ГТГ: конкурсные проекты

Публикуем все шесть проектов конурса на фасады Третьяковской галереи с комментариями авторов.

mainImg
Архитектор:
Владимир Плоткин
Проект:
Конкурсная концепция фасадов нового здания Третьяковской галереи
Россия, Москва

Авторский коллектив:
В. Плоткин, Е. Кузнецова

5.2013 — 6.2013
Конкурсная концепция фасадов нового здания Третьяковской галереи
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Автор проекта: Мария Дехтяр

5.2013 — 6.2013
Александр Цимайло
Николай Ляшенко
Цимайло Ляшенко и Партнеры http://www.tlp-ab.com/
Конкурсная концепция фасадов нового здания Третьяковской галереи. Вариант 1
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Л. Айрапетов, В. Преображенская, Д. Грекова, Е. Косцов, Е. Легков, Ю. Преснякова, А. Ривкина

5.2013 — 6.2013
Конкурсная концепция фасадов нового здания Третьяковской галереи. Вариант 2
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Л. Айрапетов, В. Преображенская, Д. Грекова, Е. Косцов, Е. Легков, Ю. Преснякова, А. Ривкина

5.2013 — 6.2013
Фасады нового здания Государственной Третьяковской галереи
Россия, Москва, Кадашевская набережная, 12

Авторский коллектив:
СПИЧ
Авторы проекта: С. Чобан, И. Членов 
Ведущий архитектор: М. Дигилева 
Архитекторы: Сергей Попов, Виталий Иванков, Любовь Картавченко
Визуализаторы: Н. Злобина, А. Захаров 

Tchoban Voss Architekten
Графический дизайн, подготовка изображений к печати: Валерия Каширина, Лев Шестаков

5.2013 — 6.2013 / 5.2024

Генпроектировщик: «Моспроект-4»

Заказчик: Зарубежпроект
Третьего июля были объявлены итоги конкурса на решение концепцию фасадов нового здания Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, объявленного в конце мая. Тогда были опубликованы только проекты трех победителей: проект бюро SPEECH, занявший первое место и принятый к реализации, и два почетных места, второе и третье. Теперь мы публикуем проекты всех шести участников июньского конкурса с более подробными комментариями и мнениями авторов. В соседнем материале публикуем варианты «Моспроекта-4», который работает над проектом нового корпуса ГТГ начиная с 1996 года. Таким образом, надеемся, картина получится достаточно полной и позволит нашим читателям оценить нюансы этого конкурса, во многих отношениях сложного и спорного, но все же очень интересного с точки зрения истории московской архитектуры новейшего времени. Напомним, что конкурс проводился анонимно (проекты были представлены под номерами), а состав жюри в основном совпадал с составом архитектурного совета.
Конкурсная концепция фасадов нового здания Третьяковской галереи
© SPEECH

Первое место. SPEECH Чобан & Кузнецов
В своей пояснительной записке Сергей Чобан и Игорь Членов пишут:

«... Новое здание Третьяковской галереи завершает формирование музейного квартала, гармонично вписываясь в структуру комплекса. Стремясь объединить здания музейного квартала, фасады нового здания Третьяковской галереи поддерживают идеологию, заложенную музеем: сохранение национального достояния культуры и актуальный диалог с обществом. Материал и цветовая гамма подчеркивают преемственность архитектурного языка корпусов Третьяковской галереи, построенных в различные исторические периоды: сочетание красного цвета стены с белыми наличниками и декоративными элементами.

Опираясь на заложенный еще В.М. Васнецовым русский стиль в фасадах зданий и переосмысливая элементы исконно русской архитектуры фасады нового здания выполнены из состаренного, фактурного красного кирпича, с белыми элементами наличников окон, выполненных из архитектурного бетона, завершающих рельефных поясов, колонок. Скругленные углы отделки здания, выполненные в кирпиче, придают более мягкие очертания зданию, тесно зажатому в границах участка. Основная миссия динамичного диалога музея и города выражена в архитектурной идее фасада здания – белые рамы различного формата, в структуре оригинальной развески картин Городской Художественной Галереи П.М. и С. М. Третьяковых, образуют стену с картинами. Живыми картинами, которые создают сами посетители музея. На внешнее остекление, с плавным затуханием, нанесены фрагменты шедевров, выставляющихся в Галерее.

И неподвижная монохромная часть картин, соединяясь с движением цветного потока посетителей, наполняет эти картины жизнью, создавая эффект взаимопроникновения интерьера и экстерьера здания.

Главный вход, расположенный на пересечении основных пешеходных путей, представляет собой картинную раму, обрамленную стеклом, плавно переходящим в фонарь верхнего света, пронизывающий насквозь здание и связывающий современность с историей, превращаясь в пешеходный мост. Попадая в вестибюль, посетители становятся негласными творцами главного шедевра Третьяковской галереи – картины имени себя, постоянно меняющейся, идущей в ногу со временем, отображающей настоящую картину современности. Фасады поддерживают основную тему развешанных картин на стене. Каждая «картинная рама» фасада, как резной наличник, индивидуальна, с присущими только ей очертаниями и рисунком. Различные размеры рам обусловлены масштабом окружающих пространств.

