Результат – в процессе, процесс – в результате

Бюро Michael Green Architecture построило в канадском городе Принс-Джордж самое высокое в мире офисное здание из композитной древесины.

Автор текста:
Екатерина Ровнова

mainImg
Майкл Грин, канадский архитектор и самый «медийный» популяризатор идеи высотного строительства из дерева, возвел 29,5-метровое офисное здание в городе Принс-Джордж в провинции Британская Колумбия. В проектирование и реализацию объекта были вовлечено 250 человек – от специалистов по лесозаготовкам и экологов до столяров, инженеров и дизайнеров.
Центр инновационного проектирования из дерева. Фото: Ema Peter
Центр инновационного проектирования из дерева. Фото: Ema Peter

Получившийся в итоге 8-этажный Центр инновационного проектирования из дерева (Wood Innovation Design Centre) – это пространство именно для такой совместной работы; здесь собираются исследователи, проектировщики и инженеры, работающие над использованием строительного потенциала древесины. На 4820 м2 нового здания на нижних этажах располагается образовательный центр, где занимаются магистранты факультета интегрированного проектирования в древесине Университета Северной Британской Колумбии: на первом этаже находится открытое публике выставочное пространство, университетские исследовательские лаборатории, лекционный зал, на втором – учебные аудитории и терраса. Верхние этажи занимают офисы компаний, работающих в разных областях «древесной» индустрии.
Центр инновационного проектирования из дерева. Фото: Ema Peter

Так, новое здание одновременно вмещает в себя «процесс», где сливаются теоретические и прикладные исследования, обучение, практика и непосредственная работа с материалом, и являет собой «результат» этого процесса, демонстрируя эстетические и конструктивные возможности многоэтажного строительства из древесины.
Центр инновационного проектирования из дерева. Фото: Ema Peter

Несущий каркас здания – стоечно-балочная конструкция из клееной древесины (glued laminated timber), ядро жесткости, лестнично-лифтовые шахты – перекрестно-клееные панели (cross laminated timber), лестницы, навес над входом в здание и перекрытия – панели из клееного шпона (laminated veneer lumber) и брус из параллельно уложенных стружек (laminated strand lumber), ограждающие конструкции – сэндвич-панели из ориентированно-стружечной плиты (oriented strand board). Такая конструкция помогает достичь две основные цели проекта: она обладает необходимой несущей способностью и устойчивостью по отношению к боковым нагрузкам, а по сравнению с другими строительными материалами имеет необычайно долгий жизненный цикл: из-за отсутствия железобетона в наземной части здания деревянные элементы могут быть легко разобраны и использованы в других объектах.
Центр инновационного проектирования из дерева. Фото: MGA

Все колонны и основная доля балок – клееные, кроме балок над атриумом первого этажа, несущих основную нагрузку: они выполнены из PSL-бруса из параллельно уложенных стружек (parallel strand lumber). Крепление «ласточкиным хвостом» балки к колонне осуществляется специальным алюминиевым коннектором, вмонтированным заранее в заводских условиях: так упрощается процесс монтажа на строительном участке, а соединение получает огнезащиту за счет толщины деревянного элемента, со всех сторон окружающего металл.
Центр инновационного проектирования из дерева. Фото: Ema Peter

Одна из сложностей, с которыми пришлось столкнуться в процессе реализации проекта, – это местный строительный кодекс, запрещающий строительство жилых зданий с деревянным каркасом выше 6-ти этажей и общественных – выше 4-х. Но для этого проекта было сделано исключение, когда во время проведения реальных испытаний авторы смогли доказать двум государственным комиссиям разных юрисдикций (города Принс-Джонс и провинции Британская Колумбия), что соединения CLT-панелей обладают необходимой огнестойкостью.



