург-Норд © Елизавета Клепанова
Парк Дуйсбург-Норд © Елизавета Клепанова
Парк Дуйсбург-Норд © Елизавета Клепанова
Парк Дуйсбург-Норд © Елизавета Клепанова
Парк Дуйсбург-Норд © Елизавета Клепанова
Парк Дуйсбург-Норд © Елизавета Клепанова

07 Февраля 2017

Автор текста:

Елизавета Эбнер
Похожие статьи
Кирпичный супрематизм
Арт-центр TIC создавался как символ и важный общественный центр гигантского, динамично развивающегося промышленного района на окраине городского округа Фошань.
Интерьер для смелых
Историческая ТЭЦ в центре Братиславы усилиями студии Perspektiv, DF Creative Group и PAMARCH превратилась в современный коворкинг Base4Work.
Совместная работа
За 22 года интерьеры башни World Port Centre Нормана Фостера в Роттердаме потеряли свою актуальность. Бюро Mecanoo предложило новое решение, основанное на концепции активного рабочего пространства.
Игра на повышение
Концепция жилого комплекса в Самаре от T+T Architects: новая доминанта в городском ландшафте, вид на Жигулевские горы и VR-технологии.
Сосновый принт
Штаб-квартира энергетической компании ST International и её арт-пространство SONGEUN в Сеуле по проекту Herzog & de Meuron.
Хирургия фасадов
Офисное здание Îlot Balmoral в Монреале спроектировано канадским бюро Provencher_Roy специально для компаний, чья деятельность связана с культурными инициативами.
Святилище книг
После реконструкции и реставрации по проекту «Студии 44» здание Публичной библиотеки имени Маяковского приобрело современную техническую начинку и в то же время стало ближе к своему подлинному облику – тех времен, когда оно было частью подворья Троице-Сергиевой лавры.
Дом исчезает
Инсталляция для некрополя на востоке Китая воспроизводит оплетающий жилище плющ, в то время как оно само как будто уже исчезло.
Архипелаг впечатлений
Для благоустройства жилого комплекса «Level Южнопортовая» бюро GAFA использует рецепт Зарядья: чтобы преодолеть высоту и плотность башен архитекторы привносят во двор реку и парящий мост, а также различные климатические зоны, оставляя место для разнообразных вариантов проведения досуга.
Питомник для «зеленого» строительства
В Алмере открылась международная садоводческая выставка Флориада–2022. Ее мастерплан, разработанный MVRDV, предназначен одновременно и для нового городского района, который позже появится на ее месте.
На груди утеса-великана
Культурный и общественный центр в китайском Чунцине торжественно возвышается над рекой Янцзы. Архитекторы бюро aoe приняли вызовы брутального ландшафта и сделали все возможное, чтобы природный объект сохранил свою уникальность.
В тон Мендельсону
«Дом Керстена» рядом фабрикой «Красное знамя» отвечает интеллигентному курсу, принятому в мастерской Анатолия Столярчука: не приемлет исторических стилизаций, но в то же время почтительно относится к сложившейся застройке.
Предгорья и вершины
В концепции ревитализации территории завода «Станкоагрегат» бюро ОСА соединяет два масштаба: экстремально высокие башни и относительно сомасштабные человеку урбан-виллы. В условиях сверхплотной застройки это позволяет высвободить территории для общественных пространств и деревьев, а также адаптировать проект к условиям меняющегося рынка.
Сахарный отдых
Варшавское бюро BULAK PROJEKT спасло от сноса исторические корпуса сахарного завода в городе Жнин, превратив их в комфортный и при этом невероятно аутентичный гостиничный комплекс.
Асимметрия опор
Многоквартирный дом с коммерческой «базой» на итальянском курорте Лидо-ди-Йезоло по проекту бюро ELASTICOFarm и BPLAN Studio.
Проект Италия
В итальянской коммуне Таварнелле-Валь-ди-Пеза построили новую штаб-квартиру компании Furla. В студии GEZA Architettura попробовали интегрировать свою сугубо индустриальную архитектуру в природный ландшафт Тосканы.
Быстрое течение
Новый проект Брусники для Тюмени: на месте бывших портовых территорий появится жилой район с разнообразной застройкой и общественными пространствами. К разработке мастер-плана подключилось бюро Mandaworks, к архитектуре – ODA и Stefan Forster.
«Обувная» ДНК
В Пальма-де-Мальорка по проекту MVRDV и GRAS строится новый квартал по заказу семьи владельцев Camper: он должен вернуть славу центра ночной жизни району Гомила.
Технологии и материалы
Потолки для мультизадачных решений
Многообразие функциональных потолочных решений Knauf Ceiling Solutions позволяет комплексно решать максимально широкий спектр задач при создании комфортных, эстетически и стилистически гармоничных интерьеров.