Постепенно уменьшающиеся габариты улиц и застройки от широкой набережной к более узкому Малому Толмачевскому переулку определили структуру протяженного фасада – переход от крупных, хаотично расположенных «окон-рам» к жесткой структуре, воплощая соответствие масштабу застройки. Фасад по Лаврушинскому переулку – это частичный намек, подготавливающий зрителей к основному действу «живой картины» главного входа. Уменьшенный размер рам стремится соответствовать масштабу застройки, при этом выделяясь на его фоне индивидуальностью.»
Конкурсная концепция фасадов нового здания Третьяковской галереи
© SPEECH
Конкурсная концепция фасадов нового здания Третьяковской галереи
© SPEECH
Конкурсная концепция фасадов нового здания Третьяковской галереи
© SPEECH
Конкурсная концепция фасадов нового здания Третьяковской галереи
© SPEECH
Конкурсная концепция фасадов нового здания Третьяковской галереи. Фрагмент фасада. Архитектурная мастерская SPEECH
© SPEECH
Конкурсная концепция фасадов нового здания Третьяковской галереи. Фасады по Кадашевской набережной
© SPEECH
Конкурсная концепция фасадов нового здания Третьяковской галереи. Фасады по Лаврушинскому переулку
© SPEECH

Второе место. TOTEMENT/PAPER.
Говорят Валерия Преображенская и Левон Айрапетов:

«С одной стороны, Сергей Кузнецов большой молодец, что он все это организовал, с другой стороны, конкурс довольно неоднозначный. Всем было крайне неудобно. Но для нас участие в этом конкурсе – это большая удача, потому что мы, заявив себя с российским павильоном в Шанхае, постоянно занимаемся исследованиями. У нас нет ни одного проходного проекта. Музеи и павильоны – это то направление, которое нам наиболее близко. Нам было приятно, что нас пригласили. Некоторые архитекторы отказались участвовать в конкурсе по этическим соображениям. Мы же согласились, потому что эта возможность ценна: не каждый день нам предлагают разработать проект одного из главных музеев страны – Третьяковской галереи.

Заказчиком конкурса выступила компания ООО «Зарубежпроект». Это генподрядчик и генпроектировщик в одном лице. На проектирование нам дали меньше месяца. Это очень мало даже просто для осмысления ситуации. Участок занимает довольно сложное место. Застройка здесь имеет серьезный перепад по этажности. Нужен был особый и внимательный подход. К тому же сама Третьяковка развивалась сложно и неоднозначно, вырастая из небольшого частного особняка, много раз достраивалась и менялась. В 1980-е там был построен большой современный депозитарий, но он не смог удовлетворить всем нуждам музея. В 1990-е гг. руководство галереи приняло решение о дальнейшем расширении. В соответствии с разработанным на тот момент ТЗ коллектив «Моспроекта-4» предложил свой вариант. Но пока занимались сносом построек, производили археологические раскопки, выводили коммуникации и т.п., стало очевидно, что предложенное несколько лет назад решение уже не отвечает настоящим требованиям. ТЗ было переработано, здание сильно увеличилось в объеме, притом что Замоскворечье – это район камерной застройки. Встал вопрос: что делать дальше?

Мы представили два варианта, потому что хотели показать, что мы умеем работать с культурным слоем, оставаясь в контексте, но одновременно можем предложить свое современное видение.

Первая концепция более строгая. Мы сделали демонтаж планировки, так как работать только с оберткой невозможно. Внутри мы обнаружили понятную функциональную схему – рабочий блок, выставочный зал, прогулочная улица, пожарная лестница и концертный зал. Глухой объем выставочных пространств обращен к реке, но перед ним есть еще многофункциональный зал в два яруса, над которым располагается галерея. На противоположной стороне от него запроектирован концертный зал. Между ними существует внутренняя улица. Кафе, книжные магазины и другие общественные пространства, размещенные перед глухой стеной выставочного зала, должны открываться навстречу городу. Исходя из этого данный фасад для нас был по определению стеклянным. Это северная сторона, солнца там практически нет, поэтому рельеф стены здесь не выявляется, светотень мало что дает. Но зданию необходима богатая пластика. Мы решили придать форму стеклянному фасаду, сделать скульптуру из стекла. За основу был взят элемент, похожий на пирамиду. Выбранная форма похожа на крыши домов, из которых состоит Третьяковка. Верхняя сторона стеклянной пирамиды отражает небо, нижняя – реку, справа отражается кинотеатр «Ударник» и дом Иофана, а слева – храм Василия Блаженного и Кремль. Таким четырехугольником мы вписали здание в контекст. Получилась мозаика. Красная стена выставочного зала, расположенного за стеклянной оболочкой, добавила глубины.

Фасады, лишенные окон, тоже решены в красном цвете, как отсылка к краснокирпичным стенам Третьяковки. Здесь мы также задействовали рельеф стены, перебрав все декоры, ассоциирующиеся с русскими мотивами. Стены предполагалось делать из подкрашенного бетона. В такой стилистике решены блок пожарной лестницы, фланкирующий вход с одной стороны, и концертный зал, примыкающий к прогулочной улице с другой. Улицу, которая разделяет два здания, мы накрыли прозрачной крышей. Дроблением здания на несколько объемов мы пытались уменьшить масштаб, а также воспроизвести квартал Третьяковки, состоящий из нескольких небольших зданий.