Традиционно древесину защищают методом полной или частичной инкапсуляции – покрытием деревянных элементов негорючими материалами, например, гипсовым штукатурным слоем, однако в этом здании было необходимо оставить деревянные поверхности открытыми, поэтому ради огнезащиты были увеличены все сечения: они стали намного превышать необходимые конструктивные размеры, зато появившийся дополнительный слой увеличил время сохранения целостности структуры при горении.
Центр инновационного проектирования из дерева. Изображение: MGA

Визуально здание становится все более проницаемым по мере разворота к югу: от полностью непрозрачной стены на севере до сплошного остекления на южной. В условиях северного климата такой подход оптимизирует поступление естественного света и улучшает инсоляцию внутренних помещений. Наружные ограждающие конструкции – энергоэффективные сэндвич-панели из ориентированно-стружечных плит с теплоизоляционным слоем в сердцевине. Облицовка выполнена из кедрового сайдинга, большая часть которого была предварительно обуглена, за счет чего и получила свой черный цвет. Метод обугливания древесины – традиционная практика огне- и биозащиты в Финляндии, Японии и Швейцарии: теперь и в Северной Америке появилось здание, демонстрирующее эту технологию.
Центр инновационного проектирования из дерева. Изображение: MGA

Прозрачные навесные стены выполнены из 3-слойного стекла, а для рам вместо привычного алюминия использован LVL-брус: специалисты утверждают, что это первая практика использования древесины при таких больших поверхностях остекления.
Центр инновационного проектирования из дерева. Изображение: MGA

В сторону улицы здание раскрывается массивным навесом, поддерживаемым желтыми кедровыми колоннами. По словам Майкла Грина, задачей архитекторов было сделать здание не только технически инновационным, но и обладающим простой красотой, которая проистекает от естественности дерева и искусно выполненных деталей.
Центр инновационного проектирования из дерева. Изображение: MGA

Современные высотные конструкции выполняются преимущественно из бетона и стали – материалов, с которыми, по словам Майкла Грина, связано около 8% всех выбросов парникового газа. Однако использование «ответственно» собранной древесины, секвестирующей углерод (подробнее об этом смотрите в нашем обзоре многоэтажных деревянных домов здесь), сокращает выбросы и является одним из самых эффективных методов сохранения экосистемы планеты, считает Грин. Что касается «ответственности», в рамках проекта специалисты в лесном хозяйстве и экологи выращивали в теплицах посадочный материал и высадили несколько гектаров саженцев, чтобы компенсировать использованную в строительстве древесину, ускоряя естественный процесс регенерации лесов.
Центр инновационного проектирования из дерева. Изображение: MGA

Задачей Майкла Грина было вдохновить чиновников, девелоперов и строителей: «Мы хотели показать миру будущее деревянного строительства», – говорит архитектор. Однако идейные противники не поддаются его обаянию, и утверждают, что Центр дерева – это результат активности «древесного лобби» канадской лесной индустрии, так как проект поддерживался правительством провинции Британская Колумбия и, соответственно, реализовался на средства налогоплательщиков. Замечание, достойное обсуждения: строительство коммерческого здания за счет государственного бюджета – предприятие несколько сомнительное. Однако, судя по профессиональной принадлежности критиков, можно утверждать, что позиции «железобетонного лобби» несколько пошатнулись, и Ассоциация железобетона (BC Ready-Mixed Concrete Association) предчувствует возможность расширения государственных инвестиций в деревянное строительство.

09 Июня 2015

Автор текста:

