Жить в дереве

Пять самых высоких жилых домов из дерева, технология их возведения и огнестойкость, а также возможное будущее такого строительства.

mainImg
Недавний материал Archi.ru о 8-этажном деревянном доме архитектора Герта Вингорда в Стокгольме (9-этажном, если считать мансарду) вызвал живую реакцию наших читателей. Мы решили развить эту тему и рассказать о зданиях из дерева высотой восемь этажей и выше – о том, как их строят, и о том, может ли древесина составить конкуренцию железобетону.

Технологии
zooming
Здание из CLT-панелей возводится в два раза быстрее традиционного железобетонного © Malin Hardestam
CLT-панели © Chris Philpot

Многоэтажные деревянные здания возводят по технологии Cross-laminated timber или X-lam – из крупногабаритных перекрестно-клееных панелей (CLT panels), которые выполняют всю работу колонн, балок и стропил традиционной системы. Обычно для их изготовления используется древесина ели. Высушенные деревянные ламели от 10 до 45 мм толщиной под давлением не менее 0,6 Н/мм2 перекрестно наклеиваются друг на друга при помощи связующего без содержания фенолформальдегидных смол. Благодаря перпендикулярному расположению волокон нивелируется анизотропность древесины, почти до минимума сводится эффект усыхания и значительно увеличивается несущая способность. Чаще всего используются панели от 3-х до 7 слоев толщиной.

Там же на производстве из получившихся элементов в соответствии с тщательно разработанными чертежами вырезаются панели вместе со всеми необходимыми проемами, в некоторых случаях – даже с каналами под электропроводку и коммуникации. Максимально возможные габариты – 16,5 м х 2,95 м х 0,5 м, но обычно их уменьшают по длине: ограничение на размеры накладывает необходимость транспортировки.
Строительство жилого дома Forté в Мельбурне © Chris Philpot

Далее все панели маркируются и вместе с детальной сборочной схемой перевозятся на строительную площадку. Это один из самых длительных этапов, так как зачастую крупногабаритные деревянные материалы путешествуют не только из одной страны в другую по суше, но и пересекают океан: так, для жилого дома в Мельбурне несущие конструкции изготавливались в Австрии.

На строительном участке остается только собрать все элементы в правильной последовательности – и это довольно сложная задача, признаются инженеры: большинство ошибок допускается именно при сборке. Но если их удается избежать, то процесс идет гораздо легче и быстрее, чем при возведении традиционных железобетонных многоэтажек. Четыре строителя и подъемный кран собирают 8-10-этажное деревянное здание за 9–10 недель, трудясь несколько дней в неделю. Эти перерывы в работе связаны с поэтапным подвозом панелей: если бы привозили весь комплект сразу, потребовался бы отдельный ангар для складирования стройматериалов. В итоге, получается примерно 3 рабочих дня на этаж – именно так шло строительство здания на улице Мюррей-гроув в Лондоне. Кроме скорости, возведение многоэтажных домов из древесины отличает чистота стройплощадки и относительная тишина монтажного процесса.
zooming
Установка CLT-панелей © Steve Cook-Willmott Dixon

Самые большие нагрузки в конструкции возникают в стыках между панелями стен и в местах примыкания к стенам перекрытий. Панели соединяются друг с другом при помощи штифтов, стальных пластин и ряда поставленных крест-накрест шурупов, порой достигающих 550 мм в длину.

Одно из неоспоримых достоинств современных конструкций из CLT-панелей – это их сравнительная легкость при высокой несущей способности: небольшой вес облегчает транспортировку, снижает нагрузку на фундамент и ускоряет процесс монтажа. Учитывая как затраченное на производство время, так и время непосредственной сборки на участке, все вместе выходит примерно в два раза быстрее, чем при возведении традиционных систем.

Клееные панели обладают высокими акустическими качествами: у них значительно более высокая плотность, чем у массивного бруса, а допуски при подгонке на строительной площадке не превышают +/-5 мм, тогда как в железобетоне они составляют 10 мм. Такое плотное прилегание увеличивает герметичность, сокращает тепловые потери и облегчает состыковку элементов конструкции.
 