Внутри и снаружи:
архитектурные решения КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®...
Системы КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®, включающие цементную плиту, обладают достоинствами, которые проявляют себя как в процессе монтажа, так и при отделке, и в эксплуатации. Они хорошо подходят для нетиповых решений. Вашему вниманию – подборка жилых комплексов с разнообразными примерами использования данной технологии.
Во всем мире: опыт использования систем КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®...
Разработанная компанией КНАУФ технология АКВАПАНЕЛЬ® отвечает высоким требованиям к надежности отделочных решений, причем как в интерьере, так и на фасадах. В обзоре – о том, как данная технология применяется за рубежом на примере известных – общественных и жилых – зданий.
Шесть общественных комплексов, реализованных с применением...
Технологии КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ® давно завоевали признание в отечественной строительной отрасли. Особенно в области общественных зданий, к которым предъявляются особые требования по безопасности, огнестойкости, вандалоустойчивости. При этом, технологии «сухого строительства» значительно сокращают монтажные работы.
Лахта Центр: вызовы и ответы самого северного небоскреба...
Не так давно, в 2021 году, в Петербурге были озвучены планы строительства, в дополнение к Лахта Центру, двух новых небоскребов. В тот момент мы подумали, что это неплохой повод вспомнить историю первой башни и хотя бы отчасти разобраться в технических тонкостях и подходах, связанных с ее проектированием и реализацией. Результатом стал разговор с Филиппом Никандровым, главным архитектором компании «Горпроект», который рассказал об архитектурной концепции и о приоритетах, которых придерживались проектировщики реализованного комплекса.
На заводе «Грани Таганая» открылась вторая производственная...
В конце 2021 года была открыта вторая производственная линия завода «Грани Таганая». Современное европейское оборудование позволяет дополнить коллекции FEERIA и «GRESSE» плиткой крупных форматов и производить 7 млн. квадратных метров керамогранита в год.
Duravit для Сколково
В новом городе, рассчитанном на инновации, и сантехника современная и качественная. От компании Duravit.
Куда дальше? В Ираке появился объект с российским...
Много стекла, света, белые тона в наружной отделке, интересные геометрические детали в оформлении фасадов – фирменный стиль Lalav Group графичный и минималистичный. Он отсылает к архитектуре современных мегаполисов, хотя жилой комплекс Wavey Avenue расположен всего в нескольких километрах от древней цитадели.
Изящная длина
Ригельный кирпич благодаря необычному формату завоевывает популярность и держится в трендах уже несколько лет. Рассказываем, когда уместно использовать этот материал, и каких эффектов он позволяет добиться.
Пятерка по химии
Компания «Новые Горизонты» разработала и построила в Семеновском сквере Москвы игровой комплекс «Атомы». Авторская площадка мотивирует детей к общению и активности, а также служит доминантой всего сквера.
Punto Design: как мы создаем мебель для общественных пространств...
Наши изделия разрабатываются совместно с ведущими мировыми дизайнерами и архитекторами – профессионалами со всего мира: студиями «Karim Rashid», «Pastina», «Gibillero Design», «Studio Mattias Stendberg», «Arturo Erbsman Studio», Мишелем Пена и другими.
Связь сквозь века
Новый бизнес-центр органично интегрирован в историческую застройку московского переулка благодаря фасадам, облицованным HPL-панелями Fundermax с фактурой натуральной неокрашенной древесины. Наличники окон, разработанные по историческим эскизам из различных регионов России, дополнили образ старинного особняка.
Плитка в городе
Рассказываем, какую роль тротуарная плитка способна играть в создании комфортной городской среды.
Сейчас на главной
Что вы хотите знать об архбетоне?
– теперь можно спросить.

Запускаем проект, посвященный архитектурному бетону, и предлагаем архитекторам, которые работают с этим актуальным материалом, так же как и тем, кто собирается начать, задать свои вопросы производителям.
Несущий свет
Новый ландшафтный объект красноярского бюро АДМ – решетчатый «забор» на склоне Енисея, в противовес названию совершенно проницаем и открывает путь к террасе над рекой. Форма его узнаваемо-современна.
Кино как поиск
В ГЭС-2 на презентации 99 номера «Проекта Россия» показали фильм – «архитектурное высказывание» бюро Мегабудка. Говорят, первый такого рода опыт в нашем контексте: то ли часть заявленного архитекторами поиска «русского стиля», то ли завершающий штрих исследования.
Расскажи мне про Австралию
Способны ли волнистые линии на белом фоне перенести клиентов московского кафе на побережье Австралии? Напомнить о просторе, морском воздухе, волнах? На этот вопрос попытались ответить в своем проекте авторы интерьера кафе WaterFront.
Стандарты по школам
Москомархитектура представила новые рекомендации проектирования объектов образования и инженерной инфраструктуры.