Екатерина Ровнова
comments powered by HyperComments
Проект для неопределенного будущего
Образовательный центр для детей с «органическим» садом и огородом в Мехико задуман как экономически самодостаточный и не просто ресурсоэффективный, а почти автономный. Кроме того, его можно разобрать и использовать все материалы повторно. Авторы проекта – бюро VERTEBRAL.
Арт-трансформер
Art Barn, архив, хранилище работ и рисовальная студия британского скульптора Питера Рэндалла-Пейджа в холмах Девона, способен менять форму в зависимости от текущих нужд, а также сам себя обеспечивает электричеством. Автор проекта – Томас Рэндалл-Пейдж.
Серебро дерева
Спроектированный Níall McLaughlin Architects деревянный посетительский центр со смотровой башней у замка Даремского епископа напоминает о средневековых постройках у его стен.
Избушка в горах
Клубный павильон PokoPoko по проекту Klein Dytham architecture при отеле на острове Хонсю напоминает сказочный домик.
Семь часовен
Семь деревянных часовен в долине Дуная на юго-западе Германии по проекту семи архитекторов, включая Джона Поусона, Фолькера Штааба и Кристофа Мэклера.
Дом в доме
Реконструкция крестьянского дома XVIII века на юге Германии: он стал основой для камерной сельской библиотеки. Авторы проекта – Schlicht Lamprecht Architekten.
Бинокль архитектора
Новый собственный дом Тотана Кузембаева – удивительный деревянный катамаран, врытый в склон под углом, обратным перепаду рельефа. Сама двухчастная структура дома была выбрана ради лучшей звукоизоляции, столь необычная посадка на участке – ради лучшего вида, ну а выбор дерева как ключевого материала постройки, конечно, никого не удивил.
Древесина как ценность
Спроектированный Nikken Sekkei к Олимпиаде в Токио центр гимнастики имеет двойное назначение: когда Игры, наконец, состоятся, трибуны уберут, и он станет выставочным павильоном.
Остаточная площадь, добавленная стоимость
Выстроенный на сложном участке на юге Парижа «доступный» жилой дом соединяет экологические материалы, вертикальное озеленение, городскую ферму и помещения общего пользования вместо пентхауса. Авторы проекта – бюро Мануэль Готран.
Деревянное королевство Швеция
Накануне Нобелевской недели в Стокгольме вручили премию за лучшую архитектуру из дерева – Swedish Wood Award. Из-за пандемии церемонию в итоге провели онлайн, однако трансляцию посмотрело беспрецедентное число зрителей.
И овцы сыты
Дом четы архитекторов, Каспера и Лесли Морк-Ульнес, в горах Норвегии использует традиционные методы строительства из дерева и служит также убежищем для овец.
Деревянное будущее
Бюро Рейульфа Рамстада выиграло конкурс на проект нового крыла музея корабля «Фрам» в Осло: проект называется Framtid – «будущее».
Технологии и материалы
Чувство города
Бизнес-парк «Ростех-Сити» построен на Северо-Западе Москвы. Разновысотная застройка, облицованная затейливой клинкерной плиткой разнообразных миксов Hagemeister, придаёт архитектурному ансамблю гуманный масштаб традиционного города.
Великолепный дизайн каждой детали – Graphisoft выпускает...
Обновления версии отвечают пожеланиям пользователей и обеспечивают значительные улучшения при проектировании, визуализации, создании документации и совместной работе в Archicad, BIMx и BIMcloud, что делает Archicad 25 версией, как никогда прежде ориентированной на пользователя
Стильная сантехника для новой жизни шедевра русского...
Реставрация памятника авангарда – ответственная и трудоемкая задача. Однако не меньший вызов представляет необходимость приспособить экспериментальный жилой дом конца 1920-х годов к современному использованию, сочетая актуальные требования к качеству жизни с лаконичной эстетикой раннего модернизма. В этом авторам проекта реставрации помогла сантехника немецкого бренда Duravit.
Кирпич Terca из Эстонии – доступная европейская эстетика
Эстонский кирпич соединяет в себе местные традиции и высокотехнологичное производство мирового уровня под маркой Wienerberger. Технические преимущества облицовочного кирпича Terca особенно ценны в нашем северном климате – благодаря им фасады не потеряют своих эстетических качеств, а постройки будут долговечными.
Прочные основы декора. Методы Hilti для крепления стеклофибробетона