Отдельное решение было предложено и для дворовых фасадов, выступающих в роли фона или занавеса перед особняками и палатами музея. Там использовано вертикальное членение. Нам хотелось достичь определенной сдержанности. Декор – это восточная и московская тематика, но есть и европейская строгость, потому что речь идет о современном музее.
zooming
Проект фасадов Третьяковской галереи. Архитектурное бюро «Тотемент/Пейпер»
zooming
Проект фасадов Третьяковской галереи. Архитектурное бюро «Тотемент/Пейпер»
zooming
Проект фасадов Третьяковской галереи. Архитектурное бюро «Тотемент/Пейпер»
zooming
Проект фасадов Третьяковской галереи. Архитектурное бюро «Тотемент/Пейпер». Ночной вид со стороны Кадашевской набережной
Проект фасадов Третьяковской галереи. Архитектурное бюро «Тотемент/Пейпер». Дворовый фасад
Проект фасадов Третьяковской галереи. Архитектурное бюро «Тотемент/Пейпер»

Второй вариант по структуре практически не отличается от первого. Мы точно так же разбили здание на отдельные объемы. Если смотреть вдоль набережной, то объем новой Третьяковки помещается между семиэтажным доходным домом и низкоэтажным новоделом с круглой башенкой. У нас появилась мысль сделать козырек над входом, который сгладил бы этот перепад. Мы предложили довольно динамичную форму, придали ей скульптурность. Стеклянный фасад, так же как и в первом варианте, отражает воду и здания. А сквозь него просвечивает красная стена выставочного зала. Это очень похоже на кремлевские звезды. Мы пытались отдать дань русскому авангарду. Концертный зал мы одели в тонкую кожу с русскими чертами. Она может быть выполнена либо из металла, либо из керамики. Здесь также оставлено большое утопленное в стену окно, из которого в случае необходимости могла бы выдвигаться небольшая сцена для проведения концертов. Напротив располагается Вдовий дом, и зрители вполне бы разместились на его лестнице.

Но главная идея этого проекта – это галерея, разделяющая два основных объема здания, которую мы решили как одну большую лестницу. В предложенном нам <исходном – прим. ред.> проекте это пространство представляет собой один длинный коридор, пересекаемый эскалаторами и мостами, что недостаточно связывает две части здания. Мы же придумали лестницу с площадками, где могут сидеть люди и любоваться городом по примеру Дефанса. Через сквозные отверстия в площадках лестницы освещаются нижние уровни. В перспективе лестница сливается с кровлей здания.

Получился очень современный образ, который, как нам кажется, должен, наконец, появиться в Москве. Это смелое решение, но заказчик хотел получить самые разные идеи, что мы ему и предложили.»
Проект фасадов Третьяковской галереи. Архитектурное бюро «Тотемент/Пейпер». Второй вариант
Проект фасадов Третьяковской галереи. Архитектурное бюро «Тотемент/Пейпер». Второй вариант
Проект фасадов Третьяковской галереи. Архитектурное бюро «Тотемент/Пейпер». Второй вариант
Проект фасадов Третьяковской галереи. Архитектурное бюро «Тотемент/Пейпер». Второй вариант
Проект фасадов Третьяковской галереи. Архитектурное бюро «Тотемент/Пейпер». Второй вариант. План первого этажа

Третье место. ТПО «Резерв».
Владимир Плоткин:

«Это далеко не самый идеальный способ создания проекта, поскольку речь шла о фасаде для уже готового объекта. Если оставить в стороне этические вопросы конкурса, то, изрядно посомневавшись в необходимости нашего участия, мы все-таки решили поделиться своими соображениями на тему возможной трактовки фасадов Третьяковской галереи, причем рассматривали это как профессиональный совет, не более того.

У нас было несколько различных вариантов – от самых простых до радикальных. В итоге в качестве основы мы выбрали тему национальных орнаментов, что не слишком характерно для нашей мастерской. Однако для данного проекта такое решение показалось наиболее уместным. Более того, я был уверен, что большинство участников так или иначе выскажутся на эту тему. Так оно и вышло. Орнаменты в последние десять лет очень популярны, а применительно к данному проекту еще и актуальны. Мы решили довести идею орнаментального фасада до абсолюта, предложив нечто феерическое и кажущееся неправдоподобно сказочным.

Главная идея – развитие на новом уровне нео-русского стиля, в котором был решен васнецовский фриз существующего здания галереи. Изначально мы хотели использовать традиционное сочетание красного и белого цветов. Были идеи сделать что-то совершенно разноцветное, но в какой-то момент нас очень вдохновила белоснежная, перистая, похожая на морозные узоры на стекле ткань здания.

Несмотря на кажущуюся фантастичность, данное предложение более чем реалистично. Наш фасад – это ажурная сетка, которая может быть выполнена из резанного или гнутого анодированного металла. Это либо цельная, либо сцепленная с помощью точечной сварки конструкция, которая выполняет функцию наружной оболочки двойного фасада. Основной фасад, выполненный из стекла, а местами, в зависимости от функционального наполнения музея, представляющий собой глухую стену, располагается от внешней оболочки на расстоянии 60-70 см. Также мы предполагали, что для достижения двойного, глубинного эффекта на основном стеклянном фасаде тоже необходим орнаментальный рисунок, который мог бы быть выполнен методом послойной заливки. Мы знаем эту технологию.

Гнутая полоса металла ставится на ребро перпендикулярно фасаду, поэтому получается очень сложный рисунок. Но он хорошо считывается, потому что мы специально подбирали крупный масштаб, опознаваемый на фоне окружающей застройки. Этот рисунок идеально подходит для фронтального восприятия. При движении вдоль фасада возникает динамическая трансформация рисунка, он рассыпается, превращаясь в красивую, завораживающую абстракцию, меняется в зависимости от освещения, при боковом утреннем солнце появляются богатые светотени.