В одном кубическом метре древесины секвестируется одна тонна диоксида углерода © Michael Green

Помимо прочего, производители и архитекторы подчеркивают экологичность этой технологии. Древесина – природный ресурс, который возобновляется быстрее, чем расходуется. Деревья поглощают диоксид углерода, и в течение жизни дерева он накапливается (секвестируется), до тех пор, пока растение не начнет гнить, разлагаться или не сгорит: тогда происходит обратный выброс CO2 в почву и в атмосферу. Таким образом, если здоровое дерево с накопленным в нем углеродом использовать в строительстве, возврата диоксида в окружающую среду не произойдет. Один кубический метр древесины сохранит в себе тонну СО2, а на месте срубленного дерева вырастет новое. В конце своей эксплуатации деревянные здания очень просто разбираются и идут на переработку, используются вторично или даже сами становятся источником энергии, например, в качестве органического топлива. Замещение древесиной некоторой доли объема ныне используемых в строительстве стали или железобетона – очень энергозатратных в производстве материалов – может привести к значительному сокращению выбросов СО2.
 
Огнестойкость
 
zooming
Поведение деревянной конструкции при пожаре: до возгорания, через 30 и через 60 минут горения © Malin Hardestam

Многие сомневаются в пожарной безопасности многоэтажных деревянных зданий. Безусловно, дерево горит, а сталь – нет, однако степень горючести не является показателем огнестойкости. Древесина обладает низкой теплопроводностью и может сохранять целостность структуры долгое время. Поджечь бревно, балку или толстую деревянную панель очень сложно, но если она все-таки загорелась, то горит очень медленно и по предсказуемой схеме.

При прогреве древесины примерно от 280°C на её поверхности образуется обуглившийся слой, который тлеет и изолирует собой сердцевину, осложняя поступление кислорода внутрь, что замедляет процесс горения. Тление массивной древесины происходит со скоростью около 0,5–0,8 мм в минуту: например, за 60 минут от 200-миллиметровой балки прогорит 30–50 мм внешнего слоя. Опасность обрушения наступает примерно при 500°C, так как при этой температуре защитный угольный слой раскаляется и воспламеняется. Предел огнестойкости – период времени, на протяжении которого деревянная конструкция сохраняет свою несущую способность – зависит от величины её сечения и размеров: чем больше габариты, тем сложнее происходит возгорание и медленнее идет процесс горения.

При таких же температурах негорючая, но теплопроводная сталь плавится, деформируется в разных направлениях и примерно при 450–500°C теряет свою несущую способность. Необработанная огнезащитой стальная конструкция обрушивается уже через 15 минут после начала пожара, при этом невозможно рассчитать, где именно произойдет обрушение. Поэтому основное преимущество деревянной конструкции при пожаре – это повышенная огнестойкость и предсказуемость поведения.

Почему это важно? Если пожар начался и не удалось нейтрализовать его источник, необходимо вывести людей из здания: для успеха эвакуации необходимо точно знать, сколько времени конструкция будет сохранять свою целостность и где именно она обрушится. При горении деревянных конструкций это время расчетное и место их обрушения предсказуемое. Кроме того, горящая древесина выделяет умеренное количество дыма, который редко бывает токсичным. Эти естественные свойства вкупе с современными технологиями огнеупорной обработки показывают хорошие результаты.

Для предупреждения возгорания производится заводская обработка конструкций антипиренами, а для нейтрализации источника – устанавливаются системы оповещения и спринклерные системы.
 
Самые высокие деревянные дома

8 этажей: Bridport House, Лондон
Bridport Pl London
Karakusevic Carson Architects
 
zooming
Bridport House © Ioana Marinescu

При выборе типа несущего остова архитекторы руководствовались критериями веса конструкции: под строительным участком проходит труба водостока XIX века, которую было необходимо сохранить. Традиционное железобетонное здание вышло бы неприемлемо тяжелым, поэтому выбор пал именно на перекрестно-клееные панели.
Bridport House. Фото с сайта www.ketley-brick.co.uk
Bridport House © Ioana Marinescu
zooming
Bridport House: вход в здание изнутри и снаружи © Ioana Marinescu
zooming
Bridport House. Фото с сайта www.storaenso.com