Прохлада в степи
Многоуровневая вилла в Ростовской области, отвечающая аскетичному природному окружению чистыми формами, слепящим белым и зеркалом воды.
Войти в матрицу
Девять отсутствующих колонн, форму которых создает лишь обвивший их плющ из кортеновской стали, дизайнер и художник Ху Цюаньчунь собрал в плотный кластер, противостоящий индустриализации окружающих территорий.
Сосновый дзен
Загородный дом от бюро «Хвоя» с характерным лиризмом и чертами японской традиционной архитектуры, построенный меж сосен Карельского перешейка.
Любовь и мир
В Доме МСХ на Кузнецком мосту открылась выставка Василия Бубнова. Он известен как автор нескольких монументальных композиций в московском метро, Артеке и Одессе, но в последние 30 лет работал в основном как очень плодовитый станковист.
Бетон, дерево и кофе
Замысел нового кофе-плейса, спрятанного в глубине дворов на Мясницкой, родился в городе Орле и отчасти реализован орловскими мастерами по дереву. Кофейня YCP совмещает минимализм подхода с натуральными материалами: дубовой мебелью и бетонными потолками.
Пресса: Неотвратимость счастья
Григорий Ревзин о том, как Сен-Симон назначил утопию государственным долгом. Сен-Симон относится к ограниченному числу подлинных пророков веры в социализм, что вселяет известную робость любому, кто собирается о нем писать,— в него инвестировано слишком много надежд, светлых мыслей и желаний.
Кирпичный супрематизм
Арт-центр TIC создавался как символ и важный общественный центр гигантского, динамично развивающегося промышленного района на окраине городского округа Фошань.
Винный дом
Счастливая история возрождения заброшенного особняка в качестве ресторана с энотекой и новой достопримечательности Воронежа.
Каспийские дары
Рыбное бистро и лавка в центре Махачкалы по проекту Studio SHOO: яркие росписи, морские канаты для зонирования и вид на город.
Нетипичная реновация
Проект, предложенный для реновации пятиэтажек в центре Калуги, совмещает две очень актуальные идеи: реконструкцию без сноса и деревянные фасады. Тренды не новы, но в РФ редки и прогрессивны.
Владимир Плоткин:
«У нас сложная, очень уязвимая...
В рамках проекта, посвященного высотному и высокоплотному строительству в Москве последних лет поговорили с главным архитектором ТПО «Резерв» Владимиром Плоткиным, автором многих известных масштабных – и хорошо заметных – построек города. О роли и задачах архитектора в процессе мега-строительства, о драйве мегаполиса и достоинствах смешанной многофункциональной застройки, о методах организации большой формы.
Уйти в книги
Издательство «Поляндрия» открыло представительство на первом этаже романтического доходного дома в центре Москвы. Пространство Letters, наполненное авторской мебелью, светом и музыкой, совмещает книжную лавку и кофейню.
Интерьер для смелых
Историческая ТЭЦ в центре Братиславы усилиями студии Perspektiv, DF Creative Group и PAMARCH превратилась в современный коворкинг Base4Work.
Смена образа мыслей
Премией Мис ван дер Роэ – главной архитектурной наградой Евросоюза отмечен корпус Кингстонского университета в Лондоне бюро Grafton. Как работу молодых архитекторов при этом наградили жилищный кооператив La Borda в Барселоне мастерской Lacol.
Боги некритического реализма
Как непротиворечиво совместить современное искусство и поздний академизм эпохи Александра III в одном зале? Ответом на этот вопрос стал яркий и чувственный экспозиционный дизайн, предложенный Сергеем Чобаном и Александрой Шейнер для выставки Генриха Семирадского в ГТГ.
Александр Колонтай: «Конкурс раскрыл потенциал Москвы...
Интервью заместителя директора Института Генплана Москвы, – о международном конкурсе на разработку концепции развития столицы и присоединенных к ней в 2012 году территорий. Конкурс прошел 10 лет назад, в этом году – его юбилей, так же как и юбилей изменения границ столичной территории.
Место памяти
Первое место в конкурсе на концепцию развития парка Победы в Мурманске занял консорциум Мастерской Лызлова и бюро Свобода. Рассказываем об итогах конкурса и публикуем проекты пяти финалистов.
Совместная работа
За 22 года интерьеры башни World Port Centre Нормана Фостера в Роттердаме потеряли свою актуальность. Бюро Mecanoo предложило новое решение, основанное на концепции активного рабочего пространства.
Река и фабрика
Благоустройство набережной возвращает Клязьме, некогда питавшей крупную мануфактуру Орехово-Зуево, важную роль, но на этот раз общественную: теперь отдыхать у реки, заниматься спортом или любоваться видами можно даже во время паводков.