Понятно, что качественная реализация такого проекта потребовала бы больших усилий и стоила бы приличных денег. Но это был профессиональный вызов, тем более что речь идет о важном для города объекте.

Самая главная задача, которая была поставлена перед нами заказчиком, состояла в том, чтобы ни в коем случае не пытаться переосмыслить существующее объемно-пространственное решение. На участке уже вырыт котлован, и строители готовы хоть завтра приступить к работе по возведению музея. Поэтому речь шла только об обертке. И мне кажется, что ничего оскорбительного в этом предложении не было. Этот простой прямоугольный объем, занимающий не островное положение, а лакуну вдоль набережной, выступает в роли рядовой квартальной фасадной застройки. Еще раз подумать над решением его фасада, на мой взгляд, было правильно. Еще раз подчеркну, что мы это восприняли как дружеский совет. К тому же это был очень интересный опыт.»
Проект фасадов Третьяковской галереи. ТПО «Резерв»
Проект фасадов Третьяковской галереи. ТПО «Резерв»
Проект фасадов Третьяковской галереи. ТПО «Резерв». Ночной вид
Проект фасадов Третьяковской галереи. ТПО «Резерв»
Проект фасадов Третьяковской галереи. ТПО «Резерв». Орнаменты
Проект фасадов Третьяковской галереи. ТПО «Резерв». Фасады
Проект фасадов Третьяковской галереи. ТПО «Резерв». Вид сверху
Проект фасадов Третьяковской галереи. ТПО «Резерв». Орнаментальное решение фасадов

АБ «Остоженка»,
автор проекта Мария Дехтяр:

«Конечно, это нонсенс, когда здание проектируется одним архитектором, а потом приглашаются другие бюро для разработки фасадов. Наверное, мы не стали бы участвовать в таком странном конкурсе, но автор проекта Андрей Боков лично пригласил наше бюро и Александра Скокана, поэтому мы не смогли отказаться. Перед началом работы нам был представлен существующий проект и история его развития. Заказчик нам объяснил, что он хотел бы увидеть современную европейскую архитектуру, которая в то же время соотносилась бы с традициями старой Третьяковки, выстраивая понятный ассоциативный ряд. Но конкретного задания на проектирование у нас не было.

Мы понимали, что в отличие от других зданий комплекса, выходивших в уютные Замоскворецкие переулки, главный фасад нового корпуса обращён к каналу, к открытым городским пространствам, что позволяет ему быть более парадным, нарядным. Согласно концепции развития Третьяковская галерея позиционируется как символ русской культуры и главный национальный музей страны. И строительство еще одного корпуса – это не просто расширение экспозиционных площадей, но создание нового современного образа галереи. Здание должно было отвечать данной программе, оставаясь при этом составной частью единого комплекса.

Также фасад должен был нести информационную функцию, но не в буквальном смысле, как медиа-фасад, а в виде легко считываемых ассоциаций. Нам показалось, что орнамент для этих целей подходит идеально, он воспринимается интуитивно, на уровне подсознания, рождая в голове самые разные богатые образы.

Орнамент мы использовали в отделке всех фасадов здания, кроме внутридворового, выходящего на Лаврушинский переулок вторым планом и потому решенного в более спокойной стилистике. Разумеется, мы вдохновлялись старой Третьяковкой, историческими зданиями, построенными по проектам В.М. Васнецова и А.В. Щусева, но там орнамент имел исключительно декоративно-прикладной характер. Мы же решили придать ему гипермасштаб, составив рисунок фасада, как матрицу, из элементарных геометрических фигур – треугольник, круг, полукруг, квадрат. Нам показалось, что это будет свежо, выбранный масштаб вывел орнамент на первый план. В данном проекте ему отводилась главная пластическая, а не декоративная роль. При этом орнамент мутирует, меняется, реагируя на окружение. К набережной обращен фасад с самым крупным рисунком с расчетом на восприятие здания с дальних точек, ближе к переулкам масштаб и композиция меняются. Получается что-то вроде бетонного кружева, реагирующего на контекст, хорошо работающего с водой и формирующего узнаваемый образ музея. Орнаментальная трактовка фасада нового корпуса позволила также визуально сбить масштаб, приблизив его к ритму окружающей застройки.

Основная тема продолжается и на внутренних фасадах прогулочной улицы, разделяющей объем выставочных пространств и концертный зал. Непрерывный рисунок плавно затекает внутрь прохода, образуя что-то вроде каньона с цветными орнаментальными стенами. Мы предполагали, что фасады будут выполнены из бетона, окрашенного в массе в цвета, корреспондирующиеся с историческим зданием Третьяковской галереи. Промежутки между бетонных элементов заполнены витражными конструкциями.»
Проект фасадов Третьяковской галереи. АБ «Остоженка»
Проект фасадов Третьяковской галереи. АБ «Остоженка»
Проект фасадов Третьяковской галереи. АБ «Остоженка»
Проект фасадов Третьяковской галереи. АБ «Остоженка»
Проект фасадов Третьяковской галереи. АБ «Остоженка»
Проект фасадов Третьяковской галереи. АБ «Остоженка»
Орнамент. Проект фасадов Третьяковской галереи. АБ «Остоженка»


UNK project,
Юлий Борисов:

«Во-первых, хочу сказать, что это был достаточно необычный конкурс. Перед участниками была поставлена откровенно сложная задача – надеть на существующие планировки и архитектурное решение новые фасады. Кроме того, сделать это надо было в очень сжатые сроки – меньше месяца. А ведь речь шла об очень важном, знаковом объекте. Заказчик не предложил нам никакого определенного задания, он просто хотел получить наше видение, предполагая, что это должно быть вполне современное здание, отражающее дух Третьяковки.