Bridport House заместил собой старый 5-этажный дом 1950-х годов постройки. В здании 41 квартира, жители первого этажа получили собственный выход на улицу и патио, а жители остальных 33 квартир – просторные балконы. Фасад облицован кирпичом, а выступающие балконы – медными листами. Несущий остов здания из перекрестно-клеёных панелей был собран за 12 недель.
Bridport House: установка CLT-панелей 1-го этажа © Rahul Patalia
zooming
Жилой дом Bridport House в Лондоне: ограничения участка © Rahul Patalia
Bridport House: устройство фундамента © Rahul Patalia
zooming
Bridport House. Аксономерия © Karakusevic Carson Architects
zooming
Bridport House. Поперечный разрез © Karakusevic Carson Architects
zooming
Bridport House_продольный разрез © Karakusevic Carson Architects
zooming
Bridport House. Мастерплан © Karakusevic Carson Architects
zooming
Bridport House. 1 этаж © Karakusevic Carson Architects
zooming
Bridport House. 3 этаж © Karakusevic Carson Architects
zooming
Bridport House. 8 этаж © Karakusevic Carson Architects


9 этажей: Stadthaus
24 Murray Grove London
Waugh Thistleton Architects
Жилой дом Stadhaus в Лондоне © Waugh Thistleton Architects

В лондонском доме номер 24 по улице Мюррей-гроув на 9 этажах располагаются 29 квартир двух разных типов: коммерческие, находящиеся в собственности своих жильцов, и съемные, принадлежащие жилищной ассоциации Metropolitan Housing Trust. Социальный блок занимает первые четыре этажа, коммерческий – последние пять, причем эти блоки полностью изолированы друг от друга.
Жилой дом Stadhaus в Лондоне. Генплан и план 1-го этажа © Waugh Thistleton Architects

Переход от одного блока к другому отражен в рисунке фасадов: на уровне 4-го этажа серые панели сменяются белыми. Фасад облицован 5000 панелями (1200 мм х 230 мм), на 70% состоящими из переработанных отходов деревообрабатывающей промышленности. Их рисунок напоминает игру светотени, создаваемую в течение дня на фасадах окружающей застройкой и деревьями.
zooming
Жилой дом Stadhaus в Лондоне © Waugh Thistleton Architects

Несмотря на то, что технология строительства из клееных панелей – дороже, чем традиционная железобетонная, она помогает сэкономить на строительном участке. Например, для возведения аналогичной конструкции из железобетона понадобилось бы примерно 72 недели, тогда как это здание было построено за 49. При этом саму несущую конструкцию собрали четыре строителя за 27 рабочих дней, работая 9 недель по 3 дня в каждой. Также не пришлось использовать дорогостоящий башенный кран: обошлись подвижным грузоподъемным и строительными лесами для работ по облицовке фасада.
Жилой дом Stadhaus в Лондоне. План 2-4-го этажей © Waugh Thistleton Architects

Более подробно о пространственной планировке и об экологической составляющей проекта можно прочитать здесь.
Жилой дом Stadhaus в Лондоне. План 5-9-го этажей © Waugh Thistleton Architects
Жилой дом Stadhaus в Лондоне © Waugh Thistleton Architects


9 этажей: Via Cenni, Милан
Rossiprodi Associati s.r.l.
zooming
Жилой комплекс Via Cenni. Фото с сайта makbuilding.eu

Впервые высотная конструкция из перекрестно-клееных панелей используется в условиях сейсмоопасного региона: на окраине Милана вероятность землетрясений не очень высока, но все же существует, и технология X-Lam удовлетворяет всем требованиям строительства в таких районах.
zooming
Жилой комплекс Via Cenni. Фото с сайта makbuilding.eu
Жилой комплекс Via Cenni © Gaia Cambiaggi

