Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

07.02.2017

Индустриальная культура

Елизавета Эбнер
Мастерская:
Herzog & de Meuron
Latz + Partner

Дуйсбург – промышленный город в земле Северный Рейн – Вестфалия, и его власти делают все возможное, чтобы привлечь сюда туристов, в том числе –извлекая максимальную выгоду из индустриального прошлого и настоящего города.

«Тигр и черепаха»

«Тигр и черепаха» © Елизавета Клепанова
«Тигр и черепаха» © Елизавета Клепанова

Постоянная инсталляция «Тигр и черепаха» – часть амбициозного государственного проекта по преобразованию индустриального прошлого всей земли Северный Рейн – Вестфалия в культурно-туристический маршрут, который реализуется поступательно, благо в интересных объектах здесь нет недостатка: эта область издавна была одним из ведущих промышленных регионов Европы.
«Тигр и черепаха» © Елизавета Клепанова
«Тигр и черепаха» © Елизавета Клепанова
«Тигр и черепаха» © Елизавета Клепанова
«Тигр и черепаха» © Елизавета Клепанова
«Тигр и черепаха» © Елизавета Клепанова
«Тигр и черепаха» © Елизавета Клепанова

«Тигр и черепаха» работы немецких художников Ульриха Генца и Хайке Муттер выглядит как американские горки и расположена на вершине холма в Ангер-парке. Даже в самую плохую погоду к инсталляции приходят люди. Ее посещение бесплатно, а кроме того – полезно для здоровья: подъем к ней достаточно крутой и требует некоторых усилий. Название этого сооружения, как объясняют авторы – о разнице в скоростях: американские горки прочно ассоциируются с большой скоростью, которая характерна для тигра, но посетителю инсталляции, скорее всего, придется подниматься по ее ступеням аккуратно и медленно, практически с черепашьей скоростью. Осторожные немцы предупредительно закрыли доступ к «мертвым» петлям, которыми можно только любоваться со стороны, в то время как все остальные части «Тигра и черепахи» открыты даже ночью.
«Тигр и черепаха» © Елизавета Клепанова
«Тигр и черепаха» © Елизавета Клепанова
«Тигр и черепаха» © Елизавета Клепанова
«Тигр и черепаха» © Елизавета Клепанова
«Тигр и черепаха» © Елизавета Клепанова
«Тигр и черепаха» © Елизавета Клепанова
«Тигр и черепаха» © Елизавета Клепанова
«Тигр и черепаха» © Елизавета Клепанова

Размеры инсталляции составляют 44 на 37 метров, высота – 21 метр. Это одно из самых крупных подобных произведений искусства в Германии. На реализацию «Тигра и черепахи» было потрачено 2 миллиона евро из государственного бюджета. В стране ежегодно выделяется немало средств на воплощение подобных культурных проектов в общественных местах – паблик-арта – но часто это приводит к появлению безвкусных и дорогостоящих произведений, против которых потом активно протестуют жители, справедливо возмущаясь такой тратой заплаченных ими налогов. А «Тигр и черепаха», наоборот, оказалась очень удачной «инвестицией»: она очень популярна среди гостей города, в то время как местные жители приходят туда с бутербродами отдохнуть и насладиться видами окрестностей.
«Бесконечная лестница» (Umschreibung) Олафура Элиассона в Мюнхене © Елизавета Клепанова
«Бесконечная лестница» (Umschreibung) Олафура Элиассона в Мюнхене © Елизавета Клепанова

Стоит упомянуть, что эта инсталляция напоминает бесконечную лестницу Олафура Элиассона, реализованную несколькими годами ранее для мюнхенского отделения KPMG – также в рамках программы насыщения города произведениями искусства, правда, уже на средства частных компаний. Поэтому большая часть подобных приобретений, в результате, скрыта во внутренних дворах штаб-квартир этих фирм, и посетить эти объекты можно лишь по предварительной записи. В Германии даже стали выпускать о маршрутах по таким «секретным» произведениям путеводители и документальные фильмы.
«Бесконечная лестница» (Umschreibung) Олафура Элиассона в Мюнхене © Елизавета Клепанова
«Бесконечная лестница» (Umschreibung) Олафура Элиассона в Мюнхене © Елизавета Клепанова
«Бесконечная лестница» (Umschreibung) Олафура Элиассона в Мюнхене © Елизавета Клепанова
«Бесконечная лестница» (Umschreibung) Олафура Элиассона в Мюнхене © Елизавета Клепанова



Но, несмотря на значительно меньшую популярность и известность инсталляции Элиассона из-за ее невыгодного расположения во дворе офисного комплекса, к ней также приходит немало ценителей современного искусства.