Наше решение основывалось на использовании в новом проекте архетипов существующего здания, чтобы, с одной стороны, была преемственность, а с другой – новый уникальный подход. В качестве главного образного элемента был выбран фриз, присутствующий во всех постройках галереи. На главном фасаде нового корпуса фриз превратился в огромную раму, обрамляющую стеклянное полотно гигантской картины, отражающей реку и город. Лента из разноцветных стекол интерпретирует васнецовский фриз из майолики и изразцов, только переведенный в более крупный масштаб. Мы взяли существующий рисунок и воплотили его в современных материалах и технологиях. Еще один очень характерный элемент, соответствующий традициям галереи – это световые фонари.

Помимо всего прочего, Третьяковке присущи определенные цвета – белый и красный. Мы решили воспроизвести их не в классических материалах – кирпиче, штукатурке или бетоне, а использовали крашеное стекло, подобрав нужную цветовую палитру. Кроме цветного стекла-хамелеона, меняющего цвет в зависимости от угла зрения и освещения, на фасадах присутствует и прозрачное остекление – в тех зонах, где требуется естественное освещение. Ночью, благодаря подсветке, стеклянные фасады становятся полупрозрачными, что позволяет наблюдать внутреннее пространство музея с улицы. Также в отделке предполагалось использовать натуральный камень и изразцы.  

Выбранные материалы и композиция позволяют нивелировать тектонику здания, оно растворяется в отражениях, становится частью среды. Зону входа мы предложили полностью перекрыть, тем самым обеспечена защита от осадков и создана комфортная и представительская атмосфера.»
Проект фасадов Третьяковской галереи. UNK project
Проект фасадов Третьяковской галереи. UNK project
Проект фасадов Третьяковской галереи. UNK project


«Цимайло Ляшенко&Партнеры»,
Николай Ляшенко и Александр Цимайло:

«В своем предложении мы позволили себе изменить и расширить рамки задания конкурса, который предполагал разработку только фасадов для уже существующего проекта. Мы же посчитали возможным частично пересмотреть предложенные решения. В частности, в нашем проекте изменения затронули угловую часть, на пересечении набережной с Лаврушинским переулком. При этом структура и планировка здания сохранены практически полностью. Была минимально откорректирована конфигурация основных помещений, концертный зал перемещен в подземную часть.

Мы попытались создать перед главным входом в здание новое общественное пространство, выходящее на набережную, в которое интегрированы все расположенные на территории галереи исторические здания вдоль Лаврушинского переулка. Созданное общественное пространство с прозрачным павильоном, обращенным к набережной должно превратиться в территорию демонстрации всего самого актуального и важного в области современного искусства. Его наполнение могло бы динамично меняться и трансформироваться, подстраиваясь под нужды галереи и выступая в роли места встреч людей, приобщая город к искусству.

Если говорить о стилистическом решении, то для себя мы сформулировали определенную позицию. Поскольку музей – это хранилище художественных ценностей разных эпох и времени, то его фасад мы трактовали как наслоение различных культурных пластов. Для отделки был выбран белый кирпич – материал очень характерный для окружающей застройки. Неравномерная кирпичная кладка придала определенный рельеф и фактуру фасаду. Мы хотели превратить процесс возведения сложной кирпичной стены в публичную акцию, в которой могли бы принять участие самые достойные представители общества, имеющие отношение к культуре. Таким образом, строительство галереи стало бы по-настоящему национальным проектом. Кирпичная кладка разбавлена большими пролетами остекления в тех зонах, где сосредоточены основные людские потоки: зоны кафе, галерей с видами на реку и город.

Мы намеренно не стали делать много окон, поскольку не хотели вступать в диалог с существующей исторической застройкой во многом задающей атмосферу и масштаб этого места. Задача скорее сводилась к формированию пространства, где новое здание должно было выполнять одновременно роль фона и знака и вполне могло быть не похоже на дом в его привычном понимании. Что касается взаимодействия нового корпуса с Третьяковкой, то нам показалось уместным выбрать стилистику, которая направлена не на противопоставление, а скорее на обозначение потенциала прогрессивности и открытости сегодняшней Третьяковской галереи как одной из основных культурных площадок страны.»
Проект фасадов Третьяковской галереи
Цимайло ляшенко & партнеры
Проект фасадов Третьяковской галереи
Цимайло ляшенко & партнеры
Проект фасадов Третьяковской галереи
Цимайло ляшенко & партнеры
Проект фасадов Третьяковской галереи
Цимайло ляшенко & партнеры
Проект фасадов Третьяковской галереи
Цимайло ляшенко & партнеры
Проект фасадов Третьяковской галереи
Цимайло ляшенко & партнеры
Архитектор:
Владимир Плоткин
Проект:
Конкурсная концепция фасадов нового здания Третьяковской галереи
Россия, Москва

Авторский коллектив:
В. Плоткин, Е. Кузнецова

5.2013 — 6.2013
Конкурсная концепция фасадов нового здания Третьяковской галереи
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Автор проекта: Мария Дехтяр