Жилой комплекс общей площадью 17000 м2 состоит из четырех 9-этажных башен, соединенных 2-уровневым стилобатом. В комплексе – 124 квартиры размером от 2-х до 4-х комнат (от 50 до 100 м2). Башни 13,6 х 19,1 м в плане и 27,95 м высотой – однотипные, но не одинаковые: индивидуальный облик формируется рисунком балконов.
zooming
Жилой комплекс Via Cenni. Фото с сайта carron.it
zooming
Жилой комплекс Via Cenni © Rossiprodi Associati
zooming
Жилой комплекс Via Cenni © Rossiprodi Associati

Конструктивная толщина стен уменьшается на 20 мм через каждые два-три этажа: на первом она составляет 200 мм, на девятом – 120 мм. Полы – 200 и 230 мм (7 слоев). Пролеты меньше 5,8 м перекрываются 5-слойной панелью 200 мм, а пролеты меньше 6,7 м – 7-слойной 230-миллиметровой. Стыкуются панели с помощью специальных соединительных шурупов от 200 до 550 мм длиной.
zooming
Жилой комплекс Via Cenni © Rossiprodi Associati
zooming
Жилой комплекс Via Cenni © Rossiprodi Associati
zooming
Жилой комплекс Via Cenni © Rossiprodi Associati
Жилой комплекс Via Cenni © Rossiprodi Associati



Район, где расположено здание, представляет собой череду традиционных итальянских фермерских домиков – с одной стороны, и комплекс городских административно-деловых, промышленных и коммерческих зданий – с другой. Идеей проекта было соединение этих двух типов застройки и создание пограничного пространства – перехода от городской типологии к сельской. За счет наличия в доме квартир разных типов (от 65 м2 до 125 м2) и общественных пространств различного назначения архитекторы хотели сформировать среду, пригодную для возникновения локального сообщества и создать центр притяжения для всего района.

10 этажей: Forté, Мельбурн
807 Bourke Street, Victoria Harbour
Девелопер – Lend Lease
zooming
Forté © Lend Lease

При высоте 32,17 м Forté считается самым высоким деревянным зданием в мире: в нем 10 этажей, возведенных всего лишь за 11 месяцев, причем для установки деревянной несущей конструкции потребовалось 38 рабочих дней. В доме – 23 квартиры: 7 однокомнатных (59 м2), 14 двухкомнатных (80 м2) и 2 двухкомнатных пентхауса (102 м2).
Forté © Lend Lease

Фундамент и первый этаж выполнены из железобетона: кроме передачи нагрузки на грунт, он защищает вышележащую деревянную часть от характерной проблемы региона – атак термитов. Все остальные элементы сделаны из перекрестно-клееных панелей – от стен и потолков до лифтовых шахт и лестниц. Стены – 5-слойные панели 128 мм с 13-миллиметровым слоем огнеупорной штукатурки с двух сторон. Полы – панели 146 мм с 16-миллиметровым слоем огнеупорной штукатурки. Предел огнестойкости этих конструкций составляет 90 минут. Внешняя стена, приближенная к соседнему участку на 6 метров, утолщена для дополнительной защиты от огня в этом направлении. Металлические крепления панелей к стенам скрыты стяжкой. Лифтовая и лестничная шахты выполнены в двойных стенках: по расчетам проектировщиков, в случае обрушения части здания они смогут сохранить целостность и несущую способность.
zooming
Forté © Lend Lease
zooming
Forté © Lend Lease
Стройплощадка © Chris Philpot

Фасады облицованы алюминиевыми панелями, балконы, являющиеся продолжением панелей перекрытия, покрыты полиуретановой гидроизоляционной мембраной, а затем – плиткой по стяжке. Деревянные CLT-панели оставлены открытыми только на потолках лоджий и на одной стене в интерьере каждой квартиры.
CLT-панели © Chris Philpot
CLT-панели © Chris Philpot
Жилой дом Forté в Мельбурне. План типового этажа © Lend Lease

В лоджиях отведено место под мини-огороды, а атмосферные осадки собираются и используются для технических нужд, в том числе – в спринклерной системе.
Жилой дом Forté в Мельбурне. Конструкция фасада © Lend Lease
Жилой дом Forté в Мельбурне. Конструкция окна © Lend Lease
Жилой дом Forté в Мельбурне. Конструкция парапета © Lend Lease


14 этажей: Treet, Берген
Damsgårdsveien 99
ARTEC Arkitekter / Ingeniører
zooming
Жилой дом Treet © BOB

В норвежском городе Берген идет строительство 49-метрового деревянного дома – самого высокого в мире на сегодняшний день. Уже продана половина из 62 будущих квартир, и в октябре 2015 жильцы должны расселиться по его 14 этажам.

