«Рейтинг архитектуры Нижнего Новгорода» проводится с 1997 года, именно с тех пор двухступенчатый опрос и позволяет ранжировать новостройки. Но, как показал опыт, простой арифметический подсчет больше говорит о настроениях¸ чем о качестве архитектуры – особенно с появлением электронных анкет – потому важно использовать элементы опросов социологических, с делением на референтные группы. В 11-м «Рейтинге» проголосовало 272 нижегородца, 18 экспертов давали оценки уже по короткому списку.
На этот раз в «Рейтинге» не был озвучен промежуточный результат – «горячая десятка» – шорт-лист, как это происходило в прежние годы. Было решено сохранять интригу до презентации, а заодно с помощью жюри выяснить, какой из двух спорных номинантов короткого списка окончательно останется в «Десятке» (при почти равных баллах в длинном списке). Однако и жюри не внесло ясности: разницу в один балл трудно назвать убедительной. Поэтому на торжественном вечере, завершавшем «Рейтинг», прозвучало пожелание: оставить в одиннадцатом «Рейтинге» – одиннадцать зданий. А поскольку торт на этот раз был только один, общей картины это предложение не меняло.
Одно из отличий нижегородского конкурса – отсутствие номинаций. В некоторые года номинации все же появлялись – при близком качестве разных объектов. Чаще всего это жилой дом и общественное (торговое, офисное) здание. Но для «Рейтинга» все-таки ближе другие формулировки: что-нибудь «За ритмическую точность», «Дом как праздник», или «За масштабную демонстрацию возможностей заказчика».
В общем, несмотря на то, что «Рейтинг» проводится уже почти двадцать лет, его условия – гибкие, с реакцией на конкретные ситуации времени и места. Принципиально одно: победитель выбирается на основе совокупного мнения.
Цель конкурса – не просто привлечь внимание к архитектуре, но – полюбить ее. Точно так же, когда спрашивают: любишь ли ты море? – не задумываешься, какое именно – Черное, Средиземное или Северное. Любишь ли ты архитектуру? – да.
В 11-м «Рейтинге» результат был предсказуем: проект «Зеленого» еще в 2005 году получил «Золотой диплом» фестиваля «Зодчество». В прошлом году – «серебряный» за реализацию. Между этими наградами – несколько ярких публикаций. Однако здание так и не обласкано среднеарифметической любовью нижегородцев, в отличие от того же здания Банка «Гарантия», с которого и началась история нижегородского рейтингового «тортостроения». «Зеленый» еще не заселен, жители окрестностей пеняют на снесенный ради парковки старинный деревянный дом, некоторые горожане уверены, что надо было строить точно так же или буквальную реплику Налоговой, что стоит напротив по улице Фрунзе, а так «соседство «Зеленого» угробило этот шедевр», вошедший в энциклопедии. Жюри «Рейтинга» тоже разошлось в оценках: для одних это здание – последнее из самобытного, нижегородского, для других – очень агрессивный, многотемный объект. Однако его тонизирующую силу невозможно игнорировать. Для презентации «Офис Открытой Архитектуры» – бюро, которое теперь уже самостоятельно возглавляет Алексей Каменюк – подготовило ролик с показом развития идей «Зеленого», влияния ближайшего окружения на его формообразование. Это пояснение, а также очередная экскурсия на объект в выходной день, несомненно, увеличили симпатии к «Зеленому».
Шорт- лист
1. Офисное здание «Зеленый» (победитель)
Архитекторы «Офис Открытой Архитектуры», «Творческая мастерская архитекторов Пестова и Попова»
Проектирование
2004–2007 – заказчик ООО ИСК «КапиталСтройИнвест»
2012–2015 – заказчик ООО «СИНН групп»
Строительство
2006–2009 – заказчик ООО ИСК «КапиталСтройИнвест»
2013–2015 – заказчик ООО «СИНН групп»
На месте этого административного здания с подземной автостоянкой на пересечении улиц Фрунзе и Большая Печерская могли построить офисный параллелепипед с максимально возможным выходом площадей. Однако первому заказчику – «Радиотехбанку» – понравился скульптурный объем, предложенный архитекторами. Заказчик без оглядки смирился с потерей 1500 квадратных метров ради собственного эстетического удовольствия. Со временем объект перешел в другие руки, но был достроен без упрощений и искажений проекта.