5.2013 — 6.2013
Александр Цимайло
Николай Ляшенко
Цимайло Ляшенко и Партнеры http://www.tlp-ab.com/
Конкурсная концепция фасадов нового здания Третьяковской галереи. Вариант 1
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Л. Айрапетов, В. Преображенская, Д. Грекова, Е. Косцов, Е. Легков, Ю. Преснякова, А. Ривкина

5.2013 — 6.2013
Конкурсная концепция фасадов нового здания Третьяковской галереи. Вариант 2
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Л. Айрапетов, В. Преображенская, Д. Грекова, Е. Косцов, Е. Легков, Ю. Преснякова, А. Ривкина

5.2013 — 6.2013
Фасады нового здания Государственной Третьяковской галереи
Россия, Москва, Кадашевская набережная, 12

Авторский коллектив:
СПИЧ
Авторы проекта: С. Чобан, И. Членов 
Ведущий архитектор: М. Дигилева 
Архитекторы: Сергей Попов, Виталий Иванков, Любовь Картавченко
Визуализаторы: Н. Злобина, А. Захаров 

Tchoban Voss Architekten
Графический дизайн, подготовка изображений к печати: Валерия Каширина, Лев Шестаков

5.2013 — 6.2013 / 5.2024

Генпроектировщик: «Моспроект-4»