От зерна к современному искусству. Музей Кюпперсмюлле
Музей Кюпперсмюле © Елизавета Клепанова
Музей Кюпперсмюле © Елизавета Клепанова

Во внутренней гавани Дуйсбурга по проекту Жака Херцога и Пьера де Мерона историческая мельница с прилегающими к ней цилиндрами зернового элеватора была превращена в музей современного искусства Кюпперсмюлле. Кардинальных изменений в существующий объем швейцарские зодчие не внесли: интерьер сделан нарочито простым – с белыми стенами и серым турецким базальтом на полу. Для произведений искусства это совсем не плохо: они на таком нейтральном фоне смотрятся очень выгодно, но, ориентируясь на другие проекты знаменитого архитектурного дуэта, все же ожидаешь чего-то большего. Оригинальные окна на стенах выставочных залов аккуратно заложены кирпичом, максимально схожим с историческим; лишь в некоторых местах сделаны новые узкие оконные проемы, откуда открывается вид на гавань. Противоречивые чувства испытываешь и из-за отсутствия вестибюля: при входе есть только крошечная стойка с книгами и касса, проходя мимо которых прямо в верхней одежде сразу же попадаешь к картинам и скульптурам. Бдительные сотрудники музея все же напоминают о необходимости оставить вещи в гардеробе и показывают на небольшой коридор, ведущий в комнату с вешалками – размером примерно с пять стандартных кладовых в советских квартирах. Из этого скромного пространства можно попасть в санузлы и ресторан.
Музей Кюпперсмюле © Елизавета Клепанова
Музей Кюпперсмюле © Елизавета Клепанова
Музей Кюпперсмюле © Елизавета Клепанова
Музей Кюпперсмюле © Елизавета Клепанова
Музей Кюпперсмюле © Елизавета Клепанова
Музей Кюпперсмюле © Елизавета Клепанова
Музей Кюпперсмюле © Елизавета Клепанова
Музей Кюпперсмюле © Елизавета Клепанова

Совсем другое впечатление складывается, когда проходишь в добавленный архитекторами к старому зданию новый объем, где расположены лифт и потрясающе эффектная монолитная бетонная лестница. Выполненный в медно-терракотовых оттенках, этот объем привлекает в музей многочисленных посетителей, которые, быстро пробежавшись по залам, проводят большую часть времени именно здесь, прикасаясь к будто вылепленной вручную неровной поверхности лестницы и фотографируясь на ее фоне. Сюда сквозь длинные вертикальные окна проникает мягкий свет, в котором интерьер начинает переливаться и блестеть. Здесь нет необходимости читать между строк: наконец, почерк Херцога и де Мерона виден невооруженным глазом. В реальность из совершенно сказочного интерьера возвращает только стандартный лифт, который смотрелся бы выигрышней с отделкой не стальными, а медными или золотистыми панелями.
Музей Кюпперсмюле © Елизавета Клепанова
Музей Кюпперсмюле © Елизавета Клепанова
Музей Кюпперсмюле © Елизавета Клепанова
Музей Кюпперсмюле © Елизавета Клепанова
Музей Кюпперсмюле © Елизавета Клепанова
Музей Кюпперсмюле © Елизавета Клепанова
Музей Кюпперсмюле © Елизавета Клепанова
Музей Кюпперсмюле © Елизавета Клепанова
Музей Кюпперсмюле © Елизавета Клепанова
Музей Кюпперсмюле © Елизавета Клепанова

Долгие годы ведется разговор о расширении музея, и Херцог и де Мерон давно представили эскизы нового корпуса в виде большого прямоугольного стеклянного объема над цилиндрами элеватора, однако эта идея так до сих пор и не была реализована. Однако на официальном сайте Кюпперсмюлле сообщается, что в 2018 году проект швейцарских архитекторов все же будет воплощен в жизнь.

Завод-парк Дуйсбург-Норд
Парк Дуйсбург-Норд © Thomas Berns
Парк Дуйсбург-Норд © Thomas Berns

Сталелитейный завод «Майдерих» в Дуйсбурге закончил свою работу в 1985 году: тогда во владение города перешли 200 гектаров глубоко загрязненной почвы с массивными цехами. Власти решили, что неплохо было бы восстановить качество земли, повысив заодно экологические показатели в регионе в целом, и провели закрытый конкурс на проект парка на территории бывшей промзоны. Победу одержала немецкая компания Latz+Partner, которая предложила сохранить сталелитейный завод для будущих поколений, всем его промышленным структурам – найти новое применение, загрязнения почвы – ликвидировать с помощью фитообработки, а канал с ранее сточными водами – в дальнейшем использовать для постоянной очистки участка. Петер Латц, глава мастерской Latz+Partner, желая максимально сохранить память места, приводил в пример ситуацию: дед, проработавший на предприятии всю жизнь, мог бы привести в парк своих маленьких внуков и объяснить им, для чего предназначались те или иные машины, и как они использовались в производстве.
Парк Дуйсбург-Норд © Thomas Berns
Парк Дуйсбург-Норд © Thomas Berns