Методы HILTI позволяют украшать фасад сложными объемными формами, в том числе карнизами, капителями, кронштейнами и узорными панелями из стеклофибробетона, отлично имитируя массивные элементы из натурального камня и штукатурки при сравнительно меньшем весе и стоимости.
Дайте ванной право быть главной!
Mix&Match – простой и понятный инструмент для создания «журнального» дизайна ванной комнаты. Воспользуйтесь концепцией от Cersanit с десятками комбинаций плитки и керамогранита разного формата, цвета и фактуры для трендовых интерьеров в разных стилях. Идеально подобранные миксы гармонично дополнят вашу идею и помогут сократить время на создание проекта.
Современная архитектура управления освещением
В понимании большинства людей управлять освещением – это включать, выключать свет и менять яркость светильников с помощью настенных выключателей или дистанционных пультов. Но управление освещением гораздо глубже и масштабнее, чем вы могли себе представить.
Чистота по-австрийски
Самоочищающаяся штукатурка на силиконовой основе Baumit StarTop – новое поколение штукатурок, сохраняющих фасады чистыми.
Кто самый зеленый
14 небоскребов из разных частей света, которые достраиваются или планируются к реализации: уже не такие высокие, но непременно энергоэффективные и поражающие воображение.
Советы проектировщику: как выбрать плоттер в 2021 году
Совместно с компанией HP, лидером рынка широкоформатной печати, рассматриваем тенденции, новые программные и технические решения и формулируем современные рекомендации архитекторам и проектировщикам, которым требуется выбрать плоттер.
Energy Ice – стекло, прозрачное как лед
Energy Ice – новое мультифункциональное стекло, отличающееся максимальным светопропусканием. Попробуем разобраться, в чем преимущество новинки от компании AGC
Стать прозрачнее
Zabor modern предлагает ограждения европейского типа: из тонких металлических профилей, функциональные, эстетичные и в достаточной степени открытые.
Башня превращается
Совместно с нашими партнерами, компанией «АЛЮТЕХ», начинаем серию обзоров актуальных тенденций высотного строительства. В первой подборке – 11 реализованных высоток со всего мира, демонстрирующих завидную приспособляемость к характерной для нашего времени быстрой смене жизненных стандартов и ценностей.
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Сейчас на главной
Проект для неопределенного будущего
Образовательный центр для детей с «органическим» садом и огородом в Мехико задуман как экономически самодостаточный и не просто ресурсоэффективный, а почти автономный. Кроме того, его можно разобрать и использовать все материалы повторно. Авторы проекта – бюро VERTEBRAL.
Лицо производства
«Тепличное хозяйство Ботаника» доверила архитекторам ту область, где они, как правило, востребованы наименьшим образом – территорию современного производственного комплекса, где обычно царят утилитарные, нормативные и недорогие решения.
Старые-новые арки
Напечатанный на 3D-принтере бетонный мост Striatus по проекту Zaha Hadid Architects и специалистов Высшей технической школы ETH Zürich благодаря своей традиционной сводчатой конструкции очень устойчив – в прямом и экологическом смысле.
Арт-трансформер
Art Barn, архив, хранилище работ и рисовальная студия британского скульптора Питера Рэндалла-Пейджа в холмах Девона, способен менять форму в зависимости от текущих нужд, а также сам себя обеспечивает электричеством. Автор проекта – Томас Рэндалл-Пейдж.
Тиана Плотникова: «Наша миссия – разработать user-friendly...
Говорим с основательницей стартапа Uflo – программы, помогающей конвертировать числовые данные в геометрию, о том, что побудило придумать проект, о карьере в крупных зарубежных компаниях и о страхах перед цифровыми технологиями
Связь с прошлым и будущим
Нидерландские мастерские Benthem Crouwel и West 8 выиграли конкурс на проект нового вокзала в Брно: этот архитектурный конкурс стал крупнейшим в истории Чехии.
Авторский надзор: мытьем да катаньем
Разговор на АрхПароходе 2021 со Стасом Горшуновым: о том, как ему удается добиваться качественной реализации проектов, какие проблемы приходится решать, когда жертвовать гонораром, а когда идти на компромиссы.