Заказчик: Зарубежпроект

29 Июля 2013

Похожие статьи
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
5 утверждений Нормана Фостера: о «зеленом» строительстве,...
Журнал Dezeen опубликовал интервью с 88-летним основателем бюро Foster+Partners. Норман Фостер делится своими мыслями о «зеленом» строительстве, рассказывает о преимуществах бетона и пытается восстановить репутацию авиасообщения. Публикуем ключевые моменты этой беседы.
В Ново-Сибирск по линии авангарда
В этом году команда энтузиастов издала в Новосибирске архитектурный путеводитель по авангарду и конструктивизму, которого в городе немало. Рассказываем о путеводителе – сейчас вышел первый том, но авторы не планируют останавливаться на достигнутом.
А поговорить?
Обнародована коллекция эскизов уличной мебели, разработанных Еленой Медведевой для компании ARCHIPÉLAGO Дарьи Беляковой при помощи искусственного интеллекта. В пресс-материалах дизайнеры признаются, что самым сложным было написать промт: раньше задачу описания объекта отдавали маркетологам, а тут вдруг почувствовали, что она – сюрприз! – творческая.
Свет просвещения
После реставрации открыта главная лестница Ленинской библиотеки и заодно показан проект фондохранилища в Химках. В небольшом фоторепортаже – результат реставрации, большие планы РГБ и контуры пока не согласованного проекта неопределенного авторства, но презентованного зрителям самими Щуко и Гельфрейхом. Можно опасаться, многие решат, что они и спроектировали новое здание.
Сады и мифы
В «Царицыне» открылся фестиваль исторических садов. Участники создали 15 фантазийных ландшафтных композиций, посвященных мифам и легендам.
МАРШоу 2023
В архитектурной школе МАРШ открылась выставка МАРШоу – ежегодно устраиваемый школой показ лучших дипломных и курсовых работ, как магистров, так и бакалавров.
Метавселенная ATRIUM
Архитектурная мастерская ATRIUM открыла в метавселенной собственную галерею. Внутри можно ознакомиться с подходом и последними достижениями бюро, а также испытать определенный эмоциональный опыт. В галерее уже назначают деловые встречи и проводят корпоративные праздники.
Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Гараж-гараж
Вчера в Москве презентовали проект Юрия Григоряна, посвященный приспособлению грузового гаража на Новорязанской улице, построенного по проекту Константина Мельникова, для Музея транспорта Москвы. Он предполагает реставрацию памятника, новый подземный этаж и новый вход, парк. Реализация, надо сказать, уже идет полным ходом.
Дома у озера
Согласован проект жилого комплекса, спроектированного DNK ag в Казани. Он малоэтажный, секции решены как отдельные объемы, объединенные стилобатом. Все как любят DNK: деликатно и как-то даже лирично, особенно там, где двор выходит к озеру.
Александру Скокану 80 лет
Сегодня, 4 июня, исполняется 80 лет Александру Скокану, партнеру-основателю бюро «Остоженка», автору, который участвовал и в поисках НЭРа, и в становлении постсоветской архитектуры. Публикуем поздравление от Карена Бальяна – и присоединяемся к нему.
Полземли
В центре Милана в галерее Antonia Jannone Disegni di Architettura открылась выставка акварелей и макетов Стивена Холла. Экспозиция визуализирует размышления мастера об ответственности архитектурного процесса перед природой.
«Пражский дневник»
По приглашению Пражского института планирования и развития архитектурный фотограф Иван Баан неделю снимал чешскую столицу – часто с неожиданных ракурсов. Получившаяся серия сейчас составила выставку.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Ледяное перемирие
Древолюция 2023 зимняя, январская, дополнила деревянные постройки лета 2023 года временными объектами из льда и снега. Самые понятные осмыслили главную ось, самый тонкий и лиричный объект, «Оттепель» или «Проталина», появился в перспективе объекта «Другой».
Мега-светлячок
МКА сообщает о согласовании проекта ТЦ Матвеевский​ на Очаковском шоссе. Его матовые светящиеся фасады способны украсить собой место, которое, определенно, требует каких-то украшений.
Геопластический подход
T+T architects сообщают о завершении благоустройства двора 1 очереди ЖК «Александровский сад» в Екатеринбурге – ландшафт дополняет контекстуальную архитектуру, приспособленную к предпочтениям покупателей и к центру города, смелыми неомодернистскими росчерками и пышной разнообразной зеленью.
Архитектор как граффити
В Нижнем Новгороде провели конкурс и реализовали победивший проект граффити в честь Александра Харитонова. Оно разместилось на улице архитектора, в арке между первой и второй очередью банка Гарантия. Илья Сакович – о конкурсе, граффити, Александре Харитонове.
Башни: прообразы
МКА сообщает о проекте ЖК на улице Куусинена, на месте гаражей, между улицей Зорге и Ходынкой, рядом с парком Березовая роща.
Игра с восприятием
Третьяковская галерея и Альфа-Банк установили перед Фабрикой-кухней в Самаре «Супрематический куб» Николая Полисского.
Память дерева
Во флигеле-Руине Музея архитектуры открылось сразу две выставки, посвященные истории изучения деревянной архитектуры. Одна беглая, но фактурная, – другая подробная и красивая, поскольку работы Александра Ополовникова из фондов музея очень хороши.
Пластины Багратиона
Обнародован проект нового небоскреба от архитекторов СПИЧ в Москва-Сити. В нем можно увидеть: московские высотки, Чикаго, архитектон Малевича и попытку деконструкции цельного образа московского небоскреба, найденного авторами в недавних предшествующих работах.
Секрет Полишинеля
Вчера, помимо церемонии награждения Архитектурной премии Москвы, вручили дипломы лучшим архитектурным журналистам. Приз в новой номинации Адаптация получил тг-канал «Недвижимость. Инсайды»; несмотря на анонимность, премию получил реальный человек.
Мост-завиток
Проект пешеходного моста, предложенного архитекторами бюро ATRIUM Веры Бутко и Антона Надточего для Алматы, стал победителем премии A+A Awards портала Architizer в номинации «Непостроенная транспортная инфраструктура». Он и правда хорош: «висячий сад» в бетонных колоннах-кадках над городской трассой сопровожден завитками деревянных пандусов, которые в ключевой точке складываются в элемент национальной орнаментики.
Лошарик
Москомархитектура обнародовала проект пешеходного моста между ММДЦ Москва Сити и ТПУ Деловой центр. Авторы – Сергей Кузнецов и Дмитрий Сухов.
Технологии и материалы
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Сейчас на главной
Механическое «облако»
Инженерно-технический корпус Cloud Engine по проекту шанхайского бюро XING DESIGN переосмысляет тип инфраструктурного объекта в парковом окружении.
Арочные традиции
В интерьерах Центра исполнительских искусств в шанхайском комплексе New Bund 31 главную роль играет мотив арок, напоминающий об античных аренах. Авторы проекта – Neri&Hu Design and Research Office.
Культурный метаморфоз
В рамках реконструкции дома культуры в селе Алтайского края, которая фактически обернулось новым строительством, новосибирское бюро «Формат Проект» решило сохранить функциональную схему предшественника, но критически переработало фасады, добавив современные материалы, большой витраж и, по настоянию заказчика, скатную кровлю.
Бюро эпохи Возрождения
В проектировании новой штаб-квартиры компании BIG в Копенгагене были задействованы все ее подразделения: архитекторы, конструкторы, городские планировщики, ландшафтные архитекторы и промышленные дизайнеры.
МГАХИ 2024: часть II