Все вертикальные нагрузки несут клееные (gluelam) вертикальные деревянные фермы (колонны сечения 495 х 495 мм и 405 х 650 мм, раскосы – 406 х 405 мм), а из CLT-панелей возведены лестницы, лестничные и лифтовые шахты, стены и перекрытия. Период огнестойкости основной несущей системы (ферм) – 90 минут, вторичной (CLT-панелей) – 60.
Treet. Последовательность возведения © reThinkWood
Treet - конструктивная модель © Rune Abrahamsen
Treet - конструктивная модель © Rune Abrahamsen
Treet. План типового этажа © Rune Abrahamsen

Одной из основных задач проекта было найти способ сопротивления легких деревянных конструкций высоким ветровым нагрузкам приморского города. Чтобы прибавить зданию массы, увеличить жесткость, связав между собой фермы, и уменьшить амплитуду качания, были добавлены три бетонные плиты в качестве перекрытий – на уровне пятого и десятого этажей и в роли крыши. Таким образом, максимальное горизонтальное отклонение ферм на вершине здания – 71 мм, что составляет 1/634 высоты здания: это удовлетворяет норвежским нормам в 1/500.
Жилой дом Treet © BOB
Жилой дом Treet © BOB
Жилой дом Treet © BOB

Ветреная и сырая погода повлияла не только на конструктивное решение, но и на внешний вид дома: северный и южный фасады остеклены, западный и восточный – облицованы металлическими панелями.
zooming


Возможное будущее

Стоимость конструкций из CLT-панелей пока остается довольно высокой. Это связано, в основном, с ограниченным числом игроков на рынке: в мире существует всего 2–3 крупных производителя, и большая доля затрат приходится на транспортировку материалов из Австрии – основного поставщика – по всему миру. По иронии судьбы, кроме финансовых расходов, это «обеспечивает» значительный выброс СО2 – чего так старательно избегали, превращая дерево в стройматериал.

Но сторонники CLT-технологии не унывают: они уверены, что будущее за деревянными небоскребами. Комбинируя железобетонное ядро с деревянной вторичной несущей системой, или, наоборот, деревянные стойки и балки – с монолитными перекрытиями, можно возводить здания в 25–30 и даже 40 этажей. Производятся многочисленные инженерные расчеты, доказывается возможность построения здания такого типа всего за неделю, представляются на суд общественности научные работы и разрабатываются возможные архитектурные решения деревянных многоэтажек.

Канадский архитектор Майкл Грин, один из самых известных популяризаторов идеи деревянного высотного строительства, надеется, что его родной Ванкувер станет лидером по количеству деревянных высоток, а эра железобетона завершится вслед за XX веком: «Я никогда не видел, чтобы люди, заходя в одно из моих зданий, обнимали стальную или бетонную колонну, но они делали это с деревянной!»