2. IT-парк («ИТ-парк «Анкудиновка»)
Архитекторы ABD architects, «Ренессанс»
Проектирование – 2007
Строительство – 2007–2015
Здание, по силуэту напоминающее большой монитор на подставке или тумбочке, сдали спешно прошлым летом. С него должно было начаться строительство технопарка, однако рядом уже обосновался городок «Сбербанка», явно ограничив возможности развития пространства для высоких технологий. Проект рисовали в московском бюро ABD, прошли все согласования в Нижнем Новгороде и уже после этого передали местному проектировщику. На стадии подготовки к приемке объекта, похоже, об авторах вовсе забыли: внутренним декором занималась очень бюджетная компания. Однако самый роскошный атриум в городе, самые комфортные для лекций, семинаров и совещаний залы – теперь здесь.
3. Терминал аэропорта «Стригино»
Архитекторы Hintan Associates, «Сигни Груп»
Проект – 2013
Строительство – 2014–2015
Международный терминал появился в нижегородском аэропорту еще в середине 1990-х, хотя радикально ситуация не изменилась: двухэтажное длинное здание ни снаружи, ни внутри не тянет на современный аэровокзал. Проектирование нового «Стригино» велось много лет, процесс ускорили надежды на ЧМ-2018 по футболу.
4. Дом «Сланец»
Архитектор Станислав Горшунов
Проектирование – 2013–2014
Строительство – 2014–2015
Частный жилой дом по проекту Стаса Горшунова – один из лидеров нижегородского «Рейтинга». Фасады вдоль дорог – с минимальным количеством окон – покрыты черным сланцем, выходящие во двор – из белого песчаника.
5. Детский лагерь «Волшебник Изумрудного»
Архитекторы «Бюро Стаса Горшунова», Станислав Горшунов, Александр Шишкин
Проектирование – 2014–2015
Строительство – 2014–2015
База отдыха «Изумрудное» уже фигурировала в списках – предыдущего, 10-го «Рейтинга». На этот раз от архитектора требовалось придумать, как на ограниченном участке за полтора года спроектировать и построить из быстровозводимых недорогих конструкций спортивный детский лагерь – с залами, бассейном, столовой, жилыми корпусами.
6. Офисное здание «Острог»
Архитекторы «Творческая мастерская архитекторов Пестова и Попова», Сергей Попов-младший
Проектирование – 2009–2014
Строительство – 2013–2014
Офисный центр во дворе квартала, одну из сторон которого замыкает стена памятника истории – нижегородского Острога.
7. Жилой комплекс «Колер»
Генеральный проектировщик «СС Проект»
Архитектор Максим Горев
Проектирование – 2011–2012
Строительство – 2012–2014
Ясный силуэт и энергичная цветовая гамма сделали этот объект привлекательным. Тем более он служит хорошим ориентиром на перекрестке больших дорог, на волжской панораме. За эту работу архитектор получил в конкурсе приз-аванс: полторы сотни стоящих вертикально эклеров в колористике жилого комплекса.
8. Жилой дом «Кактус»
Архитекторы АПМ «АРТ проект», Ольга Добротина, Елена Григорьева, Андрей Никитин, Евгений Чигаров
Проектирование – 2014
Реализация – 2014–2015
14-этажный жилой дом с административными помещениями на первом этаже и подземной парковкой на ул. Генкиной.
9. Жилой комплекс «Парад»
Генеральный проектировщик «СС Проект»
Архитектор Максим Горев
Проектирование – 2010–2011
Строительство – 2012–2014
Жилой комплекс на ул. Малая Ямская.
10. Административное здание «Сенатор»
Архитекторы «Творческая мастерская архитекторов Пестова и Попова»
Проектирование – 2010–2011
Строительство – 2013–2015
Передергивание официального названия административного здания на улице Белинского связано с воспоминаниями о большом скандале, предшествовавшем этому строительству. Здание «подрезало» школьный двор и визуально – пешеходный тротуар. Проектировщики сделали все возможное, чтобы сгладить конфликт. Заодно поставили первое в городе гнутое стекло и предусмотрели размещение будущего выхода станции метро в структуре здания.
11. Торговый центр «Жар-птица»
Архитекторы «Бюро Стаса Горшунова»
Проектирование – 2013–2015
Строительство – 2013–2015
Формально – вне десятки, но разница с «Сенатором» – 1 балл.
Проект торгово-развлекательного центра на месте районного рынка и зеленого оврага с соловьями развивался под названием «Атлантида». За два месяца до сдачи объекта название сменили (застройщик имеет отношение к семеновской фабрике «Хохлома»), но белые «льды» галерей, «пунктирные» инсталляции из светильников, фигуры гигантов у входов так и остались – в соответствии с первоначальной концепцией.