Посетители парка Дуйсбург-Норд могут пользоваться любыми его объектами бесплатно, 24 часа в сутки и 7 дней в неделю. С минимальными финансовыми вложениями из промышленных зданий получились концертный зал, музей, и так далее. Старые газовые танк-контейнеры были превращены в бассейн для аквалангистов, бетонные бункеры обрамили серию небольших садов, бетонные же стены используются для занятий скалолазанием, одно из центральных мест бывшего промышленного комплекса было переделано в подобие ярмарочной площади: там проходят разные интересные события на свежем воздухе. Чтобы осмотреть парк с высоты, достаточно дойти до доменной печи №5, где оборудована обзорная площадка с видом – а ведь не так давно здесь при температуре 2000 градусов по Цельсию плавилась руда для получения чугуна.
Парк Дуйсбург-Норд © Thomas Berns
Парк Дуйсбург-Норд © Thomas Berns

Если есть желание научиться ходить по канату или посетить концерт, можно пойти в бывшую электростанцию, которая долгие годы служила основным источником питания для всего завода и прилегающих к нему жилых домов.
Парк Дуйсбург-Норд © Thomas Berns
Парк Дуйсбург-Норд © Thomas Berns

Самым популярным местом в парке стал газометр для доменного газа, построенный в 1920 году. Сегодня здесь работает дайвинг-центр, где посетители могут погрузиться на 13-метровую глубину и исследовать искусственно созданный подводный мир с настоящими обломками самолета, старых машин, корабля и других объектов.
Парк Дуйсбург-Норд © Thomas Berns
Парк Дуйсбург-Норд © Thomas Berns

В парке много специальных зон, где могут безопасно играть дети: залезать в трубы, карабкаться по стенам или играть в футбол. Для подростков есть участок для катания на скейтборде и горном велосипеде. Нельзя не сказать о мини-ферме с лошадьми, курицами и козами.
Парк Дуйсбург-Норд © Thomas Berns
Парк Дуйсбург-Норд © Thomas Berns

В темное время суток территория парка превращается в искрящийся город благодаря световой инсталляции британского художника Джонатана Парка, которая работает с понедельника по четверг в сокращенном режиме (освещаются только три дымовые трубы), а в пятницу, субботу и воскресенье – в полном объеме.
Парк Дуйсбург-Норд © Thomas Berns
Парк Дуйсбург-Норд © Thomas Berns

Адаптация под парк территории завода вызвала большое одобрение как со стороны профессионального сообщества, так и со стороны неравнодушной общественности, но без критики все же не обошлось. Несмотря на постулируемое архитекторами желание сохранить память места, в проекте был проигнорирован факт принудительного использования труда еврейских заключенных на заводе во время Второй мировой войны. Большинство из них не выдержало непосильной работы, но им не был поставлен ни памятник, ни даже мемориальный знак.
Парк Дуйсбург-Норд © Thomas Berns
Парк Дуйсбург-Норд © Thomas Berns

Парк Дуйсбург-Норд из всех трех упомянутых мной проектов приносит сегодня наибольшую известность региону Северный Рейн-Вестфалия – в том числе и за рубежом – и широко используется в качестве примера эффективной работы с нефункционирующими индустриальными территориями.
Парк Дуйсбург-Норд © Thomas Berns
Парк Дуйсбург-Норд © Thomas Berns
Парк Дуйсбург-Норд © Thomas Berns
Парк Дуйсбург-Норд © Thomas Berns
Парк Дуйсбург-Норд © Thomas Berns
Парк Дуйсбург-Норд © Thomas Berns
Парк Дуйсбург-Норд © Thomas Berns
Парк Дуйсбург-Норд © Thomas Berns
Парк Дуйсбург-Норд © Елизавета Клепанова
Парк Дуйсбург-Норд © Елизавета Клепанова
Парк Дуйсбург-Норд © Елизавета Клепанова
Парк Дуйсбург-Норд © Елизавета Клепанова
Парк Дуйсбург-Норд © Елизавета Клепанова
Парк Дуйсбург-Норд © Елизавета Клепанова
Парк Дуйсбург-Норд © Елизавета Клепанова
Парк Дуйсбург-Норд © Елизавета Клепанова
Парк Дуйсбург-Норд © Елизавета Клепанова
Парк Дуйсбург-Норд © Елизавета Клепанова
Парк Дуйсбург-Норд © Елизавета Клепанова
Парк Дуйсбург-Норд © Елизавета Клепанова
Парк Дуйсбург-Норд © Елизавета Клепанова
Парк Дуйсбург-Норд © Елизавета Клепанова
Парк Дуйсбург-Норд © Елизавета Клепанова
Парк Дуйсбург-Норд © Елизавета Клепанова