Образ прощания
Объект MAMA самарских архитекторов Дмитрия и Марии Храмовых стал единственным российским победителем конкурса фестиваля ландшафтных объектов SMACH2021, который проводится на северо-востоке Италии в Доломитовых Альпах.
Новое качество Личного
В Никола-Ленивце Калужской области в эти выходные проходит фестиваль Архстояние с темой «Личное». Главной постройкой фестиваля стал дом «Русское идеальное», спроектированный Сергеем Кузнецовым и реализованный компанией КРОСТ в короткие сроки. Рассматриваем дом и новые объекты Архстояния 2021.
«Место для всех»
Победителем международного конкурса на разработку концепции Приморской набережной в Сочи стал консорциум во главе с UNStudio.
Пресса: "Непостижимое решение". ЮНЕСКО отобрало у Ливерпуля...
ЮНЕСКО решило исключить Ливерпуль из своего Списка всемирного наследия, поскольку городские власти ведут активное строительство в районе доков и порта - архитектурного ансамбля, которое агентство ООН считало важнейшим памятником. В Ливерпуле такое решение называют "непостижимым" и надеются на его пересмотр.
Главный манифест конструктивизма
В Strelka Press выпущена основополагающая для отечественного авангарда книга Моисея Гинзбурга «Стиль и эпоха. Проблемы современной архитектуры» (1924): это совместный издательский проект Института «Стрелка» и Музея «Гараж». Публикуем главу «Конструкция и форма в архитектуре. Конструктивизм».
На берегу очень тихой реки
Проект благоустройства территории ЖК NOW в Нагатинской пойме выходит за рамки своих задач и напоминает скорее современный парк: с видовыми точками, набережной, разнообразными по настроению пространствами и продуманными сценариями «от 0 до 80».
Труд как добродетель
Вышла книга Леонтия Бенуа «Заметки о труде и о современной производительности вообще». Основная часть книги – дневниковые записи знаменитого петербургского архитектора Серебряного века, в которых автор без оглядки на коллег и заказчиков критикует современный ему архитектурно-строительный процесс. Написано – ну прямо как если бы сегодня. Книга – первое издание серии «Библиотека Диогена», затеянной главным редактором журнала «Проект Балтия» Владимиром Фроловым.
Стилисты села
Дизайн-код как способ привести небольшое поселение в порядок к юбилею или крупному событию: борьба с визуальным мусором, поиск духа места и унификация городских элементов.
Диалоги об образовании и карьере
Империалистический заказ и равнодушие к форме, необходимость доучить бывших студентов за свои деньги и скука формального обучения – дискуссия об архитектурном образовании на недавнем Архпароходе, как и многие разговоры на эту тему, местами была отмечена грустью, но не безнадежна и по-своему интересна. Публикуем выдержки из разговора, собранные одним из участников, архитектором и преподавателем Евгенией Репиной.
Плавная консоль
У здания банка в окрестностях ливанского города Сура нет привычных ограждений, а еще Domaine Public Architects удалось добавить в проект небольшую площадь.
Туман над Янцзы
В сети обсуждают новую ленд-арт-инсталляцию Григория Орехова Crossroads, «пешеходную зебру» проложенную художником по воде Москвы-реки 7 июля недалеко от Николиной горы. Рассматриваем несколько недавних работ Орехова – от «перекрестка» 2021 года на реке до «перекрестка» 2020 года в зеркалах «Черного куба», созданного в честь Казимира Малевича в Немчиновке.
Неоконюшня
На территории ВДНХ появится новый конноспортивный манеж: его авторы обращаются к традиционной для типологии форме и материалам, трактуя их как современный парковый павильон.
Еще один конструктор
В Мангейме началось строительство жилого комплекса по проекту MVRDV и производителя сборных домов Traumhaus. Он должен дать будущим обитателям максимум разнообразия и кастомизации по доступной цене, что в свою очередь позволит создать там живое сообщество соседей.
Градсовет Петербурга 15.07.2021
Архитекторы предложили обновить торговый центр в петербургском Купчино, вдохновляясь снежными пиками Балканских гор. Эксперты отнеслись к идее прохладно.
Галька на берегу
Проект аэропорта в Геленджике от АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» стал единственным российским победителем премии Architizer A+Awards 2021 года.