26 Августа 2014

Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.
Девять жизней
Центр культуры и искусства острова Хэнцинь, построенный в китайском Чжухае по проекту бюро Atelier Apeiron, собрал в одном гигантском объеме сразу 9 функций.
Золотая сторона медали
Спортивный центр имени Николы Карабатича под Парижем по проекту бюро Atelier Aconcept получил фасад, вдохновленный многочисленными золотыми медалями этого спортсмена.
Найди свою школу
Бюро Gradolí & Sanz Arquitectes спроектировало и построило для работающей по системе Монтессори школы Imagine под Валенсией здание, которое служит для учащихся наглядным пособием.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
На пути к осознанности
Бюро BIG представило проект Международного аэропорта Гелепху – ключевую часть своего мастерплана «Город осознанности» для Бутана.
Черный бутик
Пекинское бюро Fon Studio спроектировало временный концепт-бутик для марки авангардной одежды TBHNP в Шанхае.
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Французский лес
16-этажный жилой дом Wood Up на берегу Сены с гибридной конструкцией из дерева и бетона играет градостроительную роль на границе Парижа и пригородов. Авторы проекта – архитекторы LAN.
Город в миниатюре
Новая детская больница по проекту Herzog & de Meuron в Цюрихе реализована как функциональная и одновременно гуманная и разнообразная среда, поддерживающая пациентов и врачей.
Под сенью деревянных перекрытий
Новый вокзал для городов Эде и Вагенинген в центре Нидерландов вдохновлен окрестными лесами; здесь нашлось место даже для сверчков и летучих мышей. Авторы проекта – Mecanoo и Royal HaskoningDHV.
В городском лесу
В Лиссабоне открылся после реконструкции Центр современного искусства Гульбенкяна. За проект отвечал Кэнго Кума: это первая работа японского мэтра в Португалии.
Оленьими тропами
Бюро Snøhetta соединило в здании саамского культурного и образовательного центра Čoarvemátta в норвежском Заполярье, казалось бы, мало сочетающиеся функции: национальный театр, училище и школу оленеводства.
Технологии и материалы
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Сейчас на главной
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Лес вместо ленты
Studio Rostovskii разработала концепцию загородного комплекса, в котором гостям предлагают отключиться от городской суеты в буквальном смысле: мобильная связь блокируется почти на всей территории и перестает отвлекать от общения и созерцания. Коттеджи и другие постройки с отделкой из термолиственницы и кортеновской стали учитывают рельеф и ландшафт и также помогают разглядеть красоту вокруг.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Метро как искусство. Деконструкция
В Музее Москвы до 24 августа 2025 года работает выставка «Высоко под землей», посвященная 90-летию московского метро. Столичная подземка – больше, чем транспорт, это гигантский арт-объект, который мы ежедневно не замечаем. Главный трюк экспозиции – заставить увидеть в утилитарном самостоятельное искусство. Метро предстает как результат одержимости деталями, как коллективный труд тысяч людей, как место, где технологии скрываются за красотой.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Пей. Твори. Исследуй
Российские архитекторы уверенно расширяют географию своих проектов. Например, бюро KIDZ уже реализовало несколько проектов в Дубае и, судя по всему, не собирается останавливаться. Представляем еще одно их кафе, спроектированное для сети PIMS. В компактном пространстве авторы смогли собрать все свои фирменные приемы: сочетание контрастных материалов, нетривиальную колористику и авторские предметы мебели, создав запоминающийся микс архаики и hi-tech.
Серебряный ларец
Бюро figura A преобразило бывший бизнес-центр, построенный в начале 2000-х годов и приспособленный под апартаменты. Существующий каркас для навесного фасада подновили, а хризотилцементные панели заменили на алюминиевые листы с брашировкой, которая обеспечила световой градиент. Шахматный узор дополнили эллипсы трех размеров.
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Белый берег
По проекту бюро ISAEV Architects в небольшом башкирском городе Агидель благоустроен городской пляж на реке Белая. Площадь со сценой, инфраструктура для отдыха на свежем воздухе и безбарьерная среда сделали место точкой притяжения, которая предлагает разнообразный досуг – от мангала до вейкборда.
Лина Бо Барди и «ГЭС-2»: реконструкция
В Доме культуры «ГЭС-2» с 11 июля по 19 октября работает первая в России масштабная выставка, посвященная Лине Бо Барди (1914-1992) – бразильскому архитектору итальянского происхождения. «Если бы стены стали водой» – не столько ретроспектива, сколько попытка оживить дух Бо Барди на московской сцене, где ее идеи об общем для всех горожан пространстве и гибкости архитектурных решений звучат особенно актуально.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Средство от стресса
На волгоградской набережной появилось еще одно стильное место для комфортного времяпрепровождения с видом на реку Волгу, олицетворяющую собой течение времени и множество других зыбких понятий. Бюро Rogojnikov & Sorokin создало кальян-бар Redwood Asia, интерьер которого преисполнен чувства собственного достоинства – с небольшой толикой архитектурной иронии.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.