Еще пять бакалаврских работ, защищенных на «отлично» на факультете Архитектуры МГАХИ: жилой комплекс в Казани, а также несколько туристических кластеров разной специфики – от устричных ферм и терм до горнолыжного курорта и городского общественного центра.
Очередная революция
Здание нового сеульского Музея робототехники и искусственного интеллекта по проекту турецкого бюро Melike Altınışık Architects по сути и по образу стало его самым крупным экспонатом.
Слои и уровни полета
Проект этот давний – ТПО «Резерв» выиграли конкурс в конце 2011 года, здание сдано в эксплуатацию в 2018 – то есть даже почти «архивный»... Но он малоизвестен, что несправедливо, поскольку ни разу не устарел. А остается актуальным, почти образцовым архитектурным высказыванием в жанре штаб-квартиры. Особенно, надо сказать, офиса авиационной компании. На офис Аэрофлота в Шереметьево он и похож, и не похож. Скорее родственен: развивает тему в узнаваемом авторском направлении Владимира Плоткина. Подробно разбираемся со зданием ОАК в Жуковском, рассматриваем свежие фотографии Алексея Народицкого – съемка стала возможна только теперь, поскольку сейчас территорию привели в порядок.
Арт-лабаз
К своему 800-летию Юрьевец планирует обзавестись арт-резиденцией, которая займет здание лабаза – исторической деревянной постройки, сохранившейся недалеко от дома-музея Весниных. В проекте приспособления бюро APRELarchitetcs руководствуется идеями знаменитых братьев-архитекторов и на первый план выводит подлинные конструкции.
МГАХИ 2024: часть I
Представляем восемь бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, которые были отмечены на защите и получили оценку «отлично». Все они посвящены образовательных комплексам и культурным центрам с разнообразной географией – от Сириуса до Павловского Посада.
Светопись
Разбираем архитектурное решение дома «Чайка» архитекторов DNK ag – не так давно, в 2023 году, он реализован в составе «коллекции» авторских решений ЗИЛАрта. Там, как известно, все дома подчинены дизайн-коду, но различны. Этот – отличается не только белизной и лаконизмом, но и тонкой работой на ограниченном числе приемов, которые вместе дают то, что можно смело назвать синергией.
Красота и нюансы материи
Книга «Архитектурный бетон. Практика применения в России» соединяет два подхода к рассказу о технологии: практическую, точную, – и творческую: тут собраны примеры современных российских реализаций, которые используют бетон, эстетизируя его открытую поверхность. С обзора книги, главным редактором которой стала Анна Мартовицкая, мы начинаем спецпроект, посвященный архбетону, и планируем в дальнейшем его развивать.
Настоящая «Большая глина №4»
В китайском Исине открылся Музей глины UCCA по проекту Кэнго Кумы. Покрытый глиняной черепицей гороподобный объем отсылает к форме традиционных печей для обжига керамики.
Блинчик с арабеской
В Дубае открылся ресторан сети «БлинБери», интерьер которого разработала волгоградская студия Rogojnikov&Sorokin. С помощью резных панелей из фанеры архитекторы решили сразу несколько задач: придали помещению с высокими потолками уюта, закрыли инженерные коммуникации и объединили символы двух культур.
Вера и каштаны
Интерьеру кафе в Воронеже, названному в честь Веры Комиссаржевской, бюро Tou Architects придало театральности за счет акцентной стены с мозаикой, в которой зашифрован важный городской символ. «Мозаику-приму» оттеняют винтажная мебель, темное дерево и фактурная штукатурка.
Казус Нового
Для крупного жилого района DNS City был разработан мастер-план, но с началом реализации его произвольно переформатировали, заменили на внешне похожий, однако другой. Так бывает, но всякий раз обидно. С разрешения автора перепубликовываем пост Марии Элькиной.
Жизнь в каньоне
Щелевые каньоны гор в штате Колорадо интерпретированы в проекте многоквартирного дома One River North пекинского бюро MAD в центре Денвера.
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Пресса: Архитектор Максим Атаянц — о выставке «Три времени...
Как не думать о Римской империи, когда в Пушкинском музее в Москве только что прошла эстетская выставка «Три времени Рима»? И теперь гравюры из коллекции, которую архитектор Максим Атаянц собирал долгие годы, обсуждают урбанисты со всей страны: вновь оказалось, что древнейший мегаполис — это база, и мы до сих пор не выучили его уроки.
Архитектурный гуманизм
Психиатрическая лечебница Compos Mentis по проекту бюро SPACEMAGUS в индийском городе Ранчи представляет собой альтернативу государственным больницам, редко учитывающим в своей архитектуре нужды пациентов.
От Канонерки до Териберки
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерских Феликса Буянова и Вячеслава Ухова в 2024 году: парк у Финского залива, крематорий на Канонерском острове, застройка территории ЛенЭКСПО и Музей китов в Териберке.
Архитектура комфорта
Учебный центр Гронингенского университета по проекту KAAN Architecten задуман как серия пространств для занятий, отдыха и общения студентов с вниманием к их физическому здоровью и психологическому комфорту.
Завтрак у воды
На набережной в Волгограде открылась кофейня, над интерьерами которой работало бюро Rogojnikov&Sorokin. Архитекторы подчеркнули преимущества советского неоклассического павильона, в котором когда-то продавали мороженое, добавив современных деталей и непринужденного шика
Пустыня в алмазах
Гостиница по проекту шанхайского бюро SHUISHI в пустыне Тэнгэр на севере Китая развивает тему бриллиантов и звезд.
Реставрируя, оживляй
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Николая Смелкова в 2024 году: ревитализация балкарского аула, реставрация монастыря в Новой Ладоге и приспособление под новую функцию Пеньковых амбаров на Тучкове буяне.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Залететь в тренды
Бюро Izi Design спроектировало для Ульяновска гибридное двухуровневое пространство, которое объединяет ресторан, студию флористики, лекторий и салон красоты. Интерьеры предлагают посетителям череду популярных в последнее время приемов: от оливкового дерева в кадке до шлакоблоков в качестве элемента дизайна.
Пресса: Рухнет ли центр Петербурга? Градозащитники правда...
Давно идут разговоры, что исторический центр Петербурга разрушается. Есть ли риск того, что он действительно однажды рухнет? Почему строгие законы об охране памятников не решают всех проблем? Чем вредно поклонение прошлому как самоценности? И, конечно, самый главный вопрос — что нужно делать, чтобы старый Петербург достался нашим потомкам в состоянии еще лучшем, чем он достался нам? Специально для «Собака.ru» архитектурный критик, автор телеграм-канала «Город, говори» Мария Элькина задала самые неудобные вопросы главному краеведу Петербурга Льву Лурье и девелоперу Игорю Водопьянову и собрала гид.
В золотой обертке
Новое здание библиотеки района Фар-Рокавей в Нью-Йорке стараниями архитекторов Snøhetta и художника Хосе Парла получило золотые стеклянные фасады, будто расчерченные перьевой ручкой.
Преемственность и развитие
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Никиты Явейна в 2024 году: авторы предлагают идеи для Музея блокады и намывных территорий в районе поселка Горская, а также новый туристический объект в Териберке.
Под руководством архитекторов
100-километровая лондонская линия Елизаветы, охватывающая 41 подземную и надземную станцию и обслуживающая более 200 млн пассажиров в год, получила Премию Стерлинга как лучшее сооружение Великобритании-2024.